Что такое нормируемые расходы

Справочная информация: «Расходы, нормируемые для целей налогообложения прибыли» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

РАСХОДЫ, НОРМИРУЕМЫЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ

1. Нормы, установленные Налоговым кодексом РФ:

1.1. Расходы на добровольное страхование работников;

1.2. Расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;

1.3. Расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ, оказанных работодателем работникам, их супругам, родителям, детям (в т.ч. усыновленным);

1.4. Расходы на капитальные вложения;

1.7. Расходы на рекламу;

1.8. Расходы при реализации продукции СМИ и книжной продукции;

1.9. Расходы на приобретение права на земельные участки;

1.10. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам;

1.11. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

1.12. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов;

1.13. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов на НИОКР;

1.14. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций;

1.15. Расходы в виде процентов по долговым обязательствам;

1.16. Убыток от уступки права требования;

1.17. Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств.

1.18. Порядок определения предельной суммы расходов на производство и реализацию

2. Нормы, установленные иными нормативными правовыми актами (определяемые в особом порядке):

2.1. Потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке МПЗ;

2.2. Расходы по оплате стоимости проезда и провоза багажа работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членам его семьи;

2.3. Расходы на обязательное страхование имущества;

2.4. Суммы выплаченных подъемных;

2.5. Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личного транспорта;

2.6. Плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление;

2.7. Расходы на содержание вахтовых и временных поселков;

2.8. Расходы на формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов;

2.9. Расходы в виде целевых отчислений от лотерей;

2.10. Расходы обслуживающих производств и хозяйств.

Источник

Налог на прибыль: нормируемые и ненормируемые расходы на рекламу

Что такое нормируемые расходы. Смотреть фото Что такое нормируемые расходы. Смотреть картинку Что такое нормируемые расходы. Картинка про Что такое нормируемые расходы. Фото Что такое нормируемые расходы

Чем отличаются рекламные расходы нормируемые и ненормируемые

Рекламные расходы, которые учитываются при налогообложении, делятся на две группы:

Налоговый кодекс РФ в п. 4 ст. 264 содержит более подробную классификацию.

Что такое нормируемые расходы. Смотреть фото Что такое нормируемые расходы. Смотреть картинку Что такое нормируемые расходы. Картинка про Что такое нормируемые расходы. Фото Что такое нормируемые расходы

Ненормируемые рекламные расходы

Разрешено включать в состав расходов в полном объеме фактических затрат следующие виды рекламных расходов:

Расходы на наружную рекламу учитываются по особым правилам. Каким? О них рассказали эксперты КонсультантПлюс:

Получите бесплатный доступ к К+ и узнаете все подробности по наружной рекламе.

Можно ли в целях налога на прибыль учесть в качестве рекламных расходы на клейкую ленту с логотипом организации, используемую для упаковки товара? Ответ на данный вопрос дал советник государственной гражданской службы РФ 3 класса Разгулин С. В. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.

В ненормируемой части есть некоторые уточнения. Минфин России, используя при аргументации положения абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, причислил к брошюрам и каталогам листовки, буклеты, лифлеты и флаеры. Свою позицию специалисты министерства отразили в письмах Минфина России от 12.08.2016 № 03-03-06/1/42279, от 12.10.2012 № 03-03-06/1/544, от 02.11.2011 № 03-03-06/3/11 и от 20.10.2011 № 03-03-06/2/157. То есть затраты по изготовлению таких материалов допускается учитывать в составе ненормируемых расходов.

Нормируемые рекламные расходы

В объеме не более 1% суммы выручки от реализации (рассчитывается согласно ст. 249 НК РФ) следует включать в состав расходов следующие виды:

Приведенный список имеет одну интересную особенность. Дело в том, что перечень ненормируемых расходов носит закрытый характер и не допускает дополнений, а расходы на рекламу нормируемые не лимитируются, и этот список всегда открыт.

По этой причине в расходах можно учитывать любые затраты, носящие признаки рекламных расходов, даже если они не приведены в Налоговом кодексе. Просто они попадут в разряд «нормируемые расходы на рекламу». Подтверждения данному тезису можно найти в постановлениях ФАС Московского округа от 21.03.2012 № А40-54372/11-91-234 и от 14.03.2012 № А40-63461/11-99-280.

В качестве примера можно привести такой вид рекламы, как рекламно-информационные материалы, доставляемые в виде массовых и безадресных почтовых отправлений. Затраты по оплате услуг курьеров или почты можно вполне отнести к расходам на рекламу, и, согласно положениям абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ и письму Минфина России от 12.01.2007 № 03-03-04/1/1, это будут рекламные расходы нормируемые.

Когда следует применять положения международных соглашений

В деловой практике встречаются обстоятельства, при которых международным соглашением об избежании двойного налогообложения определен учет рекламных расходов на других принципах, отличающихся от тех, которые предусмотрены НК РФ. В таких случаях, согласно ст. 7 НК РФ, следует придерживаться договорных положений.

В частности, соглашение между РФ и ФРГ предусматривает, что рекламные расходы, которые понесла российская организация с участием компании из Германии, разрешается учитывать при расчете налога на прибыль в полном объеме. Условие предусмотрено лишь одно: размер такого вычета не может превышать величины расходов независимых компаний при аналогичных условиях деятельности.

Подтверждение этому утверждению можно найти в письмах Минфина России от 05.03.2014 № 03-08-РЗ/9491, от 01.03.2013 № 03-08-05/6124 и от 11.01.2013 № 03-08-05. Авторы писем разъясняют, что при соблюдении вышеупомянутого условия даже нормируемые расходы на рекламу могут быть учтены в полном объеме. Данный принцип должен соблюдаться при любом размере доли немецкой компании.

Затраты на рекламу учитываются в составе прочих расходов

В соответствии с подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ рекламные расходы следует относить в состав прочих расходов, которые связаны с производством и реализацией. При этом они, согласно п. 1 ст. 318 НК РФ, являются косвенными. В зависимости от метода начисления момент признания таких расходов будет отличаться:

Отдельно стоит указать, что если рекламные расходы обусловлены оплатой услуг сторонних компаний, то их можно учесть 2 различными способами:

Оба варианта правомерны в соответствии с п. 7.3 ст. 272 НК РФ, что подтверждено в письме Минфина России от 29.03.2010 № 03-03-06/1/201.

Нормируемые расходы на рекламу: расчет предельного размера

Как уже отмечено, признание в отчетном периоде расходов на рекламу нормируемых возможно лишь в той сумме, которая не превышает 1% выручки от реализации, определяемой, в свою очередь, согласно ст. 249 НК РФ.

В п. 1 данной статьи есть норма, которая требует причисления выручки от реализации к доходам. Однако в соответствии с абз. 2 п. 1.2 ст. 248 НК РФ при определении итоговой суммы дохода надо вычесть из поступившей выручки все суммы налогов, которые предъявлены покупателю. Имеются в виду НДС и акцизы.

То есть предельный размер нормируемых расходов на рекламу рассчитывается от суммы выручки от реализации за минусом суммы НДС и акцизов. Подтверждение этому тезису можно найти в письме Минфина России от 07.06.2005 № 03-03-01-04/1/310.

Организация получила в отчетном периоде выручку от реализации услуг в сумме 530 000 руб. (НДС в том числе). Для начала определим сумму НДС, которая находится в составе выручки:

530 000 руб. × 20/120 = 88 333 руб.

Затем найдем разницу:

530 000 руб. – 88 333 руб. = 441 667 руб.

Теперь, наконец, определим сумму предельного размера рекламных расходов:

441 667 руб. × 1% = 4417 руб.

В пределах этой суммы и допустимо учитывать в расходах рекламные затраты.

Если у вас есть доступ к К+, проверьте правильно ли вы определили норматив. Если доступа нет, получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.

О том, как рассчитывается этот предел при УСН, читайте в материале «Как учесть расходы на рекламу при УСН».

Как отражаются рекламные расходы в бухгалтерском учете и отчетности

В бухгалтерском учете рекламные расходы — это расходы по обычным видам деятельности, которые отражаются в составе коммерческих затрат. На такое отражение нацеливают подп. 5 и 7 положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

Что касается плана счетов, то такие расходы рекомендуется отражать по дебету счета 44 «Расходы на продажу» (инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Для целей бухучета они не имеют нормируемого характера.

Сумма рекламных расходов в налоговой декларации по налогу на прибыль отражается всегда в одном месте независимо от используемого метода определения доходов и расходов. Эта сумма формирует данные, указываемые в строке 040 приложения 2 к листу 02 декларации (утв. приказом ФНС России 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@).

Как правильно учесть рекламные расходы при нарастании прибыли в налоговом периоде

Налоговая база по прибыли в течение налогового периода определяется нарастающим итогом (п. 7 ст. 274 НК РФ). Естественно, в связи с постепенным увеличением суммы выручки будет расти и предельный размер нормируемых рекламных расходов, который можно учесть при расчете налога.

В письме Минфина России от 06.11.2009 № 03-07-11/285 говорится, что образовавшиеся сверхнормативные расходы на рекламу, которые нельзя было учесть в прошедшем отчетном периоде, можно учесть в течение календарного года в последующих отчетных периодах (п. 44 ст. 270 НК РФ).

В бухучете в таких обстоятельствах образуется вычитаемая временная разница, представляющая собой отложенный налоговый актив, равный сумме сверхнормативных рекламных расходов (пп. 8–11, 14, 17 положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Компания «Сигма», занимающаяся торговлей, израсходовала на изготовление призов, которые затем были разыграны в ходе рекламной кампании, 21 000 руб. (в том числе НДС 3 500 руб.) Компания освобождена от необходимости платить НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ.

Выручка «Сигмы» по кварталам составила:

Согласно п. 2 ст. 285 НК РФ по налогу на прибыль отчетными периодами считаются 1 квартал, 6 месяцев и 9 месяцев.

Если других рекламных расходов в указанных периодах не было, расчет предельной величины нормируемых расходов на рекламу будет выглядеть следующим образом.

Но можно было бы списать в расходы и большую сумму затрат на рекламу, если бы их стоимость была больше. Для полугодия эта величина составила: 23 800 – 21 000 = 2 800 руб.

В бухучете приведенные операции найдут следующее отражение:

Дт 10/6 Кт 60 – оприходованы призы на сумму 21 000 руб. (НДС включается в их стоимость, поскольку компания работает без НДС);

Дт 44 Кт 10/6 – стоимость призов (21 000 руб.) списана на затраты.

Кроме того, на конец первого квартала 31.03 надо сделать проводку:

Дт 09 Кт 68 — отражается признанный и отложенный налоговый актив 1020 руб. ([21 000 – 15 900] × 20%).

А по итогам полугодия 30.06 текущего года составляется проводка:

Дт 68 Кт 09 — отложенный налоговый актив списывается в сумме 1020 руб.

Итоги

Рекламные расходы при расчете прибыли могут быть учтены в полном объеме в случае, если они есть в перечне из п. 4 ст. 264 НК РФ. Если произведенных затрат на рекламу там нет, они принимаются к учету в сумме, равной 1% от объема выручки.

В бухгалтерском учете рекламные издержки списываются в полном объеме. Если сумма нормируемых затрат больше 1% от выручки, между налоговым и бухгалтерским учетом образуются временные разницы.

Источник

Что относится к нормированным расходам на рекламу

Трудно переоценить коммерческую роль рекламы, а значит, и экономическую эффективность затрачиваемых на нее средств.

Однако, эта статья расходов оказывается самой спорной с точки зрения налогообложения (базы налога на прибыль). Не каждое явление, считаемое обывателями рекламой, является таковой с юридической точки зрения. Кроме того, нужно принять во внимание важный критерий правомерности учета трат для налоговых целей – нормируемость расходов.

Рассмотрим, как отражается понятие нормы на рекламные расходы в бухгалтерском и налоговом учете.

Вопрос: ООО планирует заключить с юридическим лицом — исполнителем договор о выполнении работ по изготовлению и нанесению рекламных баннеров на внешние стороны городского наземного транспорта (трамваев) для рекламы производимой продукции в целях увеличения ее продажи. На запрос в налоговый орган о существующем максимальном размере учета расходов на данный вид рекламных расходов ООО получило ответ, что максимальный размер составляет 1% выручки от реализации, поскольку трамваи не являются средствами стабильного территориального размещения. Однако ООО полагает, что данный вид рекламных расходов учитывается в фактически произведенном размере. Обоснованна ли позиция ООО?
Посмотреть ответ

Законодательно определенные признаки рекламы

Рекламная деятельность предпринимателей регулируется федеральным законодательством – Федеральным законом «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38. Там дано определение рекламе как виду информации, направленной на создание и поддержание внимания и интереса к объекту, и указаны ее юридические признаки:

ВАЖНО! Последний критерий является определяющим. Так, например, сувенирные изделия с логотипом фирмы, которые дарятся партнерам и клиентам, нельзя отнести к рекламе, как и расходы на них, поскольку заранее известно, для кого они предназначаются.

Законодательно также определены объекты, не относимые к рекламе:

Вопрос: Учитывается ли реализация основных средств, используемых ранее для осуществления основного вида деятельности организации, при определении выручки от реализации в целях нормирования расходов на рекламу при исчислении налога на прибыль (а именно расходов на приобретение призов, которые будут вручены по результатам розыгрыша во время проведения рекламной кампании)?
Посмотреть ответ

Зачем нужна норма в рекламных расходах

Организация может тратить на рекламу значительные суммы, какие именно – решает руководство с учетом эффективности принятых на этот счет управленческих решений и финансовых возможностей организации. Так как реклама – не только информация, но еще и предпринимательская деятельность, она отражается в соответствующем учете и подлежит налогообложению.

С этой целью траты на рекламу принято делить на два вида:

От этого разделения зависит, какую сумму затрат фирма может учесть при определении базы для налога на прибыль: в лимитированных границах или полностью.

СПРАВКА! Расходы, предназначенные на рекламу, принято учитывать в составе «Прочих расходов» среди трат на производство или реализацию товара.

Расходы на рекламу, которые не нормируются

Ненормируемые рекламные расходы – те, которые относятся к рекламе во всех случаях и не могут быть расценены как иные. Закон «О рекламе» и Налоговый кодекс РФ (абзацы 2–4 п. 4 ст. 264) приводят закрытый перечень таких расходов.

Затраты на рекламу в СМИ могут трактоваться достаточно широко, к ним относят такие показатели, как:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Созданный рекламный продукт, если он будет существовать и действовать определенное время, становится нематериальным активом, а значит, будет иметь первоначальную балансовую стоимость и подвергаться амортизационным отчислениям в течение всего срока использования.

ВНИМАНИЕ! В состав этих расходов полностью включаются не только траты на саму рекламную информацию, но и на ее носитель. Если носитель принадлежит фирме, значит, является ее активом, со стоимости которого списывается амортизация.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В рамках этих мероприятий расходы на вступительные взносы, оформление разрешений, изготовление брошюр и каталогов, оформление витрин и демонстрационных комнат не нормируются, тогда как затраты, связанные с участием, но необязательные, например, раздача сувениров, дегустация, рассылка рекламных изданий и т.п., подлежат нормированию.

Чтобы рекламные расходы были признаны нормируемыми

Налоговая инспекция пристально следит за включением или исключением расходов в базу налога на прибыль. Во избежание налоговых споров следует строго соблюдать требования к обоснованию ненормируемых рекламных расходов:

НАПРИМЕР. Приведем несколько спорных моментов отнесения расходов к ненормируемым:

Нормируемые расходы на рекламу

Все остальные рекламные траты, не обозначенные в НК РФ, подлежат нормированию. Их можно списать с базы налога на прибыль, если они не превышают 1% от выручки за продукцию, реализованную в отчетный период.

Расчет нормы рекламных расходов

Чтобы найти искомый 1%, надо знать, от какой суммы нужно его вычислять. Выручка считается с учетом всех поступлений на баланс за данный период, как финансовых, так и натуральных:

От полученной суммы следует вычесть НДС, акцизы и поступления по выданным компанией займам (они относятся к внереализационным, а выручка предусматривает только доходы от реализации).

Документальное подтверждение рекламных расходов для налогового учета

Итак, база по налогу на прибыль уменьшается на сумму трат по ненормируемым расходам полностью, а по нормируемым – в размере 1% от выручки за данный период. Чтобы признать такие расходы рекламными, их нужно подтвердить документально. Такими подтверждениями могут быть:

Рекламный вычет по НДС

В состав рекламных расходов входит и НДС. Его сумму можно списать при соблюдении условий вычета:

Суммы НДС на рекламу не нормируются, даже если этот налог входит в состав нормируемых рекламных затрат.

Бухучет рекламных расходов

В отличие от налогового, в бухучете не происходит разделение расходов на нормируемые и ненормируемые. Они полностью отражаются в той сумме, какая значится в подтверждающей документации.

Для проводок используется счет 44 «Расходы на продажу» или 26 «Общехозяйственные расходы». В зависимости от вида рекламы, вид проводки может быть различным:

Источник

Рекламные расходы: классификация в бухгалтерском и налоговом учете

руководитель второго отдела бухгалтерской практики

Что нужно помнить бухгалтеру о рекламных расходах?

Учет расходов на рекламу

Ненормируемые расходы – это:

Нормируемые расходы – это:

А если рекламная компания закрывается за несколько месяцев одним документом на большую сумму, то даже этот один неправильно оформленный документ приведет к снятию данного расхода для целей налога на прибыль, доначислению налога в размере 20% от суммы расхода на рекламу, начислению штрафов и пеней.

Хотелось бы отметить, что для продвижения своего товара, для проведения рекламно-информационных мероприятий (РИМ) торговые компании очень часто заключают рамочные агентские договоры с крупными рекламными агентствами. Агентства, уже в свою очередь, привлекают для выполнения отдельных задач другие агентства. Эти сторонние организации закупают оборудование, материалы, оформляют стенды на выставках, витрины магазинов и салонов, закупают в фотобанках фотографии для рекламы в печати, в каталогах и брошюрах, в интернете, привлекают агентства для создания роликов, клипов, проводят РИМ в разных городах и регионах России.

Если организация заказывает размещение рекламы через посредника (например, рекламное агентство), то в состав ненормируемых расходов на рекламу включается как стоимость размещения рекламы, так и расходы на уплату посреднического (агентского) вознаграждения (письмо УМНС по г. Москве от 26.02.2003 N 26-12/12101).

При этом организация должна получить от посредника комплект первичных документов, подтверждающих факт размещения рекламы.

Так, например, организации оптовой торговли зачастую финансируют полностью (или частично) затраты розничных торговых организаций на издание каталогов (брошюр, листовок), содержащих информацию о реализуемых товарах с указанием реквизитов (адреса торговых точек, телефоны и т.д.) этих розничных торговых организаций.

Такие каталоги призваны формировать интерес не столько к потребительским свойствам реализуемых товаров, сколько к возможности приобрести товары по привлекательным ценам в данных конкретных торговых точках. Поэтому оптовая организация, финансирующая издание таких каталогов, не может учесть произведенные затраты в целях налогообложения прибыли как расходы на рекламу. По мнению налоговых органов, такие расходы вообще не могут быть учтены оптовой организацией в целях налогообложения (см. письмо УМНС по г. Москве от 16.09.2003 N 26-08/50782).

Не признаются рекламными расходами и затраты на изготовление конвертов, бланков, на которых нанесены реквизиты организации (название, логотип, сайт), используемые для деловой переписки. Ведь эта информация предназначена для конкретных лиц (письмо Минфина России от 29.11.2006 N 03-03-04/1/801). Расходы на изготовление конвертов и бланков писем (не важно, есть на них логотип или нет) признаются в целях налогообложения прибыли в составе почтовых расходов на основании подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ (письмо Минфина России от 02.11.2006 N 03-03-04/2/228).

Источник

Нормируемые расходы по налогу на прибыль (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Нормируемые расходы для целей исчисления налога на прибыль организаций
в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ

Нормы расходов, установленные Налоговым кодексом РФ

Расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ

Расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения

Расходы на рекламу

Проценты по долговым обязательствам, возникшим в результате контролируемой сделки

Страхование жизни, негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное медицинское страхование

Резервы по сомнительным долгам

Резервы для целей обеспечения социальной защиты инвалидов

Расходы при реализации продукции СМИ и книжной продукции

Нормы расходов, установленные постановлениями Правительства РФ

Компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей

Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92

Рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 861

Расходы, нормы которых должны быть установлены в особом порядке

Потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей (нормы естественной убыли)

Суммы выплаченных подъемных

Формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

Формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций

Формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (кроме атомных станций)

Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2005 г. N 576

Согласно требованиям главы 25 НК РФ «Налог на прибыль оранизаций» для некоторых расходов, принимаемых для целей налогообложения, предусмотрены ограничения: учесть их можно лишь в пределах установленных нормативов.

Настоящая бизнес-справка, составленная экспертами компании «Гарант», представляет собой перечень нормируемых расходов.

Расходы сгруппированы в три подраздела:

— нормы утверждены Налоговым кодексом Российской Федерации;

— нормы утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации;

— нормы утверждаются в особом порядке.

Справка позволяет из списка перейти в положение нормативно-правового акта, утверждающего норму расхода.

Обновление настоящей справки происходит по мере изменения законодательства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *