Что такое нпд самозанятого
Самозанятость: исполнителям
Это первая часть большой статьи о самозанятости. В ней мы ответили на популярные вопросы исполнителей, например, нужно ли заключать договоры с заказчиками, можно ли совмещать с основной работой и где брать справку о самозанятости.
В чём суть самозанятости?
Чтобы понять суть самозанятости, нужно разобраться с терминами. В этой теме их три:
При этом в законе нет определения самозанятых, но по смыслу это те, кто получает доход без работодателя или бизнеса. Когда человек регистрируется как самозанятый, он как бы говорит налоговой: «Здравствуйте! Я тут иногда вяжу и продаю шарфы и хочу платить налоги, чтобы всё было легально». А налоговая ему: «Окей, спасибо, держите приложение, мы всё посчитаем сами и каждый месяц будем вам говорить, сколько нужно заплатить налогов».
Если упростить, самозанятость — это способ легализации доходов с простой регистрацией, небольшими налогами, без взносов и деклараций.
В каких регионах и до какого года можно стать самозанятым?
Самозанятость — это эксперимент правительства, и у него есть территория и сроки проведения:
Что будет с самозанятостью после 2028 года, пока неизвестно. Но в законе обещают, что в течение десяти лет эксперимента налоговые ставки для самозанятых расти не будут.
Какие ограничения?
У самозанятости есть три ограничения: годовой доход, наём сотрудников и виды деятельности.
Годовой доход самозанятого не должен превышать 2,4 млн рублей. При этом ограничений по доходу в месяц нет: можно заработать 2 млн рублей в январе, а остальные 400 000 рублей в течение года, и остаться самозанятым.
Наём сотрудников. Самозанятые не могут нанимать сотрудников по трудовым договорам. Но могут нанять кого-то в помощь по договору услуг.
Виды деятельности. Самозанятость подходит не для всех видов деятельности — есть шесть запрещенных:
С доставкой чужих товаров есть исключение: можно доставлять и принимать оплату, если с собой есть касса.
Подходит ли самозанятость для сдачи квартиры в аренду?
Самозанятость подходит, если человек сдает свою квартиру в аренду на длительный срок или посуточно. В законе так и написано:
«Профессиональный доход — доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества »
Деньги за долгосрочную или посуточную аренду — это и есть доход от использования имущества. Но в другой статье этого же закона говорится, что самозанятым запрещено заниматься перепродажей имущественных прав. Это значит, что получать доход от сдачи в аренду чужих квартир нельзя. Только со своих.
Можно ли совмещать с работой по трудовому договору?
Можно быть самозанятым и работать по трудовому договору, например, днем работать бухгалтером в серьезной организации, а по вечерам подрабатывать феей на детских праздниках как самозанятый.
С дохода по трудовому договору налог будет платить работодатель — 13% НДФЛ с зарплаты, а с доходов от подработок самозанятый оплачивает налоги сам.
Но при этом нельзя формально перейти на самозанятость, а фактически продолжать ту же работу по трудовому договору — за это работодатель рискует получить штраф.
Как оформить самозанятость?
Приложение «Мой налогов» в апсторе и гугл-плее
Чтобы оформить самозанятость, нужно зарегистрироваться в налоговой. Зарегистрироваться можно через приложение «Мой налог» или в личном кабинете налогоплательщика НПД.
Через приложение «Мой налог». Нужно скачать приложение на телефон и пройти регистрацию одним из трех способов:
В приложении регистрация выглядит так:
В личном кабинете налогоплательщика НПД. Зарегистрироваться как самозанятый можно через личный кабинет налогоплательщика НПД — это можно сделать на компьютере.
Для регистрации понадобится ИНН и пароль с сайта налоговой. Нужно зайти в личный кабинет, ввести ИНН и пароль и нажать кнопку «Зарегистрироваться».
Затем поставить принять соглашение об обработке персональных данных, нажать «Далее» и «Подтвердить».
Для ИП процесс перехода на самозанятость немного отличается: нужно зарегистрироваться в приложении или личном кабинете, а затем подать в налоговую уведомление об отказе от прошлого налогового режима, например упрощенки.
А иностранцам можно?
Иностранцы тоже могут зарегистрироваться как самозанятые, но не все, а только граждане Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии.
С ИНН и паролем иностранец может зарегистрироваться как самозанятый через личный кабинет налогоплательщика или приложение «Мой налог».
Кроме ИНН, пароля и паспорта, нужен будет российский номер мобильного телефона — это тот, который начинается с «+7». Без номера зарегистрироваться не получится.
Нужно ли самозанятым оформлять договоры с заказчиками?
Самозанятым нужно оформлять договоры с заказчиками — это требование закона:
Как заключать сделки — статья 161 Гражданского кодекса
«Сделки должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения:
Граждане — это и есть самозанятые. Чтобы им оказывать услуги ООО или ИП, нужно оформить письменный договор. Договор понадобится заказчику — для перевода денег с расчетного счета и подтверждения расходов, и исполнителю — для защиты от обмана.
Договор не обязательно разрабатывать с юристом, подойдет самый простой вариант — ДСА — договор-счет-акт в одном документе. Взять шаблон можно из нашей статьи.
Самый простой договор
Если же самозанятый оказывает услугу или продает что-нибудь не компании, а обычному человеку, например чинит кран соседу, договор не нужен. Закон разрешает не заключать письменные сделки между гражданами, если сумма меньше 10 000 рублей.
Нужна ли самозанятому касса?
Самозанятым не нужна касса. Они формируют и выдают чеки через приложение «Мой налог».
Исключение — если самозанятый доставляет чужие товары и принимает оплату, например подрабатывает курьером в зоомагазине. Тогда ему понадобится касса заказчика: магазин выдает свою кассу самозанятому, а тот через нее принимает оплату.
Но чтобы самозанятому принять оплату заказчика, касса не нужна.
Как и когда выдавать чеки?
Самозанятые формируют чеки в приложении «Мой налог». Чек нужно формировать в день оплаты: в день, когда клиент оплатил наличными или пришли деньги на карту, нужно зайти в приложение и нажать на кнопку «Новая продажа».
В приложении есть кнопка «Отправить», которой можно послать чек заказчику в любой мессенджер, по смс или на электронную почту. Еще чек можно распечатать, если отправить его себе, затем сохранить и вывести на принтер. Но это необязательно.
Как делать возврат и отменять чеки?
Если заказчик вернул товар, перевел больше денег, чем нужно, или в чек закралась ошибка, самозанятый может отменить чек и сделать возврат. Для этого в приложении нужно потянуть нужную продажу влево и нажать «Аннулировать».
После отмены приложение пересчитает налог так, будто этой продажи не было.
Сколько налогов платить и как?
Ставка, по которой самозанятые платят налоги, зависит от типа заказчика:
Например, если самозанятый получает 50 000 рублей от соседа за починку крана, он платит налог по ставке 4%, если от ООО «Петрушка» или ИП Петрова, по ставке 6%.
При регистрации самозанятый получает налоговый вычет — 10 000 рублей. Этим вычетом нельзя оплачивать налоги полностью, но он снижает ставку до 3% при получении оплаты от физлица и 4% — юрлиц и ИП. Вычет выдается и используется автоматически.
Чтобы заплатить налоги, самозанятому не нужно вести учет и заполнять декларации. Он лишь вбивает продажи в приложение, а всё остальное считается автоматически.
12-го-13-го числа следующего месяца приложение присылает уведомление с точной суммой налога. А заплатить нужно будет до 25-го числа.
Налог будут списывать со всех переводов на карту?
В социальных сетях и мессенджерах можно встретить страшилку: «Внимание! У самозанятых со всех поступлений на карту ФНС будет списывать налог автоматически! Срочно предупредите друзей». Это неправда.
Налог самозанятые оплачивают сами через приложение. Налоговая ничего с карт сама не списывает.
Что со взносами?
У самозанятых нет обязательных пенсионных, страховых или медицинских взносов. Но можно платить добровольные пенсионные взносы, чтобы увеличить стаж и размер пенсии. Сделать это можно через приложение «Мой налог».
Нужно зайти в раздел «Добровольное пенсионное страхование» и подать заявление.
Хоть взносы и добровольные, всё же есть правила: платить до 31 декабря текущего года и не больше максимальной суммы. Максимальная сумма считается по формуле:
Например, для Москвы расчет максимальной суммы добровольных взносов будет таким:
((8 * 20 589) * 0,22) * 12 = 434 839 рублей.
Минимальной суммы для добровольных взносов нет.
Где получить справку о самозанятости?
Справку о самозанятости можно получить в приложении «Мой налог». Нужно зайти в раздел «Прочее», затем «Справки» и нажать на кнопку «Сформировать справку о постановке».
Справка выдается в электронном виде, но приравнивается к бумажным справкам, которые дают в налоговой.
Нужно ли открывать отдельный счет в банке?
Самозанятые могут принимать оплату наличными и на обычную банковскую карту. Открывать специальный расчетный счет не нужно.
Теряют ли самозанятые пенсионеры право на индексацию пенсии?
Если пенсионер регистрируется как самозанятый и получает деньги с подработок, он не теряет прав:
Пенсионеры считаются работающими, только если их доходы подлежат обязательному пенсионному страхованию, а доходы самозанятых такому страхованию не подлежат. Поэтому самозанятые пенсионеры не считаются работающими и сохраняют право на индексацию пенсии и льготы.
Как перестать быть самозанятым?
Чтобы перестать быть самозанятым, нужно сняться с учета. Сделать это можно в приложении «Мой налог». Нужно выбрать в меню пункт «Прочее», затем «Профиль» и «Сняться с учета НПД».
Дополнительных заявлений никуда относить не нужно. Но важно заплатить те налоги, что накопились, пока человек был самозанятым, иначе налоговая насчитает пеню.
Читать в Деле
Даем кассу в рассрочку для легкого старта!
Всего от 2500р в месяц, встроенный эквайринг с комиссией от 1,35%
Кто такие самозанятые, как получить этот статус и что он дает
Ближе к Делу
Команда информационно-обучающего портала
В статье мы разберем: кто такой самозанятый и как им стать, кому подходит спецрежим и как грамотно вести деятельность, какими привилегиями можно будет воспользоваться.
Что такое самозанятость?
Самозанятыми называют тех, кто использует специальный налоговой режим «Налог на профессиональный доход» (НПД).
Этот налоговый режим предлагает выгодные ставки:
Кому подходит самозанятость?
НПД подходит как физическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям. Для того, чтобы перейти на него, нужно соответствовать нескольким условиям:
Зачем становиться самозанятым?
Основная причина — это возможность легально вести бизнес: подтверждать доход, не бояться проверок ФНС и штрафов за незаконную предпринимательскую деятельность.
Самозанятость предпочитают альтернативам, так как:
Сравним условия НПД с ИП на УСН
ИП на УСН | Самозанятый (режим НПД) | |
Регистрация | Очно с госпошлиной 800 рублей, либо через интернет бесплатно. Срок регистрации — 3 рабочих дня | Бесплатно.Срок регистрации — 6 дней |
Лимит годового дохода | 150 млн рублей | 2,4 млн рублей |
Сотрудники | До 100 человек | Нельзя нанимать |
Налоговая ставка | 6% | 4% — доходы от физлиц, 6% — доходы от юрлиц и ИП |
Страховые взносы | Обязательны на ОПС и ОМС | По желанию |
Работа по найму | Разрешена | Разрешена |
Онлайн-касса | Обязательна, если есть покупатели — физ.лица и деятельность не позволяет работать без кассы | Не требуется |
Налоговый учет | Нужно заполнять книгу учета доходов и расходов, раз в год сдавать декларацию | Не требуется |
Налоговые вычеты | При УСН ежегодный вычет на сумму взносов ОПС и ОМС | Один вычет 10 000Р до достижения лимита |
Как стать самозанятым?
Процедура регистрации займет пару минут. Необходимо:
Как вести деятельность и платить налоги?
Самозанятому для всех взаимоотношений с ФНС достаточно приложения. После регистрации в нём можно:
В том же приложении можно смотреть статистику, проверять задолженность, получать уведомления от ФНС и оплачивать налог. Подробности, как стать самозанятым в ВТБ, и ответы на частые вопросы по налогу на профессиональный доход можно найти по ссылке.
Как стать самозанятым в 2021 году?
В 2017 году появился новый термин — самозанятые граждане. Эти удивительные люди могут не открывать ИП, но при этом оказывать услуги другим физическим и даже юридическим лицам. Давайте разберемся, что это за люди, что это им дает и как это вообще работает.
Кто такой самозанятый?
Это лица, которые не имеют своего работодателя и начальства. У них нет наемных работников или руководителей, они трудятся самостоятельно. Они занимаются мелкой торговлей или оказывают услуги населению и компаниям любого размера.
Эти люди занимаются профессиональной деятельностью, от которой получают доходы и платят налоги государству. Видов такой деятельности много. Вот некоторые виды деятельности самозанятым:
Если в 2017 году это начиналось, как эксперимент, то к середине октября 2020 года налоговый режим для самозанятых стал действовать по всей стране. Раньше люди искали информацию, в каких регионах можно стать самозанятым, нужно было иметь хотя бы одного клиента из регионов, где действует этот режим. А теперь это возможно в любом регионе страны и даже некоторым людям из других стран.
Стать самозанятым может любое физическое лицо и даже индивидуальный предприниматель, если он решил поменять свой статус и перейти на другой налоговый режим.
Как это работает?
Все настроено максимально просто. Сначала человек скачивает приложение и проходит регистрацию в нем в качестве самозанятого. В конце регистрации он получает сообщение о том, что он успешно стал самозанятым. Все остальные действия он выполняет через приложение «Мой налог». Не нужно никуда ехать и ничего сложного делать. Никаких заявлений, очередей и визитов в налоговую. Просто приложение, в котором теперь отмечать доходы и выплачивать налоги.
Процесс работы тоже прост:
Что это дает?
Создание режима самозанятых несет в себе множество плюсов:
Кроме того, многие компании охотнее работают с самозанятыми, потому что в этом случае снижается их налоговая нагрузка. Работать с самозанятыми им выгоднее и проще.
Самозанятому не нужен расчетный счет, не придется предоставлять налоговую деклараацию, не требуется касса, можно совмещать с основной работой.
Кто может стать?
Стать самозанятым гражданином может любое лицо, которое ведет деятельность на территории РФ. Также могут стать самозанятыми иностранные граждане из Беларуси, Киргизии, Казахстана и Армении, если у них в России есть клиенты. Им разрешается менять налоговый режим на тех же условиям, что и гражданам РФ.
Начиная с октября 2020 года, стать самозанятым можно в любом регионе страны.
С какого возраста
Самозанятым может стать любой гражданин как в возрасте от 18 лет, так и в период с 14 до 18 лет, если он выполняет одно из условий и не является ИП.
Кто может стать самозанятым в 14-18 лет:
Как принимать платежи?
Принимать платежи самозанятый может на любую карту, которая у него есть. Можно получать деньги от клиентов даже на карту, куда приходит зарплата с основной работы.
Многие банки на данный момент предлагают открыть у них счет, чтобы быть самозанятым. На самом деле это не связанные понятия. Расчетный счет понадобится при работе с определенными компаниями. Если физлицо планирует просто собирать давать уроки игры на скрипке или продавать торты собственного изготовления обычным гражданам, то ему такой счет не понадобится.
Как стать самозанятым?
Давайте разберемся, как стать самозанятым через Госуслуги и приведем пошаговую инструкцию.
Это самый простой способ. После того, как приложение «Мой налог» будет установлено на мобильный телефон, в него нужно войти. Откроется окно, в котором нужно выбрать способ регистрации и авторизации. Через портал «Госуслуг» это последний, но самый быстрый и простой среди них.
Нужно просто нажать на него. Затем понадобится ввести стандартные данные, которые обычно вводятся при входе на сайт «Госуслуги» — СНИЛС или номер мобильного телефона и пароль.
Дальше регистрация будет полуавтоматической. После подтверждения собственных данных, мобильного телефона и согласия с условиями регистрации, гражданин будет сразу же поставлен на учет как самозанятый.
Плюсы и минусы
С момента появления нового налогового режима у него есть сторонники и противники, ведь отрицательные стороны есть у всего. Давайте подробнее разберемся, в чем особенности этого метода работы.
В чем достоинства самозанятости:
Закон о самозанятых: что нужно знать в 2021 году
27 ноября 2018 года президент подписал пакет законов, определяющих принципы налогообложения для самозанятых граждан. Кто такой самозанятый, какие есть ограничения и кто им не может стать? Какие налоги платит самозанятый? В каких случаях самозанятому понадобится статус ИП, и как при этом сохранить налоговый спецрежим самозанятого. Обо все этом расскажем в этой статье.
Кто такие самозанятые?
Самозанятыми называют тех, кто работает «сам на себя». Закон о самозанятых прежде всего был принят для того, чтобы вывести из тени эту категорию граждан и дать им выгодные условия для легального бизнеса. Кроме очевидной необходимости не нарушать закон, самозанятый гражданин теперь может официально подтверждать свои доходы от ведения бизнеса, например, для того чтобы получить кредит.
На момент принятия закона о самозанятых, граждан, работающих “на себя”, в России насчитывалось около 16 миллионов человек.
Закон о самозанятых предусматривает более мягкие условия ведения бизнеса для этой категории граждан. Например, ниже налоговая ставка, и в отличие от индивидуальных предпринимателей самозанятым не надо представлять налоговую отчетность в ФНС. Учет прибыли, документация и отправка данных в ФНС осуществляется в специальном официальном приложении «Мой налог».
Стать самозанятым гражданином может не каждый. Об ограничениях и условиях речь пойдет дальше.
Кто, согласно закону, может зарегистрироваться как самозанятый
Зарегистрироваться как самозанятый и воспользоваться специальным режимом налогообложения вы можете, если вам исполнилось 16 лет и для вашей деятельности выполняются следующие 4 условия:
Вы работаете или оказываете услуги самостоятельно, то есть вы продаете товары собственного изготовления или самостоятельно оказывает трудовые услуги.
Вы ведете деятельность один, у вас нет наемных работников, и вы никого не привлекаете в помощники по трудовому договору.
Ваш вид деятельности не относится к запрещенным к этому статусу. Перечень отражен в Законе от 27.11.2018 N 422-ФЗ Статья 4, и далее мы подробно рассмотрим его.
Ваш доход составляет не более 2,4 млн рублей в год. Причем соблюдать равномерное распределение этой суммы по месяцам закон не обязывает.
Кому подойдет такой вариант работы? Работающим без договоров репетиторам и няням, мастерам по вызову, парикмахерам и мастерам маникюра, изготовителям и реализаторам собственной продукции (например, кондитер на дому) и так далее. Список профессий для самозанятых гораздо обширнее представленных здесь кратких примеров.
Гражданину, который зарабатывает тем, что помогает своим соседям ухаживать за огородом, собирать урожай, придется оформлять статус самозанятого. А вот если помощь безвозмездная или не носит системный характер для заработка, это делать не придется.
Если вы работаете или оказываете услуги посредством сети интернет, удаленно, и охватываете несколько регионов, вы можете выбрать только один регион присутствия, и указать его при регистрации.
При этом, вы вправе перейти на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД) находясь как в статусе физического лица, так и в статусе ИП (индивидуального предпринимателя). И при некоторых видах деятельности самозанятому придется оформлять ИП по требованию закона.
Обратите внимание, что льготы, ставки налогов для ИП на НПД такие же, как для физлиц в статусе самозанятых. Далее подробно про это расскажем.
Кто не может быть самозанятым
Зарегистрироваться в качестве самозанятого лица и использовать налоговый спецрежим у вас не получится, если ваша деятельность входит в список видов деятельности, отраженных в статье 4 закона N 422-ФЗ от 27.11.2018 г..
Воспользоваться специальным режимом налогообложения не получится, если ваша деятельность относится к:
Реализации подакцизных и маркируемых товаров;
Перепродаже товаров и прав на них, за исключением тех, которые использовались в личных целях;
Добыче и реализация газа, нефти, угля, торфа и прочих полезных ископаемых;
Услугам доставки, когда прием платежа происходит в пользу иных лиц (кроме случаев, когда продавец выдает ККТ-чек);
Продаже транспортных средств, недвижимости;
Сдаче в аренду нежилых помещений;
Предоставлению услуг нотариуса, арбитра и прочей лицензируемой и регулируемой иными законами деятельности.
В этих случаях предпринимателю будет необходима регистрация ИП и использование налоговых режимов и налоговых ставок для индивидуальных предпринимателей.
Важно отметить, что если профессиональная деятельность не отнесена к запрещенной для самозанятых, можно считать ее разрешенной и подать документы на регистрацию в качестве самозанятого в ФНС.
Налоги для самозанятых
Налог, который предусмотрен для самозанятых, называется «Налог на профессиональный доход» или НПД.
Давайте разбираться, как рассчитываются налоги для самозанятых, нужно ли платить обязательные взносы в страховые фонды, где получать социальную помощь, и как, собственно, заплатить налоги для самозанятых.
Ставка налогообложения самозанятых зависит от их заказчиков. Например, при работе с юрлицами это 6% от суммы заработка, а вот если самозанятый оказывает услуги физлицам, то всего 4%.
Другие налоги с этого дохода не платятся, за исключением НДС при ввозе товара на территорию России. Самозанятые освобождаются от уплаты НДФЛ, а ИП, перешедшие на НПД – от НДС.
Страховой пенсионный взнос в данный налог не входит: самозанятые могут вообще ничего не отчислять в пенсионный фонд. В этом случае самозанятые могут рассчитывать только на социальную пенсию по достижению старости и на то количество пенсионных взносов, которые они внесли в фонд добровольно.
Отдельных взносов в фонд обязательного медицинского страхования не требуется – он уже включен в налог, и медицинскую помощь самозанятый будет получать в полном объеме.
Лицо, зарегистрированное как самозанятый гражданин, может параллельно работать по трудовому договору, однако во избежание массовых увольнений текущих сотрудников запрещено оказывать любые услуги бывшим работодателям или заказчикам по ГПХ в течение двух лет после увольнения.
Самозанятые не освобождаются от взносов за имеющиеся у них соответствующие объекты налогообложения и продолжают платить:
имущественные налоги (на недвижимость, землю, транспорт);
налоги за пользование водными объектами;
Самозанятые и ИП на НПД освобождены от подачи налоговых деклараций в ФНС.
При отсутствии дохода в течение налогового периода у самозанятого нет никаких обязательных, фиксированных или минимальных платежей. А сумма налога менее 100 рублей переходит в следующий расчетный налоговый период.
Налог считается с доходов, при этом уменьшать доходы на расходы нельзя. Например, человек заработал 50 000 рублей в месяц. Из дохода он потратил на ведение бизнеса 10 000 рублей. Налог все равно рассчитывается с 50 000 рублей:
Услуги оказывались юрлицу. Налоговая ставка 6%. Расчет налога: 50 000 x 6% = 3000 руб.
Услуги оказывались физлицу. Налоговая ставка 4%. Расчет налога: 50 000 x 4% = 2000 руб.
Услуги оказывались юрлицу и физлицу. Налоговая ставка 6% и 4% соответственно. Расчет налога: 30 000 x 6% = 1800 руб. и 20 000 х 4% = 800 руб. Итоговый налог: 1800 руб. + 800 руб. = 2600 руб.
Налог рассчитывается автоматически в приложении «Мой Налог» от ФНС России. Уплата налога осуществляется там же. Есть вариант подключить ежемесячный автоплатеж.
Налоговый вычет для самозанятых
Зарегистрированным самозанятым полагается единовременный налоговый вычет: сумма вычета составляет 10 000 рублей. Естественно, получить эти средства на руки самозанятый не сможет. Этими средствами будут гаситься ежемесячно начисленные налоги. Какой процент налога будет погашен, приложение рассчитает автоматически. Получить такой налоговый вычет можно один раз в жизни.
Из-за сложной ситуации с вирусной инфекцией, в 2020 году всем самозанятым был предоставлен дополнительный «налоговый капитал» в размере одного МРОТ (12 130 рублей). Этот дополнительный налоговый бонус прибавлялся к основному налоговому вычету в течение 2020 года, и автоматически применялся для полной уплаты налога на профессиональный доход, а также для уплаты задолженности и пени. С 2021 года бонус не действует, и новых бонусов не предусмотрено.
Исключение — молодые люди от 16 до 18 лет, которые регистрируются в качестве самозанятых с 1 января 2021 года. Они получают дополнительный налоговый вычет в размере 12 130 рублей. Суммарный вычет для них составит 22 130 рублей.
О том, как стать самозанятым и платить НПД читайте в нашей статье.
Самозанятый гражданин или самозанятый ИП?
На НПД могут работать и ИП, если ИП соответствуют тем же условиям, которые мы описали выше, то есть не имеют наемных работников, работают и оказывают услуги самостоятельно, их годовой оборот не больше 2,4 миллионов и т.д.
Все условия по уплате налогов для ИП на НПД такие же, как и для самозанятого физлица. Им также не нужна онлайн-касса, и все свои продажи они также проводят через приложение «Мой Налог». Есть дополнительно ограничение — налог на профессиональный доход не может быть совмещен с другими системами налогообложения.
В каких случаях самозанятому понадобится статус ИП?
В ряде случаев недостаточно быть просто самозанятым плательщиком НПД. Необходимо иметь еще и статус ИП. Связано это прежде всего с видом деятельности.
Есть виды деятельности, требующие специальных разрешений, которые априори выдаются только предпринимателям.
Например, это относится к такси, потому что разрешение на деятельность по перевозке пассажиров физлицам не выдается.
Есть и другие виды лицензируемые виды деятельности, вести которые самозанятые могут только будучи ИП (полный перечень лицензируемых видов деятельности можно посмотреть в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).
Примеры: монтаж пожарной сигнализации, медицинские услуги (например, лечебный массаж). А вот получать лицензию на обучение, если этими услугами занят лично ИП, не нужно. К примеру, можно вести обучение детей рисованию или проводить коучинг для взрослых.
Основные отличия ИП и физлица в статусах самозанятого
ИП может подключить эквайринг и принимать оплату банковскими картами. То есть поставить терминал, и клиент привычным способом будем прислонять карточку к этому терминалу. А вот у самозанятого не получится заключить договор с банком на открытие эквайринга — банк не открывает расчетные счета на эквайринг физлицам. Поэтому принимать платежи самозанятый может только наличными или обычным переводом с карты покупателя на свою карту через приложение банка.
В ряде случаев самозанятый-физлицо может получить отказ в предоставлении услуг. К примеру, захочет арендовать кабинет в офисном здании у организации, которая работает только с юрлицами и ИП по безналичному расчету. Если ООО заключит с самозанятым-физлицом договор аренды и будет получать от него оплату (не важно банковским переводом, наличными или как-то еще), то компании придется приобрести онлайн-кассу. Делать это ради одного клиента она вряд ли станет.
Если есть вероятность превысить лимит по обороту, ИП сможет быстро изменить налоговый режим на более подходящий. А вот самозанятому придется сначала пройти процедуру регистрации ИП, которая займет время.
У ИП есть возможность покупать на выгодных условиях товары в магазинах, которые работают только с ИП и юрлицами.
Как самозанятому работать с заказчиком, который является юридическим лицом
Юридическим лицам выгодно работать с официально зарегистрированными самозанятыми, т. к. платить налоги за свои доходы обязан сам самозанятый. В то время как при работе с физлицом по трудовому договору или договору ГПХ, компания платит за работника 13% НДФЛ и страховые взносы.
Для урегулирования гражданско-правовых отношений сделки, самозанятому рекомендуется оформить договор с юрлицом. Это доказательство факта сотрудничества и страховка на разные случаи, например, исполнитель откажется вам выплачивать положенную сумму денег.
Специальной формы для этого 422-ФЗ не предусматривает, поэтому ФНС советует руководствоваться нормами гражданского законодательства. За основу можно взять любой договор ГПХ. Чтобы налоговая не определила данный договор как трудовой, обязательно надо указать, что исполнитель — самозанятое лицо и заказчик освобождается от уплаты за него налогов и взносов.
Договор между юрлицом и самозанятым может быть устным (согласно ст. 159 п. 2 ГК РФ), если услуга оказывается немедленно. Подтверждение договора в этом случае — оплата услуги.
Акт выполненных работ оформлять не требуется, чек приравнивается к акту выполненных работ и свидетельствует о том, что вы выполнили работу.
Где встать на учет и зарегистрироваться в статусе плательщика налогов самозанятого?
Чтобы перейти на НПД, самозанятому необходимо зарегистрироваться в качестве плательщика НПД в приложении «Мой налог» и в течение месяца уведомить ФНС о переходе на другой спецрежим лично, по почте или в кабинете налогоплательщика.
Подробно об этом мы написали в статье «Как стать самозанятым».
Господдержка самозанятых в 2021 году
Согласно постановлению Правительства РФ от 29.09.2020 № 1563 самозанятые получили меры поддержки, предназначенные ранее только для субъектов МСП.
Что стало доступно самозанятым:
Получение микрозайма для бизнеса по льготной ставке, не более 1,5 размера ключевой ставки Банка России, в размере до 1 млн рублей сроком на 3 года.
Регистрация (бесплатная или на льготных условиях) на электронных торговых площадках. Доступ к льготной аренде государственного и муниципального имущества.
Аренда оборудованных рабочих мест в бизнес-инкубаторах и коворкингах.
Получение компенсации по арендным платежам за использование частных площадей.
Возможность пользоваться информационно-консультационными и образовательными услугами.
Получение микрозайма от 50 тыс. до 500 тыс. рублей под 6% годовых сроком на 2 года.
Нужна ли онлайн-касса для самозанятых в 2021 году
Онлайн-касса не нужна и для физлиц и для ИП на НПД. Все операции по созданию и предоставлению чеков осуществляются через приложение «Мой налог», в котором регистрируются самозанятые.
Этот вопрос мы подробно рассмотрели в статье «Закон о самозанятых: кому нужны онлай-кассы».
Уточнить, нужна и вам онлайн-касса вы можете у нашего специалиста. Оставьте заявку, мы с вами свяжемся в ближайшее рабочее время. Консультация бесплатная.
За что могут штрафовать самозанятых?
Закон о самозанятых очень лоялен к самозанятым, и дает очень широкие возможности избежать штрафов, связанных с осуществлением деятельности. Но всё-таки случаются ситуации, в которых штрафовать самозанятых придется.
Для того чтобы не платить штрафы, нужно четко помнить: чек должен быть оформлен и передан заказчику в момент расчета, неважно, платит ли клиент наличными деньгами или использует для расчетов банковскую карту. При расчетах в безналичной форме (например, перевод денег со счета заказчика на карту самозанятого) чек должен быть сформирован и отправлен заказчику в электронном виде не позднее 9 числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты. Такой чек формируется в приложении «Мой Налог».
Что делать, если вы забыли внести сумму и выдать чек? В мобильном приложении «Мой Налог» можно в любое время указать фактическую дату осуществления расчета, даже если такая дата уже прошла. Этот расчет будет автоматически включен в сумму налога в следующем налоговом периоде.
Нарушение налогоплательщиком установленных Федеральным законом самозанятых порядка или сроков передачи в ФНС данных о произведенном расчете, связанном с получением дохода от реализации товаров, работ или услуг наказывается штрафом в размере 20 % от суммы такого расчета. Если такое нарушение повторяется в течение шести месяцев, будут взысканы суммы штрафов в размере полной суммы такого расчета.
Нужно отметить, что из-за возможных сбоев в приложении «Мой Налог» никаких санкций не последует. Эта ситуация описана и закреплена в тексте закона. Если в мобильном приложении «Мой Налог» вдруг произойдет массовый сбой, и из-за этого не получится передать чек или заплатить налог, то все можно сделать после того, как сбой устранят, например, на следующий день.
МТС Касса предлагает начинающему предпринимателю целый пакет услуг
Если по ряду причин вы не можете оформить налог на профессиональный доход вам понадобится онлайн-касса.
МТС Касса — удобное решение для малого бизнеса.