Что такое номы в древнем египте
Что такое номы в древнем египте
Номы – это административные единицы в Древнем Египте. На древнеегипетском языке имело название созвучное со словом «сепат», «септ». Египет, при фараонах, представлял собой объединение номов в единой экономической и политической системе с целью создания и поддержания, в работоспособном состоянии, гигантской ирригационной системы. Каждый ном имел свои административные границы, столицу, которая представляла собой политический и религиозный центр района, небольшую армию, герб и своего бога-покровителя. Всё административное управление нома подчинялось непосредственно главе – номарху.
Количество номов и их границы не были постоянны. Согласно спискам Древнего Царства, в промежутке между 28-23 вв. до н.э., в государстве насчитывалось 37 номов. Из них 15 находились в Нижнем Египте. Большинство номов образовалось в глубокой древности, и представляли собой ранние государственные образования со своими названиями и штандартами.
Как и говорилось выше, количество номов не было постоянным. При фараоне Сенусерте I (1970-1934 до н.э.) 4 и 5 ном, Нижнего Египта, были разделены. Самые ранние упоминания о северном 17 номе, Нижнего Египта, появляются на саркофагах XVIII династии.
В списках, относимых к периоду Нового царства, появляются упоминания о новых номах, образовавшихся в восточной части дельты Нила.
В 125-й главе «Книги мёртвых» 42 божества на суде Осириса, символизируют собой 42 нома Нового Царства. Но данное число не отображало настоящего деления государства на административные центры, так как не учитывались новые городские округа.
Ном (Древний Египет)
Содержание
Название
Древнеегипетское название нома — септ, транслитерируется как spt — спт, для удобства между согласными вставляется буква «е». В текстах пирамид звука «а» еще не было, поэтому наиболее раннее произношение — спт, а позднее — спат, сепат ( sp3t ). Устаревшее прочтение, от которого современные египтологи отказались — джатт (ḏ3tt). Варианты иероглифического написания названия:
1. | 2. | 3. | 4. | ||||||||
Греческое название — «номос» (др.-греч. νομός ) впервые встречается у Геродота, и в данном контексте означает «округ», «область» произведённое от другого значения — «пастбище», «обиталище». Римляне, помимо «номус» (лат. nomus), иногда называли эти административные единицы латинским словом «префектура» или «префектура города» (лат. praefecturae oppidorum), например у Плиния в «Естественной истории».
Количество
Доподлинно не известно, при каком из царей I—II династии была введена администртивная номовая система, но, по существующим сведениям, она уже существовала к началу правления III династии. Количество и площадь номов не были постоянными:
Особенности в различные периоды
Династический период
Возникновение. По господствовавшей в египтологии до 1970-х годов теории, номы — это первые примитивные государства в Древнем Египте, ставшие позже административными единицами объединённой страны. Сегодня некоторые исследователи связывают возникновение номов с административными преобразованиями раннединастического времени (Е. Мартин-Пардей и др.).
Прочие территории. Термином «септ» древние египтяне обозначали административную территорию, которая в свою очередь подразделялся на различные угодья и владения — одно из них — «у», небольшая область в рамках септа. По поздним текстам известен термин gs-pr — территория применительно к владениям храмов.
Эллинистический период
Помимо номов были выделены три официальных полиса (др.-греч. πόλις ) — привилегированных территориально-административных области городов Александрия, Птолемаида и Навкратис. Последний имел наименьшие привилегии и относился к Саисскому ному, а Александрия, как столица страны, обладала наибольшими юридическими правами самоуправления, и даже считалась юридически отдельной от «хоры» (то есть не входящей в Египет, а прилежащей к нему). [5] Особое устройство получил большой XXI ном Верхнего Египта, расположенный в Фаюме — он стал подразделяться на три крупные части, так называемые «мериды».
Хозяйствование. Как и в Династическом Египте хозяйственная деятельность номов была зависима от предписаний из столицы, в связи с тем, что, как и прежде была необходимость централизации управления единой ирригационной системой. Ирригация оставалась основой сельского хозяйства, с выделенных в номах «царских земель» урожай отправлялся в Александрию, на месте оставалось зерно в размерах прожиточного минимума. [6] Также развивалось производство, по всей стране были размещены мастерские принадлежащие к «царским монополиям», работники которых законодательно закреплялись за номом и не имели права уходить из него. [7]
Администрация.
Руководство группы номов, обычно входящей в округ (всего было три округа — Фиваида, Гептаномида и Дельта):
В топархиях, а за ними и в комах, административная иерархия повторяла номовую, с полномочиями для своих административных единиц.
Римский период
Номарх
Во главе административного аппарата нома стоял номарх (др.-греч. νομάρχης ), он являлся представителем фараона, а также осуществлял контроль и управление административной областью. В его полномочия входили сбор налогов, судебные функции, набор и обеспечение войск, хозяйственное администрирование.
Титул номарха иногда напрямую назначался фараоном, а иногда передавался по наследству. Обычно наследственная передача титула практиковалась во время промежуточных периодов истории Египта, когда ослабление центральной власти приводило к усилению соперничества номархов с фараонами и между собой. В такие смутные времена личные амбиции и возможности некоторых номархов позволяли им добиваться большей самостоятельности и обособления своего нома, что, в свою очередь, приводило к дроблению территории Египта и даже иногда падению власти фараона. Известны случаи узурпации номархами права на корону, некоторые из которых привели к возникновению новых сильных династий, восстанавливающих централизованную власть в стране.
В Эллинистическом Египте номархи стали постепенно уступать власть назначаемым в номы стратегам. Эти должности были введены Птолемеем I (правил 323—283 гг. до н. э.), как следствие завоевания Египта греко-македонянами. Птолемей II (правил 285—246 гг. до н. э.) окончательно распределил административные функции, номовые чиновники теперь формально подчинялись царю, а реально — назначаемому представителю царя — стратегу, к которому переходит военно-политическая власть в номе. Номарх становиться управляющим царскими владениями, фактически его полномочия сводятся к функциями чиновника по сельскохозяйственному ведомству. [8]
Номы Древнего Египта
Название [ ]
Особенности [ ]
Возникновение. По господствовавшей в египтологии до 1970-х годов теории, номы — это первые примитивные государства в Древнем Египте, ставшие позже административными единицами объединённой страны. Сегодня некоторые исследователи связывают возникновение номов с административными преобразованиями раннединастического времени (Е. Мартин-Пардей и др.). Каждый ном имел свои установленные границы, политический и религиозный центр, войско, богов-покровителей и символ-герб[1]. В соответствии с первой теорией, наличие этих признаков государственности объясняет образование номов из самостоятельных царств[источник не указан 623 дня]. Сторонники второй теории предполагают, что номы, при содействии центральной власти сложились вокруг мест сбора сельскохозяйственной продукции и товаров для казны фараона[источник не указан 623 дня]. Прочие территории. Термином «септ» древние египтяне обозначали административную территорию, которая в свою очередь подразделялся на различные угодья и владения — одно из них — «у», небольшая область в рамках септа. По поздним текстам известен термин gs-pr — территория применительно к владениям храмов.
— «У» (егип. w) округ, область, иногда в Новом царстве графически — ww.
— gs-pr территория применительно к храму. Руководство нома: «стратег» — назначаемые царём представители его администрации, постепенно сменили номархов. «эконом» — возглавлял финансовое ведомство нома, подчинялся диойкету. «антиграфевс» — контролер при экономе, подчинялся эклогисту. «басиликограмматевс» — возглавлявший счетно-контрольное ведомство с обширной канцелярией и архивом царский секретарь. «номарх» — управляющий царскими владениями в номе, и обширными территориями — номархиями, часто не совпадавших с границами номов. «эпистат» — жрец, управляющий храмами, ответственный перед правительством за выполнение храмами своих обязательств по отношению к государству. В топархиях, а за ними и в комах, административная иерархия повторяла номовую, с полномочиями для своих административных единиц.
Список номов [ ]
inb HD | Мен-Нефер, Инеб-Хеди |
imnt | Гермополь | Культ бога Тота | ||||||||||||||||||||||
Иму |
Саис | |||||||||||||||||||||
Буто (Пер-Ваджет) |
wa imnt | Пер-Ха-Нереб |
DHwty | Баху (Гермополь) |
Пер-Банебджедет | ||||||||||||||
Анпет-Джедет |
Пер-Бастет (Бубастис) |
Имет | Культ Уаджет | |
Хут-Уарет | Основан во времена XXI Ливийской династии. Важный центр торговли с Азией | |
Пи-Рамсес | Город, основанный Сети I |
Пер-Сопду | |
Факусса |
Важный военный центр Древний ЕгипетДревнего Египта
Культовый центр Тота
Культовый центр богини Нехбет
Культовый центр Хнума и Нехбет
Центр культа Амона. На западной части нила был построен храм в честь триады Амона, Мут и Хонсу
Кутовый центр богини Хекет
Культовый центр Хатхор и Исиды
Культовый центр Хнума, созданный Рамсесом II
Храм, воздвигнутый в честь Рамсеса II
Важный культовый центр Тота
Важный экономический центр Верхнего Египта
Храмы Анубиса и богов некрополей
Культы Сета и рыбы Мормирус
Культовый центр Себека и Хатхор
Здесь Сенусерт I и Аменемхет I построили свои пирамиды-усыпальницы
Что такое номы в древнем египте
Смотреть что такое «НОМЫ» в других словарях:
Номы — административные округа Древнего Египта (по египетски сепат ). Египетское государство представляло собой политическое объединение номов, необходимое для создания и функционирования единой ирригационной системы. Каждый ном имел точно установленные … Энциклопедия мифологии
НОМЫ — (греч.). Песни в честь Аполлона. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НОМЫ греч. Песни в честь Аполлона. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней … Словарь иностранных слов русского языка
Номы — (греч. νόμοι) подразделения Египта, обусловленные сначала топографическими и религиозными причинами, а впоследствии и административными соображениями. Первоначально Н. были отдельными самостоятельными владениями, да и по объединении Египта не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Номы — Ном (Аляска) город на Аляске (США) Ном (зона переписи населения) одина из единиц территориального деления Аляски. Ном (Греция) название административного деления в Греции Ном (Древний Египет) название административного деления в Древнем Египте… … Википедия
Номы — адм. округа Др. Египта (по егип. «сепат»). Егип. госуд. представляло собой политич. объед. Н., необходимое для создания и функциониров. единой ирригац. системы. Каждый Н. имел точно установл. границы, политич., и религ. центр, войско,… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Номы Греции — У этого термина существуют и другие значения, см. Ном. Номы (префектуры; греч. νομοί, ед. ч. νομός) административные единицы второго уровня Греции … Википедия
Премия имени Сэйдзи Номы — Литературная премия имени Номы (яп. 野間文芸賞 Нома бунгэй сё:?) главная литературная премия Японии, присуждаемая автору выдающегося художественного, литературоведческого или публицистического произведения, опубликованного в отчётный год в газете,… … Википедия
Литературная премия имени Номы — (яп. 野間文芸賞 Нома бунгэй сё:?) главная литературная премия Японии, присуждаемая автору выдающегося художественного, литературоведческого или публицистического произведения, опубликованного в отчётный год в газете, журнале или в виде отдельной … Википедия
СТО 17330282.27.140.014-2008: Технические системы гидроэлектростанций. Условия создания. Номы и требования — Терминология СТО 17330282.27.140.014 2008: Технические системы гидроэлектростанций. Условия создания. Номы и требования: 3.1 бьеф: Часть водотока или водоема, примыкающая к водоприемному сооружению (верхний бьеф) или водовыпускному сооружению… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Ном (Греция) — Номы (префектуры) административные единицы Греции. Префектуры Греции Ниже перечислены все номы (префектуры) Греции по их расположению в административных округах и согласно нумерации на карте. Содержание 1 Аттика 2 … Википедия
III. Символы и боги номов. Борьба за политическое влияние
III. Символы и боги номов. Борьба за политическое влияние
На первый взгляд кажется, что достаточно составить список номов раннего периода, найти среди богов Владык Номов, пережитки доисторических тотемов или фетишей, отметить случаи появления новых богов-покровителей и таким образом получить приблизительное представление о ходе исторического развития. Однако задача эта кажется простой лишь на первый взгляд.
Впервые в древние времена список номов был приведен в указе, приписываемом царю VIII династии (ок. 2400 до н. э.). Этим указом царь вверяет визирю двадцать два нома в Верхнем Египте, и приводятся названия этих номов[47]. В пирамидах VI династии и на стенах мемфисских гробниц мы находим названия отдельных номов. Списка номов Нижнего Египта нет, но те же источники называют определенное количество номов в Дельте. Датировать источники можно концом Тинитского периода. Можно считать, что около 3000 года до н. э. Две Земли уже были поделены на провинции, количество которых в каждой Земле было примерно одинаковым – от двадцати до двадцати двух в Верхнем Египте и двадцать в Дельте[48]. Во всех текстах ном обозначен и «написан» своим символом – животным, деревом или другим предметом – на шесте (рис. 9). Каждая из фигур давала название управляемой ею территории. Это – покровители, по именам которых именовались номы, игравшие эту роль вплоть до конца цивилизации фараонов.
Среди этих эпонимов мы находим символы, некогда служившие доисторическим кланам. Не все из них сохранились. Солнечный диск, человеческое лицо, скорпион, слон и некоторые растения – эти знаки не были унаследованы номами. С другой стороны, в Верхнем Египте символом II нома является сокол; символ VII нома – систр с коровьей головой, ведущий свое происхождение от букраниума; IX ном обозначается «ударом молнии»; символ XVIII нома – летящий сокол.
Некоторые деревья, появлявшиеся на неолитической керамике в качестве племенных символов, можно обнаружить в фисташковом дереве XIII и пальмовом дереве XX номов. В Нижнем Египте[49] сокол является символом 3-го нома; две стрелы, скрещенные на шкуре животного, обозначают 4-й ном; острога является символом 7-го нома, а гора с тремя вершинами – 6-го нома. Какой еще можно сделать здесь вывод, за исключением того, что это символы кочевых племен, ставшие символами номов, когда кланы перешли к оседлой жизни? Как мы уже видели в книге «От племени к империи», тинитские цари I династии ввели новые кланы с новыми символами – борзая (?) Сета, пес (или волк), ибис, сокол Запада, слиток (?), именуемый эмблемой Востока, и кусок мяса (рис. 10). Эти символы стали эпонимами XI и XVII номов Верхнего Египта, а также 2-го, 3-го, 15-го и 20-го номов Нижнего Египта.
Таким образом, некоторые доисторические знаки, а также тинитские символы сохранились и в тот период, когда кланы родственников стали вести оседлый образ жизни и были ограничены территориально и административно. Хотя наши данные все еще неполны, мы можем предположить, что хотя бы половина из сорока или сорока двух номов Египта заимствовали символы и покровителей у древних кланов. Эта теория может быть справедлива и для других знаков, в случаях, когда их историческое происхождение не доказано.
Рис. 9. Тотемы и символы кланов (из Лоре)
Рис. 10. Символы номов
Кроме того, в каждой метрополии нома были боги. Это божества исторического периода, некоторым из которых поклоняются только в одной метрополии, в то время как другие – Гор, Хатор, Хнум, Осирис, Тот – управляют сразу несколькими метрополиями. Какое отношение существовало между богами метрополий и символами номов? Мы наблюдаем здесь два варианта отношений:
1. Бог метрополии сливается или тесно связан с символом нома.
В Верхнем Египте, во II номе, территорией управляет Сокол, образ бога Гора, символ, означающий Трон Гора. Богиня Хатор, Небесная Корова, правила VII номом, номом букраниума. Бог Мин покровительствовал IX ному, где «Удар молнии» означает одновременно и Мина, и ном. В XVII номе Пес – это и символ нома, и бог (Анубис) – покровитель метрополии. В Нижнем Египте Скрещенные Стрелы являлись символом богини Нейт, почитаемой в городе Саис, а также символом 5-го и 6-го номов. Ибис, знак 15-го нома, одновременно являлся символом и богом метрополии. Во всех этих случаях[50] символ нома – пережиток, наследство протоисторического или Тинитского периодов.
В упомянутых номах сохранились покровители, избранные более древними общинами. Тотем клана стал богом города. В этом новом качестве тотем был наделен человеческими качествами, принимая, как правило, антропоморфический облик.
Эта эволюция явственно видна на памятниках тинитского периода. Животное Сета изображалось под именем Ash и превращалось в человека с головой борзой. Гадюка Уаджет становится змеей с человеческой головой. Здесь мы наблюдаем возникновение гибридных фигур, которые в результате синтеза представляют собой бога в облике человека, возникшего из древнего животного тотема, сохранив некоторые его черты. Начиная с того времени и вплоть до заката египетского государства эти фигуры будут обозначать различные элементы, «составляющие» божество – покровителя города.
Сокол, в качестве бога Гора, покровителя II нома, часто изображался в виде человека с головой сокола. В качестве символа изображался просто сокол. Ибис, бог города 15-го нома, – человек с головой ибиса. В качестве символа он принимал облик птицы. В 5-м номе Нейт обладает чертами божественной женщины, но в руках она держит Две Скрещенных Стрелы – символ территории. Вполне определенно мы можем предположить, что эти животные и предметы для простого народа утратили свое первоначальное значение. Сокол или Ибис такого-то нома не являлись более прародителями, покровителями или тотемами. Однако их нельзя назвать абстрактными символами или простыми знаками, это живое воплощение на земле того или иного бога. Две Стрелы все еще являлись фетишем, видимым образом, в который воплотилась богиня. Таким образом, первобытное божество было приспособлено к новой социальной системе.
Историк должен помнить, что уже в эпоху II (Тинитской) династии (между 3200 и 3000 до н. э.) гибридные фигуры богов свидетельствовали об эволюции от символа к богу, которая, судя по всему, была результатом трансформации клана в ном, и это свершившийся факт.
2. Бог метрополии отличен от символа.
Мы уже знаем, что некоторые символы, доисторические или относящиеся к Тинитскому периоду, не сохранились в номах. Кроме того, есть и другие значительные расхождения. В Верхнем Египте Два Сокола V нома принадлежат богу Мину, который является не птицей, а человеком и чей фетиш – «Удар молнии». VI ном, ном Крокодила, принадлежит богине Хатор, корове. XV ном, Заяц, – это ном ибиса Тота, а покровителями XIII и XIV номов, Фисташкового Дерева, являются волк Упуат и корова Хатор. XX и XXI номы, Пальмового Дерева, принадлежат барану Хнуму и корове Хатор-Исиде. Во всех этих случаях не наблюдается видимой связи между символом и богом. Первый не есть видимая форма последнего, символ и бог на письме представлены по-разному. В Нижнем Египте тоже существовали подобные противоречия между символами номов и божествами – покровителями городов. Это хорошо видно из таблицы в конце этой главы (см. 2, 6, 8, 10, 14, 16, 18 и 19-й номы).
Таким образом, в половине номов существовало по два покровителя. Более древний – это, вероятно, местный тотем, утративший свой статус, но все еще сохраняемый, из уважения, в качестве символа нома или почитаемый как бог-животное или фетиш. Его власть более не имела под собой основания и поддерживалась лишь благодаря традиции и влиянию суеверия. Новый покровитель, бог и владыка метрополии, видим либо в качестве бога-животного, либо фетиша (который, однако, отличается от символа), либо в его очеловеченной форме. Эти два класса богов мирно сосуществовали друг с другом, сохраняя тем не менее свои различия. Тексты пирамид проводят четкую границу между «всеми богами номов и всеми богами городов».
В действительности бог нома, там, где он отличается от бога метрополии, обычно являет собой прародителя или побежденного покровителя, уступившего своему преемнику власть над территорией. В результате некоторых социальных и политических перемен он был вытеснен, хотя и не уничтожен, богом метрополии.
Это превосходство бога метрополии над номом подтверждается названием метрополии. У каждого крупного города имелось «простонародное» название, не несшее особой смысловой нагрузки (во всяком случае, для нас). До нас дошло немало примеров подобных названий – Тени, Шашетеп, Саут и т. д. (см. таблицу номов). Эти географические названия были заменены «священными» названиями после установления во всех городах исторических богов.
Главный город нома именовался Домом (per), Обителью (het), Городом (nut), Храмом (zebat), Святилищем (sekhem), Столпом (iun) или Скипетром (uast, u?bu) такого-то божества. Помимо прочего, главный храм города давал свое название всему городу. Все метрополии описывались как «Дом такого-то». Например, Бусирис означает Дом Осириса, Бубастис – Дом Баст и т. д. Это священное имя постепенно распространялось на все остальные названия, в том числе и название нома. В различные периоды весь ном мог называться по имени метрополии, то есть по названию главного храма. Эта практика получила широкое распространение после завоевания Египта греками. Последние, переняв ставшую уже привычной процедуру управления, давали провинциям имена метрополий, как владениям египетских богов, и подыскивали эквиваленты этим богам в греческой мифологии. Так, II ном (ном Гора) стал называться Номом Города Аполлона, Аполлинопольским номом. Были номы Диосполя, Афродитополя, Гермополя, получившие названия по городам Зевса (Амон в Фивах), Афродиты (Хатор в Дендере) и Гермеса (Тот в Хмуне). Это был последний этап длительного превращения богов столиц в эпонимы номов.
Иногда города строились на нетронутой земле, отвоеванной у Нила, а также не заселенной древними кланами, или «Слугами» бога. На вершине Дельты, на земле, которая прежде была затоплена, но отвоевана у реки благодаря строительству гигантской плотины, Менес основал город Белая Стена, впоследствии Мемфис. Прилегающая территория получила то же наименование, что и город, и указывалась как Белая Стена во главе номов Нижнего Египта. Бог Птах, царствовавший неподалеку, не дал своего имени городу или провинции. Напротив, когда он, собственным культом, захватил Мемфис, то сам получил прозвище от названия города и стал называться Птахом, чье святилище находится за стенами города. То же самое, судя по всему, произошло с IV номом Верхнего Египта. Город Скипетра, Уаст (позднее Фивы), распространил свое название на прилегающую территорию, затем позаимствовал у соседнего города, Гермонта (Дом Менту), бога Менту, а позднее и бога Амона.
В других случаях ном являлся административной единицей, приверженной определенным религиозным традициям. Судя по всему, I ном Верхнего Египта не существовал до Мемфисской династии. Он появился в силу чисто прагматических причин и был назван ta-Setet, «Земля богини Сетет», по имени богини, которая властвовала над островом Сехель к югу от нома. Столица разместилась в Абу, городе Слона (греческой Элефантине). В этом названии, вероятно, сохранилась память о доисторическом клане, чей животное-символ известен нам. Наконец, бог, являвшийся покровителем Абу, был представший в образе барана Хнум, взявший Сетет с острова Сехель в качестве сопутствующей ему богини. Так, устройство I нома, судя по тому, что мы знаем, включает в себя три различных элемента – возможно, являющиеся следами трех этапов его становления.
Рис. 11. Сокол, Победитель Белого Орикса Сета
Рис. 12. Номы Верхнего Египта и шесть номов Нижнего Египта
Читая таблицу номов, мы отмечаем, что многие города Двух Египтов имеют одного и того же покровителя – Гора, под его собственным именем или в различных формах; Хатор, которую предания сделали супругой Гора и которая также правит другими городами; и Сета, их общего врага, который все еще достаточно силен и, невзирая на свое поражение, является символом различных мест. Несмотря на размежевание земли и культов, которое обнаруживает таблица номов, мы видим с почти незапамятных времен наличие явной выраженной тенденции к религиозному и политическому объединению.
Эта эволюция переносит нас от организации в номах к организации в царствах.
- Что такое выписать термины по истории
- Что такое смежные вершины четырехугольника