Что такое обобщенные трудовые функции в профстандарте
Профессиональные стандарты под микроскопом: часть 2
Покой нам только снится: структура профстандартов
Здравствуйте, дорогие читатели сайта 2kk.info!
В прошлый раз, я писала про обязанность ведения профессиональных стандартов, кто еще не читал, вот ссылка на статью
Профессиональные стандарты под микроскопом: часть 1
сегодня продолжаем тему.
В соответствии с реестром на сайте Минтруда РФ, на конец декабря 2015 года утверждено ровно 804 профессиональных стандартов (из первоначальных 800 запланированных), хотя 213 из них еще не прошли государственную регистрацию Минюстом РФ.
На примере четырех профессиональных стандартов (выбирала по принципу, на кого взгляд упадет):
можно подробнее рассмотреть, что же собой представляют профессиональные стандарты.
Итак, каждый профессиональный стандарт состоит из следующих разделов:
1 Раздел: Общие сведения
Наименование вида профессиональной деятельности, определяемого разработчиком стандарта с учетом ОКВЭД и ОКЗ, код заполняемый Минтрудом РФ:
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Группа занятий по ОКЗ (общероссийский классификатор занятий):
Обратите внимание! С 01 июля 2015 года действует новый ОКЗ (утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 г. № 2020-ст.), соответственно в профстандартах до этой даты коды и группировка по занятиям могли быть изменены.
Отнесение к видам экономической деятельности по ОКВЭД:
2 Раздел: Описание трудовых функций
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Этот раздел интересен тем, что вся работа по определенной должности, профессии разделена как на обобщённую трудовую функцию, так и на конкретные трудовые функции в рамках обобщенной, с указанием уровня квалификации. Это как бы общий раздел, который дает представление о ПС по какой-либо должности (профессии), потом уже каждая трудовая функция (далее т/ф) рассматривается отдельно и более подробно. Уровни квалификации, как я писала ранее, указываются в соответствии с приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 г. № 148н, и идут в профстандартах от низкого (1) к высшему (9).
Профессиональный стандарт секретаря
(всего 4 обобщенные трудовые функции (на изображении показаны 2)
Третий уровень квалификации предполагает планирование и выполнение работы под руководством, а также проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач, пятый уровень квалификации предполагает деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуаций и ее изменений.
Профессиональный стандарт бухгалтера
(всего 2 обобщенные трудовые функции)
Пятый уровень квалификации бухгалтера предполагает выполнение работы, требующей самостоятельного анализа ситуации и ее изменений, шестой уровень квалификации главного бухгалтера – работа, предполагающая определение задач не только собственной работы, но и подчиненных для достижения цели.
Профессиональный стандарт повара
(всего 4 обобщенные трудовые функции (на изображении показаны 2)
Профессиональный стандарт фотографа:
(всего 4 обобщенные трудовые функции (на изображении показано 2)
Обобщенные трудовые функции расположены в профессиональных стандартах снизу вверх, сначала идет работа, предполагающая более низкую квалификацию, потом — нарастающе, более высокую.
Обобщенных т/ф может быть любое количество не только две, четыре, как в рассматриваемых мною профстандартах, например, в профессиональном стандарте социального работника всего одна обобщенная трудовая функция, в ПС педагога целых десять.
Трудовых функций в рамках обобщенных тоже может быть разное количество, в зависимости от конкретной должности (специальности, профессии), например, в том же профессиональном стандарте бухгалтера – три трудовых функций в рамках первой обобщенной, во второй же обобщенной уже пять.
Т.е. обобщенная трудовая функция, это совокупность связанных между собой трудовых функций помельче, которые в свою очередь подразделяются на конкретные трудовые действия работника (указываются в третьем разделе ПС).
3 Раздел: Характеристика обобщенных трудовых функций
Раздел составляет основную часть любого профессионального стандарта, т.к. в нем каждая обобщенная трудовая функция делится на трудовые функции в рамках обобщенной (первоначально указаны в разделе 2), которые в свою очередь подразделяются на конкретные трудовые действия. Также в этом разделе указываются необходимые знания и умения для работника и некоторые другие дополнительные характеристики.
Наименование и код обобщенной трудовой функции, уровень квалификации (идентичны графам в разделе 2);
Происхождение обобщенной т/ф (оригинал, заимствована из оригинала), реквизиты первоисточника в случае заимствования;
Если в ПС обобщенная трудовая функция указана впервые — ставится отметка «оригинал». Если же в ПС обобщенная трудовая функция взята из другого профстандарта (первоисточника), то ставится отметка «заимствована из оригинала».
Возможные наименования должностей по каждой обобщенной трудовой функции (т.е. взяты из всего третьего раздела ПС):
Профессиональный стандарт «секретаря»
Профессиональный стандарт бухгалтера
Профессиональный стандарт повара
Профессиональный стандарт фотографа
В своих неопубликованных рекомендациях, Минтруд РФ рекомендует называть должность в соответствии с одной обобщенной трудовой функцией (в рамках одного профстандарта) с учетом специфики работы у конкретного работодателя и ч. 2 ст. 57 ТК РФ («льготные» должности, ограничения).
Если же работник выполняет работу по разным должностям (профессиям), т.е. разным обобщенным т/ф, то наименование должности (профессии, специальности) устанавливается по выполняемой работе более высокого уровня квалификации.
Требования к образованию и обучению.
Требования к опыту практической работы.
Особые условия допуска к работе.
Другие характеристики.
Дополнительные характеристики (ОКЗ, ОКСО, ОКПДТР, ЕКС).
Все эти требования прописываются по каждой обобщенной трудовой функции, давайте рассмотрим их на примере профессионального стандарта «секретаря» (специалиста по организационному и документационному обеспечению управления организацией) и бухгалтера.
Еще раз напоминаю, требования к квалификации обязательны, только если эти требования содержатся в федеральных законах, нормативно-правовых актах, в других случаях, их нужно использовать в качестве основы для своих дальнейших действий и решений.
Требования к образованию и обучению, опыту практической работы
Профессиональный стандарт секретаря
Особых условий, допуска по этой должности (профессии) не имеется, соответствующие коды и группировки по ОКЗ, ОКПДТР, ЕКС также указаны в дополнительных характеристиках этого раздела, нас же интересуют коды по ОКСО (классификатор специальностей по образованию), т.е. эти те специальности (направления), по которым можно получить высшее или среднее профессиональное образование, а соответственно и диплом.
Так, исходя из ПС «секретаря», помощник руководителя должен иметь:
При отсутствии профильного образования по указанным направлениям, необходимо иметь дополнительное профессиональное образование. Согласно закону «Об образовании» под ним понимается, повышение квалификации (не менее 16 часов), профессиональная переподготовка (не менее 250 часов).
Здесь стоит отметить, что пока остаются неясности, в правильном чтении требований к квалификации в профессиональных стандартах (их одновременное наличие или же выбор, исходя из ситуации). Такую неясность можно рассмотреть на примере профессионального стандарта бухгалтера, с учетом слов представителя Минтруда РФ Масловой М.С., кому как не этому министерству знать всю правду о профессиональных стандартах.
Так к должности бухгалтера профстандарт предъявляет следующие требования:
Указанные требования многие прочитали так:
(1 вариант): Бухгалтер должен иметь среднее профессиональное образование по направлению «Экономика и управление» или дополнительное профессиональное образование по специальным программам и опыт работы не менее трех лет.
(2 вариант): Бухгалтер должен иметь среднее профессиональное образование по направлению «Экономика и управление» и дополнительное профессиональное образование по специальным программам и опыт работы не менее трех лет.
Заметьте, опыт работы есть в обоих вариантах.
Представитель Минтруда говорит так:
Бухгалтер должен иметь среднее профессиональное образование по специальности «Экономика и управление», все! Опыт работы, дополнительное образование – не обязательно.
Если же образование бухгалтера не соответствует направлению «Экономика и управление», то обязательно требуется наличие дополнительного профессионального образования по специальным программам и опыт работы не менее трех лет в области учета и контроля.
Если же образования по данному направлению нет вообще, то обязательно требуется опыт работы не менее трех лет в области учета и контроля.
Все потому, что с внедрением профессиональных стандартов, стали забываться квалификационные справочники, которые продолжают действовать и по сей день. Конечно, и отсутствие понятного, исключающего всякую двусмысленность, документа по конкретному применению ПС, их правильному чтению, также сыграло роль и до сих пор играет.
Так Единый квалификационный справочник к должности бухгалтера (без категорий) предъявляет следующие требования:
Вывод: каждый профессиональный стандарт нужно рассматривать в первую очередь с точки зрения обязательных требований к квалификации, прописанных в федеральных законах и нормативно-правовых актах. При отсутствии таких требований, работодатель может взять требования из профессиональных стандартах за основу, с учетом квалификационных справочников, особенностей конкретной трудовой функции, задач, деятельности.
Особые условия допуска к работе:
В рассматриваемых профессиональных стандартах (секретаря, бухгалтера, повара, фотографа) особые условия допуска к работе имеются только в двух: бухгалтера и повара.
Так по должности главного бухгалтера указывается, что в отдельных экономических субъектах к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться дополнительные требования.
По всем должностям ПС повара требуется наличие медицинской книжки; прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством РФ порядке. Возраст от 18 лет (при производстве блюд, напитков и кулинарных изделий с использованием алкоголя).
Помимо указанных, особыми условиями также могут быть:
Трудовые действия, необходимые знания и умения, другие характеристики
Указываются по каждой конкретной трудовой функции в рамках обобщенной. Если обобщенная т/ф раскрывается тремя конкретными трудовыми функциями, значит, все эти разделы указываются по три раза.
Для упрощения информации и отсутствия «простыней», возьмем первую обобщенную трудовую функцию (А) из профстандарта бухгалтера.
Эта обобщенная т/ф включает в себя ТРИ конкретные трудовые функции, каждая из которых раскрывается определенными трудовыми действиями, знаниями, умениями.
1. Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта:
2. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни:
3. Итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни:
Как вы видите, основную часть любого профессионального стандарта составляет расширенное описание трудовых функций, знаний, умений.
В своих проектах документов по применению профессиональных стандартов Минтруд РФ рекомендует в обязанностях работника (прим. 2kk.info: в самом трудовом договоре или в должностной инструкции) указывать именно трудовые действия из профстандартов, т.к. они в полной мере раскрывают работу по определенной трудовой функции (в рамках обобщенной т/ф).
NEW : В проекте разъяснений 2016 года Минтруд РФ уже добавляет, что в должностных обязанностях можно указывать не только трудовые действия, но трудовые функции, содержащиеся как в одном, так и в нескольких профстандартах.
Кроме, случаев, предусмотренных федеральными законами, с учетом Трудового кодекса РФ, специфики деятельности, работодатель может также:
Стоит еще раз акцентировать внимание, что в соответствии с трудовым законодательством менять трудовую функцию работника без его согласия нельзя.
Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе изменение трудовой функции работника, возможно по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ).
За исключением трудовой функции работника, условия трудового договора также могут быть изменены по инициативе работодателя (с уведомлением работника за 2 месяца), по причинам, связанным с изменением организационных и технологических условий труда, и когда невозможно сохранить прежние условия трудового договора.
Исходя из судебной практики, не является изменением трудовой функции работника — конкретизация его обязанностей в должностной инструкции в пределах обязанностей, указанных в квалификационных справочниках, причем суды не обращают внимания, что указанные справочники являются рекомендуемыми. Какая будет судебная практика в связи с вступлением в силу профессиональных стандартов, при условии их необязательности, покажет время.
Суммируем сказанное:
С первого взгляда кажется все сложным, но если внимательно прочитать профессиональный стандарт по нужной должности (профессии, специальности), то все разложится по полочкам, как надо. Бездумно переписывать из профессионального стандарта все трудовые функции, действия не требуется, во-первых, в большинстве своем профессиональные стандарты — обобщенные по нескольким должностям и профессиям, т.е. комплексные документы, во-вторых, необходимо ориентироваться на специфику конкретной организации и требуемой работы по должности, в-третьих, ориентироваться на федеральные законы, нормативно-правовые акты, закрепляющие обязанность применения ПС.
Образец заполнения должностной инструкции по профстандарту
Требуется ли разработка на предприятиях должностных инструкций в полном соответствии с профессиональными стандартами либо на их основе?
Для начала определим, есть ли у современных предприятий необходимость формировать должностные инструкции по профстандартам.
Должностная инструкция — документ, составление которого не предусмотрено ТК РФ, однако установлено рядом других федеральных нормативных актов для некоторых профессий, в частности:
Когда составление должностной инструкции необязательно, она может формироваться работодателем как локальный нормативный акт, дополняющий трудовой договор с наемным сотрудником, в целях:
Предполагается, что каждая из отмеченных целей утверждения инструкции будет находить отражение в ее содержании. Вопрос в том, чтобы обеспечить наполнение документа корректными и актуальными формулировками. Одним из источников данных, которые могут быть использованы при составлении соответствующих формулировок, может быть профессиональный стандарт, утвержденный для позиции, по которой разрабатывается должностная инструкция.
Собственно, назначение профстандарта заключается в установлении требований к квалификации сотрудника, необходимой для выполнения им работы по той или иной профессии. Профстандарты обязательны к применению, если это прямо предписано ТК РФ или иным федеральным нормативным актом. Но даже если это не так, то характеристики квалификации, отраженные в профессиональном стандарте, должны задействоваться работодателями в качестве основы при определении внутрикорпоративных требований к квалификации сотрудников — с учетом их трудовых функций, используемых технологий производства, системы менеджмента (ст. 195.3 ТК РФ).
Таким образом, положения ТК РФ фактически предписывают работодателям формировать должностные инструкции (если таковые используются как источники требований к квалификации) на основе профстандартов.
Рассмотрим, в какой структуре может быть представлена должностная инструкция работника в общем случае, а также каким образом она может быть заполнена с применением профстандартов.
Должностная инструкция с учетом профессионального стандарта: структура документа
Обязательная форма должностной инструкции законодательством РФ не установлена. Распространена практика, по которой в нее включаются следующие основные разделы:
Здесь чаще всего отражаются:
2. Функциональные обязанности.
Здесь фиксируется перечень типичных действий сотрудника, составляющих его работу на занимаемой должности.
Основные права, которые отражаются в документе, чаще всего связаны с доступом человека к тем или иным корпоративным сведениям, а также с возможностями его взаимодействия с другими сотрудниками по различным вопросам.
Здесь фиксируются, как правило, стандартные формулировки — о том, что сотрудник несет ответственность за свои действия в соответствии с законодательством РФ и локальными нормативными актами.
5. Заключительные положения.
Здесь обычно отражается, что:
Утверждается должностная инструкция руководителем предприятия.
Рассмотрим, какие именно формулировки профстандартов могут быть использованы в целях составления должностной инструкции. Полезнее всего будет изучить их в части тех разделов, которые являются в наибольшей степени зависящими от специфики конкретной должности работника («Общие положения», «Функциональные обязанности» и «Права»).
Сборник должностных инструкций, составленных в полном соответствии с действующим законодательством, вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к К+ можно получить бесплатно.
Профстандарт как основа для должностной инструкции: сведения из раздела 1
Профстандарт в общем случае содержит (п. 6 методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтрудсоцзащиты РФ от 29.04.2013 № 170н):
Для нас наиболее полезными будут, очевидно, первые три раздела.
Из раздела 1 профстандарта в целях составления инструкции можно извлечь наименование занятия по коду ОК3 (графа «Группа занятий»). Именно эта графа определяет название должности, для которой составляется инструкция. Также наименование должности по инструкции может базироваться на сведениях в графе «Возможные наименования должностей» подраздела «Обобщенная трудовая функция» раздела 3 профстандарта.
Профстандарт как основа должностной инструкции: раздел 2
Второй раздел профстандарта может быть полезен прежде всего как инструмент соотнесения содержания работы человека по существу с определенными профстандартом характеристиками (т. е. с указанными там обобщенной и конкретизированной трудовыми функциями).
Близкие по содержанию работы отдельные трудовые функции объединены в разделе в группы — обобщенные трудовые функции. Для каждой обобщенной трудовой функции (для всех конкретных трудовых функций, которые входят в нее) установлен отдельный уровень квалификации. Например, в профстандарте «Бухгалтер», утвержденном приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н, предусмотрены обобщенные функции:
Для первой из указанных обобщенных функций требуется наличие квалификации уровня 5, для второй — уровня 6. Законодательно характеристики соответствующих уровней закреплены в приказе Минтрудсоцзащиты РФ от 12.04.2013 № 148н. Так, уровень 5 предполагает, в частности, наличие у человека как минимум среднего образования по профессии, а также практического опыта работы. Уровень 6 требует, в свою очередь, высшего образования или же среднего по программам подготовки специалистов среднего звена и аналогично практического опыта работы.
Профстандарт как основа для должностной инструкции: раздел 3
Конкретные требования к уровню образования и опыту по обобщенным трудовым функциям (и для соответствующих им конкретизированных функций) закреплены в третьем разделе профстандарта. Эти требования могут быть включены в раздел «Общие положения» должностной инструкции.
Третий раздел профстандарта также может быть также полезен с точки зрения:
Кроме того, формулировки, приведенные в перечне «Трудовые действия» по профстандарту, могут быть использованы и при составлении раздела «Права» должностной инструкции. Как мы отметили выше, права сотрудника, фиксируемые в инструкции, могут выражаться в получении доступа к определенным данным, а также в возможности взаимодействия с коллегами. Профстандарт вполне может определять и то и другое.
Итоги
Определять перечни трудовых функций работника, фиксируемых в должностной инструкции, работодатели должны на основе профстандартов для соответствующей должности (либо, если это установлено федеральным законодательством, — в полном соответствии с профстандартом). Решение данной задачи облегчается тем, что современные профессиональные стандарты во многих случаях содержат все необходимые сведения для заполнения разделов «Общие положения», «Функциональные обязанности» и «Права» должностных инструкций.
Узнать больше о применении профстандартов вы можете в статьях:
Что такое обобщенные трудовые функции в профстандарте
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Рекомендации по применению профессиональных стандартов в организации (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ)
2. В Рекомендациях применяются следующие основные термины и их определения:
5. Каждая обобщенная трудовая функция описывает профессиональную деятельность, которая может быть выполнена одним работником (в большинстве организаций, где реализуется данный вид профессиональной деятельности).
Иными словами, обобщенная трудовая функция корреспондируется с должностными обязанностями (типовое описание профессии, должности), но не тождественна должностной инструкции в конкретной организации.
6. При формировании должностной инструкции работника в конкретной организации может быть использован не весь набор трудовых функций в обобщенной трудовой функции или же набор трудовых функций может быть расширен исходя из специфики выполняемой работы. Допускается использовать несколько обобщенных трудовых функций, при этом требования к квалификации работника определяются по более высокому уровню квалификации.
7. Профессиональные стандарты применяются в организации в целях:
— определения трудовых функций работников;
— разработки штатных расписаний, должностных инструкций;
— независимой оценки квалификации;
— организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников.
8. При применении профессиональных стандартов необходимо руководствоваться:
— статья 195.3: требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»;
нормативные правовые акты, регулирующие вид профессиональной деятельности;
информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов
локальные акты организаций.
9. Обязательность применения требований в профессиональных стандартах устанавливается для случаев, предусмотренных Кодексом:
9.1. Согласно части второй статьи 57 Кодекса наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
Справочно. Если работнику установлены льготы, компенсации или существуют ограничения на выполнение работ по должностям, профессиям, то ущемление прав работника в этом случае недопустимо. В случае несоответствия наименований должностей, профессий, указанных в профессиональных стандартах, наименованиям профессий и должностей, содержащихся в Списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, для сохранения права работников на льготное пенсионное обеспечение рекомендуется использовать квалификационные справочники.
9.2. Согласно статье 195.3 Кодекса требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Справочно. К иным нормативным правовым актам относятся: указы Президента Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; приказы Минтранса России, Минобрнауки России, Минтруда России (за исключением приказов об утверждении профессиональных стандартов), других федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, и носят нормативный правовой характер.
10. В остальных случаях требования к квалификации работника носят рекомендательный характер и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда
11. При применении профессионального стандарта необходимо учитывать следующее.
11.1. Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников.
11.2. Ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.
11.3. При отсутствии профессиональных стандартов рекомендуется пользоваться квалификационными справочниками.
11.4. Кодекс предоставляет работодателю право самостоятельно определять штатное расписание, наименования должностей, профессий рабочих и трудовых функций работников в соответствии с уставом организации, устанавливать категории (разряды, классы) с учетом сложности и объема выполняемой работы (трудовых функций).
11.5. Профессиональные стандарты применяются работодателями с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда и требований нормативных правовых актов, регулирующих вид профессиональной деятельности.
11.7. Работодатель вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы (если иное не установлено законодательством), но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
11.8. Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, применяемыми с учетом мнения представительного органа работников.
Запрещается расторжение трудовых договоров с работниками (увольнение работников) при выявлении несоответствия их квалификации профессиональному стандарту.
11.9. При подготовке документов для аттестации работников работодатель может использовать положения профессионального стандарта.
11.10. Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Кодекса).
11.11. Перечень в позиции «Возможные наименования должностей, профессий» описания обобщенной трудовой функции профессионального стандарта не является исчерпывающим или закрытым. Введение в действие профессионального стандарта не обязывает работодателя переименовывать должности в штатном расписании.
11.12. При отсутствии в обобщенной трудовой функции профессионального стандарта наименований должностей заместителей руководителей, их должностные обязанности и требования к квалификации могут определяться на основе требований, содержащихся в обобщенных трудовых функциях соответствующих должностей руководителей.
11.13. В профессиональном стандарте могут указываться разные образовательные траектории, и работник может соответствовать требованиям одной из них. Это положение действует и в отношении требований к опыту практической работы, указанных в профессиональном стандарте.
11.14. В разделе «Дополнительные характеристики» приводится сопряжение описания обобщенной трудовой функции с действующими классификаторами и справочниками социально-трудовой, образовательной и научной информации. При этом перечень приведенных кодов общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) определяет приоритетную направленность (профиль) профессионального образования в обобщенной трудовой функции и не является исчерпывающим.
11.15. Применение профессиональных стандартов не предусматривает пересмотра системы оплаты труда. Работодатель при установлении системы оплаты труда в организации опирается на установленную в организации градацию (ранжирование) всех должностей и профессий работников в зависимости, например, от сложности и напряженности труда, его условий, уровня квалификации работников, их ценности для организации. При этом работодателем может быть использована градация Уровней квалификации (от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов») или градация, отраженная в конкретном профессиональном стандарте, на основе ее соотнесения с градацией (ранжированием), установленной в организации.
12. Алгоритм внедрения профессиональных стандартов в организации (рис. 1).
Организация работы по внедрению профессиональных стандартов
Рис. 1. Организация работы по внедрению профессиональных стандартов
12.1. Создание рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов (рекомендуется утвердить локальными актами организации: создание рабочей группы, состав рабочий группы; положение о рабочей группе).
12.2. Составление плана-графика мероприятий по внедрению профессиональных стандартов с учетом мнения представительного органа работников (статья 372 Кодекса).
12.3. Анализ положений нормативных правовых актов, определяющих требования к квалификации, необходимой работникам для выполнения определенных трудовых функций, и категории работников, имеющих льготы, компенсации или ограничения.
12.4. Анализ реестра профессиональных стандартов (сайт Минтруда России http://profstandart.rosmintrud.ru/) с целью определения перечня профессиональных стандартов, необходимых для применения в организации (рекомендуется утверждение перечня профессиональных стандартов локальном актом организации и (или) протоколом рабочей группы).
12.5. Анализ соответствия должностей штатного расписания наименованиям должностей, содержащимся в профессиональных стандартах (важно учитывать пп. 9.1, 11.11, 11.12 и 11.14 Рекомендаций).
12.6. Установление соответствия уровня образования работников и их опыта практической работы требованиям, определенным в профессиональных стандартах, с учетом выполняемых трудовых обязанностей (необходимо учитывать пп. 9.2, 11.1-11.4 Рекомендаций) (рекомендуется утвердить список сотрудников, направляемых на прохождении аттестации).
12.7. Составление плана-графика проведения аттестации в соответствии с законодательством (необходимо учитывать пп. 11.7-11.9 Рекомендаций).
12.8. Составление плана-графика направления (при необходимости) на дополнительную подготовку, независимую оценку квалификации (в соответствии с законодательством (необходимо учитывать пп. 11.10 и 11.13 Рекомендаций).
12.9. Анализ локальных актов организации с целью формирования перечня документов для актуализации (разработки) в связи с внедрением профессиональных стандартов (изменения в локальные нормативные акты следует вносить в порядке, установленном трудовым законодательством; введение их в действие либо внесение в них изменений осуществляется на основании приказа (распоряжения) работодателя).
12.10. При необходимости: оптимизация системы оплаты труда сотрудников в связи с установленными уровнями квалификаций, актуализация штатного расписания (п. 11.15 Рекомендаций).
12.11. Подготовка годового отчета по итогам внедрения профессиональных стандартов.
12.12. Внесение изменений в план-график мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в связи с утверждением новых и актуализацией действующих профессиональных стандартов, изменениями федерального законодательства, а также организационной структуры организации.
Справочно. Независимая оценка квалификации
1. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (статья 196 Кодекса).
2. Независимая оценка квалификации является добровольной для граждан, включая работников и работодателей, и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу (Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»).
3. При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения оценки осуществляется за счет средств работодателя (статья 196 Кодекса).
4. В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» предполагаются меры:
Обзор документа
Минтруд представил рекомендации по применению профстандартов. Стандарты используются при определении трудовых функций работников, разработке штатных расписаний, должностных инструкций, аттестации работников, оценке квалификации, профобучении.
Требования к квалификации являются рекомендательными, кроме случаев, определенных в ТК РФ. Вступление в силу профстандартов не означают необходимость увольнения работников.
Представлен алгоритм внедрения профстандартов в организации.