Что такое нравственное здоровье определение

Формирование основ нравственного здоровья

Что такое нравственное здоровье определение. Смотреть фото Что такое нравственное здоровье определение. Смотреть картинку Что такое нравственное здоровье определение. Картинка про Что такое нравственное здоровье определение. Фото Что такое нравственное здоровье определение Наталия Кузьмина
Формирование основ нравственного здоровья

Аннотация. Нравственное воспитание традиционно считается одним из основных путей формирование личности ребенка. Новые подходы в воспитании культуры поведения предполагают иную организацию педагогического процесса, режима дня, игровой и художественной деятельности.

Формирование нравственного сознания и моральных качеств личности является основой процесса социализации молодого поколения во всех типах общества, и это служит ведущей целью воспитательной работы социальных институтов, обеспечивающих социализацию личности.

При этом нравственность понимается не как природное, а как приобретенное, воспитанное качество личности, поскольку нравственно зрелый человек должен иметь черты характера, соответствующие общепринятому в конкретном обществе на данном этапе его развития установленному порядку, нормам, обычаям социальной жизни.

Цели нравственной деятельности на социальном уровне зависят от целей развития общества, а на личностном уровне определяются интересами и потребностями личности.

Здоровье нравственное – это система ценностей, установок и мотивов поведения индивидов в обществе. Оно связано с общечеловеческими истинами добра, красоты, любви и милосердия.

Известно,что дети дошкольного возраста отличаются ситуативностью поведения: ребенок, показав образец нравственного поведения в одной ситуации, в другой поступает противоположным образом. Тем не менее, потенциальные возможности детей, позволяющие им понять и принять нравственные нормы, гораздо больше, чем мы привыкли считать.

Это и послужило выбору педколлективом нашего детского сада проблемы воспитания у дошкольников нравственных чувств и привычек в процессе общения, культуры поведения и знакомства с правилами этики. Цель педагогического опыта – формирование у дошкольников этикетного поведения, расширение знаний о поведенческой культуре общества, обеспечение речевого развития воспитанников.

С чего мы начали свою работу? Прежде всего, с анализа задач программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Проанализировав,мы определили следующие направления работы:

формирование у дошкольников нравственного отношения к окружающему а процессе познавательной деятельности;

формирование у дошкольников культуры общения, культуры речи, этикета через виды деятельности.

Успешное решение нравственных задач в организации воспитательно-образовательного процесса зависит от правильного взаимодействия между детьми, педагогами и родителями. Направление работы педагогов с детьми предполагает организацию педагогического процесса в трех блоках.

1. Ведущей тенденцией целостного подхода к изучению правил поведения, общения и этикета с детьми является взаимопроникновение всех видов деятельности с использованием специально организованных занятий.

Известно, что нет «взрослых» и «детских» нравственных норм и понятий. Все нравственные категории усваиваются детьми, хотя уровень освоении, конечно же, зависит от возраста. Это позволило нам включить в свою работу такие понятия как «Совесть», «Милосердие», «Забота», «Сочувствие», «Дружба», «Сопереживание» и др. Определяя содержание каждой темы, мы стремились выделить доступные дошкольнику, и в то же время, требующее дополнительной внутренней работы, вопросы.

2. Блок совместной деятельности воспитателя с детьми включает разные формы активности. В этом блоке мы предусмотрели проведение бесед, ролевых игр, обыгривание ситуации общения, тренингов, психогимнастических игр и упражнений, моделирование проблемных ситуаций.

Начиная с младшей группы с детьми проводятся беседы о дружбе, друзьях, уважение к близким.

Для закрепления нравственныхпоступков с детьми проводятся ролевые игры: «Мы ждем гостей», «Путешествие на корабле», «Праздничный концерт» и др.

Одной из форм совместной деятельности воспитателя с детьми старшей и выпускной группы является моделирование проблемных ситуаций на темы вежливости и общения.

Развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка осуществляется через проведение тренингов «Что мне в тебе нравится», «Передай улыбку», «Твое имя», а так же проведение психологических игр «Позови ласково», «Волшебный стул», «Свеча» и др.

3. Решение широкого круга нравственных задач предполагает использование свободной самостоятельной деятельности самих детей. Большую роль в нравственном развитии ребенка играет разнообразная и меняющаяся предметная среда групп и ближайшего окружения. В игровых уголках дети обыгрывают полученные знания по этикету, культуре общения и поведения.В блоке самостоятельной деятельности используются: решение проблемных ситуаций, разбор и комментирование путаниц, дидактические игры, содержание которых связанно с поведенческими проблемами.

Работа по нравственному воспитанию детей не возможна без участия родителей. Воспитатели направляют деятельность родителей на формирование у детей культуры поведения, помогает им педагогическим советом, дают рекомендации. Родители принимают активное участие в занятиях, где они не только наблюдают за своими детьми, но и помогают воспитателю в проведении и оснащении занятий, знакомятся с правилами, которыми овладевают дети.

Ознакомление родителей с работой детского сада по данной проблеме осуществляется через:

• участие родителей в совместных праздниках, конкурсах, в корректировании пространственной среды в группах, что позволяет создать благоприятную эмоциональную атмосферу в детском саду;

• фотоэкспозиции, различного рода выставки детских работ;

• родительские собрания, дни открытых дверей, где родители могут понаблюдать за жизнью ребенка в детском саду, за его общением за сверстником.

Таким образом, наша работа, которая проводиться в нашем детском саду по воспитанию у детей нравственных качеств и привычек в процессе общения, формирования культуры поведения и знакомства с правилами этикета дает положительные результаты.

1. Бабунова Е. С. Формированиеу детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре: дис. …канд. пед. наук/Е. С Бабунова. – М., 1996.

2. Бабынина Т. Ф. В мире национальных культур. Программа приобщение старших дошкольников к национальной культуре народов/ Т. Ф. Бабынина.Набережные Челны:, 2001. – 24 с.

3. Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика/ Г. Н. Волков. –Чебоксары: Чувашгосиздат, 1958. – 264 с.

4. Волков Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании/ / Г. Н. Волков. –Чебоксары: Чувашгосиздат, 1965. – 60 с.

5. Зверева О. Л.Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие/ О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера. 2009. – 256 с.

6. Фадеева В. В. Чудо рождения здорового ребенка. Славянские традиции и опыт/ В. В. Фадеева. – М. : РИПОЛ классик, 2008. – 224 с.

Формирование духовно-нравственного здоровья детей посредством изучения национально-культурных традиций Сообщение для воспитателей на тему: «Формирование духовно-нравственного здоровья детей через изучение национально-культурных традиций».

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество» (из опыта работы) 1 часть. Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед современным обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое.

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество» (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Формирование основ здоровья и культуры здорового питания у дошкольников с использованием интерактивного ресурса (Слайд 1)В рамках выполнения гос. задания Минобрнауки Самарской области по разработке и апробации региональной комплексной программы по формированию.

Формирование нравственного здоровья дошкольника Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Унэгэтэйский детский сад «Колосок» Формирование нравственного здоровья.

Что такое нравственное здоровье определение. Смотреть фото Что такое нравственное здоровье определение. Смотреть картинку Что такое нравственное здоровье определение. Картинка про Что такое нравственное здоровье определение. Фото Что такое нравственное здоровье определениеФормирование основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности,.

Что такое нравственное здоровье определение. Смотреть фото Что такое нравственное здоровье определение. Смотреть картинку Что такое нравственное здоровье определение. Картинка про Что такое нравственное здоровье определение. Фото Что такое нравственное здоровье определениеФормирование основ патриотизма в моей группе К большому сожалению, многие родители не совсем правильно представляют процесс патриотического воспитания детей, особенно родители детей.

Консультация для родителей «Формирование основ личности» Формирование основ личности в дошкольном детстве связано с воспитанием нравственных качеств, творческих способностей и раскрытием индивидуальности.

Особенности формирования у старших дошкольников основ нравственного сознания Нравственное развитие является одной из основных линий психического развития в дошкольном детстве. Оно включает три взаимосвязанные сферы:.

Практико-значимая работа Формирование нравственного воспитания младших дошкольников Введение Как всякий организованный процесс, воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку.

Источник

Нравственное здоровье человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:41, контрольная работа

Описание работы

Существует более трехсот определений понятия « здоровья». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного физического, психического, нравственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Если рассматривать здоровье человека (учащегося) в целом, то деление факторов влияющих на общее здоровье определяются как, внешние и внутренние.
Наследственность (или генетические факторы), экология (или состояние окружающей среды), а так же медицинское обеспечение – это объективные факторы риска, не зависящие от самого человека, а условия и образ жизни – субъективные факторы, которые напрямую зависят от человека и на которые можно и нужно влиять. Именно к субъективным факторам мы относим и нравственное, физическое, психологическое и социальное здоровье, которые неразрывно связаны между собой.

Содержание работы

1.Нравственное здоровье
2.Основные аспекты нравственного здоровья.

Файлы: 1 файл

Nravstvennoezdorove.doc

Существует более трехсот определений понятия « здоровья». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного физического, психического, нравственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Если рассматривать здоровье человека (учащегося) в целом, то деление факторов влияющих на общее здоровье определяются как, внешние и внутренние.

Наследственность (или генетические факторы), экология (или состояние окружающей среды), а так же медицинское обеспечение – это объективные факторы риска, не зависящие от самого человека, а условия и образ жизни – субъективные факторы, которые напрямую зависят от человека и на которые можно и нужно влиять. Именно к субъективным факторам мы относим и нравственное, физическое, психологическое и социальное здоровье, которые неразрывно связаны между собой.

Духовно – нравственное здоровье – наиболее трудная для определения составляющая. Вместе с тем духовно – нравственное здоровье является главной предпосылкой, позволяющей человеку справиться с социальными, психологическими и физическими трудностями. По определению духовно – нравственное здоровье это комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в детстве. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. В качестве показателей духовно – нравственного здоровья рассматриваются наличие цели и смысла жизни, надежды человека, его желание жить, его убеждения. Оно характеризуется способностью человека (учащегося) к творчеству, начиная от идей до их реализации, воплощения в материальной форме. Также, характерна сформированность в структуре личности внутренней картины здоровья человека, где сформулирована определенная целевая установка, доминирующие представления о будущем, в процессе образования и воспитания. Итак: формирование духовно – нравственного здоровья, как правило, отождествляется с воспитанием нравственных качеств личности, приобщением к общечеловеческим ценностям.

Человек находится в состоянии совершенно полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, социальные, психические, духовные, нравственные и эмоциональные состав¬ляющие его жизни.

2.Основные аспекты нравственного здоровья.

Какие же основные аспекты влияют на развитие нравственного здоровья человека.

3.Моральные принципы нравственного здоровья и здоровый образ жизни человека

Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:

1. Биохимические резервы (реакции обмена).

2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).

3. Психические резервы.

Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м-10 секунд. Его могут показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить? Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых секунды. Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и расслабления мышц.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

— потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;

— нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.

Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Источник

Статья «Духовно-нравственное здоровье школьника»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Здоровье как часть культуры всегда входило в круг прагматических забот общества. Главный секрет, который лежит в основе идеального здоровья, заключается в том, что человек должен сам стремиться к нему. Человек может быть здоровым лишь настолько, насколько сам считает это возможным. Сознание оказывает сильнейшее влияние на тело, и освобождение от болезни зависит от того, войдет ли человек в контакт с собственным сознанием, приведет ли его в равновесие, а затем сообщит это равновесие своему телу. Знание обладает организующей силой. Через психофизиологическую связь знание влияет на тело и обеспечивает крепкое здоровье. Знание в буквальном смысле может исцелить, это самый великий лекарь из всех. Давайте учить и учиться сами.

Духовно-нравственное здоровье – это способ жизни человека и его

развития, проявление внутренней свободы. Главный принцип духовно-

нравственного здоровья состоит не только в том, чтобы иметь крепкое

здоровье, но и в умении реализовать с помощью здоровья свою миссию

человека. Духовно-нравственные качества формируются на основе

общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных знаний, ценностных ориентаций, ценностных отношений. Потребность в сохранении и развитии духовно-нравственного здоровья реализуется в деятельности человека, во взаимодействии с другими людьми.

Духовно-нравственное здоровье каждой личности есть залог духовно-

нравственного здоровья всего общества. Оно определяется теми моральными

принципами, которые являются основой социальной жизни человека, то есть

жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками

духовно-нравственного здоровья человека являются сознательно отношение к труду, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Человек находится в состоянии совершенно полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, социальные, психические, духовные, нравственные и эмоциональные составляющие его жизни.

Конечно же, общее образование детям даёт школа, но развитию личности, раскрытию его способностей и духовно-нравственному воспитанию способствует именно внеурочная деятельность. Нравственные знания, которые дети приобретают на внеурочных занятиях, информируют их о нормах поведения в современном обществе, дают представление о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей, формируют терпимость и учат взаимопониманию.

Сегодня в начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через внеурочную деятельность. Оно имеет целый ряд направлений. В своей работе использую коммуникативные, исследовательские и игровые технологии. На внеурочных занятиях через игру, анализ ситуаций, взятых из жизни, через проявление творческих способностей помогаю учащимся познать себя и окружающий мир. Учу их ценить труд людей, свободу свою и чужую, любить всё живое, терпимо относиться к окружающим. В этом мне помогает курс «Полезные навыки». Он имеет целый ряд направлений. Основными среди них в моём классе можно считать физкультурно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, художественно-эстетическое. Оздоровительная программа ориентирована на формирование у ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Часы здоровья требуют творческого подхода и могут быть разных видов:

• беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания дают знания в области оздоровления;

• динамические паузы, включающие не только физические упражнения, но и музыкальные этюды для души создают спортивный образ (спортивный стиль) жизни;

• деловые игры, игры-соревнования, праздники здоровья совместно с родителями, способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества.

Огромные возможности для реализации духовно – нравственного воспитания дают занятия «Я – гражданин России». Программа внеурочной деятельности позволила учащимся приблизиться к понятию «гражданственность». Решая нравственные задачи, ребята развивают в себе способность к общепринятому поведению в обществе, формируется готовность к принятию ответственных решений в проблемных жизненных ситуациях на основе усвоенных знаний и ценностей данного сообщества. Таким образом, воспитание активных граждан начинается с начальной школы, примером тому могут служить классные часы: «Символы России», «Кто нас защищает?» и др.

Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания является экологическое воспитание, охрана природы. Провели занятие «Природа родного края», где дети получили много интересной и познавательной информации об окружающей их природе (растениях и животных). Как важно детям знать, какие растения произрастают в их родном крае, какой животный мир окружает их. Какое значение для человека имеет тот или иной вид растения или животного? Как и почему человек должен охранять родную природу? Ответы на все эти вопросы дети находят во время игры. Получая новые знания о природе родного края, они начинают понимать значение природоохранительной деятельности человека. А итогом большой и кропотливой работы стал большой праздник «Миром правит любовь». Дети пели, танцевали, читали стихи о природе, о Родине, о дружбе. Но вдруг перед детьми встал выбор: выполнять множество нудных правил или бросить все и улететь на другую планету, которую не надо защищать. Мальчишки пошли по простому пути и «улетели в космос». Но к великому их сожалению, жизни на других планетах они не нашли. Зато поняли, как дорога им мама, родной город, подружки. Тогда героями принимается мужское решение: вернуться домой и попросить прощение. Как же все были рады встрече! А герои поняли, что лучше родного края им не найти. Так, находя выход из сложившихся ситуаций, дети приобретают жизненный опыт.

-положительное отношение к семье, как основе российского общества;

-уважительное отношение к родителям, осознанное и заботливое отношение к старшим и младшим;

-представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним.

Реализуя интеллектуальное направление, стремлюсь не только к усвоению программного материала, но и расширению общего кругозора, формированию и развитию умений самостоятельно добывать необходимые знания, приобретать умения и навыки. На занятиях «Занимательная грамматика» ребята развивают свои мыслительные качества, речь. Дети с удовольствием проверяют свою эрудицию на интерактивных тренажёрах, учатся работать с компьютером.

Работая по здоровьесберегающим программам, мы провели исследование на тему «Сколько весит здоровье ученика». В результате работы Совет «профессоров» составил рекомендации родителям, учителям, Министерствам здравоохранения и образования.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в любом классе. Оно помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей. А в дальнейшем поможет нашим детям найти своё место в жизни и использовать полученные знания и умения на благо Родины. Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце». В.А.Сухомлинский

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: суждения родителей; анонимные анкеты, позволяющие анализировать ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; суждения детей. Также к результатам относятся: ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции, характеристика социальных чувств, индивидуальные личностные характеристики. Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов воспитательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика. Очень важно регулярно привлекать к проведению внеурочных мероприятий родителей. Благодаря занятиям, проводимым с привлечением близких людей, у детей появляется интерес к познанию истории родного края и культуре. Они становятся более милосердными, общительными, дружелюбными, оценивают поступки товарищей и активнее реагируют на различные социальные ситуации.

Проводить семейные праздники мы начали много лет назад с первого новогоднего интеллектуального шоу. На вопросы по природоведению, литературе, математике отвечали всей семьей. В игре принимали участие и мамы, и папы, и бабушки с дедушками. А капитанами семейных команд были дети. Победители получили призы. А потом были праздники «На дальний север всей семьей», «Хлеб всему голова», игра «Алфавит», спортивный праздник «В гостях у Лодындрона 13», «Масленица», В День пожилого человека прошел праздник «Семейная гостиная», «Овощи и фрукты – главные продукты» и много других мероприятий.

Труд учителя, как цветок под дождем, не сразу может расцвести и дать результаты. Приходится ждать некоторое время. Но солнце обязательно выйдет, принесёт радость и наполнит сердце счастьем. Большая радость будет, когда в сердцах детей засветится теплый огонёк любви и искренности, который, несомненно, покажет нам, что детьми можно гордиться, и станут настоящими патриотами России. Что такое нравственное здоровье определение. Смотреть фото Что такое нравственное здоровье определение. Смотреть картинку Что такое нравственное здоровье определение. Картинка про Что такое нравственное здоровье определение. Фото Что такое нравственное здоровье определение

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *