Что такое нормативность в русском языке
Нормативность языка и речи. Правильность русской литературной речи.
Важнейшим признаком литературного языка считается его нормативность, которая проявляется как в его письменной, так и в устной форме.
Норма – единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений); правила использования речевых средств в определенный период развития языка.
Характерные особенности нормы литературного языка: относительная устойчивость, распространенность, общеупотребительность, общеобязательность, соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, просторечия. Это позволяет языку выполнять свою основную функцию – культурную.
Литературные нормы зависят от условий, в которых осуществляется речь, поддерживаются речевой практикой и являются явлением историческим. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15–20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее.
В речи важно соблюдать нормы грамматические, лексические (словарные), орфографические, орфоэпические (произношения) и акцентологические (ударения).
Грамматические нормы – это правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций.
Особого внимания требуют Лексические Нормы, т. е. правила применения слов в речи. Слово должно использоваться в том значении, которое оно имеет и которое зафиксировано в словарях русского языка. Можно привести немало примеров неточного употребления отдельных слов. Так, наречие «где-то» имеет одно значение (где-то заиграла музыка). Однако в последнее время это слово стали употреблять в значении «около, приблизительно, когда-то»: «Занятия планировали провести где-то в июле».
Ошибкой является и неправильное употребление глагола «ложить» вместо «класть». Глаголы «ложить» и «класть» имеют одно и то же значение, но «класть» – общеупотребительное литературное слово, а «ложить» – просторечное. Не литературно звучат выражения: «Я ложу книгу на место», «Он ложит папку на стол» и т. д. В этих предложениях следует применить глагол «класть»: «Я кладу книги на место», «Он кладет папку на стол».
Научная нормализация языка проходит в постоянной борьбе с двумя крайностями: пуризмом (от лат. purus – » чистый»), с одной стороны, и антинормализаторством с другой.
Пуризм – это неприятие, решительный отказ от любых новшеств или изменений в языке и даже консервативное их запрещение – по мотивам логическим, идеологическим, национальнооохранительным или сугубо вкусовым.
Что касается антинормализаторства, то оно представляет собой преклонение перед стихией языка, отрицание возможности сознательного вмешательства в речевую практику, воздействия общества на язык.
Нормы литературного языка – не застывшие раз и навсегда формы. Они изменяются во времени. Однако следует подчеркнуть, что при всех возможных изменениях и сдвигах русский язык устойчиво сохраняет в веках свою нормативно-литературную основу.
Правильность– соблюдение языковых норм (произносительных, грамматических, стилистических) – первая ступень речевой культуры.
Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 19 | Нарушение авторских прав
Учебное пособие для студента
Загрузить всю книгу
Модуль №1
Тема №1. Язык как знаковая система
В современную эпоху, требующую получения и обработки большого количества информации, оперативных действий, быстрого принятия решений, от специалиста для успеха в его профессиональной деятельности требуются навыки владения устной и письменной речью.
Культура речи, умение общаться, знание этикета являются визитной карточкой любого человека, особенно в деловом мире.
Инженеру, который не способен подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняется грамотно изложить полученную информацию, будет трудно добиться успехов в своей профессиональной деятельности.
Кроме того, специалисты, занимаясь профессиональной деятельностью, часто не имеют представления о специфике общения, его этических нормах, речевом этикете, не следуют правилам создания оригинального текста, в том числе документа.
Усвоение теоретических знаний и овладение навыками, входящими в профессиональную составляющую специалиста, является задачей курса «Русский язык и культура речи».
Реальностью сегодняшнего дня является включение в речь молодых людей слов «классно», «клево», «в лом», «фишка» и др. Это молодежный жаргон, язык молодежной субкультуры.
За словами сленга стоят определенные понятия, выражающие состояние нашего общества на определенной стадии его развития, стоит речевая культура участников общения, незнание норм делового общения и речевого этикета.
Одна из иностранных фирм специально разработала и выпустила на латиноамериканский рынок новый автомобиль и назвала его «Чеви-Нова». Но автомобиль не пользовался спросом. Фирма срочно провела свое расследование, затратив огромные деньги, и выяснила, что «Нова» по-испански означает «она не едет». Так незнание значения слова чуть не сделало фирму банкротом.
Автомобиль «Запорожец» в Финляндии не продавался, потому что его название оказалось созвучным выражению «свиной хвостик», название машины «Жигули» во французском языке похож на жиголо — сутенер, в арабском означает фальшивый. Поэтому автомобиль в экспортном варианте назвали «Лада».
Известный русский ученый Д.С. Лихачев писал: «Язык не только лучший показатель культуры, но и воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть».
Что же представляет собой язык?
Язык — это система знаков и способов их соединения, он служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и является средством общения.
С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем. Люди, получая и перерабатывая информацию о предметах или явлениях, оперируют с помощью языка уже не ими, а их знаками, обозначениями понятий.
Колумбийский писатель Габриель Гарсия Маркес в романе «Сто лет одиночества» рассказал о том, как люди в результате болезни теряли память, не могли назвать предмет и не понимали, что это и зачем нужно. Когда один из героев заметил, что с трудом вспоминает названия привычных вещей, он прикрепил к ним наклейки, например «часы, стол, дверь, стена, кровать». В конце концов, дощечка с надписью, повешенная на шею корове, указывала: «Это корова, ее надо доить каждое утро, чтобы иметь молоко, а молоко надо кипятить вместе с кофе, чтобы получился кофе с молоком». Невозможность назвать вещи по именам означает невозможность узнать их, понять их значение. То, что закодировано в языке, не только информация о мире, но и сам мир, имеющий свой определенный код.
Следовательно, каждая система:
Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется единство.
Язык состоит из единиц:
Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.
Статья «Нормативность/ненормативность и стилистическая обусловленность употребления орфографических вариантов»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Нормативность/ненормативность и стилистическая обусловленность употребления орфографических вариантов
Орфографические нормы составляют специфику письменной речи и, закреплённые в правилах орфографии, обеспечивают грамотное, соответствующее единым нормам письмо.
«Для практических целей языкового общения соблюдение орфографических норм литературного языка так же важно и так же обязательно, как соблюдение всех других норм – лексических, грамматических, произносительных» [5; 70].
Орфографические нормы обладают значительной стабильностью, так как орфография – наиболее нормированная, подчиняющаяся чётким правилам и регламентациям область русского языка. Однако в языке имеют место различные орфографические варианты (биллиард и бильярд; матрас и матрац; Россия и Рассея). По мнению В.В. Виноградова, орфографических вариантов не должно быть, так как это «служит значительным препятствием не только к распространению высокой грамотности, но и помехой в овладении культурой русской речи» [3; 14]. Между тем появление орфографических вариантов в некоторых случаях неизбежно, оно является результатом письменно-речевой практики, изменения и развития языка под влиянием разговорной речи, диалектов, заимствований.
Принято выделять следующие группы орфографических вариантов:
1. Собственно орфографические – варианты, проявляющиеся на уровне письма и произношения (тоннель и туннель; матрас и матрац), связанные с использованием материально различных, но совпадающих по своей функции графем, не нарушающих тождества данного слова.
2. Грамматико-орфографические – варианты, различающиеся либо флексиями, либо формообразующими или словообразовательными аффиксами (крейсеры и крейсера; сахару и сахара; маменька и маманька).
3. Стилистико-орфографические – варианты, различное написание которых связано только с употреблением данного слова в определённом функциональном стиле и не нарушающее его фонематического тождества (давнопрошедшее время (научный стиль) – давно прошедшее время детства) [1; 70].
На наш взгляд, интерес представляет следующий подход к рассмотрению орфографических вариантов: орфографический вариант, его нормативность-ненормативность, стилистическая обусловленность употребления.
Можно отметить орфографическую вариативность, при которой каждый из двух вариантов является правильным, нормативным и не связан с определённой сферой употребления слова, со стилистической дифференциацией. Например, написание некоторых терминов: фиорд и фьорд; фиельды и фьельды; автотомия и аутотомия; купелирование и капелирование; тензометр и тенсометр; каратэ и карате. В современном русском языке одинаково правомерным являются написания ноль, нолик, нолевой и нуль, нулик, нулевой; будничный, будничность, буднично и буднишный, буднишность, буднишно. Некоторые слова возможны с формой пол- и с формой полу- : полслова и полуслово; полночный и полуночный.
Значительное место занимают варианты, различное написание которых является нормативным в рамках определённого функционального стиля, выбор варианта непосредственно связан со сферой употребления слова. Оба варианта отвечают требованиям нормы, но они обладают определённым функциональным своеобразием.
Везде неправедная Власть
В сгущённой мгле предрассуждений
Воссела – Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть (А. Пушкин).
Для орфографии официально-делового стиля характерно написание с прописной буквы первого слова (кроме слова партия) в официальных названиях политических партий, движений, фронтов (Российская социал-демократическая партия; Фронт национального спасения); написание с прописной буквы названий высших государственных должностей и титулов (Президент Российской Федерации; Её Величество Королева Англии); написание с прописной буквы условных названий в текстах официальных документов, сообщений, договоров, конвенций, актов международного значения (Высокие Договаривающиеся Стороны; Государство).
Широко используются в художественном стиле орфографические варианты, имеющие стилистическую помету разг. или прост., например: Это по нашим-то расейским дорогам! Хочешь прокачу? (Ф. Абрамов); Прошу Парфёныча: дай новые рукавицы, хоть одну, а он спрашивает – какую, правую или левую? (Ю. Щеглов).
Можно выделить орфографические варианты, в которых одно написание является нормативным, а другое – не соответствует норме литературного языка. В этом случае необходимо различать понятие ошибка и осознанное употребление ненормативного варианта. При соответствии задач адресанта и ожидании адресата нормативными можно считать любые неправильности. Такая множественность нормы «знаменует собой такой уровень развития языка, который предполагает сложную процедуру выбора наиболее адекватных средств выражения. А там, где этот выбор сделан некорректно, появляется ошибка» [2; 91].
Орфография художественного стиля речи характеризуется возможностью использования ненормативных орфографических вариантов с целью создания определённого художественного образа, речевой характеристики героя или для сохранения рифмы. Например, написание тыща вместо тысяча допустимо только как ритмико-стилистический вариант: Стою один на высоте три тыщи триста (Ф. Искандер); появление шн вместо чн в поэтических текстах объясняется необходимостью «спасти» рифму от разрушения:
Деревянные будки скворешен
Распевали. И месяц навешен
Написания матерьял, матерьяльный могут встретиться в поэтическом тексте как необходимость сохранить размер и ритмику строки:
С какою силой мне она сияла!
Сравниться разве может с ней Луна!
Не из того, как видно, матерьяла
Ковалась в звёздной кузнице она! (Л. Вышеславский)
Написания што, штоб, нешто (в значении неужели) возможно при передаче речи персонажей в художественном произведении. Варианты выдь, выди, выду, будучи отражением на письме просторечного произношения, также могут быть использованы только как средство речевой характеристики героя в художественном тексте.
Возможно использование ненормативного написания в качестве ресурса художественного стиля речи: Дорогой Соседушка. Максим… (забыл, как по батюшке, извените великодушно!) Извените меня старого старикашку… (А. Чехов).
С одной стороны, «орфографический разнобой» мешает носителям языка грамотно оформлять свои мысли; с другой стороны, существуют такие орфографические варианты, наличие которых обогащает язык (варианты, имеющие стилистическую дифференциацию).
Стилистическая дифференциация орфографических вариантов не находит отражение в большинстве орфографических словарей. Только в «Русском орфографическом словаре» под редакцией В.Р. Лопатина [4] приводятся стилистические варианты написания слов, от книжных до просторечных.
На наш взгляд, целесообразно знакомить учащихся 10-11 классов с орфографическими вариантами, имеющими стилистический характер, что будет способствовать обогащению их словарного запаса и грамматического строя речи, а также осмыслению функциональной значимости правил орфографии для письменной речи.
1. Букчина Б.З. Литературная норма и вариантность. – М., «Высшая школа», 1981. – 271 с.
2. Брусенская Л.А. многообразие нормы или грамматическая ошибка? // Русский язык в школе. – 2000, № 4. – С. 90-94.
3. Виноградов В.В. О необходимости усовершенствования нашего правописания // Вопросы русского правописания. – М., «Высшая школа»,1964. – С. 3-17.
5. Щерба Л.В. Теория русского письма. – Л., «Наука», 1983. – 134 с.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
НОРМАТИВНОСТЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Возможны три основные степени соотношения «норма — вариант»:
1) норма обязательна, а вариант (прежде всего — разговорный) запрещен;
2) норма обязательна, а вариант допустим, хотя и не желателен;
3) норма и вариант равноправны.
В последнем случае может быть дальнейшее вытеснение старой нормы и, возможно, даже рождение новой нормы.
Будучи достаточно устойчивой и стабильной, норма как категория историческая подвержена изменениям, что обусловлено самой природой языка, находящегося в постоянном развитии. Возникающая в этом случае вариантность не разрушает нормы, а делает ее более тонким инструментом отбора языковых средств.
В соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств выделяются следующие типы норм:
1) орфоэпические (произносительные), связанные со звуковой стороной литературной речи, ее произношением;
2) морфологические (грамматические), связанные с правилами образования грамматических форм слова;
3) синтаксические, связанные с правилами употребления словосочетаний и синтаксических конструкций;
4) лексические, связанные с правилами словоупотребления, отбора и использования наиболее целесообразных лексических единиц.
Языковая норма имеет следующие особенности:
1) устойчивость и стабильность, обеспечивающие равновесие системы языка на протяжении длительного времени;
2) общераспространенность и общеобязательность соблюдения нормативных правил (регламентации)как взаимодополняющие моменты «управления» стихией речи;
3) литературная традиция и авторитет источников (при этом следует помнить об авторской индивидуальности, способной нарушить нормы, что является оправданным);
4) культурно-эстетическое восприятие (оценка) языка и его фактов; в норме закреплено все лучшее, что создано в речевом поведении человечества;
5) динамический характер (изменяемость), обусловленный развитием всей системы языка, реализующейся в живой речи;
6) возможность языкового «плюрализма» (сосуществование нескольких вариантов, признающихся нормативными) как следствие взаимодействия традиций и новаций, стабильности и мобильности, субъективного (автор) и объективного (язык), литературного и нелитературного (просторечие, диалекты).
Нормативность, т.е. следование нормам литературного языка в процессе общения, справедливо считается основой, фундаментом речевой культуры.
Акцентологические и орфоэпические нормы.
Особенности и функции ударения изучает отдел языкознания, который называется акцентологией. Ударение в русском языке свободное, разноместное, подвижное. Чтобы не допустить ошибок в постановке ударения, рекомендуется пользоваться специальными словарями и справочниками, где дается система нормативных помет. Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи, совокупность правил, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке.
Задание № 7. Расставьте ударение в словах. Запомните место ударения.
Аргумент, асимметрия, алфавит, бензопровод, боязнь, вербовщик, верование, ветеринария, вечеря, диоптрия, знахарь, визави, генезис, деньги-деньгами, добыча, договор, досуг, духовник, жалюзи, жерло, завсегдатай, заказник, знамение, знахарь, каталог, квартал, кулинария, кладовая, ломота, кожух, крашение, маркетинг, мышление, немота, обеспечение, озвучение, ортопедия, отрочество, отсвет, похороны, пуловер, ремень, селянин, симметрия, таможня, танцовщик, упрочение, быть в фаворе, украинка, христианин, факсимиле, цыган, шелковица, щавель, электропривод, августовский, валовой, грошовый, грушевый, губчатый, домовая, одновременный, избалованный, кухонный, килограммовый, оптовый, переходный, погнутый примкнутый, сливовый, названый брат, лубочный, омоложенный, костюмированный, экзальтированный, холеный, украинский, микроволновые, поисковый.
Вчистую, завидно, задолго, издавна, издали, издревле, искони, исконно, наверх, втридорога, поутру,
Баловать, заиндеветь закупорить, звонить, кичиться, кашлянуть, копировать, маркировать, обезуметь, облегчить, плесневеть подбодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, рассердиться, убыстрить, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать, ободрить, памятуя, предвосхитить.
Задание № 8. Обратите внимание на сохранение или изменение места ударения в зависимости от изменения грамматической формы слова.
а) Образуйте форму род. п. следующих существительных, поставьте ударения:
Арбитраж, бандаж, аэросани, брелок, бюллетень, инструктаж, любовь, герб, гусь, гуляш, грош, выборы, кольца, деньги, порты, торты.
б) Образуйте форму сравнительной степени следующих прилагательных, поставив правильно ударения:
Длинный, красивый, удобный, сладкий, простой.
в) Образуйте краткую форму (м.р., ср.р., ж.р., мн.ч.) следующих прилагательных и страдательных причастий, поставьте ударения:
Глухой, дорогой, дружный, молодой, правый, редкий, приданный, проданный, прожитый, розданный, созданный, занятый, прочитанный, проданный, принятый, созванный.
г) Образуйте формы прошедшего времени (м.р., ср.р., ж.р., мн.ч.) следующих глаголов, поставьте ударение. Обратите внимание на случаи неподвижного ударения:
Брать, баловать, включить, гнать, жить, задать, нажить, начать, отпить, отослать, положить, понять, принять, снять, тянуть, убрать.
д) Образуйте от инфинитивов следующих глаголов формы 1-го, 2-го, 3-го лица настоящего и будущего времени, поставьте ударения:
Вертеть, влечь, дремать, звонить, изменить, махать, мучить, катить, колебать, положить, баловаться, щипать, сыпать, трепать, победить.
Задание № 9. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова:
Определите значение следующих словах, поставьте в них ударение:
Задание № 10. Прочтите слова, обращая внимание на произношение звуков (е) и (ё):
Афера, блеклый, бытие, вскормленный, вычерпывать, глиссер, омоложенный, гренадер, грубошерстный, двоеженец, двоеженство, дебелый, дареный, ерничать, желоб, забеленный, завороженный, заем, иноплеменный, новорожденный, недосоленный, киоскер, никчемный, обыденщина, острие, преемник, планер, побасенка, поименный, прирученный, свекла, убеленный, желчный, безнадежный, никчемный, ксендз, опека, отекший.
Задание № 11. Прочтите слова. Обратите внимание на произношение произношения твердого и мягкого согласного звука перед е. Проверьте себя по словарю.
Адекватный, академия, альтернатива, анемия, аннексировать, антенна, антисептика, атеист, ателье, аутсайдер, бассейн, берет, бутерброд, бизнес, гипотеза, гантели, гротеск, дебаты, дебют, дебет, девальвация, декан, декада, декларация, демпинг, демилитаризация, демарш, демисезонный, депрессия, де-факто, диспансер, игротека, интеграция, идентичный, индекс, интервидение, интервью, кодекс, кредо, критерий, компресс, консенсус, консервация, контекст, корректный, компьютер, контейнер, купе, лотерея, менеджер, мотель, орхидея, патент, паштет, портмоне, проект, пресса, претензия, протеже, пюре, темп, тема, тенденция, термин, тезис, теннис, тент, тире, термос,террор, трек, фанера, фланель, шатен, форель, юмореска, экспресс, энергия.
Задание 12. Прочтите слова, обращая внимание на произношение звука, обозначенного буквой «г»:
а) Гул, год, город, гусь, гость, нога, дуга, могла, согну, игра;
б) ага, ого, эге, гоп, гопля;
в) бога, благодать, благо, господи;
г) снег, плуг, шаг, берег, друг, враг, порог, вдруг, вокруг;
д) прекрасного, темного, великого, громкого, красивого, большого;
е) легких, мягкий, легчайший, мягчайший.
Задание 13. Прочтите слова, обращая внимание на произношение сочетания «чн»:
Булочная, горчичник, горячечный, дачник, игрушечный, конечно, крошечный, молочная, Кузьминична, Никитична, порядочный, пустячный, пушечный, прачечная, речной, скучно, стрелочник, скворечник, шапочный, яичница, яблочный, сердечный друг, сердечный приступ.
Грамматические нормы.
Грамматические нормы – совокупность грамматических правил, по которым строится наша речь. Слабое знание грамматики приводит к грубым ошибкам, а следовательно, и к низкой культуре речи. Необходимо обращать внимание на трудности в склонении фамилий, на окончания существительных мужского рода в им. п. мн.ч., существительных мужского и женского рода мн.ч. в род. п., на определение рода несклоняемых существительных, склонение количественных, собирательных числительных, на специфику управления предлогов и глаголов.
Задание № 14.Обратите внимание на образование в литературном языке формы ж.р. при обозначении профессии:
Артист, врач, директор, корректор, лётчик, парикмахер, певец, поэт, писатель, продавец, редактор, санитар, секретарь, спортсмен, учитель, преподаватель, проводник, кондуктор.
Задание № 15. Определите род существительных:
Гороно, Дели, Москва, Гагра, иваси, колибри, Капри, картофель, мозоль, МГУ, НАТО, статус-кво, Сухуми, тюль, Чили, цеце, шимпанзе, Янцзы, Ай-Петри, шампунь, кофе.
Задание № 16. Прочтите предложения. Обратите внимание на склонение имён собственных.
3. Сказки Ганс. Христиан. Андерсен.. любят дети всего мира.
12. Новое произведение Генрих. и Томас. Манн. было выпущено небольшим тиражом.
13. Франклин и Элеонора Рузвельт. посетили концерт известного певца.
14. Супруги Клинтон. прибыли на отдых в Калифорнию.
15. Муж и жена Робсон. совершили путешествие на яхте около западного побережья.
16. Многие из отечественных фигуристов были учениками Станислав… Жук…
Задание 17. Образуйте от следующих существительных форму множественного числа в им. п.
Автор, адрес, берег, бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инструктор, катер, конструктор, крем, инспектор, корректор, лектор, трактор, тренер, прожектор, торт, цех.
Задание 18. а) Прочтите слова. Допишите окончания существительных в форме множественного числа.
б) Прочитайте слова, определите их значения, обращая внимание на окончания
Пояса | поясы |
пропуска | пропуски |
тока | токи |
тона | тоны |
учителя | учители |
меха | мехи |
Задание 19. Образуйте форму множественного числа (род. п.) от данных ниже существительных.
Абрикосы, ананасы, апельсины, армяне, баклажаны, бананы, барышни, басни, башни, бланки, гектары, грузины, зразы, иглы, караты, килограммы, мандарины, носки, оладьи, осетины, погоны, полотенца, простыни, сапоги, туфли, чулки, чулочки, шилья, яблони, ясли.
Задание 20. Допишите родовые окончания слов.
1. Рядом с торговым центром открыт… кафе-столовая.
2. Царь-пушка, отлит… русскими мастерами, никогда не использовалась для стрельбы.
3. Театр-студия О.Табакова воспитал… немало талантливых актёров.
4. С приходом нового директора музей-квартира А.Ахматовой пополнил. новыми экспонатами.
5. Книга-справочник для автолюбителей издан. и поступил. в продажу.
6. Нов… крем-пудра рекламируется в последнее время очень часто.
7. Российская творческая интеллигенция, в частности киноработники, был.
отмечен. наградами правительства
8. Все, даже мама, был. сегодня против него.
10. Вечер-встреча выпускников назначен… на январь.
11. Большинство голосовал. за предложенный бюджет.
12. Пьеса «Волки и овцы» поставлены в Малом театре.
Задание 21. Составьте предложения, обращая внимание на управление.
беспокоиться (о ком-нибудь); | тревожиться( за кого-нибудь); |
примириться (с чем-нибудь); | смириться (перед чем-нибудь); |
превосходство (над кем-нибудь); | преимущество (перед кем-нибудь); |
удивляюсь (чему-нибудь); | удивлён (чем-нибудь); |
отчитаться (в чём-нибудь); | сделать отчёт (о чем-нибудь), но: отдавать себе отчёт (в чём-нибудь); |
обращать внимание (на что); | уделять внимание (чему); |
полон (чего); | наполнен (чем); |
удивляться (чему); | поражаться (чем); |
предупреждать (о чём); | предостерегать (от чего). |
Задание 22. Составьте словосочетания с данными ниже словами, соблюдая правильное управление. Проверьте себя по словарю.
Альтернатива, аномалия, гарантия, договор, идентичный, избегать, курировать, мобилизовать обеспечить, скучать, полезный, помнить рекомендовать, согласно, заведующий, управляющий, удостовериться, благодаря, состязание, тенденция, тревожиться, с цепью, ясный, соразмерно, стимул, очевидный, причастность, противник, подтверждение, равный, отправить, в отношении, отчитаться, доступный, мораторий.
Задание 23. Прочитайте предложения, найдите ошибки в управлении. Отредактируйте предложения.
1. Согласно распоряжения декана вход на факультет производится только при предъявлении студенческого билета.
2. Вопреки неблагоприятных погодных условий график работы аэропорта был восстановлен.
3. Благодаря умелого руководства, в истекшем году прибыль возросла почти вдвое.
4. Согласно приказа ректора университет переходит на шестидневную форму обучения.
5. В случае нарушения данной инструкции учащийся допускается к занятиям только с письменного разрешения заведующего лаборатории.
6. Пассажир должен удостоверится в агентстве о времени и месте отправления.
7. Вследствие изменению расписания движение поездов было приостановлено.
8. Руководитель предприятием обязан, в частности, контролировать соблюдение правил техники безопасности.
9. Управляющий производства отклонил данное предложение.
10. В обязанности начальника над подразделением гражданской обороны входит информирование подчиненных о возникновении чрезвычайной ситуации.
11. Заместитель декана, в частности, должен курировать научной работой студентов старших курсов.
Задание 24. Исправьте ошибки в управлении глаголов.
1. В своем сочинении он коснулся о теме любви. 2. Сегодня вечером моя мама поехала до брата. 3. Девушка очень понравилась юноше, и он говорил за нее только хорошее. 4. Артист был удостоен высокой наградой. 5. Старики снисходительны до шалостей детей. 6. Свое выступление на собрании выпускников учитель начал словами: «Дорогие ребята, мы будем скучать по вам».
Задание 25. Выберите правильный вариант согласования:
1) находиться между | а) двух полюсов б) двумя полюсами |
2) привести цифры в подтверждение | а) этих предложений б) этим предложениям |
3) иметь способность | а) к неограниченному росту б) неограниченного роста в) на неограниченный рост |
4) иметь царапины, идентичные | а) с теми, что были на другой детали б) тем, что были на другой детали |
5) способ магнитного контроля | а) ферромагнитных материалов б) за ферромагнитными материалами в) над ферромагнитными материалами |
6) принять участие в экспедиции по наблюдению | а) солнечного затмения б) над солнечным затмением в) за солнечным затмением |
7) первые опыты | а) использования новых материалов б) на предмет использования новых материалов в) по использованию новых материалов |
8) поставить задачу | а) изучения ряда природных явлений б) об изучении ряда природных явлений в) по изучению ряда природных явлений |
9) совершенствоваться | а) в различных аспектах языка б) по различным аспектам языка |
Задание 26. Прочтите предложения, обращая внимание на падежные окончания числительных и согласующихся с ними существительных.
1. В диссертации имеется приложение с 2365 схем.
2. В библиотеке не хватает 9 книг
3. В новом посёлке в 300 дом. работают печи на природном газе.
4. В Антарктиду доставили самолётом 24 полярник.
5. Техникум выпустил 52 молод. специалист.
6. Мне было недостаточно (полтора) баллон… раствора, чтобы промыть детали.
7. Поощрительные грамоты были вручены 100 ученикам.
Задание 27. В следующих предложениях поставьте нужные окончания.
1. В Абрамцево приехал новый специалист, знающий толк в лес.
2. Этот невзрачный, но очень полезный цветочек растёт в лес. в самых его глухих местах.
3. Музыканты всех континентов приняли участие в Международном год. Шопена.
4. Их места в театре были в третьем ряд.
Обратите внимание на допустимость употребления вариантных форм:
Обратите внимание на стилистическую дифференциацию вариантных форм:
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1094; Нарушение авторского права страницы