Что такое обман зрения
Зрительные иллюзии и обман зрения — почему это возможно?
Возможности организма человека настолько разнообразны и интересны с точки зрения науки, что многим людям до сих пор непонятны некоторые из них. Один из самых популярных вопросов, интересующих общество, — как возникают оптические иллюзии, или обман зрения.
Такие явления, как зрительные иллюзии (обман зрения), наука уже давно объяснила. Учёные провели необходимые исследования и теперь могут точно сказать, почему же мы видим не то, что есть на самом деле. Обман зрения — это ошибки зрительного восприятия, следствие наблюдения неточных образов, не осознаваемых разумом. Для понимания причин, из-за которых возникают такие явления, учёные изучают физиологию зрения и психологию зрительного восприятия.
Причины феномена
Исследователи условно разделили факторы возникновения оптического обмана:
Есть и отдельные случаи, в которых иллюзия возникает сразу по нескольким причинам.
Какие бывают оптические обманы
Разновидностей иллюзий достаточно много. Учёные классифицировали их по разным признакам: восприятие размеров предметов, цветов, размеров фигур в зависимости от фона, кажущихся объектов, движения, глубины. Сюда же относятся условия, создаваемые природой. Кратко рассмотрим самые известные и интересные из всех.
Существуют такие оптические обманы, которые сотворила природа. Всем известный пример — мираж в пустыне. Человек, в свою очередь, тоже может создавать мнимые явления и объекты с помощью визуальных эффектов, например, парение в воздухе (левитация). Люди научились понимать природные обманы зрения, создавая также иллюзионные визуальные картинки.
Иллюзия восприятия цвета — один из самых известных видов, который возникает из-за особого строения сетчатки.
Эффект ложного восприятия размера обусловлен тем, что зрение довольно часто неверно оценивает геометрические величины. В ходе одного исследования выявили, что наш глазомер может ошибаться на 25% в своих измерениях, поскольку сделанные им оценки сильно зависят от характера фона этих изображений.
Бывали случаи, когда на одно явление приходилось несколько вариантов научных объяснений. Это говорит о том, что в данной области ещё много всего неизученного и загадочного, несмотря на многолетние исследования.
Обман зрения
Оптические иллюзии (более узко — зрительные иллюзии) — ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображённого объекта, иллюзии движения, «иллюзия отсутствия объекта» — баннерная слепота, и др.), а также физическими причинами («сплюснутая Луна», «сломанная ложка» в стакане с водой). Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии зрения, так и в рамках изучения психологии зрительного восприятия.
Содержание
В художественных изображениях намеренное искажение перспективы вызывает особые эффекты, лучше всего известные по работам Мориса Эшера.
Некоторые оптические иллюзии изучались в рамках гештальт-психологии.
Физиологические иллюзии
Иллюзии восприятия цвета
Уже около ста лет известно, что когда на сетчатке глаза возникает изображение, состоящее из светлых и тёмных областей, свет от ярко освещённых участков как бы перетекает на тёмные участки. Это явление называется иррадиацией.
Восприятие глубины
Иллюзии восприятия глубины — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Мозг бессознательно видит рисунки только одно-выпуклые (-вогнутые). Восприятие зависит от направления внешнего (реального или позразумеваемого) освещения.
Восприятие размера
Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой.
Глазомерные оценки геометрических реальных величин очень сильно зависят от характера фона изображения. Это относится к длинам (иллюзия Понцо), площадям, радиусам кривизны. Можно показать также, что сказанное справедливо и в отношении углов, форм и так далее.
Движущиеся иллюзии
Перевёртыши
Перевёртыш — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца.
Стерео-иллюзии
Стереопары, наложенные на периодическую структуру (Бела Юллеш, Венгрия) позволяют наблюдать стереоизображение так же, как и обычную стереопару. Периодическое изображение облегчает «разведение» глаз (как правило, на бесконечность), что после фокусировки глаз на расстояние несколько десятков сантиметров позволяет увидеть стереоизображение. Метод позволяет частично совмещать изображения стереопары, снимая ограничения на их размер, однако накладывает некоторые ограничения на содержание рисунков и практически рассчитывается с помощью компьютеров.
Известны также под калькированным с английского названием «автостереограммы» (См. также en:Autostereogram)
Комната Эймса
Комната, придуманная Адельбертом Эймсом-мл. в 1946 году, представляет собой пример трёхмерной оптической иллюзии. Комната спроектирована таким образом, что при взгляде спереди кажется обычной, с перпендикулярными стенами и потолком. На самом деле, форма комнаты представляет собой трапецию, где дальняя стена расположена под очень острым углом к одной стене и, соответственно, под тупым углом к другой. Правый угол, таким образом, значительно ближе к наблюдателю, чем левый.
За счёт иллюзии, усиливаемой соответственно искажёнными шахматными клетками на полу и стенах, человек, стоящий в ближнем углу, выглядит великаном по сравнению со стоящим в дальнем. Когда человек переходит из угла в угол, наблюдателю кажется, что он резко растёт или, наоборот, уменьшается. (пример — http://www.youtube.com/watch?v=o06AfoXfO-Q )
См. также
Ссылки
На русском языке
На английском языке
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Обман зрения» в других словарях:
обман зрения — оптический обман Словарь русских синонимов. обман зрения сущ., кол во синонимов: 1 • оптический обман (1) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
обман зрения — optinė apgaulė statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. optical illusion vok. optische Täuschung, f rus. обман зрения, m; оптическая иллюзия, f pranc. illusion optique, f … Fizikos terminų žodynas
Обман зрения (альбом) — Обман зрения … Википедия
обман — а, м. 1) Слова, поступки, действия и т. п., намеренно вводящие других в заблуждение. Извлечь выгоду с помощью обмана. Решиться на обман. Уличить в обмане. Ловец обманом берет (Даль). Синонимы: афе/ра, мистифика/ция … Популярный словарь русского языка
обман — а; м. 1. Слова, поступки, действия и т.п., намеренно вводящие других в заблуждение. Добиться чего л. обманом. Совершить о. Пойти на о. Обманом взять, получить что л. Обманом занять чужое место. Жить правдиво, без обмана. Всё это о., выдумка!… … Энциклопедический словарь
обман — I см. обмануть II а; м. см. тж. обманный, обманно 1) Слова, поступки, действия и т.п., намеренно вводящие других в заблуждение. Добиться чего л. обманом. Совершить обма/н … Словарь многих выражений
ОБМАН — ОБМАН, а, муж. 1. см. обмануть. 2. То же, что ложь. На обмане далеко не уедешь (посл.). Пойти на о. (решиться солгать). 3. Ложное представление о чём н., заблуждение. Ввести в о. О. зрения (зрительная ошибка). О. чувств (ошибка в своём отношении… … Толковый словарь Ожегова
обман — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? обмана, чему? обману, (вижу) что? обман, чем? обманом, о чём? об обмане; мн. что? обманы, (нет) чего? обманов, чему? обманам, (вижу) что? обманы, чем? обманами, о чём? об обманах 1. Обман это… … Толковый словарь Дмитриева
Обман — Термин, употребляемый в качестве синонима понятиям: ложь, сознательного, умышленного введения в заблуждение. Обмануть означает «ввести в заблуждение, поступить недобросовестно по отношению к кому–нибудь; нарушить обещание» ( См.: Ожигов С.И.… … Энциклопедия современной юридической психологии
Обман в межличностной коммуникации — Как свидетельствуют многочисл. исследования, обман является постоянной составляющей человеческих взаимоотношений. По нек рым оценкам, обман «присутствует» в 25 30 % наших разговоров. Известно также, что человеческая способность различать обман в… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Что такое обман зрения
Зигмунд Фрейд так писал об иллюзии: “Характерной чертой иллюзий является ее происхождение из желания человека”. То есть иллюзия, рожденная сознанием человека, даже являясь совершенно бредовой, вполне может и не расходиться с реальностью. Например: девушка, мечтающая о принце на белом коне, питающая иллюзию, действительно имеет шанс его найти и даже выйти за него замуж. То есть у нее есть шанс реализовать свою иллюзию. Но есть шанс его и не встретить. Иллюзии часто путают с заблуждением. Иллюзия создается желанием человека, а в заблуждении желание отсутствует.
Наука дает такое определение: иллюзия – это обман чувств, нечто кажущееся, то есть искаженное восприятие реально существующего объекта, допускающее неоднозначную интерпретацию.
Существует множество разновидностей иллюзий:
Иллюзии восприятия – это искаженные восприятия реальных объектов. Они могут происходить в разных модальностях, но наибольшее их число наблюдается в области зрения.
Зрительные иллюзии (обман зрения) :
1. Связанные, так или иначе, с особенностями строения глаза. Из житейского опыта мы знаем, что светлые предметы кажутся больше в сравнении с равными им темными (черными) предметами. Эта иллюзия – результат эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке глаза.
2. Обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Кружки одинакового размера кажутся разными в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших. Каждый из нас был в подобной ситуации, когда среди маленьких детей мы казались себе великанами, а попав в группу людей значительно выше себя по росту, испытывали чувство, что мы уменьшились в росте.
3. Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными линиями при их действительном равенстве. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного. Причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удаляется больше, чем расстояние, заполненное продольными.
4. Связанные с перенесением свойств целой фигуры на отдельные части, которые ведут к ошибочным зрительным образам. Это самый большой класс иллюзий.
5. Обусловленные отношениями «фигуры» и «фона». Рассматривая рисунок, мы видим то одну фигуру, то другую. Это могут быть лестницы, идущие вверх или вниз, два профиля, сменяющиеся на рисунок вазы и др.
6. Портретные. Многим приходилось видеть «загадочные» портреты, которые всегда смотрят на нас, следят за нами, обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Отходя, мы видим все лицо в том же положении и нам кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.
Однако подавляющее большинство иллюзий возникает не из-за несовершенства органа чувств, а из-за ложного суждения о воспринимаемом объекте, поэтому можно сказать, что обман возникает при осмысливании образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, выполнении сравнительных измерений, исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию.
Есть иллюзии, возникающие из-за особых условий наблюдения (например, наблюдение одним глазом или при неподвижных осях глаз). Они также исчезают при устранении необычных условий наблюдения.
Иллюзий, связанных с человеческими чувствами, известно очень много, даже перечислить их в одной статье было бы трудно. Не все они могут считаться иллюзиями в полном смысле слова, то есть каким-то случайным или подстроенным обманом – иногда это просто особые свойства наших органов чувств, о которых мы не знаем или забываем. Такие иллюзии порой играют значительную роль и в научных исследованиях. Примером тому служит оптический эффект, с которым, так или иначе, сталкивался каждый, – параллакс. [3; 4]
Параллаксом называют кажущееся относительное смещение объектов, находящихся на разном расстоянии от наблюдателя. Это смещение возникает при движении его глаз. Так, глядя в окно поезда, можно заметить, что ближние деревья уходят назад гораздо быстрей, чем дальние, а самые далекие и вовсе почти не отстают – пейзаж за окном словно поворачивается вокруг точки, в которой взгляд пересекает линию горизонта. [6] Немалое значение имеет другой, более простой случай параллакса – изменение показаний прибора в зависимости от положения глаза; при движении глаза влево стрелка на фоне шкалы сдвигается вправо, и наоборот. Если у вас дома не найдется никакого стрелочного прибора, эксперимент можно поставить с весами в магазине. Когда вашу покупку положат на них, сделайте шаг влево. Показания весов уменьшатся на одно-два деления. Сделайте пару шагов вправо, и показания увеличатся. Вес покупки, оказывается, зависит от вашего положения перед прилавком.
Почему и откуда возникают иллюзии? Иллюзия – следствие фантазии. Ведь человек не может судить о мире объективно. Он выстраивает представление о мире так, как ему удобно. Выражение “предаваться иллюзиям” обозначает сознательно идти на самообман, чтобы получить удовольствие. А выражение “разрушение иллюзий” подразумевает разочарование и негативные эмоции.
Своеобразной иллюзией можно считать искусство.
К. Ланге – датский психолог, медик и философ – говорил, что человек испытывал потребность “предаваться эстетике иллюзии”, то есть доставлять другим и себе удовольствие, которое основано на иллюзии. Кроме того, любая другая цель для него – исключена.
Фрейд называл иллюзией и религию, сравнивая ее и противопоставляя ее науке.
Механизм человеческого зрения вообще достаточно сложен и окончательно не ясен: в нем участвуют не только хрусталик и сетчатка, но и сам мозг. Поэтому при случайных переключениях внимания наблюдателя также могут возникать некоторые иллюзии. Общеизвестный пример – «выворачивающийся куб», который кажется обращенным к нам разными гранями в зависимости от того, на какой из его вершин сосредоточен взгляд. Другую иллюзию того же типа можно наблюдать с помощью картонного пропеллера, вращающегося на небольшом гвоздике. [5] Такую вертушку нужно рассматривать в сумеречной комнате на фоне светлого окна, чтобы видеть только ее контур и не иметь возможности определить, какая из лопастей пропеллера находится ближе, а какая дальше. Иногда кажется, что пропеллер вращается в одну сторону, а иногда – в другую. Сосредоточившись, можно небольшим усилием воображения «переключать» направление вращения вертушки по своему желанию.
Да, что там направление вращения вертушки! Способность человека, видеть то, что он ожидает увидеть, значительно шире, и это доказывают многие курьезные примеры.
Рис. 1. Иллюзии восприятия.
Особое внимание следует уделить иллюзиям в сфере железнодорожного транспорта.
В профессиональной деятельности специалистов в области железнодорожного транспорта, также как и в любой другой профессии встречаются иллюзии, обман зрения, но здесь они приобретают особую значимость.
У разных людей иллюзии возникают с различной частотой. Предрасполагающими условиями для возникновения иллюзий у работников железнодорожного транспорта являются отрицательные эмоции (неуверенность, страх, сомнение), ослабление внимания, утомление, сонливость, состояние алкогольного опьянения, неправильная рабочая поза и др. Основными методами борьбы с иллюзиями являются правильный режим труда и отдыха.
Немаловажным является знание работниками железнодорожного транспорта характера и причин дорожных иллюзий, выработка прочных навыков управления железнодорожным транспортом.
Обратимся к иллюзии железнодорожных путей. Рассмотрим рисунок 2.
Рис. 2. Иллюзия ж/д путей.
Верхняя горизонтальная линия кажется длиннее. Эта линия продолжает восприниматься как более длинная, в каком бы положении мы ни рассматривали рисунок. Попробуйте повернуть голову на 90 градусов.
При проектировании и строительстве дорог необходимо учитывать психофизиологические особенности восприятия водителей. Иначе дорога может ввести водителя в заблуждение.
Например, очень часто неудачные примыкания дорог создают у водителя ошибочное представление о дальнейшем их направлении. Или другой пример. На дорогах с часто изменяющимся продольным уклоном зрение водителя может воспринимать горизонтальный участок как дорогу, идущую на подъем.
Условия движения под путепроводами тоже имеют свою специфику. Видимость под ними ухудшена, поле зрения водителя ограничено опорами, сводами и пролетными строениями. Путепровод создает впечатление большего или меньшего сужения в зависимости от соотношения ширины и высоты проезда под ним.
Например, при одинаковой высоте проезда широкий путепровод балочной конструкции кажется более низким по сравнению с таким же путепроводом меньшей ширины. Более высокий путепровод воспринимается суженным по сравнению с путепроводом, имеющим меньшую высоту.
Представление ширины проезда под путепроводом зависит также от цвета окраски пролетного строения. Темные цвета производят придавливающее впечатление, поэтому высокие пролетные конструкции окрашивают в темные, а их опоры — в светлые тона. Такой способ окраски позволяет устранить иллюзию сужения проезда под высоким путепроводом.
Большинство зрительных иллюзий в сфере железнодорожного транспорта объясняются большой ролью пространственных признаков в константности восприятия.
Существуют зрительные иллюзии, которые основаны на признаках глубины и удаленности и на неверном использовании константности восприятия размера: иллюзии Луны, иллюзии Мюллера-Лайера, Понцо и Поггендорфа.
В железнодорожном пространстве часто встречаются горизонтально-вертикальная иллюзия и иллюзия контраста. Причиной иллюзий контраста являются эффект, возникающие вследствие того, что фоновые стимулы оказывают такое влияние на стимулы, которые включены в них, что восприятие последних искажается; это иллюзии Эббингауза, Ястрова, Вундта, Геринга, Фрейзера и Мюнстерберга, а также иллюзия контраста наклона. [2]
Рис. 3. Иллюзии железнодорожных путей.
С позиций гештальтпсихологии было проведено несколько специальных работ о восприятии движения. Исследователи поставили перед собой вопрос: в силу каких условий при изменении пространственных отношений в поле нашего зрения одни из воспринимаемых объектов кажутся движущимися, а другие — неподвижными? Так, например, почему нам кажется, что движется луна, а не облака? С позиций гештальтпсихологии движущимися воспринимаются те объекты, которые явно локализуются на некотором другом объекте: двигается фигура, а не фон, на котором фигура воспринимается. Так, при фиксации луны среди облаков, она воспринимается движущейся. Ими было показано, что из 2 предметов движущимся, обычно, кажется меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который в течение опыта претерпевает наибольшие количественные или качественные изменения.
В профессиональной деятельности работников в сфере железнодорожного транспорта важным является знание основных принципов, регулирующих восприятие движения.
В восприятии движения большое значение имеет осмысление человеком ситуации объективной действительности на основе всего прошлого опыта.
Для предупреждения иллюзий рекомендуются мероприятия, направленные на снижение влияния монотонных раздражителей, вызывающих сонливость. Так, у машинистов нередко возникает сонливость при движении на прямых участках пути большой протяженности. Чтобы это исключить, рекомендуется при строительстве железнодорожных путей через каждые 3 км предусматривать кривые участки пути.
Описание ошибок наших органов чувств можно было бы продолжить, их причины бывают не только психофизиологическими, но и чисто физическими, и это, помимо практических соображений, также привлекает к ним внимание физика. Во всяком случае, такие ошибки представляют собой настолько обширный и интересный предмет исследований, что человек, познакомившийся с ними поближе, не пожалеет о затраченных усилиях, даже если ему потом не придется столкнуться с иллюзиями и использовать полученные знаний в конкретной работе.
Жизнь – сплошь и рядом состоит из иллюзий. Нужно учиться использовать свои и чужие иллюзии. Человеку свойственно иногда заблуждаться, но всего хорошо в меру. Это же относится и к иллюзиям.
Что такое обман зрения
Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте IV Международного конкурса научно – исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/1017/11/531.
Мы привыкли доверять собственному зрению, однако оно нередко обманывает нас, показывая то, чего в действительности не существует. В такие моменты мы сталкиваемся со зрительными иллюзиями – ошибками зрительного восприятия. Сами ученые создали немало обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограничены возможности человеческого глаза.
Однажды в одном из журналов я наткнулась на задание: по картинке, которая, на первый взгляд, была простой, надо было подсчитать количество людей, изображенных на ней. Но явно на картине были видны только 2 человека. Через некоторое время, хорошо приглядевшись, я нашла еще двоих. Вместе с мамой мы подсчитали 9 человек. Что это? Обман зрения или хорошо зашифрованная картина. А есть ли еще подобные картины? Мне стало очень интересно. И было принято решение выбрать данную тему для ученического исследования. Работая над этой темой, можно развить свое воображение, открыть новое для себя, друзей и родных. Очень увлекательно рассматривать иллюзорные картины, ища в них скрытые от нормального восприятия предметы. Потому что, наше восприятие обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем, кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе самые неожиданные открытия, нужно только получше присмотреться.
Попробуем, и кто знает, что удастся увидеть нам?
Стоит ли доверять всему, что мы видим? Почему мы видим иногда то, что кроме нас больше никто не видит? Почему нарисованные неподвижные предметы начинают двигаться? Почему дети и взрослые видят один и тот же предмет по-разному?
Всегда ли можем доверять своему зрению? Оказывается, нет! И этому доказательство множество обманчивых картин, которые ярко иллюстрируют, насколько ограничены способности наших глаз.
Ответы на эти и другие вопросы я постаралась найти в своей исследовательской работе «Оптические иллюзии: обман или реальность».
Актуальность моей темы заключается в том, что еще с давних пор люди не только поражаются обманами зрения и забавляются зрительными иллюзиями, но и сознательно используют их в своей практической деятельности, пытаясь изобразить объёмные тела на плоскости так, чтобы чувствовалась глубина пространства. Уже тысячи лет зрительные иллюзии целенаправленно используются в архитектуре для создания определённых пространственных впечатлений, например для кажущегося увеличения высоты и площади залов, изменение фасада здания. Ещё более эффективно зрительные иллюзии используются в изобразительном и цирковом искусстве. Зрительные иллюзии стали основой кинематографии и телевидения, учитываются в полиграфии и военном деле. Создаваемая при помощи технических средств виртуальная зрительная реальность занимает в жизни современного человека огромное место и тесно переплетается с действительностью.
Цель работы: систематизация знаний по иллюзиям и приобретение опыта по созданию иллюзионных картин.
Гипотеза: не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым.
Задачи исследования:
— Исследовать разные источники информации;
— Собрать информацию о различных видах оптических иллюзий.
— Найти примеры использования иллюзий в искусстве и в архитектуре.
— Провести исследование, в ходе которого можно будет определить процент учащихся начальной и основной школы, поддающихся иллюзии.
— Создать собственные иллюзорные картинки.
Методы исследования: изучение литературы и Интернет-ресурсов по данной теме, сопоставление существенных признаков, анкетный опрос, анализ, сравнение, обобщение.
Природа зрительных иллюзий
«. не верь глазам своим!»
Оптические иллюзии – это, попросту говоря оптический обман нашего мозга. Когда наш глаз получает картинку – включается огромное количество процессов в нашем мозге. Мы начинаем анализировать этот процесс словно компьютер. Начинается анализ расположения основных граней и углов, структура цвета на виде или позиция источника света. И во многих случаях этот анализ неосознанно получается, неточен – происходит коррекция зрительных образов.
В научной и популярной литературе описаны многие сотни зрительных иллюзий. Причины некоторых из них давно установлены, а других – до конца не раскрыты до сих пор. Почему они возникают? Зрительный аппарат человека – сложно устроенная система со вполне определенным пределом функциональных возможностей. В нее входят: глаза, нервные клетки, по которым сигнал передается от глаза к мозгу, и часть мозга, отвечающая за зрительное восприятие. В связи с этим выделяются три основные причины иллюзии:
1) наши глаза так воспринимают идущий от предмета свет, что в мозг приходит ошибочная информация;
2) при нарушении передачи информационных сигналов по нервам происходят сбои, что опять же приводит к ошибочному восприятию;
3) мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, приходящие от глаз.
Часто оптические иллюзии возникают сразу по двум причинам: являются результатом специфической работы глаза и ошибочного преобразования сигнала мозгом.
Существуют разные типы иллюзий рис. 1.
Рис. 1. Типы оптических иллюзий
Искажение размера – иллюзия, заставляющая усомниться в истинных размерах объектов.
Две равные линии, ограниченные на концах в одном случае сходящимися, а в другом – расходящимися углами, воспринимаются как неодинаковые по величине: линия со сходящимися углами кажется меньшей, а линия с расходящимися углами – большей.
Два совершенно равных кружка воспринимаются как разные по величине в зависимости от того, окружают ли их большие или меньшие кружки.
В первом случае неправильное восприятие величины линий обусловлено тем, что они воспринимаются не изолированно, а как части более сложного целого: линия, входящая в состав большей фигуры, будет восприниматься как большая, и наоборот.
Иллюзия с кружками объясняется действием закона контраста, по которому предмет воспринимается как больший или меньший в зависимости от величины окружающих предметов: предмет будет казаться больше своей действительной величины на фоне мелких предметов, и наоборот.
Столы имеют разные размеры? Ширина красного равна длине зеленого. А ширина зеленого равна длине красного. Не верите?
Также белые предметы на темном фоне зрительно «раздвигают» пространство, расширяя и удлиняя его. Клетчатые, полосатые, заполненные рисунком участки кажутся больше, чем одинаковые с ними по размеру однотонные.
Из двух линий одинакового размера вертикальная всегда воспринимается зрительно, как значительно большая по сравнению с горизонтальной. В связи с этой иллюзией высота предметов кажется нам больше ее действительной величины.
Зрительные иллюзии не только позволяют фигуре выглядеть более или менее идеально, но и обеспечивают определенное эстетическое восприятие художественного образа модели. (Какая из женщин толще?)
Зрительное искажение – когда предметы кажутся не такими, какие они на самом деле.
Параллельные линии будут восприниматься как непараллельные, если их рассматривать на фоне взаимно пересекающихся косых линий. Круг теряет свою правильную форму, если его рассматривать на фоне кривых линий.
Иллюзии геометрической перспективы
Одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся на известном удалении друг от друга, при этом ближе расположенный предмет кажется меньше, а далекий – больше своей действительной величины (оба прямоугольника имеют одинаковую форму и размер)
Иллюзии цвета и контраста
Иллюзии цвета и контраста – это когда одинаково раскрашенные предметы видятся по-разному.
Левое полукольцо кажется темнее правого. Всё кольцо одного цвета. Точки на перекрестных линиях мерцают то одним, то другим цветом. Они все синие.
В основе данной оптической иллюзии стоит процесс иррадиации. Явление иррадиации (по-латыни – неправильное излучение) заключается в следующем: когда изображение состоит из ярко освященных областей и темных, то происходит перераспределение света. Темные участки как бы забирают часть освящения у светлых. Естественно это происходит только в нашем мозгу. Картина же остается неизменной.
Проанализировав опубликованные отчеты дорожных служб, можно прийти к выводу, что большинство аварий происходит на перекрестках. В сумерки количество происшествий резко возрастает. На любом перекрестке есть светофор. Водитель, который едет по трассе, внезапно увидев огни светофора из-за «передозировки» информации может принять его за обычный фонарь (увидит огни белым). Если долго смотреть на яркие источники зрительной информации, так же возникает цветовая иллюзия.
Иллюзия движения – в этом случае вроде бы статистическое и неподвижное изображение как бы оживает и начинает двигаться.
Некоторые иллюзии возникают в связи с переработкой поступающей информации. Человек иногда видит мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким хотел бы его увидеть, поддаваясь сформированным привычкам, потаенным мечтам или страстным желаниям.
Смотри только на крест. Через какое-то время бегущий кружок будет зелёным! Если и дальше продолжать смотреть на крест, то вскоре все лиловые кружки исчезнут, останется только бегущий зелёный. Который на самом деле лиловый? Вы можете заставить девушку в центре вращаться в разные стороны. Для этого сначала посмотрите на левую девушку, потом в центр. Отведите глаза вправо и снова в центр. Девушка вращается в другую сторону.
Иллюзия восприятия глубины
Геометрические объекты, в зависимости от того, как ложатся тени, могут казаться как выпуклыми, так и вогнутыми.
Что изображено: маленький кусочек сыра или «головка» без маленького кусочка?
Восприятие работает очень избирательно, когда дело доходит до значимых, слишком важных для нас событий. Например, человеческое лицо воспринимается по-особому. Человеческое лицо выпукло всегда (даже маску невозможно увидеть вогнутой). Дело, видимо, в том, что человеческое лицо слишком значимо, его невозможно воспринимать в необычном ракурсе.
Оптические иллюзии, встречающиеся в творчестве художников
«Следящие», или «указующие» картины. Наиболее известная в живописи иллюзия относится к «следящим» или «указующим» картинам. Как бы вы не смотрели на изображение, все равно лицо и палец будут обращены к вам. Этот прием широко использовался в плакатном искусстве – хорошо известны плакаты времен гражданской и Великой Отечественной войны, персонажи которых смотрят прямо в глаза зрителя. От дерзкого взгляда дамы из-под полуопущенных век с картины И.Н. Крамского «Неизвестная» невозможно спрятаться. Она всегда смотрит прямо на вас!
«Загадочные» или «двойственные» изображения
Этот прием построен на иллюзии восприятия, когда изображение неожиданно «проступает» среди нагромождения случайных элементов.
На этой картине можно увидеть девушку, сидящую у зеркала. А на этой что видите?
Воспринимая предметы и явления действительности, человек истолковывает их в соответствии с полученными ранее знаниями и своим практическим опытом.
Опора узнавания на отдельные признаки или на отдельные части объектов легко может вести к ошибкам восприятия.
В некоторых случаях, например, при создании иллюзий, возникает необходимость сделать так, чтобы объект нельзя было узнать. Задача заключается в том, чтобы при полной сохранности вещи так изменить ее восприятие, чтобы она утратила свои характерные особенности. Обычно это достигается окраской некоторых частей предмета в цвет, очень близкий к цвету фона, на котором предмет находится. При такой окраске части предмета, которые по цвету приближаются к фону, сливаются с ним, а остальные его части уже не образуют формы данного предмета. Большое значение имеет также нанесение на поверхность предмета таких линий (косых или радиальных), которые меняют его форму, превращая, например, симметричную фигуру в косую и несимметричную, что затрудняет ее узнавание.
Кажущиеся фигуры – когда фигуры, которых на самом деле нет видны. Иллюзия объема на плоском асфальте:
Невозможные фигуры – фигуры, не существующие в природе, но, существующие в нашем воображении.
Анализ предложенного объяснения оптико-геометрических иллюзий показывает, что, во-первых, все параметры зрительного образа взаимосвязаны, благодаря чему и возникает целостное восприятие, воссоздается адекватная картина внешнего мира. Во-вторых, на восприятие влияют сформированные повседневным опытом стереотипы. Примером того, как можно разрушить целостный образ объекта, служат так называемые «невозможные», противоречивые фигуры, например, невозможный трезубец Нормана Минго и невозможная лестница Пенроуза.
Перевертыши – картины, которые при переворачивании «превращаются» в другие изображения.
Соотношение фигур и фона
Распознайте что здесь? А здесь саксофонист и лицо женщины. На втором рисунке ваза и два профиля человека.
Оптические иллюзии создают огромные возможности для художников, фотографов, модельеров. Однако инженерам и математикам приходится быть осторожными с чертежами и подкреплять «очевидное» измерениями.
Иллюзии в живописи
Одним из величайших иллюзионистов был Сальвадор Дали!
Сальвадор Фелипе Хасинто Дали-и-Доменеч родился в 1904 году, а в 10-летнем возрасте уже появились его первые живописные работы. В 18 лет Дали поступил в мадридскую Школу Изящных Искусств Сан-Фернандо. И пусть в учителях он разочаровался и даже не стал сдавать выпускные экзамены, учеба в Школе дала ему великолепное владение академической манерой живописи. В 1925-м в барселонской галерее Дальмау состоялась первая персональная выставка художника. За 85 лет жизни Сальвадор Дали создал более 2 тысяч художественных полотен, написал множество книг, в их числе помимо его знаменитой автобиографии – роман, трактат об искусстве, стихи и поэмы в прозе, сценарии. Кроме того, он проиллюстрировал множество книг других авторов, а также разрабатывал декорации к балетам и пьесам. Идея создания Театра-Музея в Фигерасе, как и основная концепция его наполнения, безраздельно принадлежит самому Дали. Знаменитый художник имел особое зрение и видел не вещи, как большинство из нас, а скорее идеи, заложенные в них.
Наиболее часто Сальвадор Дали писал картины с иллюзиями. Вот некоторые из них:
Дон Кихот Балерина и череп
Иисус в Иерусалиме
А это картины современного художника Дональда Руста.
Наше зрение несовершенно и иногда мы видим не то, что существует в действительности. Но тот факт, что огромное большинство людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит об объективности нашего зрения и о том, что оно, дополняемое мышлением и практикой, дает нам относительно точные сведения о предметах внешнего мира. С другой стороны, тот факт, что разные люди в процессе зрительного восприятия обладают различной способностью ошибаться, иногда видят в предметах то, чего другие не замечают, говорит о субъективности наших зрительных ощущений и об их относительности. Мои исследования и практическая работа по созданию собственных иллюзий полностью подтвердили выдвинутую гипотезу: не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым.
— Глаз любого человека видит мир одинаково, но восприятие увиденного – это процесс мышления человека. Поэтому каждый человек воспринимает мир по-своему. И надо уважать мнение каждого.
-Образное мышление, воображение можно развивать, используя в различные иллюзорные картины или создавая их самим. Это даст возможность увидеть всю многогранность окружающего нас мира. Также это разнообразит наш досуг.
— Не стоит забывать, что оптические иллюзии сопровождают нас в течение всей жизни. Поэтому знание основных видов, причин и возможных последствий их воздействия на человека необходим. Это поможет анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза нас обманывают, а когда изображение полностью реально.
Тема иллюзий очень интересна и она может стать продолжением ещё многих исследований. Например, исследование иллюзий в математике.
И если, глядя на картину, мы видим разное, то, что можно сказать о лучшей и очень сложной картине – человеке.