Что такое объект в химии
Предмет, объект и методы химии.
Лекция 7. Система современного химического знания.
1. Предмет, объект и методы химии. Эволюция химических знаний и современная химическая картина мира.
2. Химические вещества.
4.Химические процессы.
5.Химия экстремальных состояний.
Предмет, объект и методы химии.
Химия – это наука о строении, структуре и свойствах веществ, а также реакциях, в которых одни вещества превращаются в другие.
Объектом химии выступает материя, предметом – элементы ее строения и процессы, возникающие между ними.
В химии первичным понятием считается “чистое вещество”, а вторичными – смеси и растворы. Смеси можно разделить на чистые вещества физическими методами. Часть вещества, однородная во всем своем объеме, называется гомогенной. Гомогенные смеси называются растворами (смесь поваренной соли и воды). Неоднородные смеси называются гетерогенными (смесь воды и глины).
Вещества разделяют на простые и сложные (соединения). Вещество, которое нельзя разложить, называют либо элементарным, либо просто химическим элементом. Элементыклассифицируются на металлы (золото, платина, серебро, железо, медь, алюминий, кальций, ртуть и т. д.) и неметаллы (сера, фосфор, углерод, азот, хлор, кислород и т.д.).
Вещество, которое можно разложить на два или более веществ, является химическим соединением (вода, кислоты, соли и т.д.). Качества различных веществ характеризуются их физическими и химическими свойствами. Физические – это свойства, которые можно наблюдать и изучать, не превращая данное вещество в другое. Химические свойства определяют способность данного вещества участвовать в каких-либо химических реакциях, в связи с чем часто используется понятие “реакционная способность” вещества.
Под химическим процессом понимаются превращения одного или нескольких исходных веществ в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества. Химические процессы подчиняются всеобщим законам природы – закону сохранения массы вещества, закону постоянства состава и закону сохранения энергии.
Закон сохранения массы в химических процессах можно сформулировать так: сумма масс исходных веществ (соединений) равна сумме масс продуктов химической реакции. Например, при разложении воды масса воды будет равна сумме массы водорода и массы кислорода. Из закона сохранения вещества вытекает, что вещество нельзя ни создать из ничего, ни уничтожить совсем. Количественным выражением закона сохранения массы веществ применительно к производственному химическому процессу является материальный баланс, в котором подтверждается, что масса веществ, поступивших на технологическую операцию (приход), равна массе полученных веществ (расход). Рассматриваемый закон был открыт М.В. Ломоносовым (1748 г.) и А. Лавуазье (1789 г.) практически независимо друг от друга.
Закон постоянства состава. Впервые сформулирован Ж. Прустом (1808 г.): любое индивидуальное химическое соединение обладает строго определенным неизменным составом, прочным притяжением составных частей (атомов) и тем отличается от смесей. Теоретически закон постоянства состава обосновал Д. Дальтон (1803 г.). На основе идеи об атомистическом строении вещества он утверждал, что соединения состоят из атомов двух или нескольких элементов, образующих определенные сочетания друг с другом (закон кратных отношений). В смесях отсутствуют тесные взаимодействия между атомами, которые характерны для соединений. Другими словами, постоянство состава химических соединений обусловлено физической природой химических связей, объединяющих атомы в одну квантомеханическую систему – молекулу.
Закон сохранения энергии действует во всех случаях и повсюду, где одна форма энергии переходит в другую, например, при переходе энергии пара в турбине в энергию вращательного движения, т.е. механическую энергию, при переходе электрической энергии в электрической лампочке в световую и т.д. Так же как нельзя ни уничтожить, ни создать вещество, нельзя ни создать, ни уничтожить энергию.
Специфическим видом энергии является химическая энергия, которая освобождается или расходуется при каждой химической реакции. Химическую энергию, как и любой вид энергии, можно превратить в механическую (использование взрывчатых веществ), тепловую (сжигание топлива), электрическую (гальванические элементы) и т.п. Измерить химическую энергию непосредственно нельзя. Ее величина определяется как величина тепловой энергии в килоджоулях (кДж).
Основными методами химии выступают метод химического синтеза иметод химического анализа.
Под методом химического синтеза понимают производство сложных соединений из исходных элементов (например, производство искусственного каучука, камфоры и т.п.). Материалы, полученные в результате синтеза, называют синтетическими. Химическое разложение, в результате которого получаются простейшие вещества, называется химическим анализом. Все известные на сегодня элементы в систематизированном виде в соответствии с периодическим законом, открытым Д.И. Менделеевым, расположены в периодической системе химических элементов.
Химический анализ включает в себя:
• спектральный анализ – совокупность методов определения состава объекта на основании изучения спектров взаимодействия материи с излучением, включая спектры электромагнитного излучения, радиации, акустических волн, распределения по массам и энергиям элементарных частиц и т.д. Традиционно различают атомный и молекулярный спектральный анализ, “эмиссионный” по спектрам испускания и “абсорбционный” по спектрам поглощения, а также “масс-спектрометрический” по спектрам масс атомарных и молекулярных ионов. Спектральный анализ по оптическим спектрам атомов был предложен в 1859 г. Г. Кирхгофом и Р. Бунзеном. С его помощью гелий был открыт на Солнце раньше, чем на Земле;
• хроматографию – метод разделения и анализа смесей веществ, а также изучения физико-химических свойств веществ. Основан на распределении веществ между двумя фазами – неподвижной и подвижной (элюентом). Название метода связано с первыми эеспериментами по хроматографии, в ходе которых в 1900 г. русский разработчик метода М. Цвет разделял ярко окрашенные растительные пигменты. Традиционно хроматография делится на два вида – газовую (газожидкостная и газотвердофазная) и жидкостную (жидкостно-жидкостная, жидкостно-твердофазная, жидкостно-гелевая);
полярографию – один из важнейших электрохимических методов анализа и исследования. Предложен Я. Гейровским в 1922 г. Измеряют предельный ток, величина которого пропорциональна концентрации определяемого вещества. Величину предельного тока находят по кривой зависимости силы тока от приложенного напряжения (такая кривая называется полярограммой). Для получения полярограммы нужно, чтобы поверхность катода была значительно меньше поверхности анода. Полярография применяется для количественного определения ряда ионов (кадмий, цинк, свинец и т.д.), некоторых органических веществ;
масс-спектрометрию – это метод исследования вещества путем определения отношения массы к заряду (качества) и количества заряженных частиц, образующихся при том или ином процессе воздействия на вещество. История масс-спектрометрии ведется с основополагающих пионерских опытов Дж. Томсона а начале ХХ в. Вторую часть “-метрия” термин получил после повсеместного перехода от детектирования заряженных частиц при помощи фотопластинок к электрическим измерениям ионных токов.
Существенное отличие масс-спектрометрии от других аналитических физико-химических методов состоит в том, что оптические, рентгеновские и некоторые другие методы детектируют излучение или поглощение энергии молекулами или атомами, а масс-спектрометрия непосредственно детектирует сами частицы вещества.
Методология судебно-химического анализа. Основной задачей судебно-химической экспертизы является выбор оптимального метода изолирования веществ. Для обнаружения и идентификации химических и лекарственных веществ используются как предварительные методы (цветные реакции, тонкослойная хроматография, иммунноферментные методы), так и подтверждающие-нструментальные (спектрофотометрия в видимой, УФ- и ИК-областях, атомно-абсорбционная спектрофотометрия, газожидкостная хроматография, высокоэффективная жидкостная хроматография, хроматомасс-спектрометрия).
Судебно-химическое исследование может быть проведено на определенное соединение, группу веществ или на неизвестное вещество по схеме общего судебно-химического исследования в зависимости от вопросов, поставленных в сопроводительном документе. Если в ходе исследования возникает необходимость в проведении анализа на другие вещества, то эксперт обязан расширить исследование.
Химические методы занимают важное место в судебно-почвоведческой экспертизе, которая включает в себя экспертизу почвенных наслоений на объект-носителе, землеустроительную экспертизу, эколого-почвоведческую экспертизу, минералогическую экспертизу.
Лекция “Предмет и задачи химии. Основные понятия химии”
“Предмет и задачи химии. Основные понятия химии”
1. Предмет изучения химии.
2. Задачи и значение химии.
3. Основные понятия химии.
1. Предмет изучения химии.
Химия – относится к естественным наукам и изучает состав, строение, свойства и превращения веществ, а также явления, сопровождающие эти превращения.
Химия изучает окружающий мир, т. е. материю, которая проявляется в двух формах: вещества и поля.
Вещество – форма материи состоящая из частиц, которые имеют массу покоя (собственную массу), занимающая часть пространства и существующая за счет сил притяжения и отталкивания. К веществам относятся макротела, микротела и элементарные частицы (ē,p, n). Число природных синтезированных веществ составляет более 10 млн.
Поле – это такая форма существования материи, которая прежде всего характеризуется энергией. Посредством поля осуществляется взаимодействие между частицами вещества. Пример: электромагнитные и гравитационные поля.
Неотъемлемым свойством материи является движение.
Движение материи – это любое изменение. Материя находится в непрерывном движении. Формы движения очень разнообразны – тепловая, химическая, механическая. Формы движения материи изучаются разными естественными науками: химией, физикой, биологией и др.
Предмет изучения химии: химия изучает химическую форму движения материи, под которой понимают качественное изменение веществ, т. е. разрушение одних химических связей и образование других. В результате химических процессов возникают новые вещества с новыми химическими и физическими свойствами.
Свойствами материи являются:
Объектом изучения в химии являются химические элементы и их соединения.
2. Задачи и значение химии.
1. Получение веществ с заранее заданными свойствами (для развития новой техники необходимы материалы с особыми свойствами, которых нет в природе: сверхчистые, сверхтвердые, жаростойкие, сверхпроводящие).
2. Повышение эффективности производства и качества продукции.
3. Создание безвредных, безотходных технологий.
4. Рациональное использование энергии химических превращений (в настоящее время электрическую и механическую энергию получают в основном преобразованием химической энергии природного топлива).
Значение химии для с/х:
2. Химические средства защиты растений.
3. Лекарственные препараты.
3. Основные понятия химии.
Атомно-молекулярное учение развил и впервые применил в химии великий русский ученый (1741 г.). Атомно-молекулярное учение позволяет объяснить основные понятия и законы химии.
1. Все вещества состоят из молекул.
2. Молекулы состоят из атомов.
3. Частицы – молекулы и атомы – находятся в непрерывном движении.
4. Молекулы простых веществ состоят из одинаковых атомов, молекулы сложных веществ из различных атомов.
Атом – это электронейтральная частица, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов.
Элемент – вид атомов с одинаковым зарядом ядра. Каждый элемент имеет своё название и символ. В настоящее время известно 109 химических элементов периодической системы (ПС). Из них в природе существует 88 и более 20-ти получены искусственным путем в процессах ядерных превращений элементов.
Символы элементов состоят из одной или двух букв латинского названия элементов и являются интернациональными. Названия элементов в каждом языке различны.
Пример: элемент с русским названием водород имеет символ “Н” (аш), который является первой буквой латинского названия этого элемента”Hydrogenium”.
Все элементы делятся на металлы и неметаллы. Если провести диагональ от бора (В) к астату (At), то к металлам будут относиться все элементы слева от диагонали + элементы побочных подгрупп, справа неметаллы.
Молекула – наименьшая частица вещества, которая сохраняет его химические свойства.
Состав любой молекулы можно выразить молекулярной химической формулой – показывает качественный и количественный состав молекулы.
H2SO4 качественный состав: молекула состоит из атомов H, S, O
количественный: 2 атома Н, 1 атом S, 4 атома О.
— графическая формула – отображает структуру молекулы:
Н-О-Н графическая формула молекулы воды
черта – обозначает общую электронную пару, т. е. одну химическую связь, число связей определяется валентностью данного элемента.
Все вещества делятся на простые и сложные:
Простые вещества – это вещества, состоящие из атомов одного элемента.
Простые вещества делятся на два класса:
газообразные тв. в-ва свободные несвязанные атомы
двухатомные благородные газы
Число существующих простых веществ (≈ 400) больше числа химических элементов, что объясняется явлением аллотропии.
Аллотропия – это явление образования нескольких простых веществ одним элементом.
Простые вещества, образованные одним и тем же элементом, называются аллотропными модификациями. Они могут отличатся
алмаз
или структурой: С графит
Сложные вещества – это вещества, состоящие из атомов разных элементов. Сложные неорганические вещества классифицируются на основные 4 класса:
— основания: NaOH, Cu(OH)2
Ионы – частицы имеющие заряд. Ионы делятся на простые и сложные.
Простые ионы – состоят из атомов одного элемента (Na+, Cl-).
Сложные ионы – состоят из атомов нескольких элементов (OH-, SO42-).
Положительно заряженные ионы называются катионами.
Отрицательно заряженные – анионами.
Заряд простого иона – равен степени окисления элемента в соединении.
Необходимо помнить, что постоянные степени окисления в сложных соединениях проявляют следующие элементы:
— кислород О-2 (исключения Н2О2-1, О+2F2)
— водород Н+1 (искл. гидриды NaH-1)
— щелочно-земельные Ме+2: Ca2+, Mg2+, Ba2+
— все металлы имеют только положительную степень окисления (max-е значение = № группы)
Переменные степени окисления: Fe2+, Fe3+, Cu+, Cu2+
Кислотный остаток – это все то, что остается от молекулы кислоты после отнятия катиона Н+.
Заряд кислотного остатка – всегда отрицательный (анион) и равен числу катионов водорода, которые необходимо отнять от молекулы кислоты, чтобы получить данный остаток:
H3PO4
(H2PO4)- дигидрофосфат
H3PO4 (HPO4)2- гидрофосфат
H3PO4
(PO4)3- фосфат средние соли
Название: гидро (Н), числительное ди – (Н2….)
Остаток от основания – все то, что остается от молекулы основания после отнятия гироксильной группы.
Заряд остатка от основания – всегда положительный (катион) и равен числу гидроксильных групп, которые необходимо отнять, чтобы получить данный остаток:
Al (OH)3 [Al (OH)2 ]+ ион дигидроксоалюминия
Al (OH)3 [Al OH]2+ ион гидроксоалюминия
Al (OH)3 Al3+ ион алюминия
Составление молекулярных формул веществ.
общ. зар. катиона: 3 (+2) = +6
Последовательность составления молекулярной формулы:
1. По названию определить класс соединения; записать ионы: на первом месте катион, затем анион.
2. Определить заряд катиона и заряд аниона.
3. Если заряды численно равны, то индексы =1, они не ставятся.
Если заряды не равны, то их уравнивают: находят общее кратное заряда катиона и аниона и делят его на заряд катиона (получают индекс для катиона) и на заряд аниона (получают индекс для аниона)
4. Осуществляется проверка: ∑ общ. зарядов катиона и аниона = 0
ПРИМЕР: Привести молекулярную формулу оксида фосфора (V)
1) оксид => PO; (V) => С. О. = +5
4) 10:5 = 2 индекс для (Р)
10:2 = 5 индекс для (О)
Предмет химии. Вещества.
Вещества и тела Окружающий нас мир состоит из множества разнообразных объектов, которые называют физическими телами. Всё то, из чего состоят физические тела, называют веществом. Что же такое вещество, и чем оно отличается от физического тела?
Из курса природоведения вам должны быть знакомы эти понятия и различия между ними. Рассмотрим процесс фотосинтеза, протекающий в растениях. Растение поглощает воду, минеральные удобрения, углекислый газ из воздуха. В результате фотосинтеза в атмосферу выделяется кислород, а в листьях растения накапливается глюкоза, которая является своего рода «пищей» для растения. И кислород, и глюкоза являются веществами! Немного поразмыслив можно прийти к выводу, что в нашем мире абсолютно все состоит из разнообразных веществ и их смесей. На сегодняшний день количество химических веществ, известных человеку, уже составляет более 100 000 000. И это число непрерывно растет!
Что же изучает химия, о чем эта наука?
Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях Вещество – совокупность атомов, молекул или других частиц, находящихся в определенном агрегатном состоянии.
Какой бывает химия?
Достоверно неизвестно откуда и когда появился термин «химия». По одной из версий термин «химия» произошел от египетского слова «хем» – арабского названия этой страны. Таким образом, дословно «химия» переводится как египетская наука. Это же слово означало «черный» – видимо, по цвету почвы в долине реки Нил, протекающей по территории Египта. «Кем», или «Хем» (Khemia – «Черная страна», «страна с черной землей») – так называли в древней Греции Египет. В таком варианте слово «химия» переводится как «черная наука» или «наука черной земли». Вторая версия выводит слово «химия» из греческого χυμος («хюмос»), которое можно перевести как «сок растения». Этот термин встречается в рукописях, содержащих сведения по медицине и фармакологии. Согласно же третьей версии, слово «химия» происходит от другого греческого слова – χυμα («хюма»), означающего «литье», «сплав».
В таком случае «химия» – это искусство литья выплавки металлов, то есть металлургии.
Термин «химия» впервые употребил греческий алхимик Зосима Панополитанский в V веке н. э. Он использовал этот термин в смысле «настаивание», «наливание». Современное слово для обозначения науки химии произошло от позднелатинского chimia и является интернациональным: например,
В русском языке этот термин появился в эпоху Петра I. Современная химическая наука развивается стремительно и активно. Постоянно открываются новые, ранее неизвестные вещества, с разнообразными интересными свойствами. В наши дни химию принято делить на отдельные химические области. Рассмотрим самые главные «ветви» химической науки:
Основные задачи химии
Какие же задачи сегодня стоят перед химической наукой и химиками? Наиболее важной задачей является получение новых веществ, с полезными для человечества свойствами. Например, сегодня не существует лекарств от многих болезней, и химики работают над созданием препаратов от таких болезней как сахарный диабет, грипп, онкологические заболевания. Человечество пока не может покорять другие планеты, но со временем, при изобретении более совершенных средств передвижения в пространстве, это станет возможным, здесь так же не обойдется без химии, ведь для создания космических кораблей необходимо множество химических веществ и материалов.
Десятилетиями человечество использовало ресурсы планеты не очень эффективно. Результатом этого стало существенное загрязнение окружающей среды. Кроме того, возникла проблема нехватки природных ресурсов. Сегодня химики пытаются решить эти проблемы: сделать промышленные производства безопасными для окружающей среды, и создать альтернативу невозобновляемым природным ресурсам.
Одним из решений данной проблемы является безотходное химическое производство. За относительно небольшой промежуток времени человечество изучило свойства множества веществ и создало на их основе множество материалов. Нельзя однозначно сказать, какие вещества полезны, а какие вредны. Важно лишь то, с какой целью и как эти вещества будут использоваться: для пользы, или во вред человечеству, природе и нашей планете.
Подведем итоги
Лекция «Введение. Предмет и задачи аналитической химии»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема : Введение. Предмет и задачи аналитической химии
Цель: приобретение знаний о предмете, задачах аналитической химии.
1.Предмет и задачи аналитической химии. Структура современной аналитической химии.
2.Классификации видов анализа.
3.Методы аналитической химии.
4.Значение аналитической химии для технологических производств.
1.Аналитическая химия–наука о методах качественного и количественного исследования состава веществ (или их смесей), развивающая теоретические основы анализа химического состава веществ. Предмет аналитической химии-разработка методов анализа, идентификации и обнаружения, определения и разделения химических элементов, их соединений, а также методы установления химического строения соединений. Задачи аналитической химии:
1.Выяснение природы вещества (органическое или неорганическое);
2.Установление формы нахождения отдельных составляющих (ионы, молекулы, атомы) и степени окисления элементов;
3.Определение состава и содержания главного (основного) компонента и посторонних в нем примесей, а также микропримесей в особо чистых технических объектах;
4.Установление формулы неизвестного соединения;
5.Установление структурных элементов и строения соединения. Структура современной аналитической химии.
Можно выделить три функции аналитической химии как области знаний:
1.Решение общих вопросов анализа (например, развитие его метрологии).
2.Разработка аналитических методов.
3.Решение конкретных задач анализа (например, создание аналитической химии пестицидов).
Анализ–это метод исследования, основанный на разложении данного сложного вещества на более простые составные части и последующим определении этих составных частей особыми способами. Противоположностью анализа в химии является синтез –получение сложного вещества из менее простых веществ. Цель аналитической химии‒установление качественного и количественного состава вещества или смеси веществ. В соответствии с этим аналитическая химия состоит из двух больших разделов –качественного и количественного анализа. Качественный анализ –обнаружение и идентификация компонентов анализируемого образца. Количественный анализ–определение концентраций или масс компонентов анализируемого образца. При определении микропримесей грань между этими видами анализа подчас стирается.
2.Классификации видов анализа:
а) по способу проведения:
б) по масштабу работы, объеме или массы пробы:
-микроанализ (для анализа требуется 0,1 г вещества и больше);
-полумикроанализ (0,1. 0,01г);
-микроанализ (0,01. 10-3г);
По природе обнаруживаемых или определяемых частиц:
-изотопный анализ, например, определение дейтерированной воды в обычной воде, а также «тяжелого» кислорода (изотоп кислорода-18) в смеси с распространенным изотопом кислородом-16;
-элементный (атомно-ионный): из каких элементов состоит данный объект, какова их концентрация или количество;
-структурно-групповой (функциональный): определение функциональных групп, т.е. отдельных групп органических соединений-карбоксильной, гидроксильной, аминогруппы и др.,
-молекулярный: обнаружение и определение химических соединений. Типичным примером является анализ смеси газов, например, определение в воздухе основных компонентов (азот, кислород, диоксид углерода, инертные газы, озон и таких примесей, как оксиды азота или серы);
-вещественный:определяют, в какой форме присутствует интересующий нас компонент в анализируемом объекте и каково содержание этих форм. Например, в какой степени окисления присутствует элемент (мышьяк (III) или (V)) или в каком химическом состоянии присутствует элемент, например, медь в минерале может быть в виде оксида или сульфида или смеси этих соединений.
-фазовый: анализ включений в неоднородном объекте, например минералах. Так, сульфид и оксид меди не распределены в минерале гомогенно, а образу-ют отдельные фазы.
3.Методы аналитической химии.
1.Оптические методы: а) спектральный (о присутствии того или иного элемента судят по наличию в спектре линий, характерных для этого элемента);б) люминесцентный(флуоресцентный) –используют свечение исследуемого объекта, возникающее под действием ультрафиолетовых лучей; в) рефрактометрический анализоснован на зависимости между показателем преломления, концентрацией растворенного вещества и его молекулярным строени-ем.
2. Радиометрический анализ основан на измерении радиоактивного излучения того или иного элемента.
3. Рентгеноструктурный анализ использует рентгеновские лучи для изучения строения веществ.
4. Масс-спектрометрический анализ позволяет определять массу отдельных ионизированных атомов, молекул и радикалов с помощью специальных приборов –масс-спектрометров
5. Колориметрический методоснованна сравнении интенсивности окраски исследуемого и стандартного растворов;
6. Кондуктометрический –измеряют электропроводность раствора, в котором протекает реакция;
7.Потенциометрический –потенциал электрода, находящегося в исследуемом растворе;
8.Полярографический метод учитывает изменение силы тока с ростом напряжения при электролизе анализируемого раствора в специальном приборе полярографе;
9.Хроматографические методы-основаны на разделении компонентов между двумя фазами –подвижной и неподвижной. Физико-химические методы позволяют вести в промышленности непрерывный контроль сырья, полуфабрикатов и готовых изделий. Наибольшее практическое значение имеют оптические и хроматографические методы анализа.
4.Значение аналитической химии.
Аналитическая химия имеет огромное практическое значение в жизни общества, она создает средства для химического анализа и обеспечивает его осуществление –в этом ее главное предназначение. Без эффективного химического анализа невозможно функционирование ведущих отраслей народного хозяйства, систем охраны природы и здоровья населения, оборонного комплекса, невозможно развитие многих смежных областей знания. Анализ обеспечивает контроль многих технологических процессов, качества продукции, лекарственных препаратов, контроль окружающей среды и т.д. С помощью методов аналитической химии осуществляется анализ промышленного сырья и готовой продукции, контроль технологических процессов во многих отраслях промышленности, химическое исследование полезных ископаемых и т.д. Задача повышения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства тесно связана с изучением состава почв, кормов, определением в них макро-и микроэлементов, с анализом удобрений и сельскохозяйственных ядов, а также с постоянным контролем качества продукции растениеводства и животноводства. Большое значение для сельского хозяйства имеет количественный анализ. Расход различных химических соединений (извести, гипса, азотных фосфорных, калийных удобрений и т. д.) на единицу площади рассчитывают исходя из химического состава почвы. Заметно возросла роль аналитической химии в связи с тем, что больше внимания стало уделяться состоянию окружающей среды и контролю за ее загрязнением, контролю за технологическими выбросами, сточными водами и т. д. Существенное значение имеют достижения аналитической химии в развитии отраслей промышленности и народного хозяйства, связанных с новой техникой –применением атомной энергии, развитием ракетостроения и промышленности жаропрочных сплавов, электроникой и промышленностью полупроводниковых мате-риалов. Аналитическая химия не только обеспечила эти области эффективными методами анализа, но и послужила основой разработки многих новых технологических процессов. Знание аналитической химии необходимо при изучении специальных дисциплин: почвоведения, общего земледелия, агрохимии, физиологии животных и растений, микробиологии, химической защиты растений, процессов переработки продукции сельского хозяйства. Таким образом, методами аналитической химии пользуются сельскохозяйственные, биологические, медицинские и технические науки.
1. Что является предметом аналитической химии?
2. Какие задачи решает аналитическая химия?
3. Какую структуру имеет аналитическая химия?
4. Какой принцип анализа используют при классификации?