Что такое оазис в истории 5 класс древний египет

Древний Египет. Конспекты-помощники для обучающихся 5 класса

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Государство на берегах Нила

Признаки государства Государства появлялись там, где главным занятием было земледелие.

Успешно люди занимались земледелием возле больших рек.

Проблемный вопрос. Почему Геродот называл Египет «даром Нила»?

Где? – Северо-Восточная Африка, река Нил.

— Пороги – каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству.

— Река Нил течет на север, впадая в Средиземное море, разделялся на несколько рукавов, образующих треугольник – дельту.

— Оазисы – островки зелени в пустыне.

— Египет – стран, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.

Характеристика географического положения Египта и его природных условий – опорные слова: Северо-Восточная Африка, пустыня, Нил, папирус, дикие животные, пороги, дельта, оазисы, Египет, разливы Нила, ил, земледелие.

Климат в той части Африки, где протекает Нил, сухой и жаркий. Большая часть земель представляет собой каменистую пустыню.

Тема: Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

(устройство общества, жители Египта)

совершали религиозные обряды

в руках у них листки для записей и тростинка для письма

оборона от внешних врагов

захват чужих территорий

Земледельцы (крестьяне) и ремесленники

трудились на полях, на строительстве, в мастерских

Земледелие в Древнем Египте

Огромного труда требовало орошение полей.

Для орошения полей, удалённых от Нила, копали каналы и строили земляные насыпи.

При помощи шадуфов поливали сады и огороды.

Сельскохозяйственные работы – орошение полей, пахота, сев, жатва, обмолот зерна.

Ремесленные специальности существовавшие в Древнем Египте

Скульптор, медник, каменщик (каменотёс), брадобрей, ткач, сандальщик, горшечник, строитель

Дом простого египтянина построен из тростника, обмазанного илом, вместо крыши – тростниковая циновка.

Шадуф – приспособление для подъема воды из реки или колодца в Древнем Египте.

Налоги — это платеж чем-либо (деньгами, частью урожая, скота, изготовленной продукцией) зависимым населением государству//или сбор в пользу государства//

Амулет – особый предмет для защиты от злых духов.

Обмен (меновая торговля) – самый простой вид торговли.

Тема: Жизнь египетского вельможи

Где берут информацию ученые-египтологи о жизни вельмож? (Учёные-египтологи берут информацию о жизни вельмож на стенах гробниц. На стенах сохранились надписи, рельефы, рисунки о жизни вельмож.)

Что приказывал изображать вельможа на стенах своей гробницы? (Вельможа приказывал изобразить на стенах гробницы себя, свой дом, жену, детей, имущество).

О чём свидетельствуют рисунки и рельефы в гробнице вельможи? Почему изображения и предметы в гробнице вельможи повествовали об их прежней жизни, о милостях фараона?

(Рисунки и рельефы, предметы в гробнице вельможи свидетельствуют о существовании у древних египтян веры в загробную жизнь и в то, что всё изображенное оживет в «стране мёртвых» и вельможа займёт такое же положение, которое было у него в земной жизни).

В каких условиях жил вельможа? ( Вельможа жил в богатом доме, носил дорогие украшения, питался разными яствами и развлекался под игру музыкантов и танцовщиц).

Чем занимался вельможа по поручению царя Египта? (По поручению царя (фараона) вельможа распоряжался работами в царских каменоломнях, вершил суд и расправу, следил, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона, возглавлял военный поход, носил царские сандалии.

Вельможа не платил налоги.

К службе и быту вельможи относится:

Усадьба (богатый дом, земельные угодья, ремесленные мастерские).

Должности: «носитель царских сандалий», «начальник работ», «заведующий царским виноградником»…

Рельеф – выпуклое изображение на камне // или – выпуклое изображение на твёрдой поверхности.

Вельможа это знатный и богатый египтянин.

Тема: Военные походы фараонов

Вооружение – лук и стрелы

Вооружение – копья, топорики, кинжалы, щиты, иногда мечи

Колесницы шли на прорыв (2)

Преследовали отступающего противника (4)

На колеснице находились: возничий (возница) и стрелок

Внимательно посмотрите на легенду карты.

Каким условным знаком обозначены завоевательные походы египетских фараонов? (Стрелочками).

На какие территории были совершены походы фараонов Египта? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию, Финикию).

Где находится город Мегиддо? (На территории Палестины).

Кто из фараонов захватил город Мегиддо? (Тутмос III) .

До какой реки в Азии была отодвинута граница Египта после завоевательных походов? (Река Евфрат).

Военные походы фараонов

Главные цели походов фараонов

Расширение территории государства.

Укрепление власти фараона.

Захват военной добычи: рабов, драгоценных металлов (золота, серебра, меди), скота, шерстяных тканей, ценной древесины.

Самые крупные завоевания совершил около 1500 г. до н. э. фараон Тутмос III.

Результаты походов египетских фараонов

Обогащение фараона и вельмож.

Бедственное положение земледельцев и ремесленников.

Захват пленных и превращение их в рабов. Победитель становился господином жизни и смерти пленника.

Фараоны часто не доверяли египетским воинам и набирали наёмное войско из чужеземцев.

Пленники считались главной добычей на войне. Они становились рабами, то есть полностью принадлежали господину. Они могли трудиться, что-то создавать, обогащать хозяина, при этом платить им было не нужно.

Бронза – сплав меди и олова.

Наёмное войско – войско, состоящее из чужеземцев и служившее за плату.

Живые-убитые – так называли рабов в Древнем Египте.

Тема: Религия древних Египтян

Жрецы – служители богов.

Религия – вера в сверхъестественное (богов, духов).

Мумия – бальзамированное тело усопшего.

Саркофаг – гроб, украшенный рисунками и надписями.

Пирамида – гробница фараона.

· Миф об Амоне и Апопе объясняет смену дня и ночи.

· Миф об Осирисе и Исиде объясняет смену времён года.

· Первые из семи семи чудес света – древнеегипетские пирамиды.

· Самая высокая пирамида – пирамида фараона Хеопса.

· Храм и статуи богов одновременно относятся и к религии, и к искусству древних египтян.

Боги древних египтян и их функции

покровительница женщин и их красоты

покровитель земных фараонов

богиня – защитница жён и матерей

бог мудрости, научил людей читать и писать

бог пустыни и песчаных бурь

сначала царь Египта; научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб; затем царь и судья в «стране мёртвых»

бог «страны мёртвых», сопровождает усопшего на суд Осириса (распорядитель в «стране мёртвых»)

Тема: Искусство Древнего Египта

Обелиск – высокий остроконечный столб (каменная «игла фараона»).

Колонна – высокий столб, опора в здании.

Сфинкс – скульптура с телом льва и головой человека.

Пирамида – гробница фараона.

Древнеегипетские пирамиды – одно из семи чудес света Древнего мира.

· К искусству относятся : храм, статуя (бога, фараона, вельможи…).

· Самая высокая пирамида – пирамида Хеопса была построена около 2600 года до н.э.

· Только одну гробницу археологи нашли нетронутой – пирамиду Тутанхамона.

Правила создания статуй в Древнем Египте:

— вельможа восседает так: ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, а другая – к коленям;

— фараонов, вельмож, богов изображали без движения.

Правила изображения людей на рельефе в Древнем Египте:

— верхняя часть тела выглядит так, будто мы смотрим на человека спереди, а ноги – будто мы смотрим сбоку;

— голова повёрнута к нам боком;

— глаз изображён так, словно мы смотрим человеку прямо в лицо.

Статуя в гробнице должна была быть похожей на покойного, чтобы душа её узнала и вселилась в неё.

Тема: Письменность и знания древних египтян

Иероглифы – знаки письма в Древнем Египте // «священные письмена».

Папирус – материал для письма в Древнем Египте.

Свиток – свёрнутый в трубочку папирус.

— К письменности древних египтян относится : папирус, иероглиф (иероглиф «идти», «хлеб» и другие).

— Одним и тем же иероглифом могло обозначаться целое слово или один согласный звук.

— Один значок мог обозначать несколько согласных звуков.

— Перед словом ставился значок-определитель, который подсказывал смысл слова.

— Французский учёный Шампольон доказал, что иероглифы – это знаки письма и расшифровал надписи иероглифами.

Для школ в Древнем Египте было характерно:

— школы были открыты при храмах;

— учителями в школах были жрецы;

— выпускники школ становились жрецами и писцами;

— в школах изучали письмо, занимались математикой, астрономией.

· На папирусе писали тонкой тростинкой.

· Красным цветом выделяли начало новой мысли.

Достижения (открытия) древних египтян:

изготавливали бальзамировочные составы, научились варить стекло;

— первыми описали мозг; знали несколько сот растений; проводили хирургические операции;

— египетские жрецы составляли точный календарь и предсказывали день начала разлива Нила;

— установление продолжительности года в 365 суток.

Исторический диктант по теме «Древний Египет»

1. Одна из самых больших рек в мире.

2. Высокий тростник.

3. Каменистые преграды на дне реки.

6. Страна, которая располагалась на б. Нила от 1 порога до Средиземного моря.

7. Частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород.

8. В дельте Нила располагался.

9. Выпуклое изображение на камне.

10. Объединение Египта произошло примерно за.

11. Повелитель Египта.

14. Плата в казну, которую собирали писцы.

18. При жизни вельможи для него строили каменную.

19. Сплав меди и олова.

20. Лишь ремесленники и крестьяне могли стать колесничими (да/нет).

21. Южнее Египта находилась страна.

27. У него голова птицы ибиса с большим клювом.

28. Богиня правды у древних египтян.

29. Царь и судья в «стране мёртвых».

30. Бог земли у древних египтян.

31. Гробница фараона.

33. Скульптура с телом льва и головой человека.

35. Юный фараон, чья гробница была нетронута грабителями.

36. «Священные письмена» в Древнем Египте.

37. Первоначально египетские иероглифы были похожи на …

38. … звуки иероглифы не передавали.

39. В пенале ученика египетской школы было два углубления: для … и…

40. Для измерения времени древние египтяне употребляли …часы.

41. Древние египтяне установили продолжительность года в … суток.

Источник

Урок истории 5 класс «Древний Египет»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть картинку Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Картинка про Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:
Описание слайда:

Наука, изучающая настоящее и прошлое человечества
ИСТОРИЯ

Описание слайда:

Сколько лет назад жили древнейшие люди?
БОЛЕЕ 2 МЛН. ЛЕТ НАЗАД

Описание слайда:

Старейшины – это….
самые опытные и мудрые старики племени

Описание слайда:

Переход хода!
Переход хода!
Исчезли мамонты
Появился первый человек
Молодец!
Появился человек разумный
Что случилось на Земле около 40 тыс. лет назад?

Описание слайда:

Р. Х.
Город Ярославль был основан в 1010 году. Вашингтон моложе Ярославля на 781 год. В каком году был основан этот город?
1010 г.
Решение:
1010 + 781 = 1791
Ответ: Вашингтон был основан в 1791 году.
? г.
+ 781

Описание слайда:

Первым занятием древнейшего человека было:
А) скотоводство;
Б) собирательство;
В) земледелие;
Г) ремесло.

Описание слайда:
Описание слайда:

Где жили наши предки – первобытные люди?

Описание слайда:

Почему не погиб однорукий охотник?
Археологи обследовали стоянку первобытных охотников. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение показало, что ему было около 50 лет, а свою правую руку он потерял в более ранние годы.
Можно ли на основании этой находки что-либо сказать о жизни первобытных охотников?

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Тема: Государство на берегах Нила
1. Географическое положение Египта.
2. Природно-климатические условия.
3. Возникновение государства.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

На каком материке находится Египет? В какой его части?
АФРИКА
C

Ю
СВ
Египет находится на северо-востоке Африки.

Описание слайда:

Чем защищён Египет
с запада?
C

Ю
Ливийская пустыня
К западу от Египта находится Ливийская пустыня.
Какое море омывает берега Египта на востоке?
С востока Египет омывается водами Красного моря.
О какой реке нам рассказал Чевостик?
Нил – вторая (после Амазонки – 6992 км) по протяженности река в мире: её длина – 6670 км. Река берет начало на юге, на Восточно-Африканском плоскогорье и впадает на севере в Средиземное море.
Нил
ИСТОК
Что такое пороги?
Пороги Нила – это каменистые преграды на дне реки.
1 порог —
Что такое дельта Нила?
Дельта – разветвление в устье реки при её впадении в море, озеро.
УСТЬЕ

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

В ноябре месяце я попал в эту страну и узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел.
Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд. Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я сошел на правый берег. Едва я прошел несколько шагов, как хлынул дождь, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще.

Описание слайда:

В ноябре месяце я попал в эту страну и узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел.
Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд. Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я сошел на правый берег. Едва я прошел несколько шагов, как хлынул дождь, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще.

Описание слайда:
Описание слайда:

3. Объединение Египта

Описание слайда:

Множество лет назад в долине Нила возникло около сорока царств.
Правители египетских царств постоянно воевали друг с другом.
1 порог —

Описание слайда:

1 порог —
В итоге длительных войн на территории Египта образовалось два крупных царства – Северный Египет и Южный Египет.
Назовите местоположение
этих царств.
Северный (Нижний)
Египет
Южный (Верхний)
Египет
Объясните, почему территория Верхнего Египта находится на карте внизу, а территория Нижнего Египта – наверху.
УСТЬЕ
ИСТОК

Описание слайда:

1 порог —
Царь Северного Египта носил корону, которая была красного цвета.
У царя Южного Египта корона была белого цвета.
Цари ожесточенно воевали друг с другом.
Северный
Египет
Южный
Египет

Описание слайда:

Древнеегипетское
изображение на камне
Стебли растения (каждый стебель означал тысячу пленников)
Царь
Рассмотрите древнеегипетское изображение.
Царь какого Египта одержал победу?
Сколько людей он захватил в плен?
Убегающие
противники
царя

Описание слайда:

1 порог —
Около 3000 года до н. э. царю Южного Египта (Мина или Менес) удалось завоевать Северный Египет – образовалось единое Египетское государство, территория которого теперь простиралась от первого порога Нила до дельты.
Что произошло в Египте
около 3000 года до н. э.?
Государство всегда имеет определенную территорию.
3000 г. до н. э.
Северный
Египет
Южный
Египет

Описание слайда:

1 порог —
Правитель объединенного Египта стал носить двойную корону.

Правителей всего Египта называют фараонами
(«великий дом»).
В государстве всегда есть правитель.

Описание слайда:

1 порог —
Столицей единого государства стал город Мемфис («Белые стены», Весы Двух стран, Жизнь Двух стран).
В государстве всегда есть столица (главный город).
Мемфис

Описание слайда:

1 порог —
Население страны платило фараону налоги – отдавало часть урожая.

Так образовалась казна – доходы правителя и его помощников.
В государстве всегда осуществляется сбор налогов и есть казна.
Мемфис

Описание слайда:

Задание :
Мы познакомились с новым понятием – «государство». Назовите признаки государства.
Государство
МЕМФИС
ТЕРРИТОРИЯ
СТОЛИЦА
КАЗНА
ПИСЬМЕННОСТЬ
ПРАВИТЕЛЬ
(ЦАРЬ, ФАРАОН)
ЗАКОНЫ

Описание слайда:

Н.Э.
до Н.Э.
От прошлого к будущему через настоящее
Рождение
Иисуса Христа

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Какая информация была для тебя новой на данном занятии?
Где можно применить полученные знания?
Какие вопросы остались после занятия?

Описание слайда:

Домашнее задание: § 6 пересказ

Сравнить природу Бурятии с природными условиями Египта

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть картинку Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Картинка про Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть картинку Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Картинка про Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть картинку Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Картинка про Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

«Методические рекомендации работы с историческими источниками

Обобщение опыта «Изучение вопросов краеведения при подготовке к ВПР»

Проверка темы » Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки».

Рабочая программа по географии «Краеведение» (6 класс)

Тематический контроль по теме «США в XIX веке»

Урок » итоговый тест «

«Изобразительное искусство в России второй половины 19 века»

Интеллектуальная игра по истории «Самый умный» (5 класс)

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5389149 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть картинку Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Картинка про Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть картинку Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Картинка про Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть картинку Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Картинка про Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет

Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря

Время чтения: 1 минута

Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть картинку Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Картинка про Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет

ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате

Время чтения: 1 минута

Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть картинку Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Картинка про Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть картинку Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Картинка про Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет

МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 6

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Знакомясь с главой, опишите:

1. Устройство государства в Древнем Египте (опорные слова: фараон, вельможа, писец, жрец).

Фараон был владыкой Египта. Ему подчинялись вельможи — царские советники и военачальники. На службе у фараона и вельмож состояли многочисленные писцы — так называемый чиновничий и бюрократический аппарат государства. Власть фараона поддерживало сильное войско. Подавляющее большинство египетского народа трудилось на полях, на масштабных строительствах, в мастерских.

Важную роль в устройстве государства играли жрецы — служители богов. Считалось, что именно жрец лучше всех умеет разговаривать с богом, поскольку владеет тайными знаниями. Храмам поступали большие подношения от фараонов. Жрецы были богатыми и могущественными, они имели возможность оказывать влияние на решения фараона.

2. Куль­турные достижения египтян (опорные слова: постройки, статуи, письмо, календарь).

Одними из самых знаменитых достижений древних египтян сегодня считаются их монументальные постройки — пирамиды и храмы. При их возведении был задействован труд сотен тысяч людей, миллионы тонн камня и уникальные для тех времен инженерные технологии. Большинство произведений искусства древних египтян легко узнать. Все они создавались по определенным канонам. Например, статуи скульпторы делали по большей части сидячими, ноги статуи сомкнуты, руки прижаты к коленям (или одна рука к груди), взгляд устремлен прямо. Все статуи создавались большого размера. На рельефах скульпторы изображали фигуры людей тоже по жестким канонам. Верхняя часть тела выглядела так, будто мы смотрим спереди, а ноги — будто смотрим сбоку. Голова повернута боком, но глаз изображен так, словно глядим человеку прямо в лицо.

Древние египтяне имели письменность. В египетском письме было более семисот иероглифов. Первоначально египетские иероглифы были просто изображением предметов, но в последующем их стали использовать для передачи согласных звуков. Впоследствии к иероглифам стали добавляться дополнительные рисунки, поясняющие, о каком именно понятии идет речь. Обучиться такому письму было сложно, поэтому умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом.

Египтяне были сведущи и в математике, и в астрономии. Наблюдая за небом, египетские жрецы составляли точный календарь, и предсказывали, в какой день начнется разлив Нила, устанавливали дни, когда нужно было начинать посев или уборку урожая.

Объясните значение слов:

1. Определите словами местоположение Египта на карте мира.

Древнее государство Египет располагалась на северо-востоке Африки по берегам реки Нил от первого порога до Средиземного моря.

2. Расскажите о разливах Нила.

Река Нил берет свое начало в Центральной Африке. В начале лета там идут проливные дожди и тает снег на вершинах гор. Потоки воды устремляются в реку, неся с собой плодородный ил (частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород). Каждый год в июне начинается разлив Нила. Прибывающая вода делает реку мутно-зеленого, а затем и красного цвета. Воды реки разливаются, затапливая всю долину до самых горных обрывов. В ноябре Нил возвращается в свои берега и вода становится голубой и прозрачной. После разлива на полях остается не только влага, но и плодородный ил. Именно на этих полях, а также на полях, оснащенных ирригационными системами, египтяне выращивали высокие урожаи, способные прокормить многочисленное население страны.

3. Как образовалось еди­ное государство в Древнем Египте?

Сначала на территории Египта было около сорока небольших царств, воюющих друг с другом. В конце концов долина Нила оказалась поделенной на два больших царства — Северный (Нижний) и Южный (Верхний — название было дано по направлению течения реки Нил) Египет. После долгих войн Южный Египет окончательно подчинил Северный Египет. Это произошло около 3 тысяч лет до нашей эры. Повелителей всего Египта называли фараонами. Столицей единого египетского государства стал город Мемфис.

Поработайте с картой (см. с. 33). Найдите 1-й нильский порог, дельту Нила, древнюю столицу единого государства в Египте, полуостров, бога­тый залежами медной руды. Определите его название.

Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть картинку Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Картинка про Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет

Рассмотрите иллюстрации

1. Сравните изображённую на фотографии (см. с. 35) природу Египта с природой тех мест, где расположена ваша школа. В чём различия?

Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть картинку Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Картинка про Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет

На картине мы видим реку Нил, зеленеющую травами пойму реки, редкие деревья южного типа (пальмы, акации), правда почему-то не видим заросли тростника по берегу реки. В долине мы видим светло-коричневые участки — возможно, это ил, оставшийся после разлива. Пойма реки ограничена крутыми скалами. Вероятно, это начало зимнего периода, когда Нил находится в своих обычных берегах, а берега еще полны влаги.

В моем регионе очень много зелени, травы и деревья. Есть река, но нет гор. Для моего региона в отличие от Египта характерен большее количество деревьев и постоянный зеленый покров в летний период.

2. Предположите, почему на древнеегипетской плитке из камня (см. с. 36) изображён человек огромного роста.

Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Смотреть картинку Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Картинка про Что такое оазис в истории 5 класс древний египет. Фото Что такое оазис в истории 5 класс древний египет

Речь идет о палетке Нармера. У нее есть две стороны — аверс и реверс. На аверсе смысл композиции раскрывается иносказательным языком в сценах, расположенных фризообразными регистрами. В центре изображены переплетённые длинношеие львы, которых держат на поводках двое бородатых мужчин. Их шеи обрамляют круг палетки Нармера, что может, по мнению учёных, символизировать насильственное объединение двух частей страны.

В верхнем регистре, над серпопардами, видна фигура правителя Древнего Египта. Он одет в тунику, завязанную через левое плечо и подпоясанную бычьим хвостом. Фараон представлен в «красной короне» правителей Нижнего Египта, увенчивающей его в знак победы над ними. В руках у него жезл и цеп. Он участвует в процессии вместе с шестью приближёнными к месту, где лежат связанные и обезглавленные враги. Двое из свиты изображены спереди и позади фараона и предположительно являются высшими чиновниками. Внизу изображён бык, разбивающий рогами вражескую стену и олицетворяющий царя.

На обратной стороне палетки изображён царь Нармер, который замахивается булавой на пленного северянина. Фараон держит пленного за волосы. Фигура Нармера занимает центр композиции. На нём те же одежды, но голову венчает уже «белая корона» Верхнего Египта. Над царём бог Гор в виде сокола держит в лапе веревку, продетую сквозь губы пленника. Голова пленника поднимается из иероглифического знака земли. Под изображением сокола помещены шесть стеблей папируса. Стебель папируса в египетской системе счёта означает тысячу. Сокол на пиктограмме символизирует царя, который захватил в завоеванной им стране шесть тысяч пленников.

За головой пленника справа изображена острога, а под ней — прямоугольник с волнистыми линиями, что может означать наименование страны — «на берегу моря». Часть египтологов считает, что это ранние иероглифы, обозначающие «гарпун» и «озеро».

Внизу палетки видны изображения убегающих врагов. Две распростёртые фигуры обнажённых мужчин могут изображать как пленённых, так и мёртвых врагов. Их головы повёрнуты в противоположную сторону от фараона и носильщика сандалий.

Стоит обратить внимание, что изображенные на палетке фигуры имеют разный масштаб. Традиционно в египетских рисунках и рельефах размер фигуры зависел от социальной значимости персонажа. Именно поэтому фараон изображен самым большим на рельефе.

Подумайте. Что означают слова из хвалебной песни египтян Нилу: «Все живут благодаря ему»?

Чтобы понять эту фразу, достаточно посмотреть на примерный перевод гимна, посвященного Нилу.

«О Нил, всемогущий, дарующий жизнь среди скал и пустыни!
Долина твоя — как зеленый оазис надежды.
Акации, пальмы, высокий папирус растут вдоль твоих берегов.
И много животных и птиц находят еду и защиту в густых этих зарослях.

Когда же вода убывает в тебе, О великий Нил,
То солнце, светило небесное, землю кругом иссушает.
Живое в долине твоей, умирая от жажды,
К тебе с мольбой обращает печальные взоры,
Молясь неустанно великому ХАПИ, послать поскорее разлив твой,
Вернуть жизнь в долину.

Когда же вода твоя красная вновь появлялась с верховьев.
О Нил, все живое кругом ликовало от счастья, развивалось и пело.
Хвала тебе, Нил, приносящий с водою и ил плодородный, который,
Когда ты в свои берега возвратишься, дает урожаи не малые,
Кормит людей и дает им уверенность в завтрашним дне.»

На примере этого текста мы видим, насколько сильно зависела жизнь египтян от ежегодных разливов Нила. Река Нил действительно была самой жизнью для египтян.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *