Что такое новообразование в психологии
Понятие возрастных психологических новообразований в современной психологии развития 2563
Кравцова Е.Е.
доктор психологических наук, профессор, Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии (ФНКЦ РР), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2535-262X
e-mail: ekravcva@gmail.com
Аннотация
В статье представлено развитие взглядов Л.С. Выготского на динамику психического развития в детских возрастах, подвергается критическому анализу понятие о ведущих деятельностях как о критериях психологических возрастов. Показано, что возрастные психологические новообразования выражают особенности сознания и самосознания в литические и критические возрасты. Ведущая деятельность возраста возникает и развивается на основе психологических новообразований возраста. Изменения в общении ребенка являются причинами изменений в его деятельности. Вместе с тем в связи с изменениями в самосознании у ребенка изменяются отношения со взрослыми. Новообразования литических периодов связаны с тем, что появившиеся черты самосознания помогают строить ребенку новую деятельность. Новообразования кризисных периодов связаны с появлением в самосознании ребенка новых смыслов, с помощью которых ребенок по-новому может относиться к собственным действиям. Выдвигается предположение, что периодизация психического развития, построенная на основе ведущих психологических образований, может лечь в основу создания развивающей системы непрерывного образования.
Тип: научная статья
Ссылка для цитирования
На первый взгляд замена понятия ведущей деятельности понятием возрастных психологических новообразований мало что изменит в психологической теории и практике. Вместе с тем определение психологических особенностей возраста с помощью возрастных психологических новообразований позволяет ответить на вопросы, касающиеся условий, механизмов и закономерностей психического развития.
Л.С. Выготский подчеркивал, что можно выделить два вида возрастных психологических новообразований – новообразования критического периода и новообразования литического периода, причем в последнем он особо отмечал роль центрального возрастного психологического новообразования. При этом Л.С. Выготский считал, что если новообразования литического периода развиваются и продолжают играть важную роль в развитии ребенка, даже когда сменяются другими новообразованиями, то новообразования критических периодов уходят со сцены психического развития.
Теоретическое и экспериментальное исследования литических и критических периодов сквозь призму центрального психологического новообразования позволяют выделить их структуру и закономерности развития в детском онтогенезе.
Начало стабильного периода связано с окончанием предшествующего этому периоду кризиса. Самое главное, что происходит в критические возрасты, подчеркивал Л.С. Выготский, выражается в новообразовании кризиса. При этом есть экспериментальные основания говорить, что новообразование кризиса связано с возникновением нового самосознания. Это утверждение может быть подкреплено указанием Л.С. Выготского, например, о новообразовании кризиса одного года, который он связывал с сознанием «прамы» (рис. 1).
Итак, по окончании критического периода (по терминологии Л.С. Выготского – в пост критический период) у ребенка появляется но вое самосознание, выражающееся прежде всего в особенностях самовосприятия и отношении к самому себе. Развитие в посткритический период связано с изменением этого нового самосознания.
Например, новообразование кризиса трех лет, по нашим данным, может быть названо интеллектуализацией восприятия по аналогии с выделенным Л.С. Выготским новообразованием кризиса семи лет, названным им интеллектуализацией аффекта. В первом случае ребенок научается переосмыслять собственное восприятие и делается постепенно независимым от наглядной ситуации, во втором он вкладывает иной смысл в эмоции и получает возможность ими управлять. Новообразование кризиса трех лет и новообразование кризиса семи лет, возникнув в посткритический период, в полной мере реализуются ребенком в повседневной жизни. Ребенок строит, в первую очередь в речи, ситуации, кардинально отличающиеся от наглядных, или манипулирует свои ми эмоциями, например говорит маме: «Я буду долго на тебя сердиться», затем, помолчав, добавляет: «Целых две недели». И в том, и в другом случае он как будто наслаждается ощущением себя субъектом, в одном случае собственного восприятия, в другом – собственных эмоций. Очень примечательно, что реализация этих новообразований происходит прежде всего в общении ребенка со взрослым.
Реализуя новообразование критического возраста в общении, ребенок тем не менее не в состоянии изменить свою жизнедеятельность с его помощью. Это задача взрослого, который в одном случае с помощью воображаемой ситуации осмысляет деятельность ребенка, а в другом демонстрирует изменение смысла ситуации в зависимости от того, что у нее является фигурой, а что фоном.
Понятие и значение новообразования в психологии
Если в медицине термин «новообразование» используется в негативном значении, то в психологии у него исключительно положительная окраска. Новообразование в психологии — важное изменение в психике, которое сигнализирует о приобретении новых знаний и навыков. Если бы не способность психики развиваться, переходя на новую ступень, личность человека не была бы полноценной. Развитие происходит не только в детстве. Поэтому человек всю жизнь остается активным, целеустремленным, легко адаптируется в обществе.
Понятие и суть
В психологии под новообразованием понимают психическое и социальное изменение, которое происходит в сознании человека. Оно определяет качество жизни, темп развития, отношение к среде. Новообразование — результат качественного изменения.
У каждого возрастного периода есть свои специфические характеристики. Для него типичны свои новообразования, которые становятся ведущими для данного возраста. Личность человека подчинена ведущему изменению, от него зависит, как личность будет развиваться в. К новообразованиям относятся психические явления, отдельные свойства характера.
В подростковом возрасте свойства новообразований могут быть неверно истолкованы. Психиатр или невропатолог могут ошибочно принять их за симптомы психического заболевания. Важно не торопиться с лечением и вначале наблюдать за изменениями в поведении подростка. Вероятно, когда период перехода на новую ступень развития личности закончится, поведение подростка нормализуется.
История открытия и исследователи
В отечественной психологии изучению новообразований уделялось большое внимание. Первым понятие «ведущая деятельность», как основной интерес ребенка, необходимый для развития, ввел Л. Выготский. Позднее его рассматривал А. Леонтьев. Д. Эльконин на основании теории возрастного развития создал собственную периодизацию. Ведущая деятельность — фактор поведения ребенка, который помогает ему переходить с одного уровня развития на другой.
Несмотря на работу, которую проделали психологи для изучения особенностей развития психики, в теории возрастной периодизации развития психики остается много сомнительных моментов.
Первая проблема относится с самой ведущей деятельности. Определить четкие критерии, которые позволили бы отделить деятельность, направленную на развитие, от других видов деятельности, нет. Нельзя сказать, что игра для ребенка значительно отличается от неигры, общение от необщения. Основным фактором отбора ведущей деятельности психологи рассматривают мотив. Но исследования показывают, что для детей одна и та же деятельность может быть продиктована разными мотивами. При этом сложно отследить, какая деятельность привносит изменения в Я-образ ребенка, а какая проходит бесследно.
Второй сложностью, вставшей на пути изучения возрастной периодизации, стала смена одного вида ведущей деятельности на другой. В. Давыдов утверждал, что последовательная смена (когда ребенок вместо игры концентрируется на учебе, а взрослый с обучения переключается на труд) происходит не всегда. Ведь элемент игры сохраняется в учебной деятельности. И даже у взрослых.
Третьей проблемой стала взаимосвязь деятельности и условий психического развития. Считается, что развитие личности ребенка стимулируется общением со сверстниками и взрослыми. Но не каждый вид общения влияет на психику благотворно. Если ребенок находится во враждебной среде, познавательные функции угнетены. Общение не только не способствует развитию, но и замедляет его.
Чтобы проверить теорию автономности процесса возрастного развития, Выготский предложил использовать новый подход в образовании. Он полагал, что уроки необходимо упразднить, предоставив детям возможность самим выбирать, что они хотят изучать. Такой подход практиковался в ряде школ, но он показал отрицательный результат. Дети, которые самостоятельно выбрали предметы для изучения, не отличались высокими интеллектуальными способностями. Наоборот, чаще они отставали от сверстников.
Выготский и его последователи убеждены, что это только первый этап исследований и его результат нельзя считать окончательным провалом теории самообучения. Необходимо больше исследований, чтобы проработать версии об отличиях развивающего свободного общения и организации взаимодействия детей в коллективе.
Классификация
Классификация психологических новообразований связана с возрастными периодами. Основным считается возрастная линейка, предложенная Элькониным:
Значение в развитии индивида
Если у человека нет возможности вовремя попасть в подходящие условия для развития ведущей деятельности, шансы на появление новообразования снижаются. Дети, с которыми редко разговаривают, учатся произносить звуки гораздо медленнее. Они могут не заговорить.
В возрасте 5 лет ребенок может освоить любой язык, повторить любые звуки. К 10 годам эта способность теряется, и дети, выросшие вдали от родной культуры, никогда не заговорят на родном языке полноценно. Взрослым изучение языка дается труднее. Некоторые звуки человек не может ни различить, ни произнести. Поэтому ключевое значение для благополучного развития имеет окружающая среда.
Методы изучения
В младенчестве и раннем возрасте развитие новообразований могут отслеживать родители. Каждый ребенок перед поступлением в детский сад должен уметь:
Проблематика
Возрастные изменения психики устроены так, что перескочить через один из них и перейти к следующему нельзя. Если ребенок не усвоил игровую деятельность, он не сможет перейти к учебной, потому что в психике нет основы для нее. Развитие можно ускорять, но замедлять опасно.
Замедленное развитие и позднее появление новообразований приводит к тому, что человек постоянно отстает от других людей. Если за ним закрепляется ярлык «отстающего», это негативно влияет на самооценку. Попадая в коллектив, он сразу занимает позицию изгоя, даже не пытаясь претендовать на лидерские позиции. В детстве отстающий ребенок не имеет мотивации учиться. Отстающий взрослый не может реализовать себя в труде, работа становится для него наказанием, а не способом самореализации.
Для успешного жизненного сценария важно следить за периодизацией возрастных изменений ребенка и вовремя принимать меры, если было выявлено нарушение или отставание.
Узловые образования щитовидной железы: современные принципы диагностики и хирургического лечения
В данной статье описаны основные причины узловых образований щитовидной железы, механизм их образования. Основной акцент автора сделан на современные методы диагностики и лечения узловых образований щитовидной железы.
В последние десятилетия отмечается неуклонный рост числа пациентов с патологией щитовидной железы. Исследования, проводимые как у нас в стране, так и зарубежом, показывают, что истинного увеличения частоты эндокринных заболеваний не произошло, просто повысилось качество их диагностики. Сейчас каждый пациент может выполнить ультразвуковое исследование или сдать анализ для определения гормонов щитовидной железы. Зачастую УЗИ щитовидной железы проводится пациентам просто «заодно» с исследованием других органов. Улучшенная диагностика дает свой результат: по статистике у каждого второго- третьего жителя нашей страны есть признаки заболевания щитовидной железы. Между тем, повышения смертности от заболеваний щитовидной железы в последние десятилетия не отмечено.
Узлы щитовидной железы являются наиболее часто встречающимся видом патологии этого органа. Узлом называется участок, отличающийся по плотности или цвету при ультразвуковом исследовании от остальной ткани щитовидной железы и имеющий четкие границы. Если мы ощупываем железу и чувствуем в ней уплотнение с четкими границами- это узел. Если мы делаем УЗИ и видим светлое или темное пятно на фоне остальной ткани железы- это тоже узел. Увеличение обьема щитовидной железы, равно как и наличие в ней узлов, обозначается термином «зоб». О диффузном зобе говорят, когда ткань железы увеличена равномерно и не содержит никаких уплотнений. Узловым зобом называют ситуацию, сопровождающуюся появлением узлов в ткани железы. По современным данным, при ультразвуковом исследовании у 30-67% жителей Росси в ткани щитовидной железы могут быть выявлены узлы. В подавляющем большинстве случаев (95%) узлы эти являются доброкачественными, и только у 5% пациентов они представляют собой злокачественные опухоли. С возрастом частота выявления узлов возрастает. У детей узлы щитовидной железы- редкость, в то время как в возрасте 60 лет и старше до 80% людей имеют узлы. Но у детей и мужчин злокачественные узлы выявляются в 2 раза чаще, чем у взрослых и женщин соответственно. Соотношение мужчин и женщин примерно 1:10.
Узловые образования могут быть как доброкачественными (коллоидные узлы, фолликулярные аденомы, кисты и воспалительные заболевания щитовидной железы), так и злокачественными (рак щитовидной железы- папиллярный, фолликулярный, В-клеточный, медуллярный, анапластический и др).
Причины возникновения узлов
В настоящее время считается, что основной причиной возникновения узлов щитовидной железы является хроническая нехватка йода в пище. Йодная обеспеченность населения влияет на количество доброкачественных узлов щитовидной железы (так называемых коллоидных узлов). Часть узлов, в основном представленная опухолями, возникает после воздействия потока ионизирующего излучения на организм человека. Определенное значение имеет и наследственность. Известно, что у родственников пациентов с заболеваниями щитовидной железы вероятность выявления узлов повышена.
Механизм появления узлов
По механизму появления узлы щитовидной железы можно разделить на две основные группы- опухоли и «не-опухоли». Опухолевые узлы появляются из-за возникновения мутации в одной из клеток щитовидной железы (А, В, или С-типа). Причиной мутации является повреждение генетического материала клетки, находящегося в ее ядре. Это повреждение может быть вызвано радиацией, воздействием некоторых химических веществ (например, тяжелых металлов). В ряде случаев такие мутации могут передаваться по наследству. Доброкачественные опухоли, увеличиваясь, раздвигают окружающую ткань щитовидной железы. Увеличение опухоли приводит к атрофии ткани железы вследствие сдавления ее тканью опухоли. Клетки доброкачественного образования не приобретают способности к инфильтративному росту, т.е. проникновению между клетками щитовидной железы. Основным свойством злокачественных опухолей является возможность инфильтративного роста. Опухоль может врастать не только в щитовидную железу, но и в окружающие органы- трахею, пищевод, мышцы, сосуды.
Метастазирование происходит гематогенным и лимфогенным путем. Свойства опухоли напрямую зависят от типа клетки, в которой произошла мутация. А-клетки являются источником возникновения фолликулярных аденом и карцином, папиллярной карциномы, анапластичского рака, В-клетки (клетки Гюртля) дают начало Гюртле-клеточным аденомам и карциномам, а С-клетки- медуллярной карциноме щитовидной железы.
Современные методы диагностики
А. Осмотр: осмотр позволяет выявить увеличение щитовидной железы, асимметрию размеров долей, характерную для наличия узлов, увеличенных лимфоузлов, а также ряд других важных для диагностики признаков (нервозность и суетливость пациента, экзофтальм, характерный для тиреотоксикоза блеск глаз и т.д.). Важна информация о быстром росте выявленного узла, появление осиплости голоса, кашля, нарушений при глотании и дыхании.
Б. Ультразвуковое исследование (УЗИ) является следующим этапом диагностического процесса. В ходе исследования возможно выявление участков неоднородности в ткане щитовидной железы размером 2-3 мм. Чувствительность УЗИ значительно превышает возможности пальпации. Известно, что у 20-50% пациентов с одиночным узлом, выявленным при пальпации, УЗИ позволяет выявить дополнительные узлы. Важно при проведении УЗИ выполнить и доплеровское исследование, т.е. исследование интенсивности кровотока внутри узла. Основное предназначение УЗИ при обследовании пациентов с узлами- выявить тех, кому необходимо проведение ТАБ. По современным представлениям, образования размером меньше 1 см можно не подвергать дальнейшим исследованиям. Все узлы, диаметром 1 см и более- подлежат проведению исследования клеточного состава узла- тонкоигольной аспирационной биопсии (ТАБ). Никакие другие методы исследования, кроме биопсии, не позволяют надежно исключить злокачественность узла.
В. Тонкоигольная аспирационная биопсия. Методика исследования заключается в следующем. Под контролем УЗИ врач проводит пункцию (укол) в узел щитовидной железы щитовидной железы тонкой иглой, подсоединенной к пустому шприцу. После того, как кончик иглы оказывается внутри узла, врач несколько раз аспирирует (всасывает) содержимое узла шприцем. Затем игла извлекается и содержимое узла наносится на лабораторные стекла. Чаще всего производится 2-3 укола в разные участки узла для получения достаточного количества биологического материала и исключения возможности ошибки. Вся процедура занимает не боле 1 минуты и прекрасно переносится всеми пациентами. На место укола наклеивается стериальная наклейка и через 5-10 минут пациент может отправляться по своим делам. Через 2 часа после биопсии можно мыться, заниматься спортом и т.д.Результатом ТАБ является получение цитологического заключения, описывающего природу узла. В настоящее время, согласно современным классификациям, практически все цитологические заключения сводятся к 5 основным вариантам:1. «Коллоидный узел». Пунктированный узел является доброкачественным неопухолевым образованием. Признаков рака нет, как нет и вероятности «перерождения» узла в злокачественную опухоль.2. «Тиреоидит Хашимото» («Аутоиммунный тиреоидит». Пунктированное образование является участком воспалительных изменений в ткани щитовидной железы. Признаков злокачественного роста нет, ситуация совершенно благоприятна.3. «Фолликулярная опухоль». Ситуация подозрительна в отношении наличия злокачественного процесса в пунктируемом узле. Известно, что среди фолликулрных опухолей 85% представлены аденомами (т.е. являются доброкачественными), а 15%- карциномами. 4. «Папиллярная карцинома», «Медуллярная арцинома», «Плоскоклеточная карцинома», «Анапластическая карцинома», «Лимфома». Пунктированный узел является злокачественной опухолью. 5. «материал неинформативен». Подобные ответы составляют 4-5 % заключений. Проводят повторное исследование.
Г.Исследование крови на уровень гормонов. Для решения вопроса о состоянии функции щитовидной железы достаточно определения уровня тиреотропного гормона (ТТГ) в крови. При отклонении уровня ТТГ за пределы установленной нормы пациенту рекомендуют провести исследование уровня свободных фракций гормонов Т3 (трийодтиронина) и Т4 (тироксина) для уточнения диагноза. Также проводится определение титра антител к ткани щитовидной железы- антител к тиреопероксидазе (АТ к ТПО). Поышенный титр антитл свидетельствует о наличии у пациента аутоиммунной реакции, позволяет выявить некоторые заболевания щитовидной железы- аутоиммунный тиреоидит. Повышение уровня кальцитонина убедительно свидетельствует о наличии у человека медуллярной карциномы. Определение антител к рецептору гормона ТТГ- высокий уровень свидетельствует о наличии у человека диффузного токсического зоба.
Д. К дополнительным методам относится сцинтиграфия щитовидной железы с изотопами йода или технеция. Исследование помогает определить уровень накопления препаратов в ткани щитовидной железы и в узлах, и тем самым выявить участки, не накапливающие препарат, а значит не вырабатывающие гормоны, и другие- интенсивно накапливающие изотопы, в значит гормонально активные. Р-графия пищевода с контрастированием барием позволяет видеть контур пищевода, который может быть отклонен при сдавлении крупным узлом. КТ и МРТ шеи- изучение распространения увеличенной железы в грудную клетку при выявлении загрудинного зоба, лимфаденопатию грудной полости, показать сдавление пищевода или трахеи.
Хирургическое лечение пациентов с доброкачественными узлами проводится в следующих случаях
Оперативное лечение показано всем пациентам, получившим цитологическое заключение о наличии в исследуемом узле рака щитовидной железы или при подозрении на наличие злокачественной опухоли, т.е. при цитологической картине фолликулярной опухоли (в настоящее время не методик, позволяющих четко определить характер подобных узлов).
В радикальном лечении также нуждаются пациенты, страдающие диффузно- токсическим зобом (болезнь Грейвса), если через 1,5-2 года после курса медикаментозной терапии тиреостатиками возник рецидив тиреотоксикоза. В некоторых случаях операция назначается раньше: обьем щитовидной железы более 40мл, непереносимость лекарственных препаратов, планирование беременности.
При аутоиммунных тиреоидитах в оперативном лечении нуждаются пациенты с гипертрофической формой тиреоидита (зоб Хашимото), при которой происходит значительное увеличение обьма щитовидной железы, т.е. при развитии компрессионного синдрома- нарушение глотания и дыхания.
Злокачественные и доброкачественные новообразования
Опухоль (новообразование) – это патологический процесс, представленный новообразованной тканью, в которой изменения генетического аппарата клеток приводят к нарушению регуляции их роста и дифференцировки. Все опухоли делятся на злокачественные и доброкачественные новообразования.
Различия злокачественных и доброкачественных новообразований
Степень дифференцировки (зрелость).
Степень развития клеток называется дифференцировкой. Клетки доброкачественной опухоли очень похожи внешне и функционально на нормальные клетки (высокодифференцированные), хотя существуют некоторые минимальные отличия. Клетки злокачественных опухолей средне- или низкодифференцированные, они значительно отличаются по строению и функции от нормальных.
Характер роста.
Для доброкачественных опухолей характерен экспансивный рост. Они растут медленно, раздвигая и сдавливая окружающие ткани и органы. Злокачественные опухоли инфильтрируют окружающие ткани, прорастая в них, а также расположенные рядом нервы и сосуды.
Метастазирование.
Метастазы представляют собой вторичные (дочерние) опухоли, образованные отсевом из первичного очага (родительской опухоли). Этот процесс отсева называется метастазированием. Он осуществляется переносом клеток опухоли током крови или лимфы. Доброкачественные опухоли не метастазируют, это характерно только для злокачественных новообразований.
Рецидивирование.
Рецидивирование (повторное развитие после полного уничтожения или удаления) характерно только для злокачественных опухолей, а также для доброкачественных опухолей с основанием («ножкой»).
Влияние на пациента.
Как называются злокачественные и доброкачественные новообразования
Название злокачественной опухоли также определяется видом ткани, из которой она возникла. Например, злокачественная опухоль, развившаяся из эпителиальной ткани – карцинома. При довольно высокой степени дифференцировки удается установить более точно вид ткани, и поэтому названия будут указывать на ее происхождение более определенно: аденокарцинома – это злокачественная опухоль, развившаяся из железистой ткани) и т.п.
Злокачественная опухоль, развившаяся из соединительной ткани (за исключением крови и кроветворной ткани), называется саркома. Добавление слова «саркома» к названиям доброкачественных опухолей дает названия злокачественных опухолей, произошедшей из той же ткани. Например, миома — доброкачественная опухоль из мышечной ткани, а миосаркома — злокачественная опухоль из этой же ткани.
Кровь представляет собой один из видов соединительной ткани. Опухоль из кроветворной ткани, развивающаяся во всех кровеносной системе, называется лейкемией (лейкозом, гемобластозом). При локализации только в определенной части организма она называется лимфомой.
Если для злокачественной опухоли невозможно установить ткань, из которой она развилась (опухоль низкодифференцированная), то ее назовут по форме клеток: мелкоклеточный рак, перстневидно-клеточный рак и т.п.