Что такое оборот локомотивных бригад
Нормирование работы и отдыха локомотивных бригад
Способы организации работы локомотивных бригад
Вызывная система предусматривает явку бригады в поездку по вызову нарядчика при назначении поезда, что позволяет обеспечить бригадами все поезда при любых колебаниях размеров движения поездов. Основные недостатки: отсутствие плана работы бригад, невозможность планирования домашнего отдыха и выходных дней, требуется штат вызывальщиков.
Безвызывная система предусматривает организацию работы, когда после очередной поездки бригаде сразу же планируется следующая явка или к определенному времени, или к определенному поезду. Такое планирование производится не менее чем на 16ч вперед, а для бригад пригородных электропоездов – 12 часов (продолжительность минимального отдыха бригады между поездками).
При безвызывной системе можно планировать отдых между смежными поездками, но бригады не знают даты предоставления выходных дней.
Работа по именным расписаниям позволяет выдать бригаде план ее работы на предстоящий месяц с указанием номера поезда, с которым бригада отправляется из основного депо, точного времени начала и окончания домашнего отдыха и выходных дней, планируемой месячной выработки часов.
Нормирование работы и отдыха локомотивных бригад ведется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта.
Рабочее время. Каждая локомотивная бригада обязана отработать в течение месяца положенную норму часов Фбр, которая определяется по каждому конкретному месяцу из расчета 40-часовой рабочей недели.
Для локомотивных бригад применяется суммированный учёт рабочего времени – месяц, квартал, год. При этом сумма отработанных в этот период часов не должна превышать норму в учётном периоде. Допускается превышение на 24ч в месяц, но не более 120ч за год.
Продолжительность рабочего времени устанавливается работодателем с учётом мнения представительного органа работников, но не более 12ч.
Рабочее время бригады считается от момента явки на работу для приёмки электровоза и до момента сдачи электровоза. Начало и окончание работы локомотивной бригады оформляется в маршрутном листе машиниста.
Оборот локомотивной бригады.
Каждая бригада обслуживает электровоз в пределах определенного участка, называемого участком обслуживания или участком работы бригады. Заканчивается такой участок пунктом смены локомотивных бригад. Рабочее время бригады, затраченное на проведение одной пары поездов по участку обслуживания, называется оборотом (рабочим) локомотивной бригады, ч
(3.1)
Оборот локомотивной бригады является расчетным показателем при определении штата локомотивных бригад.
. (3.2)
Рис. 3.2. Схема полного оборота локомотивной бригады
Непрерывная работа локомотивной бригады ТНР — этовремя от момента явки бригады на работу для приемки электровоза до момента оформления всех документов по сдаче электровоза. Время, затраченное локомотивной бригадой на следование пассажирами от места постоянного жительства или пункта смены к пункту, назначенному для приемки электровоза, на ожидание поезда для следования пассажирами, а также на возвращение к месту жительства, учитывается как рабочее, но не входитв продолжительность непрерывной работы.
Продолжительность непрерывной работы более 7ч при шестидневной рабочей неделе, но не более 12ч, утверждается начальником железной дороги с учётом мнения представительного органа работников.
Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад электропоездов не может превышать 10ч. При работе с ночным отдыхом в пункте оборота суммарная продолжительность рабочего времени не должна превышать 12ч, а время непрерывной работы после отдыха – 6ч.
Время отдыха бригады.
Если оборот локомотивной бригады TРбр > ТНР, то отдых бригаде в пункте оборота tот об предоставляется продолжительностью не менее половины предшествующего рабочего времени tр
(3.3)
, (3.4)
tдв – время следования по участку обслуживания бригады, ч.
Продолжительность отдыха (не более одного за поездку) локомотивных бригад в оборотном депо должна составлять не менее 3ч, а для бригад пригородных электропоездов не менее 1ч.
По завершении очередной поездки локомотивной бригаде предоставляется отдых в пункте жительства. Продолжительность такого отдыха после обслуживания пары поездов
, (3.5)
где αот – коэффициент отдыха.
Для бригад пригородных электропоездов
(3.6)
Коэффициент отдыха определяется как
(3.7)
— для пятидневной рабочей недели
αот = (6 · 24 – 40) : 40 = 2,6
— для шестидневной рабочей недели
αот = (5 · 24 – 40) : 40 = 2,0.
Еженедельные выходные дни предоставляются локомотивной бригаде равномерно в течение всего месяца в любой из дней недели. Количество выходных дней в месяце равно количеству воскресных дней данного месяца. Продолжительность выходного дня tвых нормируется как положенное время отдыха в основном депо после предшествующей поездки с добавлением 24 ч, т. е.
. (3.8)
Методы расчёта штата локомотивных бригад
Постоянный штат локомотивных бригад состоит из явочного и списочного.
Явочный штат состоит из бригад, занятых на работе с поездами, на маневрах, с локомотивами на станциях и территории депо (в процессе приема-сдачи, технического обслуживания) и находящихся на отдыхе после работы.
Списочный штат составляют бригады, которые оформлены на постоянную работу в депо. Он больше явочного на число работников, заменяющих находящихся в очередном и учебном отпусках, в командировках и больных.
Кроме постоянного штата, в депо есть временный штат локомотивных бригад, привлекаемый к работе на период максимальных (сезонных) перевозок.
Применяются следующие методы определения штата локомотивных бригад: индексный, по заданным числу пар поездов, годовому линейному пробегу, объемам работы и по графику движения поездов.
Индексный метод применяется при планировании списочного штата на перспективу и заключается в корректировке отчетной численности по индексам планируемых объемов работы и основных показателей использования локомотивов
, (3.9)
где Бо — фактический среднегодовой списочный штат прошлого года;
ИР, ИV, ИQ, Иα — индексы изменения соответственно объема работы, скорости движения, массы поезда, вспомогательного времени работы, определяемые как отношения запланированных и фактических величин;
α всп — доля вспомогательного времени в общем бюджете рабочего времени бригад.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 31 декабря 2013 г. N 2988р «Об утверждении Методики учета выполнения норм времени на оборот локомотивных бригад ОАО «РЖД» (пробежных норм) по участкам обслуживания»
В целях установления единых подходов к учету выполнения пробежных норм работы локомотивных бригад:
2. Заместителю начальника Дирекции тяги Жукову Ю.Ю. обеспечить:
а) доведение до сведения причастных работников Дирекции тяги настоящего распоряжения;
б) введение в структурных подразделениях Дирекции тяги Методики, утвержденной настоящим распоряжением.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя начальника Дирекции тяги Кривоносова В.А.
Методика
учета выполнения норм времени на оборот локомотивных бригад ОАО «РЖД» (пробежных норм) по участкам обслуживания
(утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2013 г. N 2988р)
Нормы времени на каждый конкретный участок оборота локомотивной бригады определяются в соответствии с порядком, установленным нормативными документами ОАО «РЖД».
2. Технология учета выполнения норм времени работы локомотивных бригад грузового вида движения по всем элементам от явки на работу до окончания работы и регламент взаимодействия специалистов при работе, связанной с учетом выполнения данных норм
Инженер по организации и нормированию труда эксплуатационного локомотивного депо нормы времени на оборот локомотивной бригады, утвержденные установленным порядком, вводит в систему ЦОММ по всем нечетным и четным участкам обслуживания.
Операторы по учету работы локомотивов и МВПС вносят в систему ЦОММ информацию с маршрутов машиниста о фактически исполненном времени оборота локомотивной бригады по участку обслуживания:
от начала работы («явки на работу») по станции основного депо до окончания времени работы по станции оборота;
от начала работы («явки на работу») по станции оборота до окончания времени работы по прибытию на станцию основного депо.
При этом указанные периоды заносятся в ЦОММ раздельно по следующим элементам затрат рабочего времени локомотивной бригады:
от явки на работу до начала приемки локомотива;
от начала приемки локомотива до прохода КП (за исключением приемки на путях железнодорожной станции);
от прохода КП (или приемки на путях железнодорожной станции) до отправления поезда;
время в движении (время от отправления с начальной станции участка до прибытия на конечную станцию участка, без учета времени стоянок на промежуточных станциях);
время стоянок на промежуточных станциях;
от прибытия поезда до прохода КП (или сдачи на путях железнодорожной станции);
от прохода КП до сдачи локомотива (за исключением сдачи на путях железнодорожной станции);
от сдачи локомотива до окончания работы.
В системе ЦОММ производится сравнение фактически исполненного времени оборота локомотивной бригады конкретного участка по элементам с нормативным временем, введенным ранее в систему и выполняется логическая оценка выполнения или невыполнения нормы. Информация об отклонениях от нормы по каждому элементу пробежных норм в абсолютных значениях и в процентном отношении выводится в таблицу анализа выполнения норм оборота.
При этом, положительное значение отклонения свидетельствует о том, что фактические затраты времени работы локомотивной бригады превысили нормативное время; отрицательное значение указывает на то, что фактическое время меньше нормативного. Сравнительный анализ нормативного времени с фактическим производится также и в процентном выражении. Если процент выполнения норматива более 100%, то это говорит о выполнении норматива времени (фактические затраты времени меньше, чем норматив). Если процент выполнения норматива менее 100%, то норматив времени не выполнен (фактические затраты времени превышают норматив).
Средневзвешенное время фактического оборота по участку за определенный период времени определяется делением общего времени всех поездок на участке за период на количество поездок по данному участку за период.
Средневзвешенное время фактического оборота в целом по депо по всем участкам за определенный период времени определяется делением общего времени всех поездок на всех участках за период на количество поездок по депо за период. Данные проведенного инженером по организации и нормированию труда эксплуатационного локомотивного депо анализа передаются в отдел (сектор) по организации и оплате труда территориальной Дирекции тяги.
Инженер по организации и нормированию труда отдела организации и оплаты труда Дирекции тяги, в чьи должностные обязанности входит данная работа, обеспечивает формирование и передачу анализа выполнения норм времени по элементам по всем эксплуатационным локомотивным депо Дирекции тяги в Департамент по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» и службу эксплуатации Дирекции тяги.
3. Порядок учета выполнения норм при доведении грузового поезда до конца участка несколькими локомотивными бригадами
В случае смены локомотивной бригады на линии и доведении грузового поезда до конца участка другой локомотивной бригадой производится консолидация элементов фактически исполненного времени работы всех локомотивных бригад, которые обслуживали данный поезд по участку.
Фактическое отклонение суммы времени работы всех локомотивных бригад, которые обслуживали данный поезд по участку (без учета следования пассажиром и простоя в ожидании следования пассажиром) от установленной нормы учитывается как превышение нормы оборота локомотивной бригады по участку обслуживания.
4. Отчетная информация из системы ЦОММ по выполнению норм времени работы локомотивных бригад грузового вида движения
Аналитическая информация по выполнению норм выводится по запросу пользователя как по участкам, так и по конкретным маршрутам машиниста. Анализ выполнения норм оборота, в том числе по основным составляющим элементам (консолидированным как средневзвешенная величина) за отчетный месяц текущего года в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года, а также нарастающим итогом с начала года, выводится по форме, указанной в приложении N 1.
Анализ выполнения норм рабочего времени за поездку (пробежных норм) локомотивными бригадами грузового движения по элементам затрат по участкам обслуживания депо _____________ ____________ Дирекции тяги за _________ месяц и нарастающим итогом за _________ месяцев 20___ г.
* (См. данную форму в MS-Excel в электронном виде)
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 31 декабря 2013 г. N 2988р «Об утверждении Методики учета выполнения норм времени на оборот локомотивных бригад ОАО «РЖД» (пробежных норм) по участкам обслуживания»
Текст распоряжения официально опубликован не был
Что такое оборот локомотивных бригад
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Распоряжение ОАО «РЖД» от 5 июня 2017 г. N 1076р «Об утверждении Положения об организации работы локомотивных бригад грузового движения Дирекции тяги с применением второго отдыха за поездку в пунктах оборота»
Во исполнение требований п. 42 приказа Минтранса России от 9 марта 2016 г. N 44 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов», в целях установления единого порядка организации предоставления локомотивным бригадам грузового движения второго отдыха за поездку в пунктах оборота:
6. Начальникам региональных дирекций тяги и управления движением в установленном порядке организовать изучение в структурных подразделениях настоящего Положения и обеспечить его выполнение.
Первый вице-президент ОАО «РЖД» | А.А. Краснощек |
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО «РЖД»
от 05.06.2017 г. N 1076р
Положение
об организации работы локомотивных бригад грузового движения Дирекции тяги с применением второго отдыха за поездку в пунктах оборота
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях установления единого порядка и определения условий работы при организации предоставления локомотивным бригадам грузового движения второго отдыха за поездку в пунктах оборота.
1.2. Настоящее Положение устанавливает основные требования по организации работы локомотивных бригад грузового движения с применением второго отдыха за поездку в пунктах оборота для определения возможности его применения к конкретному участку обращения локомотивных бригад.
1.3. Участки обращения локомотивных бригад, на которых допускается предоставление локомотивной бригаде второго отдыха за поездку, время непрерывной работы на участках обращения, время оборота локомотивных бригад, пункты отдыха в соответствии с настоящим Положением и Перечнем утверждаются приказом начальника региональной дирекции тяги с учетом мотивированного мнения профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации РОСПРОФЖЕЛ на соответствующей железной дороге.
1.4. Организация работы локомотивных бригад с предоставлением второго отдыха за поездку в пунктах оборота осуществляется только при работе с грузовыми поездами.
1.5. Не допускается предоставление второго отдыха при работе машиниста без помощника машиниста.
1.6. Причастными уполномоченными работниками принимаются меры о заблаговременном информировании работников локомотивной бригады о предстоящем предоставлении второго отдыха в поездке.
1.7. В случае предоставления первого отдыха более 100% отработанного времени предшествующей поездки, второй отдых не предоставлять.
2. Термины, определения и сокращения
В настоящем Положении используются следующие термины и сокращения с соответствующими определениями:
2.1. АСУТ-Т Автоматизированная система управления локомотивным комплексом;
2.2. ДНЦ Диспетчер поездной;
2.3. ДЦУП Дорожный центр управления перевозками;
2.4. ТНЦ Диспетчер локомотивный по району управления;
2.5. ЦУТР Центр управления тяговыми ресурсами;
2.6. ЦУП Центр управления перевозками.
3. Условия предоставления локомотивным бригадам второго отдыха за поездку в пунктах оборота
3.1. Предоставление второго отдыха за поездку работникам локомотивных бригад осуществляется только на участках, указанных в прилагаемом к настоящему Положению Перечне.
3.2. Предоставление локомотивной бригаде второго отдыха за поездку при наличии надлежащих условий для отдыха и приема пищи локомотивных бригад осуществляется при условиях:
а) распределения необходимого количества локомотивных бригад для обеспечения равномерного продвижения поездопотоков;
б) осложнения эксплуатационной обстановки на участке обслуживания, вследствие чего невозможен пропуск поезда по участку без превышения времени установленного режима работы или смены локомотивной бригады на промежуточных станциях.
3.3. Решение о направлении или не направлении локомотивной бригады на второй отдых за поездку, исходя из эксплуатационной обстановки, принимает локомотивный диспетчер.
3.4. При предоставлении второго отдыха за поездку в пункте оборота, перед началом отдыха, ТНЦ обязан информировать локомотивную бригаду о запланированном времени явки и номере поезда для следования в эксплуатационное локомотивное депо приписки после второго отдыха за поездку.
3.5. Продолжительность второго отдыха за поездку должна составлять не менее половины отработанного времени, но не менее четырех часов и не должна превышать 100% времени работы с момента явки локомотивных бригад в первом пункте оборота до сдачи локомотива в пункте оборота.
3.6. При нахождении в пункте оборота локомотивной бригады на втором отдыхе за поездку ТНЦ обязан обеспечить приоритет явки локомотивной бригады после второго отдыха в пункте оборота перед бригадами с первым отдыхом и бригадами, заступающими на явку после домашнего отдыха.
3.7. После второго отдыха за поездку локомотивная бригада следует с поездом только в направлении депо приписки. Пропуск локомотивной бригады с поездом после второго отдыха за поездку мимо станции депо приписки локомотивной бригады (на третий отдых) не допускается.
3.8. Запрещается предоставление второго отдыха за поездку в пунктах оборота, где уже был предоставлен первый отдых. Исключением являются случаи возвращения локомотивной бригады в пункт оборота, где был предоставлен первый отдых, после выполнения работы на участке «с оборотом».
4. Технология организации работы локомотивных бригад с применением второго отдыха за поездку в пунктах оборота
4.1. Решение о направлении локомотивной бригады на второй отдых за поездку в границах железной дороги принимает локомотивный диспетчер ДЦУП по согласованию с поездным диспетчером и дежурным по району управления, с последующим уведомлением дежурного по эксплуатационному локомотивному депо приписки локомотивной бригады.
Приказы на предоставление второго отдыха за поездку формируются ответственными работниками региональной дирекции управления движением по согласованию с дежурным региональной дирекции тяги, дежурным центра управления тяговыми ресурсами, дежурным центра управления перевозками, и регистрироваться в АСУТ-Т в «Книге учета приказов».
4.2. Решение о направлении локомотивных бригад на второй отдых за поездку, обслуживающих смежные участки двух железных дорог, принимает локомотивный диспетчер ЦУТР (ЦУП), с последующим уведомлением дежурного по депо приписки локомотивной бригады.
4.3. Решение о планировании пропуска локомотивной бригады на участок, установленный с применением второго отдыха за поездку, ТНЦ доводит до дежурного по депо, пункта оборота в котором бригада находится на отдыхе. Дежурный по депо при явке локомотивной бригады в пункте оборота после отдыха лично предупреждает работников бригады о предстоящем втором отдыхе за поездку.
4.4. При следовании локомотивной бригады по участку с поездом из пункта оборота, где был предоставлен первый отдых, в исключительных случаях (отказы технических средств, повреждение инфраструктуры, сбои в вариантном графике, неплановое предоставление «окон», аномальные погодные и природные явления, чрезвычайные ситуации и т.д.) допускается передача локомотивной бригаде информации о предстоящем втором отдыхе за поездку по диспетчерской радиосвязи. При этом ДНЦ обязан информировать локомотивную бригаду о планируемом времени прибытия в пункт оборота и времени последующего отправления с поездом после второго отдыха за поездку.
4.5. Отправление пассажиром локомотивной бригады из пункта оборота, где был предоставлен второй отдых за поездку, не допускается. Исключением являются случаи следования пассажиром на промежуточную станцию для приемки локомотива и дальнейшей работы с поездом, заболевание, длительный перерыв в движении поездов в случае непредвиденных обстоятельств, когда время отдыха превышает нормы.
4.6. При организации второго отдыха за поездку в пунктах оборота должны быть обеспечены условия для полноценного отдыха и круглосуточного горячего питания работников локомотивных бригад в домах отдыха или столовой.
4.7. Организация работы локомотивных бригад с предоставлением второго отдыха за поездку в пунктах оборота возлагается:
а) в границах железной дороги на диспетчера локомотивного района управления дирекции управления движением;
б) при работе локомотивных бригад способом накладных плеч в границах соседних железных дорог на диспетчера локомотивного ЦУТР (ЦУП) и сменного инженера Дирекции тяги ЦУТР (ЦУП).
4.8. Мониторинг организации работы локомотивных бригад с применением второго отдыха за поездку проводится:
б) в региональных дирекциях еженедельно руководителями и специалистами дирекций тяги и управления движением
4.9. По результатам мониторинга устанавливаются факты нерациональной организации работы локомотивных бригад с предоставлением второго отдыха за поездку в пунктах оборота с определением ответственности виновных:
а) за переотдых локомотивной бригады более рабочего времени предшествующей поездки;
б) за отправление локомотивной бригады пассажиром после предоставленного второго отдыха за поездку в пунктах оборота;
в) за смену локомотивной бригады на линии после предоставленного второго отдыха за поездку.
4.10. Ответственность за принятие мер по устранению нерациональной организации работы локомотивных бригад с предоставлением второго отдыха за поездку в пунктах оборота возлагается ежемесячно на начальников региональных дирекций управления движением и тяги, ЦУТР (ЦУП).
Обзор документа
Установлены основные требования по организации работы локомотивных бригад грузового движения с применением второго отдыха за поездку в пунктах оборота для определения возможности его применения к конкретному участку обращения локомотивных бригад.
Запрещено предоставлять второй отдых при работе машиниста без его помощника.
В случае предоставления первого отдыха более 100% отработанного времени предшествующей поездки второй отдых не полагается.