Что такое низменное в эстетике

НИЗМЕННОЕ

Полезное

Смотреть что такое «НИЗМЕННОЕ» в других словарях:

НИЗМЕННОЕ — НИЗМЕННОЕ, крайняя степень безобразного (см. БЕЗОБРАЗНОЕ), чрезвычайно негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для человечества; еще не освоенные явления, не подчиненные людям и чрезвычайно опасные для них. Человечество не владеет… … Энциклопедический словарь

Низменное — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

низменное — эстетическая категория, противоположная возвышенному; служит для определения и оценки недостойных и порочных явлений действительности. Рубрика: эстетические категории в литературе Антоним/коррелят: возвышенное Прочие ассоциативные связи:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

низменное место — сущ., кол во синонимов: 2 • низина (11) • полой (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Дау-Кара — низменное пространство и группа озер, расположенных в вост. части дельты Аму Дарьи. Озера питаются протоками этой реки и прежде были значительно больше, занимая всю низменность и составляя часть Аральского моря. Существование сухого русла от Д. к … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ПАДИНА — низменное место … Казачий словарь-справочник

сырец — низменное сырое место. Синонимы мочаг, мочажина, калтус, култус, марь, елань … Топонимический словарь Амурской области

трунда — низменное сырое место; зыбкое место, трясина; глубокая впадина с перегнившей листвой и кореньями; торфянистая почва; верхний горизонт почвы после пала … Топонимический словарь Амурской области

болонь — заливной луг у реки (1): Всю нощь съ вечера бусови врани възграяху у Плѣсньска, на болони бѣша дебрьски сани (дебрь Кисаню?), и несошася къ синему морю. 23 24. (Нива) тѣм больши высыхаетъ и претворяется в дич или въ болоня пустое. Назир., 109… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

КРИСТЕВА — (Kristeva) Юлия (р. 1941) исследователь в обл. лингвистики и семиологии, проф. ун та Париж VII. Выдвинула идею множественности языков, полилога, новой полирациональности. Задачей культуры и эстетики К. считает выявление поливалентности… … Энциклопедия культурологии

Источник

Низменное и возвышенное

Возвышенное и низменное в человеке
Возвышенное – это все самое лучшее и красивое в человеке и его поступках, оно появляется от красивых желаний и от сильного стремления к красоте; все то, что лучше, красивее, чище и выше, чем обычное и обыденное. Обыденное (обывательское) – это все обычное в человеке и его делах, когда человеку не нужна красота. Обыватель – человек, почти не имеющий красивых желаний и сильного устремления к красоте.
Низменное – это всё плохое и безобразное в человеке, когда человек тянется не к красивому, а наоборот, к отвратительному. Каждый человек может свободно выбирать между желаниями красивыми и возвышенным, или безобразными и низменными.
Возвышенными и низменными могут быть поступки, слова, мысли, мечты, желания, чувства. Есть люди, которые даже не замечают, когда поступают некрасиво и низменно.
Кто-то смеётся, видя, как другой споткнулся, упал в грязь. Смех над тем, что другому человеку плохо, некрасиво и низменно. Кто-то испугался драться и напал со спины. А значит, поступил некрасиво, трусливо, нечестно и низко…Если взрослый человек озвучивает низменные реакции человека, злопамятные и недоброжелательные мысли, то это очень безобразно и отвратительно.
Хороший человек стремится к красивому и возвышенному потому, что постоянно понемногу совершенствуется. Он старается быстро исправлять все свои незначительные ошибки.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Низменное — крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для человечества; сфера несвободы. Это еще не освоенные явления, не подчиненные людям и представляющие для них грозную опасность. Человечество не владеет собственными общественными отношениями. Это таит в себе источник бедствий и воспринимается как низменное (милитаризм, тоталитаризм, фашизм, атомная война
В античной философии
В античной философии можно проследить отношение мыслителей к животным инстинктам человека, как к низменным позывам.
Аристотель в «Никомаховой этике» выделяет три основных образа жизни:
• жизнь, полная удовольствий и наслаждений;
• государственный образ жизни;
• созерцательный
Большинство людей, говорит Аристотель, сознательно выбирают жизнь, полную удовольствий и наслаждений, чем полностью обнаруживают свою низменность.
Распущенность Аристотель связывает с теми чувствами, которые являются общими с животными. Наслаждаться такими чувствами, то есть иметь к ним исключительное пристрастие, значит жить по-скотски.
По учению Платона, человеческая душа состоит из трех частей, которые выражают:
• идеально-разумную способность;
• вожделяюще-волевую;
• инстинктивно-аффективную.
В зависимости от того, какая из этих частей берет верх, зависит судьба человека, направленность его деятельности, смысл его жизни. Большинство людей находится во власти эмоций и страстей, руководствуется в своём поведении эгоистическими мотивами, а не истиной, справедливостью и разумом. Платон надеялся изменить природу человека, искоренить в нем «низменные» побуждения во имя «возвышенных», не считаясь с уже сложившейся в течение тысячелетий общественной жизни природой человека.
В религии и богословии
Христианство
В христианстве нарушение заповедей называют грехом. Для христиан такие поступки являются низменными, недостойными. По представлениям христианства, все люди несут на себе печать «первородного греха». Человек изначально порочен и греховен.
Термин «первородный грех» предложил Блаженный Августин. После грехопадения люди лишились свободной воли, стали рабами своих желаний и уже не могли не грешить. Термин «первородный грех» повсеместно принят христианством.
Протестантизм
Лютер считал, что зло изначально присуще природе человека. Оно направляет его волю так, что ни один человек не способен совершить что-либо доброе. Убеждение в низменности и беспомощности человека, в его неспособности совершить что-либо доброе по собственной воле, согласно Лютеру, одно из главных условий ниспослания божьей благодати. Лишь если человек унизит себя, откажется от своей воли, от своей гордыни, только тогда снизойдет на него милость Господня. Еще более радикально Лютер выразил бессилие человека в памфлете «Рабство воли», который был направлен против Эразма Роттердамского, защищавшего свободу воли. Заставляя индивида признать и прочувствовать его ничтожность, никчемность всех его достоинств, заставляя его чувствовать себя безвольным орудием в руках Бога, Лютер лишал человека уверенности в себе, отнимал у него чувство собственного достоинства], а без этого невозможно никакое сопротивление светским властям, угнетающим человека.
Теология Ж. Кальвина аналогична теологии Лютера. Кальвин учит, что мы должны унизиться, что посредством этого самоуничижения мы и полагаемся на всесилие Божие. Он поучает, что человек не должен считать себя хозяином своей судьбы. Человек не должен стремиться к добродетели ради неё самой: это приведёт лишь к суете.
В философии XIX в
Развитием понятия безобразного занимался Иоганн Карл Фридрих Розенкранц, немецкий философ, ученик Гегеля. В своём труде «Эстетика безобразного» (1853), он указывает, что в развитии идеи прекрасного неизбежен анализ безобразного. Таким образом, понятие безобразного, как отрицательной формы прекрасного, становится частью эстетики.
Розенкранц разработал подробную ступенчатую классификацию безобразного:
• I. Отсутствие формы
o …
• II. Неточное (неправильное)
o …
• III. Распад формы (деформация)
o А. Ординарное
; 1) низменное
; 2) слабость
; 3) ничтожное
o Б. Отвратительное
; …
o В. Карикатура
Ординарное является противоположностью возвышенного. Понятие величественного обусловливает понятие ординарного. К примеру, отдельное лицо может считаться ординарным тогда, когда в нем просвечивается зависимость конкретного человека от некоторого порока, поскольку такая зависимость противоречит понятию человека, достоинство которого она оспаривает.
Если возвышенная величина устраняет своей бесконечностью границы времени и пространства, жизни и воли, отличий воспитания и социального положения, то низменное, наоборот, устанавливает эти границы без необходимости их наличия. Если возвышенное реализует свободу, то низменное ограничивает свободу бытия там, где она не является необходимой.
В обычной жизни говорим, к примеру, что отдельный человек низменный, когда из-за педантичной сосредоточенности на несущественном он устанавливает препятствия существенному в его стремлении к самореализации, — такой человек несвободен от мелочности, которую он не способен преодолеть.
Людвиг Фейербах отстаивал идею антропологизма: понимание человека как чисто природного, биологического существа. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело — две стороны человеческого организма. Фейербах в своем труде «Сущность христианства» (1841) показал процесс возникновения понятия «Бог», как идеализирование, преувеличение, превращение в абсолют собственных, реальных человеческих качеств. Бог является неким рафинированным, избавленным от пороков, недостатков и слабостей человек. Но, чем могущественнее и совершенным становится Бог, тем более ничтожным становится сам человек. Собственная жизнь рассматривается религиозным человеком как нечто низменное, как испытание и подготовку к подлинной жизни «на том свете». Фейербах видит в этом большую угрозу для человеческих отношений. Принижение человека, отождествление его земной жизни с низменным в конце концов пагубно отражается на отношениях между людьми. И те низменные чувства (коварство, зависть, злоба, ненависть), от которых человек пытается отгородиться, все равно проявляются. Фейербах предлагает людям, избавленным иллюзорного религиозного сознания, понявшим истоки религиозных представлений, заменить поклонение Богу уважительным отношением друг к другу.
В философии XX в
Бертран Рассел обращает внимание на проблему человеческого восприятия взаимоотношения духа и материи. На протяжении веков дух отождествляли с чем-то возвышенным, благородным, а материю с низменным. Современные знания, полученные благодаря развитию науки и техники, дают возможность взглянуть на взаимоотношения духа и материи по-другому.
Это приводит нас к проблеме взаимоотношения духа и материи, поскольку восприятие обычно считается «психическим» событием, тогда как воспринимаемые объекты и стимулы к восприятию считаются «физическими». По-моему, в разрешении этой проблемы нет вообще никаких трудностей. Предполагаемые затруднения происходят от плохой метафизики и плохой этики. Говорят, что дух и материя являются двумя субстанциями, полностью разобщенными друг с другом. Дух есть нечто благородное и возвышенное, материя же — нечто низменное. Грех состоит в подчинении духа телу. Познание, будучи одним из самых возвышенных проявлений духовной активности, не может зависеть от чувств, так как чувство представляет собой форму подчинения материи и поэтому является низменным. Отсюда проистекает платоновский протест против отождествления познания с восприятием. Все это, скажете вы, устарело и отжило свой век, но это оставило пережитки труднопреодолимых предрассудков.
— Бертран Рассел. «Человеческое познание, его сферы и границы»

Рассел показывает, как велика разница между восприятием и физическим объектом.
Пространственные отношения, устанавливаемые физикой, имеют место между электронами, протонами, нейтронами и так далее, которых мы не воспринимаем; пространственные отношения зрительных восприятий имеют место между вещами, которые мы воспринимаем, и в конечном счете между цветовыми пятнами. Между физическим пространством и зрительным пространством есть какое-то соответствие, но оно очень грубо. Во-первых, большие глубины неразличимы. Во-вторых, определение времени различно; место, где солнце зрительно находится сейчас, соответствует месту, где физическое солнце было восемь минут назад. В-третьих, восприятие подвержено изменениям, которые физик не приписывает изменениям в объекте, например восприятие изменяется в зависимости от облаков, телескопов, косоглазия или закрывания глаз. Соответствие между восприятием и физическим объектом является поэтому только приблизительным и, что касается пространственных отношений, оказывается не более точным, чем в других отношениях.
— Бертран Рассел. «Человеческое познание, его сферы и границы»

Источник

Возвышенное и низменное в эстетике

Сущность и понятие возвышенного. Его отражение в искусстве, соотношение с прекрасным. Характеристика явления низменного, принципы его постижения. Связь данной категории с безобразным и злом в реальной жизни и ее отражение в художественном творчестве.

РубрикаЭтика и эстетика
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления19.03.2014
Размер файла10,4 K

Что такое низменное в эстетике. Смотреть фото Что такое низменное в эстетике. Смотреть картинку Что такое низменное в эстетике. Картинка про Что такое низменное в эстетике. Фото Что такое низменное в эстетике

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Возвышенное и низменное в эстетике

В системе научных понятий имеются такие понятия, которые составляют основу той или иной науки, являются ее теоретическим фундаментом. Такие фундаментальные понятия науки называются категориями.

Любая наука пользуется понятиями, логическими образами, фиксирующими свойства предмета.

возвышенное низменное искусство творчество

1. Сущность и понятие категории эстетики: возвышенное

Возвышенное обладает особой силой эмоционального воздействия на человека: оно вызывает изумление своей необыкновенностью и грандиозностью, оно возбуждает восхищение своей несоизмеримостью. Возвышенное заставляет преклоняться перед ним.

Впервые наиболее целостную характеристику возвышенного дал И. Кант в «Критике способности суждения» (1790). Рассматривая соотношения прекрасного и возвышенного, Кант отмечал, что если прекрасное характеризуется определенной формой, ограничением, то сущность возвышенного заключается в его безграничности, бесконечном величии и несоизмеримости с человеческой способностью созерцания и воображения.

Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою конечность и ограниченность, но одновременно возвышает его как духовное существо, пробуждает в нем сознание нравственного превосходства даже над физически несоизмеримой и подавляющей его природой.

Пафос преодоления, пафос победы, пафос страдания и т.д. характеризуют произведения, в которых доминирует тема возвышенного.

Возвышенное в природе, предстающее перед человеком в виде больших пространств, высоких гор, шумящих водопадов, грохотания грома, завывания бурь, темноты и мрака действуют на человека устрашающе и порождают в нем чувство страха и стремление к самосохранению.

Созерцание величественных картин природы и восприятие гениальных произведений искусства вызывают у человека не только эстетическое удовольствие, но благотворно влияют на него, раскрывают лучшие стороны человеческого характера, повышают в человеке жизненные силы и бодрость духа, укрепляют его веру в правоту своего дела, побуждают быть лучше, совершеннее, отдавать все свои силы служению общественным идеалам.

2. Категория эстетики: низменное

Низменному в большей степени, чем другим эстетическим категориям присуща этическая оценка: оно напрямую связывается с силами зла.

Низменное противоположно возвышенному. Древние египтяне в гимне богу Атону так описывают низменное: покидая мир, солнце повергает землю во мрак, и ужас смерти охватывает всех.

Низменное непосредственно граничит с эстетическими категориями безобразного и комического. Эти смежные, пересекающиеся категории находят художественное отражение и оценку в целом ряде жанров искусства (комедия, памфлет, эпиграмма, фарс, пародия, карикатура и др.). Природные явления воспринимаются как низменные в том случае, если отдельные их стороны или свойства ассоциируются с недостойным поведением человека или угрожают его существованию.

Эстетические категории возвышенного и низменного, разрабатывались древними мыслителями одновременно с категориями прекрасного и безобразного. Однако они обобщали, скорее, опыт восприятия явлений природы, чем поступки и действия человека в процессах его взаимодействия с миром. Природа представала перед человеком, как нечто несоизмеримое с его силами и возможностями. Поэтому за возвышенным и низменным с самого начала закреплялась функция количественных отношений с идеалом в эстетическом восприятии, чувствах, вкусах, сознании, в отличие от прекрасного и безобразного, обобщавшими качественные отношения реальности с идеалом в пределах меры и человеческой соразмерности. Возвышенное же предстает, как безмерное и чрезмерное.

Музыка лишь в XIX-ХХ вв. овладела способностью непосредственно воссоздавать образ низменного (Седьмая симфония Шостаковича). До этого музыка (Моцарт, Бетховен, Чайковский) передавала этот образ опосредованно, через раскрытие накала борьбы, через показ меры усилий добра в преодолении низменного.

Список использованной литературы

1. Бореев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп.-2005.

2. Гартман Н. Эстетика. М.: Ника-Центр.-2004.

3. Гуревич П.С. Эстетика. М.: КноРус.-2008.

4. Радугин А.А. Эстетика: Учебное пособие для вузов.-2002

Источник

Категории эстетики: возвышенное и низменное

Сущность и понятие категории эстетики: возвышенное. Соотношение прекрасного и возвышенного по И. Канту. Общее понятие о пафосе. Низменное как крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность. Проявление низменного в социальной жизни.

1. Сущность и понятие категории эстетики: возвышенное

2. Категория эстетики: низменное

Список использованной литературы

В системе научных понятий имеются такие понятия, которые составляют основу той или иной науки, являются ее теоретическим фундаментом. Такие фундаментальные понятия науки называются категориями.

Любая наука пользуется понятиями, логическими образами, фиксирующими свойства предмета.

Возвышенное обладает особой силой эмоционального воздействия на человека: оно вызывает изумление своей необыкновенностью и грандиозностью, оно возбуждает восхищение своей несоизмеримостью. Возвышенное заставляет преклоняться перед ним.

1. Сущность и понятие категории эстетики: возвышенное

Психология такого восприятия основана на чувстве прекрасного. Напротив, бесконечный простор и покой природы, огромное холодное небо и маленькая точка светящегося церковного окна, говорящая о мгновении присутствия человека на бескрайнем погосте мира, позволяют пережить возвышенность пейзажа, его сверхчеловеческие смыслы и значения.

Впервые наиболее целостную характеристику возвышенного дал И. Кант в «Критике способности суждения» (1790). Рассматривая соотношения прекрасного и возвышенного, Кант отмечал, что если прекрасное характеризуется определенной формой, ограничением, то сущность возвышенного заключается в его безграничности, бесконечном величии и несоизмеримости с человеческой способностью созерцания и воображения.

Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою конечность и ограниченность, но одновременно возвышает его как духовное существо, пробуждает в нем сознание нравственного превосходства даже над физически несоизмеримой и подавляющей его природой.

Пафос преодоления, пафос победы, пафос страдания и т.д. характеризуют произведения, в которых доминирует тема возвышенного.

Возвышенное в природе, предстающее перед человеком в виде больших пространств, высоких гор, шумящих водопадов, грохотания грома, завывания бурь, темноты и мрака действуют на человека устрашающе и порождают в нем чувство страха и стремление к самосохранению.

Человек и боится этих представляющихся ему грандиозными явлений, и может испытывать эстетическое удовольствие и огромное волнение, переживание от созерцания их чрезмерности, то есть количественной и силовой несопоставимости с человеком. Н.Г. Чернышевский тоже представлял эстетическое возвышенное в сопоставлении с человеческими силами и возможностями и с человеческими способностями противостоять чрезмерным силам природы, а затем и безмерным социальным силам.

Эта безмерность, или несоразмерность с человеком, обнаруживается воспринимающим явления природы в сопоставлении с человеческим эстетическим идеалом.

«Возвышенным оказывается такой предмет, такой поступок, в которых с исключительной силой, с необыкновенным могуществом, с всепоглощающей энергией проявляется человеческий идеал» в образе субъекта, могущего противостоять этим грандиозным и устрашающим явлениям. Таким образом, эстетическое восприятие возвышенного будоражит человеческие силы, порождает в нем желание померяться своими силами (физическими, чувственными, интеллектуальными) и преодолеть страх, получая при этом и восторг от созерцания чего-то грандиозного и от способности противостояния, и возможности выйти из него победителем природной или социальной стихии. Человек, впервые оказывающийся перед бушующим морем, тем более перед непрестанно грохочущим океаном или высоко в горах, испытывает такое чувство восторга и такой подъем духа, что он, как пел В. Высоцкий, невольно думает, что «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал».

Уже 25 лет минуло с тех пор, как я стоял на берегу Атлантического океана и восторженный бросался в грохочущие волны, которые выбрасывали меня на песчаный берег; но почти каждое погожее утро, находясь у реки или озера, я слышу и вижу те волны, желая еще и еще раз уже в солидном возрасте броситься в них, очертя голову.

Ведь умение справиться с морем, когда на нем бушует шторм в 6 баллов (это на Черном море или на озере Байкал), стоит многих и многих впечатлений и восторженных чувств, хотя перед броском в воду и страх борется в сердце, и оторопь берет. Не в таких ли состояниях пребывал первобытный и языческий человек, когда он, вступая в борьбу с силами природы в древнейшие времена, выходил из борьбы победителем, чем обретал новые силы и умение противостоять неизмеримым силам стихий? Не эти ли ставшие в нашем подсознании архетипическими желания влекут человека в высокие горы, в глубокие пропасти и ущелья, в пещеры, в бескрайние пустыни и степи, в небесные просторы и космос, а теперь и на другие планеты, чтобы доказать, что человек все может, если очень захочет? А отчего люди приходят в неописуемый восторг на современных корридах или родео, захлебываются от невероятных скоростей на ежегодных авторалли?

Чрезвычайное эстетическое чувство и переживание, эстетическая эмоция и наслаждение, испытанные один раз и проросшие в эстетическую потребность, не дают покоя человеку, требуя все новых и новых удовлетворений, новых восприятий и впечатлений для сладостных и восторженных переживаний.

При сопоставлении возвышенного и низменного с прекрасным и безобразным бросается в глаза, что эти две пары эстетических категорий близки по своему смыслу. И действительно, как мы могли убедиться, изучая историю эстетики, они произросли из общего корня. Даже после того, как они приобрели самостоятельный эстетический смысл, во многих случаях одно и то же явление могло быть оценено и как прекрасное, и как возвышенное или, напротив, и как уродливое, и как низменное. Например, в знаменитом гоголевском описании Днепр одновременно и “чуден” и “величав”.

Разумеется, далеко не всегда эстетическая характеристика явления бывает двойственной. Любуясь ручейком, мы назовем его, возможно, красивым, прекрасным, но ощущения величия в нашей душе он не вызовет. Эстетически оценивая манеры хорошо воспитанного человека, мы говорим, что он прекрасно умеет вести себя. Но было бы нелепо назвать его манеры возвышенными.

Возвышенное колоссально, масштабно, могуче и превосходит возможности современного человечества. Сталкиваясь с этими грозными силами, гордо противостоя им, постепенно подчиняя их себе, человек тем самым роднится с вечностью, обретает свое истинное земное бессмертие, опирающееся на деяния, на творчество.

Созерцание величественных картин природы и восприятие гениальных произведений искусства вызывают у человека не только эстетическое удовольствие, но благотворно влияют на него, раскрывают лучшие стороны человеческого характера, повышают в человеке жизненные силы и бодрость духа, укрепляют его веру в правоту своего дела, побуждают быть лучше, совершеннее, отдавать все свои силы служению общественным идеалам.

2. Категория эстетики: низменное

Низменному в большей степени, чем другим эстетическим категориям присуща этическая оц5енка: оно напрямую связывается с силами зла. Как низменное обычно воспринимаются и характеризуются черты характера и поступки людей: подлость, обман, разврат и т.д. С низменным напрямую связана сфера несвободы человека, его зависимости от стихийных природных и общественных сил, соц5иальная и психологическая или психофизиологическая зависимость. В качестве ярких проявлений низменного в общественной жизни можно рассматривать такие соц5иальные явления, как войну, эксплуатацию человека человеком, ограничение прав и свобод личности, подавление личностного начала. Проявлением низменного в сфере психики человека является психофизиологическая зависимость того или иного индивида от алкоголя, наркотиков и т.д., поскольку они разрушают человеческую личность, превращая его, по сути дела, в полуживотное существо.

Низменное противоположно возвышенному. Древние египтяне в гимне богу Атону так описывают низменное: покидая мир, солнце повергает землю во мрак, и ужас смерти охватывает всех.

Это еще не освоенные явления, не подчиненные людям и представляющие для них грозную опасность. Человечество не владеет собственными общественными отношениями.

Это таит в себе источник бедствий и воспринимается как низменное (милитаризм, тоталитаризм, фашизм, атомная война).

Низменное непосредственно граничит с эстетическими категориями безобразного и комического.

Эти смежные, пересекающиеся категории находят художественное отражение и оценку в целом ряде жанров искусства (комедия, памфлет, эпиграмма, фарс, пародия, карикатура и др.).

Природные явления воспринимаются как низменные в том случае, если отдельные их стороны или свойства ассоциируются с недостойным поведением человека или угрожают его существованию.

Низменное в социальной жизни проявляется в тех случаях, когда в человеческих поступках наблюдается недостаток духовности и избыток биологического, животного начала, т.е. значительно нарушается гармония внутренней и внешней сущности в человеке прекрасном.

возвышенное низменное эстетика

Эстетические категории возвышенного и низменного, разрабатывались древними мыслителями одновременно с категориями прекрасного и безобразного. Однако они обобщали, скорее, опыт восприятия явлений природы, чем поступки и действия человека в процессах его взаимодействия с миром. Природа представала перед человеком, как нечто несоизмеримое с его силами и возможностями. Поэтому за возвышенным и низменным с самого начала закреплялась функция количественных отношений с идеалом в эстетическом восприятии, чувствах, вкусах, сознании, в отличие от прекрасного и безобразного, обобщавшими качественные отношения реальности с идеалом в пределах меры и человеческой соразмерности. Возвышенное же предстает, как безмерное и чрезмерное.

Музыка лишь в XIX-ХХ вв. овладела способностью непосредственно воссоздавать образ низменного (Седьмая симфония Шостаковича). До этого музыка (Моцарт, Бетховен, Чайковский) передавала этот образ опосредованно, через раскрытие накала борьбы, через показ меры усилий добра в преодолении низменного.

Список использованной литературы

1. Бореев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп. 2005.

2. Бычков В.В. Эстетика. М.: Академический проект. 2011.

3. Гартман Н. Эстетика. М.: Ника-Центр. 2004.

4. Гуревич П.С. Эстетика. М.: КноРус.. 2008.

6. Радугин А.А. Эстетика. Учебное пособие для вузов. М.: Библионика. 2009.

7. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. М.: Кнорус. 2009.

Подобные документы

Природа обыденного и профессионального эстетического сознания. Разница в эстетических оценках и вкусах отдельных людей. Понятие безобразного и прекрасного. Эстетические категории: прекрасное-безобразное, трагическое-комическое, возвышенное-низменное.

реферат [25,0 K], добавлен 13.07.2013

Раскрытие понимания прекрасного и безобразного в период античности. Определение значений понятий эйдос, катарсис (возвышение), мимесис (подражание), калокагатия (сочетание внешних и душевных достоинств). Изучение эстетики Демокрита, Платона и Аристотеля.

реферат [22,8 K], добавлен 10.06.2010

Эстетические категории как инструмент познания и практического освоения действительности, их разделение на прекрасное и безобразное. Характеристика возвышенного и низменного. Категории трагического и комического. Анализ эстетической категории «ужасное».

контрольная работа [37,1 K], добавлен 20.12.2012

Экспериментально-поисковый этап в современной эстетике. «Эстетическое» как наиболее общая категория ХХв. предметом эстетики является искусство. Основные исторически сложившиеся категории постклассической эстетики. Эстетическая наука накануне ХХIв.

реферат [29,3 K], добавлен 19.09.2010

Марксистко-ленинская эстетика как подход к искусству, который основан на историзме. Развитие сущности эстетического восприятия в истории человечества. Гармония, возвышенное, трагическое, комическое как содержание эстетики художественных произведений.

реферат [28,4 K], добавлен 02.04.2012

Определение понятия и раскрытие содержания эстетики как философского учения о сущности и формах прекрасного в творчестве, природе и жизни. Исследование зарождения и развития эстетики с древних времен, её выделение в самостоятельную научную дисциплину.

контрольная работа [21,6 K], добавлен 20.12.2012

реферат [9,8 K], добавлен 17.05.2003

Понятие и содержание эстетики как науки, предмет и методы ее исследования, взаимосвязь с другими науками. Сущность и особенности «эстетического» отношения к действительности. Направления связи основных сфер деятельности эстетики от труда до искусства.

контрольная работа [29,1 K], добавлен 25.02.2013

Задача истории эстетики состоит в том, чтобы научно объяснить, почему в тот или иной период развития общества возникают те или другие эстетические концепции; какими причинами определяется расцвет или упадок эстетической мысли; ценность эстетики.

эссе [40,9 K], добавлен 02.04.2008

Формулировка предмета эстетики. Универсальность мышления в образах. Сущность эстетического воспитания. Специфика искусства как предмета эстетики. Факторы, влияющие на формирование предмета эстетики: философия, искусство, внутренняя логика развития науки.

курсовая работа [24,8 K], добавлен 24.11.2008

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *