Что такое ноу кодинг
Что такое No-Code и как он устроен
Что такое No-Code и Low-Code?
No-Code и Low-Code платформы возникли в качестве реакции на сложность и многообразие современных средств разработки ПО. Сейчас практически все процессы стремятся к упрощению и автоматизации, и веб-разработка с бизнес-аналитикой также не стали исключением. По сути, эти концепции подразумевают отказ от профессиональных разработчиков, хотя бы частично и в некоторых сферах, а также расширение количества людей, которые могли бы создавать собственный продукт, при этом абсолютно не разбираясь в программировании.
Эти концепции можно разделись на два основных направления — No-Code, в которую входят конструкторы сайтов, например, Tilda, и — Low-Code. При этом, если первое направление, скорее, про веб-разработку и создание собственных сервисов из готовых шаблонов, то при помощи Low-Code можно быстро модифицировать, улучшать и расширять работу с бизнес-процессами и аналитикой.
Например, чтобы при помощи Low-Code технологий внести изменения в бизнес-процессы, аналитику не требуется привлекать разработку — все эти системы работают с нотациями BPMN 2.0 для описания бизнес-процессов, чтобы аналитики работали с привычными элементами. Это решает одну из ключевых проблем цифровой трансформации бизнеса — ускоряет процедуры от идеи на бумаге до работающего бизнес-процесса. Кроме того, использование графовых баз данных через Low-Code позволяет вносить изменения в бизнес-процессы без остановки работы или блокирования доступа.
Продолжайте учиться На Хекслете есть блок «Треки», где собраны курсы для опытных разработчиков, которые хотят новых знаний про разработку.
В Low-code системах чаще всего реализован простой и функциональный интерфейс для удобства работы пользователя. При этом сами системы наполнены готовыми темплейтами для различных бизнес-процессов, которые используются в других компаниях, в том числе и лидерах сферы. Бизнес может напрямую брать эти процессы и адаптировать под собственную деятельность и стеки, а системы вычислений без программирования и технологии визуализации данных упрощают работу аналитика и снижают необходимость привлечения разработчиков.
История появления No-Code
Первые No-Code сервисы появились еще в 90-х годах на волне популярности визуального программирования, которое использовало графические объекты для разработки, вместо привычного нам текстового кода. Тогда появились Dreamweaver от Macromedia, который сейчас выпускает Adobe, и уже устаревший редактор Frontpage, входивший в состав пакета приложений Microsoft Office. Эти инструменты тогда были новаторскими и стали первыми No-Code сервисами.
За последние десятилетия возможности платформ для No-Code сильно увеличились. Многие эксперты считают, что это связано с самим IT-рынком и его специфики, что сфере необходимо достаточно большое количество высококвалифицированных специалистов, которых всегда не хватает, а также высокой стоимостью их работы. Поэтому разработчики начали развивать и платформы для автоматизации работы самих программистов.
Какие есть плюсы у No-Code и Low-Code?
Упрощение проверки гипотезы и модели работы бизнеса. Запуск продукта при помощи No-Code для стартапа обойдется в четыре-пять раз дешевле, чем с привлечением разработчиков, и еще в три раза быстрее. Это позволит малой кровью протестировать работу бизнес-модели, например, сервиса по доставке домашних растений, создав его сайт в Tilda и прикрутив туда базовые платежные инструменты и почтовые рассылки с красивыми фотографиями фикусов.
Разработчики смогут заниматься интересными им проектами. Огромное количество программистов занимаются достаточно шаблонными проектами, которые No-Code пытается автоматизировать.
Программированием смогут заниматься даже дети. Визуальная разработка, даже на примере обычных конструкторов сайтов, может создать полностью обратный тренд — это может привлечь в IT людей, которые всегда считали, что программирование — очень сложно. Сначала они начнут заниматься разработкой на визуальных платформах, а после этого захотят усложнять свои продукты и изучать текстовые языки программирования.
Развитие визуального программирования. No-Code и Low-Code — достаточно яркие примеры, как можно использовать базовые принципы визуального программирования для работы с продуктом. До сих пор случаются большие холивары, есть ли будущее у визуального программирования и можно ли создавать программы путем манипулирования графическими объектами вместо написания ее кода. Пока будущее этой концепции не очень ясно, поскольку практически все программирование сейчас — текстовое.
Аргументы противников No-Code
«С No-Code сложно масштабироваться»: проблема, вытекающая из предыдущего пункта. В случае, если малый бизнес окреп и дожил до момента, когда уже нужно масштабироваться, то постепенно приходит понимание, что пора создавать собственные решения из-за технической невозможности увеличить количество цветов в нашем интернет-магазине, подключения службы логистики, VR-сервиса для примерки цветка в вашей квартире и создания большого флористического медиа. Тут уже и нужны программисты. Кроме того, этот пункт подтверждает то, что с No-Code удобно тестировать гипотезы и бизнес-модели, а масштабироваться уже нужно на собственных платформах.
Читайте также Как устроен функциональный диалект Лиспа Clojure и почему использующие его программисты восхищаются им
«No-Code — это привязка к одной платформе и технологии»: да, это тоже верно. Технологии развиваются, как меняются и нужды стартапа, тренды дизайна или ведения бизнеса, а как меняться, если платформа экспортирует все в бинарный файл, который может прочитать только она.
«Невозможно создавать вещи, которые еще никто не создавал»: технология No-Code все-таки достаточно шаблонная и редко позволяет создавать уникальные решения, которых еще никогда не было. Просто для этого пока еще нет шаблона.
Топ No-Code сервисов
Bubble
Bubble — сервис для создания веб- или мобильного приложения при помощи No-Code. В основу сервиса заложена концепция визуального программирования — технология Drag&Drop позволяет добавлять на страницу любой элемент, который хочется no-code-разработчику или создателю сервиса — настройке поддается все, начиная с расположения видео и текста, заканчивая иконками, кнопками, их параметрами.
Bubble также позволяет структурировать и хранить все данные, создавать пользовательскую логику, логистику внутри сервиса и применять UX-дизайн. По сути, пользователь может создать объект для страницы своего сайта любого типа или вида, и перетащить его в то место на сайте, где он должен находиться.
При этом в Bubble отмечают, если пользователь также обладает базовыми знаниями HTML и JS — то ему будет намного проще создать сайт и выстроить пользовательскую логику. Помимо фронтенда, Bubble позволяет сформировать и всю бэкенд-составляющую — разработать форму регистрации и установить, где создается аккаунт пользователя, каким образом запоминать его данные и как отображать предыдущие заказы.
Tilda
В России Tilda, пожалуй, является самым популярным примером концепции No-Code платформ. При помощи Tilda пользователи могут создать собственный сайт без навыков программирования — в основе сервиса лежит блочный принцип создания страниц, когда пользователь может выбрать необходимый шаблон, настроить внешний вид, добавить контент и сразу же видеть, как будет выглядеть сайт.
В Tilda меньше персонализированных возможностей, чем в Bubble, при этом она намного проще в использовании и имеет более дружелюбные и интуитивно понятные интерфейсы. В библиотеке Tilda сейчас более 450 шаблонных блоков, разработанных профессиональными дизайнерами с применением UX-систем. Они разделены на 28 категорий: обложка, магазин, о проекте, услуги, контакты и многие другие.
Zapier
Zapier описывают свою платформу как клей, который связывает тысячи веб-приложений. При помощи Zapier можно интегрировать разные сервисы, например, на нашем интернет-магазине домашних растений есть форма обратной связи. После того, как пользователь писал отзыв, нам приходилось вручную добавлять его в свой файл на Hubspot, где мы храним отзывы клиентов, потому что было не ясно, как его интегрировать с нашим сайтом. Zapier автоматизирует интеграцию и, соответственно, расширение функционала сервисов.
Mendix
Все рабочие процессы происходят внутри платформы Mendix, а не сайта или сервиса заказчика, визуальный редактор позволяет описывать модели данных, быстро создавать экраны с помощью набора виджетов и даже описывать логику работы процессов.
Например, нашему интернет-магазину по продаже домашних растений необходимо добавить атрибут в карточку бизнес-объекта и указать там, помимо даты появления фикуса в горшке, еще время его продажи — это позволит узнать, сколько времени фикус находился на складе. Во время использования реляционной БД, программисты будут добавлять атрибут и реконфигурировать БД в среде разработки, блокировать доступ пользователей к системе на время переноса изменений в основную среду. При этом, если объем данных очень велик, то доступ будет заблокирован достаточно на длительное время. В Low-Code системах — в том числе и в Mendix, используются графовые БД, что позволяет обновлять эти данные через визуальные системы без привлечения программистов и блокировки доступа пользователей к системе.
Что будет с No-Code в будущем?
Похоже, что рынок No-Code-сервисов активно продолжит развиваться и дальше. Помимо увеличения инвестиционной привлекательности этой сферы, все больше людей будут использовать возможности этих технологий на фоне постепенного увеличения снижения входа в сферу программирования.
Вообще, активно развивается не только No-Code сфера, но и, например, No-Design, где все чаще бизнес использует различные сервисы, как Canva, вместо профессиональных дизайнеров.
Что такое low-code/no-code платформа и CRM, CRM+, ERP
Суть low-code/no-code (далее просто low-code) в том, чтобы снизить порог создания/изменения информационной системы до уровня бизнес аналитика или даже продвинутого пользователя. Это когда вендор не просто создаёт платформу со встроенным языком и его сотрудники заявляют о том, что сделают для клиента «всё или почти всё» — low-code платформа, это когда бизнес-аналитики или выделенные ответственные на стороне клиента (его сотрудники) могут это «почти всё» сделать сами.
Что входит в понятие на платформе можно «почти всё»?
Ключевые сотрудники – это «носители/владельцы знаний о процессах компании». Именно предоставление в их руки инструмента, позволяющего! полностью! создавать/изменять информационную систему предприятия, приводит к:
1. Формат данных, пользовательские данные
Платформа должна иметь средства конфигурирования данных. Причем без программирования. И конфигурированию должны быть доступны не только «пользовательские данные», но и справочники и реестры, представляющие основу конфигурации + системные – к примеру, контрагенты, физ. лица и пр. Или наоборот: есть вендоры, которые дают возможность конфигурирования ограниченного количества видов данных + создавать свои справочники – это неправильно. Ограничения — это компромисс за деньги клиента.
Все данные должны иметь, условно говоря, равные права, отображаться в виде дерева (потому что есть дочерние реестры/справочники) и бизнес-аналитик покупателя платформы должен иметь возможность без ограничений этими данными управлять.
В текущий момент развития рынка ИТ в РФ много компаний – поставщиков CRM научились добавлять свои справочники. Просто добавления с компромиссом недостаточно, чтобы называться полноценной платформой.
Основные моменты
a) Визуализация данных перед конечным пользователем.
Работая с фильтрами, отчетами, шаблонами и пр. пользователь должен видеть данные в удобном виде, с названиями, которые ему понятны. Данные должны быть видны не только по таблице запроса, но и по связанным таблицам (прямым и обратным ссылкам). Пользователь должен иметь возможность при фильтрации, выборке, построении отчетов, запросов условно говоря «проваливаться» вглубь связанных данных на любой уровень.
При этом система должна сама брать на себя функции преобразования конечного запроса в SQL. Система должна быть построена таким образом, что пользователь может «дотянуться» до всех данных, включая системные и «экзотические», как, например логи. Это позволяет получать отчетность по всей интересующей информации и в визуализированном виде это легко и удобно.
2. Вычисления
Платформа, которая позволяет внедренцу (бизнес-аналитику) управлять нагрузкой на сервер базы данных должна делить вычисления на разные виды по нагрузке.
В low-code платформе бизнес-аналитик должен иметь функционал, который позволяет ему используя, как пример, приведенное выше дерево атрибутов, составить алгоритм вычисления на понятном доступном языке и понятных и доступных названиях атрибутов, реестров и пр.
b) При этом, здесь же допускается код на T-SQL.
Код на T-SQL снимает ограничения по сложности вычислений, делая платформу более широкой, чем «для бизнес-аналитика». По сути это снова «отсутствие ограничений». Low-code платформа не должна быть средством только для бизнес-аналитиков – она должна закрывать потребности разработки на платформе готового решения, включая код на встренном языке и, к примеру, T-SQL. Но бизнес-аналитик на low-code платформе должен иметь возможность закрыть бОльшую часть типовых задач.
Система должна позволять бизнес-аналитику создавать расчет итогов и ключевых показателей, необходимых для формирования дашбордов, информирования пользователей о количестве задач (пример) и пр. Т.е. формировать общекорпоративные, не привязанные к конкретным записям вычисления. Также важно (ниже будет рассмотрено) эти итоговые показатели отображать в интерфейсе (в визуализации) в виде индикаторов, крупных цифр и пр.
По сути «представления» – это некий «табличный конструктор». Его доступность бизнес-аналитикам или продвинутым пользователям позволяет собирать таблицы из нескольких таблиц, т.е. создавать представления, которые не хранятся в БД. Представления и их разработка очень важны в анализе и сопоставлении данных, в т.ч. маркетологами. В концепции low-code это означает, что сложные конструкции, которые обычно длительный срок собираются программистами, теперь бизнес-аналитиками могут создаваться «мышкой» в короткие сроки, к тому же и быстро меняться.
e) Агрегаты (регистры)
Существует большое количество вычислений по расписанию (ночью), а также подготовка итогов и расчетов для сложных отчетных форм, также требующих большой нагрузки сервера и которые имеет смысл также проводить ночью. Отчеты этого типа не требуют on-line актуализации данных. С точки зрения пользователя агрегирование – это подготовка готовых отчетов с уже готовыми результатами, чтобы запрос такого отчета не приводил к вычислениям, а выдавал уже готовую форму с результатами в течение 1 – 2 сек.
Промежуточный вывод: low-code проектирование готовой конфигурации с точки зрения данных – это закрытие без программирования силами бизнес-аналитика всех вопросов формата БД для бизнеса любого размера и сложности + обязательная при этом скорость разработки, которая получается очень высокой.
3. Интерфейсы десктоп/web
a) Доступность для дизайна
Одним из главных в дизайне интерфейса является принципиальная доступность этой функции бизнес-аналитику, причем, конечно, без программирования. Это значит, что есть компонентный состав (о нём ниже) и есть «мышка», которой можно расставить на форме всё, как требуется, а свойства, функции и пр. задать, к примеру, в инспекторе объектов или в карточках объектов. Сложность форм в low-code платформе не должна быть ничем ограничена.
Применительно к современным CRM и ERP системам дизайнер интерфейсов должен быть, как для десктопа (если система поставляется в десктопном варианте), так и для web.
b) Нарисовал и оно работает
Работа того, что только что было отрисовано – очень важный аспект. Зачастую, в платформах для того, чтобы отрисованный интерфейс работал, код необходим. Пусть и не большой. Это не low-code платформы, даже, если вендор так пытается её представить.
Система в своих свойствах и сообщениях пользователю о критических событиях должна подразумевать настройку формы в таком виде, что при задании необходимых свойств и связей объектов на ней – всё сразу начинает показывать данные и работать. Никак иначе. Никакого, пусть даже минимального кода.
c) Компонентный состав
Компонентный состав дизайнера интерфейсов должен покрывать все современные задачи визуализации и работу с данными. Кроме стандартного, должно быть:
d) Карточки записей
Каждое подразделение может иметь свои взгляды и требования к карточкам записей. Менеджерам по продажам необходимо видеть карточку клиента по-своему, бухгалтерии по-своему, руководству также по-своему.
В low-code платформах для реализации этой возможности должны быть настройки с копированием карточки из одной группы пользователей в другую, при этом, с созданием в каждой их них уникального внешнего вида. Это должно производиться БЕЗ применения встроенного языка.
e) Выход на встроенный язык
При всём сказанном, встроенный язык лишним не будет. Но это дополнение к возможностям low-code:
Там, где необходимы особенно сложные сценарии и где настроек по какой-то причине не хватает или надо управлять свойствами компонентов, расчетов и пр. в зависимости от действий пользователей и это не может быть положено на графическую карту процессов – пожалуйста, может быть доступен и хорошо, когда доступен встроенный язык, как средство глубокой кастомизации.
4. Отчеты, дашборды, аналитика
5. Шаблоны документов, рассылок, нотификаций
Собственно, как и в дизайнере отчетов, так и в подготовке шаблонов документов на основе MS Word и MS Excel необходима доступная всем и пользователям в т.ч. визуализация данных, описанная выше. Пользователь в платформе low-code не должен знать названия таблиц в БД, полей и пр. Ему должен быть доступен исчерпывающий визуальный инструментарий доступа ко всем данным, без знания SQL.
Здесь же следует отметить, что правильным является предоставление бизнес-аналитику возможности оперировать, как прямыми ссылками на таблицы, так и обратными. Это позволяет вставлять в шаблоны MS Word – к примеру, в договора таблицы спецификации.
6. Управление процессами
На рынке много систем, заявляющих о наличии инструментов управления процессами. Часто под этим понимают, к примеру, последовательную раздачу задач, или ветвление только одного типа (да/нет, что по сути условный переход).
Платформы low-code должны обладать мощными, доступными без программирования графическими редакторами карт процессов, где бизнес-аналитик должен иметь возможности моделирования:
1. Событий в БД и от этого:
7. Управление доступом и логированием
Осуществление наполнением системы штатными интерфейсами и условно «новыми» может и должно быть доступно без программирования. Включая настройки иконок и загрузку их коллекций.
Аналогично доступ и его ограничения.
8. Управление личным кабинетом клиентов и данными на сайте
Аналогично и управление журналом аудита (логирование)
Ввиду роста грамотности пользователей. Ввиду того, что тем, кто программировал на Фортране, скоро на пенсию. Уверен, что именно за системами управления корпоративными сложными системами типа «платформа low-code» будущее.
Речь НЕ идёт о том, что произойдёт отказ от программирования. Как показано выше – везде может и должен быть шлюз/доступ/другой уровень для того, чтобы определенные вопросы реализовывались на встроенных языках и SQL.
Речь о том, что компаниям платформы low-code выгодны по объективным причинам и тренд на, собственно, говоря более простым языком: автоматизацию работы внедренцев/бизнес-аналитиков – на упрощение и ускорение их работы, очевиден.
Имея средства управления форматом данных, вычислениями без программирования, распределения нагрузки на сервер через планирование вычислениями; имея возможности визуализации данных, как с точки зрения рабочего места той или иной группы пользователей + визуализации и аналитичности данных для лиц, принимающих решения; имея возможность настраивать процессы в графическом движке с элементами документообота и раздачей задач – бизнес-аналитик может закрыть собой очень большой объём внедрения информационной системы высокого уровня сложности.
Дизайн сайтов без программирования: как работают технологии No-Code и Low-Code
Сделать сайт для крупной компании за пару дней (почти) без программирования? Вполне реально!
Оля Ежак для Skillbox Media
Что такое No-Code?
No-Code — технология создания сайтов с помощью инструментов визуальной вёрстки (ещё их называют визуальными редакторами или конструкторами сайтов). С ними можно смотреть на страницы сайта или приложения как обычный пользователь, видеть все блоки, заголовки и кнопки, но при этом иметь возможность их редактировать. Такой метод называется WYSIWYG : что видишь, то и получаешь. А программировать не нужно.
Пишет о дизайне в Skillbox, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.
И сайт, собранный в конструкторе, ничем не отличается от обычного?
По функциональности и графике No-Code-разработка уступает обычной. Скажем, сложную вёрстку трудно адаптировать для разных экранов, а некоторые моушн-эффекты будут слишком медленно загружаться. Многие функции — например, создание личного кабинета — никак нельзя реализовать без кода. Зато No-Code даёт возможность сделать полноценный веб-ресурс от начала до конца без умения программировать. Нужны только знания дизайна и навыки работы в каком-нибудь конструкторе.
Можно посмотреть, как выглядит интерфейс конструктора?
Конечно. Вот так, например, работает Tilda:
Tilda — что-то знакомое. Её часто используют?
Да, пожалуй, это самый известный конструктор. Чаще всего на Tilda делают лендинги — одностраничные сайты, которые нужны в маркетинге для продвижения товаров и услуг. На лендинге размещают тексты, видео, изображения, делают формы заявки, приводят ссылки для регистрации или покупки на сторонних ресурсах.
При необходимости многостраничные сайты на Tilda тоже можно делать — даже интернет-магазины с возможностью принимать оплату. Платформа хороша тем, что в ней много готовых шаблонов: необязательно собирать свой сайт с нуля. Можно использовать готовые макеты, только слегка изменяя их под свои нужды, — поэтому Tilda часто выбирают начинающие дизайнеры.
А есть другие конструкторы?
Их очень много! Популярная альтернатива Tilda — Readymag: в нём шаблонов не так много, зато больше разных опций для вёрстки и анимации. Есть Wix — один из самых дешёвых для использования редакторов. Самый продвинутый в возможностях кастомизации — WebFlow. Ещё есть Squarespace, Jimdo и другие конструкторы.
Немало! No-Code-разработка востребована?
Да, её популяризацию подстегнула, в частности, пандемия. Компаниям потребовалось переносить бизнес в интернет и создавать несложные веб-ресурсы. Впрочем, No-Code выбирают не только малый бизнес и стартапы, но и крупные компании. Сайты, собранные в конструкторах, — это вполне серьёзный бизнес-инструмент.
А можно взглянуть на такие сайты у крупных брендов?
Почему же компании выбирают No-Сode, если в нём куча ограничений?
Функциональности вполне хватает, например, для рекламных кампаний, спецпроектов или создания простенького интернет-магазина. А плюсов довольно много:
Что касается ограничений работы в визуальных редакторах, частично эта проблема решаема — с помощью технологии Low-Code.
Что же это такое?
Основу сайта собирают в конструкторе, но для выполнения отдельных задач используют полноценное программирование. Можно дать пользователям возможность заходить в личные кабинеты, оставлять заказы с выбором разных опций. Можно организовать обработку данных, их передачу или автоматическую визуализацию в графиках на сайте. Иногда это отдельные интеграции, а бывает, что весь бэкенд прописывают кодом.
Не проще ли сразу кодить обычный сайт?
Зачастую Low-Code всё равно получается быстрее и дешевле кастомной разработки. Но, конечно, не для всех задач это подходит: если нужен сайт с очень широким функционалом для крупной компании, используют исключительно программирование.
Для Low-Code тоже есть специальные редакторы?
Да, есть редакторы, заточенные на добавление кода. В них разберётся только программист. Но в большинстве платформ, которые мы упомянули, также есть возможность интегрировать код.
Скажем, в Tilda, Readymag или Webflow можно работать в визуальном редакторе, а можно добавить программирование при необходимости. Это полезно для постепенного развития веб-ресурса: позволяет создать MVP в No-Code, а затем, по мере роста потребностей, добавлять нужные функции кодом.
Хорошо! А какие минусы у No-Code-разработки помимо того, что сложные функции недоступны без программирования?
Собранные в визуальных редакторах сайты проигрывают обычным в производительности и стабильности работы, но не слишком значительно. Ощутимый минус — тарифы на платформах обычно зависят от числа пользователей сайта: поэтому для масштабных проектов конструкторы не всегда подходят. Наконец, визуальных редакторов просто очень много — и это отчасти тоже недостаток, потому что каждый хорош для своих целей и важно не ошибиться с выбором.
Их действительно много! С какой платформы лучше начинать учиться?
Tilda наиболее дружелюбна к новичкам — у неё удобный интерфейс, много готовых шаблонов, а при необходимости есть возможности кастомизации — в том числе с помощью кода. К тому же это одна из самых известных платформ. Она на слуху у владельцев бизнеса — поэтому создание сайтов на Tilda востребовано.