Что такое нравственное преступление литература

Преступление как нарушение законов морали аргументы М. Горький «Старуха Изергиль», А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Что такое преступление? Это не только различные деяния, нарушающие закон, но и унижение других, предательство своих идеалов, различные поступки, которые не соответствуют моральным устоям. В рамках данной темы я хочу рассмотреть преступление как нарушение законов морали.

Одним из наиболее ярких примеров при раскрытии данной темы можно считать рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». «Легенда о Ларре» — первое предание в произведении, о котором узнаёт читатель. Сын орла и девушки получил имя «Ларра» от жителей племени, оно значило «отверженный», «выкинутый вон».

Нарушения законов морали прослеживаются и в действиях Алексея Ивановича Швабрина из романа

А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Во время бунта Емельяна Пугачёва у каждого человека был выбор — остаться «служить» императрице Екатерине II и принять казнь от бунтовщика или «присягнуть самозванцу». Из страха пред смертью Швабрин преступил присягу, забыл об офицерской и дворянской чести и долге. Это и являлось «преступлением собственной чести». Так же, как и у Ларры из произведения М. Горького, это было не единственным преступлением Швабрина: он похитил Машу Миронову, чтобы насильно сделать её своей невестой; из мести оклеветал Петра Гринёва. Эти противозаконные поступки показывают Алексея Швабрина эгоистичным и чёрствым человеком, который заботится только о своём благосостоянии (те же качества проявляются и в характере Ларры). Его наказанием было отторжение обществом и осуждение со стороны читателей.

Таким образом, преступление можно рассматривать не только как противозаконное деяние, но и моральное предание себя и окружающих. Важно помнить, что каждый наш поступок имеет последствия.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Тема преступления и наказания (греха и покаяния) в произведениях русских классиков

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Районная научно – практическая конференция школьников

«Первые шаги в науку»

Направление: гуманитарных дисциплин

Название работы: Тема преступления и наказания (греха и покаяния) в произведениях русских классиков

Место выполнения работы:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 3 г. Светлоград

Постникова Е.А., учитель русского языка и литературы

Вступление. Тема преступления и наказания является актуальным и поддерживаемым человечеством вопросом на протяжении многих столетий.

Основная часть. Тема преступления и наказания (греха и покаяния) в произведениях русских классиков.

Разные виды преступления современного общества: социальное, нравственное, экологическое (в рассказе В.П.Астафьева «Людочка»).

Заключение. Соотношение греха в христианском понимании с понятием «преступление» и степень осознания своей греховности преступником – главный вопрос русской литературы ХIХ и ХХ веков.

Список использованных источников

Объект исследования : мотив преступления и наказания в русской классической литературе

Предмет исследования : произведения русских классиков.

Цель работы : исследовать развитие мотива преступления и наказания в произведениях русских классиков.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задачи:

Установить и проанализировать причины возникновения преступления (социального, духовного, экологического) в произведениях разных эпох

Объяснить позицию автора при выборе наказания (юридического, физического, нравственного)

Выяснить, как реализуется тема преступления и наказания в произведениях русских классиков;

Исследовать, как соотносятся между собой преступление и наказание в структуре произведений;

Метод: Проблемно-тематический сопоставительный анализ, затрагивающий наиболее общие, проблемные переклички между различными текстами.

Обращение к «вечным» мотивам русской классики позволяет раскрыть еще одну важнейшую область литературных связей, составляющих своеобразную образно-тематическую «вертикаль». Переходя из произведения в произведение, тот или иной мотив обогащается новыми смысловыми оттенками, усиливающими его звучание.

В произведениях русских классиков происходило становление художественной и нравственной основы концепции преступления и наказания. Эта проблема из-за своей глобальности и важности находилась, находится, и еще очень долго будет находиться на вершине научного осмысления.

В данной работе основное внимание уделяется рассмотрению особенностей идейно-нравственного содержания мотивов преступления и наказания. Обращение к этой проблеме определяет и актуальность работы.

Гипотеза: Если проанализировать мотив преступления в произведениях русских классиков, то можно выявить, что каждом конкретном случае общий исходный мотив получает своеобразное художественное решение, но в конечном счете подводит читателя к важнейшему нравственному итогу, объединяющему авторские точки зрения, во многом сводящиеся к формуле Ф. Достоевского из знаменитой речи о А. Пушкине: «Смирись, гордый человек!»

Слово «преступление» происходит, по В.И.Далю, от глаголов «преступать» и «переступать» (т.е. «нарушать, выходить из пределов законов, прав своих, власти»), а толкуется «преступление» («преступание») как «самое дело, проступок в грехе, беззаконие, поступок, противный закону».

Тема преступления и наказания является актуальным и поддерживаемым человечеством вопросом на протяжении многих столетий. Эту тему раскрывали многие русские и зарубежные писатели. Она являлась зерном размышлений таких авторов, как Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание»), М.А. Булгаков («Мастер и Маргарита»), О.Уайльд («Портрет Дориана Грея»), А.Камю («Посторонний»), Р.Брэдбери («Наказание без преступления»). Здесь речь идет не только о наказании физическом или наказании по закону, но и о наказании нравственном, наказании совести. Каждый из авторов при рассмотрении этой темы пытался проанализировать и понять, что приводит человека к совершению преступления, заложено ли это в самом человеке от природы или преступление совершается вне зависимости от личности, а только под влиянием каких-то определенных обстоятельств.

В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский «не даёт возможности читателю оставаться только в формально фактическом плане совершенного преступления. Он переводит его в план мира совести… в моральный план». Преступление Раскольникова – в «мысли», предавшей его душу дьяволу. «Реальное преступление является неотвратимым следствием преступления мысленного, куда более страшного. Преступление – в неполноте веры. И все последующие события – расплата за это». Наказание Раскольникова в оторванности от мира, от людей, в муках истерзанной совести, в богооставленности.

М.А.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» по-своему раскрыл тему преступления и наказания, наказывая циничных и бездуховных обывателей руками могущественного и фантасмагоричного персонажа Воланда и его «потусторонней» свиты. Воланда нельзя охарактеризовать как героя, несущего человечеству чистое зло, так как он играет роль не только «повелителя темного мира», но также и вершителя правосудия над людьми, могущественного, но наказывающего людей только грешных, духовно пустых и не имеющих веры в сердце. Воланд и его свита призваны раскрывать человеческие пороки, замаскированные под внешним обликом благопристойности и вежливости. Здесь наказание духовное – это обречение человека на вечное одиночество, неупокоение души (как в случае с прокуратором Иудеи Понтием Пилатом), либо, что еще хуже – небытие (наказание Берлиоза за материализм и бездуховность). Свита Воланда наказывает людей, доводя их до безумия.

В произведении Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» герой, совершивший не одно тяжкое преступление, понес в той же степени тяжкое наказание за свои грехи. Дориан нес свой обременяющий, не дающий покоя даже во сне, секрет вечной молодости всю свою жизнь. Ему приходилось видеть разложение собственной души и плоти, скрывать ото всех свою невероятную тайну, что приносило ему страшные мучения. Жизнь стала невыносима и противна Дориану. Человек, которому завидовали все, мечтал оказаться на месте любого из этих людей. И хотя молодой человек так и не раскаялся в своих грехах и не осознал тяжести своих преступлений, его жизнь, воплотившаяся наяву мечта, стала настоящим кошмаром.

В фантастической новелле Р. Брэдбери «Наказание без преступления» рассмотрена идея о наказании человека за преступление, не совершенное в действительности, но о котором помышлял главный герой, Джордж Хилл. Произведение является прямой ссылкой на роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Наказывается главный герой вынесением смертного приговора за тот факт, что он хотел совершить убийство и даже продумал все его детали, хотел насладиться и ощутить этот греховный момент, чтобы успокоить и залечить свою душу. Автор обвиняет его за это желание и считает, что это не менее тяжкое преступление, так как душа его уже отравлена этими мыслями.

Мы видим, что наказание нравственное во много раз тяжелее наказания физического и юридического.

Тема преступления и наказания (греха и покаяния) в произведениях русских классиков

Но даже в момент «чистосердечного признания» Раскольников еще не готов покаяться. Он является в контору и сознается в совершенном преступлении лишь под влиянием самоубийства Свидригайлова. С самого начала Раскольников и Свидригайлов показаны в романе как герои-двойники.

Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть. Эта героиня олицетворяет начало жалости для Раскольникова: «. Он вдруг увидел, что это приниженное существо до того уже принижено, что ему вдруг стало жалко. Когда же она сделала было движение убежать от страха, в нем что-то как бы перевернулось».

Как раскрывает тему преступления и наказания современная литература? Я решила проанализировать рассказ В.Астафьева «Людочка».

В рассказе В.П.Астафьева «Людочка» мы наблюдаем разные виды преступления современного общества: социальное, нравственное, экологическое. Эти преступления – вина нового испорченного, по мнению самого писателя, времени, которое подталкивает людей на грехи. Писатель поставил вопрос о нравственной ответственности общества за преступление, совершенное отдельной личностью. Одна из главных особенностей таланта Виктора Петровича – умение охватить проблемы, волнующие многих писателей: падение нравственности, распад деревни, рост преступности.

В. Астафьев в рассказе «Людочка» рассмотрел волнующие нас по сей день проблемы человека и человечества, неотделимые от нынешней реальности. Тема преступления и наказания раскрывается в изображении самой обыкновенной серой будничной жизни, без внедрения в нее потусторонних сил, как у Булгакова и Уайльда, где нет ярких контрастов в изображении жизни, неординарности и исключительной индивидуальности образа главного героя, как у Достоевского. Герои здесь самые обычные, представляющие собой отражение современных масс; типичные и, к сожалению, обыденные ситуации, заставляющие нас задуматься об устройстве настоящей жизни. Автор не дает имена почти всем своим героям, подчеркивая этим, что рассказ ведется не об исключительной ситуации, это общее представление автора о современных людях. Тем не менее, давая своей главной героине имя Людочка, автор подчеркивает, что имя не играет здесь никакой роли, так как это «удручающая обыденность» и «обезоруживающая простота». «Людочкой» в этой жизни может быть кто угодно. Данный рассказ входит в сборник В. Астафьева «Жестокие романсы», составляющий полную и ужасающую картину реальности окружающей жизни. Литературный критик Валентин Курбатов говорил следующее об Астафьеве: «Его добро, его любовь всегда были подернуты печалью, потому что он слишком знал этот народ и видел его до донышка, потому что сам был им… Жизнь в его рассказах так подробна, так изобильна…».

Уже с самого начала рассказа автор, описывая Людочку, сравнивает ее с «вялой, придорожной травой». Этим он указывает на духовную и физическую слабость девочки, изначально говоря нам о том, что она родилась неспособной к жизни. Людочка не смогла в одиночку справиться с навалившейся на неё бедой, решившись на самоубийство.

Не менее тяжело преступление нравственное. Это равнодушие Артемки-мыло, который струсил, побоялся помочь девушке. Равнодушие является тяжким преступлением против человека. Ведь именно равнодушие окружающих Людочку людей, равнодушие родителей и являлось причиной ее самоубийства. Девушка не смогла пережить холодного отношения окружающих, не стерпела одиночества и наложила на себя руки. Но равнодушной была и сама Людочка до той поры, пока беда не коснулась ее самой. Она поняла, что «в беде, в одиночестве люди все одинаковы». Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые. Им, живым, «не его боль, не его жизнь, им своё сострадание дорого, и они хотят, чтоб скорее кончились его муки, для того чтоб самим не мучиться». «…Теперь и самой ей предстояло до конца испить чашу одиночества, отверженности, лукавого людского сочувствия… Зачем она притворялась тогда, зачем?»

Город Астафьева – это символ бездушия и цинизма. Город равнодушен к проблемам других. Здесь каждый сам за себя и некому помочь, не на кого надеяться. Видеома отражает безразличие людей к нуждам страдающих. Они предпочитают не видеть чужого горя, чтобы самим не страдать. И Людочка для них словно невидимый призрак, бесплотный фантом. Все отвернулись от нее, отвернулись друг от друга. Люди идут вперед без оглядки, не думая, что кого-то оставили позади, за спиной, без защиты и помощи. Тревожный красный цвет отражает духовное состояние прохожих и указывает на всю трагичность ситуации. Все они одиноки, но никто не идет навстречу другому, никто не подает руки помощи. Люди окаменели душой, стали злы и черствы. Они словно сделаны из грубого камня, который не может испытывать сострадания и жалости. При таком образе жизни душа человека разлагается. Перед нами встает портрет, схожий с портретом Дориана Грея, который наглядно показывает мучительное и бесповоротное разложение души человека. Таким образом, современный город встает перед нашими глазами как место мрачное и холодное, где нет света Добра, Теплоты, Истины, Веры.

Равнодушие матери Людочка пережить не смогла: ведь дом, семья для каждого человека должны быть пристанищем души, это защита и опора в жизни. Люда не нашла этой опоры дома. В тяжелый час она не нашла там помощи и поддержки: «Мать не от суровости характера, а от стародавней привычки быть самостоятельной во всем не поспешила навстречу дочери, не стала облегчать ее ношу – пусть сама со своей ношей, со своей долей управляется…». Она была холодна со своей дочерью, холодна по натуре своей, как большая глыба льда, которая своим холодом может обжечь руку дотронувшегося до нее. Эта глыба льда как олицетворение заледеневшей, ко всему безразличной души матери. Лишь после смерти дочери она раскаялась, увидела свою долю вины в случившемся, за что потом просила прощение у Бога: «Я зла никому не делала и ее погубила не со зла.… Прости». Раскаяние, душевная боль – это нравственное наказание матери героини за равнодушие.

Физическое наказание Стрекача – это жестокая расправа отчима Людочки, который не верит в справедливость законов и неотвратимость наказания. Он вершит наказание своими руками так же, как и герой фильма С.Говорухина «Ворошиловский стрелок». Автор в рассказе ставит проблему, пока не разрешимую в современном обществе: возможно ли справедливое наказание? будут ли все равны перед законом? «У местного отделения УВД так и недостало сил и возможностей расколоть Артёмку-мыло». Будут ли на службе другие люди, в отличие от местного начальника, не захотевшего «портить положительный процент сомнительными данными»? Страшно, когда только физическое наказание может быть наиболее действенным.

В результате такой жизнедеятельности человека гибнет город. Гибель города – это деградация общества, его будущего в лице молодежи. Дискотека в парке – наглядный пример, показывающий, насколько молодежь городка опустилась, потеряла свой человеческий вид. Астафьев сравнивает танцплощадку с загоном, а находящихся в ней подростков – со стадом: «Со всех сторон потешался и ржал клокочущий, воющий, пылящий, перегарную вонь изрыгающий загон. Бесилось, неистовствовало стадо…. Музыка помогала стаду в бесовстве и дикости, билась в судорогах, трещала, гудела, грохотала барабанами, стонала, выла…». Автор не видит в этой массе людей. Описывая их, он не дает им пола, так как разницы между ними для него нет. Повторяет он этот прием несколько раз: «Одна особа, отдаленно похожая на женщину…», «…прохрипел с круга мужик не мужик, парень не парень…», «безластой курицей летающая, бьющаяся в решетку особь» …».

В.П.Астафьев следует традициям М.А.Булгакова, Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыков-Щедрина, используя мотив оборотничества для того чтобы показать духовно опустившихся, скатившихся до уровня животного состояния людей. Озверевшая молодежь на танцплощадке – это олицетворение опустившегося до уровня животных морального состояния города. Это будущее, которое строят себе люди, то новое поколение, которое они растят на смену себе. Это вина всего создавшегося общественного строя, которое порождает таких «стрекачей», преступников, творящих зло и бесправие.

Вымирают духовно не только города, но и деревни, а вместе с ними уходят в прошлое традиции, народная культура. Родная деревня Люды Вычуган – не единственный пример исчезающей деревни. Астафьев охарактеризовал Вычуган, назвав «небольшой угасающей деревенькой». Она, как догорающая свеча, доживает свои последние месяцы. Люди теряют веру. Вера угасла даже в деревнях, где жили старые люди, которые, казалось бы, и должны являться хранителями старой веры: если хотели креститься, то забывали, с какого плеча начинать, молитвы полностью ни одной не знали. Оставшиеся деревни встают перед нашими глазами как последние кадры старой пленки. Астафьев показывает одичавшую, умирающую деревню: «…задохнувшаяся в дикоросте, с едва натоптанной тропой, была в закрещённых окнах, с пошатнувшимися скворечниками, с разваленными оградами». Даже яблоня, растущая на всполье, «казалось, сама собой ободралась, облезла, как нищенка». Яблоня, будто живое существо, «нищенка», пострадавшая по воле судьбы; символический «памятник умирающей русской деревеньке», которая совсем иссохла и стала «словно крест с обломанной поперечиной на погосте». Автор не случайно приводит такое сравнение, еще раз подчеркивая плачевное положение деревень. Покидая свои деревни, люди разрывают связь между человеком и природой, забывают свои истоки, откуда произрастают их корни.

Гуманистическая мысль во все времена уделяла проблеме преступления и наказания большое внимание.

Над этим вопросом бьются лучшие умы человечества. В России эта проблема особенно обострилась во второй половине XIX века. Многие писатели-классики этого времени вслед за Ф. Достоевским, так и назвавшим один из лучших своих романов «Преступление и наказание», каждый по-своему обращались к поискам решения этой проблемы.

Как, какими путями вернуть далеко не худшую часть человечества на путь разумной трудовой деятельности, любви и братства? Где искать те «рычаги», которые помогли бы достижению этой благородной цели: в жестоких и унизительных наказаниях, убивающих «душу живу», или в проповеди любви к ближнему, доброте, отношении к падшим как к полноценной человеческой личности?

Русских писателей интересовало соотношение греха в христианском понимании с понятием «преступление» и степень осознания своей греховности преступником, а также наказание не только с юридической точки зрения, но и с христианской как справедливое возмездие за проступок в грехе, как суд Божий.

Таким образом, в произведениях русских классиков достаточно чётко прозвучала мысль о том, что кроме наказания юридического существует и наказание нравственное, которое определено Высшим судом и которое неизбежно наступает как возмездие за безнравственное поведение, грех, преступление.

Такое решение проблемы мы встречаем в произведениях многих русских писателей, и, в первую очередь, Ф.М.Достоевского и В.П. Астафьева.

Источник

Самопожертвование — сила характера или нравственное преступление? Аргументы В. Распутин «Уроки французского», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Самопожертвование — это готовность отдать всё, даже свою жизнь на благо других людей, не ожидая ничего взамен. Пожертвовать собой значит добровольно отказаться от собственных целей и ценностей для других. Пойти на такое готов далеко не каждый человек, для этого требуется сила духа.

Жертвуя собой, человек в первую очередь он думает о благополучии другого человека и о том, что он способен ему помочь. Он стремится к достижению благой цели, даже не всегда думая о возможных неприятных для себя последствиях.

Случается и так, когда человек совершает нравственное преступление в попытках помочь другим, делая хуже себе.

Принося себя в жертву, он может пойти против всех моральных принципов, таким образом совершая нравственное преступление — то, что будет порицаться обществом. Однако и для того, чтобы пойти на нравственное преступление, нужна сила характера, ведь не каждый человек способен переступить через себя ради другого.

Данную тему поднимали в своих произведениях множество иностранных авторов, не обошёл её стороной и

В. Распутин в рассказе «Уроки французского». Обыкновенная учительница Лидия Михайловна в сельской школе узнаёт, что мальчик играет на деньги из-за того, что ему не хватает на еду. Она начинает заниматься с ним французским в свободное от уроков время и пытается передать еду, но мальчик не берет из-за гордости и застенчивости. Тогда она предлагает сыграть с ней в азартную игру, и мальчик, посчитав этот способ заработка честным, соглашается и выигрывает. Директор, узнав обо всём, увольняет Лидию Михайловну. Она пыталась помочь мальчику, зная, что играть с ребенком на деньги запрещено, но всё равно пошла на это ради доброго дела, показав пример милосердия и проявив силу характера.

Ярким примером героини, совершившей самопожертвование, пойдя на нравственное преступление, является Соня Мармеладова из романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Из-за того, что у её семьи совсем не осталось денег, она пошла по «жёлтому билету». До этого Соня была целомудренной и доброй девушкой, но обстоятельства не оставили ей другого выхода. Поэтому, какой бы непристойной для общества ни была выбранная ею профессия, девушка достойна уважения из-за проявленной силы духа, ведь пошла она на это ради своих близких людей.

Таким образом, самопожертвование — это всегда проявление силы духа и характера, даже если человек совершает нравственное преступление.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Преступление и наказание как явление социальное и нравственное аргументы А. П. Чехов «Смерть чиновника», Х. Ли «Убить пересмешника» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Преступление и наказание как явление социальное и нравственное можно рассматривать с нескольких сторон. Во-первых, почему человек решает переступить через нормы, принятые в обществе? Что толкает его пренебречь собственными границами допустимого и совершить неправомерный поступок? Во-вторых, к каким последствиям приводит то или иное деяние, всегда ли преступление ведёт за собой наказание? Или зло может оказаться безнаказанным, а значит, дозволенным? И в целом, что такое преступление и наказание? Чтобы ответить на эти вопросы, стоит обратиться к литературным произведениям.

В качестве первого произведения хочется вспомнить рассказ А.

Другим примером является произведение Х. Ли «Убить пересмешника». Совершается преступление, все подозревают чернокожего человека. Почему? Потому что в те времена люди были настроены очень отрицательно к этой категории граждан, у них было предубеждение против тех, кто отличался от них цветом кожи. Только Аттикус решает вступиться за обвиняемого. Он понимает, что вряд ли сможет выиграть дело, однако он не может остаться в стороне. Герой замечает: «Мужество — это когда заранее знаешь, что ты проиграл, и всё-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца». Мы понимаем, что общественное мнение может стать наказанием для человека. Иногда даже несправедливым.

Таким образом, преступление и наказание находятся в прямой зависимости от общественного мнения. Именно суд, осуществляемый людьми, является наказанием для провинившегося человека. Однако и о преступлении против нравственных законов не стоит забывать. Ведь самое страшное испытание для человека — это пройти внутренние сомнения и сожаления, которые неминуемо возникают при совершении какой-либо ошибки.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *