Что такое нтм в школе

Методическая разработка модуля дополнительной программы объединения ««НТМ» «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ КОНСТРУКТОРСКО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА» ГОРОДА САРОВА

Методическая разработка модуля дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы объединения ««НТМ»

КОНСТРУКТОРСКО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ»

Захарова Ирина Викторовна,

педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» реализуется в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» города Сарова (МБУ ДО ДДТ). Программа направлена на раскрытие таланта и дарования ребенка, его становление как творческой личности: освоение азов инженерной науки, приобретение необходимых умений и навыков практической деятельности, умение самостоятельно решать поставленные перед ними конструкторские задачи. Создавая модель самолета, корабля или ракеты, ребенок превращается в талантливого конструктора или изобретателя, учится самостоятельно находить единственно верное решение. Программа «Начальное техническое моделирование» рассчитана на детей младшего, среднего школьного возраста, три года обучения.

Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет педагогу в зависимости от потребностей детей составить учебно – тематическое планирование на то количество часов в неделю и последовательность изучения модулей, которое необходимо. Базовый, сокращенный и углубленный уровни прохождения программы позволяют дифференцировано организовать образовательный процесс, выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребенка. Таким образом, технология модульного построения дополнительной образовательной программы дает возможность педагогу гибко и оперативно реагировать на изменения социального заказа, изъять тот или иной модуль, или использовать его отдельно в зависимости от уровня подготовленности и запросов обучающихся.

В основе модульных дополнительных образовательных программ лежит компетентностный подход. Также модульный блок, являясь структурным элементом программы обучения, имеет свои обучающие, развивающие и воспитательные задачи, а в соответствии с ними ожидаемые результаты. Такое построение программы дает возможность более эффективно проводить мониторинг личностного роста (личностные результаты) и результатов обучения воспитанников (метапредметные результаты). Также модульная дополнительная образовательная программа базируются на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных. Именно этот принцип лежит в основе ФГОС. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если воспитанник выполняет задание с дозированной помощью педагога или товарищей (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, обучающийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи обучающемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

В объединении «НТМ» обучаются младшие школьники, которые в доступной форме знакомятся с элементами техники и простейшими технологическими процессами. Учащиеся изготавливают технические игрушки, несложные модели машин и механизмов, простейшие автоматические устройства, занимаются моделированием и макетированием. Опыт показывает, что обучение в этом объединении служит хорошей пропедевтикой для всех форм последующего обучения школьников старшего и среднего возраста.

Такая преемственность прослеживается при переходе детей из объединения «НТМ» в другие объединения технической направленности: «Воздушные змеи», «Авиамодельное», «Автомодельное», «Судомоделирование».

В результате освоения данной дополнительной образовательной программы у обучающихся формируется целый комплекс качеств творческой личности:

стремление добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы;

самостоятельность в решении поставленной задачи;

Особо хочется отметить, что техническое творчество создает, прежде всего, благоприятные условия для развития технического мышления учащихся.

Особое внимание в процессе технического творчества учащихся должно уделяться формированию технических понятий, пространственных представлений, умений составлять и читать чертежи и схемы.

В процессе технического творчества учащиеся совершенствуют свое мастерство владения с различными материалами (бумага, картон, пенопласт, бросовый материал и др.).

Немаловажное значение техническое творчество имеет для расширения политехнического кругозора школьников. В процессе творческой технической деятельности учащиеся сталкиваются с потребностью в дополнительных знаниях о технике:

в изучении специальной литературы;

в ознакомлении с новинками техники;

в консультациях специалистов.

Большое значение в детской технической творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса.

В данной методической разработке представлен модуль «Первоначальные конструкторско-технологические понятия».

Настоящий модуль предусматривает работу с детьми по развитию технического мышления на занятиях объединения начального технического моделирования.

Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.

Осуществление обучения детей по данному модулю дает возможность познакомиться с бумагой, картоном, пенопластом и другими бросовыми материалами. Обучающиеся самостоятельно изготавливают детали объектов и собирают их.

Модуль разработан в рамках личностно – ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. Формирование у детей начальных научно-технических знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка в окружающем мире. Реализация этого модуля направлена на обучение первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с чертёжными инструментами, материалами, применяемыми в моделизме.

Цель модуля: формирование представлений о предмете начальное техническое моделирование, развитие элементарных прикладных умений и навыков по НТМ.

развитие интереса к миру техники;

выявление способностей ребенка на ранней стадии развития для ориентации в направлении технического творчества;

возбуждение потребности в получении дополнительных знаний для развития творческой личности;

формирование эстетических и художественных черт личности через технический дизайн;

выработка навыков планирования и конструирования через создание простейших моделей;

развитие коммуникативных навыков;

закладка основ для адаптации ребенка в сложном мире техники, транспорта, архитектуры, искусства, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества;

развитие УУД (умения учащихся работать с дополнительной литературой, осуществлять целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, саморегуляцию).

Ожидаемые результаты освоения модуля.

познавательный интерес к техническому моделированию как науке;

знать основные правила общения, уметь их применять;

знать правила поведения на занятии, уметь их применять;

уметь формулировать причины затруднений как свои конкретные проблемы (отсутствие у меня определенных знаний, умений);

уметь формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя из содержания выявленных проблем;

уметь на этапе построения нового способа действий использовать изученные ранее знания для выдвижения собственных гипотез;

знать последовательность из 10 шагов учебной деятельности (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения; постановка цели; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самоконтроль усвоения нового знания), приобрести опыт их прохождения.

знать правила работы в паре и в группе, уметь их применять.

готовность обучающегося целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования сущности предмета технического моделирования, способность характеризовать собственные знания по предмету;

устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи;

умения моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

технику безопасности работы с необходимыми материалами и инструментами;

технику противопожарной безопасности, правила содержания рабочего места, должны усвоить основные элементы содержания (правила, термины, технологии (проведение разметочных, обработочных, измерительных, монтажных и отделочных операций));

уметь выполнять работы по образцу (репродуктивный уровень восприятия);

уметь составлять оригинальные объекты нового типа (продуктивный уровень восприятия).

Методы и формы организации деятельности.

Для более эффективного усвоения тем модуля предполагается реализация принципов личностно-ориентированного подхода в обучении. Эта система обучения направлена на личность ребенка, выявляет его субъектный опыт и предоставляет ему возможность выбирать способы и формы реализации задуманного. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.

Занятие – основной элемент образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения меняются его функция, форма организации. Занятие выявляет опыт ученика по отношению к излагаемому педагогом содержанию.

В процессе занятий в рамках данного модуля все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе.

Вместе с такими методами, как рассказ, объяснение, беседа, задание, упражнение, используются наглядно-иллюстративные: показ, демонстрация наглядных пособий, образцов, фотографий, схем.

Система знаний и система деятельности.

Освоение модуля «Первоначальные конструкторско-технологические понятия» основано на эстетическом восприятии. Предлагаемый в данном разделе объем знаний предполагает сочетание эстетического восприятия с развитием «хорошей памяти» в процессе развернутого ряда мыслительной и творческой деятельности. Эстетическое восприятие является источником развития и творческой деятельности. В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, желания. Результаты мотивационно-целевой деятельности приносят чувство удовлетворения и самосовершенствования как личности («я могу, я умею»).

Готовая модель – это результат длительной, кропотливой работы, начиная от разработки чертежа, выбора материалов, заканчивая сборкой и окраской модели.

Восприятие формы, цвета, свойств предметов и материалов является основой создания образов в творческой деятельности.

В ходе занятий у обучающихся развивается словесно-логическая, образная и эмоциональная память. Развитие образной памяти (зрительной, слуховой, двигательной) необходимо не только для обучения в техническом объединении, но и для усвоения школьной программы.

На занятиях используются анализ, синтез, сравнение, обобщение и прочие мыслительные операции, направленные на решение познавательных задач.

Развитие мелкой моторики пальцев рук на занятиях является дополнительным фактором, стимулирующим развитие речевого центра коры головного мозга.

Таким образом, создание игрушки становится не только средством эстетического, нравственного и трудового воспитания, но и средством формирования интеллектуальной, творческой личности.

Поурочное планирование модуля «Первоначальные конструкторско-технологические понятия». 1 год обучения

Знакомство с технической деятельностью человека. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений-4часа

Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея.-1 час

Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого контура. Изготовление упрощённой модели автобуса.-3 часа

Конструирование поделок путем сгибания бумаги.

Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания.-1 час

Изготовление поделок путём сгибания бумаги: парашют, катамаран. Игры и соревнования.-3 часа

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.-6 часов

Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.-1 час

Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов – таких как самолёт, парусник. Окраска модели.-5 часов

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей.-6 часов

Конструирование моделей и макетов технических объектов: а) из готовых объёмных форм – спичечных коробков; б) из спичечных коробков с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия; в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток – таких коробочка.-1 час

Изготовление упрощённой модели, гоночного автомобиля. Окраска модели. Игры и соревнования с моделями.-5 часов

Работа с наборами готовых деталей.-4часа

Создание макетов и моделей технических объектов, архитектурных сооружений и игрушек из набора готовых деревянных деталей. Правила и приёмы работы простым монтажным инструментом.-1 час

Конструирование различных макетов и моделей. Игры с моделями.- 4часа

Тема: «Конструирование поделок путем сгибания бумаги.

Тип: Закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков.

Цель: Систематизация и закрепление знаний по теме «Конструирование поделок путем сгибания бумаги».

Материалы к занятию:

Материалы для объяснения схем «линии сгиба» для изготовления поделок.

Материалы для объяснительного и диагностического диктантов.

Главная проблема занятия: выявление и устранение затруднений в схемах «линии сгиба» для изготовления поделок.

Поэтапные цели учебного занятия

Возможные действия педагога

Организационное начало учебного занятия:

— психологический настрой учащихся на

— обеспечение комфортной обстановки

— взаимное приветствие, педагога и

— проверка рабочих мест;

-инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.

Проведение диагностики уровня знаний

— выявление затруднений по данной теме

— проведение диагностики по теме «Конструирование путем сгибания бумаги» (викторина);

— проверка и выявление ошибок.

Актуализации знаний, имеющихся у воспитанников по данной теме:

— воспроизведение имеющихся знаний и

умений у учащихся по данной теме

— выявление имеющихся знаний и умений по теме;

— определение причин имеющихся затруднений в выборе той или иной схемы и технологии выполнения работы.

Закрепление пройденного материала в практической деятельности:

— прочное усвоение знаний и их реализация в практических действиях

— реализация полученных знаний на практике – перевод шаблона и линий на бумагу и выполнение модели катамарана.

Мониторинг результатов обучения:

— установление соответствия теоретических знаний и практических умений и навыков программным требованиям;

— выработка позитивной мотивации к получению знаний;

— воспитание объективной самооценки

— проверка выполнения задания

Литература для педагога.

1.Андрианов П. М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. – М.: «Просвещение», 1986.

2.Архипова Н. А. Методические рекомендации. – М.: Станция юных техников им. 70-летя ВЛКСМ, 1989.

3.Боровков Ю. А. Технический справочник учителя труда. – М.: «Просвещение», 1971.

4.Вяткин Г. П. Машиностроительное черчение. – М.: «Просвещение», 1977.

5.Дорин В. С. Как и почему плавает судно. – Л.: «Судпромгиз», 1957.

6.Жабров А. А. Почему и как летают самолёты. – М.: «Физматгиз», 1959

7.Журавлёва А. П., Болотина Л. А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1982.

8.Заворотов В. А. От идеи до модели. – М.: «Просвещение», 1988.

9.Тимофеева М. С. Твори, выдумывай, пробуй. – М.: «Просвещение», 1981.

Литература для детей.

1.Загайкевич Д. Н. Общее устройство судна. – Л.: «Судпромгиз», 1956.

2.Журнал «Моделист – конструктор» М.: 1973 – 2005 гг.

3.Кравченко А. С., Шумков Б. М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. – М.: Лирус, 1995.

4.Лагутин О. В. Самолёт на столе. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988.

5.Целовальников А. С. Справочник судомоделиста. – М.: ДОСААФ, 1978, 1981, 1983 гг, ч. 1, 2, 3

Источник

Методическая рекомендация по НТМ

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«ОСНОВЫ НАЧАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ»

Непредсказуем, робок иль боек.

В который приходит этот ребенок.

Весел иль грустен, робок иль боек.

Пробуждает любознательность в области народного декоративно-прикладного искусства, технической эстетики и же­лание красиво и аккуратно выполнять макеты, модели и игрушки. Формиру­ется потребность использовать графическое изображение в процессе изго­товления изделий. Совершенствуются навыки и умения работы наиболее распространенными инструментами и приспособлениями при обработке раз­личных материалов. Осуществляется трудовое, политехническое и эстетиче­ское воспитание младших школьников.

-графическая подготовка; конструирование из бумаги и картона; оригами;

-художественное выпиливание на фанере;

сувениры из разных материалов;

работа с пенопластом; витражи из бумаги, картона; фоторамки из разных материалов; творческая мастерская.

Технология изготовления динамической игрушки:

перевод чертежа с помощью копирки; вырезание деталей;

_ крепление деталей; раскрашивание деталей; сборка, оформление.

Технология изготовления простейшей летающей модели по техно­логической карте:

перевод чертежа с помощью копирки; вырезание деталей модели;,

заготовка фюзеляжа модели;

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
НА ЗАНЯТИЯХ В КРУЖКЕ

Работу начинать с разрешения руководителя.

Использовать инструмент только по назначению.

Содержать в чистоте рабочее место.

Не оставлять ножницы в раскрытом виде.

Выполнять работу аккуратно и внимательно.

Экономить в большом и малом.

Не работать неисправным и тупым инструментом, использовать инструменты только по назначению.

Не пользоваться инструментами, правила обращения с которыми не изучены.

При работе держать инструмент так, как показал руководитель.

Не носить в карманах инструменты (ножницы, шила, иглы и другие колющие и режущие инструменты).

Инструменты и оборудование хранить только в предназначенном для этого месте.

Располагать инструменты и оборудование на рабочем месте в порядке, указанном руководителем.

Быть внимательным: не разговаривать, не отвлекаться посторонним делом.

Когда руководитель обращается, приостановить работу.

Во время работы содержать рабочее место в порядке и чистоте.

Строго выполнять правила техники безопасности.

ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТА НА ЗАНЯТИЯХ В КРУЖКЕ НТМ

В процессе изготовления динамических игрушек мы работаем по чер­тежу.

Чертеж содержит данные о форме, размерах и материале объекта.

Условные обозначения линий чертежа должны соответствовать суще­ствующим государственным стандартам (ГОСТу).

Младшие школьники должны знать:

линия видимого контура или основная, сплошная, толстая линия, по которой нужно вырезать, обо­значает контуры изделия или разрез.

При прохождении луча света через трехгранную стеклянную призму происходит его разложение на составные цвета (спектр), поэтому составляющие его семь цветов называются спектральными. Это красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Ахроматические цвета характеризуются только степенью их светлоты, то есть могут быть светлее или темнее.

Хроматические цвета имеют три основных свойства: цветовой тон, светлоту и насыщенность.

Восприятие цвета зависит от освещения. Свет и цвет неразделимы. Без света нет и цвета. Цвет есть ощущение, вызываемое светом. Благодаря свету человек различает форму и цвет предмета.

Подбор цвета — процесс творческий, целиком зависит от фантазии художника — выбрать вы можете любые цвета, но учитывайте правило их сочетания.

Правила сочетания цветов

со всеми яркими цветами;

с белым, ярко-красным;

с белым, синим, черным, голубым;

с черным, красным, розовым, желтым, зеленым; с красным, фиолетовым, голубым, белым;

Источник

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «НТМ» для детей 7-10 лет на два года обучения

Что такое нтм в школе. Смотреть фото Что такое нтм в школе. Смотреть картинку Что такое нтм в школе. Картинка про Что такое нтм в школе. Фото Что такое нтм в школе

Что такое нтм в школе. Смотреть фото Что такое нтм в школе. Смотреть картинку Что такое нтм в школе. Картинка про Что такое нтм в школе. Фото Что такое нтм в школе

МОУ ДОДД Центр детского технического творчества г.Ростова-на-Дону

Протокол № _______ от

__ ______________ 2011 г.

__ _____________2011 г.

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«НТМ» для детей 7-10 лет

на два года обучения

Автор: Н.Н.Щербакова педагог

Пояснительная записка

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным и техническим творчеством является обогащение ми­ровосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой куль­туры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

В системе дошкольного образования детей особый акцент ставится на развитие творческих способностей каждого ребёнка. Во всех образовательных программах развития дошкольников предусмотрены занятия по рисованию, аппликации и конструированию. По окончанию подготовительной группы дети имеют большое количество знаний, умений и навыков, которые необходимы для занятий начальным техническим моделированием.

— названия геометрических фигур,

— основные свойства бумаги,

— названия инструментов для разметки и вырезания деталей (линейка, трафарет, ножницы);

— вырезать нарисованную или начерченную фигуру,

— рационально размещать трафарет на листе бумаги,

— использовать клей (или пластилин) для скрепления деталей объекта творчества.

У многих детей развит художественный вкус и умение находить различные более целесообразные и интересные способы решения поставленных задач. А также все они имеют огромное желание «мастерить» что-либо своими руками, особенно если несложная поделка по окончании процесса изготовления выглядит красиво и привлекательно или ёё можно использовать в играх или соревнованиях.

Все эти знания, умения и навыки, относящиеся к процессу развития личности ребёнка в процессе творчества необходимо продолжать развивать и в начальной школе.

Для первоклассников, согласно школьной программе, предусмотрен 1 урок технологии и 1 урок изобразительного искусства в неделю, что, несомненно, не удовлетворяет потребностям детей в творческой деятельности. Дети, посещающие группы продлённого дня, имеют мало возможностей для занятий в каких-либо творческих объединениях учреждений дополнительного образования, поскольку большую часть дня проводят в школе. Поэтому необходимо организовывать занятия с ними на базе школ. Начальное техническое моделирование не требует наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, занятия могут проводиться в учебных классах, а игровая или соревновательная деятельность в рекреациях или на пришкольном стадионе.

Предлагаемая дополнительная образовательная програм­ма имеет творческо-практическую направленность, которая является стратегически важным направлением в раз­витии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступными для детей младшего школьного возраста, начальное техническое моделирование обладает необходимой эмоциональностью, при­влекательностью, эффективностью. Программа предполага­ет развитие у детей художественного вкуса и творческих спо­собностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой, картоном и другим несложным поделочным материалом в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом твор­чества, который доступен каждому, а применение разнообразного поделочного материала (спичечные коробки, пластмассовые трубочки и баночки и др.) способствует развитию воображения и созидательного творчества.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгра­нично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

В программе рассматриваются различ­ные методики выполнения изделий из бу­маги, картона и другого разнообразного поделочного материала (проволока, баночки, коробочки) с использованием самых разнообразных техник (оригами, констру­ирование, мозаика, аппликация). Она предлагает развитие ребенка в са­мых различных направлениях: конструк­торское мышление, художественно-эстети­ческий вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современ­ному человеку, чтобы осознать себя гармо­нично развитой личностью.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого по­тенциала каждого ребенка и его саморе­ализации.

Цель данной программы:

— содействовать развитию у детей младшего школьного возраста способностей к техническому творчеству, создать оптимальные организационно-педагоги­ческие условия для самовыражения, самоопределения ребенка, усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности, развитие сотрудничества детей при создании сложных композиций, вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность.

формировать умение использовать различные технические приемы при рабо­те с бумагой;

отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении как простейших технических изделий так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий.

учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;

научить распознавать и использовать основные виды отделки, применяемые при окончательном изготовлении изделия;

осваивать навыки организации и пла­нирования работы

развивать образное и пространствен­ное мышление, фантазию ребенка;

формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

развивать аналитическое мышление и самоанализ;

развивать творческий потенциал ре­бенка, его познавательную активность;

развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе;

предоставлять возможность выражать свои творческие замыслы в практической деятельности;

развивать навык нахождения применения выполненного изделия в игровой деятельности;

предоставить дополнительную возможность каждому ребёнку проявить способности организатора, лидера, руководителя.

формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками,

развивать терпение и упор­ство, необходимые при работе с бумагой;

заложить основы культуры труда;

привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;

прививать навыки проведения самостоятельного контроля качества во время работы.

формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение ра­ботать в группе;

создать комфортную среду педагоги­ческого общения между педагогом и вос­питанниками.

Переступая порог школы, ребенок из дошкольника превращается в ученика, а это значит, что меняется его социальный статус. Каждый ученик хочет быть успешным, получать хорошие отметки, найти в классе новых друзей и т.п. Наличие у ребенка такого осознанного стремления в школьной жизни является предпосылкой достижения желанного успеха, получения одобрения и поддержка со стороны значимых лиц. Важно научить детей не впадать в уныние при неудачах, воспитывать желание быть бодрым, оптимистичным, развивать способность не бояться посильной работы, умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. Способ изготовления изделия должен быть понятен, а результат творческой деятельности привлекателен. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается уровень развития специальных умений и умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более «сильным» детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще по той же тематике. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

На протяжении всего периода младшего школьного возраста ребенок учится управлять своим поведением. Развиваются произвольная память, внимание, произвольной становится организация его деятельности. Очень важна для младших школьников доступность целей. Деятельность, направленная на достижение доступных целей, приобретает направленность. Решаемая задача, создавая объективную возможность успеха, заставляет ребенка мобилизовать свои силы для достижения цели, проявить организованность, терпение, настойчивость. Самостоятельность детей этого возраста сочетается с их зависимостью от взрослых, причём этот возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества. Для развития самостоятельности необходимо давать ребенку возможность как можно больше дел выполнять самостоятельно, а стремление к самостоятельности поощрять.

Коммуникативные навыки детей расширяются. Для детей 6-7 лет наиболее важной фигурой по-прежнему является фигура взрослого, однако, оценки и отношение сверстников приобретают для них всё большую значимость.

У младших школьников в отличие от других возраст­ных групп личностная ориентация опреде­ляется направленностью на внешний, пред­метный мир, у них преобладает наглядно-об­разное мышление и эмоционально-чувстви­тельное восприятие действительности, для них остаётся актуальной игровая деятель­ность. Именно возраст младших школьни­ков самый благоприятный в нравственно-эстетическом воспитании.

Одной из основных целей деятельности педагога должна являться деятельность по обеспечению эмоционального благополучия ребенка в школе. Для этого необходимо:

— обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классе, создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в безопасности, принадлежности и признании;

— развить у школьника способность к самопониманию, формированию положительного образа «Я» и навыков конструктивного выражения эмоций;

— совершенствовать способы взаимодействия с окружающим миром, достижение взаимопонимания;

— поддерживать творческое самовыражение учащихся;

— объединять усилия родителей, учителя и ребенка в обеспечении благоприятных условий для развития.

Программа реализует права ребенка, закрепленные в законе РФ «Об образовании». Программа предназначена для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста и рассчитана на два года обучения. Согласно Устава ЦДТТ в группах первого года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа), количество обучающих 12-15 человек. В группах второго года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 час (216 часов), количество учащихся: 10-12 человек. Учебный год длится с 1сентябся по 31 мая.

Содержание, формы и методы работы.

Содержание программы «НТМ» рассчитано на постепенное вхождение ребенка в образовательный процесс и ориентировано не столько на усвоение знаний, умений и навыков, сколько на накопление детьми опыта познавательной, продуктивной деятельности и общения. Базовыми основанием для отбора и структурирования содержания стали следующие принципы:

— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

— практическая и прикладная направленность;

— обеспечение внутрипредметных и межпредметных связей;

— последовательность в усложнении учебного материала.

Обучение в детском объединении строится на основе саморазвития ребенка, связанного с появлением у него стимула к работе над собой. Источником такого развития выступает заинтересованность детей к познанию. Механизм саморазвития базируется на выявлении природных задатков и способностей детей и на активизации таких личностных характеристик, как самолюбие, самооценка, стремление к состязательности. Педагог выступает как деловой партнер, помогающий ребенку выработать навыки саморегулирования. Основная роль в развитии личности принадлежит самому ребенку. При этом педагог не навязывает детям технологию развития и не определяет ее границы, а помогает выбрать каждому индивидуальные формы. Процесс обучения в детском объединении состоит из трех этапов:

Обучение на репродуктивном уровне;

Обучение на репродуктивном уровне, но с элементами творчества;

Творческая деятельность под руководством педагога.

Этому способствует комплексное использование следующих методов:

Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха; поощрение и порицание в обучении; использование игр и игровых форм.

Метод создание творческого поиска.

Метод включения в творчество И.П.Волкова.

Метод организации взаимодействия обучающихся друг с другом (диалоговый).

Методы развития психологических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся: создание проблемной ситуации; создание креативного поля; перевод игровой деятельности на творческий уровень.

Метод гуманно-личностной педагогики).

Метод формирования обязательности и ответственности.

Программа состоит из четырёх блоков.

Тех­нологический блок состоит из циклов, раскрывающих технологию работы с бума­гой, приемы обработки и способы созда­ния изделий из бумаги в технике: «Аппли­кация», «Оригами», «Бумагопластика», «Конструирование» (из геометрических фигур) и др. К этому блоку относится изучение технологии использования в поделках проволоки, пластика, коробков и т.д., а также средств и способов соединения различных деталей между собой.

Организационно-воспита­тельный блок представлен в программе двумя циклами «Праздники и подготовка к ним», «Игры и соревнования». Занятия данных циклов проводятся соответ­ственно тематике праздников и включены в тематический план согласно календарному времени. Он предусматривают занятия, свя­занные с подготовкой и проведением праз­дников, посещением выставок, участием в конкурсах, викторинах, соревнованиях. Это дает возможность детям расширить свой кругозор, учиться анализировать увиден­ные работы, оформление и организацию праздника или выступления.

Проверочно-ре­зультативный блок. Для проверки резуль­тативности реализации программы и пра­вильного планирования тематики занятий в завершении каждой темы предусмотрены итоговые задания, которые проводятся в виде викторин, соревнований, выставок, коллек­тивных проектов и помогают педагогу про­анализировать результаты деятельности. В проверочно-результативный блок входят также занятия по решению кроссвордов, викторин, загадок по тематике технического творчества.

Данная программа может быть использована в школах на факультативных занятиях по труду или художественной деятельности, в группах продленного дня, в кружковой работе; по данной про­грамме с успехом могут заниматься как дети с дефектами (речи, слуха, дети различ­ных групп коррекции), так и одаренные дети. Она помогает создать основу для глу­бокого осмысленного творчества детей.

Диагностика результативности и качества освоения программы.

Педагогический мониторинг

Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематичес­кое отслеживание результатов деятельнос­ти ребенка (см. таб. 1).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *