Что такое нравственный конфликт

Нравственный конфликт

Что такое нравственный конфликт. Смотреть фото Что такое нравственный конфликт. Смотреть картинку Что такое нравственный конфликт. Картинка про Что такое нравственный конфликт. Фото Что такое нравственный конфликт Что такое нравственный конфликт. Смотреть фото Что такое нравственный конфликт. Смотреть картинку Что такое нравственный конфликт. Картинка про Что такое нравственный конфликт. Фото Что такое нравственный конфликт Что такое нравственный конфликт. Смотреть фото Что такое нравственный конфликт. Смотреть картинку Что такое нравственный конфликт. Картинка про Что такое нравственный конфликт. Фото Что такое нравственный конфликт Что такое нравственный конфликт. Смотреть фото Что такое нравственный конфликт. Смотреть картинку Что такое нравственный конфликт. Картинка про Что такое нравственный конфликт. Фото Что такое нравственный конфликт

Что такое нравственный конфликт. Смотреть фото Что такое нравственный конфликт. Смотреть картинку Что такое нравственный конфликт. Картинка про Что такое нравственный конфликт. Фото Что такое нравственный конфликт

Что такое нравственный конфликт. Смотреть фото Что такое нравственный конфликт. Смотреть картинку Что такое нравственный конфликт. Картинка про Что такое нравственный конфликт. Фото Что такое нравственный конфликт

Конфликт (лат. «conflictus» – «столкновение противоположных интересов, взглядов», «серьезное разногласие», «острый спор») в широком смысле означает предельный случай обострения противоречий. Под конфликтом понимают столкновение различных как субъективных, так и объективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп, объединений.

Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражающее столкновения моральных принципов, интересов, убеждений, мотивов.

Сущность конфликтной ситуации заключается в том, что нравственные противоречия достигают такой степени остроты, когда предельно обнажаются и «сталкиваются» противоположные позиции, точки зрения, мотивы и убеждения.

Касаемо нравственного конфликта, рассмотрим нравственный срез следующей классификации. Различают три вида конфликтов:

Внутри личностный конфликт представляет собой столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений, систем ценностей у одного и того же человека.

Второй вид конфликта называется межличностным. Это такая ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон.

Третья разновидность конфликта – межгрупповой, где в качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу.

Разнообразие причин нравственных конфликтов может быть сведено к следующим:

· Нравственная деградация одной или обоих сторон конфликта;

· Несоизмеримость нравственных идеалов, норм и ценностей конфликтующих сторон.

Источник

Нравственный конфликт и его разрешение

Содержание:

Предмет:Этика
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:19.10.2019

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по этике на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Существует ряд обязательных правил, таких как запрет на выполнение обещания, говорить правду, отвечать на услугу за услугу, быть честным, делать то, что вы заслуживаете, не оскорблять других и т. д. Однако эти простые или «первичные» Правила раскрывают их неопределенность и относительность. и вступают в конфликт друг с другом, как только они пытаются придать им универсальное значение. Поэтому, по их мнению, существуют некоторые более универсальные правила, принципы, которые должны соблюдаться безоговорочно; например, правило всегда отдавать предпочтение рецепту, который обеспечивает лучший «баланс добра и зла».

Таким образом, наличие конфликта рецептов лишь указывает на незавершенность, несовершенство этой системы требований. Если бы можно было создать более полную систему общих правил, тогда конфликт между простыми или основными правилами был бы разрешен или устранен.

Основываясь на научном и материалистическом мировоззрении, марксистская этика также признает духовные и моральные мотивы, но объясняет их обстоятельствами материальной, социально-экономической жизни людей. Объектом работы являются общественные отношения, которые характеризуют конфликт в современном обществе. Предметом является моральный конфликт и способы его разрешения. Цель состоит в том, чтобы изучить феномен морального конфликта, а также способы его разрешения.

Концепция морального конфликта

В основе любого конфликта лежит ситуация, которая включает в себя либо конфликтующие позиции сторон в любом случае, либо противоположные цели или способы их достижения в данных обстоятельствах, либо несоответствие интересов, желаний, побуждений противников и т. д. Таким образом, ситуация содержит предмет возможного конфликта. и его объект. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, в котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

Основой для типологии конфликтов являются: цели сторон конфликта, соответствие их действий существующим стандартам, конечный результат конфликтного взаимодействия и влияние конфликта на развитие организации. В зависимости от характера влияния выделяются следующие типы конфликтов в организации: конструктивные, стабилизирующие и деструктивные. Стабилизирующие конфликты направлены на устранение отклонений от нормы и усиление признаков установленной нормы.

Конструктивные конфликты способствуют повышению стабильности организации в новых условиях благодаря перестройке ее функций и структуры и установлению новых отношений.

Разрушительные конфликты способствуют разрушению установленных норм и возвращению к старым нормам или углублению проблемной ситуации. Участники разрушительных конфликтов тратят свою энергию на то, чтобы контролировать друг друга или противостоять друг другу.

Причины нравственного конфликта

В современной буржуазной этике моральный конфликт определяется как столкновение требований к поведению, «обязательств» и «запретов». В отличие от неопозитивистских эмоционально-интуиционистских концепций, которые отрицают существование каких-либо общих моральных правил, некоторые американские этики (У.Д. Росс, Э.Ф.Керрит, Р.Б.Брандт и др.) считают, что существует комплекс обязательных правил, таких как запрет на выполнение обещание, говори правду, отвечай за услугу за услугу, будь честен, плати то, что заслуживаешь, не обижай других и т. д.

Однако эти простые или «первичные» правила раскрывают их неопределенность и относительность и вступают в конфликт друг с другом, как только они пытаются придать им универсальное значение. Поэтому, по их мнению, существуют некоторые более универсальные правила, принципы, которые должны соблюдаться безоговорочно; например, правило всегда отдавать предпочтение рецепту, который обеспечивает лучший «баланс добра и зла».

Таким образом, по мнению Р. Б. Брандта, наличие конфликта рецептов лишь указывает на неполноту, несовершенство этой системы требований. Если бы можно было создать более полную систему общих правил, тогда конфликт между простыми или основными правилами был бы разрешен или устранен.

Конечно, следует различать простые моральные нормы и более общие моральные принципы, которые служат критерием и основой для первых. Но для этики важно не только констатировать факт столкновения индивидуальных моральных требований к поведению и зафиксировать незавершенность, несовершенство систем простых моральных норм, но и объяснить это с научной точки зрения.

Однако это требует сравнения не систем или уровней моральных требований как таковых, а моральных систем с социальной системой, которая определяет потребности и интересы людей. Короче говоря, для подлинно научного понимания моральных конфликтов, наблюдаемых противоречий между отдельными моральными требованиями, необходимо раскрыть социальные истоки этих противоречий. И это возможно только на основе социального детерминизма и историзма.

История философии и этики представляет собой попытки социологического объяснения моральных конфликтов и причин их возникновения, устойчивого существования в обществе на всех этапах его развития. Отвлекаясь от незначительных оттенков, можно выделить два противоположных на первый взгляд понятия, касающихся социального источника морали и, следовательно, причин моральных конфликтов. В домарксистской социологии и этике широко распространена теория о том, что источником морали является изначальная гармония, гармония с интересами людей, альтруистические чувства, рожденные или даже унаследованные от предков животных.

Современному человеку трудно представить конкретное содержание встречных альтернатив в будущих моральных конфликтах. Однако можно предположить, наряду с некоторыми писателями-фантастами, что моральные конфликты возникнут в исключительных ситуациях, связанных, например, с освоением космоса.

Не говоря уже о моральных проблемах, которые могут возникнуть, когда люди вступают в контакт с инопланетными цивилизациями, исследование космоса приведет к конфликтным ситуациям в общении самих людей друг с другом. Например, научно-фантастические романы часто описывают острый моральный конфликт, который может возникнуть после возвращения на Землю из-за длительного космического полета между космонавтами и незнакомыми им новыми поколениями из-за влияния относительности времени. Но это, повторяем, из области научной фантастики.

Моральная жизнь общества, нравственная структура личности и ее поведение в конечном итоге определяются характером общественных отношений. В этих отношениях также заложены причины наиболее распространенных типов моральных конфликтов, характерных для данного общества. Каждое общество заинтересовано в устранении этих причин, в предотвращении моральных конфликтов, при выборе таких методов и средств, которые соответствуют его пониманию этих причин.

Таким образом, многие причины массового возникновения моральных конфликтов в недавнем прошлом устраняются вместе с общим повышением уровня материальной жизни советских людей. Например, интенсивное жилищное строительство, которое разворачивалось в нашей стране в течение последних десятилетий, фактически устранило массу типичных для прошлого конфликтов, возникших в тесных коммунальных квартирах. Другой пример. В настоящее время происходит массовое перемещение людей, особенно молодежи, из деревень в крупные города.

Что такое нравственный конфликт. Смотреть фото Что такое нравственный конфликт. Смотреть картинку Что такое нравственный конфликт. Картинка про Что такое нравственный конфликт. Фото Что такое нравственный конфликт

В то же время, семья и семейные связи часто ослаблены или полностью разрушены, а моральные традиции сельской и городской жизни нарушены. Несомненно, выравнивание уровня жизни и культуры в городе и селе приведет к сокращению миграции населения в города, более того, оно вызовет обратную миграцию из больших городов и тем самым утратит свою актуальность и этот комплекс моральных качеств. конфликты. Аналогичную роль в предотвращении моральных конфликтов при социализме играет дальнейшая демократизация общественных отношений и улучшение социалистического образа жизни.

Каждая конфликтная ситуация требует взвешенного подхода со стороны субъекта, объективного анализа и учета всех обстоятельств. Важно, чтобы человек вышел из мучительной душевной борьбы с наименьшими моральными и психологическими потерями. Прежде всего, это построение иерархии моральных ценностей, распределение приоритетных ценностей и моральных требований среди доступных альтернатив. Это применение принципа «величайшего добра и наименьшего зла», а также соблюдение компромисса между конфликтующим поведением.

Пути разрешение конфликта

Уход как вариант исхода конфликта наиболее характерен для «мыслителя», который не всегда сразу готов разрешить сложную ситуацию. Ему нужно время, чтобы обдумать причины и методы решения конфликтной проблемы. Этот тип разрешения также использует «практикующего», добавляя элемент взаимности обвинению. Но в целом «практика» более характерна для активности позиции, поэтому чаще всего выбирается в межличностных противоречиях.

Это тактика прямого навязывания варианта исхода противоречия, устраивающего его инициатора. Например, глава департамента, используя свое административное право, запрещает разговаривать по телефону по личным вопросам. Кажется, он прав, но действительно ли его право универсально? Чаще всего «практикующий», уверенный в своем абсолютном влиянии и власти над партнером, прибегает к принуждению. Конечно, такой вариант возможен между «собеседником» и «мыслителем», но он полностью исключен в отношениях двух «практикующих».

Обвиняемый «практикующий», скорее всего, использует конфронтацию в этом случае и только в качестве крайней меры, но только для того, чтобы «отомстить» в другой раз. Этот исход конфликта, в некотором смысле, действительно быстро разрешает и решительно устраняет причины неудовлетворенности инициатора. Но он наиболее неблагоприятен для поддержания отношений, и если в экстремальных условиях в официальных отношениях военнослужащих, регулируемых четкой системой прав и обязанностей, он частично оправдан, то в системе современных личных, родственных и семейных отношений он становится все более и более устаревшим.

Заключение

Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависит от другого человека или группы при выполнении задачи. Поскольку все организации представляют собой системы, состоящие из взаимозависимых элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может вызвать конфликт.

Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы справиться с конфликтом, необходимо понять причины конфликтной ситуации, а также правильно определить, к какому типу конфликта она относится.

Слишком часто руководители считают, что главной причиной конфликта является столкновение личностей. В современном обществе важной задачей в воспитании людей является нравственное воспитание и нравственное воспитание, целенаправленное формирование системы их ценностей, отвечающей требованиям верховенства закона и гражданского общества. Сегодня также необходимо преодолеть моральные недостатки в обществе.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Что такое нравственный конфликт. Смотреть фото Что такое нравственный конфликт. Смотреть картинку Что такое нравственный конфликт. Картинка про Что такое нравственный конфликт. Фото Что такое нравственный конфликтЧто такое нравственный конфликт. Смотреть фото Что такое нравственный конфликт. Смотреть картинку Что такое нравственный конфликт. Картинка про Что такое нравственный конфликт. Фото Что такое нравственный конфликт

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Нравственные конфликты и способы их разрешения

Что такое нравственный конфликт. Смотреть фото Что такое нравственный конфликт. Смотреть картинку Что такое нравственный конфликт. Картинка про Что такое нравственный конфликт. Фото Что такое нравственный конфликт Что такое нравственный конфликт. Смотреть фото Что такое нравственный конфликт. Смотреть картинку Что такое нравственный конфликт. Картинка про Что такое нравственный конфликт. Фото Что такое нравственный конфликт Что такое нравственный конфликт. Смотреть фото Что такое нравственный конфликт. Смотреть картинку Что такое нравственный конфликт. Картинка про Что такое нравственный конфликт. Фото Что такое нравственный конфликт Что такое нравственный конфликт. Смотреть фото Что такое нравственный конфликт. Смотреть картинку Что такое нравственный конфликт. Картинка про Что такое нравственный конфликт. Фото Что такое нравственный конфликт

Конфликт (лат. «conflictus» – «столкновение противоположных интересов, взглядов», «серьезное разногласие», «острый спор») в широком смысле означает предельный случай обострения противоречий. Под конфликтом понимают столкновение различных как субъективных, так и объективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп, объединений.

Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражающее столкновения моральных принципов, интересов, убеждений, мотивов.

Сущность конфликтной ситуации заключается в том, что нравственные противоречия достигают такой степени остроты, когда предельно обнажаются и «сталкиваются» противоположные позиции, точки зрения, мотивы и убеждения. Возникновение нравственного конфликта всегда связано с объективной необходимостью его разрешения. Но для этого важно знать, к какому виду конфликтов он относится.

В философской, психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к классификации конфликтов. Их разделяют по носителям, субъектам конфликтных ситуаций. Сюда можно отнести конфликты между обществом и личностью, коллективом и личностью, между личностями.

К «закрытым» относится один из сложнейших видов конфликтов – внутренний, т. е. разлад с самим собой. У личности подобный конфликт есть не что иное, как внутренняя борьба мотивов, чувств. Наиболее часты личностные конфликты между моральными чувствами и рассудком, интеллектом; между долгом и желаниями, возможностями и стремлениями.

Способность разрешать нравственные конфликты, руководствуясь высшими моральными принципами, свидетельствует о нравственной зрелости личности. Зрелость личности проявляется также и в разрешении межличностных конфликтов, которые обычно обусловливаются противодействием людей друг другу. В нем сталкиваются цели, интересы людей и выражено реальное противоречие его участников.

Конфликты бывают конструктивные и деструктивные. В результате конструктивного конфликта происходит положительное разрешение проблемы. Деструктивный же не разрешает проблему, а усугубляет ее. В период серьезных общественных конфликтов их влияние затрагивает и систему образования. Разумеется, это никак не способствует формированию воспитательной обстановки.

Можно классифицировать конфликты и по их содержанию. Это проявление конкретных противоречий между должным и сущим в нравственном поведении личности.

К таким противоречиям относят:

– противоречия между знаниями нравственности и реальным поведением;

– между целью и средствами ее достижения;

– между мотивами и результатами деятельности;

– между общественными требованиями к нравственному облику личности и ее реальными действиями.

Причиной внутренних конфликтов, по мнению психологов, может быть нарушение приспособленности личности к условиям деятельности, общения. Внутренний, или внутриличностный, конфликт – это определенное психическое состояние, выражающееся в противоречивости принимаемых решений, возникновении беспокойства, тревоги, сомнений, апатии.

Педагогу необходимо располагать определенной системой знаний, навыками, определенным инструментарием в области общения. Он должен совершенствовать формы межличностных контактов.

Знание психогигиены общения – важнейшее профессиональное требование и качество, без которого педагогу-мастеру не состояться.

Существуют прямые и косвенные методы устранения конфликта. Вот некоторые из прямых методов.

Приглашение педагогом к себе конфликтующих с просьбой изложить причины конфликта. При этом более важна информативная сторона, нежели эмоциональная, осуществляется уточнение фактов.

Независимо от суждений конфликтующих сторон педагог приходит к решению. Перед оглаской решения конфликтующим предлагается высказать все, что они считают необходимым в данной ситуации. Вынесенное прямое и деловое решение, вытекающее из этических норм и требований, способствует снятию остроты инцидента.

Педагог может предложить конфликтующим высказать свои обвинения на коллективном собрании. В таком случае решение принимается на основе выступлений, замечаний, пожеланий, советов участников собрания. Решение, принятое в ходе коллективного собрания, оглашается конфликтующим сторонам.

Что такое нравственный конфликт. Смотреть фото Что такое нравственный конфликт. Смотреть картинку Что такое нравственный конфликт. Картинка про Что такое нравственный конфликт. Фото Что такое нравственный конфликт

В случае если, несмотря на принятое решение, конфликт не утихает, педагог может прибегнуть к административным мерам, так как конфликт может ущербно отразиться на учебном или производственном процессе.

Если названный выше случай оказывается недейственным, педагогу желательно разъединить конфликтующие стороны, направить в разные классы, группы, подразделения.

Следствия прямых методов устранения конфликта в различных ситуациях различны: в одних случаях психологическая атмосфера стабилизируется, в других, наоборот, может произойти ожесточение в отношениях конфликтующих сторон. Существует мнение ученых о том, что более эффективным оказываются косвенные методы погашения конфликта. Вот некоторые из них:

1. Метод «выхода чувств». Суть его в том, что человеку предоставляется возможность выразить свои отрицательные эмоции педагогу, психологу или психотерапевту. От выслушивающей стороны требуется эмоциональная поддержка собеседника, сочувственное понимание. Психологи считают, что постепенный выход отрицательных эмоций освобождает место положительным эмоциям. Этот вывод подтверждают наблюдения известного практика-психотерапевта К. Роджерса.

2. Метод «эмоционального возмещения». Человек, сетующий на своего недруга, условно рассматривается как страдающее лицо («жертва»), которому необходима помощь, сострадание, похвала его лучших качеств. В ситуации сострадания сетующему человеку эмоционально возмещается удрученное душевное состояние.

Необходимо знать действительные положительные стороны в облике сетующего человека с целью вызова самораскаяния его или выражения готовности прийти на помощь. При этом уместными будут обращения: «У вас такой богатый внутренний мир, вы так тонко чувствуете позицию. Как же это могло случиться, что в конфликте с Л.В. вы были так бессердечны. » Или так: «Знаете ли вы старинную мудрость о том, что из двух спорящих уступает тот, кто умнее. А вы же умный человек, ваш ум ценят и уважают окружающие».

3. Метод «авторитетного третьего». Суть его заключается в том, что в конфликт двух враждующих сторон подключается третье лицо, авторитетное для обеих сторон. Это лицо ненавязчиво в диалогах с каждой стороной отдельно общается на различные темы и лишь косвенно вспоминает положительное суждение обидчика о том человеке, с которым ведется диалог.

4. Метод «обнажения агрессии». Психолог, педагог, психотерапевт (или другое лицо) предоставляет возможность конфликтующим сторонам выразить свою неприязнь в его присутствии. Дальнейшая работа основывается на одном из следующих методов.

5. Метод «принудительного слушания оппонента». В ходе ссоры конфликтующих сторон педагог, психолог, психотерапевт (или другое лицо) дает инструктивный совет обеим сторонам: «Каждый из вас, прежде чем ответить оппоненту, должен с предельной точностью повторить его последнюю реплику». Обычно ссорящиеся люди невнимательны к словам оппонента, порой приписывают то, что в действительности отсутствует. Фиксируя внимание конфликтующих на соблюдении инструктивного совета, психолог, педагог (или другое лицо) принуждает их к добросовестному слушанию, а это снимает взаимное ожесточение в отношениях, а также активизирует самокритичность.

6. Метод «обмена позиций». Враждующим предлагается обменяться ролями, т. е. взглянуть на ситуацию глазами оппонента. Метод, основывающийся на взгляде со стороны, обязывает конфликтующих соблюдать нормы этикета в общении.

7. Метод «расширения духовного горизонта» спорящих. Ссора протоколируется или записывается на магнитофон (видеомагнитофон). Ссора может быть остановлена, а ее запись воспроизведена с целью ее анализа.

Психолог, педагог, психотерапевт (или другое лицо) профессионально анализирует слова, суждения конфликтующих (в их присутствии), обнажая эгоизм, все примитивное, непринципиальное, что вызывает вражду.

Перед ссорящимися намечаются моральные ценности более высокого уровня, а также цели, в стремлении к которым ссорящиеся, возможно, едины, а не враждебны. Акцентируя внимание на высоких моральных ценностях, педагог (психолог) помогает враждующим оставить мелочные личные счеты и духовно переориентироваться.

И прямые, и косвенные методы погашения конфликта должны основываться на этических нормах, не ущемлять человеческое достоинство и служить духовному росту личности.

Сложность разрешения конфликтов и устранения конфликтогенных ситуаций заключается в том, что лицу, разрешающему конфликт, необходимо совершить правильный моральный выбор. Правильный выбор возможен в том случае, если личность обладает истинными нравственными знаниями и убеждениями, сильной волей, способностью поддерживать нравственные отношения и следовать нравственной норме в любых обстоятельствах. Нравственные отношения и нравственная норма являются своеобразным моральным регулятором в конфликтогенной ситуации.

Нравственная норма выступает своеобразным требованием общества к личности, группе, коллективу. Она является важным условием предотвращения возникновения конфликтов.

Моральное требование – это в значительной мере конкретизированное предписание. Оно адресуется преподавателю в форме указания о необходимости следовать принятому в обществе характеру поведения, согласующемуся с профессиональным долгом. Моральные требования, в свою очередь, определяют характер моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе.

Нормы педагогической морали представляют собой конкретное указание о характере и форме поступков преподавателя в отношении к другим преподавателям, обучаемым. В моральных нормах зафиксированы стереотипы действий людей.

Философ Л.М. Архангельский обратил внимание на специфические функции нормы: «Нравственная норма является своеобразной „клеточкой“ морали, тем „фокусом“, через который наиболее концентрированно выражены социальные функции морали как регулятора взаимоотношений между людьми». Он указывает на то, что норма как бы синтезирует в себе духовную и практическую стороны морали. Поэтому рассматривать ее необходимо не только в рамках нравственного сознания, но и в рамках нравственной деятельности и нравственных отношений.

Нравственные отношения, так же как политические, экономические, правовые и другие, входят в структуру общественных отношений. Они представляют собой такую совокупность социальных связей и зависимостей, в которой определяющим является взаимодействие людей и социальных общностей, основанное на общепризнанных моральных ценностях и направленное на соблюдение общественного блага и пользы, на гармонизацию условий человеческого общежития, на достижение нравственного прогресса.

Выделение нравственных отношений в структуре общественных закономерно, так как они имеют особые функции социальной координации, субординации и регулирования. Каждому из видов общественных отношений свойственны специфические признаки, характеристики и критерии.

Основным критерием различения видов общественных отношений является сфера социальной деятельности и характер социальных зависимостей. В основе нравственных отношений лежат зависимости между предписаниями долженствования и субъективным восприятием этих предписаний личностью, между личными и общественными интересами.

Нравственные отношения регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, правилами и предписаниями, получившими общественное признание и усваиваемыми личностью в ходе ее социализации.

Особенность нравственных отношений заключается в том, что они имеют ценностно-регулятивный и непосредственно оценочный характер, т. е. в них все основано на моральной оценке, выполняющей определенные функции регулирования, контроля.

Все виды нравственных отношений оцениваются с точки зрения того, придерживаются или не придерживаются взаимодействующие стороны в своем поведении и деятельности моральных принципов, норм, требований, традиций, предписаний.

Нравственные отношения в любой сфере имеют сложную структуру. В профессиональной педагогической деятельности ее можно рассматривать исходя из следующих оснований: субъектно-объектного, качественного, а также в зависимости от видов и сфер взаимодействия, связей и социальных контактов учителя.

Субъектно-объектные отношения возникают между преподавателем и лицами, с которыми он общается, выполняя свой профессиональный долг, а также с представителями учреждений, предписывающими ему определенные обязанности.

Качественные характеристики нравственных отношений позволяют установить степень взаимного уважения, доверия, требовательности, солидарности и творческой инициативы, взаимной заботы, признания чести и достоинства у всех участников педагогического процесса.

Педагогическая этика рассматривает нравственные отношения как совокупность общественных контактов и взаимных связей, возникающих у преподавателя с теми людьми и представителями учреждений, по отношению к которым он имеет профессиональные обязанности.

Нравственные отношения являются своеобразным объединяющим элементом. По утверждению исследователей педагогической этики, в них отражается уровень развития нравственного сознания, степень зрелости нравственной деятельности, реализация нравственных потребностей и моральных установок, единство слова и дела – все то, что характеризует активную жизненную позицию педагога.

Регулятивную функцию в межличностных отношениях в конфликтогенной ситуации выполняет общественное мнение. Оно обычно выступает своеобразным неофициальным законом – императивом. Постоянство воздействия и зрелость общественного мнения определяется степенью развития нравственного сознания личности, зрелостью нравственных отношений в коллективе.

Нравственные отношения, в свою очередь, контролируются и поддерживаются общественным мнением. Поэтому общественное мнение кроме регулятивной выполняет и контролирующую функцию в конфликтной ситуации. Общественное мнение во многом предопределяет линию поведения конфликтующих, в значительной степени влияет на выбор действий, поступков.

Известно, конфликты обычно разрешаются благодаря моральной поддержке той стороны, которая находится на позициях, соответствующих нравственной норме. При этом важно убедить лиц, придерживающихся взглядов, позиций, не соответствующих принятым нормам и нравственным принципам, в несостоятельности их позиций. Большое значение в регуляции межличностных отношений имеют одобрения конкретных поступков, осуждения ложных убеждений.

Личность с предубеждениями, основанными преимущественно на личном опыте, не способная критически осмысливать обывательскую моральную психологию, часто пытается спроецировать свое поведение без учета общественного фактора, ибо в ее убеждениях доминантой выступает суждение: «Пусть другие это делают» или «Что, мне больше других надо?» и др.

Такая личность заранее способна предписывать безнравственным действиям, поступкам позитивный смысл. Конформизм, обывательская психология, лицемерие как визитная карточка безнравственного поведения часто являются основной причиной моральных конфликтов. Но в противовес подобным личностям выступают другие – безупречно следующие нравственному идеалу. Любую жизненную ситуацию они оценивают также через призму нравственного идеала.

Нравственный идеал личности является результатом развития морали как формы общественного сознания. Нравственный идеал есть совокупность нравственных ценностей, соотнесенных с потребностями развития общества и с качествами личности. В нравственном идеале воплощается единство ведущих интересов личности и общества, он концентрированно выражает социальные функции нравственности.

Действенность нравственного идеала в конфликтной ситуации проявляется в том, что личность не останавливается на констатации происшедшего, а предпринимает определенные меры для того, чтобы в данных обстоятельствах изменить некоторые явления от существующих до должных (в соответствии «должного» с принципами морали, нормами). В интеллектуальный, эмоциональный, волевой аспекты такого действия подключается и мировоззрение, и нравственность личности.

Основная функция нравственного идеала личности – быть образцом в деятельности, мышлении, поведении. Поэтому нравственный идеал благодаря своей ценностной природе и функциям может стать средством воспитания ориентации школьников на высшие общественные образцы в индивидуальной деятельности, в поведении.

Нравственный идеал формируется путем воспитания общественно ценных нравственных качеств, осознания принципиального сходства нравственных качеств человека и его отношения к делу. Стремление к достижению идеала помогает личности осуществлять свою жизнедеятельность на основе ценностей общества. Эта способность идеала делает его важным средством в воспитании и самовоспитании личности.

Моральный идеал формируется в нравственном сознании личности как понимание должного, в котором объединяется идея о всеобщей моральной норме с такими моральными качествами, которые соответствовали бы этой норме.

Лишь те личности, которые своими конкретными практическими действиями и поступками сближают действительность с нравственным идеалом, способны облагораживать микросреду и разумно разрешать конфликтогенные ситуации.

Формула их поведения: оценка ситуации – решение – действие. В данном случае имеется в виду действие, по своей значимости равноценное поступку. Психологи различают понятия «действие» и «поступок».

Поступок – возвеличение, подтверждение или низвержение ценностей, переосмысление жизненно значимого. Поступок – категория нравственно-ценностного содержания. Он представляет собой совокупность нравственных отношений, которые выражают его сущность.

Принятие решений в конфликтогенных ситуациях – это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность абстрагироваться от обстоятельств, психическая устойчивость по отношению к трудностям, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе есть особые качества личности, возникающие на волевой основе.

Моральный выбор в ситуации конфликта как межличностного, так и внутриличностного имеет две стороны: 1) объективную – возможность выбрать; 2) субъективную – активность личности в определенных обстоятельствах и мера ответственности за выбор.

Субъективная сторона, связанная с ответственностью, реализуется через свободу воли, выбора, решения, принятие установки к действию. Дееспособность ответственности очень важна в разрешении моральных конфликтов.

Ответственность как сложное структурное образование включает:

а) осознание личностью социальной значимости разрешения конфликта;

б) убежденность в необходимости действовать в соответствии с нравственными нормами, принципами, идеалами;

в) предвидение последствий поступков;

г) постоянный контроль и критическое отношение к своим действиям;

д) стремление к максимальной самореализации в общественно полезной деятельности;

е) самоотчет и самооценку;

ж) готовность принять и нести ответственность за свои действия.

Мудрость морального выбора в конфликтной ситуации зависит от многих факторов. Во-первых, это возможность выбора и способность личности выбирать как необходимое условие свободы морального выбора.

Социальная обусловленность морального выбора выражается в характере объективных возможностей поступать так, как следует в системе общественных отношений. Внутренняя обусловленность неразрывно связана с мировоззренческой, моральной стороной решения личности.

Внешняя и внутренняя обусловленность выбора в конфликтной ситуации, вытекающая в различных обстоятельствах в различные варианты решений, всегда отражает ценностную ориентацию личности, диапазон нравственного и безнравственного, линию поведения.

Во-вторых, таковым фактором выступает мера ответственности. Этики утверждают, что мера ответственности личности возрастает с увеличением диапазона свободы морального выбора. Возможность и способность выбора определяют меру ответственности. Личность ответственна за свои поступки в меру свободы выбора и отвечает лишь за то, что она объективно, в соответствии с обстоятельствами, могла и субъективно, в соответствии с нравственной необходимостью, должна была выбрать и реализовать в поступке.

В-третьих, выбор средств разрешения конфликтной ситуации или конфликта. Средства должны быть эффективными, целесообразными, гуманными, что обеспечивает их нравственную ценность.

В-четвертых, сама природа морального выбора имеет принципиальное значение в конфликтной ситуации. В чем же сущность природы морального выбора? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к структуре поступка.

Основанием поступка выступает мотив – внутреннее, осознанное субъективно-личностное побуждение к поступку. Мотив может выступать целью моральной деятельности. Он может быть обусловлен чувством долга, гражданственности, чувством чести, человеческого достоинства (защитить достоинство другого человека или равнодушно промолчать – личность решает самостоятельно). Но осознанность моральной мотивации может быть не во всех случаях.

Существует мнение психологов, этиков о том, что мотив может выступать и в форме автоматического побуждения, закрепленного в привычке, аккумулирующей нравственный опыт личности по разрешению проблемных ситуаций. В конфликтных ситуациях личность отдает предпочтение основным, главенствующим мотивам, ведущим за собой все остальные побуждения.

Нравственное содержание мотива взаимосвязано с мерой ответственности личности за выбор в ситуации морального конфликта. Моральный выбор целесообразен в том случае, когда имеется соответствие мотива и результата, т. е. последствий мотивированного действия.

Мотив, цель, средства, действия, последствия дают нам представление о конкретном поступке, а серия поступков дает нам представление о нравственной деятельности личности, ее активной или пассивной позиции.

Способность преобразовывать обстоятельства во имя нравственных целей, умение принимать решение и выбирать средства в соответствии с нравственной необходимостью свидетельствуют о том, что личность в многообразии ситуаций способна сознательно определить линию поведения, соотнеся моральный выбор с жизненными обстоятельствами, продемонстрировав при этом гуманность, принципиальность, противодействие аморальному.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *