Что такое обособление 8 класс

«Обособленные члены предложения. Понятие «обособление». 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

1. Целеполагание

– Знакома ли вам тема урока?
– Какое место занимает она в разделе «синтаксис»?
– Сложная ли это тема?

2. Новая тема (СЛАЙДЫ 1, 2).

– Что означает слово «Обособление»?
Обособиться – как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно. В русском языке обособить – выделить по смыслу. (из «Толкового словаря» С. И. Ожегова).
Однокоренные слова: особа, особенный, обособленный.

Вывод: ОБОСОБЛЕНИЕ – это ВЫДЕЛЕНИЕ

3. Продолжение новой темы, теория (СЛАЙДЫ 3-8).

– Какие же нам знакомы виды обособлений? Вспомним, разберем примеры и запишем их.

Выделенные падежные формы с предлогами или предложными сочетаниями (кроме, вместо и др.), имеющие значение включения, исключения, замещения.

От сытного обеда все гости были веселые, кроме старой барыни. Многие из учеников, помимо лопаток, принесли еще и грабли.

Члены предложения, выступающие в функции обстоятельств (деепричастия и деепричастные обороты, предложно-падежные формы существительных, наречия).

Лисица, вздрогнув, стала прислушиваться. Поэтому, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от темы. У дома, летом, рано утром всегда кричит молочник.

Члены предложения, выступающие в функции определения (согласованные и несогласованные).

Петя, задумчивый, направился к отцу. Птицы, щебечущие рано утром, всегда раздражали его. Петр Ильич, без пальто, бежал впереди всех.

Члены предложения, выступающие в функции приложения.

Нравилась мне одна девушка, полька. Маленький седой батюшка, в миру Макарий, отличался особенным красноречием.

4. Закрепление темы (СЛАЙД 9)

5. Творческое задание (СЛАЙД 10).

Напишите сочинение-миниатюру на тему «Зимний лес» с использованием 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями.

6. Итоги урока

– Что нового вы узнали об обособленных членах предложения?

6. Домашнее задание: подготовить карточку: 10-12 предложений из худож. текстов с обособленными членами предложения (без знаков препинания).

Источник

Обособление определений

Что такое обособление 8 класс. Смотреть фото Что такое обособление 8 класс. Смотреть картинку Что такое обособление 8 класс. Картинка про Что такое обособление 8 класс. Фото Что такое обособление 8 класс Что такое обособление 8 класс. Смотреть фото Что такое обособление 8 класс. Смотреть картинку Что такое обособление 8 класс. Картинка про Что такое обособление 8 класс. Фото Что такое обособление 8 класс

Всего получено оценок: 2006.

Всего получено оценок: 2006.

Обособление определений в русском языке – это процесс, который учитывает условия обособления, из-за которых одни члены предложения обособляются в обязательном порядке, обособление же других факультативно. Существуют правила, согласно которым эти члены предложения обособляются, то есть отделяются от остальной его части интонационно и знаками препинания. Знание этих правил и понимание принципов обособления поможет писать и говорить грамотно.

Что такое обособление 8 класс. Смотреть фото Что такое обособление 8 класс. Смотреть картинку Что такое обособление 8 класс. Картинка про Что такое обособление 8 класс. Фото Что такое обособление 8 класс

Условия обособления определений

Существует несколько условий, которые предполагают обособление определений в предложении. Лучше всего понять и запомнить их поможет таблица с примерами.

Условия обособления

Примеры

Если определение относится к личному местоимению

Я, уставший и замерзший, в тепле быстро разомлел и заснул.

Если определение выражено причастным оборотом и стоит после определяемого слова

Мальчик, слишком быстро ехавший на велосипеде, упал в кусты

Если определения одиночные, но при этом их два или больше и стоят они после определяемого существительного

Пустыня, бескрайняя и безжизненная, подавляла его

Если определение распространенное и имеет обстоятельственный оттенок, оно может обособляться и перед определяемым словом

Привлеченный светом свечи, мотылек сгорел

В художественной литературе могут обособляться и несогласованные определения, если оно уточняет представление о лице или предмете

Царь, в красном плаще с мехом, вышел на крыльцо

Обособляться могут как согласованные, так и несогласованные определения, одиночные и распространенные – все зависит не от их типа. а от условий, в которых они оказались.

Так, если несогласованное определение выражено существительным с предлогом (оно также может быть распространено другими словами), то оно может обособляться в еще нескольких случаях. Когда оно стоит после другого обособленного определения, выделение такого члена предложения запятыми обязательно: Ваня, вымытый и подстриженный, в новой блузе, не узнавал себя. Также они могут выделяться, если стоят перед согласованными определениями и связаны с ними сочинительным союзом: Бедный малый, в оборванной одежде и избитый до крови, добрался до безопасного угла.

При любых условиях необходимо различать обособленные определения, которые выражаются причастиями и прилагательными, от тех же прилагательных и причастий, но являющихся частью составного именного сказуемого.

Например, в предложении “Он пришел необыкновенно веселый и оживленный” прилагательные “веселый” и “оживленный” не обособляются как раз потому. что являются частью такого сказуемого. В то же время в предложении “Он пришел к ней за советом, усталый и грустный” прилагательные выступают в роли определения и поэтому выделяются запятой.

Определения, стоящие в середине предложения, обособляются с двух сторон, а если они стоят в начале или в конце, то только с одной.

Что такое обособление 8 класс. Смотреть фото Что такое обособление 8 класс. Смотреть картинку Что такое обособление 8 класс. Картинка про Что такое обособление 8 класс. Фото Что такое обособление 8 класс

Что мы узнали?

В русском языке определения могут быть обособленными, то есть такие, которые находятся в особых условиях в предложении (в определенной позиции по отношению к определяемому слову, например) и выделяются интонацией в устной речи, а на письме – запятыми. Есть несколько правил, согласно которым они отделяются от остальной части синтаксической единицы, причем обособляться могут определения разных типов. Важно отличать их от именной части составного сказуемого, которая от предложения запятыми не отделяется. При этом обособленные определения не обязательно должны выражаться прилагательным или причастием, они также могут быть выражены существительным с предлогом, распространенным или нераспространенным.

Источник

Конспект урока по русскому языку в 8 классе «Понятие об обособлении»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Талицкая средняя общеобразовательная школа филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Урожайненской средней общеобразовательной школы

РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕНИИ»

Автор: учитель русского языка и литературы Дроздова Наталья Викторовна

Предмет : русский язык.

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Тема урока : «Понятие об обособлении».

1) на основе имеющихся знаний о знаках препинания в простом предложении сформировать понятие об обособлении как синтаксическом явлении.

2) создать условия для формирования проектных компетенций: целеполагание, осмысление текста (работа с разного рода информацией: теорией учебного комплекса, лингвистической сказкой), а также создание продукта деятельности (таблицы)

3) Воспитание чувства восхищения прекрасным, раскрыть понятие «красота души»

Планируемый результат обучения

формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

формирование осознания смысла своих учебных действий

развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока

контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

формировать умение осознавать и формулировать проблему

формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Ресурсы урока: проектор, ноутбук, карточки

Эпиграф к уроку ( на доске)

знать его, хорошо им владеть.

1. Мотивационный настрой на уро к.

Я рада встрече с вами. Вижу улыбки на ваших лицах, хочу, чтобы они сохранились до конца урока. Вот как говорил писатель В. Солоухин: «У людей в распоряжении есть улыбка…Она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко» Не забывайте об этом, ребята!» (1слайд)

Запишите число, классная работа.

1. Орфографическая разминка

2.Повторение ранее изученного материала. Проведение языковой разминки. (2 слайд)

1) Полный синтаксический разбор предложения.

Луна только что выбралась из-за бугра и освещала две маленькие, тонкие, низкие тучки.

2) Воспроизвести морфемный разбор слов выбралась, освещала.

Итог проделанной работы. (3 слайд)

3. Формирует мотивацию учащихся, настраивает на восприятие нового материала

Прочитайте текст на рабочем листе. (4 слайд)

Усадьба состояла из двух отдельных домиков, построенных друг против друга по обеим сторонам проточного пруда. Длинная плотина, обсаженная серебристыми тополями, замыкала этот пруд. Почти в уровень с ней виднелась красная крыша небольшой мельницы.

Оба домика, одинаково построенные, закрашенные одной лиловой краской, казалось, переглядывались через широкую водную гладь блестящими стёклами своих маленьких окон. Посредине каждого из домиков выдавалась круглая терраса и острый фронтон, подпёртый четырьмя тесно поставленными колоннами.

— А теперь прочитайте и запишите этот же текст только с главными членами предложения. (5 слад)

Получился ли у вас красивый текст? (Нет. Мы прочитали нераспространённые предложения ).

-Какой можно сделать вывод? (В нашей речи должны присутствовать и главные члены предложения, и второстепенные).
— Почему? (Наша речь будет ярче, образнее, эмоциональнее, красивее).
Эпиграфом к нашему уроку мною взяты слова русского писателя М. Горького:

Я зык-инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.

— Как вы понимаете слова эпиграфа?
( Необходимо хорошо знать русский язык, быть культурным, образованным, грамотным человеком, чтобы красиво разговаривать с людьми.)

3. 1 Актуализация знаний. (Коллективная работа.)

1. Организует учащихся на совместную беседу, диалог.

Вы знаете, как только слова попадают в предложения, они, выполняя в нём различную роль, становятся членами предложения?

— Какие вы знаете члены предложения? (7слайд)

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения – дополнение, определение, обстоятельство, однородные члены предложения, однородные и неоднородные определения.) (поможет вам информационный слайд 6)

— Сегодня вы познакомитесь с новым видом членов предложения – а каким, вы узнаете, прослушав лингвистическую сказку (см. приложение 1) Попробуем определить тему урока, прочитав грамматическую сказку. (8слайд)

Из жизни Обособленных членов предложения

Живут в государстве Синтаксис необычные единицы предложения – Обособленные. Они не похожи ни на Главные, ни на Второстепенные члены, хотя и находятся с последними в прямом родстве. Родство это обязывает их отвечать на те же вопросы, иметь то же имя, что и у Дополнений, Определений и Обстоятельств. Но в остальном… Эти Обособленные такие гордые, такие себялюбивые, такие самостоятельные! Окружат себя Запятыми, как забором, словно не хотят ни с кем знаться. Иногда заставляют на себя работать Зависимые слова, иногда Предлоги, иногда связываются между собой с помощью Союзов. А уж как интонация служит! Попробуй произнеси их без должного уважения, сразу пунктуационных ошибок нахватаешься. В Пунктуационном своде законов им посвящено не одно правило, не два, а не меньше пятнадцати! Уж очень они значимы, очень нужны всем. Посмотришь на них и сразу понимаешь: важные птицы.

— Чтение сказки и определение темы урока. Объявляет тему урока

— Предлагает учащимся сформулировать цели (что надо знать, понимать, уметь? Какие компетенции формировать?) (9,10 слайды)

Целеполагание: знать : что такое обособление второстепенных членов предложения, как они выделяются при письме и устной речи, понимать : какую роль играют в тексте обособленные члены предложения , уметь : интонационно грамотно произносить обособленные члены предложения, находить в тексте и выделять на письме эти смысловые отрезки; строить графические схемы предложений с обособленными членами.

Формировать языковую, коммуникативную, общеучебную компетенции (слушать, аргументировано отвечать, дополнять, работать коллективно, в парах, самостоятельно)

Как спланируем работу? Как будем достигать целей урока?

Задание 1 . Прочитайте, пожалуйста, на рабочем листе лексическое значение слова обособиться из «Толкового словаря» С.И.Ожегова. (11 слайд)

Мы с вами знаем лексическое значение слова обособить. А теперь попробуйте подобрать однокоренные слова к слову обособление: особа, особенный, обособиться, обособленный. Докажите, что эти слова однокоренные. Выделяем корень -особ-.
Сформулируйте значение слова обособление (обособление – это выделение).

Что же можно обособлять в предложении? (12 слайд)

Лес открывает любителю природы, входящему в лес, свои тайны.

Снег шёл весь день, не переставая.

Найдите обособленные члены предложения. Чем они выражены? (Они выражены причастным и деепричастным оборотами.)

Подчеркните их как члены предложения. Графически выделите границы оборотов /…../ и главное слово Х
Какую роль они играют в предложении? (Придают добавочное значение.)

Поможет нам учебник на стр 158-159. Прочитаем правило об обособленных членах предложения.

Сравните информацию в учебнике и на слайде. Сделайте вывод (на слайде информация шире, есть примеры)

Обособленные члены предложения – это такие члены предложения, которые выделяются по смыслу (придают добавочное значение) и интонационно. На письме выделяются запятыми. В устной речи – паузами.)

Термин « обособленные члены предложения » ввёл в науку известный учёный-лингвист Александр Матвеевич Пешковский (Томск 1878-Москва 1933). (14 слайд)

Что мы должны сделать далее?

— У вас на рабочем листе даны предложения

Расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные члены предложения, вставьте пропущенные безударные гласные в корне слова. (15 слайд)

По пыльной дороге в..дущей к с..дам т..нулись скр..пучие арбы наполненные чёрным виноградом. (Л.Н.Толстой)

Давыдов долго б..жал держась за гр..душку саней пытаясь с..греть ноги потом вск..чил в сани и прит..ившись задр..мал. (М. Шолохов)

Извилистые д..рожки выл..женные кирпичом бежали от них в глубину сада. (И. Тургенев)

Щурясь от ветра я гл..жу в эту тёмную даль. (И.Бунин)

Самопроверка (16 слайд).
Обучающиеся по очереди объясняют, где поставили запятую и почему, а также какую безударную гласную вставили и почему. Все остальные проверяют свою работу.

Щурясь от ветра , я гл я жу в эту тёмную даль. (И.Бунин)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (17 слайд) на уроках, требующих письма.

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мы осанку исправляем,

Спинку дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбнись всем и садись.

Самостоятельная работа (18 слайд)

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, найдите предложения с обособленными членами предложения, расставьте запятые, подчеркните как члены предложения обособленные члены предложения.

Настоящий любитель природы замечает малейшие изм…нения происходящие в лесу весной летом осенью.

Равн…душный к природе шагает по лесной дороге ни на что (не) обращая внимания. Любитель природы обязательно замет…т тонкий голубоватый туман висящий над дорогой и над полянами заметит капельки росы на траве и кустах многообразие красок утре(н, нн) ей и вечерней зорь и многое из того, чего (не) увидят равн…душные к природе. И запахи осе(н, нн) его леса почувствует человек, близкий к природе. Пусть эти запахи убитые дождями заморозками стали бледны и еле ощутимы.

ТЕСТ на рабочем листе (см. приложение 2)

А. слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;

Б. один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;

В. члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.

2. Выберите верный ответ. Обособить –

А. выделить по смыслу, т.е. интонационно;

Б. выделить запятыми;

В. в устной речи произнести с особой интонацией, а на письме выделить запятыми.

3. Укажи предложения с обособленными определениями

А. Надвигалась ночь, бесконечно долгая, угрюмо холодная.

Б. Укладываясь на ночлег, шумно кричат грачи.

В. Справа, совсем близко, метнулись огненные искры.

4. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.

А. Скупой теряет всё, желая всё достать.

Б. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.

В. Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.

5. В каких предложениях необходимо исправить речевые ошибки, изменив порядок слов?

Б. Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом.

В. Пастух увидел наш костёр, заночевавший в степи.

А. слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;

Б. один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;

В. члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.

2. Выберите верный ответ. Обособить –

А. выделить по смыслу, т.е. интонационно;

Б. выделить запятыми;

В. в устной речи произнести с особой интонацией, а на письме выделить запятыми.

3. Укажи предложения с обособленными определениями:

А. Скупой теряет всё, желая всё достать.

Б. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.

В. Эта деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.

4. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.

А. Ветер, всё ещё сильный, дул с востока.

Б. Я рвал отчаянной рукой шиповник, спутанный плющом.

В. Дым, остывая, стелется туманом.

5. В каких предложениях необходимо исправить речевые ошибки, изменив порядок слов?

А. Подгоняемая лодка неслась по реке брёвнами.

Б. В лугах, поросших буйной растительностью, водилось множество птиц.

В. Старик присел отдохнуть на пенёк, собиравший грибы

Самопроверка по ключам (20 слайд)

Ключи: В-1: 1-2; 2-3;3-1; 4-1,2; 5-2,3

Д/З записано на доске:

Параграф 47, стр. 159. Письменно выполнить упражнение 289 (слайд 21)

РЕФЛЕКСИЯ. (слайд 22)

Назовите ключевые слова урока (обособленные члены предложения, смысловой отрезок, выделительная интонация, выделительные знаки препинания).
-Задайте вопросы по теме урока.

Достиг ли я цели, поставленной в начале урока?

Чем занимались мы сегодня с вами на уроке? Чему мы научились? Какие трудности в усвоении нового материала вы встретили? Вам понравился урок или нет? Почему? Учитель мотивирует уч-ся спланировать рефлексию: что необходимо сделать в конце урока?

Урок полезен, всё понятно. (слайд 23)

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

Источник

Обособленные определения. Примеры

Обособленные опре­де­ле­ния — это опре­де­ле­ния, кото­рые выде­ля­ют­ся инто­на­ци­он­но, по смыс­лу и с помо­щью зна­ков пре­пи­на­ния. Укажем в каких слу­ча­ях опре­де­ле­ния обособ­ля­ют­ся. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной литературы.

Что такое определение?

В про­стом пред­ло­же­нии, кро­ме глав­ных чле­нов, могут быть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, кото­рые пояс­ня­ют или под­ле­жа­щее, или ска­зу­е­мое. Если вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния отно­сит­ся к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем (суще­стви­тель­но­му или дру­го­му сло­ву, высту­па­ю­ще­му в роли суще­стви­тель­но­го), то назо­вем его определением.

Восходившее солн­це золо­ти­ло сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Причастие «вос­хо­див­шее» отно­сит­ся к суще­стви­тель­но­му «солн­це». Оно нахо­дит­ся в под­чи­ни­тель­ной свя­зи согла­со­ва­ния с глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния (под­ле­жа­щим), опре­де­ля­ет его, назы­вая при­знак пред­ме­та. То же самое мож­но ска­зать о при­ла­га­тель­ном «сос­но­вые», кото­рое нахо­дит­ся в под­чи­ни­тель­ной свя­зи со сло­вом «вер­ши­ны», вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния (допол­не­ни­ем). Эти сло­ва явля­ют­ся определениями.

Что такое обособление 8 класс. Смотреть фото Что такое обособление 8 класс. Смотреть картинку Что такое обособление 8 класс. Картинка про Что такое обособление 8 класс. Фото Что такое обособление 8 класс

Обособленные определения

Определения могут быть необособ­лен­ны­ми и обособ­лен­ны­ми, когда в пред­ло­же­нии они инто­на­ци­он­но, по смыс­лу и с помо­щью зна­ков пре­пи­на­ния выде­ля­ют­ся, что при­да­ет им боль­шую смыс­ло­вую нагруз­ку. Сравним:

Стоявшие по коле­но в сугро­бах ели были гро­мад­но высоки.

Ели, сто­яв­шие по коле­но в сугро­бах, были гро­мад­но высо­ки (В. Катаев).

В пер­вом пред­ло­же­нии при­част­ный обо­рот «сто­яв­шие по коле­но в сугро­бах» явля­ет­ся рас­про­стра­нен­ным опре­де­ле­ни­ем, кото­рое отно­сит­ся к сло­ву «дере­вья», пояс­ня­ет его. Данный при­част­ный обо­рот нахо­дит­ся перед опре­де­ля­е­мым сло­вом и не выде­ля­ет­ся ни по смыс­лу, ни интонационно.

Во вто­ром слу­чае при­част­ный обо­рот явля­ет­ся обособ­лен­ным чле­ном пред­ло­же­ния (опре­де­ле­ни­ем), так как смыс­ло­вое его выде­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся инто­на­ци­он­но. На пись­ме обособ­лен­ное опре­де­ле­ние выде­ля­ет­ся запятыми.

Что такое обособление 8 класс. Смотреть фото Что такое обособление 8 класс. Смотреть картинку Что такое обособление 8 класс. Картинка про Что такое обособление 8 класс. Фото Что такое обособление 8 класс

Видеоурок

Определения, выраженные причастным оборотом

Если при­ча­стие с зави­си­мы­ми сло­ва­ми нахо­дит­ся после опре­де­ля­е­мо­го сло­ва, такой обо­рот под­ле­жит обя­за­тель­но­му выде­ле­нию зна­ка­ми препинания.

Верхушки веко­вых елей, при­зрач­но осве­щен­ные звёз­да­ми, бле­сте­ли и дыми­лись, слов­но были натер­ты фос­фо­ром (В. Катаев).

За эти­ми луга­ми вид­не­лись дру­гие луга, еще не тро­ну­тые косой (Г. Данилевский).

Но еще выше было небо, все засы­пан­ное зим­ни­ми звез­да­ми (В. Катаев).

От све­жих золотисто-белых щепок, гру­да­ми лежав­ших око­ло влаж­ных пней, вея­ло осо­бен­ным, чрез­вы­чай­но при­ят­ным горь­ким запа­хом (И. Тургенев).

Небо, покры­тое обла­ка­ми, все же дава­ло доста­точ­но све­та, что­бы мок­рые леса мог­ли заго­реть­ся вда­ли, как баг­ря­ные пожа­ры (К. Паустовский).

Одиночное определение или причастный оборот перед определяемым словом

Такое опре­де­ле­ние явля­ет­ся обособ­лен­ным, если име­ет обсто­я­тель­ствен­ное зна­че­ние при­чи­ны, усло­вия или уступ­ки.

Обрадованная, мать уве­рен­но отве­ти­ла: «Найду что ска­зать!» (М. Горький).

Оглушенный паде­ни­ем, Григорий еле под­нял­ся на ноги (М. Шолохов).

Высокий, кост­ля­вый и блед­ный, Степан Бояркин пошел, при­хра­мы­вая, к теле­ге (М. Бубеннов).

Обвешанный уби­ты­ми пти­ца­ми, в мок­рых сапо­гах с при­лип­шей к ним болот­ной тра­вой, охот­ник неспеш­но шагал по доро­ге (В. Лидин).

Определения, выраженные одиночными прилагательными

Нераспространенные опре­де­ле­ния, выра­жен­ные оди­ноч­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми, нахо­дя­щи­ми­ся после опре­де­ля­е­мо­го сло­ва, выде­ля­ют­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния. Обратим вни­ма­ние, что такие опре­де­ле­ния часто нахо­дят­ся меж­ду под­ле­жа­щим и сказуемым.

Это была счаст­ли­вая жизнь, неза­тей­ли­вая, конеч­но, не бога­тая, но радост­ная, све­жая, чест­ная, ничем не сму­ща­е­мая (А. Куприн).

И гла­за его, малень­кие и свет­лые, ост­ро поблёс­ки­ва­ли в глу­бо­ких глаз­ни­цах (Ю. Нагибин).

Соскакиваем пря­мо в воду, мут­ную и холод­ную (В. Некрасов).

Особую слож­ность пред­став­ля­ет пунк­ту­а­ция в пред­ло­же­нии, в кото­ром у суще­стви­тель­но­го уже име­ет­ся одно опре­де­ле­ние, а после­ду­ю­щие оди­ноч­ные при­ла­га­тель­ные явля­ют­ся обособ­лен­ны­ми, например:

Была белая ночь, облач­ная и тихая (В. Вересаев).

Над дома­ми висе­ли мут­ные обла­ка, а вни­зу лежал белый снег, пуши­стый и холод­ный (В. Короленко).

К двум годам Бим стал отлич­ной охот­ни­чьей соба­кой, довер­чи­вой и чест­ной (Г. Троепольский).

Пройдя узкую тро­пин­ку, мы вышли на лес­ную доро­гу, чер­ную от гря­зи, всю истоп­тан­ную сле­да­ми копыт и избо­рож­ден­ную коле­я­ми, пол­ны­ми воды, в кото­рой отра­жал­ся пожар вечер­ней зари (А. Куприн).

Определения, выраженные прилагательным с зависимыми словами

Выделяются запя­ты­ми рас­про­стра­нён­ные опре­де­ле­ния, выра­жен­ные при­ла­га­тель­ны­ми с зави­си­мы­ми сло­ва­ми, сто­я­щие после опре­де­ля­е­мо­го слова.

Черный орел, цар­ствен­но вели­ча­вый в сво­ем оди­но­че­стве, мед­лен­но парил в холод­ном под­не­бе­сье, почти неза­мет­но теряя на кру­гах высо­ту (М. Шолохов).

Мало най­дет­ся в нашей лите­ра­ту­ре таких щемя­щих рас­ска­зов, пол­ных скры­той люб­ви к про­сто­му чело­ве­ку (К. Паустовский).

По реке нес­ло жел­то­ва­тую пену, похо­жую на сби­тый белок (К. Паустовский).

Давно он не бывал здесь, в этих местах, зна­ко­мых с дет­ских лет (А. Кузнецова).

Определения относятся к личному местоимению

Одиночные и рас­про­стра­нен­ные опре­де­ле­ния, отно­ся­щи­е­ся к лич­но­му место­име­нию, неза­ви­си­мо от их место­на­хож­де­ния в пред­ло­же­нии все­гда обособ­ля­ют­ся запятыми.

Огромное, теря­ю­ще­е­ся в про­стран­стве, оно [море] лежа­ло глу­бо­ко вни­зу, дале­ко белея сквозь сумрак бегу­щи­ми к зем­ле гри­ва­ми пены (И. Бунин).

И теперь, заня­тая хло­пот­ли­вы­ми обя­зан­но­стя­ми хозяй­ки, она часто с забот­ли­вой любо­вью погля­ды­ва­ла через две­ри в гости­ную, где в углу над шах­мат­ным сто­ли­ком скло­ни­лась боль­шая, харак­тер­ная голо­ва Рязанцева с откры­тым шиш­ко­ва­тым лбом мыс­ли­те­ля и с дет­ски­ми гла­за­ми, голу­бы­ми и ясны­ми (А. Куприн).

И, мрач­нее чер­ной ночи, он поту­пил гроз­ны очи, стал кру­тить свой сивый ус (А. Пушкин).

Иногда, не доволь­но теп­ло оде­тый, я не чув­ство­вал холо­да насту­па­ю­ще­го нояб­ря (С. Аксаков).

Расстроенные и недо­уме­ва­ю­щие, вышли они на ули­цу (М. Прилежаева).

Возбужденные, мы сели с лес­ни­ком на пова­лен­ный вет­ром ясень, что­бы обсу­дить про­ис­шед­шее (В. Песков).

Через мину­ту кук­ла уже была во двор­це. Веселая и жиз­не­ра­дост­ная, она шла мимо стра­жи, чинов­ни­ков, кото­рые улы­ба­лись впер­вые в жиз­ни (Ю. Олеша).

Определение отделено другими членами предложения от определяемого слова

В такой син­так­си­че­ской ситу­а­ции, когда оди­ноч­ное опре­де­ле­ние или обо­рот рас­по­ло­же­ны дистан­ци­он­но по отно­ше­нию к опре­де­ля­е­мо­му им сло­ву, эти вто­ро­сте­пен­ные чле­ны так­же выде­ля­ют­ся запятыми.

Я шел и поми­нут­но огля­ды­вал­ся, пора­жен­ный мрач­ной пре­ле­стью при­ро­ды (А. Пушкин).

Два часа спу­стя он уже шагал вдоль реки, высо­кий, жили­стый и узнав­ший вели­чай­шее чудо (В. Лидин).

Определения, выраженные существительными в косвенном падеже

Обычно такие несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния явля­ют­ся обособ­лен­ны­ми, осо­бен­но если они отно­сят­ся к име­ни соб­ствен­но­му или лич­но­му местоимению.

Карл Иваныч, с очка­ми на носу и кни­гой в руке, сидел на сво­ем обыч­ном месте (Л. Толстой).

Русый, с куд­ря­вой голо­вой, без шап­ки и с рас­стег­ну­той руба­хой, Дымов казал­ся кра­си­вым и необык­но­вен­но силь­ным (А. Чехов).

Он, в белой руба­хе и в широ­ком куша­ке с рас­пу­щен­ны­ми на боку кон­ца­ми, сто­ит одной ногой в лод­ке, а дру­гой на бере­гу (М. Горький).

Шпаковский, в шля­пе, в корот­ком паль­то, в шер­стя­ном шар­фе и кожа­ных пер­чат­ках, смот­рел неодоб­ри­тель­но, как Марченко, оде­тый в гид­ро­ко­стюм, бул­ты­ха­ет­ся в гряз­ной воде (В. Кожевников).

И весь он, в руба­хе, выпу­щен­ной поверх шта­нов и рас­пах­ну­той на гру­ди, был, как дуб, кря­жи­стый, устой­чи­вый (В. Солоухин).

Видеоурок «Обособленные определения. Когда нужно ставить запятые»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *