Что такое новаторство в литературе чехова
Новаторство Чехова как драматурга: краткий ответ на вопрос
Содержание:
Пьесы Антона Павловича вызывали большой интерес среди литературоведов, критиков. Современники видели в них нечто новое, необычное. Вскоре были сформулированы определенные критерии, выделяющие новаторство драматургии Чехова. Писатель смог четко передать обстановку, сложившуюся в России в девятнадцатом веке. Большинство трудов написано не просто в стиле реализма. Автор указывает на кризисные моменты, отражающиеся на внутреннем мире людей.
Характерная черта драматургии писателя – частые отступления от основного смысла. Он переводит внимание читателя с поверхностных фактов на глубинный смысл. Многослойная реальность позволяет изучить бытие человека в определенных условиях. Автор повествует про повседневную жизнь обычных людей, стараясь определить главную суть человеческой жизни.
Новаторство Чехова-драматурга – основные принципы
Произведение Чехова – это совокупность внутренних переживаний, ассоциаций, методов художественной выразительности. Писатель часто применял различные литературные приемы, чтобы подчеркнуть важные детали. В чем заключается новаторство Антона Павловича:
Писатель определял свои пьесы как способ глубже познать реальные проблемы людей. Для него класс личностных переживаний, радостей важнее конфликтного сюжета.
В чем заключается новаторство Чехова-драматурга – кратко
Новаторство Чехова в пьесе «Вишневый сад» проявляется в полной мере. Это последнее произведение Антона Павловича, ставшее самым нестандартным. Обедневшая дворянская семья, Раневский, Гаев, другие персонажи символизируют русскую жизнь в период кризиса. Пьеса говорит о том, как разрушается вишневый сад. Писатель подразумевает крах всего государства под влиянием событий 1917 года.
Название пьесы уже стало новаторским решением. Писатели классической драматургии использовали имена главных персонажей, тематику или конфликт в заглавии. Вишневый сад – это место, где происходят события. В пьесе отсутствует внешняя конфликтная ситуация. Персонажи рассуждают о судьбе любимого сада, отсутствует агрессия, негативные отношения между героями. Выделим основные признаки новаторства Антона Павловича, которые он первым внес в русскую литературу:
Статья «Новаторство драматургии Чехова»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Новаторство драматургии Чехова.
Антон Павлович Чехов
Список использованной литературы и интернет – источников
«В человеке должно быть все прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Антон Павлович Чехов
( 29 января 1860 – 15 июля 1904 гг.)
Антон Павлович Чехов — русский писатель, драматург, прозаик. Он носил звание почетного академика Императорской Академии наук по разряду словесности, хотя по профессии был врачом. Он один из самых известных драматургов в мире Антон Чехов создал множество произведений, которые не утратили актуальности до настоящего времени. Примерно три сотни его работ в самых разных жанрах, в том числе и сатирическом, составляют высокохудожественное наследие не только у него на родине, но и далеко за ее пределами. Он внес в литературу художественные открытия – в его произведениях отсутствует финальный вывод, он воспользовался приемом «поток сознания», и благодаря этому не дает ответ на вопросы, а сам ставит их читателю.
Драматургия А. П. Чехова – это пьесы, положившие начало такому направлению в литературе, как психолого-ориентированная драма, когда на первый план в произведении выходят не внешние коллизии, а переживания героев. Чехова уже знали как писателя, когда он заявил о себе еще и в качестве драматурга. Поначалу публика ждала от писателя юмористических произведений, наподобие его коротких рассказов. Но писатель решил обратиться к животрепещущим и серьезным темам. В 1896 году Антон Павлович написал свою первую драму «Чайка», которую попытались через год поставить в Александринском театре, однако неудачно. Провал пьесы настолько расстроил автора, что он долго отказывался от повторной постановки. Но, в конце 1897 года, состоялась премьера пьесы в Московском художественном театре, которая имела большой успех. Следующими произведениями писателя стали пьеса «Дядя Ваня», написанная в 1897 году. Затем, в 1990 году, он пишет «Три сестры», и вершиной творчества становится пьеса «Вишневый сад», написанная в 1903 году. Эти пьесы Антон Павлович создавал уже специально для МХАТа.
Новаторские приемы Антона Павловича Чехова в драмах:
вещь, предмет, деталь создают основные мотивы в пьесе;
детализация направлена на раскрытие характера, внутреннего мира героя;
обращение к подтексту, или “подводное течение”. Это несоответствие внешнего текста и внутреннего монолога героя;
много действия происходит за сценой. Зритель не видит его, но понимает, что оно произошло, и повлияло на дальнейший ход событий;
нет деления на положительных и отрицательных героев;
открытый финал. Абсолютной завершенности нет на сцене, как нет ее и в самой жизни. Зритель может только предположить, что стало с героями.
раскрытие вечных тем счастья, долга, судьбы, патриотизма через психологизм героев, диалоги, случайно брошенные фразы, манеру говорить и одеваться.
Новаторство пьес Антона Павловича Чехова, так сильно поразившее современников, нашло отклик и в сердцах критиков. Именно критики сформулировали главные принципы драматического метода писателя. Критики в первую очередь в драматургии Чехова отмечали то, что в ей отразились черты кризиса реализма конца 19 века. Часто «чеховская драма» отходит от точного реалистического изображения действующих лиц для того, что как можно глубже проникнуть в их внутренний мир. Чехов предлагает для своих зрителей многослойную реальность с наличием разного рода «подводных течений» и отступлением от основной темы. Трагичность человеческого существования растворяется в обыденности, в стремлении драматурга постичь его смысл. Главное в диалогах персонажей чеховской драмы – не буквальное значение слов, а внутренний контекст, их тайный смысл. Часто при этом персонажи, произнося слова и обращаясь к своему собеседнику, друг друга не слышат, понимают лишь собственную позицию. В произведениях Чехова нередко отсутствует явно выраженный конфликт, в них нет исключительно положительных или исключительно отрицательных героев. Сами пьесы Чехова часто написаны в рамках так называемого «открытого финала», что позволяет зрителям самим додумывать окончание сюжета. Таким образом, драматургия Антона Павловича – это уникальное явление в русской литературе. Произведения писателя стремятся помочь человеку найти смысл жизни, пойти по пути нравственного совершенствования.
Влияние Чехова на мировую драматургию было огромно. С 50-х годов его пьесы ставятся на сценах театра в Китае, Корее, Японии. О влиянии творчества Чехова на американскую, английскую драматургию писали Т. Уильямс и С. Моэм. Уже больше века живут великие пьесы автора, в которых поднимаются вопросы, имеющие большую актуальность в наши дни.
Список использованной литературы и интернет – источников:
Ермилов Е.И. Драматургия Чехова. М., 1984г.
Турков А. М. А. П. Чехов и его время. М., 1987г.
Берковский Н.Чехов. От рассказов и повестей к драматургии//Руская литература. – 1965
Антон Павлович Чехов. Драматург на все времена // Театр.- 1991
Наш Чехов: деятели мирового театра о произведениях и творчестве А.п. Чехова// Театр.- 1985
Литература. 10 класс
Конспект урока
Новаторство А. П. Чехова-драматурга
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. «Новая драма» и её роли в становлении национального театра;
2. Поэтика «драмы настроения» на основе авторских ремарок пьесы «Вишнёвый сад».
Драма настроения — жанр, в котором нет внешних конфликтов, традиционной завязки, развития действия и решения; определяется тонким психологизмом, глубокими переживаниями, эмоциональностью.
«Новая драма» — историко-литературное явление конца XIX — начала XX веков, связанное с модернизацией драмы и становлением национального театра. В «новой драме» внимание переносится с внешнего конфликта на внутренний, на душевное состояние героев, на атмосферу, настроение.
Подводное течение — внутреннее действие, формирующее чувства и эмоции персонажа, которые исподволь влияют на взаимоотношения героев и сюжет произведения.
Ремарка — указание автора в тексте драматического произведения, касающееся декорации и обстановки, а также поведения героя, его жестов, мимики, интонаций, типа речи и пауз.
Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. — 367 с.
Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М.: Художественная литература, 1972. — 544 с.
Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. — 290 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Конец XIX — начало ХХ веков является значимым этапом в истории мирового театра. В этот период произошла реформа драматического искусства. В России она связана с творчеством Антона Павловича Чехова и основателей Московского художественного театра — Владимира Ивановича Немировича-Данченко и Константина Сергеевича Станиславского.
Классическая драма держится на действии и на остроте конфликта. И вдруг вместо этого в чеховских пьесах возникают бесконечные разговоры и долгие размышления.
Впервые «Чайку» ставят в Петербурге в Александринском театре 17 октября 1896 года. Зритель не принимает постановку. Публика шумит и возмущается, то и дело раздаётся смех. Актёры в недоумении. Антон Павлович покидает театр, не дождавшись финала. Он твёрдо решает, что больше никогда не будет писать произведения для сцены. Ситуация кардинальным образом меняется 17 декабря 1898 года. Премьера «Чайки» в Московском художественном театре проходит с триумфом.
Режиссёры этого спектакля — Владимир Иванович Немирович-Данченко и Константин Сергеевич Станиславский. Несмотря на серьёзные опасения, Чехов решается на новую постановку. Кстати, именно на репетициях Антон Павлович знакомится со своей будущей женой — актрисой Ольгой Леонардовной Книппер.
На рубеже XIX–ХХ веков пьесы автора составляют основу репертуара Московского художественного театра. В это время выходят «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад», «Иванов».
Не случайно символом МХТ является образ чайки, летящей над волнами. Этот символ напоминает о триумфе чеховской пьесы и рождении режиссёрского театра. Произведения являются яркими примерами «новой драмы». Сквозное действие и ключевое событие теряют своё значение: на первый план выходит атмосфера произведения, созданная не только с помощью реплик героев и обстановки, но и авторского подтекста и скрытых символов. Не только диалог, ремарка, интонация, но даже молчание формирует в «новой драме» контекст, создаёт образ.
Ключом к пониманию подобного типа драмы могут послужить слова Чехова: «На сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы».
Исследовательница Татьяна Константиновна Шах-Азизова сравнивает композицию четырёхактных драм Чехова со структурой симфонии. В первом акте после медленного вступления заметно постепенное наращивание событий, появляются новые персонажи, происходит знакомство практически со всеми героями пьесы, с их радостями и горестями. Второй акт замедляет действие; общее настроение связано с лирическими раздумьями, беседами, рассказами героев о себе. Нарастает желание персонажей что-то решить или изменить. Второй акт готовит к кульминации. Третий акт кульминационный. Здесь происходит событие, важное для каждого из героев. В финале всё возвращается в привычное русло. Однако развязки в традиционном понимании нет. Но возникает неприятное ощущение неустроенности.
Эта пьеса в четырёх действиях. Первое начинается с обширной авторской ремарки: «Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведёт в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдёт солнце. Уже май, цветут вишнёвые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты». Комната, которая уже не выполняет своего назначения, но всё ещё называется «детской», напоминает о прошлом. Так писатель обращается к теме детства. Окна в доме закрыты, несмотря на это, переданы ощущения майского холодного утра в саду. Чеховские ремарки носят литературно-описательный характер. Они необходимы для режиссёрского воплощения атмосферы, которая должна быть отражена на сцене. Герои «Вишнёвого сада» настолько погружены в свои переживания, что диалоги становятся лишь антуражем. Они не слышат друг друга, бросают случайные реплики, не позволяющие выстроить разговор связно.
В пьесе встраивается общий звуковой рисунок. Фон то детализируется, сводится к конкретному акценту, то разрастается до многоголосия. Варя слушает утреннее пение скворцов. Появление на сцене Епиходова сопровождается сильным скрипом сапог. В нескольких сценах он играет на гитаре. Но вдруг в пьесе наступает такая тишина, что слышно бормотание старого слуги Фирса. Звуковой рисунок драматического развития перемежается паузами и символическими деталями, которые усиливают психологическое напряжение и формируют осознание неизбежности происходящего.
Новаторская драматургия произведений Чехова оказала значительное влияние на развитие мировой литературы и театра. И сегодня писатель является символом интеллигенции, пьесы автора ставятся в театрах по всему миру. Его именем назван один из самых престижных международных театральных фестивалей.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
С каким музыкальным жанром исследовательница Т. К. Шах-Азизова сравнила четырёхактные пьесы А. П. Чехова?
Подсказка: и в пьесах А. П. Чехова, и в этом оркестровом жанре наблюдается единство композиции. В первом акте после медленного вступления происходит постепенное наращивание событий; второй акт замедляет действие и готовит к кульминации; третий акт кульминационный, здесь происходит событие, важное для каждого из героев; в финале жизнь возвращается в обыденную колею.
Исследовательница Татьяна Константиновна Шах-Азизова сравнивает композицию четырёхактных драм Чехова со структурой симфонии. В первом акте после медленного вступления заметно постепенное наращивание событий, появляются новые персонажи, происходит знакомство практически со всеми героями пьесы, с их радостями и горестями. Второй акт замедляет действие; общее настроение связано с лирическими раздумьями, беседами, рассказами героев о себе. Нарастает желание персонажей что-то решить или изменить. Второй акт готовит к кульминации. Третий акт кульминационный. Здесь происходит событие, важное для каждого из героев. В финале всё возвращается в привычное русло. Однако развязки в традиционном понимании нет. Но возникает неприятное ощущение неустроенности.
Подстановка элементов в пропуски в тексте
Установите соответствие между актами чеховских пьес и особенностью изображения событий, которые в них происходят.
медленное вступление, знакомство с героями пьесы.
замедление действия, лирические раздумья героев, желание что-то изменить.
кульминация, происходит событие, важное для каждого из героев.
жизнь возвращается в прежнюю колею, сохраняется ощущение неустроенности.
Эта пьеса в четырёх действиях. Первое начинается с обширной авторской ремарки: «Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведёт в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдёт солнце. Уже май, цветут вишнёвые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты». Комната, которая уже не выполняет своего назначения, но всё ещё называется «детской», напоминает о прошлом. Так писатель обращается к теме детства. Окна в доме закрыты, несмотря на это, переданы ощущения майского холодного утра в саду. Чеховские ремарки носят литературно-описательный характер. Они необходимы для режиссёрского воплощения атмосферы, которая должна быть отражена на сцене. Герои «Вишнёвого сада» настолько погружены в свои переживания, что диалоги становятся лишь антуражем. Они не слышат друг друга, бросают случайные реплики, не позволяющие выстроить разговор связно.
Новаторство драматургии А. П. Чехова
Вы будете перенаправлены на Автор24
Драматургия А. П. Чехова – это пьесы, положившие начало такому направлению в литературе, как психолого-ориентированная драма.
Драматургия А. П. Чехова. Рождение нового жанра
Драматургия А. П. Чехова положила начало возникновению нового направления в русской и мировой литературе. Это направление получило название психолого-ориентированной драмы, когда на первый план в произведении выходят не внешние коллизии, а переживания героев.
Чехова уже знали как писателя, когда он заявил о себе еще и в качестве драматурга. Поначалу публика ждала от писателя юмористических произведений, наподобие его коротких рассказов. Но писатель решил обратиться к животрепещущим и серьезным темам.
Первая пьеса «Чайка», поставленная на сцене Художественного театра, поразила зрителей. Сюжет пьесы был необычен для драмы: вместо ярких любовных перипетий и острых страстей в произведении рассказывалось о простом провинциальном юноше, мечтающем о режиссуре. Молодой человек ставит пьесу для близких и друзей, а на главную роль приглашает девушку Нину, к которой испытывает нежные чувства. Но пьеса не находит отклика в зрителях не только потому, что автор не сумел в ней передать собственные переживания и понимание смысла жизнь, а из-за того, что его мать – известная и уже немолодая актриса – недолюбливает сына и сомневается в его успехе.
В итоге судьба Нины складывается трагически. Она бросается в любовь как в пропасть. Девушка мечтает о счастливой семейной жизни и сцене. Но в конце пьесы зрители узнают, что девушка, сбежав со своим любовником Тригориным, в итоге осталась совсем одна. Нина потеряла ребенка и была вынуждена работать на сцене третьесортных театров. Несмотря на выпавшие на ее долю испытания, Нина продолжает верить в жизнь и в людей. Она рассказывает человеку, который в нее был когда-то влюблен, что поняла истинную суть жизни. По мнению Нины, смысл жизни человека заключается в терпении и в необходимости преодолеть все жизненные испытания и трудности.
Готовые работы на аналогичную тему
При этом Чехов не предлагает своим зрителям готовые ответы на это вопросы. Писатель просто показывает жизнь в таком виде, какая она есть, и предоставляет каждому делать выбор самостоятельно.
«Чайка» поразила современников драматурга своей жизненностью, однако, несмотря на это произведение было принято далеко не всей критикой и не всей публикой. Первая постановка пьесы провалилась, но вторая постановка в МХАТе имела большой успех, а критика писала о появлении нового драматического жанра.
Драматические произведения нового жанра
Особенности чеховской драматургии заключаются в том, что все пьесы, написанные им после «Чайки», еще глубже погружали зрителя в мир человеческих переживаний и чувств. Причем эти переживания от пьесы к пьесе становились все более трагическими.
Такой является пьеса «Дядя Ваня», написанная в 1897 году. В ней речь идет о судьбе провинциального дворянина, который создал себе кумира в лице своего родственника профессора Серебрякова.
Дядя Ваня воспитывает свою племянницу, дочь профессора, Соню, помогает своему родственнику материально и морально и считает, что его жизнь наполнена самым высоким смыслом. Но когда Серебряков приезжает к нему погостить со своей второй женой, дядя Ваня понимает, что он глубоко ошибался. Войницкий не смог перенести этого разочарования.
Свое понимание смысла человеческой жизни автор выражает в словах доктора Астрова, в которого безнадежно влюблена Соня: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Главные героини пьесы «Три сестры» тоже находятся в поиске смысла жизни и не находят его в мире потребительства и мещанских интересов. Девушки верят в чистые, светлые мечты, но с годами эта вера постепенно угасает.
Новаторство драматургии А. П. Чехова особенно проявилось в его самой необычной пьесе «Вишневый сад», которая стала самой последней пьесой драматурга. Она лишь внешне рассказывает о судьбе одной обедневшей дворянской семьи. На самом же деле в пьесе представлен слепок всей русской жизни той эпохи, а разрушение вишневого сада – это словно предчувствие драматурга разрушения царской России.
Особенности драматического метода А. П. Чехова
Новаторство пьес А. П. Чехова, так сильно поразившее современников, нашло отклик и в сердцах критиков. Именно критики сформулировали главные принципы драматического метода писателя.
Критики в первую очередь в драматургии Чехова отмечали то, что в ей отразились черты кризиса реализма конца 19 века. часто «чеховская драма» отходит от точного реалистического изображения действующих лиц для того, что как можно глубже проникнуть в их внутренний мир. Чехов предлагает для своих зрителей многослойную реальность с наличием разного рода «подводных течений» и отступлением от основной темы. Трагичность человеческого существования растворяется в обыденности, в стремлении драматурга постичь его смысл.
Главное в диалогах персонажей чеховской драмы – не буквальное значение слов, а внутренний контекст, их тайный смысл. Часто при этом персонажи, произнося слова и обращаясь к своему собеседнику, друг друга не слышат, понимают лишь собственную позицию. В произведениях Чехова нередко отсутствует явно выраженный конфликт, в них нет исключительно положительных или исключительно отрицательных героев. Сами пьесы Чехова часто написаны в рамках так называемого «открытого финала», что позволяет зрителям самим додумывать окончание сюжета.
Таким образом, драматургия А.П. Чехова – это уникальное явление в русской литературе. Произведения писателя стремятся помочь человеку найти смысл жизни, пойти по пути нравственного совершенствования.
Проект по теме» Новаторство в драматургии А.П.Чехова».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБУДО «Детская музыкальная школа имени Т.В.Бобровой»
Творческий проект по теме:
Новаторство драматургии А.П.Чехова.
отделения «Искусство театра»
Петрова Галина Александровна
Цель и задачи проекта.
Жизнь и творчество А.П.Чехова.
Основные тенденции развития театрального искусства в XIX веке.
Новаторство в драматургии Чехова и его социальные взгляды на примере пьесы «Вишнёвый сад».
Список использованных источников.
Его произведения: рассказы, пьесы мне очень нравятся. На уроках истории искусства, а также на литературе в школе я познакомилась с его биографией и меня очень заинтересовала эта тема. Споры о деятельности Чехова продолжаются до сих пор. О нем написано множество трудов, но не смотря на это, его творчество нельзя считать исследованным в полной мере. До сих пор есть над, чем задуматься и поразмышлять.
получили такой известности. Но время шло, росла известность Антона Павловича, и в наши дни его влияние на мировой театр стало глобальным.
Пьесы Чехова и сейчас очень популярны в мире. Их ставят не только в России, но и во всей Европе. В журнале «Театр» за 2002 год есть обзор
репертуара европейских театров. С 1999 по 2002 год пьесы Чехова
встречаются в репертуарах театров Лондона, Парижа, Вены, театрах
скандинавских стран. За этот период пьесы «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Чайка» ставились в Нью-Йорке на Бродвее. В последние десятилетия они не сходят и со сцен московских театров. Каждая новая серьезная постановка собирает полные залы, вызывает горячие споры и волнующие мысли, а также глубокие размышления о жизни, о назначении человека на земле.
. «Вишневый сад» в постановке Юрия Любимова в театре на Таганке известен не только у нас в стране, но и во всем мире. Все это свидетельствует о том, что пьесы Чехова актуальны и сегодня. Даже через сто лет после своей смерти, Чехов остается одним из самых популярных драматургов.
В своем исследовании я попыталась ответить на вопрос: в чем же секрет успеха и популярности новой драматургии Чехова?
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: ознакомиться с новаторскими идеями в драматургии А.П.Чехова.
Сформировать понимание термина «новаторство».
Познакомиться с биографией и творчеством А.П.Чехова.
Выявить новые тенденции в драматургии Чехова.
Проанализировать развитие новаторства на примере пьесы «Вишнёвый сад».
Данные задачи должны определить достижение поставленной цели проекта.
Жизнь и творчество А.П.Чехова.
Антон Павлович Чехов родился в Таганроге в 1860 году.
Там он учился в местной гимназии, после которой поступил в Московский университет на медицинский факультет. После окончания университета в 1884 году он начал заниматься медицинской практикой. Писать он начал еще будучи студентом, его первые юмористические рассказы появились в печати еще в1880 году в журналах. Первый сборник его рассказов «Сказки Мельпомены» вышел в 1884 году. Само название сборника, на мой взгляд, символично. Оно говорит о том, что уже тогда автор был не равнодушен к театру.
Еще в 1882 году на его талант обращает внимание русский писатель и редактор петербургского юмористического журнала «Осколки» П.А.Лейкин, который приглашает Чехова к постоянному сотрудничеству.
Юмористические журналы 80-х годов имели в основном развлекательный, чисто коммерческий характер, а поэтому и связывать рождение большого чеховского таланта с юмористической беллетристикой невысокого уровня нельзя.
К середине 80-х годов в творчестве Чехова намечается перелом. Веселый и жизнерадостный смех все чаще уступает место серьезным, драматическим интонациям. Прежде всего появляется цикл рассказов о внезапном прозрении человека под влиянием резкого жизненного
толчка – смерти близких, горя, несчастья, неожиданного драматического
рассказов, стала «новая драма». Именно в ней наиболее полно реализовалась чеховская концепция жизни, особое ее ощущение и понимание.
В России XIX века существовал настоящий национальный театр, создание которого завершил великий Островский. На отечественной сцене действовали персонажи, олицетворявшие предреформенную и послереформенную Россию, выражавшие национальный характер, представлявшие реалистические картины народного быта, перемены в судьбе русских людей.
Драматургия Чехова возникла на новом историческом рубеже. Конец века сложен и противоречив. Зарождение новых классов и социальных идей будоражило все слои общества, ломало общественные и моральные устои. Все это понял, почувствовал и показал Чехов в своих пьесах, и судьба его театра, как и история других великих явлений мировой культуры, еще раз подтвердила важнейший критерии жизнеспособности искусства: лишь те произведения остаются в веках и становятся общечеловеческим достоянием, в которых наиболее точно и глубоко воспроизведено свое время, раскрыт духовный мир людей своего поколения, своего народа, раскрыта сущность действительности и воплощение ее в художественных образах. Чеховские драмы пронизывает атмосфера
всеобщего неблагополучия. В них нет счастливых людей. Героям их, как
правило, не везет ни в большом, ни в малом: все они в той или иной мере
Именно на этих общественных дрожжах, на новой исторической почве и вырастает «новая чеховская драма» со своими особенностями поэтики, нарушающими каноны классической русской и западноевропейской драмы.
Основные тенденции развития театрального искусства в XIX веке.
С театральной Москвой Чехов впервые познакомился в 1877 году, когда во время каникул приезжал навестить своих родных. После переезда в Москву знакомство это продолжалось. При этом с годами Чехов все больше и больше сближается с московской театральной жизнью. Многочисленные рецензии, фельетоны, очерки, рассказы свидетельствуют, что интерес Чехова к театру был устойчив. Он самым тщательным образом вникает в постановку театрального дела, и не только в Москве. Но и по всей стране. Его интересуют и живо волнуют вопросы репертуара, и повседневная жизнь актеров, и вопросы актерского мастерства, и принципы формирования театральных трупп и многое другое.
Положение театра в восьмидесятые годы было трудным. Имея в своих руках императорские театры и театральную цензуру, делало все, чтобы уберечь сцену от «опасных мыслей» и, следовательно, от каких бы то ни было свежих веяний. В этой атмосфере идейное убожество было наиболее характерным и всеобщим признаком продукции штатных драматургов, которых уже современники справедливо называли «драмоделами».
Такое положение с репертуаром приводило к упадку сценического искусства, пагубно отражалось на актерской игре, ставило даже лучших, талантливейших русских актеров в трудные условия.» Об этом тревожном процессе много писали современники. Так, в газете «Театр и жизнь» читаем: «В настоящее время положительно не знаешь, кому отдать пальму первенства в деле уничтожения драматургического ансамбля – актерам
ли, создавшим теорию первых, вторых, выходных и т.п. ролей, или
драматургам, пишущим свои пьесы на точном соответствии этой табели о рангах… Авторы пьес и раньше зачастую выводили в них все типы людей, а шаблоны: героев любовников, злодеев, благородных и комических отцов и т.д.
Теперь дело пошло дальше… явились новые амплуа: старых генералов, молодых генералов, купцов, подьячих, благородных, но бедных людей, передовых женщин и т.п.
… Вред такого положения сказывается немедленно: все пьесы репертуара начинают походить друг на друга, интерес публики к театру падает с каждым днем, и для поддержки сборов дирекция начинает ставить плохие переделки или пробавляется нелепыми фарсами».
Об этом же процессе упадка русского театра свидетельствует и Вл. И.
Немирович-Данченко. К концу века, пишет он, «знаменитое русское искусство, провозглашенное Гоголем и Щепкиным, все более обрастало штампами, условностями, сентиментализмом и становилось неподвижным, как броненосец, облепленный ракушками от долго стояния в бухте».
Однако, несмотря на то, что господство на сцене В. Крылова и других
драмоделов казалось безраздельным, а актерское мастерство переживало
видимый упадок, все это отнюдь не определяло завтрашнего дня русского театра. Чем отчетливее выявились кризисные явления, тем яснее становилась необходимость выхода из кризиса. Постепенно созревали и силы, которые призваны были двинуть дальше развитие русского театра. Отмена правительственной монополии на театральное дело в 1882 году была первой серьезной победой передовой театральной общественности России. И не потому, конечно, что стали возникать частные коммерческие театры, которые были подчас не лучше, а хуже императорских. Это была победа потому, что были возможности для сплочения передовых театральных сил, воспитанных в духе лучших традиций русской сцены. Во главе этой талантливой театральной
молодежи и стали во второй половине девяностых годов Вл. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский. Московский Художественный театр оказался новой закономерной ступенью в развитии русского сценического реализма. Таким образом, в конце XIX века в театре проходил тот же процесс, что и в литературе. Вот почему слились воедино усилия выдающихся реформаторов русского театра Станиславского и
Немировича-Данченко, с оной стороны, великого русского писателя Чехова – с другой, вот почему драматургия Чехова оказалась призванной сыграть решающую роль в становлении Московского Художественного театра.
Новаторство в драматургии Чехова и его социальные взгляды на примере пьесы «Вишнёвый сад» в постановке МХАТа.
И все же «Иванов» пьеса во многом традиционная: все действие, как в шекспировской трагедии, разворачивается вокруг центрального героя, каждый эпизод является средством его художественного раскрытия, главная и единственная интрига построена на любовных отношениях героя, трагический его конец – самоубийство в финале. А «Чайку», открывшую новую драматургию, сам Чехов с обычной своей скромностью определил как пьесу, написанную «вопреки всем правилам драматического искусства». Он в этом не одинок: и Еврипид, и Мольер, и Шекспир писали вопреки существовавшим в их времена «правилам драматического искусства», стремясь понять и раскрыть законы действительности.
Но зачем же потребовались «новые формы»? Прежде всего, потому, что жизнь, изображаемая художником, не укладывалась в традиционные правила построения драматических произведений. Например, тот же Иванов занимает в пьесе место исключительное, центральное, совершенно не соответствующее его роли в реальной действительности.
Та часть интеллигенции, которую знал и изображал Чехов, разочаровалась в прежних идеалах, потеряла истинные цели жизни, а, освободившись от недавно разбитых оков религиозно-семейных традиций, за которые ратовали многие персонажи Островского, обрела лишь свободу распада и гибельного одиночества.
Поэтому в последующих чеховских пьесах исчезает центральный герой, объединяющий действие в вступающий, в соответствии с правилами старой драматургии, в драматический конфликт с другими героями, со средой, с эпохой. На страницы пьес, а затем и на сцены театров, вышли лица, равные друг другу по значению, а вернее, по незначительности, не только не связанные какими-либо семейными или общественными узами, но часто и не верящие в возможность и необходимость каких-то человеческих связей. Посмотрим на персонажей «Чайки», – кто они? Что связывает их друг с другом? Один из главных героев, Треплев, иронично говорит о себе: «…по паспорту я киевский мещанин», и это еще более подчеркивает его полное одиночество рядом с эгоистичной и недалекой матерью, рядом с девушкой, предающей его любовь, среди не понимающих его людей; нет семьи, нет живых человеческих привязанностей ни у Аркадиной, ни у Тригорина, ни у Заречной. Есть, правда, среди персонажей «Чайки» две семейные пары, но обе они внутренне давно распались: и Шамраева, и ее дочь готовы в любую минуту бросить семьи и уйти к тем, кого любят. То же и в других пьесах: нельзя же всерьез говорить о семейных привязанностях Елены Андреевны в «Дяде Ване», Вершинина, Андрея и Маши в «Трех сестрах». Равно одинокие, равно страдающие от одиночества и не умеющие, а то и не желающие избавиться от него предстают перед читателем персонажи чеховских пьес. И это делает каждого из них своеобразным «героем» пьесы, равноценно звучат слова каждого из них, одинаково важным становится каждый эпизод.
Только гениальный драматург вместо веками казавшихся естественными и обязательными для театра служебно-проходных бесед лакеев или оруженосцев, вводивших зрителей в сценическую ситуацию, мог наделить каждого персонажа своим точным, словом, создающим определенный образ, необходимый в пьесе, как необходим в оркестре каждый инструмент. Лакей Фирс в «Вишневом саде», тот самый лакей, который в прежнем театре употреблялся на выходах с репликой «кушать подано.», для которого ж у Чехова-то роль на страничку, по своему значению в пьесе нисколько не уступает центральным персонажам, что особенно подчеркивается финалом, а его высказывания, кажущиеся на первый взгляд полубредом, едва ли не глубже и интереснее разглагольствований Гаева.
В «Трех сестрах» уже само название декларирует равнозначность трех центральных героинь пьесы. И в самом деле: и печальная судьба одинокой Ольги, вынужденной уйти из родного дома, и драматический роман замужней Маши, и несчастная попытка устроить свою жизнь младшей Ирины с одинаковой убедительностью воплощают мучительную бесперспективность и бессмысленность существования в российском захолустье конца века.
Отсюда и отсутствие в последних пьесах Чехова искусственно построенного сюжета, основанного на едином центральном действии, связывающем всех персонажей и разрешаемом острыми конфликтами и эффектными сценами. Это не значит, что чеховские пьесы бессюжетны и лишены драматических эпизодов. Есть здесь и самоубийство в финале («Чайка»), и разорение родного гнезда («Вишневый сад»), и дуэль со смертельным исходом («Три сестры»), и попытка убийства («Дядя Ваня»), но события эти – чисто внешние. Чехов стремился уйти от театральности, и руководило им не желание написать «хорошую», то есть соответствующую определенным правилам пьесу, а представить в форме пьесы жизнь, где, как говорил он сам, «люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни…» Как и в «Чайке», например, жизнь Треплева разбивается значительно раньше, чем звучит финальный выстрел: сцена провала его пьесы и сцена с Ниной и убитой чайкой во втором действии – вот где происходит драма, драма человеческой души. Или ставший хрестоматийным гениальный финал «Дяди Вани», когда после выстрелов, попытки самоубийства, горячих диалогов, оказывается, что жизненная катастрофа Войницкого выражается не в этих эффектных сценических действиях, а в неожиданных словах Астрова: «А, должно быть, в этой самой Африке теперь жарища – страшное дело!», в щелканье счетов, в хозяйственных записях: «2-го февраля – масла постного 20 фунтов…» В «Трех сестрах» читатель не видит дуэли, не слышит ее выстрелов и ничего не теряет в смысле понимания произведения: трагедия Тузенбаха раскрывается в кратком прощальном разговоре с Ириной, и его возглас «Ирина!», с последующей притворно будничной просьбой; «Я не пил сегодня кофе. Скажешь, чтобы мне сварили…» потрясает гораздо больше, чем какой-нибудь патетический предсмертный монолог.
Высшей зрелости достигает он в пьесах «Чайка», «три сестры», «Вишневый сад» – их уже озаглавить именем какого-то одного героя невозможно. Действие строится так, что все время какой-то один персонаж на миг всецело овладевает вниманием читателя и зрителя. Можно сказать, что пьесы зрелого Чехова строятся по принципу непрерывного выхода на главное место то одного, то другого героя. В «Чайке», «Трех сестрах», «Вишневом саде» нет одного главного героя, за которым была бы закреплена решающая роль. Но каждый словно ждет своего часа, когда он выйдет и займет, пусть ненадолго, роль главного, овладеет вниманием читателя и зрителя.
Мне понравилась пьеса «Вишнёвый сад», она привлекла меня тем, что она очень ярко отражает новаторские идеи А.П.Чехова. В «Вишневом саде» как будто бы в центре – главное событие: продажа имения. Однако это не совсем так. И не потому только, что действие продолжается и после торгов. Но главным образом потому, что реальное событие – продажа с аукциона – как бы растворено, рассеяно в странном свете. То, что должно вызывать реакцию, противодействие, попытки что-то предпринять у обитателей сада, на самом деле как будто остается без действенного отклика.
Особое значение получили у Чехова второстепенные персонажи. Мы видели, например, что в «Вишневом саде» Епиходов характерен и сам по себе и в то же время что-то незадачливо епиходовское ощущается в характере и в поведении других обитателей сада. Таким образом, покончив с единодержавием героя, Чехов нашел новые «связующие» средства для построения своих пьес. И это было завоеванием для театра ХХ века в целом. В наше время уже никого не озадачит многогеройность пьесы и поочередное выдвижение на первый план разных героев, когда «главные» и «неглавные» персонажи словно меняются местами.
Интересно поразмышлять над другим любовным сюжетом «Вишневого сада» – над отношениями между Лопухиным и Варей. Покупатель сада как бы олицетворяет судьбу русского купечества: от крестьянского сына до крупнейшего богача, причем сохранявшего человечность, ценящего культуру. Автор характеризует его как человека «мягкого», держащегося «вполне благопристойно, интеллигентно». Из таких выходили Третьяковы и Мамонтовы. Но почему же он так робок и нерешителен с Варей? Почему же он не мог объясниться с ней, создать семью? Не угадал ли провидец-художник бесплодность, пустоцветность, бесперспективность этих новых русских буржуа, ставших будто бы хозяевами жизни, унаследовавших «вишневые сады» дворянской культуры, не предсказал ли их близкий конец, наступивший через полтора десятилетия?
Сам Чехов никогда не говорил о своем новаторстве. Неизменно сдержанный и скромный, он только порой удивлялся странности того, что выходит из-под его пера. В письме А. С. Суворину он так отзывался о «Лешем»: «Пьеса ужасно странная, и мне удивительно, что из-под моего пера выходят такие странные вещи» (4 мая 1889 года). Необычными, нетрадиционными, действительно «странными» казались многим современникам и повести и рассказы Чехова.
В пьесах Чехова почти столько же сюжетов, сколько действующих лиц: каждый переживает свою драму, и никто никому не может помочь, так же как никто никого не может и погубить: они страдают не по вине друг друга, а оказываются одинаково беспомощными перед действительностью. Отдельные личные драмы внешне соединяются в сюжетные линии, совокупность которых составляет внешнее содержание пьесы. Все эти линии независимы и разобщены, как разобщены между собой жизни чеховских героев.
Исследовав тему «Новаторство драматургии Чехова», я пришла к выводу, что Чехов действительно был новатором не только в русской, но и мировой драматургии. Именно в этом, на мой взгляд, секрет его популярности не только в России, но и на Западе. Чехов приходит в своих пьесах к новому раскрытию человеческого характера. В классической драме герой выявлял себя в поступках и действиях, направленных к достижению поставленной цели. Поэтому классическая драма вынуждена была, по словам Белинского, всегда спешить, в затягивание действия влекло за собой неясность, непрорисованность характеров, превращалось в факт антихудожественный.
Чехов открыл в драме новые возможности изображения характера. Он раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий бытия. Пафос действия сменяется пафосом раздумья.
Я думаю, что пьесы Чехова будут ставиться еще многие века. И всегда зрителю будут интересны чеховские образы, чеховские характеры.
Список использованных источников.
Бердников Г. П. Избранные работы. М., 1986г., том 2.