Что такое нравственные уроки в литературе
Что такое нравственные уроки в литературе?
Какие нравственные уроки произведений классической и современной литературы может помочь увидеть и осознать учитель ученику? Почему это действительно важно и ценно в настоящее время? Разберемся далее.
Где найти нравственные ориентиры?
Проблема нравственных ориентиров в современном мире особенно актуальна. Влияние средств массовой информации, телевидения интернета велико как никогда ранее. В любое время с экранов телевизоров ребенок может видеть героев, совершающих безнравственные поступки, пропагандирующих зло и алчность как идеал.
Как же справиться детскому сознанию с таким потоком информации, с таким количеством негатива.
Роль семьи огромна в этом смысле. Для самых маленьких мудрые родители имеют возможность фильтровать информацию, читать только хорошие сказки, разрешать смотреть добрые мультфильмы. Но ребенок растет, и уже невозможно усмотреть за тем, что он увидит и услышит. А главное как поймет и оценит увиденное.
В этом смысле на помощь родителям приходит школа. Ведь целью школьного образования является не только снабжение учеников знаниями. Гуманистическая функция школы не менее важна.
Значимость уроков литературы
Особую роль среди школьных предметов, безусловно, играет литература. Плохо, если ребенок не будет знать законов Ньютона. Но если у ребенка будут смещены нравственные ориентиры, если маленький человек не осознает ценности любви, дружбы, смелости, долга, то такие пробелы будут невосполнимы.
Книга в руках хорошего учителя – словесника может стать мощнейшим помощником не только в вопросе подготовки культурных и образованных людей.
Книга в первую очередь может совершенствовать внутренний мир ребенка. Через литературные произведения дети не только знакомятся с понятиями добра и зла, не только анализируют нравственные качества героев, но и примеряют на себя те нравственные проблемы, которые ставит автор.
При разборе литературного текста учителю важно работать не столько с литературной формой, сколько с нравственным содержанием. Ведь филологические тонкости пригодятся далеко не каждому, а вот чуткую душу развить куда важнее.
При анализе литературных произведений очень важно учиться давать характеристики нравственным качествам героев. Стоит подталкивать детей к тому, чтобы они задавались вопросом, как поступили бы сами на месте героя.
Можно предлагать детям искать ответы на вопросы о том, чего не хватает герою для того, чтобы быть человеком. В процессе разборе галереи портретов чиновников в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя можно предложить детям поразмышлять над способами спасения этих людей. Чего им не хватает, как сделать их души живыми?
Вопросы нравственности в произведения школьной программы
Вопросы нравственности, добра и зла, нравственных ориентиров необходимо разбирать на всех этапах изучения школьной программы по литературе.
В 5 классе, например, благодатную почву представляет материал народных и литературных сказок. Очень ценно именно для этого возраста то, что в сказках предельно понятны и даже гипертрофированы нравственные характеристики персонажей. Всегда есть плохие и хорошие герои. Необходимо только проговаривать, что смелость и бескорыстность – хорошо, а хитрость, алчность и предательство плохо.
Победа добра над злом, а также путь исправления плохих героев, прошедших испытания особенно полезны для формирования правильной картины мира у младших школьников.
Следующим этапом может стать изучение басен. Здесь уже дети знакомятся с обличением человеческих пороков, но в скрытой, аллегорической форме. Ведь и в жизни зло не всегда легко узнать.
Далее школьная программа предлагает ряд произведений о чистых и благородных героях, о чести и доблести. Пушкинские «Дубровский» и «Капитанская дочка» помогут детям научиться сопереживать героям, восхищаться их героическими поступками, высочайшим духовным уровнем.
Важно, чтобы впечатление о благородстве и понимание необходимости поступать именно исходя из таких принципов, было настолько сильно, чтобы перекрывать ежедневные впечатления от низкопробных продуктов современного телевидения.
Ну а в старшем возрасте школьники уже способны размышлять о нравственных проблемах, о духовных исканиях героев. Путь развития человеческой души дети будут анализировать, и будем надеяться, принимать близко к сердцу, читая «Евгения Онегина», «Героя нашего времени», Толстого, Тургенева, Достоевского.
Учителю, особенно словеснику, никогда нельзя забывать о том, что он имеет дело с развитием человеческой души.
Вопросы нравственности на уроках литературы
Автор: Гирева Людмила Ивановна
Вопросы нравственности на уроках литературы
Одной из главных задач работы школы является патриотическое воспитание учащихся. Чтобы привить любовь к своему Отечеству, я в среднем звене начинаю работать над проблемой нравственного воспитания на уроках литературы.
Что такое нравственность?
Нравственность – наивысшая мера человечности. Она начинается с сознания долга личностью, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности.
Нравственные качества человека не передаются по наследству, а вырабатываются в процессе практики и воспитываются в каждом индивидууме, поэтому проблема нравственного воспитания занимает важное место в жизни.
Литература имеет громадные возможности для привития и утверждения правильных взглядов на такие важные нравственные категории, как добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство. Поэтому нужно делать всё необходимое для того, чтобы донести до каждого ученика заряд нравственности, заложенный в образную систему художественного произведения, как говорил В. А. Сухомлинский. Не просто дать знания, а к чему-то звать, не просто вкладывать понимание добра и зла, а пробуждать стремление делать добро, быть непримиримым к злу.
Поэтому основным направлением работы стали поиски необычных форм проведения уроков, которые увлекли бы ребят, пробудили их к размышлению, спору, заставили потянуться к доброму, светлому, чистому.
Большим стимулом развития является групповая работа, в которой слабо успевающие ученики, учитывая уровень речевой активности, могут проявить себя.
Общаясь со школьниками определённого возраста, я знаю, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. В среде пятиклассников остро ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу и т.д.
Но нужно отметить, что ребята этого возраста щедры душой, бескорыстны, открыты, они способны понимать и познавать окружающий мир, мир взрослых.
Они ранимы и глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию, ласковому слову.
Беды у них возникают не по причине испорченности, а скорее всего от незнания, неумения выбрать правильную дорогу, поведение в жизненной ситуации. Они не знают, как правильно жить. Иногда взрослые объясняют, но кто спокойно, а кто сердито. Им трудно понять, спросить не у кого.
Работая по теме: «Нравственные вопросы на уроках литературы», я прочитала несколько книг. И чтобы полнее, яснее были раскрыты детям общечеловеческие ценности, я обратилась за помощью к работе А. К. Марковой «Формирование мотивации учения». В книге хорошо раскрыты цели, организация и средства изучения и развития мотивов учения обучающихся. В ней (в книге) содержится множество методических идей и приёмов, которые можно использовать в своей работе как с сильными учениками, так и слабыми. Раскрыты цели и задачи групповой работы. Также раскрыты причины отсутствия интереса к учению у отстающих учеников. Хорошо и очень доступно рассказывается об изучении у школьников умения учиться. Описаны подходы, которые конкретно можно использовать на уроках. Эта работа А. К. Марковой позволяет выработать собственный подход к практике формирования мотивации учения. Работая с книгой, можно расширить диагностические приёмы, которые даются здесь же с формирующими, развивающими приёмами (работа с неуспевающими, работа на отдельном этапе урока, коллективная (групповая) работа).
Я считаю, что работа А. К. Макаровой «Формирование мотивации учения» поможет учителю изучать детей, воспитывая и обучая их с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их.
Далее, я обратилась к работе И. К. Кузьмичёва «Литература и нравственное воспитание личности». Очень хорошо и на примерах раскрывается понятие «нравственность» и её истоки. На произведениях, изучаемых в школе, автор стремится показать основные этапы нравственного становления личности, даётся определение: «Что есть человек? Какова его сущность? В чём смысл и назначение бытия?» От «Слова о полку Игореве» до произведений литературы XX века раскрываются эти вопросы. Через простые формы нравственности показан переход к сложному и благородному чувству, как любовь к своему Отечеству. Через развитие национального самосознания углубляется чувство патриотизма и связанное с ним чувство ответственности не только перед своим «сословием», но и перед родиной, перед Отечеством, перед народом. Раскрываются нравственные искания личности в литературе XIX века. Работая с книгой, надо знать, какие стороны нравственности решались в ту или иную литературную и историческую эпоху. Об этом обязательно будем говорить с учениками в старших классах. О проблемах нравственности в младших классах в книге нет ни слова.
Учитывая школьную программу, изучая произведения XIX – XX вв. в новой эпохе,
можно выработать план нравственного воспитания, начиная с азбуки нравственности, с усвоения простых норм, тогда в старших классах можно будет опираться на прочные понятия нравственности.
Целью моей работы является раскрытие простых общечеловеческих ценностей на уроках литературы через художественные произведения. Я раскрываю такие нравственные понятия, как сопереживание, сочувствие, добро, зло, сострадание. Забота, нежность. Ответственность, тактичность, друг. Терпение. Самокритика, благородство души, истинная красота человека.
На уроках литературы я использую материал для разговора с детьми в доверительной обстановке, без назидательных нравоучений и подавления личности.
Например, идёт урок по теме: «Авторская сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Сказка «Маленький принц» написана для взрослых. но читать её интересно в любом возрасте. Маленький принц – это воплощение всех лучших качеств человека. Эта сказка объясняет людям, что «самого главного глазами не увидишь» и что «зорко одно лишь сердце». Работаем по тексту:
-Разве сердце может быть зрячим? Как поняли (объяснить) смысл этих слов?
-Как автору удалось образно, ярко выразить свою мысль? (При ответе уточняем какой художественный приём использовал автор)
— А ещё есть в сказке такие слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Как поняли эти слова?
-Может с этого начинается дружба?
-Что значит быть терпимым по отношению друг к другу? Быть ответственным за друга?
Вспомним(найдём)ещё одно замечательное высказывание Лиса: «Некоторые люди не понимают, что сердце может быть зрячим».
-Кто эти люди? Какие люди могут не понимать такой простой истины?
(Эти люди с чёрствым сердцем, люди, не привыкшие думать. Автор конкретно не называет имена, а употребляет неопределённое местоимение: некоторые.)
— Так что же нужно для настоящей дружбы? (Терпение и терпимость)
-Чтобы дружба была хорошей, крепкой, что ещё нужно, чему ещё учит Лис Маленького принца? (Уважение, любовь, сострадание, сопереживание, забота, сочувствие, нежность, внимание…). (Затем говорю детям, что такие слова обязательно нужно научиться слушать сердцем.)
-Чтобы понимать друг друга, быть терпеливее друг к другу, учит нас этому ещё один эпизод в сказке. «Путешествуя по разным планетам, Маленький принц посетил один из ближайших астероидов». Там жил король. Он был очень одинок. Король предложил Маленькому принцу остаться у него.
— Останься, я назначу тебя министром.
— Но ведь здесь некого судить.
-Тогда суди сам себя…Это самое трудное. Себя судить труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр.
Анализируем этот эпизод. Но почему я заостряю внимание на нём? Мы сталкиваемся с тем, что дети активно проявляют нетерпимость к недостаткам товарищей, осуждают друга. А себя не умеют критиковать. Это им недоступно. Вот и обращаю внимание на то, что нужно уметь себя критиковать, давать оценку своему поведению. Говорю о самовоспитании и его роли в жизни человека. Работаем над проблемными вопросами: «Что труднее, себя критиковать или товарища? Поставьте себя на место обиженного, как вы себя будете чувствовать?»
Анализируя дальше сказку, разбираем такие понятия, как честолюбие, тщеславие, хвастливость. Уточняем лексическое значение слов по словарю (предварительное домашнее задание проверяю). Затем обращаемся к тексту:
-О, вот и почитатель явился! – воскликнул честолюбец, ещё издали завидев Маленького принца. Ведь тщеславным людям кажется, что все ими восхищаются.
А когда Маленький принц попробовал задать честолюбцу вопрос, тот его просто не услышал. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.
Вновь возвращаемся к разговору о терпимости, также тактичности, закрепляемте нравственные понятия, над которыми уже задумывались на других уроках литературы.
На уроке внеклассного чтения в 5 классе мы читаем рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор». Работая по содержанию рассказа, объясняю, что такое такт. Это когда человек умеет подойти к другому. Сердцем, умом он понимает, что человеку плохо, и предлагает свою помощь. Он не настаивает на своём, не насмехается над бессилием, не злится сам, не говорит лишнего, а идёт помогать. Так доктор помогает семье Мерзаловых по долгу врача и по долгу совести, сочувствуя, сострадания, милосердия. Обращаем внимание на то, что доктор не называет свою фамилию. Пытаемся понять: почему он так поступает? (Скромность, ненавязчивость, тактичность)
На уроках использую индивидуальные и групповые задания, инсценировки. Так к уроку внеклассного чтения в 5 классе «Шуми, шуми, зелёный лес!» группа детей получили опережающее задание: представить свой лес в определённое время года. Ребята готовили своё сообщение. Пятиклассники «увидели», как красив лес в любое время года! Почувствовали красоту леса и смогли объяснить в своём рассказе такое чувство, как любовь к лесу.
Отправляясь путешествовать по календарю природы, дети читают стихотворение, рассматривают иллюстрации, делятся своими впечатлениями. Таким образом, в ходе игры у ребят развивается чувство любви, бережливости, внимания к природе. Учатся видеть не просто лес, а видеть друга в лесе. Дети понимают, что только чуткое, бережное отношение к природе позволит им насладиться её красотами, проникнуть в её тайны. Чтобы разобраться в своих чувствах, помочь детям, я читаю вместе с ними стихотворение И. С. Никитина «Лес».
Работая с детьми на уроке по теме: «Шуми, шуми, зелёный лес!», я обращаю внимание на слова в 10ой строфе стихотворения:
Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый.
…И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное.
-Как поэт относится к лесу? – спрашиваю детей.
-Какие строки доказывают дружбу, любовь поэта к нему? Каков лес для поэта? (Лес для поэта друг, но дружба бывает разная. Лес для него как старший, сильный друг – «шум твой величавый»). Поэт любит лес («как я любил…», «И вот я снова прихожу к тебе…»).
Но только ли дружба, любовь, красота, мощь леса в этом стихотворении? Что ещё мы должны помнить, к какому выводу должны прийти? (Сохранить красоту леса для будущего поколения, чтобы через десятилетия вы могли бы сказать: «Шуми, шуми, зелёный лес!»)
Итак, любить и дружить, беречь и защищать надо не только людей, но и природу, которая помогает жить.
На одном из уроков литературы мы обращаем внимание на такие понятия, как боль за других, чувство сопереживания, сочувствия, тревога за родных, близких. Примеры берём из произведения А. Г. Алексина «Самый счастливый день» (6 класс).
Увидев родителей в ссоре, мальчишка пытается их помирить. Парень знает, что радость и горе сближает людей, и пытается сначала воздействовать на родителей радость, предпринимает усилия: делает уборку в квартире, зарядку…И идёт на отчаянный шаг: он решил «объединить их при помощи горя». Неумело, по-мальчишески тактично, он спасает свою семью, открывает папе и маме глаза на лучшие качества их характеров, помогает преодолеть размолвки и ссоры. Сколько доброты, нежности и внимания к близким у мальчика! Дети зачитывают цитаты, высказывают своё мнение.
Позже мы рассматриваем на другом уроке такие понятия, как доброта, совесть, помощь, благородство, стыд, равнодушие. «Цель добра начинается с малого – с желания добра близким»,-писал Д. С. Лихачёв в «Письма о добром и прекрасном». Эти слова я зачитываю на многих уроках литературы в 5-ом классе. Обращаюсь к детям: «Почему мы говорим: «Доброе утро!», «Здравствуйте!»? (Мы желаем добра и здоровья.)
На уроке внеклассного чтения в 5-ом классе по сказке Т. Александровой «Светофорчик» очень важно было найти основную мысль в произведении и зачитать цитату. После беседы по содержании сказки ребята быстро нашли ответ на поставленный вопрос: «Я хотел быть добрым ко всем, но чуть не погубил всех. Лучше иногда сказать «нет», чем всегда «да».
Говоря о нравственных понятиях, учу различать не только зло, но и добро, но и понимать различие добра. Дети понимают и говорят, что добро бывает разное: «Дал списать – добрый, а не дал – плохой». А это не так. Это зло, это не помогает ученику, а унижает его.
Также вопросы нравственности раскрываем на внеклассном мероприятии (6-7 классы) «Суровые холода детства» (по книге А. Лиханова «Последние холода»), которое проводила как литературный салон. Зачитываю эпиграф: «Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый час. Чтобы своим существованием облегчить людям жизнь».
— А как вы понимаете, что такое добро, доброта? Приведите примеры доброты.
Разбираем эпизод из рассказа, как Кирилл Пухов просил прощения у дедушки. Читаем стихотворение С. Острового «Слово о равнодушных».
Далее шёл разговор о том, как важно, чтобы слово, которым воспитывает человек других людей (на примере дедушки), не расходились с его делами. Зачитываем строки из книги о жизни генерала Н. Б. Иванова. Высказываем своё мнение по главе «Кладовщик», из которой узнаём, что бывший генерал, дедушка, работает на складе, выручает другого дедушку. Здесь же, в литературном салоне, мы обращаем внимание на такие понятия, как благородство, совесть, боль за других, сочувствие, сопереживание. Дети инсценируют эпизоды из книги «Последние холода». А конце мероприятия дети ответили на вопрос: «Чему учат книги А. Лиханова? Что я взял для себя с этой встречи?» Ответы были разные:
— Доброта делает человека красивым внешне и внутренне.
-Нужно заботиться о дедушках и бабушках.
-Нужно слышать и слушать взрослых.
-Нужно помогать всем, особенно тем, кто попал в беду как Вадим и Маша
-Нельзя заслуги деда перенимать на себя, как это сделал герой в повести «Мой генерал».
— Нельзя злиться на друзей и т.д.
Пришли к выводу, что «человек должен подниматься над самим собой, над своими заботами и думать о смысле своей жизни». Дурное и мелкое забывать, а помнить о доброте, так как умная доброта располагает к себе людей. А если будет рядом много друзей, то человек будет счастлив.
Дети приходят к правильному выводу, что герой был не прав по отношению к Кириллу Пухову (Газовый Баллон). Нужно уметь сдерживаться, а не злиться, как это было с героем в романе «Мой генерал».
Читая с учениками сказку Оскара Уайльда «Мальчик – звезда» (5 класс), искали ответы на вопросы: «В чём истинная красота человека? В чём заключается ответственность человека за свои слова и поступки?» Дети приходят к выводу, что у Мальчика-звезды нет «тёплых» чувств, сердце каменное, он не понимает, что такое сочувствие, неблагодарность, беспрекословное повиновение, зло, жестокость. Радостно было, что дети говорили о внутренней красоте, которая является сокровищем для любого человека, чего не было у Мальчика-звезды. «Он красив, но жесток к людям, у которых живёт, жесток к своим сверстникам. И самое страшное – он прогнал мать от себя. И был наказан». «Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества».
Разговор на уроке заканчиваю такими вопросами:
— Почему Мальчик-звезда изменился? В чём его изменение?
(Изменения во внешности подготовлены изменениями во внутри, так как жестокость отражена на лице. «Он плакал, страдал и научился страдать.)
-Когда человек может стать некрасивым? (Во время болезни, страданий, злобы, жестокости- это внутренняя грязь; некрасивыми могут быть чувства, поступки и по этой причине люди теряют привлекательность)
— Что больше всего ценит Мальчик-звезда в конце сказки? (Любовь и прощение родителей, возможность помогать людям.)
Очень важно обращаться к поставленным на уроках нравственным проблемам на разных этапах формирования личности ученика. Закрепляя определённые моральные понятия, я перевожу разговор и на определённые навыки поведения. Домашнее задание предлагаю в форме мини-сочинения: «Кто из героев мне ближе и почему?», «Всегда ли я понимаю друга?», «Чему научила меня книга…(имя автора)?» Иногда выполняем творческую коллективную работу: составляем диафильм (рисуем и подписываем кадр); сочиняем свои произведения (стихи, сказки).
Конечно, иногда бывает трудно «достучаться» до сердца маленького шалуна, злюки, задиры, тогда я вспоминаю слова И. Токмаковой из сказки «Счастливо, Ивушкин»: «…если отнестись с добром, в нём проснётся тёплый солнечный зайчик, и ответит добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. А если человек делает плохо – не сердись, не обвиняй его. Просто солнечный зайчик очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его, и увидишь, как всё буде хорошо».
Не сразу просыпается солнечный зайчик, но надо его разбудить. Как? Беру примеры из художественной литературы. Анализируя тот или иной эпизод, учу детей видеть доброе, прекрасное в человеке. На примере героев из литературы воспитываю в детях общечеловеческие ценности.
Хорошие взаимоотношения в семье, понимание, ласка, любовь, доброта делают человека лучше. Литература помогает развивать эти и другие нравственные качества в ребёнке.
Красиво говорят горцы: «Продай поле, дом, потеряй всё имущество, но не продавай и не теряй в себе человека». Человека, у которого «должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (А. П. Чехов).
И что бы то ни было, нужно ребёнку лучше понять и глубже постичь назначение человека, тогда ему легче будет найти своё место в жизни. А для этого нужно видеть в человеке человека. Раскрывать, раскрывать и ещё раз раскрывать на примере литературы и жизни, что душа человека и его мысли должны быть прекрасны, так как он (человек) знает (должен знать), что такое честь, совесть. долг, любовь, дружба, добро, зло, справедливость, стыд, жестокость, эгоизм и т.д. Эти понятия должны вырабатываться в повседневной жизни, а не только на уроках литературы. А нравственный опыт, накопленный родом, требовал закрепления и систему запретов, табу. Это табу помогало и помогает расти нравственной личности. Табу на всё отрицательное, плохое делает человека прекрасным. Понимая, «что такое хорошо и что такое плохо», ребёнок растёт в собственных глазах и становится лучше, прекраснее.
1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г. С. Меркин, 2009
2. В.Л. Александров. Твоя союзница, учительница. М., Просвещение,1989г.
3. Леонид Вукулов. Поговорим об истинных ценностях. М., Просвещение, 1992г
4. Л. Г. Каменецкая Чувства добрые пробуждать. (Б-ка учителя русского языка и литературы). Киев, Радяньска школа, 1990г.
5. И.К. Кузьмичёв. Литература и нравственное воспитание личности. М., Просвещение,1980г.
6. И.К. Кузьмичёв. Нравственные основы советской литературы.М., Просвещение, 1986г.
7. Я. Корчак Воспитание личности. М., Просвещение, 1992г.
8. Г.П. Лазаренко. Принципы и технология литературного образовния школьников. Ж. Литература в школе, №1,1996г.
9. Д.С. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. М., Детская литература,1988г.
10. А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. Формирование мотивации учения. М., Просвещение, 1990г.
11. А.В. Хуторской. Технология Ж. Школьная технология, №4, 1998г.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Например, изучая «Слово о полку Игореве», обращаем внимание не только на идею государственного единства Русской земли, но и на характеры князей Игоря, Всеволода, Святослава: их любовь к Русской земле, братскую помощь друг другу, мужество и воинскую доблесть как качества, воплощающие добро в борьбе против зла, олицетворённого в «поганых полках половецких». Не забудем и Ярославну – первый в русской литературе идеал женщины, не только верной и любящей, но и горячей патриотки, проявляющей любовь и милосердие к ближнему – молящей силы природы о «воинах моего милого».
Феврония открывает собой галерею пленительных женских образов в русской литературе XIX века: Татьяна Ларина, Ольга Ильинская; тургеневские девушки Лиза Калитина, Наталья Ласунская, Елена Стахова; некрасовские русские женщины Дарья, Орина – мать солдатская, княгиня Трубецкая и княгиня Волконская, Матрёна Тимофеевна; княжна Марья и Наташа Ростова, Сонечка Мармеладова…
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим!
Русская литература ставит перед читателем проблему нравственного выбора. Задача учителя – формировать стремление к добру, способность противостоять злу.
Изучая сказ Н.С. Лескова «Левша» в 7 классе уч-ся узнают, что автор увидел российскую жизнь неблагополучной и неустроенной и нашёл возможность обновить и улучшить её. Писатель считал, что надо поставить во главу угла человека, его духовное возрождение. Поэтому во всех произведениях Лескова главное – это человек и его стремление к добру. Работая над тремя первыми главами сказа, наблюдаем над героями: царем Александром Павловичем и атаманом Платовым. Выполняя домашнее задание, уч-ся работали над понятием слова «патриот» и выяснили что:
Отвечаем на вопрос:
— Кто же патриот – царь Александр Павлович или атаман Платов? Уч-ся отвечают, что Платов и приводят цитаты из текста, характеризующие обоих героев.(Александр Павлович: «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся», Платов: «И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, сейчас же скажет: так и так, и у нас дома своё не хуже есть…».
И, конечно же, истинный патриот – левша. Что вкладывает Левша в понятие «отечество, родина»? Прежде всего, для него это дом и семья: «у меня дома родители есть». Родина для Левши – это вера: «наша русская вера самая правильная». Никакие злые обстоятельства не убили в Левше чувство патриотизма. Идея патриотизма – основная в произведении.
— Когда начинается для мальчика самостоятельная жизнь? (в 12 лет)
— Почему мальчик играет «в чику» на деньги? (чтобы купить себе кружку молока).
— Какие черты характера вас привлекают в герое? (стойкость, жажда знаний, чувство собственного достоинства).
Когда работа над произведением была завершена, проводилось итоговое тестирование. 2 вопрос из 5 был такой: «Название произведения говорит о том, что перед нами…» и варианты ответов:
1) рассказ о необходимости изучения иностранных языков
2) история дополнительных занятий по французскому языку
3) рассказ героя о любимых уроках французского языка
4) рассказ об уроках нравственности и доброты.
Изучая рассказ А. Платонова «Юшка» ( 7 класс), мы говорим о необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.
Всё творчество А. Платонова нацелено на то, чтобы пробудить интерес и уважение, бережное отношение к любому, даже самому пропащему человеку. Но писатель не требует «слепой любви». Он учит своих читателей видеть в человеке хорошее. Платонов активно защищает человека от посягательств других людей. Юшка, один из самых униженных его героев, говорит обидчику: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился. Я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя».
При изучении романа «Дубровский» шестиклассники должны увидеть в А.С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу, сообщение по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения.
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 кл.) – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса, его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости
Братья Остап и Андрий. Две жизни – две судьбы. Почему Остап погиб как герой, совершив подвиг, а Андрий стал предателем?
Пусть дети почувствуют, что для Остапа, как и для его отца, Тараса, и для запорожцев, Родина – это Русская земля, православная вера, товарищи (вспомним речь Тараса о товариществе!). Это представление о Родине в полном соответствии с православными представлениями о главных ценностях человеческой жизни.
В русской и зарубежной литературе поиск истины героем не новое. Вспомните известных вам литературных персонажей, которые ищут истину.
/Безухов, Болконский, Раскольников, Чацкий, Фауст/
— Кто из героев романа М. Булгакова пытается ответить на вечный вопрос об истине? /Пилат, Мастер, Маргарита, Иван Бездомный/
— А теперь я вам предлагаю поработать в парах. Вы должны соотнести строчки из романа с именами персонажей, которым они принадлежат .
Поработайте с раздаточным материалом.
— А теперь я предлагаю провести небольшую исследовательскую работу на материале главы 2 по теме: «Что значит истина для Иешуа и как понимает истину Понтий Пилат?» П опытаемся выяснить, что значит истина для других героев романа.
Многие булгаковские герои пытаются решить, что есть истина, однако автор почему-то акцентирует наше внимание на двух персонажах, вынося их в название своего романа: Мастер и Маргарита.
— Какие ассоциации возникают у вас в связи с таким названием?
— Что же является истиной для мастера?
— Какой теме посвящён его роман?
/опять же основному вопросу: что есть истина на примере библейского сюжета/
— Кто помогает понять Мастеру истину? /Маргарита/
— Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим именем?
(Цветок маргаритка, Гретхен из “Гете” Фауста…)
— Что же является истиной для целеустремлённой женщины? /Любовь/
— А как вы понимаете, что такое любовь?
— На что она готова ради любви? /на всё, даже продать душу Воланду/
— Давайте подведем итог нашей работы: так что же такое истина для героев романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Истина для Мастера – в творчестве
Истина для Маргариты – в любви
Истина для Иешуа – в добре
Истина для Пилата – в правде
Истина для Воланда – в вечной борьбе добра и зла
— Ребята, а что такое истина для вас? Напишите небольшую творческую работу, эссе, и выразите свою точку зрения о том, что такое истина для вас. (объём 5-8 предложений)
Воспитание любви к родной природе посредством работы с художественным словом – одна из важнейших сторон нравственного воспитания. Умение видеть и чувствовать красоту родной природы в нашем стремительном жизненном темпе совсем угасает – потому-то, С.Есенин, И.Бунин, А.Блок, К.Бальмонт и другие русские поэты 19-20 веков,- это глас вопиющего в пустыне: «Остановись, вглядись, ты – человек, частица природы, тебе необходимо видеть огненные закаты и рассветы, а лунная дорожка на реке и звёздная дымка в небе не только скрасят твой мир, но и дадут силы для преодоления трудностей и решения проблем».
Закладывается любовь к природе в детстве: нет детей, равнодушных к цветам и деревьям. Поэтому на уроке литературы так нужно постараться развить в человеке важную грань общей культуры – интерес к родной природе, любовь к ней, а значит, и любовь к Родине, без которой нет человека.
Стихи о родной природе позволяют привлечь внимание к живому миру, почувствовать его душу, его боль – найти в себе желание и силы сопереживать, сочувствовать, сострадать.
Богатыми возможностями воспитательного воздействия обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.
На уроках русского языка также можно заниматься духовно-нравственным просвещением. И здесь я стараюсь использовать языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но формировать нравственную позицию.
1. Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих духовно
методического материала, направленного на формирование ценностного отношения к здоровью.
В основе формирования духовно – нравственных ценностей методической системы лежит деятельностный подход, который осуществляется через основные виды деятельности:
— эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной учебной деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений);
— интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления);
— познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний);
— творческий (создание творческих работ, проектов и т.п.);
— исследовательский (выполнение различных исследовательских работ).
На уроке развития речи в 8 классе «Описание памятника архитектуры» учащиеся задумываются: какой есть архитектурный памятник? И приходят к ответу, что таким памятником является Никольская церковь. В сочинении можно рассказать и об истории появления памятника, и о его архитектурных достоинствах.
На уроке развития речи в 7 классе по теме «Описание внешности человека» ребятам предлагается сочинение по картине П.Д. Корина «Александр Невский». Цель его: духовно-нравственное просвещение на примере жизни и деятельности Александра Невского. Почему Александр Невский? Это – достойный пример для подражания. Невский – это патриот своей страны. Он и прославленный военачальник, и мудрый правитель, и талантливый дипломат, и просто князь, причисленный к лику святых. Самое главное – это человек с активной жизненной позицией, а значит – он и есть тот духовно-нравственный ориентир, который необходим в жизни наших детей.
— анализ текстов;
— заполнение речетворческой карты;
— развивающие лингвистические упражнения;
— различные виды диктантов;
— сочинение-рассуждение, изложение;
— лексические разминки;
— редактирование текста;
— работа с текстами-миниатюрами;
— сопоставление 2-х текстов.
Задание к этому тексту:
1. Определите тему и идею текста.
2. Определите стиль речи.
3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.
Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д.
Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся. «Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.
В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека– нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.
Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека».
Сначала этот текст читаю, затем провожу беседу:
1. Определите тему текста, главную мысль.
2. Озаглавьте текст.
3. Как вы понимаете нравственность?
4. Что такое совесть? Как она влияет на личность человека?
5. Что помогает человеку сделать правильный выбор?
При изучении темы «Союз» можно создать на уроке условия для усвоения такой нравственной – этической категории как союз человеческих сердец. Вместе с детьми мы решаем духовно – нравственную проблему: Дружба + Товарищество = Союз. Сочинительные союзы выполняют функцию объединения, присоединения, противопоставления, т.е. используется принцип равноправия, а вот подчинительные союзы используют принцип подчинения. Делаем вывод о том, что такие же отношения и в нашей жизни.
Богатый материал отрабатывается с учениками при подготовки к ГИА и ЕГЭ, потому что все тексты на морально-нравственную тему.
Таким образом, учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях, использовать различные методические приёмы, активизировать познавательную деятельность учащихся разнообразными эффективными способами, повышать качество гуманитарной подготовки современных школьников.
Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.