Что такое ноосфера география 10 класс

Что такое ноосфера и зачем она нужна? Определение простыми словами

Содержание:

Определение «ноосфера» Вернадский впервые озвучил в двадцатых годах двадцатого столетия. Тогда он один из первых привлек внимание к масштабному влиянию человечества на природу и окружающий мир. Он отметил процесс преобразования и изменений в современной биосфере. Люди являются незаменимыми элементами биосферы. Их деятельность, по мнению ученого, должна привести к сохранению жизни на планете, создать разумное управление живой оболочкой и трансформировать ее в разумную сферу. Ноосфера — это кратко описанное понятие разумной среды, сформированной на планете.

Что такое ноосфера – определение

Определение «ноосфера» – это область взаимного существования человечества и природы. Развитие определяется разумной деятельностью людей. Общество изучает новые аспекты жизни, знакомится с природными азами, на фоне чего разрабатываются инновационные подходы и алгоритмы действий. Основа – первозданная природа, атмосфера, биосфера. Человек меняет и совершенствует состояние планеты за счет собственного разума.

Ноосфера признается высшей, новой эволюционной ступенью биологической оболочки земли. Ее формирование связано с процессом развития социума, который отражается на природных процессах. Вернадский утверждал, что биологическая сфера содержит определенную космическую, геологическую силу. При этом действие планет, как представление о космических процессах, теория не воспринимает. Оно основано на человеческом разуме, входит в структуру общественной системы, организованной воли и стремлений индивидов.

Под ноосферой ученые понимают объединение природных, производственных процессов и всего человечества. Им управляет высший разум, способный преобразовать и урегулировать любой процесс. Формируются новые социальные законы, глубокие познания естественных, исторических связей.

Ввиду длительной, полномасштабной деятельности людей на планете первичная биосфера получила один из новых видов своего состояния – техносферу или биологическую техносферу. Это определенная зона поверхности земли, состоящая из живых веществ и созданных людьми технических объектов. В этой области проявляется воздействие на внешний слой земли — разрабатываются новые технологии, используются прогрессивные методы обработки земли, воды и прочее.

Ноосфера — это кратко что означает

На сегодняшний день ноосферу нельзя назвать полностью сформированной. Достигнуть окончательного результата получится только тогда, когда будут полностью удовлетворены материальные и духовные нужды всех людей на земле. Для этого должны выполняться следующие условия:

На сегодняшний день человечество быстро движется в направлении реализации поставленных целей. На это указывает колоссальный научно-технический прогресс, смена менталитетов и ценностных ориентиров во многих странах.

Ноосфера – примеры, особенности

По данным статистики, современные люди используют сегодня почти шестьдесят процентов земель и примерно тринадцать процентов речных водных ресурсов. С колоссальной скоростью расходуется древесина. Ежегодно вырубается порядка восемнадцати миллионов гектар леса. Природа не успевает восстановиться, поэтому формируется нехватка природных ресурсов. Рассмотрим на примерах, как человек влияет на биосферу:

Источник

Учение о ноосфере: этапы развития, учение Вернадского и основные признаки ноосферы

Что такое ноосфера и какова ее роль? Пройдемся кратко по учению Вернадского о ноосфере.

Этапы развития учения о ноосфере

Живые организмы на нашей планете проходят длительный процесс развития, что становится причиной качественных изменений самой биосферы. Термин ноосфера был предложен французским ученым Э. Леруа в 1927 году. Не обошлось в этом деле и без участия Вернадского: Леруа был с ним знаком и присутствовал на его лекциях.

По мнению Леруа, ноосфера — это настоящий геологический период развития биосферы. К такому выводу он пришел вместе с П. Т. де Шарденом — своим другом и коллегой.

Позже де Шарден разработает собственную теорию о ноосфере. По мнению ученого, ноосфера представляет собой новый мыслящий слой, который образовался в конце третичного периода и формировался над миром растений и животных — вне биосферы и над ней.

Перед тем как дать определение ноосферы по Вернадскому, обратимся к определению, которое было предложено в конце 20-х годов 20 века.

Ноосфера — сфера взаимодействия общества и природы, где разумная человеческая деятельность является главным фактором.

Учение о ноосфере Вернадского

От биосферы к ноосфере

Учение о биосфере Вернадского плавно перетекло в учение о ноосфере, в которое он вкладывал материалистическое наполнение. Он говорил о том, что человек, будучи частью природы, должен соблюдать ее законы, а не пытаться их изменить. Главная мысль учения о ноосфере Вернадского заключается в том, что человечество должно учитывать природные закономерности в ходе развития общества и среды.

В первое время ученый считал, что ноосфера — особая оболочка разума, развивающаяся над биосферой. Однако позже он сформулировал другое определение.

Ноосфера по Вернадскому — новое состояние биосферы, где умственная и разумная деятельность человека будет определять ее развитие.

Факторы перехода биосферы в ноосферу

Переход биосферы в ноосферу происходит в результате воздействия научной мысли и деятельности человека. Человечество в процессе развития приобретало все больше отличий от других составляющих биосферы, став новой биогенной природоформирующей силой. Научная же мысль в виде достижений науки и техники помогает человеку осваивать части биосферы, к которым раньше он не мог добраться.

Ноосфера отличается тесной связью законов природы с социально-политическими факторами общества. В ее основе — научно обоснованное рациональное использование ресурсов природы. Оно предполагает, что круговорот вещества и поток энергии будут восстановлены.

Согласно Вернадскому и учению о ноосфере, отличительная черта ноосферы — экологизация всех сферы деятельности человека, что предполагает формирование экологического мышления и экологического сознания.

Основные положения учения о ноосфере Вернадского

Вернадский сформулировал основные свои положения, оценив роль человеческого разума как явления планетарного. Вот эти положения о ноосфере Вернадского:

Основные признаки ноосферы

Учение Вернадского о ноосфере дало большой фактический материал о биосфере и производственной человеческой деятельности. В том числе на их основе сформулировали современные признаки ноосферы:

Место человека в природе

Природа, окружающая человека — система довольно хрупкая.

Не зря философы всех времен пытаются найти ответ на вопрос, кем же выступает человек по отношению к природе: рабом или господином. Оба варианта в некоторой степени допустимы.

Несмотря на то, что индустриальная мощь человечества достигла небывалых высот, оно не приобрело независимость от окружающей природы. Даже когда человек изменяет природу, то должен думать о ее возрождении и охране. Главная задача, которую ставит перед собой человек — использование природных закономерностей в собственных интересах без нарушения природного равновесия. Это возможно только в рамках всемирного сотрудничества.

Источник

География. 10 класс

Конспект урока

Название предмета, класс: география, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №2 «Географическая среда и человек»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Глоссарий по теме: географическая среда, географический детерминизм, географический нигилизм, ноосфера, биосфера, техногенная среда.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития. Географическая среда – необходимое условие жизни и деятельности общества. Она как важнейший источник ресурсов и среда обитания оказывает существенное влияние как на культурную жизнь в целом, так и на настроение и здоровье конкретных людей.

Какие же факторы географической среды наиболее существенно оказывают влияние на жизнедеятельность современного общества? И какое значение человек имеет при взаимодействии с ней?

Вся история человечества – это история взаимодействия его с природой, с географической средой, в процессе которого между ними происходит постоянный обмен веществ, имеющий сложный и во многом противоречивый характер. В XX в. во взаимодействии природы и общества наступил качественно новый этап. Давление общества на природу резко возросло. Чрезвычайно ускорилось превращение природных ландшафтов в антропогенные (городские, горнопромышленные, сельскохозяйственные, лесохозяйственные, рекреационные). Степень освоенности географической среды человеком является предметом научных дискуссий до сих пор. Существует точка зрения, согласно которой в современную эпоху уже практически все или даже все природные ландшафты планеты являются антропогенными. Другие точки зрения объединены большей осторожностью оценок. Русскоязычные авторы утверждают, что доля антропогенных ландшафтов на поверхности Земли составляет около 60% суши, причем примерно 20% преобразованы крайне глубоко. Изучая нарушенность природных ландшафтов при помощи космических снимков, американские учёные пришли к выводам о том, что примерно треть поверхности суши не носит на себе следов деятельности человека. Разумеется, показатели сильно разнятся в зависимости от региона. Доля ненарушенных природных ландшафтов в Северной Америке – 38%, на территории бывшего СССР – 34%, в Азии – 14%, в Европе – 3%.

В последнее время, наряду с понятием о географической среде, в научный обиход вошло также понятие об окружающей природной среде (или просто окружающей среде), которое можно определить как условия существования человека и других организмов, включающие как природные, так и социально-экономические факторы; к последним относятся плотность населения, изменения природных условий, произведённые человеком (застройка, изменение воздуха, воды, уничтожение или изменение растительности и т.д.). К понятию «окружающая среда» близко понятие «экологические условия»; употребление в этом значении термина «экология» неточно, хотя и встречается часто. В определения географической и окружающей среды как составляющая входит термин «природа». Под понятием «природа» понимают весь мир, всё существующее во всём многообразии своих форм.

Окружающая среда включает в себя две составляющие: естественную и искусственную среды обитания.

Естественная среда обитания – биосфера, область обитания живых организмов. Она складывается как из них самих, так и из мест их обитания, верхней части земной коры, воды, атмосферы.

Результаты освоения богатств биосферы для человека трудно недооценить. Умножаются культурные и материальные ценности общества, увеличивается уровень жизни. Так или иначе, всем этим человек обязан природе, всё это взято у неё в преобразованном или естественном виде. Разумность человека и прогресс цивилизации, однако, прочно обусловлены и способностью создавать нечто новое.

Искусственную среду обитания рассматривают как совокупность всего созданного самим человеком: любого рода предметы, растения и животные, принадлежащие различным сортам и породам, выведенные путём одомашнивания и селекции. Роль искусственной среды обитания в человеческой жизни с течением времени становится всё более значимой. Однако скорость роста искусственной среды обитания и увеличения влияния, которое она оказывает на природу, заставляет насторожиться. Объём технической массы, под которым понимают суммарную массу всего, что создано человеком, в настоящее время на порядок превышает биомассу (как суммарную массу всех биологических объектов). Всевозрастающее влияние человечества на природу освещено в концепции ноосферы, принадлежащей В. И. Вернадскому.

В процессе развития человеческое общество постоянно расширяет границы освоения своей географической среды. Обеспечивая свои потребности, человек вовлекает в производственные процессы всё более широкий спектр природных ресурсов. Так, по некоторым оценкам, человек в древности использовал около 18 химических элементов, в восемнадцатом веке – 25, в девятнадцатом – 27, к пятидесятым годам двадцатого века – 80, а сейчас в той или иной степени использует все известные химические элементы.

Общество стало изымать из природы всё больше её ресурсов и одновременно возвращать в природу всё более многочисленные отходы своей деятельности. Так возникли две взаимосвязанные проблемы:

Современное человеческое общество берёт из географической среды гораздо больше, чем первобытное, и существенно меньше зависит от природных условий. Однако было бы ошибкой считать, что связь общества с природой ослабевает, напротив, она усиливается и усложняется. Поэтому непринятие важности роли географической среды, называемое географическим нигилизмом, как и переоценка её значения, названная географическим детерминизмом, являются ошибочными.

Основоположник географического детерминизма – Монтескье, деятель французского просвещения восемнадцатого века. Термин образован от латинского слова «Determino» – «определяю». Монтескье полагал, что в основе общественной жизни лежат естественные законы, к которым он относил и её географическую среду.

Географический детерминизм в дальнейшем стал реакционным направлением мысли, был использован для объяснения отсталости отдельных стран и народов природными условиями конкретной местности. К примеру, немецкий географ Риттер полагал бурное развитие европейской культуры изрезанностью берегов Европы, а зачаточность развития африканских народов – прямолинейностью берегов Африки.

Роль географической среды часто становится предметом спекуляций, занижается или завышается (особенно это характерно в последнее время).

Географический детерминизм предполагает, что человеческое общество способно быть лишь настолько успешным, насколько позволит природа.

В восемнадцатом веке, уже в эпоху Просвещения, Шарль Монтескье писал во Франции, что «власть климата сильнее всех властей». Также во Франции в девятнадцатом веке Элизе Реклю указывал на сильнейшую зависимость общества от влияния природных факторов, определяющих функционирование общества до форм государственной власти.

