Что такое нейтрализация фонем примеры

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ФОНЕМНЫХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЙ; »СИЛЬНЫЕ» И «СЛАБЫЕ» ПОЗИЦИИ; РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ЯВЛЕНИЮ НЕЙТРАЛИЗЦИИ; ОСНОВНЫЕ ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ ШКОЛЫ.

ПОНЯТИЕ ЧЕРЕДОВАНИЙ. ТИПЫ ЧЕРЕДОВАНИЙ.

– объясняются законами совр языка. Непозиционные/исторические ∞ – не обусловлены позицией.

Чер-ние r°uka – r°uk°u – [k]

По Трубецкому – здесь, вероятно, чередование фонемы с архифонемой. По МФШ – гиперфонема, всего лишь «модификация фонемы» (ее основной вид заменен позиционным вариантом). По Щербе: ЖИВОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ФОНЕМ.

В аллофонемных чер-ниях нет определенной направленности, записывают от основного варианта фонемы, ставя его слева. В живых чер-ниях первым записывают вариант в сильной позиции. В историч чер-ниях это не имеет значения.

Слог как минимальная произносительная единица. Эл-ты его структуры. Типы слогов. Разные типы слогов в разных языках.

Слог– минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся наибольшей слитностью компонентов. Слог строится в процессе речепорождения, состоит из фонем, его вычленение для носителя языка более очевидно, чем фонемы.

Фонологический слог: рассматривает возможные слоговые модели в языке.

Фонетический слог: слог рассматривается как минимальная произносит единица речи. 1) открытый(отсутствует задняя периферия)/ закрытый (заканчивается неслогообразующим звуком). 2) прикрытый / неприкрытый слог (о левой периферии).

Сонорная теория слова: в слоге звук большей сонорности составляет ядро, я звуки меньшей сонорности – периферию. Теория широко распространена, но не решает проблему места слогораздела, не объясняет случаев, где два «пика звучности» (сонант и гласный) (мхи, рдеть, лжет).

Теория мускульного напряжения (наиболее полно разработана Щербой): слог рассматривается как отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения произносительного аппарата. Единство импульса и объясняет неделимость слога с произносительной т.з.

В русск, фр и анг слоговые границы: 1) не связаны с его смысловым членением на морфемы, 2) являются подвижными при образовании грамматич форм (ДОМ – ДО-Ма).

В кит, вьетн, бирманск: слог является устойчивым звуковым образованием, не изменяющим в потоке речи ни состава, ни границ. Характерно для слоговых языков, где мин фонологич единица – не фонема, а целый слог – силлабЕма или его компоненты чередования – инициаль (начальный согл слога) и финаль (остальная часть слога как единое целое).

Для некоторых языков существенно различение долгих и кратких слогов.

Долгие – содержат либо долгий гласный, либо краткий гласный перед группой согл. Краткие – содержат краткий гласный не перд группой согл.

С понятием слога тесно связаны дифтонг и трифтонг. Это сочетание двух (трех) гласных, произносимых как один слог. Обычно только один гласный составляет вершину слога. В зависимости от места вершины различают восходящие, нисходящие и восходяще-нисходящие полифтонги. Реже встречаются «равновесные» дифтонги, в которых вершина распределена равномерно между гласными. Дифтонгоиды – гласные с неоднородным звучанием, начинающиеся или заканчивающиеся кратким призвуком другого гласного, обычно близкого по артикуляции. (русск О с у-образным призвуком в начале).

Звуковые изменения, которые могут вызываться особенностями слоговой структуры: паразитические (неорганические) звуки. Если они возникают в самом слове, то называются эпентЕзой, а если на начальной границе слова – протЕза.

Эпентетические согласные возникают при устранении зияния (стыка двух гласных разных слогов). На границе слога общее мускульное напряжение является минимальным. В связи с этим, если в районе слоговой границы нет согласного, там возникает нехватка привычного элемента, переходного к следующему слогу, и появляется тенденция устранить эту нехватку вставкой щелевого согласного с несильным трением ([j], [w], [v], [h], [ɣ]).

Протетические согласные появляются на границе слова в порядке устранения случаев зияния в потоке речи (рускк.: он, она – укр: вин, вона; отец-вотчина, осьминог – восемь).

Другие способы ликвидации зияния: стяжениедвух соседних гласных в один долгий гласный или дифтонг: в севернорусск диалектах: быват – бывает, и элизия – «выталкивание» одного из двух гласных, вступающих в непосредственное соседство: сокращенный артикль во фр яз.

Паразитические гласные появляются там, где возникает потребность разбить на два слога неудобопроизносимую в рамках одного слова группу согласных. Чаще всего в слогах, где есть сонант, отделенный от вершины слога шумным согласным (ветр – ветер, рубль- рубель).

Сокращение группы – устранение неудобопроизносимых согл путем устранения сонанта, на базе кот мог бы развиться новый слог. (рубль – рупь, жисть – жизнь).

№ 20. Просодические явления.

Супрасегментные особенности наслаиваются на линейную цепочку сегментных единиц (порядок фонем, слогов), т.е. реализуются всегда одновременно с теми или иными сегментными единицами. Супрасегментные особенности звуковой материи языка – просодические явления – включают: мелодику (движение высоты основного тона голоса); изменения интенсивности звучания и темпа произнесения; паузы; тембровые характеристики. Просодические явления наблюдаются в слоге – т.н. слоговой акцент в ряде языков, в слове – словесное ударение, в рамках единиц связной речи – фразовая интонация.

Акцентология изучает словесное ударение и слоговой акцент.

А) Словесное ударение заключается в том, что в фонетич слове (сегмент текста с 1 гланвым словесн ударением) подчеркивается один определенный слог с помощью тех или иных звуковых средств. Отрезок, сплачиваемый ударением и невозможностью внутр паузы – акцентное слово. Часто включает в себя клитики – слова, не способные иметь собств ударение. Однако есть ряд случаев, где ударение переходит на клитику (за спину, под ноги, из лесу).

Классификация ударения по способу реализации:

— динамическое (силовое) (ударный слог произносится с большей интенсивностью, воспринимается как громкость)

— количественное (квантативное) (удлинение слога)

— музыкальное (тоническое) (изменение высоты основного тона)

— качественное (особое качество звуков, составляющих ударный слог).

Способы звукового выделения выступают чаще всего в сочетаниях друг с другом.

Классификация ударений по месту реализации:

Иногда в одном слове имеется более одного ударения. Обычно в этих случаях ударения неравноправны: есть главное ударение, которое противостоит второстепенным. Единство акцентного слова, создаваемое главным ударением, не нарушается; с помощью второст ударения создается некоторое расчленение внутри единого смыслового и фонетического целого. В РЯз второст ударение в длинных сложных словах (машиностроительный, североамериканский). В германских языках второстепенные ударения в опр случаях строго обязательны и встречаются очень часто. В фр языке практически реализуется только фразовое ударение. В тунгусско-маньчжурских и в палеоазиатских языках нет ударения.

Б) Слоговой акцент имеет место там, где на протяжении отдельного слога происходят различные регулярные изменения высоты основного тона или интенсивности звучания, которые могут различать слова при противопоставлении.

Характерно для (тональных/политонических) языков слогового строя, где интонация базируется на слоге 9 китайск, вьетн, языки Вост Азии). Каждый слог имеет свой тон, а выделение словесн ударением невозможно. В китайском лит яз-е 4 слоговых тона: 1) ровный, 2) восходящий, 3) нисходяще-восходящий, 4) нисходящий. Во вьетн – 6 тонов (+ постепенно-нисходящий и резко-нисходящий). Монотонические – языки, кот не имеют противопоставленных друг другу типов движения тона в рамках слога.

В) Фразовая интонация охватывает все просодические явления, наблюдаемые в рамках синтаксических единиц – словосочетания и предложения. Изучается просодикой или интонологией.

В понятие интонации входит фразовое ударения. Его нейтральная разновидность – синтагматич ударение – средство фонетической организации синтагм (сравнительно небольшая группа слов, объединенных соседством в речевой цепи и тесной смысловой связью). В РЯ последнее слово синтагмы (но не служебное) подчеркивается больше, чем другие. Синтагматическое ударение может рассматриваться как установление градации между словесными ударениями.

Логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения частей высказывания. Часто рассматривается как отступление от привычных норм синтагматического ударения. Логич уд-ие способно нарушить нормы словесного ударения («дО еды или пОсле еды?»)

Другие компоненты – темп речи. Замедлением выделяются более важные слова в высказывании или слова, наиболее значимые эмоционально (эмфатическое ударение).Паузирование – расстановка пауз и их градация по степени длительности, и тембровые особенности,связанные с выражением общей эмоциональной настроенности речи. Все компоненты интонации используются в тесном переплетении друг с другом.

Синтаксические функции интонации:

1) Интонация вопросительных предложений – характеризуется особо высоким произношениям того слова, к которому преимущественно относится вопрос. В специально-вопросит предложении (вопросит слово) мелодический рисунок оказывается сходным с рисунком повествоват предложений. Там, где вопросительность передается инверсией, вопросит интонация не является обязательной.

2) Интонация перечислительных конструкций характеризуется однородными движениями тона на каждом члене перечисляем ряда и паузами, отделяющими члены ряда друг от друга.

3) Интонационное примыкание создается паузой между поставленными рядом словами, заставляющей воспринимать их как не связанные между собой и относить одно из них по смыслу к слову, более отдаленному в тексте.

№ 21. Словесное ударение. Различные способы выделения подударного слога в разных языках. Место словесного ударения в словоформе. Проклитики и энклитики.

Словесное ударение заключается в том, что в фонетич слове (сегмент текста с 1 гланвым словесн ударением) с помощью тех или иных звуковых средств, подчеркивается один определенный слог. Слоги, несущие ударение – ударные. Остальные – безударные

Классификация ударения по способу реализации:

— динамическое (силовое) (ударный слог произносится с большей интенсивностью, воспринимается как громкость)

— количественное (квантативное) (удлинение слога)

— музыкальное (тоническое) (изменение высоты основного тона)

— качественное (особое качество звуков, составляющих ударный слог).

Чисто динамическое ударение представлено в чешском. Чисто музыкальное ударение представлено в китайском, корейском, японском. Языки с чисто количественным ударением встречаются редко (новогреческий). В большинстве языков все эти виды ударения обычно используются в комбинации с друг с другом.

Функции ударения: 1. Словоформирующая (ударение и в односложном и в многосложном слове выступает как признак слова, показатель его самостоятельности в ряду соседних слов). «вершинообразующая» (Трубецкой): ударный слог составляет вершину слова, а безударные слоги примыкают к этой вершине. 2. Дистинктивная (слово- и форморазличительная) – для языков со свободным ударением, в случаях, когда два разных слова или его формы, обладая одинаковым фонемным составом, различаются лишь местом ударения.

3. Словоразграничивающая – для языков с фиксированным ударением, когда место ударения определяется по отношению к границе слова и служит показателем близости границы.

Классификация ударений по месту реализации:

Слово как единица языка.

Лексикология – раздел языкознания, изучающий лексику – словарный состав языка. Лексика состоит из слов и устойчивых словосочетаний, функционирующих наподобие слов. Слово – двусторонняя единица, обладающая планом содержания и планом выражения. Количество слов не может быть сосчитано, т.к. словарный состав все время пополняется. Лексика широко и непосредственно отражает обществ практику, материальн и духовн культуру человеч коллектива, и немедленно откликается на внешние и внутр изменения, поэтому находится в состоянии непрерывного развития.

Слово – наиболее привычная нам значащая единица. В отличие от морфемы (минимальн значащей единицы), слово не обладает признаком структурной и семантической нечленимости (одноморфемные предлоги, союзы, кенгуру – корень). По сравнению с морфемой, слово обладает большей самостоятельностью, которая может быть позиционной и синтаксической.

Позиционная самостоятельность – отсутствие жесткой линейной связи с соседними словами в речевой цепи – перемещаемость в предложении (сегодня теплая погода/погода сегодня теплая). Слово – минимальная ед-ца, обладающая позицион самостоятельностью, характерной для всех слов.

Слово – минимальная относительно самостоятельная значащая единица языка; относительная самостоятельность, бОльшая, чем у морфемы, проявляется в отсутствии у слова жесткой линейной связи с соседними словами и в способности многих слов функционировать синтаксически (в качестве однословного предложения либо в качестве члена предложения).

Варьирование слова более сложное, нежели у фонемы. 1) чисто фонетич варьирование экспонента 2) либо с фонетич условиями контекста.

3) может быть варьирование морфемного состава слова и 4) варьирование в сочетании со стилистич дифференциацией – несущественное для значения; 5) варьирование может касаться содержательной стороны слова (многозначные слова). 6) грамматич варьирование – образование словоформ.

Во всех этих вариантах можно говорить о языковых вариантах слова – аллолексемах.

23. Лексическое значение слова. Денотат и концептуальное значение. Коннотации. Общее лексическое значение и частные референциальные значения слова.

«Слово заключает в себе указание на известное содержание, свойственное только ему одному, и вместе с тем указание на один или несколько разрядов – грамматических категорий, под которые содержание слова подводится наравне с содержанием других слов». (А.А.Потебня)

Лексическое значение –известное содержание, свойственное данному слову в отличие от всех других слов. Принадлежит лексеме в целом. Изучается семасиологией и лексикологией.

Грамматич значение – указание на определенные грамматич категории (часть речи, род, число, падеж и т.д). У служебных слов ведущее и порой единственное – грамматич значение.

Важнейшую част лексич значения – его ядро – составляет мыслительное отображение явления действительности, предмета в широком смысле. Обозначаемый словом предмет – денотат/ референт; отображение денотата, его концептуальное значение – десигнат. Кроме ядра, в состав лексич значения входят коннотации (созначения) – эмоциональн, экспессивн, стилистич добавки к основному значению. Ряд междометий (ого! тьфу!) или передача команд (стоп! прочь!) имеет выражение эмоций как основное значение.

Денотатами слова могут быть предметы, события, свойства, действия, чувства, ощущения, элементы языка, фиктивные образы. Различают:

Общая предметная отнесенность (общее лексическое значение) – отнесенность концептуального значения ко множеству денотатов с общим признаком (собака – любая собака, зеленый – любой оттенок). Частная предметная отнесенность – отнесенность его концептуального значения к отдельному, единичному денотату. (В комнату вбежала большая черная собака.)

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 2524 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Понятие о нейтрализации фонем.

Нейтрализация фонем – совпадение/неразличение нескольких фонем в одном звуке. В позиции нейтрализации эти фонемы реализуются одним звуком. Нейтрализация фонем связана с их чередованием в одних и тех же морфемах, это снятие противопоставления фонем.

Следует отличать нейтрализацию от простого отсутствия противопоставления фонем в какой-либо позиции, когда нет такового чередования. Напр., на конце слова возможны только твердые [к],[х] и не встречаются мягкие заднеязычные. Но из этого не следует, что на конце произошла нейтрализация в твердых звуках твердых и мягких заднеязычных фонем, т.к. нет разных морфем, где твердые и мягкие заднеязычные противопоставлялись бы друг другу в одних и тех же позициях и совпадали в твердых заднеязычных на конце слова. Такой случай, когда при отсутствии нейтрализации одна из парных фонем не употребляется в опр. позиции, некоторые фонологи называют мнимой нейтрализацией

Гиперфонема– функциональная единица, представленная в конкретной морфеме одним звуком или рядом позиционно чередующихся звуков, общих в этих позициях для нескольких нейтрализованных фонем, и не приводимая однозначно к одной из этих фонем и к сильной позиции в данной фонеме. Это особый случай реализации в отдельной морфеме лишь части всего ряда позиционно чередующихся звуков, воплощающих фонему.

В отличие от фонемы и архифонемы, которые являются единицами фонетического яруса языка, гиперфонема – это единица, характеризующая фонемный состав отдельных морфем.

Если мы не можем определить фонему, то пишем на ее месте гиперфонему.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник

Типы фонетические позиционных чередований. Нейтрализация фонем. Архифонема. Гиперфонема

Билет 21

Чередование – замена одного звука другим, происходящая в одном и том же месте одной и той же фонемы,но в разных словах или словоформах (ко[з]а – ко[с]).

Позиционным чередованием называется такое чередование, которое происходит в какой-либо позиции и не знает исключений в данной языковой системе (оглушение на конце слова: подру[г]а-дру[к], но[г]а-но[к]; «фатально тотально».).

Типы фонетических позиционных чередований:

/р/: смот[р]ы смот[р о ]у смот[рꞈ]

/л/: смыс[л]ы смыс[л о ]у смыс[лꞈ]

Фонемы /р/ и /л/ образуют параллельные ряды звуков, чередующихся в разных позициях. При этом в каждой позиции /р/ и /л/ представлены разными звуками, но фонемы различаются во всех позициях

Нейтрализация фонем – совпадение/неразличение нескольких фонем в одном звуке. В позиции нейтрализации эти фонемы реализуются одним звуком. Нейтрализация фонем связана с их чередованием в одних и тех же морфемах, это снятие противопоставления фонем.

Следует отличать нейтрализацию от простого отсутствия противопоставления фонем в какой-либо позиции, когда нет такового чередования. Напр., на конце слова возможны только твердые [к],[х] и не встречаются мягкие заднеязычные. Но из этого не следует, что на конце произошла нейтрализация в твердых звуках твердых и мягких заднеязычных фонем, т.к. нет разных морфем, где твердые и мягкие заднеязычные противопоставлялись бы друг другу в одних и тех же позициях и совпадали в твердых заднеязычных на конце слова. Такой случай, когда при отсутствии нейтрализации одна из парных фонем не употребляется в опр. позиции, некоторые фонологи называют мнимой нейтрализацией

Архифонема – языковая единица, представленная всем рядом позиционно чередующихся звуков, составляющих общую часть нейтрализованных фонем. Термин был предложен Пражской фонологической школой.

Гиперфонема – функциональная единица, представленная в конкретной морфеме одним звуком или рядом позиционно чередующихся звуков, общих в этих позициях для нескольких нейтрализованных фонем, и не приводимая однозначно к одной из этих фонем и к сильной позиции в данной фонеме. Это особый случай реализации в отдельной морфеме лишь части всего ряда позиционно чередующихся звуков, воплощающих фонему.

В отличие от фонемы и архифонемы, которые являются единицами фонетического яруса языка, гиперфонема – это единица, характеризующая фонемный состав отдельных морфем.

Если мы не можем определить фонему, то пишем на ее месте гиперфонему

22. Позиционные чередования согласных звуков

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

23 позиционные чередования по месту и способу

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

24. Позиционные чередования по долготе и краткости

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

25. Поз.чередования в зависимости от места по отношению к ударению

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

26. поз. чередования в зависимоти от соседства твердых и мягких согл

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

30. Состав гласных фонем русского языка.

В языке столько фонем, сколько звуков в одних и тех же сигнификативно сильных позициях. В большинстве случаев выделение фонем не представляет трудностей. Нет сомнения, что в русском языке есть фонемы/и/, /э/,/о/,/а/,/у/, они встречаются в сильной позиции в огромном количестве слов. Но как быть, если звук в сильной позиции встречается в одном только слове, или в редких словах, или в словах, принадлежность которых русскому языку сомнительна? Среди лингвистов здесь нет единства во взглядах.

Звук [ы] в абсолютно сильной позиции, т.е. под ударением в начале слова, бывает только в названии буквы Ы и в производных от него узкоспециальных терминах Ыкать, Ыканье. В географических атласах можно встретить такие названия, как Ыгыатта, Ыйсон, Ынакчанский и др. с начальным безударным [ы]. На этом основании представители П(Л)ФШ выделяют фонему /ы/.

Многие другие лингвисты, в том числе представители МФШ, выделяют в русском литературном языке только фонемы /и/,/э/,/о/,/а/,/у/.

Топонимы с начальным Ы не являются словами русского языка, и по ним нельзя судить о русской фонетической системе. А названия букв (в том числе и название буквы ы) – это термины. У терминов своя фонетическая подсистема.

Редкие слова, термины, междометия – это тоже слова русского языка. Поэтому на вопрос о том, есть ли в русском языке фонема /ы/, противопоставленная другим гласным фонемам, следует ответить: есть, но только в фонетической подсистеме необщеупотребительных слов. В фонетич. Подсистеме общеупотребительных слов пять гласных фонем: /и/,/э/,/о/,/а/,/у/.

31. Состав согласных фонем русского языка.

Есть и спорные вопросы в определении состава согласных фонем.

· Звуки [к],[ г],[ х] чередуются с [к’],[ г’],[ х’]

Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть фото Что такое нейтрализация фонем примеры. Смотреть картинку Что такое нейтрализация фонем примеры. Картинка про Что такое нейтрализация фонем примеры. Фото Что такое нейтрализация фонем примеры

Тв. ру [к ]ой но[г]ой со[х]ой

Звуки [к’],[ г’],[ х’] выступают перед [э, и ], а [к],[ г],[ х] – перед [у, о, а ] (в учебнике Касаткина – в остальных позициях).

Кроме того, [к’ ] перед [о],[у] встречается в вошедших в русский язык заимствованных словах, в том числе и широко распространенных: бракёр, ликёр, кювет, маникюр и др.

А также позиция перед [э] : [гэ]С – [г’э]рб и др.

· Существуют разные точки зрения на то, какие фонемы воплощают звуки [ш‘:], [ж‘:] в таких словах, как [ш‘:]и, [ш‘:]ука, [ш‘:]астье, ра[ш‘:]ёт и др., во[ж‘:]и, дро[ж‘:]и, е[ж‘:]у и др.

Широко распространено мнение, что эти звуки представляют особые фонемы, обозначаемые как /ш’:/,/ж’:/, или /ш’/,/ж’/. Звуки [ш‘:], [ж‘:] при такой трактовке фонологические нечленимы, каждый из них нельзя рассматривать как воплощение двух фонем, так как кратких [ш‘], [ж‘] в позициях, где различаются долгие и краткие, не существует; долгота [ш‘:], [ж‘:] неразрывно связана с мягкостью этих шипящих, поэтому она фонологически несущественна.

Фонема же /ш’/ постулируется для случаев, где отсутствуют такие чередования. Иначе говоря, /ш’/ оказывается всегда в непроверяемой сигнификативно слабой позиции. Между тем наличие особой фонемы в языке определяется только по сигнификативно сильной позиции.

· В фонологических описаниях русского литературного языка обычно указывается на наличие в подсистеме согласных фонем одной заднеязычной звонкой фонемы /г/. Однако есть основания для включения в эту подсистему и фонемы /ɣ/.

В современном русском литературном языке [ɣ] перед гласным, где он воплощает фонему /ɣ/, обязателен только в одном широко употребительном слове бухгалтер [буɣалт’ир], а также в междометиях ага, ого. Допустимо произношение г наряду с ɣ в словах бухгалтерский, бухгалтерия, междометиях Господи, ей-Богу.

Таким образом, в совр. Рус. Литер. Языке фонема /ɣ/ имеет незначительную функциональную нагрузку и находится на грани исчезновения. Однако пока этого не произошло, необходимо включать в состав согласных фонем и /ɣ/.

Таким образом, в совр. русском литературном языке выделяется 36 согласных фонем..

32. Система гласных фонем русского языка.

Состав фонем определ по абсолютно сильной позиции. Для гл в срля это позиция под ударением. В ней нейтрализуется 5 гл, например, после тв согл –[о], [а], [ы],[ у],[ э], следовательно, в срля 5 гл фонем(а-о-и-у-е). Гласные [и], [ы] не встречаются в одной и той же позиции, т е находятся в отношениях доп дистрибуции: [ы] возможно только после тв согл, а [и] в остальных случаях. Поскольку в начале слова, где влияния предшествующего согл нет, произносится [И], то именно [и] и считается основным видом фонемы. То же относится к звукам [е] и [э]: после тв согл произносится [э], а после мягк [е]. В необусловленной позиции [е] и [э] находятся в отношениях свободного варьирования, однако чаще в этом положении произносится [е], поэтому именно его можно считать основным видом фонемы <е>. Реализация гл в р яз зависит от их положения относительно ударения и от наличия/отсутствия предшествующего согл, а при его наличии от его качества, в особенности от тв/мягк). Кроме, того некот особенности реализации гл фонем в безуд слогах после мягк согл зависят от старшего и младш орфоэпических стандартов, кот применительно к гласным назыв «иканьем» и «эканьем». При экающей норме произношение фонем <а>,< о>, < э>реализуется гл пониженной ступени подъёма по сравнению с гл, реализующими <и>; при икающей норме все 4 гл фонемы совпадают в произношении, кот обычно передаётся как [и]. Для фонемы <у>все позиции являются сильными. В старшей орфоэпической норме все позиции явл сильными для фонемы <и>. В старшей орфоэпической норме слабыми явл все позиции в любом безуд слоге для фонемы <а>, <о>, <е>, а в мл норме для фонем <а>, <о>, <е>, <и>.

фонемы1 предуд1 предуд1 предуд2предуд2предудПод удПод удПод удуд
После tПосле T`После тв шипящПосле tПосле T`tatT`atTat`T`at`
аАиАъЬАА +1 тА+1тА+2т
оАИЫЪЬОО+1 тО+1 тО+2т
эЫИЫЪЬЭЭЭэ
иЫИЫЪЬЫиыИ
ууУуУуУУуу

32. Система согласных фонем русского языка.

В языке стольо фонем, скольо звуков в сильной позиции. Звуки под ударением в русском языке [аоиэу] дОм, дАм, дУм

В позиции под ударением сигниф сильной фонемы и у – верхнего подъема, в безударных тоже, но значение дп верхний подъем различно в позиции под ударением и в безуд позициях. Содержание дп верхний подъем у фонологических единиц высупающихх в подиции под уд уже чем у ед в безуд поз

Наборы диф признаков фонемы и архифонемы могут совпадать если число различающихся фонологич ед в этих позициях одно и то же

Диф признак, входящий в набор дп фонемы и архифонемы вкл данную фнему может характеризоваться противоположными знакчениями, как лабиализованная фонема о и нелабиализованная архифонема

33. Система согласных фонем современного русского литературного языка

Согласные фонемы, как и фонемы гласные, образуют закономерные ряды сильных и слабых фонем и их разновидностей. Сильными согласными фонемами являются все согласные фонемы русского литературного языка в абсолютно сильной позиции, т.е. перед гласными [а], [о], [у]; в этой позиции различаются все имеющиеся в современном русском литературном языке согласные фонемы.

Согласные фонемы, парные по твердости-мягкости. Парные по мягкости-твердости выступают в качестве сильных согласных и различаются в следующих сильных позициях, где качество согласных не обусловлено и является независимым:

Во всех прочих позициях, кроме указанных, парные по твердости-мягкости согласные являются слабыми и не различаются, так как качество их оказывается обусловленным позицией. В этом случае происходит ассимиляция: твердость или мягкость данного слабого согласного оказывается зависимой от твердости или мягкости последующего согласного звука. Однако такая ассимиляция характеризуется непоследовательностью, так как твердость и мягкость согласных перед согласными в современном русском литературном языке четко не различается.

34. Понятие об орфоэпии. Значение орфоэпических норм. «Старшая» и «младшая» нормы. Стили произношения.

Есть два взгляда на то, что такое орфоэпия: орфоэпия занимается составом фонем, закономерностями их реализации в конкретных позициях и произношением отдельных слов.(взгляд Аванесова). Но это практическое определение фонетики. Панов же писал: Фонетика занимается тем, что безвариантно и произносится одинаково всегда. Орфоэпия же занимается тем, что дает варианты. Например, можно сказать «булочная» и «булошная».

Основное понятие орфоэпии – это понятие орфоэпического варианта.

Источники появления орфоэпической вариантности:

1. Территориальные разновидности литературных произношений (не говоры и не диалекты).

Есть 2 наречия: северное и южное, а между ними среднерусский говор – это компромиссный говор(во главе с Москвой). Но есть и петербургский говор; ведь Питер находится в другом диалектном кругу (север. Наречия) + к этому, вокруг Питера жили финно-угорские племена(народы).

Московское произношение: Питерское произношение:

Я и[ш‘]у(я ищу)+тире сверху над ш я и[ш‘ч’]у

2. Хронологические(временные) варианты нормы.

«Старшая» и «младшая» нормы. Нет прямой корреляции между возрастом и нормой произношения.

«старшая» норма «младшая»норма

Во всех глаголах, заканчивающихся на –ить- меняется место ударения; оно переходит с корня на конец слова и наоборот (ударение стало подвижным). Это внутриязыковая закономерность.

3. Стилистические разновидности произношения.

Зачем же ты пришел? – нейтральное произношение

С какой целью ты явился? – высокая окраска

Ломоносовская теория трех стилей:

— сниженное ( ты[ш’]а, вместо тысяча)

Дело не в слове, а в произношении! ( п[о]эт-п[а]эт)

Норма высокого стиля должна быть строго привязана к ситуации! Этот стиль сейчас почти ушел.

Есть две языковых системы:

А) Кодифицированный литературный язык (КЛЯ).

Сознательное пропагандирование (официал. Узаконивание)

Б) Разговорная речь и разговорный язык (РР и РЯ)

Пример: Здравствуйте – по системе КЛЯ, здрасьте! – это РР и РЯ

РР (РЯ) происходит: 1. В неофициальной ситуации.2. в публичной речи.3.в неподготовл. Речи.4.Раньше это была только устная речь, но сейчас в интернете мы пишем РР.

Сейчас происходит стилистическая перестройка речи (сокращение слова [человек] до [чек]) Происходит в обоих стилях речи.

4. Влияние письма на произношение.

Буква влияет на произношение. [что] – четкое произношение буквы ч

До начала 20 века говорили сливо[шн]ый, кори[шн]евый в бытовых словах, а в книжных словах было сочетание [чн]: мле[чн]ый, ве[чн]ость.

До 1951 г. Писали танцовать, после стали писать танцевать, мгновенно изменилось произношение, потому что изменилось письмо.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *