Что такое неживая природа для дошкольников
Конспект НОД «Живая и неживая природа»
Демтириди Татьяна Николаевна
Конспект НОД «Живая и неживая природа»
Конспект НОД «Живая и неживая природа».
Образовательные области: социализация, познание, коммуникация, художественная литература
• Способствовать расширению и обобщать представления о связи живой и неживой природы, воспитывать желание сохранять и оберегать природу.
• Формировать представление о том, что в природе все взаимосвязано.
• Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
• Воспитывать пытливость, любознательность, умение использовать полученные знания.
Надписи «живая» и «неживая» природа,
Раздаточные картинки живой и неживой природы.
Подъемный кран – жираф,
Лампа, свет – солнце (и так далее).
Игрушка Хохотунчик, живой и неживой цветок, музыкальное сопровождение, изображение космического корабля, стаканчики, камушки, семена фасоли и карточки на каждого ребенка.
Беседы о планете Земля, космосе, рассматривание экологических знаков, иллюстраций экологических катастроф.
Ход занятия
Вот на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Ребята, а вам знакомо слово «природа»? А что оно обозначает? (солнце, воздух, вода, растения, животные и так далее.) Почему все это можно отнести к природе? Природа это то, что существует без помощи человека. А что в мире вокруг нас нельзя назвать словом «природа»? Машины, дома, игрушки, одежда и так далее, то есть то, что сделано руками человека. Очень часто люди учатся у природы и создают такие вещи, которые уже создала природа.Показываю картинки: стрекозу, кит, самолет, вертолет, жираф, светильники.Предлагаю детям подобрать к ним парные картинки: вертолет, подводная лодка, самолет, вертолет, солнце, жираф.
Давайте вспомним, как мы можем определить ЖИВУЮ природу, что в ней может происходить?
Сегодня я принесла вам картинки с изображением живой и неживой природы. Рассмотрите их внимательно и помогите мне разложить их на 2 группы.
ЖИВУЮ ПРИРОДУ-
НЕЖИВУЮ ПРИРОДУ-
(вдруг раздается хохот) Ой, кто это?
Я волшебник Хохотунчик. Я люблю смеяться и все путать. Я перепутал все картинки и теперь сам не могу понять, где ЖИВАЯ, а где НЕЖИВАЯ природа. Помогите мне, пожалуйста, и объясните. А чтоб и вы не перепутали, я принес вам 2 цветка (один цветок живой, другой неживой). Как вы думаете, куда будете класть картинки и почему? (дети раскладывают картинки и объясняют свои действия)
А сейчас мы с вами поиграем. Когда я буду называть слова, обозначающую
ЖИВУЮ природу, вы будете танцевать, а когда не живую, стоять (включаю музыку).
На всех космических кораблях обязательно есть научно-исследовательские лаборатории, и мы сегодня будем проводить ЭКСПЕРИМЕНТ.
Ребята, каждый из вас будет наблюдать за тем, что происходит в своем стакане и отмечать изменения в карточке.
А через 2 недели, проверим ваши предположения. Сейчас будьте внимательны, наш корабль возвращается на Землю.
Проект исследовательской работы опытно-экспериментального вида по направлению «Неживая природа» «Удивительный магнит» Цель работы: Ознакомление с явлением неживой природы: магнит. Выявление свойств магнита и его значение для окружающей среды. Проведение.
Конспект беседы по экологии в младше средней группе «Буратино знакомится: «живая», «неживая» природа» Цели: дать представление о понятии «живое» (на примере комнатного растения) и «неживое» (на примере искусственных цветов). Задачи: познакомить.
Конспект «Что такое живая природа?» Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭЭП с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Что такое живая природа?».
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Живая и неживая природа» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «БЕЛОСНЕЖКА» Конспект непосредственной образовательной.
Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе: «Природа Коломны». Ход НОД: Воспитатель читает стихотворение: У красавицы Коломны, Много улиц, площадей, Восхищает всех людей! А красавица Ока – Широка.
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Живая и неживая природа» Конспект НОД «Живая и неживая природа». (Образовательные области: социализация, познание, коммуникация, художественная литература). ЗАДАЧИ:.
Конспект занятие в старшей группе «Что такое натура? Живая и неживая натура». Конспект занятие в старшей группе » Что такое натура? Живая и неживая натура «.Цели:Изучать детей узнавать объекты активный и безжизненный.
Конспект занятия «Неживая природа. Что мы знаем о воде». Средняя группа Конспект занятия. Средняя группа. Тема: Неживая природа. «Что мы знаем о воде». Программное содержание: Уточнить представление о том, что.
Экологический проект для младших дошкольников «Живая природа» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Бутурлинского муниципального района Нижегородской области детский сад «Теремок».
Конспект НООД по познавательному развитию «Жжвая и неживая природа» с воспитанниками подготовительной группы
Конспект
с воспитанниками подготовительной группы
по образовательной области «познавательное развитие»
«Живая и неживая природа»
Цель: закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы.
Задачи: формировать у детей представление о неразрывной связи живой и неживой природы; закреплять, уточнять знания детей, полученные за период учебного года; развивать речь детей, умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы; продолжать формировать знания о нормах и правилах поведения в природе (воспитывать бережное отношение к природе); расширять диапазон познавательных интересов детей, формировать новые способы познавательной деятельности.
Предварительная работа:общее знакомство с понятиями: «Живая природа», «Неживая природа»;игры и упражнения на приобретение навыков: для классификации животных растений, птиц, для умения отличать объект живой от неживой природы, для развития логического мышления, памяти.
Ход НООД
Слайд 1. (Картинка «Солнышко»)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Воспитатель:
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года
Это все вокруг. (природа).
Слайд 2. (картинка природы)
Воспитатель: Что такое природа?
Воспитатель: Правильно. Природа – это всё то, что нас окружает.
Воспитатель: А что не относится к природе?
Дети: Машины, дома, игрушки, одежда и так далее, то есть то, что сделано руками человека.
Воспитатель: Очень часто человек наблюдая за природой, копирует её, создаёт похожие на природные объекты вещи.
СЛАЙД 3. (картинка вертолёт – стрекоза (для сравнения)
Например: вертолёт, он похож на стрекозу (картинка на слайде и объяснение, чем похожи). Вертолёт, как и стрекоза в любую секунду может остановиться и продолжить свой полёт в противоположном направлении, может зависнуть в воздухе. Сейчас мы поиграем в игру «На что похоже».
Дидактическая игра «На что похоже»
(На слайде предмет созданный человеком и несколько вариантов объектов природы. Дети подбирают к этому предмету, похожий объект природы)
Воспитатель: Посмотрите внимательно на экран, вы видите предмет созданный человеком (зонт). СЛАЙД 4. Предлагаю подобрать к этому предмету парную картинку, похожую на объект природы (гриб). СЛАЙД 5 (самолет – птица). СЛАЙД 6. (мост- радуга). СЛАЙД 7. (музыкальный колокольчик – цветок колокольчик). СЛАЙД 8. (лампочка – солнце). СЛАЙД 9. (душ – дождь).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Правильно подобрали картинки.
Воспитатель: Вы знаете, что всю природуможно разделить на два огромных мира: мир живой природы и неживой природы.
СЛАЙД 10.(объекты живой и неживой природы)
— А в чём вы видите отличие живой природы от неживой?
Дети: Объекты живой природы: дышат, растут, питаются, двигаются, развиваются, размножаются, умирают. Объекты неживой природы: не дышат, не растут, не питаются и т. д.
Воспитатель: Всё верно, ребята. Все эти перечисленные признаки и отличают живую природу от неживой природы.
Дидактическая игра «Живая и неживая природа»
Воспитатель: Я для вас приготовила картинки, но они все перепутались, ваша задача разделить картинки, отобрав объекты живой природы и разместить их под домиком зелёного цвета, и объекты неживой природы и разместить их под домиком синего цвета.
(Дети вывешивают на мольберте под домиками картинки, называют, что на них изображено и объясняют свой выбор). Работа в паре.
Воспитатель: Вы назвали правильно объекты живой и неживой природы. Раз вы так хорошо всё знаете, давайте поиграем ещё в одну игру «Третий лишний»
Воспитатель: Посмотрите на экран, попробуйте назвать лишний предмет в ряду и объяснить свой выбор. Будьте внимательны.
Дидактическая игра «Третий лишний»
Воспитатель: Молодцы, ребята. И с этим заданием справились. А сейчас предлагаю провести разминку.
(Дети встают в полукруг)
Руки ставим перед грудью,
Там стена, а там окно,
Это знаем мы давно. (Руки перед грудью, повороты корпуса вправо и влево.)
Головой теперь вращаем
Вправо-влево, а потом, (Вращение головой вправо и влево.)
Наши ножки разомнём. (Приседания.)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели.
Воспитатель: Продолжая разговор о природе, я приглашаю вас отправиться на телевидение и побывать в гостях у нескольких телепередач, а так же побывать участниками этих передач.
Программа: «Умники и умницы». (проигрывается заставка-мелодия этой передачи).
СЛАЙД 15.(картинка программы)
— Правила этой программы таковы – нужно отвечать очень быстро и четко и полными предложениями. Готовы? Тогда слушайте вопрос внимательно.
Игра «Что было бы, если бы?»
1. Представьте себе, что было бы, если бы заяц не поменял свою летнюю шубку на зимнюю? (Его сразу бы заметили лиса и волк. Он бы замёрз, зимняя шубка теплее, чем летняя)
2. А что было бы, если бы у ежа не было бы колючих иголок? (Ему трудно было бы спасаться от врагов)
3. Что было бы, если бы после лета, сразу наступила зима? (Люди не успели бы собрать урожай, животные не успели бы приготовиться к зиме)
4. Что было бы, если медведь не засыпал на зиму? (Остался бы голодный, нет ни ягод, ни мёда. Бродил бы злой и на всех нападал)
5. Что было бы, если бы была всё время ночь? (Температура воздуха была бы очень низкой, было бы очень холодно, водоёмы постепенно замёрзнут, растения не смогли бы расти. Всё живое погибло бы)
6. Что было бы, если у белки не было бы такого пушистого хвоста? (Она не смогла бы так ловко прыгать с ветки на ветку. Хвост у неё как руль)
— А сейчас мы с вами отправляемся на другую телепередачу.
• Звучит заставка к программе «В мире животных».
СЛАЙД 16. (картинка программы)
Воспитатель:Вот мы попали на программу: «В мире животных».
Воспитатель: Мы говорили с вами о том, как разнообразен животный и растительный мир.
— Скажите, а чем отличаются животные друг от друга? (цветом шерсти, величиной, питанием, повадками, местом обитания, формой тела…
Воспитатель: На какие группы можно разделить животных по тому, как они питаются? (травоядные, хищные, всеядные).
Воспитатель: Каких животных называют травоядными? (Животные, которые питаются растительностью).
Воспитатель: Каких животных называют хищниками? (Животные, которые питаются другими мелкими животными, а иногда и крупными)
Воспитатель: Каких животных называют всеядными? (Животные, которые питаются и растительностью и животными)
Воспитатель: Ребята, вы правильно ответили, молодцы! А теперь посмотрите на экран СЛАЙД17 (изображение животного, назовите, кто это и к какой группе животных относится по способу питания (Заяц- травоядное животное, питается травой, корой деревьев, веточками деревьев; СЛАЙД18. Медведь – всеядное животное, питается грибами, ягодами, корешками, мышами, насекомыми; СЛАЙД19. Лиса – хищное животное, питается мышами, зайцами, насекомыми, птицами; СЛАЙД 20. Белка – всеядное животное, питается орехами, семенами, грибами, растительностью, насекомыми, яйцами птиц; СЛАЙД 21. Лось- травоядное животное, питается грибами, ягодами, корой деревьев, мхами, лишайниками;
СЛАЙД 22. (Пищевая цепочка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая цепочка в природе получается. Растения «кормят» насекомых и мелких животных, насекомые и мелкие животные «кормят» более крупных животных, а они в свою очередь кормят хищников. Все сыты? А кто же «кормит» растения? (Дети вспоминают, что нужно для роста и развития растения: солнце, вода, свет и воздух и для животных тоже необходим воздух, вода, свет, тепло)
Воспитатель: Так, что – же мы с вами видим? Все объекты живой и неживой природы тесно связаны и все друг другу нужны. Вот такую зависимость в природе называют «Пищевая цепочка».
Дидактическая игра «Пищевая цепочка»
Воспитатель: Сейчас вам предстоит выполнить задание группами. От того, как дружно вы будете работать, зависит успех выполнения задания. Вы готовы?
Для каждой группы я приготовила карточки с объектами природы – это звенья пищевой цепочки (приглашаются 4 ребёнка, каждому выдаётся картинка) На карточках изображены объекты природы. Внимательно на них посмотрите. Ваша задача выстроится так, чтобы получилась пищевая цепочка, чтобы было видно кто кому необходим для питания.
(Группа детей выстраивается в пищевую цепочку и объясняет, что получилось. Затем другая группа детей выходит. Воспитатель задаёт вопрос: «Что произойдёт, если исчезнет из пищевой цепочки? Дети рассуждают и обосновывают свой ответ)
Воспитатель: Так какой же мы сможем сделать вывод, глядя на эти пищевые цепочки? (Все в природе взаимосвязано: растения, животные, почва, воздух и вода. Живая природа не может обходиться без неживой и наоборот)
Воспитатель: Природа – это «дом» для живых существ, в том числе и человека. Очень важно, чтобы человек не мешал природе, не засорял окружающую среду и бережно к ней относился.
СЛАЙД 23. (картинки по правилам поведения в природе)
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагаю вспомнить правила поведения в природе. Я раздам картинки, а вы попробуйте объяснить по ним, что не следует делать в природе.
(Детям раздаются картинки с соответствующими знаками «Береги природу».)
Дидактическая игра «Береги природу»
Воспитатель: Надеюсь, что вы будите соблюдать все эти правила поведения, когда решите отправиться на прогулку в природу.
Воспитатель: И в заключении нашей беседы я предлагаю вам сейчас окунуться в мир природы. Пройдите и сядьте на ковер. Давайте закроем глаза, представим, что мы в лесу и послушаем музыку — природы.
СЛАЙД 25. (со звуками природы)
Воспитатель: Ребята! Откройте глаза, тихонько встаньте в кружок.
Подводится итог занятия
Воспитатель: О чем сегодня мы с вами говорили?
(О живой и неживой природе, о том, что в природе все взаимосвязано. Закрепили правила поведения в природе.Играли в игры: «На что похоже»;
«Третий лишний»; «Живая и неживая природа», «Пищевая цепочка»).
Воспитатель: Если сегодня вы легко справлялись со всеми заданиями, вам было интересно, то украсьте своим бантиком солнышко, оно так радуется вашему успеху. А если кому то было сегодня немного сложно и вы затруднялись при выполнении заданий, подарите свой бантик тучке, она грустная, но мы ей пообещаем, что в следующий раз будем стараться лучше, и она тоже будет улыбаться.
Конспект занятия «Живая и неживая природа»
Татьяна Манаева
Конспект занятия «Живая и неживая природа»
Цель: совершенствование знаний детей о живой и неживой природе
• Познакомить с понятием «Круговорот воды в природе»
• Упражнять в назывании и классификации объектов живой и неживой природы
• Упражнять в различении понятий «природа» и «не природа»
• Способствовать развитию познавательных интересов
• Развивать любознательность, память, умение делать выводы
• Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней
• Учить способам самостоятельного познания
• Воспитывать коммуникативные навыки
Воспитатель вносит искусственные цветы.
— Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе.
— Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? Почему?
— Нет, они не живые, не дадут корней, не будут расти.
— Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе.
— Знаете ли вы, что такое природа? (ответы детей).
— Природа — это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это — солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы.
— Ребята, сегодня, я предлагаю вам поиграть в юных экологов. А кто это – юный эколог?
— Это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней.
— Правильно. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?
— Нужно совершать добрые дела по отношению друг к другу и к природе.
— Юные экологи должны много знать о природе. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Три слова». Я называю понятия, а вы должны назвать три названия, которые относятся к этому понятию.
1. Комнатные цветы (фиалка, герань, фикус)
2. Садовые цветы (ромашка, роза, петунья)
3. Зимующие птицы (воробей, голубь, сова)
4. Перелетные птицы (журавли, ласточка, кукушка)
5. Водоплавающие птицы (гусь, утка, лебедь)
6. Домашние животные (корова, лошадь, собака)
7. Дикие животные (волк, лиса, заяц)
8. Животные Крайнего Север (белый медведь, тюлень, морской котик)
9. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
10. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
11. Насекомые (комар, муха, бабочка)
— Молодцы, вы все назвали правильно. Ребята, всю природуможно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Как вы думаете, все, что мы сейчас назвали, относится к какому миру природы? Почему?
— К миру живой природы. Все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, без солнца, без питания.
— Правильно. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается, размножается. А теперь, я предлагаю выяснить, что относится к неживой природе. Подойдите к столу. На столе лежат карточки с признаками живой и неживой природы. Вы должны из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют понятию «неживая» природа. (Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выбора)
— Ребята, посмотрите на остальные карточки. Что они обозначают?
— Это живая природа.
— Правильно. Обратите внимание на карточки (игрушки, мячики, кукла). Эти предметы можно назвать природой? Почему? (ответы детей)
— Нет. Это сделано руками человека. Их не надо кормить, они не дышат, не размножаются и не растут.
— Правильно. Например, машина —она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,- это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.
— Значит, какой мы сделаем вывод – что такое природа и что такое «не природа»?
— Природа — это то, что существует без помощи человека, а «не природа» — это все то, что сделано руками человека.
— Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы? Почему?
— Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло.
— Молодцы, ребята. Мы с вами выяснили, что относится к природе и «не природе».
— А сейчас пройдете на стулья. Мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я называю группу слов, а вы должны определить лишнее слово и обосновать свой выбор.
Игра «Четвертый лишний»
• Гриб, морковка, облако, мяч
• Грач, луна, цветок, коза
• Муха, медведь, ветер, береза
• Кукла, снег, облако, камень
• Машина, ведро, дом, вода
— Молодцы, мои юные экологи. Еще экологи должны знать такое явление, как — круговорот воды в природе. Я сегодня вас с этим явлением познакомлю. Послушайте.
Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе, от слова «круг», то есть вода движется по кругу. (Проговаривание хором)
— Молодцы. Мы с вами сегодня много узнали о природе. Скажите, мне, пожалуйста, как вы думаете, чем занимаются экологи? (ответы детей)
— Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и выбрать по две карточки связанные между собой одним правилом охраны природы. Вы должны рассмотреть картинки и сформулировать правило по охране данного объекта.
3. Охрана насекомых
— Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового. Я думаю, вы будете отличными экологами, будете всегда заботиться и охранять природу, и научите своих друзей и близких этому.
— Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Живая и неживая природа» для детей старшей группы Программные задачи: Научить детей отличать живые объекты от неживых. Развивать речь детей. Развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать.
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Живая и неживая природа» Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему: «Живая и неживая природа». Цель: обобщить знание детей о живой и неживой природе. Задачи:.
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Живая и неживая природа» Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему: «Живая и неживая природа». Цель: обобщить знание детей о живой и неживой природе. Задачи:.
Конспект занятия по экологии в средней группе «Живая и неживая природа» Конспект занятия по экологии в средней группе «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Живая и неживая природа» Занятие 1. Живая и неживая природа. Образовательная область: социализация, познание, коммуникация, художественная литература. Цель и задачи.
Организованная деятельность по познавательному развитию в старшей группе по теме «Живая — неживая природа» Цель: обобщить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Приложение к проекту «Неживая природа» Приложение № 1. «Узнаем, какая вода?» Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества,.
Проект «Неизведанное рядом: неживая природа» Интеграция образовательных форм в проекте «Неизведанное рядом: неживая природа» 1 Средняя группа Воспитатель Тарара С. В. Тема проект:.