Со временем прогресс науки ослабил позиции сторонников географического детерминизма.

Географический нигилизм отрицает серьёзную значимость природных условий как фактора, влияющего на существование и развитие общества.

Чем более развито общество, которое вторгается в природу, тем сильнее оно изменяет географическую оболочку. Окружающая природа служила первобытному обществу лишь средой обитания и источником ресурсов, необходимых для выживания. В настоящее время потребности общества в ресурсах качественно возросли, промышленность и транспорт поглощают их в огромных количествах. На порядки возросло и человеческое население Земли.

Местностей и ландшафтов, совершенно не затронутых человеческой деятельностью, в освоенных и густонаселённых регионах (например, в Европе) практически не осталось. Большая часть территории Европы покрыта антропогенными ландшафтами.

Состояние природной среды оценивается в соответствии со следующими категориями:

Вопрос: каковы причины возникновения критических и катастрофических состояний окружающей среды?

С ростом влияния деятельности человеческого общества на окружающую среду вопросы, касающиеся её охраны, стали возникать повсеместно. Воздействие современного человека на природу уже стало сопоставимо по силе с процессами геологического масштаба. Охрана природных компонентов часто организована посредством создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ). ООПТ существуют почти во всех странах мира.

Обычно особо охраняемыми природными территориями или акваториями становятся природные комплексы или объекты, исключённые (полностью или частично) из использования в хозяйственных целях для их сохранения в силу особенной эстетической, рекреационной, исторической, учебно-просветительской или научной ценности.

Разновидности ООПТ: заповедники, заказники, национальные (природные) парки, памятник природы, лесопарковый (защитный) пояс, зелёная зона.

Описанные ООПТ отличаются по статусу, видам разрешённой научно-исследовательской и хозяйственной деятельности, а также режимами природопользования. К примеру, заповедники полностью исключены из хозяйственной деятельности, однако открыты для проведения исследований, в них осуществляется охрана ландшафтов, сохранения растений и животных.

Общество и географическая среда находятся в состоянии постоянного «обмена веществ». На протяжении столетий человек изымает из природы всё больше ресурсов и «возвращает» всё больше отходов, становящихся всё более опасными. Это происходит из-за развития промышленности и транспорта, потребляющих всё больше разнообразных ресурсов, а также по причине постоянного роста населения.

Последствием этого становится возрастающая острота двух проблем:

1) проблема рациональности использования природных ресурсов;

2) проблема охраны окружающей среды от загрязнений.

Пытаясь оценить роль географической среды в жизни общества, исследователи либо преувеличивают, либо недооценивают её влияние. Эти полюса представлений могут быть равно вредны в качестве теоретических оснований человеческой деятельности. Это приводит к пренебрежению географической средой, на которое естественным образом опирается концепция «покорения природы».

Результатом такой деятельности человека во многих сферах становится ущерб, наносимый живой природе, зачастую непоправимый. Среда обитания человека видоизменяется, ставя вопрос о здоровье и выживании человека как вида. «Давление», которое общество оказывает на природу, сильно увеличилось в двадцатом веке. Человек вовлекает в производственные цепочки всё больше ресурсов, увеличивает загрязнение окружающей среды отходами своей жизнедеятельности. Проблема загрязнения географической среды и истощения природных ресурсов требует объединенных усилий стран мира.

Разбор заданий тренировочного модуля

1. Заполните пропуски в таблице, распределив источники по категориям.

Варианты слов для вставки: уголь, руда, газ, нефть, почва, Мировой океан, животный и растительный мир, воздух, энергия ветра, солнечная радиация.

Источник

Презентация к уроку географии «Ноосфера»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть фото Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть картинку Что такое ноосфера география 10 класс. Картинка про Что такое ноосфера география 10 класс. Фото Что такое ноосфера география 10 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сергачская средняя общеобразовательная школа №4» г. Сергача Нижегородской области Автор: Шкунов Владимир Федорович, учитель географии МБОУ «Сергачская СОШ № 4» Ноосфера

Биосфера Биосфера – оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов. Понятие «биосферы как области жизни» и наружной оболочки Земли восходит к биологу Ламарку (1744-1829). Сам термин биосфера ввел Э.Зюсс (1875), понимавший ее как тонкую пленку жизни на земной поверхности, в значительной мере определяющую «лик Земли». Заслуга же создания целостного учения о биосфере принадлежит Вернадскому.

Теория Вернадского о ноосфере Человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью её. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли, не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь.

Условия, необходимые для становления и существования ноосферы Заселение человеком всей планеты. 2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами. 3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли. 4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. 5. Расширение границ биосферы и выход в космос. 6. Открытие новых источников энергии. 7. Равенство людей всех рас и религий. 8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

Условия, необходимые для становления и существования ноосферы 9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. 10.Продуманная система народного образования и подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни. 11.Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. 12.Исключение войн из жизни общества.

Домашнее задание День Земли Подготовить теоретический материал Эффект бумеранга в экологии

Особенности работы с разными группами населения Коренные народы Последователи и деятели различных религиозных учений

Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть фото Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть картинку Что такое ноосфера география 10 класс. Картинка про Что такое ноосфера география 10 класс. Фото Что такое ноосфера география 10 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть фото Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть картинку Что такое ноосфера география 10 класс. Картинка про Что такое ноосфера география 10 класс. Фото Что такое ноосфера география 10 класс

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть фото Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть картинку Что такое ноосфера география 10 класс. Картинка про Что такое ноосфера география 10 класс. Фото Что такое ноосфера география 10 класс

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть фото Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть картинку Что такое ноосфера география 10 класс. Картинка про Что такое ноосфера география 10 класс. Фото Что такое ноосфера география 10 класс

Номер материала: ДБ-272343

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть фото Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть картинку Что такое ноосфера география 10 класс. Картинка про Что такое ноосфера география 10 класс. Фото Что такое ноосфера география 10 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть фото Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть картинку Что такое ноосфера география 10 класс. Картинка про Что такое ноосфера география 10 класс. Фото Что такое ноосфера география 10 класс

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть фото Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть картинку Что такое ноосфера география 10 класс. Картинка про Что такое ноосфера география 10 класс. Фото Что такое ноосфера география 10 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть фото Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть картинку Что такое ноосфера география 10 класс. Картинка про Что такое ноосфера география 10 класс. Фото Что такое ноосфера география 10 класс

Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям

Время чтения: 2 минуты

Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть фото Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть картинку Что такое ноосфера география 10 класс. Картинка про Что такое ноосфера география 10 класс. Фото Что такое ноосфера география 10 класс

Время чтения: 2 минуты

Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть фото Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть картинку Что такое ноосфера география 10 класс. Картинка про Что такое ноосфера география 10 класс. Фото Что такое ноосфера география 10 класс

МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Учение Вернадского о ноосфере — мысль творящая

Известный русский ученый В.И.Вернадский почти век назад, в 1927 году, ввел в широкую научную общественность новые понятия, в актуальности которых сейчас убеждаемся все больше и больше. Речь идет об учении о ноосфере, которое возникло философского учения о неразрывном единстве человека и космоса, человека и Вселенной, о регулируемой эволюции мира (учение космизма).

Понятие ноосферы как обтекающей земной шар идеальной, «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания, ввели в оборот в начале ХХ века французские ученые П.Тейяр де Шарден и Э. Лерц (по другим источникам Леруа).

Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть фото Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть картинку Что такое ноосфера география 10 класс. Картинка про Что такое ноосфера география 10 класс. Фото Что такое ноосфера география 10 классА заслуга же В.И. Вернадского в том, что он наполнил этот термин новое, материалистическое содержание, понятное обывателю и строй научной общественности. И сегодня под ноосферой мы понимаем высшую стадию биосферы, связанную с возникновением и развитием человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов на Земле и в околоземном пространстве, изменяя их своей деятельностью.

Ноосфера (от греч. noos — разум) — это биосфера, разумно управляемая человеком. Ноосфера является высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным фактором развития на Земле.

Осознавая огромную роль и значение человека в жизни преобразовании планеты, Вернадский употребляет понятие “ноосфера” в разных смыслах:

1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой;

2) как область активного проявления научной мысли;

3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы.

Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние — отмечает В. И. Вернадский. В ней возникали новые геологические проявления, раньше не бывшие. Это было, например, в кембрии, когда появились крупные организмы с кальциевыми скелетами, или в третичное время (может быть, конец мелового), 15-80 млн лет назад, когда создавались наши леса и степи и развилась жизнь крупных млекопитающих.

Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывшую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человечества».

Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:
1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

Что есть ноосфера

По мнению В.И. Вернадского, ноосфера только-только создается, возникает в результате реального, вещественного преобразования человеком геологии Земли усилиями мысли и труда. Тут можно задуматься — если мир людей гораздо старше, чем пишет официальная наука, то и ноосфера существует очень давно…

Вернадский считал, что научная мысль – такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, развивается она все в том же полярном векторе времени и не может ни повернуть вспять, ни совсем остановиться, тая в себе потенцию развития фактически безграничного. Мы отмечаем, как наука сильно и глубоко активизирует изменение биосферы Земли, она изменяет ситуации жизни, геологические движения, энергетику земного шара.

Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть фото Что такое ноосфера география 10 класс. Смотреть картинку Что такое ноосфера география 10 класс. Картинка про Что такое ноосфера география 10 класс. Фото Что такое ноосфера география 10 классЗначит, научная мысль является природным явлением. «В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого общества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние – в ноосферу. Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания, ноосфера может создаваться только при этом условии».

Сейчас в моде пессимистическое отношение к возможностям науки и ее будущему. Это не случайно, поскольку научное знание переживает состояние глубокого кризиса и перестройки. Признаки этого кризиса наблюдались и в первой половине ХХ века, однако В.И. Вернадский оставался оптимистом и в отношении будущего человечества.

Мы подходим к новой эре в жизни человечества и жизни на нашей планете вообще, когда точная наука как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ, когда ею охватываются и изменяются техника жизни, художественное творчество, философская мысль, религиозная жизнь. Это явилось неизбежным следствием – впервые на нашей планете – захвата все растущими человеческими обществами, как единого целого, всей поверхности Земли, превращения с помощью направляемого разума человека биосферы в ноосферу.

Таковы объективные основы и последствия ноосферной глобализации по Вернадскому и ее кардинальное отличие от нынешней модели глобализации, осуществляемой в интересах государств и ведущей к дальнейшему разрушению природной среды и экокатастрофе.

Согласно теории Вернадского, человек, охватив научной мыслью всю планету, стремится двигаться в направлении постижения Божественных законов. В центре внимания Вернадского – биосфера и ноосфера Земли. Биосфера как совокупная оболочка Земли пронизана жизнью (сфера жизни), закономерно под воздействием деятельности человеческого общества переходит в ноосферу – новое состояние биосферы, которое несет в себе результаты человеческого труда. Вернадский исходит из того, что человек «составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет».

Итак, Вернадский исходит из того, что исходным пунктом в познании Вселенной является человек, поскольку возникновение человека связано с главным процессом эволюции космического вещества. Описывая наступающую эпоху разума на энергетическом уровне, Вернадский указывает на эволюционный переход от геохимических процессов к биохимическим, и, наконец, к энергии мысли.

Значение теории Вернадского

Научное и практическое значение Вернадского как основателя учения о ноосфере состоит в том, что он впервые глубоко обосновал единство человека и биосферы.

Очень важным в учении В.И. Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблемы глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера уже есть качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и человека. Это непросто сфера приложения знаний человека при высоком уровне техники. Для этого достаточно понятия “техносфера”. Речь идет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетается с “интересами природы”.

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

У В.И. Вернадского мы встречаем иной подход. В его учении о биосфере живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличивается, человечество становится основной планетарной геологообразующей силой. Понимание им данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим человеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно быть дозированно разумом в ходе эволюции биосферы и общества. Постепенно биосфера преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемый характер.

В этом и заключается непростой характер эволюции природы, биосферы, а также сложности появления ноосферы, определения роли и места в ней человека. В.И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в данное состояние. И сегодня, спустя несколько десятилетий после смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. И так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том числе экологическую.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *