Что такое ныне и присно

И ныне, и присно, и во веки веков

Смотреть что такое «И ныне, и присно, и во веки веков» в других словарях:

ПРИСНО — ПРИСНО, нареч. (стар. высок.). Всегда, во веки веков. И ныне, и п., и во веки веков. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

присно — нареч. Церк. Всегда. Ныне и п. и во веки веков … Энциклопедический словарь

присно — нареч.; церк. Всегда. Ныне и при/сно и во веки веков … Словарь многих выражений

Ектения — Диакон, читая ектению, держит в вытянутой правой руке орарь и после каждого прошения осеняет себя … Википедия

Входные молитвы — в православном богослужении молитвы священнослужителей, совершаемые перед Литургией[1]. Эти молитвы читаются непосредственно перед входом в алтарь, откуда происходит их название. Совершаются без облачения, однако на практике священник может … Википедия

Молитва верных — (лат. Oratio fidelium), Всеобщая молитва (лат. Oratio universalis) в западных литургических обрядах один из элементов литургии, завершающий Литургию Слова. В ординарном чине мессы следует непосредственно за провозглашением Символа … Википедия

ВЕК — Атомный век. Публ. Современная эпоха, время научно технической революции. Мокиенко 2003, 13. Большой век. Сиб. Очень долго. ФСС, 23. В век по веки (с отрицанием). Сиб. Никогда. ФСС, 23. Век Астреи. Книжн. Устар. 1. О счастливой, радостной поре. 2 … Большой словарь русских поговорок

Обычное начало (литургика) — Обычное начало, в православном богослужении начальные молитвословия большинства церковных служб и личных молитвенных правил. В храме читаются специально поставленным церковнослужителем, чтецом. Обычному началу предшествует: Возглас… … Википедия

Кафизма — Кафизма, кафисма (греч. κάθισμα) в богослужебной традиции византийского обряда раздел Псалтири. Название происходит от греческого слова, означающего «сидение», что указывает на практику сидения на богослужении во время чтения кафизм (впрочем,… … Википедия

Источник

ныне и присно

Смотреть что такое «ныне и присно» в других словарях:

ныне и присно и вовеки веков — нареч, кол во синонимов: 2 • всегда (79) • ныне и присно (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

И ныне, и присно, и во веки веков — Книжн. Устар. Сейчас и всегда; вечно. /em> Выражение церковно славянское; присно всегда. БМС 1998, 72 … Большой словарь русских поговорок

ПРИСНО — ПРИСНО, нареч. (стар. высок.). Всегда, во веки веков. И ныне, и п., и во веки веков. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

присно — нареч. Церк. Всегда. Ныне и п. и во веки веков … Энциклопедический словарь

присно — нареч.; церк. Всегда. Ныне и при/сно и во веки веков … Словарь многих выражений

Ектения — Диакон, читая ектению, держит в вытянутой правой руке орарь и после каждого прошения осеняет себя … Википедия

Входные молитвы — в православном богослужении молитвы священнослужителей, совершаемые перед Литургией[1]. Эти молитвы читаются непосредственно перед входом в алтарь, откуда происходит их название. Совершаются без облачения, однако на практике священник может … Википедия

Молитва верных — (лат. Oratio fidelium), Всеобщая молитва (лат. Oratio universalis) в западных литургических обрядах один из элементов литургии, завершающий Литургию Слова. В ординарном чине мессы следует непосредственно за провозглашением Символа … Википедия

Обычное начало (литургика) — Обычное начало, в православном богослужении начальные молитвословия большинства церковных служб и личных молитвенных правил. В храме читаются специально поставленным церковнослужителем, чтецом. Обычному началу предшествует: Возглас… … Википедия

Источник

Что такое ныне и присно

Поздравляю всех с продолжающимся праздником Рождества Христова! Именно продолжающегося, ведь попразднество этого праздника длиться целых семь дней, которых едва-едва хватает, чтобы прочувствовать это торжество. Но напишу я, пожалуй, не про это.

Множество молитв заканчиваются на такие слова: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Мы так часто слышим их в молитвах, что воспринимаются они как хвостик, без которого нельзя, хотя и не понятно почему. Поделюсь своим восприятием данных слов, и своим молитвенным переживанием, при их звучании.

«Ныне» знаменует наш век, на который нам выпало жить. В смысле не всем людям, а конкретно мне, конкретно ныне живущим. И в это самое нынешнее время мы хотим славить Бога, благословлять и молить Его о Его милости.

Кстати, частые повторения «Его» в молитвах, особенно в псалмах, не случайны. Ведь приговаривая к каждому слову местоимение»Его» мы обозначаем, что предмет, о котором говориться (в нашем случае «милость») исходит лично от Него. И никакой «милости» самой по себе, без Бога — нет, и быть не может. Милость только Его, и всех тех, кому Он её даровал. Вот хороший пример, который намного лучше воспринимается, если брать во внимание написанное выше: «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я» (Пс. 102, 17-18).

Пойдем дальше. «Присно» можно понимать как время, которое было до нашей жизни, и которое наступит после нашей смерти. Ведь с нашей смертью все продолжает быть, как и было до нас. Указывая на время, которое было до нас, мы как бы подтверждаем, что мы присоединяемся к славословию тех людей, которые хвалили Бога до нашей жизни и соответственно будем согласны с теми, кто будет продолжать это дело после нас. Более того, время «присно» заключает в себе даже жизнь тех, кто после смерти пребывает в Раю или Аду.

Но как мы знаем, Рай и Ад будут не вечно, этим обителям душ человеческих придет конец. И даже само время перестанет существовать. И потому следует указать и на следующее время — «веки веков», которые можно понимать как «время», а точнее, вечность, которая наступит после Конца мира, в начале Царства Небесного. Но так как мы не знаем, сколько именно это веков, то говорим «во веки веков». Если посмотреть на старые молитвы, то в некоторых молитвах написано просто «во веки. Аминь». Видимо с какого-то времени Святые Отцы разглядели в этом какую-то конечность, ибо «во веки» можно понимать как время, которое может закончиться через N-ое количество веков. Но так как целью стоит указать не время, а вечность, то и решили добавить еще раз слово «век» во множественном числе. То есть это можно понимать как «и во много много веков». Между прочим к этому приему прибегал сам Христос, указывая прощать брата до седмижды семидесяти раз. И потому стали добавлять «во веки веков», указывая, что веков будет множество, тысячи тысячи. После Второго Пришествия Христова, после Страшного Суда, наступит новый век. И этот век будет не частью чего-то, но целым, которое будет включать в себя части, самой вечностью. Даже слово «вечность» наверняка недостаточно, чтобы описать будущий век. Но не будем всуе философствовать и пойдем дальше.

Если сказать кратно, то «ныне» значит «во время моей жизни», «присно» значит «от создания мира до его конца», а «во веки веков» значит «и в будущем веке».

Разобрались. Но причем тут молитва? Произнося конец любой молитвы мы хотим её, естественно красиво и правильно закончить. И потому последние слова являются всегда завершающим аккордом нашей песни души. И этот аккорд хочется сделать как бы заправкой или приправой, к блюду нашей молитвы, которое мы преподносим Богу. Я вижу в этом окончании следующий смысл.

Желание быть причастником Царства Небесного. Вот это чувство, которое испытываю я в конце каждой своей молитвы.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник

Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах

В молит­во­сло­вах и бого­слу­жеб­ных кни­гах неко­то­рые часто упо­треб­ля­е­мые молит­вы и даже неболь­шие ряды молитв не при­во­дят­ся каж­дый раз пол­но­стью, а обо­зна­ча­ют­ся сокра­щен­но. Такие сокра­ще­ния — напри­мер, сокра­ще­ние «Сла­ва, и ныне:» — есть почти во всех молит­во­сло­вах. Это не толь­ко эко­но­мит место, но и очень удоб­но для опыт­ных чте­цов и пев­цов. Одна­ко начи­на­ю­ще­го молит­вен­ни­ка порой могут сбить с тол­ку еще не зна­ко­мые ему сокра­ще­ния. Поэто­му мы при­во­дим для наших чита­те­лей спи­сок наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ных сокра­щен­ных обо­зна­че­ний, кото­рые могут встре­тить­ся в молитвословах.

В бого­слу­жеб­ных кни­гах сокра­ще­ний подоб­но­го рода гораз­до боль­ше: они рас­счи­та­ны на твер­дое зна­ние чита­ю­щим весь­ма широ­ко­го кру­га молитв и пес­но­пе­ний. В цер­ков­но­сла­вян­ской тра­ди­ции пока­за­те­лем тако­го сокра­ще­ния слу­жит двое­то­чие (:) — оно выпол­ня­ет здесь роль, подоб­ную роли мно­го­то­чия (…) в совре­мен­ной рус­ской письменности.

«Сла­ва, и ныне: (либо: «Сла­ва: И ныне:» ) — Сла­ва Отцу и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

«Сла­ва:» — Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу.

«и ныне:» — И ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

Вни­ма­ние! В Псал­ти­ри каж­дая из кафизм — два­дца­ти частей, на кото­рые раз­де­ле­на Псал­тирь для чте­ния — делит­ся на три части, после каж­дой из кото­рых обыч­но напи­са­но: «Сла­ва:» (эти части поэто­му и назы­ва­ют­ся «Сла­ва­ми»). В этом (и толь­ко этом) слу­чае обо­зна­че­ние «Сла­ва:» заме­ня­ет сле­ду­ю­щие молитвословия:

Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

Алли­лу­иа, алли­лу­иа, алли­лу­иа, сла­ва Тебе, Боже. (Три­жды)

Гос­по­ди, поми­луй. (Три­жды)

Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.

«Алли­лу­иа» (Три­жды)Алли­лу­иа, алли­лу­иа, алли­лу­иа, сла­ва Тебе, Боже. (Три­жды)

«Три­свя­тое. По Отче наш» или «Три­свя­тое. Пре­свя­тая Тро­и­це… Отче наш…» — чита­ют­ся после­до­ва­тель­но молитвы:

Свя­тый Боже, Свя­тый Креп­кий, Свя­тый Без­смерт­ный, поми­луй нас. (Три­жды)

Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

Пре­свя­тая Тро­и­це, поми­луй нас; Гос­по­ди, очи­сти гре­хи наша; Вла­ды­ко, про­сти без­за­ко­ния наша; Свя­тый, посе­ти и исце­ли немо­щи наша, имене Тво­е­го ради.

Гос­по­ди, поми­луй. (Три­жды)

Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небе­сех, да свя­тит­ся имя Твое, да при­и­дет Цар­ствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небе­си и на зем­ли. Хлеб наш насущ­ный даждь нам днесь; и оста­ви нам дол­ги наша, яко­же и мы остав­ля­ем долж­ни­ком нашим; и не вве­ди нас во иску­ше­ние, но изба­ви нас от лукаваго.

Сокра­ще­ние «При­и­ди­те, покло­ним­ся…» сле­ду­ет читать:

При­и­ди­те, покло­ним­ся Царе­ви наше­му Богу. (Поклон)

При­и­ди­те, покло­ним­ся и при­па­дем Хри­сту, Царе­ви наше­му Богу. (Поклон)

При­и­ди­те, покло­ним­ся и при­па­дем Само­му Хри­сту, Царе­ви и Богу наше­му. (Поклон).

Вме­сто Бого­ро­ди­чен обыч­но гово­рим: Пре­свя­тая Бого­ро­ди­це, спа­си нас, а вме­сто Тро­и­чен : Пре­свя­тая Тро­и­це, Боже наш, сла­ва Тебе, или Сла­ва Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу.

Источник

Словари

нареч. обстоят. времени устар.

ПРИ́СНО, нареч. (церк.-слав.) (книжн. церк.). Всегда.

ПРИ́СНО, нареч. (стар. высок.). Всегда, во веки веков. И ныне, и п., и во веки веков.

ПРИ́СНО нареч. Церк. Всегда. Ныне и п. и во веки веков.

нареч. (обычно в сочетании со словом „ныне»: ныне и присно). устар. Всегда.

 всегда, непрестанно, непрерывно.

нареч, кол-во синонимов: 3

непрерывно, всегда, постоянно

Начальная часть сложных слов, вносящая значение слова: присный (присноблагодатный, присноблаженный, присносветлый и т.п.).

прил., кол-во синонимов: 1

 достойная вечного, постоянного благословения; прославления. Троп. сент. 1.

 достойный постоянного прославления.

прил., кол-во синонимов: 1

 всегда находящийся в движении.

 (ἀειπάρθενος) вечная девственница, Богоматерь. Мин. мес. сент. 24.

сущ., кол-во синонимов: 11

матерь, пречистая дева, пречистая богородица, владычица, божья матерь, дева мария, богоматерь, богородица, пресвятая дева, царица небесная, пречистая

 вечно целомудреннный. Мин. мес. авг. 15.

 желаемый во всякое время, вожделенный. Мин. мес. мая 9.

 нетленная, вечная пища. Ирмол. л. 140.

 вечная жизнь. Антиф. 1, гл. 3.

 составляющий вечную жизнь. Чин. погреб., свящ. Мин. мес. сент. 26, мая 4, июля 25.

  всегда живущий, непричастный смерти, вечный, сохраняющий всегда жизненную или живительную силу.

 определенный для вечнаго жительства. Мин. мес. сент. 25.

 всегда жить, вечно существовать. Ирм. гл. 2, пес. 8.

Незабываемый, заслуживающий того, чтобы его вспоминали вечно (обычно с оттенком иронии).

ПРИСНОПА́МЯТНЫЙ, приснопамятная, приснопамятное (книжн. церк. торж.). Незабываемый, хорошо памятный. В тот приснопамятный год.

Всегда памятный, незабываемый.

Поздравляю Вас, Алексея Сергеевича, Сережу и приснопамятную Василису Пантелеевну. Чехов, Письмо М. В. Киселевой, 15 дек. 1897.

Многое изменилось с тех приснопамятных времен. Соколов-Микитов, Осень в Чуне.

приснопа́мятный, приснопа́мятная, приснопа́мятное, приснопа́мятные, приснопа́мятного, приснопа́мятной, приснопа́мятных, приснопа́мятному, приснопа́мятным, приснопа́мятную, приснопа́мятною, приснопа́мятными, приснопа́мятном, приснопа́мятен, приснопа́мятна, приснопа́мятно, приснопа́мятны, приснопа́мятнее, поприснопа́мятнее, приснопа́мятней, поприснопа́мятней

прил., кол-во синонимов: 7

такой, который невозможно забыть (о впечатлении, воспоминании))

такой, о котором невозможно забыть)

 непрестанно воспеваемый, прославляемый. Чин. погреб. свящ. Мин. мес. сент. 14.

 всегда или часто поминаемый. Прол. июля 15.

 незабвенный. Мин. мес. мая 21.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *