Что такое нифас в исламе
Женский вопрос
О менструации.
Существует три вида выделений крови из женского полового органа (влагалища): менструация, послеродовые выделения и кровотечение при болезни (истихаза).
Менструация – это кровь, выделяющаяся из влагалища женщины не по причине заболевания или родов. Эти выделения имеют свой минимальный и максимальный период:
• минимум – 24 часа беспрерывного выделения или в течение 15 суток с перерывами;
• максимум – 15 суток;
Вопросы, связанные с менструацией.
Женщина, которая обнаружила выделение крови, то есть начало месячного цикла, не делает все то, что запрещается делать в состоянии осквернения (джунуб), а также не соблюдает пост, не совершает половой акт. А если выделение крови длилось меньше чем сутки, женщина возмещает в качестве долга пропущенный пост и намаз, и ей не нужно совершать полное омовение, так как эти выделения не считаются менструацией, потому что не достигли минимума.
Если после истечения 24 часов выделения прекратились, женщина делает полное омовение тела, совершает намаз, пост, и ей разрешен половой акт. Если кровь появилась снова во время менструального периода, то это значит, что ритуалы, совершенные ею, были совершены в период менструации.
К примеру, если выделения были беспрерывными в течение 5 суток, а потом прекратились, и женщина сделала полное омовение, а затем совершала намазы и соблюдала пост, но, например, через 4 дня выделения возобновились и не продолжались более 15 суток от начала появления первой крови, тогда она должна возмещать долг только за пост, и нет греха за половой акт, совершенный в те 4 дня, когда кровь прекратилась, так как она была уверена в том, что выделения прекратились.
О прекращении выделений можно узнать, введя кусочек ваты во влагалище. Если вата будет чистой – значит, выделения прекратились.
Если у женщины выделения длились меньше, чем 15 суток, но больше, чем у нее бывает обычно, – этот срок считается менструацией. А если выделения продолжались больше 15 суток, хотя до этого цикл был постоянным и регулярным, то выделения, продолжительность которых была больше регулярных, считаются «истихазой».
Если женщина, у которой был и период менструации, и чистый период, и ее выделения длились более 15 суток и были разными, то есть обильными и скудными, то обильные выделения – это менструация (хайз), а скудные – истихаза.
В таком случае она не принимает во внимание предыдущий регулярный менструальный цикл. Если она регулярно замечала в течение месяца или двух темную кровь в течение пяти дней, а после этого красную, то этот срок определяет ее менструальный период. А если она наблюдала темное выделение крови в течение 10 суток, а потом, например, в течение 20 суток видела слабое, красное выделение крови, то в этом случае менструацией считается то время, когда кровь была темной, а остальное время – истихаза. В этом случае она также не учитывает свой регулярный обычный период.
Послеродовое выделение (нифас).
Нифас – это кровь, которая выделяется после родов.
• Минимальный срок выделения – мгновение.
• Максимальный срок – 60 суток.
В большинстве случаев – 40 суток. Если выделения превысили 60 суток, то это считается истихазой.
При менструации и послеродовых выделениях запрещается:
Выполнять намаз, соблюдать пост, совершать обход вокруг Каабы, прикасаться к Корану и переносить его, находиться в мечети, читать Коран вслух и шепотом, совершать половой акт, давать возможность мужу трогать части тела в области от пупка до колен и наслаждаться ими до выполнения обязательного купания после очищения. Однако по прекращении выделений запрет на соблюдение поста снимается, даже если она еще не искупалась.
Примечание. Женщина не обязана возмещать пропущенные из-за менструации и послеродового выделения намазы, но должна возместить долг за пропущенный пост. Однако если менструация началась после наступления времени какого-либо намаза, и с его наступления до начала менструации прошло столько времени, сколько необходимо для совершения омовения и намаза (это примерно 5 – 6 минут), то данный намаз необходимо возместить после очищения (имеется в виду, если намаз не был совершен до начала менструации).
Если женщина очистилась ко времени какого-либо намаза, то она обязана как можно быстрее искупаться и совершить намаз данного срока. Нельзя откладывать купание без уважительных причин. Если женщина очистилась к концу времени намаза (к примеру, до окончания срока какого-либо намаза оставалось всего лишь время, достаточное для произнесения такбира «Аллаху Акбар», то она должна искупаться как можно скорее и возместить этот намаз.
Также женщина должна возместить молитву, которую можно перенести к следующей молитве во время путешествия (сафар), то есть полуденную и вечернюю молитвы. Например, если женщина очистилась во время послеполуденной (или ночной) молитвы, то она, искупавшись, должна совершить не только послеполуденную (или ночную) молитву, но и возместить полуденную (или вечернюю) молитву.
Другой пример: если женщина очистилась до окончания времени послеполуденной (или ночной) молитвы, даже если до окончания этого срока оставалось всего лишь столько времени, сколько достаточно для произнесения такбира, то, искупавшись, она возмещает полуденную (или вечернюю) и послеполуденную (или ночную) молитвы в том случае, если она останется в состоянии очищения на время, достаточное для купания и совершения обоих намазов.
Женщине необходимо обращать большое внимание на эти аспекты, ибо в противном случае в конце жизни у нее может накопиться большой долг по намазам, с чем она может и умереть.
А в состоянии истихазы женщина, как мы уже отметили, обязана совершить намаз, выполнив омовение непосредственно перед его совершением при наступлении времени данного намаза. В состоянии истихазы она также соблюдает пост и т. п.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Хайд, нифас, истихада
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
Каждая женщина с наступлением совершеннолетия сталкивается с определёнными вопросами, ответы на которые она обязана знать, дабы полноценно и правильно выполнять свои обязательства перед Господом. К ним относятся вопросы, связанные с менструацией, послеродовыми очищениями и болезненными кровотечениями. По воле Всевышнего Аллаха разберём основные положения относительно этих вопросов по шафиитскому мазхабу.
Хайд – менструация или регулы
Хайд – это естественные выделения женщины половозрелого возраста из матки, не связанные с заболеванием или послеродовым периодом и происходящие в определённые промежутки времени. О начале хайда можно узнать, введя кусочек ваты во влагалище – если на ватке останется след крови, то считается, что хайд начался. В этот период на женщину возлагаются определённые требования, которые мы назовём далее.
Возраст, при котором у женщины возможен хайд
Минимальный возраст, при котором у женщины может начаться хайд – девять полноценных лет по лунному календарю. Если выделения начнутся за 16 дней или менее до достижения девятилетнего возраста, то они также считаются хайдом. Выделения, произошедшие до этого возраста, считаются выделениями по причине болезни (дамун фасад). Возраст, при котором у женщины всё ещё может быть хайд, неограничен.
Длительность одного цикла хайда
Минимальная продолжительность одного цикла хайда – сутки (24 часа) непрерывных выделений, либо прерывистые выделения, продолжительность которых суммарно достигает 24 часов.
Максимальная продолжительность одного цикла хайда – 15 суток. Чаще всего хайд длится 6-7 суток.
Если у женщины начались выделения, но протекают с периодами, когда выделения прекращаются, то для того, чтобы они считались хайдом, суммарно все периоды, когда имелись выделения на протяжении 15 суток с начала выделений, должны составить минимум 24 часа, в противном случае их не относят к хайду.
Если у женщины завершился хайд и после этого прошло 15 суток без выделений, то с этого момента наступает период, когда у неё может начаться новый цикл хайда. Если по истечении этого периода начались новые выделения, то женщине необходимо запомнить время их начала и отследить общую продолжительность времени, в течение которого продолжаются выделения. Может случиться так, что выделения с момента начала будут непрерывны в течение суток, а может случиться так, что выделения протекают с перерывами в течение 15 суток или менее и общая их продолжительность составляет 24 часа – в обоих случаях выделения считаются хайдом. Если общая продолжительность выделений с момента их начала и по окончании 15 суток не составила 24 часа, то они не считаются хайдом. Если у женщины начались выделения, и она прекратила совершение намаза, полагая, что это хайд, а впоследствии выяснилось, что это был не хайд (к примеру, общая продолжительность выделений в течение 15 суток с момента начала составила менее 24 часов), то ей необходимо возместить пропущенные намазы.
Минимальный промежуток времени между двумя хайдами – 15 суток, максимальный промежуток не ограничен. Минимального промежутка между хайдом и послеродовыми выделениями (нифас) нет, и может случиться так, что одно перетечёт в другое без периода чистоты.
Желтоватые или мутные выделения также считаются хайдом.
Нифас – послеродовые выделения
Нифас – это кровь, выходящая из матки женщины после освобождения её от плода, будь то полноценный ребёнок или зародыш при выкидыше или аборте. В эти периоды на женщину также возлагаются определённые требования, которые мы назовём ниже.
Продолжительность нифаса
Минимальной продолжительности у нифаса нет, может случиться так, что после родов вся кровь, что должна выйти, выйдет разом, и больше выделений не будет.
Максимальная продолжительность нифаса – 60 суток. Чаще всего нифас длится 40 суток. Если после родов выделения прекращались, а затем возобновлялись через некоторое время, то весь этот срок (но не более 60 суток) считается нифасом, если период, когда выделений не было, не составил 15 суток. В противном случае (если период чистоты составил 15 суток) выделения после возобновления считаются хайдом.
Шариатские постановления, связанные с хайдом и нифасом
Женщинам в период хайда и нифаса запрещены следующие действия:
После очищения от хайда и нифаса женщина обязана совершить полное омовение, а также возместить пропущенные посты, в отличие от намазов, возмещение которых ей запрещено. Если хайд или нифас начались после наступления времени намаза, и после этого прошло время, достаточное для совершения омовения и намаза, но он ею не был совершён, то после очищения этот намаз необходимо возместить. Если хайд или нифас прекратились после наступления времени намаза и до его окончания осталось время, достаточное для совершения очищения и намаза, то она обязана совершить этот намаз, а также возместить предыдущий, если он относится к намазам, которые дозволено переносить в пути. Пример: период очищения наступил во время послеобеденного или ночного намаза, значит женщина помимо этих намазов обязана также возместить обеденный и послеобеденный, соответственно.
Истихада – метроррагия
Истихада – это болезненное маточное кровотечение вне периодов хайда и нифаса. Шариатские постановления, связанные с истихадой, отличаются от постановлений относительно хайда и нифаса.
Шариатские постановления, связанные с истихадой
Женщина, у которой началась истихада, перед каждым намазом обязана выполнять следующие действия:
Всё вышеперечисленное необходимо совершать снова и снова перед каждым обязательным намазом.
Запреты, связанные с хайдом и нифасом – запрет на чтение Корана, пребывание в мечети и др. – не распространяются на женщину, страдающую болезненными кровотечениями (истихада).
Примечание: это минимум знаний, необходимых каждой женщине, так как от её знаний и соответствующих действий зависит правильное совершение поклонения. Если женщина будет халатно относиться к этим вопросам, то может случиться так, что она неправильно определит начало и конец хайда или нифаса и пропустит намазы и посты в те промежутки времени, когда она была обязана их совершать. Впоследствии она не возместит ни намазы, ни посты, ошибочно полагая, что пропустила их по уважительной причине, и в Судный день вся ноша невыполненных повелений Господа свалится на её плечи, так как она пропустила их по своей халатности – халатности в получении минимальных знаний.
Дай Аллах нам всем понимания важности знаний и сил соблюдать Его предписания в полноценном виде!
Послеродовое кровотечение (нифас)
Нифас – особое состояние организма женщины, перенесшего роды. Послеродовое кровотечение продолжается в течение определенного промежутка времени.
Относительно начальной точки отсчёта послеродовых кровотечений в среде исламских богословов имеются некоторые разногласия. Одни учёные полагают, что нифас – это только те кровянистые выделения, которые возникают после родов. В ситуациях, когда женщина рожает двух и более детей одновременно (близнецов), нифасом считается кровь, выделившаяся после появления на свет заключительного ребёнка.
Другие богословы утверждают, что послеродовой можно считать и ту кровь, которая появляется за пару дней до или во время родов. Однако если до родов у женщины выходят воды, то это, по единогласному мнению, учёных нельзя считать нифасом. Отход вод делает недействительным малое омовение, но это не означает, что женщина вправе не молиться.
Случается и такое, что после родов у женщины кровь может выделяться не сразу, а спустя определённый промежуток времени. Если выделения появились спустя менее 15 дней после родов, то это нифас, а если проходит 15 дней и более, то это менструация.
Срок послеродового кровотечения
Минимальным сроком нифаса, согласно исламскому праву, может быть мгновенное выделение, так как у каждой женщины, в силу особенностей организма, оно может происходить по-разному. Что касается максимального срока, то у мусульманских богословов несколько различные подходы. Учёные ханафитского и маликитского мазхабов уверены, что максимальный срок нифаса – 40 дней. Если же кровотечение длится дольше, то кровь, выделяемая после 40-го дня – это хайд. Богословы-шафииты полагают, что послеродовые кровотечения длятся максимум 60 суток. К тому же в этот срок входят и прерывистые кровотечения, и интервалы между ними при условии, что перерывы будут длиться до двух недель. Например, если после родов кровотечения продолжались 40 дней, затем на 10 дней прекратились, а потом опять возобновились на 10 дней. В данном случае сроком нифаса будут считаться 60 дней. Кровь, выделяемая свыше установленного срока, – это хайд.
Кровь после кесарева сечения, выкидыша и аборта
Если у мусульманки возникает кровотечение после аборта или выкидыша, то всё зависит от срока беременности. Если преждевременное прекращение беременности наступило при возрасте плода меньше 40 суток, то такое кровотечение не считается нифасом, а если свыше 40 дней – то это нифас. Если же имело место кесарево сечение, то такое кровотечение – тоже нифас.
Что запрещается верующей при послеродовом кровотечении
1. Совершение намаза. Женщинам в состоянии нифаса нельзя совершать как обязательные (фард), так и дополнительные (нафль) намазы. По окончании послеродовых кровотечений восполнять оставленные молитвы не нужно.
2. Пост. Запрещено держать уразу и во время священного месяца Рамазан, и в другое время. Пропущенные дни обязательного поста мусульманке надлежит восполнить по окончании выделений.
3. Посещение мечетей. Нифас накладывает ограничения и на посещение «дома Аллаха». Мусульманкам в период послеродового кровотечения дозволено входить в мечеть, но только в ситуациях острой необходимости. К примеру, если женщина там работает или же посещает молельный дом для получения образования, либо обучения других.
4. Обход Каабы. Также нельзя делать обход вокруг дома Господа (Каабы), т.е. совершать один из обрядов паломничества (умры и хаджа). Причина тому – мусульманка находится в состоянии осквернения (с точки зрения Шариата) для проведения ритуальных действий.
5. Прикосновение к Священному Писанию. На протяжении всего периода послеродовых кровотечения верующей нельзя прикасаться к экземпляру Корана на языке оригинала. Брать в руки переводы и транскрипции Книги Аллаха на любом ином языке разрешается. В ряде случаев всё же позволено читать Заключительное Божье откровение, написанное по-арабски:
7. Развод. Мужчины не могут разводиться со своими жёнами во время послеродовых кровотечений.
По окончании нифаса мусульманке следует совершить омовение полностью (сделать гусль), тем самым вернув себе состояние ритуальной чистоты. Без этого верующая не может полноценно выполнять религиозную практику.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ассаляму алейкум сегодня 34 день после родов. И второй день нет выделений, вопрос мне нужно ждать до 40 дней или можно взять освоения и читать намаз. И ещё один вопрос. Схватки начались 1.00 час ночи были выдиления и воды отошли. А родила в 7.45 намаз заходил в 6.00. Нужно ли восполнить намаз.
Ассаламу алейкум ва рахматуллах у меня после родов после 35 и два дня ждала не было кровотечение остановились кровотечение и мы занимались интимом и после 5 дней начились еще кровотечение но не красный а оранжевый и чуть чуть розовый и тоже не много хотелось бы узнать какого сейчас мое положение то что мы занимались интимом было запрещено? И совершения молитвы? И если да то как нам быть ответьте пожалуйста буду рад
Ассаламу алейкум, после родов через 17 дней вступили в близость, есть еще редкие капли крови, это думаю харам, что же делать? Какое же наказание?((
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Нифас – эта кровь, которая выходит при рождении или же за два или три дня до рождения с его признаком, а это родовые схватки. Вот это является нифасом. А что касается воды, которые отходят, то это не является нифасом, так же, как и то, что вышла до рождения без схваток, не считается нифасом. Ибо кровь, которая вышло до рождения не считается нифасом, за исключением того, если она вышла за два или три дня до рождения с родовыми схватками. Что касается воды, которые отходят до рождения, даже если со схватками, то это не является нифасом» (См. «Шарх Булугуль-Маром»1\409.).
Так вот, если кровь выходит со схватками при рождении или за два или три дня до рождения, то это нифас. А если выходит кровь до рождения без схваток, то это не считается нифасом, так же, как если воды отошли до рождения не является нифасом, если только они не отошли с кровью. А Аллаху ведомо лучше!
Если после рождения не вышла кровь, дозволено ли мужу совокупляться с женой, так же, как дозволено ли жене совершать намаз и поститься?
Высший совет ученых Саудовской Аравии ответили: «Вся хвала принадлежит только одному Аллаху. Да восхвалит и избавит Аллах Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников и от всякого зла и бедствия!
А затем: Если после рождения у женщины не вышла кровь, то для нее является обязательным совершить полное омовение, начать намаз и поститься. А мужу дозволено вступать с ней в половую близость, после того, как она совершить полное омовение. Ибо в основном во время рождения выходит кровь вместе с новорожденным или же после его рождения, даже если это незначительное количество.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»(См “Фатауа Ладжнатуль-Даийма” 5\420).
Дозволено ли женщине, у которой нифас, совершать намаз и поститься, если она очистилась раньше сорока дней?
Шейх Фаузан (да хранит его Аллах) был спрошен относительно женщины, у которой был нифас, которая очистилась в течение недели, затем она начала соблюдать пост вместе с мусульманами в месяц рамадан, после чего к ней вновь явилась кровь. Она в таком случае прерывает ли пост? А также она восполняет ли те дни, в которые она постилась, и в которые она разговлялась? На что шейх ответил следующим образом:
«Нет сомнения в том, что женщина, у которой нифас, не постится, если она видит кровь в течение сорока дней. Если же останавливается кровь раньше сорока дней, то она совершает полное омовение и постится. А если к ней вновь приходит кровь до завершения сорока дней, то она оставляет пост с того дня как к ней явилась кровь, пока не завершится сорок дней. Что касается того поста, которого она соблюдала, когда остановилась кровь, то этот пост является действительным, поскольку она постилась в состоянии чистоты. И это является более правильным мнением среди двух мнений ученых по этому вопросу. А Аллаху ведомо лучше» (См. «аль-Мунтакъа» Шейх Фаузан 3\204).
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Омовение по ханафитскому мазхабу. Урок 18. Менструация и послеродовое кровотечение
باب الحيض والنفاس والاستحاضة
Раздел, посвященный вопросам хайда, нифаса и истихады
Из полового органа женщины может выходить три вида крови: кровь хайда, кровь нифаса, которые выходят из матки, и кровь истихады.
Хайд (менструация)
Вопреки распространенному заблуждению невежественных людей, изучение вопросов хайда играет важнейшую роль в Исламе, так как с данной темой связано множество ахкямов Шариата, как-то: совершение обхода вокруг Каабы, развод, идда, вопрос дозволенности совершения полового акта, соблюдение поста, определение совершеннолетия, итикаф, вопрос дозволенности чтения Корана и прикосновения к мусхафу, вопрос дозволенности входа в мечеть, освобождение рабыни, которая родила ребенка своему хозяину, истибра[1], установление отцовства (насаб).
«Хайд» в языковом значении — это «истечение», а в шариатском — кровь, которая выходит из матки женщины, достигшей, как минимум, девяти лет, при условии что кровь выходит не по болезни и у не беременной женщины.
Как правило, кровь хайда имеет темно-красный цвет и обладает неприятным запахом[2]. Тем не менее, кровь хайда может быть разных цветов, как-то:
Если после 55-ти лет у женщины прекратился хайд (начался климактерический период), а потом снова пошла кровь, ее состояние считается хайдом только в том случае, если у нее выходит именно кровь (алого или темно-красного цвета), а не жидкости других цветов. Исключение делается для женщины, для которой в прошлом выделения других цветов в период менструации были нормой.
Минимальный срок хайда — три дня и три ночи (72 часа). Средний срок хайда составляет пять дней и пять ночей. Максимальный срок — 10 дней и 10 ночей.
Если в течение периода менструации (в пределах 10 дней) были дни, в которые не было крови, они всё равно считаются днями хайда. Например, если кровь у женщины была только на первый и на десятый дни, все восемь дней между ними тоже относятся к хайду.
Нифас (послеродовое кровотечение)
Слово «нифас» происходит от глагола «рожать», в шариатском значении — это кровь, которая выходит из матки после рождения ребенка. Если роды не сопровождались выделением крови, женщина не пребывает в состоянии нифас и не обязана совершать гусль[3], хотя ей следует из предосторожности всё же совершить гусль[4].
Максимальный срок нифаса составляет 40 дней. Минимального установленного срока нифаса не существует, кровотечение может продлиться одно мгновение.
Истихада (болезненное кровотечение)
Истихада — это кровь, которая не достигает минимума хайда (72 часа) или превышает его максимум (10 дней), а также кровь, которая выходит после истечения максимального срока нифаса (40 дней).
Если у женщины кровь во время менструации (или послеродового кровотечения) выходит дольше, чем обычно, и продолжает выходить после 10 дней (или 40 дней — для нифаса), она должна опираться на свой нормальный срок менструации, а дни кровотечения сверх него отнести к истихаде.
Пример: если нормальный период менструации для женщины 6 дней, но кровь продолжает идти вплоть до 11-го дня, кровотечение сверх 6 дней будет считаться истихадой, поэтому пропущенные в эти дни молитвы и посты необходимо восстанавливать.
Минимальный срок чистоты (отсутствия менструального кровотечения) между двумя менструациями составляет 15 дней. Максимального периода чистоты не существует.
Если у девочки, достигшей возраста 9 лет и старше, впервые началась менструация, но после 10 дней кровотечение продолжилось и кровь идет постоянно, следует исходить из того, что первые 10 дней кровотечения относятся к хайду, а следующие 20 дней являются периодом чистоты. Если кровотечение не прекращается, необходимо следовать данному правилу в каждом последующем месяце.
Если после первых родов у женщины не прекращается кровотечение, ей следует относить первые 40 дней кровотечения к нифасу, затем 20 дней считать периодом чистоты, несмотря на кровотечение, а если кровотечение продолжится, следует считать, что начался хайд.
Раздел о том, что дозволено и не дозволено во время хайда и нифаса
В состоянии хайда или нифаса запрещено семь вещей:
Во время хайда или нифаса они не действительны.
Однако из этого правила есть исключение: существуют аяты в Коране, которые по смыслу представляют собой дуа. Если женщина читает эти аяты как зикр или дуа без намерения чтения Корана, это дозволено.
Например, сура «Фатиха» по смыслу представляет собой дуа, и, если её прочесть с намерением дуа, а не чтения Корана, это дозволено.
Что касается аятов, в которых содержатся повеления Шариата, то читать их запрещено. На это положение указывает хадис, который приводят имам Тирмизи и имам Байхаки, со следующим смыслом: «Запрещено чтение чего-либо из Корана в состоянии хайда или же большого осквернения (джунуб)».
Читать аяты Корана в сердце в состоянии хайда (не произносить и не шептать) дозволено.
Ношение Корана в руках в состоянии осквернения, держась за него через ткань своего рукава, а не голой рукой, близко к хараму (макрух-тахрим).
В состоянии осквернения дозволено переворачивать страницы Корана палочкой (или карандашом).
Желательно (мустахабб) совершать омовение, перед тем как брать в руки книги по фикху или акыде.
Если в тафсире (толковании Корана) больше аятов из Корана, чем текстов толкования, следует брать такой тафсир в руки только с омовением. К тафсиру, в котором аятов из Корана меньше, чем слов тафсира, дозволено прикасаться без омовения (хотя и макрух).
Таваф в состоянии хайда или нифаса будет считаться действительным, однако совершать таваф в таком состоянии запрещено.
При этом женщине в период менструации или послеродового кровотечения нельзя позволять мужу без преграды прикасаться к области от пупка (сам пупок в эту область не входит) до колен (включая колени) или самой прикасаться к мужу этой частью тела, даже без вожделения. Однако смотреть на эту область дозволено даже с вожделением.
В книге «Аль-Мабсут» сказано, что тот, кто объявляет совершение полового акта во время хайда или нифаса дозволенным, впадает в куфр, однако самое сильное мнение в ханафитском мазхабе состоит в том, что в куфр такой человек не впадает, и это мнение приводится в «Дурр аль-Мухтар».
Если мужчина совершил половой акт с женщиной, которая находится в состоянии хайда или нифаса, при этом исповедуя запретность данного действия, ему желательно (мустахабб) раздать милостыню в размере одного динара, кроме того, он должен покаяться и вознамериться больше не возвращаться к этому.
[1] После покупки рабыни мужчина не имеет права вступать с ней в половую связь до того, как женщина выдержит один менструальный цикл.
[2] Если такую кровь положить на язык, человек может ощутить некое жжение.
[3] Cогласно мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, в этом случае женщина должна совершить только вуду.