Что такое нту на жд
Схемы погрузки
Схемы Крепления Грузов
Схема погрузки или схема размещения и крепления груза — это технический документ, согласованный с перевозчиком. В этом документе описывается порядок подготовки груза к перевозке, его размещение на подвижном составе и способы его крепления. Наибольшее значение разработка и согласование таких документов имеет при железнодорожных перевозках. Связано это с тем, что исправление ошибок, допущенных при погрузке, в пути следования порой невозможно, или обходится очень дорого.
На железной дороге существует ряд норм и правил, согласно которым, разрабатываются схемы размещения и крепления грузов.
Схемы размещения и крепления грузов бывают нескольких типов:
Эскиз размещения и крепления грузов – наиболее простая форма схемы крепления, разрабатывается в случае, если способ размещения и крепления предусмотрен ТУ, но конкретная схема для груза вашего типоразмера отсутствует.
НТУ (Непредусмотренные Технические Условия) – такая форма схем крепления применяется в случае если способ крепления вашего груза не предусмотрен ТУ. В этом случае помимо погрузочных чертежей, необходимо предоставить перевозчику (органам ОАО «РЖД») пояснительную записку с расчетами, подтверждающими надежность способа, разработанного вами крепления.
МТУ (Местные Технические Условия) – документ во многом схожий с НТУ. Разработка МТУ целесообразна при массовых перевозках грузов в течение длительного периода, или при перевозке грузов, имеющих большую номенклатуру типоразмеров, или в случае использования специализированного подвижного состава (вагонов).
О новых требованиях к размещению и креплению грузов в вагонах и универсальных контейнерах
Общие сведения
Начиная с 2004 г. отгрузка продукции предприятий должна осуществляться в соответствии с требованиями Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России 27 мая 2003 г. № ЦМ-943 (далее – ТУ). ТУ выпущены взамен Технических условий погрузки и крепления грузов, МПС, 1990 г. (далее – ТУ-1990).
Новые ТУ в отличие от ТУ-1990 содержат требования к размещению и креплению грузов в универсальных контейнерах и вводят новое понятие – непредусмотренные технические условия (НТУ). В соответствии с этим документом увеличена номенклатура грузов, более подробно изложены требования к размещению и креплению грузов в крытых вагонах. ТУ устанавливают порядок и условия размещения и крепления грузов в универсальных четырехосных вагонах, полувагонах, платформах и в контейнерах при железнодорожных перевозках по территории Российской Федерации по железнодорожным путям с шириной колеи 1520 мм со скоростью движения до 100 км/ч включительно.
Размещение и крепление грузов способами, которые не предусмотрены настоящими ТУ, должны выполняться в соответствии со способами, установленными местными техническими условиями размещения и крепления грузов (далее – МТУ). Размещение и крепление грузов способами, не разработанными ТУ и МТУ, должны выполняться в соответствии со способами, установленными непредусмотренными техническими условиями (далее – НТУ). Разработку, утверждение ТУ и внесение в них изменений осуществляет МПС России.
В случае, когда способ размещения и крепления какого-либо наименования груза предусмотрен ТУ, но схема конкретного типоразмера такого груза отсутствует, грузоотправитель должен представить уполномоченному перевозчиком лицу (в случае, когда перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, – на железнодорожную станцию отправления эскиз размещения и крепления груза по ТУ в двух экземплярах). Эскиз должен быть утвержден грузоотправителем и согласован с перевозчиком. Один экземпляр эскиза хранится у перевозчика, второй – у грузоотправителя.
Местные технические условия (МТУ)
Как уже отмечалось выше, МТУ разрабатывает грузоотправитель в отношении груза, способы размещения и крепления которого не предусмотрены ТУ, и утверждает перевозчик. Комплект документации МТУ должен содержать описательную часть с титульным листом, схемами размещения и крепления груза и расчетно-пояснителъную записку. В случае использования многооборотных или инвентарных средств крепления дополнительно разрабатывают схемы размещения и крепления их при возврате в порожнем состоянии.
Описательная часть проекта МТУ должна содержать:
На схеме должно быть приведено упрощенное изображение подвижного состава с размещенным на нем грузом и элементами крепления. Обозначения на схемах должны соответствовать описанию способа размещения и крепления груза. Требования к оформлению схем размещения и крепления груза, вновь разрабатываемых МТУ, должны соответствовать приложению № 3 ТУ.
Расчетно-пояснительная записка проекта МТУ должна содержать:
В расчетной части должны быть приведены необходимые рисунки и расчетные схемы.
Утвержденный грузоотправителем проект МТУ представляется для рассмотрения лицу, уполномоченному перевозчиком. Экспериментальная проверка проекта МТУ проводится на основании указания перевозчика. Откорректированный в результате экспериментальной проверки проект МТУ, утвержденный руководством предприятия-грузоотправителя, согласовывается и утверждается перевозчиком. Согласующие и утверждающие подписи проставляют на титульном листе МТУ (приложение А). Утвержденные МТУ должны быть занесены в журнал регистрации МТУ с присвоением номера, который проставляется на титульном листе. Штамп регистрации МТУ ставят на каждой странице МТУ, включая схемы. МТУ доводятся перевозчиком до сведения обслуживаемых им отправителей соответствующего груза, а их копия направляется в МПС России.
МТУ могут использоваться всеми отправителями, обслуживаемыми утвердившим их перевозчиком. Срок действия утвержденных условий – 7 лет. В случае отсутствия в первые 7 лет замечаний по безопасности перевозок и сохранности грузов документ может быть продлен на такой же срок. При выявлении недостатков в действующих МТУ они подлежат немедленной отмене перевозчиком.
Непредусмотренные технические условия (НТУ)
Технические условия на непредусмотренные в ТУ и МТУ способы размещения и крепления грузов разрабатываются и утверждаются грузоотправителем для разовых либо нерегулярных перевозок грузов. Комплект документов в этом случае должен содержать схему размещения и крепления груза и расчетно-пояснительную записку. Требования к разработке схем и расчетно-пояснительной записки аналогичны требованиям к этим документам при разработке МТУ. Утвержденный грузоотправителем проект в четырех экземплярах предоставляется перевозчику для согласования и утверждения, после чего при положительном исходе рассмотрения проекта оформляется соответствующий акт, который подписывают лица, участвующие в рассмотрении. Акт утверждается перевозчиком. Фамилии лиц, согласовавших и утвердивших документацию, вносят также в штамп утверждения, проставляемый непосредственно на схеме НТУ.
При перевозках грузов в прямом водно-железнодорожном сообщении грузоотправитель до представления НТУ по месту отправления передает их для согласования с перевозчиком водного вида транспорта. Документы должны быть зарегистрированы в журнале регистрации НТУ с присвоением номера и направлены на станцию погрузки и грузоотправителю. Номер НТУ проставляют на схеме в штампе согласования и утверждения. Контрольный экземпляр НТУ, включая акты о результатах экспериментальной проверки в случае ее выполнения, должен храниться у утвердившего их перевозчика, а один экземпляр направляется в МПС России.
НТУ могут использоваться только тем грузоотправителем, для которого они разработаны. Срок действия НТУ – 5 лет – должен быть проставлен на схеме НТУ. По просьбе грузоотправителя он может быть продлен на последующие 5 лет при отсутствии замечаний по безопасности перевозок и сохранности грузов, перевозимых по данным НТУ.
Контроль за соблюдением технических условий размещения и крепления груза
Обеспечение соблюдения всех описанных выше условий размещения и крепления груза грузоотправитель удостоверяет записью на оборотной стороне железнодорожной накладной в графе 1. При размещении и креплении груза по ТУ запись в накладной должна содержать номера соответствующих главы, раздела и рисунка ТУ. В случае размещения и крепления груза по МТУ и НТУ запись должна содержать номер и дату утверждения соответственно МТУ, НТУ. Во всех случаях запись в накладной должна содержать перечень примененных средств крепления, наименование и их количество, подпись грузоотправителя с указанием должности и фамилии, заверенную печатью грузоотправителя.
Проверку соблюдения грузоотправителем условий размещения и крепления груза выполняет уполномоченное перевозчиком лицо, а в случае, когда перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, – уполномоченный работник железнодорожной станции. Подтверждением правильности размещения и крепления груза являются: подпись проверяющего лица и штемпель железнодорожной станции в графе 1 накладной; отметка «Груз погружен и закреплен правильно. Наличие растяжек от разворота проверил», внесенная проверяющим в вагонный лист и заверенная подписью с указанием должности и фамилии проверяющего лица.
Проверка знаний технических условий размещения и крепления грузов ответственными работниками
Работники, непосредственно обеспечивающие погрузку-выгрузку, размещение и крепление грузов и отвечающие за ход и результат этих процессов, должны проходить проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах. Грузоотправители и грузополучатели представляют уполномоченному лицу (в случае, когда перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, – в товарные конторы железнодорожных станций отправления/назначения) копии своих приказов (распоряжений) о назначении ответственных за погрузку-выгрузку работников с приложением паспортных данных и образцов подписей работников. Представители грузоотправителей, ответственные за погрузку, размещение, крепление и выгрузку грузов, должны знать требования главы 1 ТУ, а также используемых грузоотправителем МТУ, НТУ. Порядок и сроки проведения проверки знаний устанавливает МПС России.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 22.08.2016 N 1699р (ред. от 05.07.2017) «Об утверждении Порядка согласования и утверждения местных технических условий, способов, не предусмотренных техническими условиями, и эскизов размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, перевозимых ОАО «РЖД»
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
от 22 августа 2016 г. N 1699р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ МЕСТНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
СПОСОБОВ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ,
И ЭСКИЗОВ РАЗМЕЩЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ ГРУЗОВ В ВАГОНАХ
И КОНТЕЙНЕРАХ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ОАО «РЖД»
В целях обеспечения безопасности движения, сохранности перевозимых грузов, систематизации действующих на российских железных дорогах условий размещения и крепления грузов в вагонах, контейнерах и на основании пунктов 7.2 и 7.3 Главы 1 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России 27 мая 2003 г. N ЦМ-943, Главы 1 Приложения N 3 «Технические условия размещения и крепления грузов» к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении, а также Правил погрузки и крепления грузов, перевозимых в Российско-Финляндском прямом железнодорожном сообщении:
3. Признать утратившим силу распоряжение ОАО «РЖД» от 16 августа 2004 г. N 3109р «О порядке разработки, утверждения и согласования схем размещения и крепления грузов, перевозимых ОАО «РЖД».
Первый вице-президент ОАО «РЖД»
распоряжением ОАО «РЖД»
от 22.08.2016 N 1699р
СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ МЕСТНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
СПОСОБОВ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ,
И ЭСКИЗОВ РАЗМЕЩЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ ГРУЗОВ В ВАГОНАХ
И КОНТЕЙНЕРАХ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ОАО «РЖД»
3. Наличие НТУ необходимо для разовых либо не регулярных перевозок, способы размещения и крепления которых не предусмотрены ТУ ЦМ-943, МТУ, Приложением 3 к СМГС, Правилами погрузки.
4. Разработка проектов МТУ, НТУ обеспечивается грузоотправителем в соответствии с положениями пунктов 7.2 и 7.3 Главы 1, Приложения N 3 к Главе 1 ТУ N ЦМ-943, а также раздела 13 главы 1 Приложения 3 к СМГС.
5. Предоставляемый грузоотправителем на рассмотрение проект МТУ или НТУ должен содержать описательную часть с титульным листом, расчетно-пояснительную записку, схемы размещения и крепления груза, многооборотных или инвентарных средств крепления при их возврате в порожнем состоянии. Пояснительная записка должна содержать сведения, предусмотренные п. п. 7.1.1.1, 7.1.1.2, 7.1.1.3, 7.2.2 Главы 1 ТУ ЦМ-943, а также наименование организации-разработчика, ее контактные данные, подпись и ФИО ответственного исполнителя схем.
6. Утвержденные грузоотправителем проекты МТУ, НТУ с описательной частью и титульным листом, оформленным в соответствии с Приложениями N 4, 6 к Главе 1 ТУ ЦМ-943, в установленном ТУ ЦМ-943 количестве экземпляров предоставляются в ОАО «РЖД» в бумажном виде для согласования. Также предоставляются их электронные копии.
6.1. Все экземпляры комплекта документов проекта МТУ предоставляются:
6.2. Все экземпляры комплекта документов проекта НТУ предоставляются:
а) в ТЦФТО, в пределах региона обслуживания которого находится станция отправления предусматриваемого к перевозке конкретного груза, в случае применения многооборотных или инвентарных средств крепления, и возврата многооборотных или инвентарных средств крепления после выгрузки груза, а также если перевозимый груз имеет поворотные и выдвижные части;
7. При выявлении в ходе рассмотрения в ЦФТО, ТЦФТО или АФТО отсутствия в представленном комплекте проекта МТУ или НТУ требуемых ТУ ЦМ-943, Приложением 3 к СМГС, Правилами погрузки документов или обнаружении в них, в том числе в схемах и расчетно-пояснительной записке, несоответствий или ошибок, комплект проекта возвращается грузоотправителю с сопроводительным письмом для устранения выявленных нарушений.
7.1. В целях проведения проверки проектов МТУ и НТУ могут привлекаться сторонние организации, обладающие необходимым уровнем компетенции в данном направлении.
7.2. Грузоотправитель, на основании представленных замечаний по проекту МТУ, НТУ, вносит в него соответствующие изменения, подтвержденные подписью ответственного исполнителя с указанием его Ф.И.О. Утвержденный грузоотправителем доработанный комплект проекта МТУ, НТУ представляется в ЦФТО, ТЦФТО или АФТО, для повторного рассмотрения.
7.3. При отсутствии замечаний по проекту МТУ либо НТУ (в случае применения многооборотных или инвентарных средств крепления грузов, а также если перевозимый груз имеет поворотные и выдвижные части) ЦФТО (ТЦФТО) направляет указание, предусмотренное разделом 12 Главы 1 ТУ N ЦМ-943 о проведении в отношении этого проекта МТУ, НТУ экспериментальной комиссионной проверки.
Экспериментальная комиссионная проверка осуществляется под председательством представителя ЦФТО (в случаях, установленных абзацем б) пункта 6.1 настоящего Порядка) или ТЦФТО. По соответствующему указанию ЦФТО, комиссионная проверка (в случаях, установленных абзацем б) пункта 6.1 настоящего Порядка) может осуществляться под председательством представителя ТЦФТО.
Экспериментальная комиссионная проверка осуществляется при участии:
представителей подразделений, контролирующих обеспечение безопасности движения поездов;
представителей разработчика МТУ, НТУ, грузоотправителя и владельцев путей необщего пользования, на территории которых проводится экспериментальная проверка.
Комиссией, на основании результатов проведенных экспериментальных проверок (на соударение, а также опытных перевозок) МТУ, НТУ, оформленных актами, составляется и представляется в ЦФТО (ТЦФТО) предусмотренное в подпункте 12.1.3 Главы 1 ТУ ЦМ-943 заключение о степени надежности предложенного проектом способа размещения и крепления груза, в сроки и в порядке, предусмотренные пунктом 12.5 Главы 1 ТУ ЦМ-943.
7.3.1. В случае выявления в ходе экспериментальной проверки недостатков в способе размещения и креплении груза, грузоотправитель на основании документально подтвержденных замечаний комиссии по экспериментальной проверке, вносит в проект МТУ или НТУ соответствующие изменения, дополнения, подтвержденные подписью ответственного исполнителя с указанием его Ф.И.О., и, вновь утвердив все подвергшиеся изменению документы, входящие в комплект проекта МТУ, НТУ, представляет его в ЦФТО (ТЦФТО) для повторного рассмотрения.
7.3.2. При положительном, документально подтвержденном результате проведенной экспериментальной проверки о пригодности предусмотренного проектами МТУ либо НТУ способа размещения и крепления груза, уполномоченный работник ЦФТО (ТЦФТО) в течение 10 рабочих дней согласовывает окончательный проект МТУ, НТУ в порядке, предусмотренном подпунктами 7.2.3 и 7.3.3 главы 1 ТУ ЦМ-943 с указанием срока их действия в соответствии со сроками, предусмотренными подпунктами 7.2.7 и 7.3.7 Главы 1 ТУ ЦМ-943.
Подписи согласующих и утверждающих МТУ, НТУ лиц проставляются на всех экземплярах Титульного листа этих МТУ или акта согласования НТУ.
Наряду с утверждением МТУ указанным должностным лицом издается указание, разрешающее практическое применение данных МТУ.
При утверждении МТУ в случае, предусмотренном абзацем б) пункта 6.1 настоящего Порядка, ЦФТО готовит в установленном порядке проект распоряжения ОАО «РЖД», разрешающего практическое применение указанных МТУ.
Распоряжение, утвержденное вице-президентом ОАО «РЖД», направляется в установленном порядке в ТЦФТО дорог для информирования причастных структурных подразделений, работников железных дорог и грузоотправителей.
7.4. При отсутствии замечаний, окончательный проект НТУ (в случае, если не применяются многооборотные или инвентарные средства крепления грузов, а перевозимый груз не имеет поворотные и выдвижные части) согласовывает уполномоченный руководитель В и утверждает уполномоченный руководитель АФТО в течение 10 рабочих дней.
7.5. Утвержденные ТЦФТО или АФТО МТУ, НТУ регистрируются в журналах регистрации МТУ и НТУ, оформленных в соответствии с Приложением N 5 к Главе 1 ТУ N ЦМ-943.
8. Электронные копии утвержденных МТУ, НТУ вносятся в программу АСКМТУ (Автоматизированная система оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок). Один экземпляр МТУ, НТУ остается в ЦФТО, ТЦФТО или АФТО, согласовавшего МТУ, НТУ, на хранении, остальные экземпляры в установленном порядке направляются грузоотправителю, начальнику станции отправления груза.
9. При разработке проектов МТУ и НТУ для грузов, перевозка которых предусматривается назначением на станции иностранных железных дорог, следует руководствоваться положениями настоящего Порядка. При этом необходимые для размещения и крепления груза расчеты производятся в соответствии с положениями Приложения 3 к СМГС или Правил погрузки.
Грузы, способ размещения и крепления которых не предусмотрен в Правилах погрузки, допускаются к перевозке только после предварительного согласования с железнодорожными администрациями, участвующими в перевозке груза.
10. Внесение в действующие МТУ и НТУ изменений и дополнений осуществляется в порядке, предусмотренном в пунктах 7.2.6 и 7.3.6 Главы 1 ТУ ЦМ-943 с учетом положений настоящего Порядка.
11. Продление срока действия применяемых МТУ и НТУ осуществляется в порядке, предусмотренном в подпунктах 7.2.7 и 7.3.7 Главы 1 ТУ ЦМ-943 с учетом положений настоящего Порядка.
12. Разработка Эскизов осуществляется в случае, когда способ размещения и крепления груза определенного наименования предусмотрен в ТУ ЦМ-943, однако отсутствует необходимая схема для конкретного типоразмера груза этого наименования.
12.1. Комплект утвержденных грузоотправителем трех экземпляров проекта Эскизов, оформленных в соответствии с требованиями Приложения N 3 к Главе 1 ТУ ЦМ-943, представляется грузоотправителем начальнику станции в бумажном виде для согласования.
12.2. Начальник станции обеспечивает проверку проекта Эскиза, наличия в нем всех необходимых сведений и правильности оформления всех представленных грузоотправителем экземпляров проекта.
При обнаружении в ходе проверки недостатков, несоответствий, ошибок в проекте Эскиза, начальник станции возвращает все экземпляры грузоотправителю.
12.3. Грузоотправитель, на основании замечаний начальника станции по проекту Эскиза, вносит в него соответствующие изменения, подтвержденные подписью ответственного исполнителя с указанием его Ф.И.О. и, вновь утвердив проект Эскиза, представляет его в бумажном виде начальнику станции.
12.4. Начальник станции после проверки внесенных грузоотправителем изменений или дополнений и при отсутствии замечаний согласовывает Эскиз.
12.5. Один экземпляр согласованного Эскиза передается грузоотправителю, второй экземпляр направляется в ЛАФТО, в границах обслуживания которого расположена данная станция отправления груза, третий экземпляр остается в делах станции.
13. Проверка соблюдения грузоотправителем положений, утвержденных МТУ, НТУ, Эскизов при размещении и креплении грузов осуществляется при приеме к перевозке железнодорожной станцией отправления груза.
14. Случаи выявления нарушения безопасности движения и сохранности вагонного и контейнерного парка при перевозке грузов по утвержденным МТУ, НТУ или Эскизам оформляются актом общей формы ГУ-23 в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Копии акта общей формы ГУ-23 направляются в причастные подразделения ОАО «РЖД», в том числе утвердившие МТУ, НТУ или Эскиз, для принятия решения о досрочном прекращении действия МТУ, НТУ, Эскиза.
Принятое ОАО «РЖД» (в лице подразделения, утвердившего возможность применения МТУ, НТУ, Эскиза) решение о досрочном прекращении действия МТУ, НТУ, Эскиза доводится до причастного грузоотправителя в письменном виде и вступает в силу, начиная с очередного (после получения грузоотправителем уведомления о принятом ОАО «РЖД» решении) предъявления грузоотправителем груза к перевозке, в отношении которого принято такое решение.
Сведения об отмене МТУ, НТУ также вносятся в АСКМТУ.
Порядок разработки МТУ и НТУ размещения и крепления грузов, не предусмотренных настоящими Правилами. Контроль соблюдения условий размещения и крепления грузов
13. Порядок разработки МТУ и НТУ размещения и крепления грузов,
не предусмотренных настоящими Правилами. Контроль соблюдения
условий размещения и крепления грузов
13.1. МТУ разрабатываются на грузы, способы размещения и крепления которых не предусмотрены настоящими Правилами.
МТУ разрабатываются, как правило, при массовой погрузке грузов с одной станции, а также при отправлении одного груза с нескольких пунктов погрузки одной железной дороги.
МТУ разрабатываются отправителем.
Проект МТУ должен содержать описательную часть и расчетно-пояснительную
записку.
Описательная часть проекта МТУ должна содержать:
— характеристику груза (наименование, массу, основные размеры и др.);
— порядок подготовки груза к перевозке;
— сведения о подвижном составе (тип и, при необходимости, модель) и требования к нему;
— порядок размещения груза в вагоне;
— описание способа крепления груза с указанием всех элементов крепления и их расположения относительно груза и вагона;
— схему (схемы) размещения и крепления груза (далее схема).
Расчетно-пояснительная записка должна содержать расчетное обоснование
предлагаемого способа размещения и крепления груза, выбор типа и количества средств
крепления. Расчеты должны выполняться в соответствии с требованиями настоящей главы.
Проект МТУ представляется отправителем железной дороге для рассмотрения.
По итогам рассмотрения проводится экспериментальная проверка надежности
предлагаемого в проекте МТУ способа размещения и крепления груза в соответствии с
требованиями п.14 настоящей главы.
В ходе экспериментальной проверки могут меняться количество и характеристики средств крепления, способы установки растяжек, предусмотренные проектом МТУ.
По результатам экспериментальной проверки разрабатывается уточненный проект МТУ, содержащий описательную часть и схему, который утверждается отправителем и
железной дорогой порядком, установленным внутренними правилами дороги отправления.
Погрузка грузов по МТУ производится на станциях железной дороги, утвердившей их, назначением на станции железных дорог колеи 1520 мм.
МТУ могут быть предложены железной дорогой в качестве дополнений в настоящие Правила при условии осуществления перевозок по ним грузов и отсутствия случаев
нарушения погрузки и расстройства крепления в пути следования в течение 3 лет.
13.2. НТУ разрабатываются и утверждаются отправителем на грузы, способы
размещения и крепления которых не предусмотрены настоящими Правилами или МТУ, и согласовываются железной дорогой отправления в соответствии с внутренними правилами.
НТУ должны содержать схему размещения и крепления груза и
расчетно-пояснительную записку. При использовании многооборотных средств крепления отправителем одновременно представляется схема их возврата в порожнем состоянии.
13.3. Оформление схем размещения и крепления грузов (МТУ, НТУ) должно
производиться в соответствии с внутренними правилами дороги отправления.
13.4. Отправитель (если погрузка производилась его средствами) несет
ответственность за соблюдение условий размещения и крепления грузов в вагонах, в том числе за количество, размер и качество средств крепления, соблюдение габарита погрузки.
Выполнение условий размещения и крепления грузов на открытом подвижном
составе отправитель удостоверяет записью в накладной СМГС:
— для грузов, способы размещения и крепления которых предусмотрены
настоящими правилами, в графе 11 после наименования груза – «Груз размещен и закреплен в соответствии с п.______гл.______Прил.14 к СМГС» (указывается номер соответствующего пункта и главы), а для грузов, способы размещения и крепления которых предусмотрены главой 5 настоящих Правил – «Груз размещен и закреплен в соответствии с гл. 5 Прил. 14 к СМГС, эскиз №…от…». При этом в графе 93 при погрузке грузов по главе 5 указывается: «Применены средства крепления: ___________(указывается наименование и количество средств крепления, а также диаметр проволоки и количество нитей, размеры брусков)»;
— для грузов, способы размещения и крепления которых установлены НТУ, в графе 93 – «Груз размещен и закреплен в соответствии с НТУ №____ от ____. Применены средства крепления: _______ (указывается наименование и количество средств крепления, а также диаметр проволоки и количество нитей или диаметр троса, размеры брусков)»;
— для грузов, способы размещения и крепления которых установлены МТУ, в графе 93 – «Груз размещен и закреплен в соответствии с МТУ № ______ от _____.
Применены средства крепления: _______ (указывается наименование и количество средств крепления, а также диаметр проволоки и количество нитей или диаметр троса, размеры
брусков)». Если МТУ содержит больше одной схемы, указывается также номер схемы;
— для негабаритных и тяжеловесных грузов в графе 11 – «Груз размещен и
закреплен в соответствии с чертежом №____ от _____»;
— при возврате многооборотного средства крепления в графе 11 после его
наименования – «МСК размещено и закреплено в соответствии со схемой № _____
от ______, утвержденной ________ (указывается, кем утверждена). Применены средства
крепления ______ (указывается наименование и количество средств крепления, а также
диаметр проволоки и количество нитей, размеры брусков)».
Сделанную в накладной СМГС отметку удостоверяет подписью с указанием
должности и фамилии отправитель или уполномоченное им лицо, ответственное за
размещение и крепление грузов в вагоне (под руководством которого груз был размещен и закреплен в вагоне).
При погрузке груза средствами железной дороги соответствующую отметку о
выполнении условий размещения и крепления грузов делает ответственный за размещение и крепление груза работник железной дороги в графе 93 накладной СМГС и удостоверяет ее подписью с указанием должности и фамилии.
Железная дорога проверяет соблюдение отправителем условий размещения и
крепления груза на открытом подвижном составе по наружному осмотру погрузки,
доступной для осмотра.
При предъявлении к перевозке грузов, способ размещения и крепления которых
предусмотрен настоящими Правилами (кроме главы 5), станция отправления может
потребовать от отправителя представить эскизы, утвержденные отправителем, с указанием в них параметров грузов, подтверждающие, что способ размещения и крепления груза
соответствует настоящим Правилам. При размещении и креплении груза в соответствии с главой 5 настоящих Правил разработка эскизов размещения и крепления грузов в вагоне
является обязательной, кроме перечисленных в ней случаев, и производится в соответствии с изложенными в главе 5 требованиями.
Размещение и крепление грузов (за исключением домашних вещей) должно
производиться под руководством отправителя или уполномоченного им лица, которое
должно проходить проверку знаний настоящих Правил в объеме, необходимом для
размещения и крепления отправляемого вида груза. Порядок и сроки проверки знаний
устанавливаются внутренними правилами. Отправитель письменно сообщает железной
дороге об уполномоченных им лицах с указанием их паспортных данных и приложением образцов подписей.
Если лицо, под руководством которого происходило размещение и крепление
конкретного груза, допустило нарушение, оно в дальнейшем не имеет права руководить
работами по размещению и креплению груза. Железная дорога не должна принимать
накладные, в которых упомянутое лицо удостоверило правильность размещения и крепления груза, до повторной проверки его знаний настоящих Правил.
При погрузке груза средствами железной дороги размещение и крепление груза должно производиться под руководством ответственного за размещение и крепление груза работника железной дороги, прошедшего аналогичную проверку знаний.