Что такое обобщение в физике
Обобщение, форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему, которой обычно соответствует и переход на более высокую ступень абстракции. Пример: переход от наблюдения над совокупностями индивидуализированных объектов к мысленному их разбиению на классы равночисленных совокупностей и далее к понятию натурального числа.
О. — одно из важнейших средств научного познания, позволяющее извлекать общие принципы (законы) из хаоса затемняющих их явлений, унифицировать и в «единой формуле» отождествлять множества различных вещей и событий.
Исторически процесс развития понятий и теорий выражается в приращении знания посредством цепей обобщений, звеньями которых служат О. 1-го или 2-го типов. В цепях О. отражаются последовательные связи сущностей 1-го с сущностями 2-го, 3-го и так далее порядков. Эти связи различны, и в зависимости от их характера им соответствуют или цепи О. с сохраняющейся семантикой исходных концептов или, напротив, изменяющие первичную семантику. Примером может служить последовательное О. понятия числа путём построения систем натуральных, целых, рациональных, действительных и комплексных чисел.
Обобщающие слова всегда являются тем же членом предложения, что и однородные члены, при которых они находятся, потому что они выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. Разница между ними заключается только в том, что они обозначают понятия разных объёмов.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то между ним и однородными членами возникают уточнительно-пояснительные отношения, которые иногда оформляются специальными союзами а именно, как-то, то есть: В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (А. Чехов) ; Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил денъжонку, ладил с барином и прочими властями (И. Тургенев) ; Гости говорили о многих приятных и понятных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах (Н. Гоголь)
Обобщение знаний учащихся по физике
В современных условиях объем необходимых для человека знаний быстро возрастает. Потоки информации заполняют окружающий нас мир, просачиваясь во все сферы жизнедеятельности человека. Современные школьники сталкиваются с большим количеством учебного материала, который им нужно освоить. Наблюдается непрерывное возрастание умственной деятельности учащихся, перегруженность их учебного дня. Как помочь ученикам справиться с таким обилием информации? Каким способом структурировать полученные ими знания? Один из ответов на поставленные вопросы — систематизация и обобщение знаний учащихся.
Стремление к систематизации возникает уже у дошкольника и выражается в словах «все», «некоторые», «один», «ни один» и т. п. В школе учеников приучают к систематичности и последовательности в учебной деятельности путем соблюдения ими определенной логики изложения в устных и письменных ответах об отдельных объектах и событиях, в несложных по структуре описаниях и рассказах, в рассуждениях о плане решения задачи и т. д. Затем школьники овладевают умением распознавать систему в структуре изучаемой темы и предмета в целом. Осознание связей между изучаемыми фактами, явлениями, понятиями отражается на осмыслении знаний. Непонимание учащимися структурных связей между разнородными элементами теоретических знаний, включенных в учебные курсы, препятствует формированию целостности знаний, увеличивает нагрузку на память. Поэтому систематизация занимает важное место в развитии и воспитании мышления и памяти и является одним из средств повышения эффективности обучения.
Дидактической основой систематизации знаний учащихся являются закономерности усвоения учащимися знаний и способов деятельности, отраженные в принципе систематичности и последовательности в обучении, а также в принципе системности.
— общенаучные методологические принципы;
— физическая картина мира.
Помимо этого, может осуществляться систематизация знаний на основе тех или иных стержневых идей курса, в частности, целесообразна систематизация прикладных знаний в соответствии с основными направлениями научно-технического прогресса, мировоззренческих и методологических знаний в соответствии с циклом научного познания или на основе философских категорий материи, движения, пространства-времени, взаимодействия, представления о которых развиваются по мере изучения курса.[17]
В случае систематизации знаний на межпредметном уровне речь должна пойти об общих естественнонаучных понятиях, законах, теориях и картине мира.
Дидактическая роль систематизации знаний заключается в том, что объединение в систему знаний о фактах, явлениях, закономерностях, принципах позволяет раскрыть новые, неизвестные учащимся до этого связи и отношения между ними, сделать обобщения мировоззренческого характера и превращает систематизацию в средство познания. Уровень сформированности у учащихся системы знаний является важным показателем их интеллектуального развития, он определяет возможности учащихся справляться с новыми познавательными задачами, перестраивать знания, включать их в новые системы, т.е. служит показателем возможности учащихся осуществлять творческую деятельность. В процессе систематизации внимание и деятельность учащихся направлены на выделение главного, на объединение множества изолированных фактов в группы, что позволяет упорядочить знания, разгрузить память, более полно охватить и осмыслить информацию. При этом часто происходит обобщение знаний учащихся, заключающееся в мыслительном объединении предметов и явлений, сходным по каким-либо признакам. Обобщение предполагает первоначальное изучение объектов, выделение в них общего и особенного, объединение их в группы по отобранным признакам, разделение на виды и т.д.[18]
Систематизация и обобщение тесно связаны в процессе переработки получаемой учебной информации. Естественные процессы систематизации и обобщения получаемой информации, протекающей стихийно у школьников учитель должен использовать. Такая необходимость объясняется тем, что резко возрастающий поток информации, предъявляемый прежним способом, учащиеся не успевают переработать, усвоить, что снижает успеваемость и вызывает потерю интереса к предмету и учению. Можно отметить несколько подходов при проведении систематизации и обобщения:
— рассматривая средства обобщения, выделяют схемы, таблицы, графы, системы уравнений, классификации с установлением причинно-следственных связей;
Вооружение учащихся системой знаний является одной из важнейших задач обучения физике. В дидактике давно провозглашен принцип систематичности и последовательности в обучении. Он предполагает: а) изучение материала в определенной последовательности, соответствующе логике науки, основы которой изучаются в школе; б) формирование у школьников системы научных понятий, умений и навыков. Этот принцип лежит в основе построения учебных программ, определяет систему работы учителя и деятельности учащихся в процессе обучения.[31]
Проведём сравнение традиционного и современного уроков обобщения и систематизации знаний. Таблица 1
Сравниваемые признаки | Традиционный урок повторения-обобщения | Современный урок обобщения и систематизации знаний |
Учебные задачи урока | ■ повторить и закрепить материал ■ обобщить материал в том или ином систематизированном виде | ■ актуализировать и углубить знания ■ обобщить знания ■ систематизировать фундаментальные и прикладные знания |
Развивающие задачи урока | Развить умения: ■ группировать объекты ■ выделять сходства и различия между ними ■ приводить знания в систему | Создать условия для: ■ установления связей внутри физических понятий, теорий, законов ■ выделения существенных признаков изучаемых явлений, понятий ■ установления причинно-следственных связей между ними |
Форма систематизации | Таблицы, в которые заносится изученный школьниками учебный материал | Классификация посредством схем, таблиц, диаграмм |
Структурирование знания | Знание представляется в рядоположенном перечне элементов изучаемого материала | Знание представляется в соответствии с его познавательным значением |
Формы работы на уроке | Обзорные лекции, уроки-семинары | Итоговые беседы, семинарские занятия обобщающего характера, уроки-конференции, просмотр учебных и научно-популярных фильмов, «круглые столы», презентации проектов и др. |
Методы обучения | Информационно-объяснительные | Проблемные, поисковые, исследовательские |
Время проведения | В конце изучения темы или раздела курса | На любом этапе изучения темы |
Данная таблица демонстрирует преимущества современного урока и свидетельствует о необходимости коррекции традиционных методов обучения.
В настоящее время важными становятся не только усвоенные в школе знания, но и овладение учащимися способами усвоения знаний, способами мышления и учебной деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала ученика.[22]
Исходя из этих представлений, можно разработать урок систематизации и обобщения знаний в рамках личностно-деятельностного подхода. При данном подходе учитываются мотивы, цели и способности учеников, а обучение, развитие и воспитание организуются через деятельность самих обучающихся. Основная методическая идея такого урока заключается в том, что решение задач используется как эффективный способ систематизации и обобщение знаний. Решение задач позволяет развивать физическое мышление учащихся, обобщать и систематизировать их знания, получить новые знания, повторить, закрепить и проверить знания, углубить приобретенные знания и актуализировать их.
Что такое обобщение?
Ответ или решение 2
С помощью обобщения можно объединить разные предметы, которые в совокупности по смыслу имеют общее значение.
1. Мандарин, апельсин, яблоко, банан, киви, груша.
Эти предметы можно объединить в одну группу. Это фрукты.
Что такое обобщение
Например, что такое роза, гвоздика, ромашка? Это цветы. Слово «цветы» и будет обобщением.
Ещё примеры. Примеры простые и примеры посложнее.
Теперь, наверное, что такое обобщение стало всем понятно, просто и легко.
Посмотрите ещё раз на приведённые выше примеры. Вы заметили, что менее общие слова являются однородными членами предложения и разделяются запятыми? Заметили, что если однородные слова стоят перед обобщающим словом, то перед обобщением всегда стоит тире? А если однородные слова стоят после обобщающего слова, то после обобщения ставится двоеточие? Если заметили, то хорошо. Если не заметили, то обратите внимание.
Как записывать обобщающие слова
Можно сделать обобщения и без перечисления слов с менее общим смыслом, как в примерах выше. Если этого требует задание, например, по биологии, математике и т.д.
Обобщающие цепочки
Приведём ещё примеры таких обобщающих цепочек.
Значение слова «обобщение»
1. Действие по знач. глаг. обобщить—обобщать. Обобщение опыта новаторов.
2. Мысль, положение общего характера, возникающие в результате наблюдения, изучения отдельных, частных явлений; общий вывод. Смелые обобщения. □ — Меня приятно поражает в вас склонность к обобщениям. Чехов, Палата № 6.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ОБОБЩЕ’НИЕ, я, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. обобщить-обобщать. . Не кто иной, как Ленин, взялся за выполнение серьезнейшей задачи обобщения по материалистической философии наиболее важного из того, что дано наукой за период от Энгельса до Ленина. Стлн. 2. Общий вывод, положение, мысль общего характера, возникающие в итоге изучения, исследования отдельных фактов, явлений. Ленинизм является обобщением опыта
революционного движения рабочих всех стран. Широкие обобщения. Правильные обобщения.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
обобще́ние
1. мысленное выделение, фиксирование каких-нибудь общих существенных свойств, принадлежащих только данному классу предметов или отношений ◆ Я всецело, всем умом, всей мыслью моей за «вообще», за обобщение, но всей мыслью, всем умом против «вобче», против аглютинирования, сминания темы в какой-то общий разговор. С.Д. Кржижановский, «Московские вывески», 1924 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: радиоустановка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Презентация к уроку
При обучении физике мы имеем дело с двумя важнейшими видами человеческой деятельности: экспериментированием с реальными объектами природы и экспериментированием со знанием, то есть объектами науки. Обе эти стороны обучения находят отражение при построении обобщающих уроков.
Класс: 8.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Основные термины: сила тока, напряжение, сопротивление.
Оборудование: интерактивная доска, документ-камера, физическое оборудование по теме «Электричество», таблицы, портреты ученых.
Формы работы: беседа-диспут, проблемно-поисковая, исследовательская, групповая, индивидуальная.
Методические приемы: Поощрение, ситуация успеха, проблемно-поисковая, игра, эстафета.
Межпредметные связи: физика – математика (использование математических расчётов).
Цель урока:
Ход урока
I. Организация начала урока. (1 мин.)
Приветствие, акцентирование внимания учащихся на раздаточный материал, находящийся на партах. (Три карточки с изображением смайлика: весёлый, недовольный и равнодушный).
Содержание деятельности: организация подготовленности учащихся к уроку. (Учащиеся показывают с каким настроением они пришли на урок, учитель показывает своё).
II. Сообщение темы и цели урока. (1 мин.)
(Учитель сообщает тему и цели урока, акцентирует внимание на ситуацию успеха, физическое оборудование для проведения эксперимента). (слайд 1)
Содержание деятельности: Определение уровня овладения знаниями. Коррекция знаний. Умений и навыков.
III. Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей им системы знаний. (15 мин.)
Разминка. (Весь класс в быстром темпе заканчивает фразу учителя или отвечает на поставленный вопрос)
Электрическим током называется…
(упорядоченное движение заряженных частиц под действием электрического поля). (слайд 2)
Условия существования электрического тока (слайд 3)
(наличие электрического поля, наличие свободных заряженных частиц).
Действие электрического тока (слайд 5-9).Примеры опытов, подтверждающие эти действия.
Использование электрического тока в быту. (Слайд 10)
Дать определение силы тока. (Слайд 11)
(Сила тока- это физическая величина, которая показывает, какой электрический заряд проходит за единицу времени.) (формула, пирамида)
Сила тока в различных устройствах (слайд 13) (сравнение).
Действие электрического тока на человека. (слайд 14)
Что показывает напряжение? (слайд 15)
(…какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного электрического заряда из одной точки в другую.) (формула, пирамида)
Примеры напряжений встречающиеся в природе и технике. (слайд 16) (сравнение)
Опасно ли для человеческого организма напряжение в 1 В? Нет. А какое считается безопасным? 12 В. Однако надо иметь в виду. Что величина напряжения, опасного для человека. Зависит ещё и от внешних факторов. Например, в сырых помещениях степень опасности существенно возрастает. Происходит это потому, что многие вещества, являющиеся в сухом состоянии изоляторами, во влажном состоянии становятся проводниками электричества. Примеры напряжений в окружающем мире.
Игра «Собери пазлы». (Переход на другую программу: документ-камеру)
В физике много приборов. Знаете ли вы, как они выглядят и где они применяются?
Для задания разрезают картинки амперметра и вольтметра. Участники получают пазлы с фрагментами приборов, которые они должны собрать и пояснить название получившегося прибора, область применения. Двое учащиеся работают за учительским столом, затем показывают свою картинку через документ-камеру. Пока учащиеся собирают пазлы остальные отвечают на вопросы учителя.
В каких единицах измеряют силу тока и напряжения? (А, В)
В честь каких ученых были названы эти величины? Внимание переводится на портреты ученых (Андре Мари Ампер 1775-1836 – французский математик и физик; Александро Вольта 1745-1827 –итальянский физик, химик, филолог)
(Переход к рабочей программе. Слайд17)
В чем причина сопротивления? (слайд 18)
(Причиной сопротивления проводников электрическому току является взаимодействие движущихся электронов и ионов кристаллической решётки.) Фото с различными проводниками. Учитель обращает внимание на различные показания амперметра и свечение лампочки, что при включении различных проводников показания изменяются.
В каких единицах измеряют сопротивление? (Ом)
Игра «Найди ошибку». (Слайд 19)
Закон Ома для участка цепи (определение, формула, пирамида). (слайд 20-21)
Проблемные задачи. (слайд 23-27)
Что является графиком зависимости I(U), I(R)? (слайд 28-29) (прямая, гипербола)
От чего зависит сопротивление проводника? (слайд 30)
(от материала из которого изготовлен проводник, длины, площади поперечного сечения проводника).
Пример: При увеличении длины проводника сила тока уменьшается. (слайд 31)
Эстафета: « Кто быстрее?» (Слайд 32). Учащимся раздаются листы с островом «Величин» и островом «Формул». Чей ряд больше и быстрее соберет формулы с острова «Величин», тот и выигрывает. (Проверка на слайде)
Эксперимент (7 мин). «Определение сопротивление лампы карманного фонаря»
Учащиеся собирают схему, измеряют сопротивление лампочки. Учитель контролирует за правильностью сборки, корректирует. R=U\I. (Слайд 33)
Переход к другой программе для выполнения тестов.
Физкультминутка «Ванька – встанька»
Тест. (4 минуты) Один из учащихся вызывается к доске, остальные на месте решают тест. (Необходимо перейти к программе электронного приложения урока 36)
Решение расчетных задач. (8 минут) (Вернутся к презентации слайд 34, 35)
IV. Приведение единых знаний в систему. (2 мин.)
Работа с ассоциативной схемой. (Слайд 36)
V. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин.)
Ответы учащихся в устной форме. Учитель обращается к классу с вопросом: «С каким настроением Вы уходите с урока?» (Работа с карточками)
VI. Информация о домашнем задании.
Уделить внимание на решение сложных заданий, приготовить творческую работу по теме: «Электрический ток. Закон Ома.» (Рисунок, стихотворение, сказка, поделка – индивидуально, по желанию, на оценку).