Что такое объективность оценивания

Сообщение на педагогическом совете «ОБЪЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Сообщение на педагогическом совете в ОУ для учащихся с ОВЗ

«Объективность педагогической оценки»

Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимся уровня владения им знаниями, умениями и навыками с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Как процесс оценка знаний, умений и навыков реализуется в ходе контроля (проверки) последних.

Под проверкой знаний учащихся понимается выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результата учебной деятельности с требованиями, заданными программой. Она устанавливает уровень обученности школьника, качества его знаний.

Отметка (оценка) в педагогике – это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в баллах.

Условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах. В отечественной дидактике принята 4-балльная система отметок:

Как правило, в пятибалльной системе первая цифра (1) не используется и более распространена для оценки нижнего уровня знаний – 2. Кроме того, неофициальными оценками (в тетрадях, школьных дневниках), расширяющими имеющуюся пятибалльную систему, являются «+» и «-» (однако в журнал «+» и «-» не ставятся).

На основе анализа уровня знаний ученика, обнаруженного в результате проверки, учитель сравнивает его с 5-балльной шкалой.

Констатировав определенный уровень знаний учащихся, учитель имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения.

Оценкам подвергаются наличные знания школьника и проявленные ими умения и навыки. Объективность оценивания в традиционной школе рассматривается именно с этой позиции. Вместе с тем остаются в стороне старания и усилия ребенка. Они, как правило, не принимаются во внимание. Не учитывается и мотив, который заставил его выучить учебный материал.

Система оценки должна быть направлена и на продукт учебной деятельности, и на ее процесс. Один из возможных вариантов оценивания учебной деятельности в условиях модернизации образования заключается в интегрированном подходе к решению проблемы оценки, когда учитывается не только результат учебного труда, но и сам процесс учебной деятельности.

Оценивание – это система не только констатирующая, но и стимулирующая развитие определенных (приоритетных) качеств учащихся.

Существует несколько способов оценки:

1. Сопоставительный, или сравнительный. Учитель сравнивает действия, навыки и знания одного ученика с другими.

2. Нормативный. Таким способом оценивают итоги, исходя из требований стандарта образования и из программных требований. (Данный способ больше ориентирован на то, чтобы сами ученики могли оценивать свои достижения).

3. Личностный. Ответ ученика сравнивают с его действиями, навыками, знаниями и ответами в прошлом.

Личностный способ оценивания позволяет проследить за продвижением каждого ученика в его индивидуальном развитии.

Объективность оценки тесно связана с разработкой критериев, а для этого необходимо установить, какие качества оцениваемых работ учащихся подлежат оценке, затем определить, какую меру или степень каждого качества следует оценивать тем или иным баллом.

На сегодняшний день нет нормативных документов, регламентирующих критерии оценивания ЗУН учащихся, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Изучив работу в данном направлении других специальных коррекционных школ VIII вида, выявлено, что за основу взяты:

-методическое письмо Министерства просвещения РСФСР «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ» №241-м от 13.08.1981 г.

-письмо Министерства просвещения РСФСР «Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I – VIII (IX) классов вспомогательных школ по русскому языку и математике» №263-м от 14.10.1983 г.

-рекомендации кандидата психологических наук, профессора Ирины Магомедовны Бгажноковой по оценке сформированных знаний у детей с умственной отсталостью (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0–4 классы.— СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007.- 220 с.).

Наряду с критериями оценки возникает вопрос и о том, какой объем реализуемых знаний считать удовлетворительным. Какой показатель наиболее соответствует адекватной оценке сформированных знаний у детей с умственной отсталостью? И.М. Бгажнокова, ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования, посвященные особенностям усвоения русского языка, математики и других предметов данными учащимися, рекомендует следующую систему оценивания:

Стоит отметить, что в коррекционной школе при реализации дифференцированных требований значимость оценки относительна.

Учащиеся осваивают только доступные им знания по общеобразовательным предметам, поэтому основное внимание в школе VIII вида уделяется не уровню образования, а социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития учащихся, состояние их эмоционально-волевой сферы.

Оценка может иметь и поощрительную цель. Например, за одно и то же количество ошибок, допущенных в письменных работах по русскому языку или математике, разные ученики могут получить неодинаковые отметки. Учителю необходимо объяснять, почему одному ученику, несмотря на допущенную ошибку, было поставлено «5», а другому из-за этой же ошибки отметка была снижена.

Не снижаются оценки за некачественное написание слов или цифр, если у учащихся есть нарушения в двигательной сфере.

Как правило, по характеристике выполнения разнообразных заданий по тому или иному предмету авторы исследований описывают 4 группы учащихся.

2 группа (25-30%) – дети, которым характерен замедленный темп усвоения учебного материала. Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

3 группа (35-40%) – учащиеся, отличающиеся пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, при списывании текстов и выполнении других заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощенной программе по всем предметам.

*Обучение отдельных учащихся с более выраженными (или осложненными) интеллектуальными нарушениями, которые не имеют возможности освоить программный материал, осуществляется по индивидуальной программе, содержание которой составляет учитель. Следует учитывать, что понижать уровень требований нужно только тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие меры воздействия. Цель каждой индивидуальной программы – создать систему поэтапной педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе. Знания детей, обучающихся по индивидуальной программе, оцениваются в соответствии с этой программой. Перевод их в следующий класс осуществляется на основе аттестации по индивидуальной программе.

В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к ребенку с интеллектуальным дефектом. Именно поэтому данные предложения носят рекомендательный характер.

Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.

Текущие контрольные работы

Итоговые контрольные работы

Цель: проверка усвоения изучаемого материала. Их содержание и частотность определяется учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, индивидуальных особенностей учащихся.

Цель: установка на основе объективных данных, кто из школьников овладел необходимыми ЗУН, которые обеспечивают им дальнейшее успешное продвижение в учении. Проводятся после изучения наиболее значительных тем программ; в конце учебной четверти, полугодия, года.

Продолжительность: 25-40 мин.

Продолжительность: как правило, 40 мин.

Письменные контрольные работы проводятся только по русскому языку и математике.

Источник

Статья на тему «Объективность оценивания достижений индивидуальных результатов обучающихся начальной школы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Саликова Е.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 197 г. Новосибирска

Объективность оценивания достижений индивидуальных результатов обучающихся начальной школы

– эффективность управления учебно-воспитательным процессом;

– качество подготовки выпускника начальной школы.

Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Задача педагога заключается в том, чтобы проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения учащимися нового материала.

Остановлюсь на целях, функциях и принципах контроля знаний в учебном процессе.

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений с тем, чтобы создавались условия для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность. Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения обучающимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями, предусмотренными программой по предмету. Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением учеников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле. В-третьих, эта цель предполагает воспитание у обучающихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Если перечисленные цели контроля знаний и умений реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:

Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениям изучается глубина и объем их усвоения. А также сравнивается планируемое с действительными результатами, усваивается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения. Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок.

Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе.

В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения для усвоения последующего учебного материала

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление учащихся. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы и потребности. Сущность ориентирующей функции контроля состоит в получении информации о степени достижения цели обучения, как отдельными учащимися, так и класса в целом. (т.е. насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал). Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности. Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у обучающихся ответственного отношения к учению. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду. Реализация данных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

Контроль должен быть:

Коротко остановлюсь на принципах контроля.

а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, видов, методов и средств контроля.

Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы:

– что должно проверяться,

– какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки,

– какой ожидается эффект от проведения проверки.

б) Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля.

Объективность контроля зависит от многих факторов.

Среди них выделяют следующие:

– четкое выделение общих и конкретных целей обучения,

– обоснованность выделения и отбора содержания контроля,

– обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля,

– организованность проведения контроля.

Таким образом, от решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.

в) Под всесторонним контролем понимают охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей изучаемого курса (предмета), и усвоение учебного материала по определенным содержательным линиям.

г) Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.

д) Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений каждого обучающегося.

Различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, промежуточный (периодический) и итоговый.

Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить исходный уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале года, учитель может вносить коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретным классом, намечает пути устранения выявленных проблем в знаниях учащихся. Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений учащихся. Ведущая задача текущего контроля–регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс.

Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями.

Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными: диктанты, сочинения, ответы на вопросы, решения задач и примеров, составление тезисов, подготовка различных ответов, проектов, практических работ, творческих работ и т.д.

В рамках ФГОС учитель должен уметь объективно оценивать данные виды работ. Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Мы знаем, что это разные понятия и их следует различать.

Оценка – это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.

Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение.

Учитель выставляет обучающемуся отметку, которая служит количественным выражением оценки. Отметка фиксируется в документах, отражая уровень достижений учащегося.

Оценивание – это процесс измерения обученности, отметка – это результат обученности.

Что входит в оценочную деятельность учителя:

Оценивание является постоянным процессом.

Оценивание может быть только критериальным. Знакомство с методикой критериального оценивания.

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Освоение инструментов, которые могут способствовать развитию объективной внутренней системы оценки качества образования.

В системе оценивания в школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой.

Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами: мониторинговые исследования, аттестация ОО. Результаты в начальной школе внутренней и внешней оценки. На данных слайдах представлены результаты Внешней оценки (3 класс, результаты IPIPS ), индивидуальные достижения и в целом по классу. Результаты хорошие, объективные.

Таким образом, требованием к оцениванию знаний обучающихся является.

2. Необходимо формировать у обучающихся умения самостоятельно контролировать,

оценивать и корректировать свою учебную деятельность. Воспитывать у них привычку к самоконтролю и самооценке и потребность в них.

3. Проверка и оценивание знаний обучающихся должны быть систематическими, регулярными.

4. Выставление оценки следует сопровождать её обоснованием (комментированием).

5. Оценивание учебных достижений должно охватывать всех обучающихся.

6. Осуществлять индивидуальный подход во время оценивания успеваемости обучающихся.

7. Необходимо использовать разнообразные формы и методы контроля.

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только отличные оценки? К сожалению, этой мечте не всегда удаётся осуществиться, потому что у каждого ребёнка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации учёбы, содержание общеобразовательных программ стремительно усложняется, а уровень компетентностных требований по всем предметам повышается из года в год. Однако всё же немало зависит от учителя, от его слов, решений, действий, потому что именно в руках учителя — судьба ребёнка, которому он не только должен дать определённые знания, но и вдохновить его, вселить в него веру в собственные возможности. Потому что пока человек верит, он способен достичь всего, к чему он стремится. Дарите детям веру, и они обязательно порадуют не только своими хорошими отметками, но и своими достижениями в жизни.

Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия – М.: Просвещение, 2008.- 101 с.

Калинина Н.В., Прохорова С.Ю., Горбылёва А.Я. Методика оценки учебных достижений в начальной школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 113 с.

Начальное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. – М.: Вентана-Граф,2013. – 58с.

Логинова О.Б., М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения). –106с.

Логинова О.Б., Фирсов В.В. Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта и результатам освоения основных образовательных программ. – М., Просвещение, 2010. –117с.

Эльконин Д.Б., Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – М.: ОИРО, 2010. – 54 с.

Источник

5 требований к критериям оценивания, или Что такое хорошая оценка

Зеличёнок Альберт

04 декабря 2017 • 15:33

Любому учителю знаком официальный документ, содержащий критерии оценивания, в котором подробно расписано, в каких случаях какую именно оценку следует ставить. Все слова в этой бумаге правильные, всё абсолютно верно – и совершенно бесполезно. Ибо любые попытки создать универсальные правила для всех преподавателей и на все времена априори обречены на провал.

Что такое объективность оценивания. Смотреть фото Что такое объективность оценивания. Смотреть картинку Что такое объективность оценивания. Картинка про Что такое объективность оценивания. Фото Что такое объективность оценивания

Между тем, вопрос этот, конечно же, важный, ибо даже те (немногочисленные) школьники-альтруисты, которые учатся исключительно ради приобретения знаний, своей успеваемостью всё же интересуются. Ибо человек – существо корыстное, что уж тут поделаешь.

Значит, некие «правила игры», минимальные общие для всех условия принять необходимо – не по установке сверху, а по личному выбору. Следуя непреложным требованиям профессии – той самой «клятвы Песталоцци», которую мы не даём, но которая молчаливо предполагается. Хотя бы для того, чтобы в случае смены преподавателя «культурный шок» школьника не был слишком сильным.

И эти условия определяются нашими взглядами на роль оценки в учебном процессе. Ниже я выскажу свои представления по этому вопросу. Мне они кажутся не только правильными, но и вполне естественными (впрочем, не убеждён, что все коллеги смотрят на проблему так же… к сожалению).

Объективность

Во-первых, она должна быть объективной. Это очень трудно – учителю, который является существом субъективным, выставлять максимально объективные оценки. Путь здесь единственный: опираясь на опыт коллег и свой собственный, совершая неизбежные ошибки, разрабатывать неповторимую и личную систему критериев, ограничивающую и добрые, и злые наши порывы. При проверке письменных работ сформировать такой «кодекс» проще, в случае устных ответов – сложнее, но он необходим и там, и там.

Обоснованность

Крайне важно добиться, чтобы школьники не считали, что педагог оценивает их волюнтаристски. И потому каждый из нас должен, во-вторых, принять в качестве абсолютного и неоспоримого правила: выставленные отметки необходимо обосновывать понятным ученикам языком.

Оспариваемость

В-третьих, учащиеся должны иметь право (чётко продекларированное и исполняемое) оспаривать принятые учителем решения. Надо поощрять учеников к спорам с нами – только так можно сформировать самостоятельно мыслящую личность (что, безусловно, является главнейшей нашей воспитательной задачей). Но это, конечно, должна быть именно дискуссия, то есть аргументированные возражения, а не стон поражённого злодейкой-судьбой страдальца и не заполошный ор базарного торговца. При этом мы должны слушать и слышать возражения школьников и либо опровергать оные аргументированно, либо принимать – и соответственно менять свои решения (оценки, в частности).

Открытость и понятность

Но чтобы спорить, человек должен, как минимум, осознавать предмет спора. Отсюда вытекает ещё одно требование: ваши критерии должны быть сообщены ученикам и понятны им.

Итак, в сухом остатке у нас получились пять основных требований к критериям оценивания: объективность, обоснованность, оспариваемость, открытость и понятность. Эти требования просты, логичны и, по-моему, неоспоримы.

Ибо, на мой взгляд, учитель должен быть всегда открыт к дискуссиям и общению с учениками. А оценка – важный инструмент обучения и, в конечном счёте, воспитания. Не больше, но и не меньше. И, значит, должна быть честной – именно с точки зрения учащихся. Должна быть признана ими. Тогда и нас, учителей, они, возможно, признают честными и приличными людьми, имеющими право быть педагогами и учить их – не только своему предмету.

Вот такая оценка – если мы её получим – и будет хорошей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *