Что такое нравственный облик человека
Нравственный облик
Смотреть что такое «Нравственный облик» в других словарях:
ОБЛИК — ОБЛИК, облика, муж. (книжн.). 1. Очертание, наружность, внешний вид. «Как чист и нежен облик юного лица.» А.Тургенев. «Имел облик настоящего мужика.» Короленко. 2. Характер, душевный склад. Нравственный облик. Облик писателя. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
облик — а, м. 1) Внешний вид, наружность, очертание кого л. или чего л. Облик матери. И над руиной Кампаниле, венчавшей прежде облик твой [Венеции], о всем прекрасном, что в могиле, мечтать с поникшей головой (Брюсов). Синонимы: (внешний) вид, вне/шность … Популярный словарь русского языка
облик — ОБЛИК1, а, м То же, что вид; Син.: внешность, наружность. И еще отметил Авдий про себя отсутствие каких либо примечательных черт в облике Гришана (Ч. Айтматов). ОБЛИК2, а, м То же, что вид. За последние 5 лет облик города сильно изменился. ОБЛИК3 … Толковый словарь русских существительных
ОБЛИК — ОБЛИК, а, муж. 1. Внешний вид, очертание, наружность. Приятный о. Потерять человеческий о. (перен.: повести себя не по человечески, а также опуститься морально или внешне). 2. перен. Характер, душевный склад. Нравственный о. человека. Толковый… … Толковый словарь Ожегова
ОБЛИК НРАВСТВЕННЫЙ — нравственное лицо человека, склад его ума и характера, отличительные черты и особенности жизнепонимания и поведения. Если понятие нравственных свойств характеризует человека с отдельных сторон, то О.н. заключает в себе его общую характеристику,… … Российская социологическая энциклопедия
нравственный — ая, ое; вен, венна, венно. 1. только полн. к Нравственность. Н. облик. Н ые взгляды. Н ая позиция. Н ое начало в русской литературе. Н ое здоровье общества. Н ые правила, законы. Н ое воспитание. Н ая сила, стойкость. // Относящийся к сознанию, к … Энциклопедический словарь
нравственный — ая, ое; вен, венна, венно. см. тж. нравственно 1) а) только полн. к нравственность Нра/вственный облик. Н ые взгляды. Н ая позиция … Словарь многих выражений
ОБЛИК НРАВСТВЕННЫЙ — совокупная характеристика моральных свойств, черт и качеств личности. О.Н., выступая как целое, не сводим к сумме отдельно взятых морально нравственных параметров и измерений личности ( недостатки человека всегда являются продолжением его… … Социология: Энциклопедия
КОНФЛИКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ — – вид профессионального конфликта, имеющий нравственную сторону, конфликт в сфере профессиональной морали, в моральном сознании профессиональной группы как части общества и отдельного его представителя (специалиста профессионала), и в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ценз нравственный — (иноск.) облик, совокупность необходимых нравственных качеств Ср. Где голова наукой хоть набита, А голос совести молчит, Дела там не дадут профита, А лишь печальный дефицит. *** Афоризмы. Ср. Qui proficit in litteris et deficit in moribus, plus… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
ОБЛИК НРАВСТВЕННЫЙ
Смотреть что такое «ОБЛИК НРАВСТВЕННЫЙ» в других словарях:
ОБЛИК НРАВСТВЕННЫЙ — совокупная характеристика моральных свойств, черт и качеств личности. О.Н., выступая как целое, не сводим к сумме отдельно взятых морально нравственных параметров и измерений личности ( недостатки человека всегда являются продолжением его… … Социология: Энциклопедия
ОБЛИК — ОБЛИК, облика, муж. (книжн.). 1. Очертание, наружность, внешний вид. «Как чист и нежен облик юного лица.» А.Тургенев. «Имел облик настоящего мужика.» Короленко. 2. Характер, душевный склад. Нравственный облик. Облик писателя. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
ОБЛИК — ОБЛИК, а, муж. 1. Внешний вид, очертание, наружность. Приятный о. Потерять человеческий о. (перен.: повести себя не по человечески, а также опуститься морально или внешне). 2. перен. Характер, душевный склад. Нравственный о. человека. Толковый… … Толковый словарь Ожегова
Нравственный облик — отличительные черты человека, его характер, миропонимание и поведение и их соответствие нравственным законам. Нравственный облик включает в себя полный перечень положительных нравственных качеств и присутствие отрицательных в данном человеке.… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
облик — а, м. 1) Внешний вид, наружность, очертание кого л. или чего л. Облик матери. И над руиной Кампаниле, венчавшей прежде облик твой [Венеции], о всем прекрасном, что в могиле, мечтать с поникшей головой (Брюсов). Синонимы: (внешний) вид, вне/шность … Популярный словарь русского языка
облик — ОБЛИК1, а, м То же, что вид; Син.: внешность, наружность. И еще отметил Авдий про себя отсутствие каких либо примечательных черт в облике Гришана (Ч. Айтматов). ОБЛИК2, а, м То же, что вид. За последние 5 лет облик города сильно изменился. ОБЛИК3 … Толковый словарь русских существительных
нравственный — ая, ое; вен, венна, венно. 1. только полн. к Нравственность. Н. облик. Н ые взгляды. Н ая позиция. Н ое начало в русской литературе. Н ое здоровье общества. Н ые правила, законы. Н ое воспитание. Н ая сила, стойкость. // Относящийся к сознанию, к … Энциклопедический словарь
нравственный — ая, ое; вен, венна, венно. см. тж. нравственно 1) а) только полн. к нравственность Нра/вственный облик. Н ые взгляды. Н ая позиция … Словарь многих выражений
КОНФЛИКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ — – вид профессионального конфликта, имеющий нравственную сторону, конфликт в сфере профессиональной морали, в моральном сознании профессиональной группы как части общества и отдельного его представителя (специалиста профессионала), и в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ценз нравственный — (иноск.) облик, совокупность необходимых нравственных качеств Ср. Где голова наукой хоть набита, А голос совести молчит, Дела там не дадут профита, А лишь печальный дефицит. *** Афоризмы. Ср. Qui proficit in litteris et deficit in moribus, plus… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Каковы основные пороки и добродетели
Нравственный облик — совокупная характеристика моральных свойств, черт и качеств личности. Нравственный облик, выступая как целое, не сводим к сумме отдельно взятых морально-нравственных параметров и измерений личности («недостатки человека всегда являются продолжением его достоинств»). Он представляет собой неразрывное единство сознания и поведения человека.
Нравственный облик человека может формироваться под влиянием господствующих умонастроений эпохи, под влиянием социальной микросреды.
Параметрами нравственного облика в значимой степени обусловливается социальная адаптация людей к кардинально изменившимся жизненным условиям.
В основе выделения нравственных типов личности лежит господствующая моральная ценность, мотивы поведения. Данная типология условна, отсутствуют оценочные критерии и не являются абсолютными.
-Потребительский тип. Самый маломоральный тип. Человек такого типа считает мораль средством получения пользы. Именно польза основной и единственный мотив поведения. Моральные поступки – одна из разновидностей полезных, они должны вести к успеху, счастью, цели, приобретению благ, а следовательно к счастью, которое является главной ценностью этого типа личности. Позиция индивида – стремится к счастью в одиночку, и только достигнув, начинает делиться рецептами с др. Этот тип деятелен.
-Конформистский тип. Легко поддается влиянию, его нравственность зависит от одобрения или осуждения окружающих. Главной ценностью является чувство общности с социальной средой. Главная нравственная ценность – коллективное счастье. Главное – поступать как все. В нем слабо развита автономия нравственности.
-Аристократический тип. Для данного типа личности характерно ответственность за поступки не перед обществом, а перед самим собой. Тип личности противостоит любым общественным условностям и правилам, если они расходятся с его совестью. Такой тип асоциален, его ориентация индивидуалистична, нравственная ценность – свобода. Он толерантен пока не посягают на его личную свободу. Источником нравственных правил является внутренний голос совести.
-Героический тип. Герой всегда борется с обстоятельствами, другими людьми, с историческими событиями. Главными ценностями является борьба за справедливость. Очень активен, противостоит всему тому, что не выдержало сравнения с идеалом, с идеей абсолютного добра, однако существует проблема, что начав борьбу с какой-то частной несправедливостью, он начинает сражаться со всем миром, т.е. есть опасность полюбить борьбу ради борьбы, поэтому главным для данного типа есть проблема выбора цели и средств. Данный тип занимает активную жизненную позицию, обращает внимание на рациональные нормативы поведения и в целом имеет высокую моральную ориентацию.
-Религиозный тип. К данному типу можно отнести и верующих и даже атеистов. Главное для данного типа чувство, что он ходит под богом, исповедует нравственность перед лицом бога, т.е. может напрямую соприкасаться с самыми высокими ценностями и смыслами. Отсюда следует, что приходят к нравственности индивидуально, а не коллективно. Заповеди – это нормы, которые определяют регулирование поведения человека. Главной нравственной ценностью является смысл жизни. Мотивом поведения выступает моральное чувство, тождественное любви. Данный тип личности активен и своим поведением стремится к поиску смысла жизни.
Идеал
Духовно-нравственные идеалы личности служат образцом для подражания. Общество предъявляет к людям определенные требования морального поведения. Его носителем как раз и являются нравственные идеалы. Образ высокоразвитой в моральном плане личности воплощает в себе те положительные качества, которые служат эталоном отношений и поведения между людьми. Именно эти характеристики заставляют человека в частности и общество в целом совершенствовать свой моральный облик, а значит, развиваться. Идеалы и нравственные ценности разных времен различались между собой. Многие известные мыслители и поэты поднимали эту тему в своих произведениях. Для Аристотеля нравственный идеал заключался в самосозерцании, познании истины и отрешении от мирских дел. По мнению Канта, внутри любой личности находится «совершенный человек». Инструкцией для поступков его и является нравственный идеал. Это своеобразный внутренний компас, который приближает человека к совершенству, но при этом совершенным не делает. Для каждого философа, ученого, теолога существовал свой образ и свое понимание нравственного идеала.
Понимание о нравственном идеале имеет распространение и на все общество. Человек мечтает видеть себя в социуме, который будет построен на гуманных и справедливых принципах. В этом случае идеалом служит образ такого общества, в котором возможно выражение интересов определенных социальных групп, их понятий о высшей справедливости и том общественном устройстве, которое стало бы лучшим.
Нравственные показатели общественного идеала состоят из равноправного распределения жизненных благ между членами общества, соотношения между человеческими правами и обязанностями. К высокоморальным элементам относят способности личности, ее место в жизни, вклад в общественную жизнь и объем полученного взамен за это. Нравственные идеалы обуславливают положительные показатели жизни и способность к достижению счастливого существования. Стремясь к совершенству, которое является конечной целью всех усилий, человек и общество должны использовать только высокоморальные средства.
Что такое «нравственность» в современном понимании? (4 фото)
Нравственность – это одна из главных характеристик личности. Она необходима человеку, чтобы сформировать сильный характер, развить в себе ответственность, порядочность, честность и самоконтроль.
Разумеется, эти качества можно целенаправленно развивать, независимо от уровня нравственности. Но для достижения наилучших результатов крепкая основа необходима. Сегодня мы подробно разберём, что такое нравственность, какое значение она имеет в жизни и можно ли её развить.
Что такое нравственность?
Нравственность — это совокупность внутренних ценностей и принципов, которыми мы руководствуемся, совершая поступки и осмысливая их в дальнейшем. Она определяет, как человек воспринимает гуманистические ценности и насколько стремится их придерживаться. В отличие от морали, являющейся формой общественного знания, нравственность носит сугубо индивидуальный характер. Однако нельзя отрицать, что формируется она под влиянием внешних обстоятельств.
При этом, нравственность нельзя рассматривать в отрыве от морали. В то же время важно различать эти понятия, поскольку они очень близки, и разница между ними всегда была предметом спора для философов. В разговорной речи эти слова часто употребляются как синонимы, но с точки зрения философии нравственность отличается от морали тем, что направлена на оценку своих внутренних качеств, внутренней реакции на мысли и поступки.
Мораль определяется общественными нормами, она относительна, зависит от окружения и ситуации. Нравственность же является индивидуальной чертой личности, для конкретного человека она абсолютна и не зависит от обстоятельств. Её можно рассматривать как внутреннюю сторону морали, которую мы формируем только для себя и по которой оцениваем собственные поступки.
Лучше понять, что такое нравственность, помогает происхождение слова. Оно образовано от русского слова «нрав». Этимология термина подчёркивает, что это нечто, идущее изнутри – от характера человека. Однако в разговорной речи нравственность часто отождествляется с моралью, которая подразумевает следование общепринятым нормам поведения.
Главные составляющие нравственности
В понятие нравственности обычно включают основные положительные качества личности: доброту, честность, порядочность, ответственность, сострадание, щедрость, трудолюбие, надежность и прочее. Для каждого человека набор составляющих может отличаться. К примеру, христианин выше всего ставит 10 заповедей, продиктованных его верой. Представители других религий придерживаются собственных нравственных принципов.
Для многих людей наиболее желательные составляющие нравственности определяются их основным родом деятельности. К примеру, пожарный должен быть смелым и самоотверженным, правоохранитель – честным и принципиальным, а судья – порядочным и справедливым.
Кроме того, нравственность очень субъективна. Многие вещи, которые приемлемы для одних людей, другим кажутся абсолютно аморальными и безнравственными. Например, сторонники гедонизма считают, что каждый человек должен получать максимум удовольствия от жизни. Это противоречит принципам верующих людей, и они наверняка упрекнут гедониста в безнравственности.
Люди с консервативными взглядами крайне негативно относятся к гражданскому браку и иным проявлениям свободы в личных отношениях. При этом они смешивают понятия нравственности и морали, называя раскрепощенное поведение современной молодёжи аморальным только потому, что оно является неприемлемым с их личной точки зрения.
Как проявляется нравственность?
Про человека, который в своих поступках руководствуется нравственностью, обычно говорят, что он поступает по совести. То есть, одно из ключевых проявлений нравственности заключается в том, чтобы ответственно и справедливо относиться к окружающим, никак их не ущемляя ради собственной корысти.
Многие стараются поступать по совести из религиозных соображений, рассчитывая, что таким образом они спасают свою душу. Такой подход сложно назвать бескорыстным, а ведь бескорыстие – одно из главных проявлений нравственности. Тем не менее, именно религия для многих людей является основным стимулом к формированию правильных взглядов и идеалов.
С точки зрения эволюции нравственность – это один из важнейших механизмов, обеспечивших выживание и развитие человеческого рода. Это свойство отдельной личности, играющее огромную роль для всего общества. Именно нравственность мотивирует людей поддерживать друг друга, и если бы её не было, человечество искоренило бы само себя. Любые умышленные преступления совершаются безнравственными людьми. При этом для окружающих они вполне могут выглядеть высокоморальными личностями.
С учетом вышесказанного, благополучие каждого отдельно взятого общества и человечества в целом зависит от уровня нравственности людей. Мораль данную задачу решить не может, поскольку она подразумевает внешнюю оценку. Человек, руководствующийся моралью, всегда поступает так, чтобы окружающие оценили его поступок. Тот же, кто руководствуется нравственностью, не нуждается в чужих оценках, а сам оценивает собственные действия.
История зарождения нравственности
Считается, что первые проявления нравственности появлялись ещё у первобытных людей. Чтобы жить в социуме, они должны были противостоять собственным животным инстинктам. Тогда же формировалась и мораль, поскольку первым людям необходимо было вести себя так, чтобы добиваться одобрения и получать определенный статус в своем племени. Но если нормы морали вырабатывались совместно, и за их соблюдением следили, то нравственность была личным ориентиром каждого отдельно взятого человека.
В современном мире нравственные нормы также остаются личным делом каждого человека. Государство следит за соблюдением закона и наказывает преступников, общество порицает людей, отступающихся от норм морали. Но за нравственностью следить нужно самостоятельно. Единственным внешним институтом, поддерживающим нравственное поведение, является церковь. Но как мы выяснили выше, стремление быть «чистым» с точки зрения своей веры не всегда является достаточно бескорыстным.
Тем не менее, многие люди искренне стремятся придерживаться правил, продиктованных их религией. Так в христианстве присутствует 10 заповедей, предписывающих человеку нравственное поведение. Как и во многих других религиях, в христианстве действует так называемое «Золотое правило нравственности». Наиболее распространённая формулировка звучит так: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой». Этот принцип встречается и в философских трудах и во многих литературных произведениях.
Значение нравственности
Переоценить значение нравственности невозможно, поскольку это основополагающая черта личности, являющаяся фундаментом для формирования крепкого и сильного характера. Её наличие – это признак человека со здоровой психикой и высоким уровнем когнитивных способностей, который способен занять достойное место в обществе и жить в гармонии с окружающими. Нравственный человек, как правило, сам счастливее в личной жизни и делает счастливыми близких людей.
Нравственность помогает человеку находить разумный баланс между жертвенностью и эгоизмом. Нравственно-ориентированные личности, в отличие от эго-ориентированных, обладают более высоким уровнем гражданского сознания. Это гарантирует им возможность занять достойное место в социуме, поскольку обеспечивает комфортное сосуществование с другими людьми.
Как развить нравственность?
Исследования показывают, что нравственность формируется в детстве. Её основа закладывается уже к 7 годам, а к 16 она развивается полностью. Это не значит, что взрослый человек не может повлиять на своё нравственное развитие. Он вполне может совершенствоваться, прививать себе новые принципы и строго их придерживаться. Однако для него они будут уже скорее моральными, чем нравственными.
Развивать нравственность нужно в раннем возрасте, поэтому детям необходимо обеспечивать для этого соответствующие условия. Очевидно, что каждый ответственный родитель пытается привить своему ребёнку определенные черты нравственного поведения: честность, ответственность, искренность, порядочность и прочие общепризнанные человеческие ценности.
Несмотря на старания, получается это далеко не у всех, поскольку сами родители часто неправильно понимают, что такое нравственность, и пытаются навязывать ребёнку свои взгляды, используя неправильные или даже неприемлемые методы. Рассмотрим несколько правильных подходов, которые помогут развить нравственность у ребенка.
1. Личный пример
В практике психологов часто встречается ситуация, когда у человека имеется какая-то необъяснимая привычка, про которую он точно не может сказать, откуда она взялась. Это может быть необычный способ готовить определенное блюдо или странная последовательность действий во вполне привычных делах. Впоследствии часто выясняется, что эта привычка передалась человеку от родителей, но сам он об этом даже не знал.
Очень многие аспекты своего поведения дети перенимают у взрослых. И если вы хотите привить ребёнку нравственность, постарайтесь в его присутствии всегда вести себя подобающим образом. Это эффективный педагогический приём, обеспечивающий более надежный результат, чем любые убеждения и наказания.
2. Дружеская беседа
Дети негативно воспринимают любые нравоучения. Они могут соглашаться, но только для того, чтобы поскорее прекратить неприятный разговор, ведь для ребёнка любое моральное давление невыносимо. При этом дети очень хорошо воспринимают и запоминают информацию, которую получают в ходе интересного дружеского разговора. Замените наставления и упрёки советами, и ребёнок станет слушать вас намного внимательнее.
3. Дискуссия с совместным поиском истины
Отличный способ обучения, обеспечивающий прочное запоминание информации – это самостоятельный поиск ответа или нахождение его в процессе дискуссии. Поэтому, если вы хотите привить ребёнку какую-то нравственную черту, постарайтесь сделать так, чтобы он сам понял её важность. Можно привести пример из жизни, подогреть его интерес наводящими вопросами.
4. Развивающие игры
Детская любовь к играм – это мощный механизм развития, предусмотренный природой. Так почему бы не использовать его по назначению? Именно в играх дети обычно учатся взаимодействию с другими людьми. И именно в играх им лучше всего прививать такие важные аспекты нравственности как честность, ответственность и справедливость. Глядя на реакцию других игроков, ребёнок учится думать об окружающих, преодолевая врожденное эгоцентрическое восприятие.
5. Чтение
Не только детские сказки, но и вполне взрослые литературные произведения показывают плохие и хорошие поступки персонажей, предлагая читателю самому сделать нужные выводы. Поэтому чтение книг помогает детям понять, какие поступки являются нравственными, а какие – нет.
Развить нравственность у ребёнка не так сложно, главное – уделять внимание мелочам, которые мы рассмотрели. Также важно всегда давать ребёнку высказаться, чтобы он осознавал ценность своего мнения для окружающих и сам больше его ценил. В будущем он будет придавать большее значение собственным мыслям, что важно для развития нравственности.
Заключение
Нравственность – это одно из важнейших качеств человека, стремящегося к личностному совершенству. Она представляет собой набор безусловных ценностей, представляющих для этого человека абсолютные этические идеалы. И если он в состоянии придерживаться собственных идеалов и не нарушать своих же правил, его самооценка заметно повышается. А наличие самоуважения – один из важнейших факторов успеха в современном мире.
Что такое нравственный облик человека
НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК ЧЕЛОВЕКА
ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ?
Толковый словарь русского языка отвечает на этот вопрос так: нравственность — это «совокупность норм, определяющих поведение человека». Что же это за нормы?
Еще в раннем детстве каждый из нас узнает и навсегда безоговорочно принимает целый ряд законов и правил: нельзя красть, нехорошо обманывать, нужно трудиться, нельзя обижать маленьких, надо заботиться о старых, любить родителей, быть преданным делу коммунизма, помогать людям. Мы становимся старше — и в наше сознание входят все новые и новые нормы поведения человека. Мы размышляем и спорим о доброте и жестокости, совести п чести, порядочности и бесчестии, благородстве и подлости, мужестве и равнодушии. Мы учимся не только говорить и думать, но, главное, действовать в соответствии с этими понятиями — так создается наше представление о нравственности.
А теперь представьте себе, что изобретена машина времени и мы с вами можем совершить путешествие в любую эпоху — прошедшую или будущую. Мы выбрали для начала Россию прошлого века. Вот мы идем по воспетой Гоголем русской степной дороге. Навстречу движется странная для нашего глаза группа людей: впереди две молоденькие девушки в белых платьях — налегке, только с маленькими корзинками. А за ними пожилая женщина с трудом тащит тяжелую ношу: корзину с едой, саквояж с одеждой. Мы возмущенно восклицаем: «Как это вы заставляете старого человека носить тяжести!» — и хотим помочь старой женщине, но она не отдает корзины. Девушки останавливаются. Они не понимают, что нас возмутило. Ведь эта женщина — крепостная служанка! И то, что кажется нам безнравственным н безобразным, воспринимается и девушками и женщиной как нечто естественное — такова мораль крепостнического века!
Не понравилось нам в прошлом. Машина времени переносит нас в будущее. Мы на той же русской степной дороге, но как изменилось все кругом! Вон виднеется вдали новый город, весь в зелени, с белыми нарядными домами. Вот раскинулся возле дороги фруктовый сад. Но что это? Два мальчика, пробегающие мимо сада, срывают яблоки, преспокойно набивают ими карманы н двигаются нам навстречу. Мы снова возмущены: «Как можно рвать яблоки в чужом саду?» Мальчики изумлены безмерно: откуда мы взялись, если не понимаем самых простых вещей! Сад вовсе не чужой: оп общий, все работают в нем, и всем можно рвать яблоки. Опять мы попали впросак. То, что казалось нам безнравственным, оказывается, может стать естественным в будущем.
Это очень примитивные, самые простейшие примеры. Но уже нз них мы можем сделать вывод — самый первый, необходимый вывод: нравственные нормы не остаются неизменными. Они меняются с течением времени.
ОТ ЧЕГО ЖЕ ЗАВИСЯТ НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ?
Вы уже знаете, какой путь прошло человечество, чтобы люди превратились нз неандертальцев в сегодняшних людей, разумных, знающих, понимающих природу.
Вам знакомы знаменитые слова Фридриха Энгельса о том, что «труд создал человека». Вы помните, как медленно, постепенно развивался человеческий организм, превращаясь в самое совершенное творение природы. Но ведь развивалось с веками не только физическое строение людей. В течение веков рос, развивался и нравственный мир человека. Как же происходило это развитие?
Человек не может жить один. Об этом мы не только знаем из книг, но и собственный наш жизненный опыт подсказывает: «плохо человеку, когда он один» (В. Маяковский). Уже в самые далекие времена люди вынуждены были объединяться, чтобы совместно добывать себе пищу, одежду, кров — чтобы жить. Но условия жизни диктовали нашим предкам и жестокость и несправедливость.
Вот картина далекого прошлого. На высокой скале собралось много народа. Здесь мужчины и женщины, сильные, мускулистые, красивые. Дети держатся за руки матерей; те, что постарше, бегают по скале, играют, догоняют друг друга, карабкаются на камни. Мирная, спокойная жизнь, казалось бы. А собрались все эти люди потому, что сейчас с этой скалы сбросят в море, убьют дряхлого старика: он не нужен людям, обременяет нх, его нечем прокормить. Вместе с ним погибнет ребенок: он слаб, хил; нет надежды, что он вырастет крепким и сильным, сможет вести суровую жизнь в суровых условиях — он должен погибнуть.
Не стоит даже спрашивать, нравственно ли такое решение человеческой судьбы с нашей точки зрения. А предкам — далеким нашим предкам — это казалось вполне нормальным. Условия жизни толкали пх на такую жестокость. Вероятно, дети стариков и родители младенцев оплакивали своих близких, но помочь им не могли: законы общества оказывались сильнее жалости, горя отдельного человека.
Обратимся к более близким временам. Вспомните наше путешествие в прошлый век. Ведь те девушки, которых мы встретили на дороге, были вовсе не плохие помещицы. В своем обществе они считались и добрыми, и порядочными, и даже прогрессивными: не били крестьян, не продавали их жестоким соседям, не разлучали мать с детьми, мужа с женой. Но они жили за счет труда других людей. С нашей точки зрения, это верх безнравственности. А условия жизни помещичьей России определяли крепостническую мораль.
Крсстом п пулеметом. Художник Н. Н. К о г о у т.
Палач в мундире п палачн в ряеах расстреливают рабочую демонстрацию. (Петроград, лето 1У17 г.)
В конце прошлого века в России начал развиваться капитализм. И, конечно, возникла соответствующая мораль. Нам с вами кажется отвратительным человек, занимающийся денежными махинациями, наживающий богатство путем обмана и эксплуатации рабочих. А в капиталистическом, обществе и до сих пор такой человек считается вполне почтенным.
Развитие рабочего класса, его революционной борьбы породили и новую, революционную мораль: нельзя использовать чужой труд, надо уванхать человека и его достоинство, все люди должны быть равны.
Вот мы н пришли ко второму выводу: нравственные нормы зависят от условий жизни общества, определяются этими условиями.
ПОЧЕМУ ТАК МЕДЛЕННО ИЗМЕНЯЛИСЬ НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ?
Вот напболее простые примеры. Всякое новое дело требует столкновений, споров, мечты о лучшей жизни, которую можно и нужно построить на земле, борьбы за эту жизнь. Религия же настаивала: будь кроток: если тебя ударят по левой щеке, подставь правую: любп врагов своих, — т. е. уводила человека от борьбы. Религия советовала: не стремись построить рай на земле, поскольку он все равно ждет тебя на небе — при том условии, конечно, что здесь, на земле, ты будешь покорен богу.
Религия делала человека пассивным и тем самым приостанавливала движение человечества вперед. Христос, по библейскому преданию, сказал такие слова: «Блаженны нищие духом». Это значит — покорные, отказавшиеся от борьбы за высокое достоинство человека.
Вот это, пожалуй, самое страшное, что несла религия: духовное порабощение, принижение человека. Недаром именно с этим бросился воевать бунтарь, активно вторгавшийся в жизнь, — Владимир Маяковский. В 1918 г. он написал пьесу «Мнстерпя-буфф», на репетициях которой актеры сперва крестились и шептали «свят, свят», а потом и вовсе отказались играть. Что же пх так испугало? Герой пьесы, самый обыкновенный человек, говорит: «Мой рай для всех, кроме нищих духом. »
Кроме нищих духом! В этих словах — борьба за активного человека, не примиряющегося с жизнью, а стремящегося изменить ее, сделать лучше.
А зачем, собственно, нам сегодня бороться с религией? Разве уж так она нам мешает? Так иногда рассуждают ребята. II очень напрасно.
уничтожить ВОЙНЫ, УТВЕРДИТЬ ВЕЧНЫЙ МИР НА ЗЕМЛЕ — ИСТОРИЧЕСКАЯ МИССИЯ КОММУНИЗМА.
Теперь служители культа гораздо хитрее, чем сто, двести, триста лет назад. Никто вам сегодня не станет рассказывать о боге Саваофе, сидящем в райском саду под деревом познания, или об ангелах. Сегодняшние церковники расскажут вам о своей вере в высшую справедливость, в добро, о своем стремленпп помогать людям, учить людей заботиться друг о друге. II кто-то пз вас, развесив ушп, скажет: «Правильно! Так ведь п мы того же хотим!»
Нет, неправильно! Религия всегда мастерски умела говорить одно, а делать другое. Провозглашая лозунг «не убий», церковь вела кровопролнтнейшне войны. Вы знаете о них пз истории. Призывая людей быть честными и не совершать грехов, церковники в то же самое время продавали индульгенции — отпущение грехов — тем, у кого былп деньги. Так и сегодня. Рассказывая о справедливости и борьбе, религия в то же самое время отвлекает человека от общественной деятельности, замыкает его духовный мир стенами церкви и страницами библии, лишает его многпх человеческих радостей. Говоря о высшей справедливости, уводит от справедливости л ю д с к о й!
Особенно вредны существующие еще у нас в стране секты: баптисты, адвентисты седьмого дня и др. Их члены уходят пз «мира» и замыкаются в своем узком кругу, им запрещено читать кнпгн, ходить в кпно, танцевать, развлекаться — и все это во имя «спасения души». Да, члены этих сект помогают друг другу — но в чем? Их помощь сводится к тому, чтобы увести как можно больше людей в душные молельные комнаты пз мира светлой жизни, борьбы, творчества. Снова религия ведет к пассивному, нерассуждающсму, нищему духом человеку. А для того чтобы жизнь становилась все лучше, нужны совсем другие люди. Вот почему мы не можем примириться с религией, обязан ы бороться с ней. Она тянет наших современников назад, к старым нравственным нормам, к прошлому.
Когда мы говорили о том, что нравственные нормы определяются условиями жизни людей, у вас могло создаться впечатление, что условия жизни в нашей стране сами изменят наш нравственный облик — никаких усилий от нас с вами не требуется. Впечатление это было бы поверхностным и неправильным. Да, наше общество самое справедливое нз всех существовавших на земле. Но и в нем есть разные люди: одни стоят на более высокой ступени нравственного развития, другие — на более низкой. Один заботятся больше всего о своем личном, узеньком благополучии, другие хотят, чтобы всем людям жилось еще лучше, чтобы скорее было построено самое лучшее, самое справедливое общество — коммунистическое.
А коммунизм — это не только материальная база, это еще н сознание людей. Борьба за новую, коммунистическую мораль продолжается. Мы боремся не только с религией, но п с другими пережитками прошлого в сознании людей: эгоизмом, равнодушием, стяжательством. II не думайте, пожалуйста, что наше сознание, как п сознание всех окружающих, изменится само по себе. Чем больше мы самп будем стремпться развпвать себя, становиться лучше, требовать от себя мысли, действия, активности, чем больше мы будем помогать другим людям и бороться за них, тем быстрее новая, коммунистическая нравственность войдет в жизнь всех людей. История, государство, общество не сделают за нас все. Наша личная ответственность за все, что происходит на земле, огромная.
Как нести эту личную ответственность, что делать, к какому идеалу стремиться — этому учит нас Программа Коммунистической партии Советского Союза.
МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС СТРОИТЕЛЯ КОММУНИЗМА
«Партия считает, что моральный кодекс строителя коммунизма включает такие нравственные принципы:
— преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;
— добросовестный труд па благо общества: кто не работает, тот не ест;
— забота каждого о сохранении н умножении общественного достояния;
— высокое сознание общественного долга; нетерпимость к нарушениям общественных интересов;
— коллективизм н товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного;
— гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку — друг 1 товарищ н брат;
— честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;
— взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;
— н епримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;
— непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;
— братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами».
Подумаем вместе над каждым нз требовании морального кодекса.
Преданность делу коммунизма, любовь к с о ц и а л и с т и ч е с к о й Родине, к с т р а и а м с о ц и а л и з м а.
Мы с раннего детства впитываем в себя смысл этих слов, нам кажется странным: как может быть иначе? Конечно, мы преданы делу коммунизма, конечно, мы любим свою страну и братские страны! Если спросить каждого нз нас о его убеждениях, мы именно с этого и начнем: преданность делу коммунизма. Но бывает, мы ограничиваемся словами и не претворяем своих убеждений в действия. А настоящая любовь активна. II если мы по-настоящему любим свою страну, мы не можем просто ждать будущего, которое кто-то для нас построит, не можем просто говорить и мечтать о будущем — мы должны приближать его, заботиться о своей Родине.
Почему-то многие ребята наивно считают, что патриотизм — это прежде всего умение защитить свою страну, когда она в опасности. А в мирное время? Патриотические подвиги в труде, научные открытия, спортивные победы — все это, мол, для взрослых, вот на войне и мальчишкам хватало дела. А на самом-то деле каждый пз нас, сколько бы ему ни было лет, где бы он нп был, в военное время плп в мирное, может быть а к т п в н ы м патриотом, активным строителем коммунизма, а может быть п пассивным. Бороться за честную, чистую, трудовую, правдивую жизнь — это уже шаг к коммунизму. «Учиться, учиться н учиться», как завещал Ленин, — это уже шаг к коммунизму. Заботиться о товарищах, работать на пришкольном участке, помогать колхозу, собирать для страны металлолом — все это и есть шаги, пусть пока небольшие, к коммунизму. И вполне естественно, что от этих мыслей мы переходим ко второй заповеди морального кодекса.
Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
Опять возникает вопрос: не относится ли эта заповедь только к взрослым? Ведь детп и подростки у нас в стране не работают! Да, конечно, взрослые люди работают не для себя, плодами пх труда пользуется общество. А вам иногда кажется: кому мой труд нужен — я ведь только для себя учусь. Это неверно. Школьник, даже самый маленький, уже участвует в труде всех граждан на благо общества: он готовит себя к этому труду тем, что добросовестно учится нести ответственность за свое учение! Ведь тот, кто не научился с детства нести такую ответственность, не сможет нести ее и когда вырастет, не будет полезным членом общества, не научится видеть в работе радость. Ваш труд — это ваше учение, ваша помощь в школе и дома, ваша пионерская, а потом комсомольская работа, ваша забота. о сохранении и у м и о ж е н и и о б щественного достояния.
Вы читаете в газетах, слышите по радио о замечательных людях — рабочих, инженерах, колхозниках, экономящих государственные средства, сохраняющих нашей стране металл, топливо, сырье. А как вы можете заботиться о сохранении общественного достояния? Как можете умножать его?
Каждую весну ваши учителя просят вас собрать уже ненужные вам учебники, чтобы передать нх младшим товарищам. И, к сожалению, не так уж редко случается, что кто-то из вас не может отдать свои учебники: они изодраны, испачканы, приведены в негодность. Вам кажется: это мелочи, подумаешь, один учебник. А если подсчитать, сколько таких испорченных учебников наберется в одной только области, подумайте сами, какой убыток принесет это государству, сколько бумаги израсходует страна на новые учебники, а ведь можно на этой бумаге печатать увлекательные книги для вас же! То же самое с партами, со школьными стенами, с оборудованием кабинетов! Вот видите, от вас тоже зависит и сохранение и умножение общественного достояния — ведь вы можете сами делать для школы и наглядные пособия и мебель, выращивать деревья, разбивать цветники. Вы уже очень многое можете. Только не забудьте: для того чтобы помогать стране, вам нужно высокое сознание общественного долга; нетерпимость к на рушению общественных интересов.
. НАДО ЧЕСТНО жить, много ТРУДИТЬСЯ и КРЕПКО ЛЮБИТЬ ЭТУ ОГРОМНУЮ СЧАСТЛИВУЮ ЗЕМЛЮ, КОТОРАЯ ЗОВЕТСЯ СОВЕТСКОЙ СТРАНОЙ.
Представьте себе, что на заводе или в колхозе появится человек, который станет ежедневно, постоянно опаздывать на работу да еще время от времени обманывать врача п уходить с работы раньше положенного срока. Станок будет простаивать, недоеные коровы мучиться и болеть, неубранный урожай гибнуть. Конечно, такой работник вызовет всеобщее возмущение, товарищи по работе не пройдут мимо него, они постараются разобраться, помочь человеку, если он нуждается в помощи, а если просто ленится, то наказать за лень.
Почему же в школе так часто еще не вызывает ни возмущения, ни осуждения класса лентяй, вечно опаздывающий на уроки, прогульщик, бездельник, «шпаргалочник»? Мне думается, потому, что ребята считают мелочами все эти нарушения школьной дисциплины. Но ведь мелочи эти формируют человека! Он станет взрослым и не сможет отделаться от дурных привычек, усвоенных с детства. Для вас высокое сознание общественного долга — это умение понять, что вы готовите себя для полноценной творческой огромной работы, и нельзя, невозможно воспитывать в себе леность, нельзя терпеть, чтобы рядом с тобой вырастал бездельник или будущий тунеядец, ведь мы в ответе друг за друга, ведь наш девиз:
коллективизм н товарищ е ская взаимопомощь; к а ж д ы й за всех, все за одного; ведь в нашем обществе должны быть
гуманные отношения и в з а имиое уважение м е ж д у л ю д ь м и: человек человеку — друг, т о в а р и щ и б р а т.
Мы еще будем говорить подробнее о взаимоотношениях между людьми: о товариществе, дружбе, любви, семейных отношениях. Сейчас остановимся только на одном очень важном вопросе. Что это значит — коллективизм?
Школьный коллектив (как и коллектив взрослых людей) — явление сложное. В классе собираются сорок очень разных людей с очень разными характерами, склонностями, интересами, привычками. Добиться того, чтобы все сорок человек былп в равной степени интересны друг другу, чтобы все сорок были как один, невозможно, да и не нужно. В каждом коллективе всегда есть мальчики и девочки, которые дружат вдвоем-втроем, и в этом нет ничего плохого.
Жизнь ЦЕНИТСЯ НЕ ЗА ДЛИНУ, НО ЗА СОДЕРЖАНИЕ.
Коллективизм заключается не в том, чтобы все люди были одинаковыми, а в том, чтобы, оставаясь разными, онп не могли жить в одиночку, чувствовали необходимость помогать друг другу, не обижая друг друга ни равнодушием, ни излишним, назойливым вниманием. Чувство коллективизма особенно хорошо развивается у детей в больших семьях, где люди привыкают внимательно относиться к братьям и сестрам. А в школе чувство коллективизма растет и укрепляется в общем труде, в походах, в заботе всех об одном — заболевшем пли попавшем в беду товарище.
Вы ведь знаете таких мальчиков н девочек, которые всегда, при любых обстоятельствах думают только о себе и себе лично прощают любые грехи, считая себя не такими, как все. Все убирают школу, а один позволяет себе не убирать. Все работают на поле, а один позволяет себе уйтп купаться. Все несут в школу макулатуру, а один думает: ничего, я не принесу, сойдет как-нибудь, не заметят. Представьте себе класс, целиком состоящий пз подобных личностей, — вот вам п пример полного отсутствия коллектива!
Чувство коллективизма — это прежде всего умение уважать людей вокруг себя, помнить о том, что люди рядом с тобой такие же, как ты, не хуже тебя, а, может быть, лучше. Они испытывают те же трудности, у них своп желания, своп мечты, они учатся подчинять своп личные интересы общим, чтобы тебе было легче жить, и ты должен подчинить своп интересы общим, чтобы легче и интереснее жить было всем.
Выполнить все требования морального кодекса не так-то просто. Нужно очень много в себе пересмотреть, многое воспитать, чтобы быть достойным гражданином будущего. Посмотрите, сколько мыслей вызывает, например, одна только такая заповедь морального кодекса: честность п правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и л и ч н о й ж и з н п.
Старый рыбак Джнованнп Спадаро сказал о нем :
— Так смеяться может только честный человек».
Это очень мудрые слова. У честного человека спокойная совесть. Ничто не мешает ему наслаждаться солнцем, морем, рыбной ловлей, улыбками людей. Честному человеку легче жить на земле — вот что надо запомнить! Какого же человека мы называем честным?
Мы не согласны с Онегиным, мы осуждаем его. А он ведь защищал свою честь. Но понимание чести у него было другое, чем у нас, — ограниченное, дворянское, эгоистическое. Любая мораль, кроме нашей, социалистической, — мораль замкнутой касты. Недаром существовали понятия дворянской, королевской, рыцарской честн. Для нас же важна честь любого человека, кем бы он нн был!
Мы не позволим оскорбить словом и тем более действием наших близких — мать, отца, сестру. Но по-настоящему честный человек не позволят оскорбить в своем присутствии любую женщину, любого старика, любого человека. А если сам нечаянно обидит человека, то сейчас же извинится. Так изменилось в наше время понятие чести, потому что в его основе, как и в основе всех наших нравственных законов, лежит главный принцип: уважение к человеческой личности.
А ведь выполнить требования чести, быть до конца честным не всегда просто. Иногда так хочется промолчать, отойти в сторонку, слукавить перед самим собой — мол, не мое дело, меня не спрашивают. Умение преодолеть это боязливое желание называется г р а ж данск им мужеством.
Сколько раз, вероятно, каждому нз вас приходилось присутствовать на классном собрании, когда учитель или директор школы спрашивает: «Кто разбил окно?» или «Кто сломал стул?» II вы совершенно справедливо не любите того Петю, который встает и угодливо сообщает: «Это сделал Миша». Но как вам нравится позиция Миши, струсившего и смолчавшего Миши?
Мужество многообразно, и оно начинается с мелочей. Вот с таких мелочей — уметь встать п признаться в своей вине. Говорят, есть люди, храбрые в бою н трусливые в будничной жизни. Мне кажется, этих людей нельзя все-таки назвать по-настоящему мужественными. Ведь страх испытывают все. Храбр не тот, кто ничего не боится (таких людей нет), а тот, кто умеет преодолеть свой страх.
А вы что чувствовали, когда первый раз прыгали в воду с вышки? Или готовились спуститься на лыжах с высокой горы? Или выступить наперекор общему мнению на собрании? Признайтесь честно — вы боялись. И в этом нет ничего стыдного. Стыдно не уметь преодолеть свой страх. А бояться и переступить через свою боязнь — это и есть мужество, где бы оно нп проявилось: за партой нлп в окопе, на собрании нлп на ракетодроме!
Мужество многообразно, но прежде всего оно в том, чтобы заставить себя не бояться!
Не думайте, что мы с вамп отвлеклись от темы: ведь нас интересует, какого человека можно назвать честным, нравственно чистым, а оба эти понятия требуют, чтобы человек был мужественным.
САМОЕ ДОРОГОЕ У ЧЕЛОВЕКА — э ТО ЖИЗНЬ. ОНА ДАЕТСЯ ЕМУ ОДИН РАЗ, И ПРОЖИТЬ ЕЕ НАДО ТАК, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО МУЧИТЕЛЬНО БОЛЬНО ЗА БЕСЦЕЛЬНО ПРОЖИТЫЕ ГОДЫ, ЧТОБЫ НЕ ЖЕГ ПОЗОР ЗА ПОДЛЕНЬКОЕ И МЕЛОЧНОЕ ПРОШЛОЕ И ЧТОБЫ, УМИРАЯ. СМОГ СКАЗАТЬ: ВСЯ ЖИЗНЬ И ВСЕ СИЛЫ БЫЛИ ОТДАНЫ САМОМУ ПРЕКРАСНОМУ В МИРЕ — БОРЬБЕ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Понятие нравственной чистоты также вызывает немало мыслей. Вспомним знакомую п любимую нами детскую книгу. Чук и Гек, подравшись, нечаянно выкинули за окно телеграмму от отца. Испугавшись неприятностей, они матери об этом не сказали, но чувствовали себя иочему-то неловко. Пришлось им друг друга уговаривать: мол, нас же не спрашивают, была ли телеграмма, мы же не выскочки. Какое чувство говорило в малышах? Почему им было неловко и друг перед другом, и каждому перед самим собой?
Герой другого рассказа Гайдара — «Судьба барабанщика» — Сергей продает горжетку своей мачехи Валентины. Это его невероятно мучает. Ему приходится уговаривать себя куда дольше и серьезней, чем Чуку и Геку. Да и проступок его тяжелей. Но чувство, заставляющее мучиться и малышей и подростка, одно и то же. Называется оно — совесть.
Вспомним еще одного литературного героя, ничем не похожего на советских мальчиков нз книг Гайдара, — царя Бориса Годунова пз пушкинской трагедии. Вот что он говорит: «Ничто не может нас среди мирских печалей успокоить; ничто, ничто. едина разве совесть».
Что же такое совесть? Толковый словарь отвечает на этот вопрос так: «Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной от ветственности за свое поведение» (разрядка моя. — II . Д.).
Ну а Чук и Гек, наши маленькие современники? Они-то в бога не верят, да и грех и х не так уж велик. Перед кем же онп несут ответственность за своп поступки? Перед самими собой. Перед собственным, воспитанным с младенчества убеждением: не нужно лгать, скрывать, надо жить честно. Этому научило и х то общество, в котором онп живут. Значит, нх совесть — это ответственность перед обществом.
Я ЛЮБИЛ ЖИЗНЬ II ЗА ЕЕ КРАСОТУ ВСТУПИЛ В БОЙ. Я ЛЮБИЛ ВАС, ЛЮДИ, И БЫЛ СЧАСТЛИВ, КОГДА ВЫ ОТВЕЧАЛИ МНЕ ТЕМ ЖЕ, II СТРАДАЛ, КОГДА ВЫ МЕНЯ НЕ ПОНИМАЛИ
Как видите, и понятие совести тоже пзменяется в течение веков. Можно обмануть другого человека. Еще легче — бога. Можно даже себя самого. Общество обмануть нельзя. И поэтому наше сегодняшнее чувство совести требовательнее, чем у наших предков. Но н сегодня вы можете встретить человека, о котором скажут, и, к сожалению, справедливо: «Совести у него нет!» Это потому, что всякое нравственное качество можно воспитать в себе, а можно и заглушить. Люди не рождаются честными и бесчестными, благородными и бессовестными. Онп делаются такими постепенно, развиваясь и формируясь. Каждый наш поступок против совести, даже самый мелкий, опасен тем, что учит нас прощать себе, не требовать от себя многого, мириться со своими недостатками — постепенно заглушает нашу совесть, лишает нас нравственной чистоты.
Когда мы открываем книгу Гайдара, мы знакомимся с очень добрым человеком. Да, да, с добрым, хотя это в его «Военной тайне» погибает Алька, и далеко не всегда его герои поступают как надо. Что же такое доброта? И всегда ли она нужна человеку?
Есть добрые тетушки, готовые жалеть всех подряд: вот пьяный идет, шатается — ах, бедненький; вот мальчик упал — не плачь, деточка; вот здоровенный детина в трамвае попался контролеру без билета — отпустите его, он больше не будет!
А между тем даже упавшему малышу вредна такая доброта: услышав сочувственные речи тетушек, он начинает плакать еще громче.
Так вот, по-настоящему добрым был Гайдар. Он умел помогать людям, заботиться о них, не унижая их жалостью. В основе его любви к людям лежало уважение к ним. В 1963 г. издательство «Советская Россия» выпустило очень хорошую книгу Э. Цюрупы «Умеешь ли ты читать?». В этой книге есть целая глава о Гайдаре, называется она «Самое главное».
Вот отрывок нз этой книги: «Помнишь, в «Военной тайне» во время остановки поезда отец посылает Альку за сппчкамп? Натка неодобрительно следит за этой сценой. Но когда за окном, подавая сигнал к отправлению, засвистел кондуктор, Алькнн отец сразу же отложил газеты и быстро вышел пз вагона. Вернулись онп с сыном уже вдвоем.
— Ты зачем приходил? Я бы и сам принес, — спросил мальчик.
— Я это знаю, — ответил отец. — Но я вспомнил, что забыл газету.
Вот что такое доброта — такая забота о человеке и такое внимание к нему, которые поднимают человека, требуют, чтобы он становился лучше! А зачем все это человеку? Зачем быть честным, мужественным, благородным, добрым? Может, и не стоит воспитывать в себе те качества, о которых мы говорим?
Мы, люди, не живем в одиночку. И все качества, которые мы хотим воспитать в себе н в других, для того и нужны, чтобы нам всем было хорошо жить вместе. Замечали ли вы, например, как трудно иметь дело с нерешительным человеком? Во всем, в любой мелочи он ненадежен. «Пойдешь с нами в поход?» — «Да, возможно, надо подумать. » — и так продолжается до тех пор, пока все не войдут в поезд, а нерешительный останется на платформе нлп, обиженный, с мрачным выражением на лице, не вскочит в последнюю минуту в вагон: вот какие люди, не захотели его дождаться, не разделили его колебаний!
Это мелочь. Но решительность нужна и в более серьезных делах. Как важно уметь вовремя, четко и уверенно сделать то, что необходимо: вступиться за товарища или броситься в реку за тонущим ребенком, поднять руку при голосовании пли вмешаться в чужую жизнь, когда она идет неправильно.
Вмешаться в чужую жизнь. Вы знаете и таких людей, которые делают это на каждом шагу, поучая и наставляя, навязывая свое мнение, которое онн считают единственно правильным, непогрешимым. С такими людьми тоже трудно жить рядом. Им не хватает важного человеческого качества — с к р о м н о с т и.
Вы помните известный рассказ о том, как Владимир Ильич Ленин пришел в кремлевскую парикмахерскую н спокойно занял очередь. Все, кто был в парикмахерской, понимали: дел у Ленина больше, чем у них, а времени, чтобы ждать, меньше. Но Ленин ни за что не хотел идти без очереди, пока один человек не предложил ему поменяться очередью, сказав, что он не торопится.
Вы заметили, вероятно, что в заповедях морального кодекса говорится не только о тех качествах, которые мы должны воспитывать в себе, но и о тех, с которыми нам нужно бороться, и бороться активно, непримиримо, горячо. И одна заповедь гласит:
непримиримость к несправед ливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
Мы, люди, не просто живем вместе, мы зависим друг от друга. Каждый нз нас связан теснейшими узами со множеством людей, от поступков и личных качеств которых зависит многое в нашей жизни. Даже первоклассник — посмотрите, сколько вокруг него людей, влияющих на его характер, взгляды на жизнь, настроения: мама, папа, бабушка, учительница, директор школы, соседи по квартире, товарищи по классу и по двору. Если каждый нз этих людей будет добр и внимателен к малышу, он не сможет не вырасти добрым и внимательным. Но если хотя бы один взрослый будет к нему несправедлив. Ничто не наносит такой тяжелой обиды, как несправедливость. Ничто так не портит формирующегося человека.
Но справедливость нужна не только взрослым. На собрании девятого класса одной девочке напомнили, что у нее три двойки по физкультуре. Не размышляя, не колеблясь ни секунды, она воскликнула: «Это Ольга Сергеевна виновата!» У другой девочки учитель отобрал шпаргалку, поставил, конечно, единицу. Девочка очень возмутилась: «Это же формализм! Я все знаю!»
Мы, взрослые, прекрасно понимаем, как много требуете — и правильно, надо требовать! — от нас вы, наши дети и ученики. Но ведь и мы вправе требовать от вас того же! И очень обидно за таких вот девочек. Привыкнув с юности все свои прегрешения сваливать на других, смогут ли они вырасти справедливыми людьми?
ВОЛЯ НАША. КАК И НАШИ МУСКУЛЫ, КРЕПНЕТ ОТ ПОСТОЯННО УСИЛИВАЮЩЕЙСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НЕ ДАВАЯ ИМ УПРАЖНЕНИЯ, ВЫ НЕПРЕМЕННО БУДЕТЕ ИМЕТЬ СЛАБЫЕ МУСКУЛЫ И СЛАБУЮ ВОЛЮ.
А вдруг они станут учительницами, легко ли будет пх ученикам?
Моральный кодекс требует от нас непримиримой борьбы с тунеядством. Кто такие тунеядцы, и откуда они взялись в нашей стране? До Октябрьской революции в России существовал целый класс тунеядцев — помещики и капиталисты. Эти люди, не работая сами, пользовались трудом других людей — рабочих и крестьян. Октябрьская революция уничтожила эту чудовищную несправедливость, прекратила существование паразитических классов. У нас в стране все люди равны перед законом п эксплуатация людей запрещена. Но находятся люди, которые обходят закон, ускользают от него. Великовозрастный сынок эксплуатирует своих родителей, и сердобольные родители прощают ему это, жалеют своего «ребенка». Онп работают, а сын развлекается на заработанные ими деньги. Так возникает тунеядство. Образ жизни, нарушающий нашу мораль, безнравственный.
Случается, что родители, ослепленные любовью, говорят: ‘«Кому какое дело, ведь мы сами даем сыну деньги, ведь он не насильно использует наш труд, мы добровольно его поддерживаем, мы ведь не чужие. »
А представьте себе, что родители заболеют или умрут, — кто тогда будет содержать их сына, не привыкшего работать? Тут уж он обязательно начнет искать «легких денег», нетрудовых доходов, будет жить за счет чужого труда. Вот почему мы считаем тунеядство одним нз главных преступлений против нашей морали, вот почему мы должны быть н е п р н м и р п м ы м и борцами против тунеядства и спасать от него людей. Ведь человека можно научить любить труд, можно возродить его для творчества!
Мы уже говорили о том, что многие людские пороки вырастают нз уверенности: я не такой, как все, мне позволено то, что не позволено другим; я лучше всех, а все остальные ниже меня. Тунеядец тоже так рассуждает: пусть другие трудятся, а я иной, я выше простых «работяг».
ХРАБРЫЙ — это НЕ ТОТ . КОТОРЫЙ НЕ БОИТ СЯ, А ХРАБРЫЙ ТОТ, КОТОРЫЙ УМЕЕТ СВОЮ ТРУСОСТЬ ПОДАВИТЬ.
Казалось бы, что общего между неработающим тунеядцем и человеком, с утра до ночи проводящим на работе, стремящимся как можно быстрее и как можно выше продвинуться по службе? А общее — то самое убеждение: мне все позволено, я лучше других. Вы, вероятно, и у себя в классе знаете таких мальчиков и девочек, которые рвутся занять пост председателя совета отряда плп дружины не из желания помочь школе, товарищам, а чтобы выпятить свою персону, получить характеристику получше. Рядом с ними люди работают от души, стремятся сделать жизнь класса или школы веселее, содержательнее, теплее, а они только о своем благополучии и помышляют! Не нужно думать, что эти мальчики и девочки такие уж пропащие люди, что пх не переделаешь. Их надо перевоспитывать, не можем мы с вами позволить людям растить в себе карьеризм. Мы должны объяснять н словами и делом, что они свою собственную жизнь обедняют заботой только о себе, что остальным ребятам интереснее н лучше живется на свете.
Читали ли вы увлекательную повесть В. Козлова «Копейка»? В ней убедительно показано, как убога жизнь человека-стяжателя, стремящегося к своему личному обогащению н не замечающего кипящей вокруг него жизни. Прочтите эту повесть, и вы поймете, почему стяжательство названо в моральном кодексе среди самых опасных пороков.
Нам осталось прочитать заключительные строки морального кодекса, в которых сформулированы такие нравственные принципы:
непримиримость к врагам к о м м у н и з м а, дела мира и св о б о д ы народов;
братская солидарность с тру дящимися всех стран, со всеми народами.
Художник Ф. П. Решетников.
II маленькие граждане Франции борются за мир.
Правительству царской России было выгодно раздувать вражду между народами. Оно внушало темным, малокультурным людям, что представители другой национальности виновники всех бед. Плохо живется грузинам — виноваты армяне. Армянам — виноваты грузины. Украинцам — виноваты русские, евреи, белорусы. Царское правительство поощряло национальную неприязнь — оно отвлекало людей от классовой оорьбы, мешало росту сознания, уводило от единственно правильной мысли: в невзгодах всех народов виновата капиталистическая система.
Когда мы видим неприязненное отношение к человеку другой, чем наша, национальности, мы не вправе пройти мимо, как не вправе мириться с карьеризмом, тунеядством, стяжательством, лицемерием — со всеми пороками, которым нет места в нашем обществе.
А мы не просто идем в будущее, мы боремся за него, воспитываем себя для него, накапливаем то богатство, без которого плохо жить.