Что такое обособление русский язык 9 класс

Обособленные члены предложения

Что такое обособление русский язык 9 класс. Смотреть фото Что такое обособление русский язык 9 класс. Смотреть картинку Что такое обособление русский язык 9 класс. Картинка про Что такое обособление русский язык 9 класс. Фото Что такое обособление русский язык 9 класс Что такое обособление русский язык 9 класс. Смотреть фото Что такое обособление русский язык 9 класс. Смотреть картинку Что такое обособление русский язык 9 класс. Картинка про Что такое обособление русский язык 9 класс. Фото Что такое обособление русский язык 9 класс

Всего получено оценок: 2960.

Всего получено оценок: 2960.

Предложения могут быть осложнены однородными членами, а также обособленными или уточняющими членами предложения. Все они представляют сложность при постановке знаков препинания.

Что такое обособление русский язык 9 класс. Смотреть фото Что такое обособление русский язык 9 класс. Смотреть картинку Что такое обособление русский язык 9 класс. Картинка про Что такое обособление русский язык 9 класс. Фото Что такое обособление русский язык 9 класс

Что такое обособленные члены предложения

Обособленные члены предложения выделяются на письме запятыми с двух сторон — обособляются. Как правило, их можно исключить или переставить в другое место предложения, а запятые помогают понять структуру предложения, выделяя графически его часть.

Обособляться могут любые второстепенные члены. Их основная функция – уточнить мысль, придать тексту большую выразительность.

В отличие от вводных слов и других слов, не связанных грамматически с предложением, к обособленным членам можно поставить вопрос.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами – это чаще всего запятые.

Обособленное определение

Определения обособляются достаточно часто. Такая конструкция представляет собой обычно прилагательное или причастие, как правило с зависимыми словами. Однако надо помнить, что определения обособляются не во всех случаях.

Обособляются любые определения, выраженные прилагательным или причастием, с зависимым словом или без него, стоящие в любом месте предложения, если они относятся к личному местоимению: Усталая, она не могла идти дальше.

Это правило рассматривает только случаи определений, относящихся к личным местоимения; определения, относящиеся к местоимениям других разрядов (например, отрицательным), не обособляются.

Также обособляются распространенные определения, состоящие из прилагательного или причастия с зависимыми словами, но только в том случае, если такое определение стоит после определяемого слова: Кот, сидевший на подоконнике, выгнул спину.

В том же случае обособляются определения, состоящие из двух и более однородных членов: Вот дом, старинный и некрашеный.

Наконец, обособляются любые определения, распространенные или нет, где бы они ни стояли, если они имеют дополнительное обстоятельственное значение причины или уступки: «Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених».

Обособленные приложения

Приложения — это определения, которые выражены существительным, обычно согласованным. То есть приложение изменяется по числам и падежам вместе с определяемым словом: дуб-великан, дуба-великана и т. д.; приложение — великан. Приложение можно заменить синонимичным прилагательным. Например, в нашем случае, словом «большой».

Приложения обособляются в тех же случаях, что и любые другие определения. Примеры: Нам, студентам, это неинтересно. Вика, студентка вечернего отделения, еще не вернулась. Врач, он понимал всю серьезность положения.

Одиночные приложения, относящиеся к существительному, пишутся с определяемым словом через дефис, если стоят после него. Если распространенное приложение стоит в самом конце предложения, то обычно оно выделяется не запятой, а тире. Пример: Пришел Федя – мой бывший одноклассник.

Обособление обстоятельств

Чаще всего, говоря об обособленных обстоятельствах, имеют в виду деепричастие или деепричастный оборот. Они выделяются запятыми вне зависимости от того, в каком месте предложения они стоят.

Если деепричастный оборот — это фразеологизм, то запятые не нужны. Пример: Он работал спустя рукава.

Однако иногда, говоря о предложениях с обособленными обстоятельствами, имеют в виду уточняющие члены, хотя обычно их выделяют в особую группу.

Обособленные дополнения

Обособление дополнений представляет значительную сложность для пишущих, так как одни и те же сочетания слов могут выделяться запятыми в одних случаях и не выделяться в других.

Во всяком случае, надо помнить, что всегда выделяются запятыми дополнения, которые присоединены предлогом «несмотря на» Все прочие выделяются на письме факультативно.

Следует не путать предлог «несмотря на» с деепричастием «не смотря (на)»; деепричастие можно видоизменить в глагол «смотреть», а предлог нельзя.

Что такое обособление русский язык 9 класс. Смотреть фото Что такое обособление русский язык 9 класс. Смотреть картинку Что такое обособление русский язык 9 класс. Картинка про Что такое обособление русский язык 9 класс. Фото Что такое обособление русский язык 9 класс

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали, что такое обособленные члены предложения и как при помощи знаков препинания они обособляются в письменной речи. Мы узнали, что такое обособленные определения, приложения, обстоятельства и дополнения.

Источник

Что такое обособление русский язык 9 класс

Что такое обособление русский язык 9 класс. Смотреть фото Что такое обособление русский язык 9 класс. Смотреть картинку Что такое обособление русский язык 9 класс. Картинка про Что такое обособление русский язык 9 класс. Фото Что такое обособление русский язык 9 класс

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕНИИ

Обособление—один из спо­со­бов смыс­ло­во­го вы­де­ле­ния или уточ­не­ния части высказывания. Обособленные члены обладают определённой самостоятельностью и способны сами стать отдельным предложением или его центром. Если сравнивать это синтаксическое явление с жизнью людей, то легко представить, что подросший ребёнок в семье, подросток, и есть в некотором роде обособленный член семьи: у него есть своя территория в пределах квартиры (предложения), он закрывает за собой дверь (ставит запятые), он имеет своих друзей (зависимые слова), но пока он зависит от родителей. Но он вырастет и создаст свою отдельную семью-предложение.

Посмотрим, как обособленные члены могут легко трансформироваться в отдельные предложения:

В пер­вом пред­ло­же­нии обособ­ле­но определение, вы­ра­жен­ное при­ла­га­тель­ным подобные с от­но­ся­щи­ми­ся к нему словами. Это опре­де­ле­ние может быть за­ме­не­но от­дель­ным пред­ло­же­ни­ем или при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем в со­ста­ве сложного: Об­ла­ка быст­ро не­с­лись со сто­ро­ны моря. Они были по­доб­ны низ­ко­му дыму.

Облака, ко­то­рые были по­доб­ны низ­ко­му дыму, быст­ро не­с­лись со сто­ро­ны моря.

В уст­ной речи обособ­лен­ные члены пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся с осо­бой интонацией, на пись­ме выделяются запятыми, иногда тире.

Обособленные члены пред­ло­же­ния де­лят­ся на две группы:

1) обособ­лен­ные вто­ро­сте­пен­ные члены, близ­кие по зна­че­нию к предложению;

2) уточ­ня­ю­щие члены предложения.

Приведём крат­кую обоб­ща­ю­щую таб­ли­цу обособ­лен­ных чле­нов с примерами тех типов обособлений, что проверяется на экзамене ОГЭ (2016 год)

ОБОСОБЛЕННЫЕ СО­ГЛА­СО­ВАН­НЫЕ ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЯ

1. При­част­ный обо­рот после глав­но­го слова.

2. Обо­рот с при­ла­га­тель­ным с за­ви­си­мы­ми словами.

3. Два оди­ноч­ных прилагательных, однородных, сто­я­щих после глав­но­го слова.

Наступило утро, морозное и туманное.

4. При­част­ный обо­рот до глав­но­го слова, если глав­ное слово ИМЯ соб­ствен­ное или обо­рот имеет зна­че­ние ПРИЧИНЫ.

5. Определение, от­но­ся­ще­е­ся к лич­но­му местоимению:

ОБОСОБЛЕННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Имя существительное, сто­я­щее в том же па­де­же что и глав­ное слово, на­зы­ва­ет пред­мет речи ДРУ­ГИМ СЛОВОМ, уточняет, кто он или кем является.

ОБОСОБЛЕННОЕ ДОПОЛНЕНИЕ

1. Из числа до­пол­не­ний бы­ва­ют обособ­лен­ны­ми очень немногие, а имен­но до­пол­не­ния с предлогами

кроме, помимо, исключая, сверх, помимо, включая:

ОБОСОБЛЕННОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. Де­е­при­част­ный обо­рот и оди­ноч­ное деепричастие

2. Все­гда яв­ля­ет­ся обособ­лен­ным обо­рот с пред­ло­гом не­смот­ря на

УТОЧНЯЮЩЕЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. Два обстоятельства, вто­рое из ко­то­рых уточ­ня­ет МЕСТО или ВРЕМЯ.

Источник

Что такое обособление русский язык 9 класс

Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.

СОДЕРЖАНИЕ:

Что такое ОБОСОБЛЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ?

Определения отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и др.

Определения бывают СОГЛАСОВАННЫЕ и НЕСОГЛАСОВАННЫЕ.

СОГЛАСОВАННЫЕ определения могут быть выражены:

· причастным оборотом (Тропинка, зарастающая травой, вела к реке.)

· прилагательным с зависимыми словами (Довольный своими успехами, он рассказал мне о них.)

· одиночным прилагательным или причастием (Счастливый, он рассказал мне о своих успехах. Уставшие, туристы решили отказаться от повторного восхождения.)

· однородными одиночными прилагательными (Ночь, облачная и туманная, окутала землю.)

Приложение – это определение, которое выражено существительным.

Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д.

Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.

Приложение может быть нераспространённым (состоящим из одного существительного) и распространённым (состоящим из существительного с зависимым словом или словами).

Следом за Деевым прошёл к саням и Сапожков (И.п), железнодорожник (И.п.). (приложение железнодорожник нераспространённое, относится к существительному Сапожков)

Хозяин (И. п.), суровый мужик (И. п.), не рад был ни гостям, ни наживе.

(приложение суровый мужик распространённое,

относится к существительному хозяин)

Некоторые приложения могут употребляться с союзом КАК.

Например: Как всякий литературный новатор, Некрасов был крепко связан с традициями своих великих предшественников.

Случаи обособления приложений

1. Всегда обособляется распространенное приложение, относящееся к имени нарицательному (независимо от места по отношению к определяемому слову): 1) Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит радость и веселье. (А. Пушкин). 2) И ворон, птица умная, присел, сидит на дереве у самого костра (Н. Некрасов). 3) Ветер, нарушитель тишины, шумит, скользя во мраке вдоль стены (М. Лермонтов). 4) Итак, два почтенные мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собою. (Н. Гоголь).

3. Распространённое приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после него: 1) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (А. Пушкин). 2) Корнев привёл к Беренде и своего двоюродного брата Моисеенко, студента университета (Н. Гарин-Михайловский). 3) Ксюша, младшая девочка, подала ему чистое длинное полотенце (И. Бунин).

3. Приложение (распространённое или нераспространённое), выраженное именем собственным и стоящее после нарицательного, обособляется, если служит для уточнения. В этом случае оно может присоединяться с помощью слов по имени, по фамилии, по кличке, по прозвищу и т. п.:

1) Отец мой, Андрей Петрович Гринёв, служил при графе Минихе (А. Пушкин). 2) Завёл он себе медвежонка, по имени Яша (К. Паустовский). 3) Со старшей, Верочкой, меня связывала долгая дружба (И. Бунин). 4) В нижнем этаже со своей семьёй живёт сам хозяин, Филипп Иванович, по прозванию Дядя (А. Чехов).

4. Нераспространённое приложение, выраженное существительным нарицательным, обособляется в следующих случаях:

а) если относится к существительному собственному и стоит после него: Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович, фельдфебель (Л. Толстой); Следом за Деевым прошёл к саням и Сапожков, железнодорожник (С. Крутилин);

б) если относится к нарицательному существительному, распространённому зависимыми словами: Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова, старичок (А. Чехов); Хозяин мой, доктор, был вечно занятый молчаливый человек (Ю. Казаков); Её отец, ботаник, был командирован на Канарские острова. (М. Горький).

5. Приложения, присоединяемые союзом как, обособляются, если имеют добавочное значение причины, например:

1) Как всякий литературный новатор, Некрасов был крепко связан с традициями своих великих предшественников (К. Чуковский) (= так как он был новатором).

2) Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических средств для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии (В. Белинский) (= будучи истинным художником). 3) Пьер, как законный сын, получил всё (Л. Толстой).

Но: Приложения с союзом как, имеющим значение «в качестве, в роли», не обособляются: Крылов писал комедии весьма замечательные, но слава его как баснописца не могла не затмить его славы как комика (В. Белинский).

6. Вместо запятой при обособлении приложений употребляется тире в следующих случаях:

а) перед приложением, которое стоит в конце предложения и является разъяснением к сказанному (как правило, перед таким приложением можно вставить союз а именно): 1) У дверей, на солнышке, зажмурившись, лежала любимая борзая собака отца — Милка (Л. Толстой). 2) На маяке жил только сторож — старый глухой швед, бывший шкипер (К. Паустовский). 3) Путь мой шёл мимо бердской слободы — пристанища пугачёвского (А. Пушкин);

2) если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложение с однородным членом: За столом сидели хозяйка дома, её сестра — подруга моей жены, двое незнакомых мне лиц, моя жена и я;

3) для выделения с двух сторон приложений, имеющих пояснительное значение: 1) Моя бабушка — набожная, несколько романтичная католичка — любила посещать кладбища в разных городах и потом рассказывала о них (К. Паустовский). 2) Какая-то ненатуральная зелень — творение скучных беспрерывных дождей — покрывала жидкою сетью поля и нивы (Н. Гоголь);

4) для того, чтобы отделить однородные приложения от определяемого слова: Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах (И. Крылов).

Приложения не обособляются в следующих случаях: 1. Если приложение стоит перед именем собственным (в этой позиции оно обособляется только тогда, когда имеет добавочное обстоятельственное значение): В канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком. (К. Паустовский).

2. Если однословное приложение и определяемое им существительное являются именами нарицательными, то между ними ставится дефис, например: 1) Чаще всего я встречался с ворчливым дедом-корзинщиком (К. Паустовский). 2) Вьётся улица-змея (В. Маяковский). 3) Девочки-подростки на другом углу площади уже выводили хороводы (Л. Толстой). 4) Кругом вставали волны-стены, спадали, вспенивались вновь. (Н. Гумилёв).

4. Дефис не ставится:

а) после слов товарищ, гражданин, господин и т. п., например: Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство (В. Маяковский);

б) если приложение, стоящее перед определяемым словом, близко по значению к согласованному определению, выраженному однокоренным качественным прилагательным, например: И снится им прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна (С. Есенин).

Но: Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрою-красавицей (Л. Толстой) (приложение стоит после определяемого существительного);

в) если первое слово обозначает родовое понятие, а второе — видовое: цветок лилия, гриб боровик, птица снегирь и т. п. (исключение составляют сложные научные термины типа жук-олень, гриб-паразит, бабочка-капустница и др.).

5. Несогласованные приложения (названия газет, журналов и книг, предприятий и т. п.) заключаются в кавычки, например: журнал «Наука и жизнь», балет «Лебединое озеро», работать на заводе «Чайка».

Приложение может обособляться не только запятой, но и тире:

а) если стоит в конце предложения и является разъяснением к сказанному (перед таким приложением можно вставить союз а именно)

Например: На маяке жил только сторож — старый глухой швед.

б) если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложение с однородным членом:

Например: За столом сидели хозяйка дома, её сестра — подруга моей жены, двое незнакомых мне лиц, моя жена и я.

в) для выделения с двух сторон приложений, имеющих пояснительное значение

Например: Какая-то ненатуральная зелень — творение скучных беспрерывных дождей — покрывала жидкою сетью поля и нивы.

г) для того, чтобы отделить однородные приложения от определяемого слова: Например: Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах.

Внимание! Приложения, написанные через дефис и заключённые в кавычки, обособленными НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!

Например: Девочки-подростки на другом углу площади уже выводили хороводы. Мы смотрели балет «Лебединое озеро».

Источник

Обособленные члены предложения

В устной речи они выделяются интонацией, а на письме отделяются или выделяются знаками препинания.

Разные члены предложения обособляются по разным причинам. В одном случае второстепенные члены предложения обособляются потому, что по своему значению в предложении приближаются к сказуемому. В других случаях они обособляются потому, что используются в предложении как нечто добавочное, введённое для уточнения какого-либо члена предложения или для сообщения о нём чего-то дополнительного.

Все обособленные члены делятся на две группы: обособленные члены со значением добавочного сказуемого и обособленные члены со значением уточнения .

I. Значение добавочного сказуемого могут иметь обособленные определения, приложения и обстоятельства.

Эти члены предложения легко заменить сказуемым.

Обособленные определения выражаются причастными оборотами, одиночными и однородными причастиями и прилагательными, а также оборотами, состоящими из прилагательных или существительных с зависимыми словами.

Обособленные обстоятельства могут выражаться деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями, а также существительными с предлогами несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, по причине и др.

Обособленные дополнения чаще всего выражаются существительными с предлогами кроме, помимо, сверх, за исключением, включая и др.

Все обособленные члены предложения могут быть выражены также сравнительными оборотами с союзами как, как будто, будто, словно и др.

Например: По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру ; Комната была залита ровным светом, будто от керосиновой лампы (Паустовский).

II. Значение уточнения могут иметь различные обособленные члены предложения, которые конкретизируют предшествующие уточняемые члены. Уточняющим будет считаться такой член предложения, который, находясь после своего синтаксического аналога, будет сужать передаваемое понятие или ограничивать его в каком-то отношении.

Иными словами, уточняющее обстоятельство времени должно идти после обстоятельства времени, определение – после определения, но смысл второго должен быть уже и конкретнее первого. В роли уточняющих членов выступают обстоятельства места, времени, образа действия, определения и приложения.

Обособляются присоединительные конструкции, которые содержат дополнительные замечания или разъяснения, вводимые в середину или в конец предложения. Такие конструкции обычно присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, в том числе, притом, и притом, и (в значении «и притом»), да, да и, да и вообще и др.

Условия обособления

Для того чтобы понять, почему одни второстепенные члены предложения обособляются, а другие нет, почему в одних случаях обособление обязательно, а в других факультативно, необходимо учитывать условия обособления.

На обособление влияют синтаксические, морфологические и семантические условия.

Синтаксические условия:

1. Порядок слов:

2. Дистантное положение второстепенного члена предложения по отношению к главному слову (оторванность второстепенного члена предложения от главного слова).

Такой отрыв определения от определяемого слова непривычен и приводит к усилению его смыслового веса. А это вызывает необходимость обособить такое определение.

3. Объём обособляемого члена (распространённые члены предложения обособляются чаще, чем нераспространённые) или наличие двух или нескольких однородных второстепенных членов.

4. Особая смысловая нагрузка, необычная для данного второстепенного члена предложения (появление у второстепенного члена добавочного значения), когда второстепенный член поясняет не только то слово, которому непосредственно подчинён, но и какой-либо другой член предложения.

Морфологические условия обособления

Иногда обособление зависит от наличия в составе выделяемого члена предложения определённой грамматической формы или служебного слова определённого лексико-грамматического разряда, т.е. обособление в таком случае связано с морфологическим способом выражения второстепенного члена.

Деепричастия, краткие формы прилагательных и причастий, выступающие в функции определения, сочетания со сравнительными союзами (сравнительные обороты), некоторые сочетания существительных с предлогами, наличие вводных слов обычно образуют обособленные второстепенные члены.

Практически всегда (кроме отдельных особых случаев) обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

Краткие формы прилагательных и причастий в современном русском языке закрепились в функции сказуемого. Сравнительно редко (в основном в поэзии) они употребляются как определения (которые относятся к подлежащему), сохраняя значение добавочного сказуемого, что делает их обособление обязательным, независимо от местоположения.

Сравнительный союз, как правило, требует интонационного выделения оборота: Душный воздух неподвижен, как вода лесного озера (М. Горький).

Семантические условия обособления

Отсутствие или наличие тесной смысловой и синтаксической связи между второстепенным членом предложения и тем словом, к которому он относится, иногда обусловливается семантикой поясняемого слова. Чем конкретнее, определённее значение слова, тем менее оно нуждается в распространении, тем слабее связи с ним второстепенных членов, которые поэтому легко обособляются.

Наоборот: с существительными, слишком общими по значению (человек, вещь, выражение, дело и подобные), определения образуют единое целое, т.к. существительное без определения не может участвовать в формировании высказывания.

Таким образом, обособленные второстепенные члены со значением добавочного сообщения имеют :

смысловые признаки: вносят в предложение дополнительное значение и по своей смысловой роли в предложении приближаются к сказуемому, к придаточному предложению;

грамматические признаки: являются только второстепенными членами предложения (обособленными определениями, обстоятельствами йии дополнениями);

интонационные признаки: произносятся с особой выделительной интонацией (интонация обособления);

пунктуационные признаки: на письме выделяются с обеих сторон запятыми.

Источник

Предложения с обособленными членами (9 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок 5. Предложения с обособленными членами (§ 5)

Цели урока: 1) повторить содержание понятия обособления, интонацию обособления, виды обособленных предложений, условия обособления, необособления согласованных и несогласованных определений, способы выражения обособленных обстоятельств, условия их обособления, необособления; 2) научить находить определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, объяснять устно и графически условия обособления, необособления определений и обстоятельств; 3) систематизировать и обобщить знания учащихся о предложениях с обособленными членами, повторить правописание гласных и согласных в корне слова.

I. Дифференцированный опрос.

Один ученик читает текст на тему «дисциплина — свобода или необходимость?», указывая виды односоставных предложений, класс коллективно рецензирует ответ. Другой ученик пишет на доске отрывки из «Прощальной песни» (упр. 30), написанной Антоном Дельвигом, подчёркивает главный член в определённо-личных односоставных предложениях, указывает слова, грамматически не связанные с предложением, рассказывает о пунктуации при них.

II. Повторение теоретических сведений по теме «Предложения с обособленными членами».

Беседа с учащимися.

— Что такое обособление?

— Назовите условия обособления согласованных и не согласованных определений.

— Назовите способы выражения обособленных обстоятельств, условия обособления.

— В чём особенность обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами?

— Как выражается интонация обособления?

III. Работа с учащимися по учебнику.

1. В упр. 32 на с. 19 учащиеся аргументируют постановку запятых, переписывают, вставляя пропущенные буквы, находят уточняющие обстоятельства и вводные слова.

Рекомендации учителю: в слабом классе можно предложить учащимся таблицы по теме «Предложения с обособленными членами».

Знаки препинания в предложениях с обособленными

членами (определениями и приложениями)

1. Любые определения и приложения (независимо от степени их распространённости и местоположения), если они относятся к личному местоимению

Дружившие с детства, они никогда не расставались. Они, агрономы, поехали работать в село.

2. Согласованные распространенные определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного

Ягоды, собранные детьми, были вкусны. Дед, участник военных действий, знал всё о том далёком времени.

3. Два или несколько однородных согласованных нераспространённых определений, стоящих после определяемого существительного

Ветер, тёплый и ласковый, разбудил цветы на лугу.

4. Согласованные определения и приложения (стоящие перед определяемым существительным), если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.)

Измученные тяжёлой дорогой, ребята не могли продолжить путешествие (причина).

5. Согласованные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова — существительного собственного.

И с к л ю ч е н и е: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении

В отрочестве я зачитывался книгами Дюма-отца.

Знаки препинания в предложениях

с обособленными приложениями

1. Любые приложения (независимо от степени их распространённости и местоположения), если они относятся к личному местоимению

Оно, «Слово. » по своей поэтической мощи не имеет ничего равного в древней русской литературе.

2. Распространённые приложения, если они стоят после определяемого существительного

Сестра, студентка второго курса мединститута, уже даёт советы соседке.

3. Приложения, стоящие перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.)

Смелый охотник, хорёк нападает на животных и крупнее его.

4. Распространённые приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова — существительного собственного.

Ис к л ю ч е н и е: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении

Тренером команды назначен Лучников, бывший нападающий.

Вскочил Иван-царевич на лихого коня да и был таков.

5. Обособляются приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности

Как истинный поэт, Некрасов любим своим народом.

Не обособляются приложения, если союз как имеет значение «в качестве» или приложение с этим союзом характеризует предмет с какой-либо одной стороны

Все знают Женю как надёжного друга.

2. В упр. 34 девятиклассники определяют тип текста, графически отмечают причастные обороты, называют условия обособления, читают выразительно текст, соблюдая эти условия. Учащиеся отвечают на вопрос, как понимают выражение «проснувшимся Везувием». Морфологический разбор причастий выполняют по вариантам:

а) I вариант — морфологический разбор действительно го причастия;

б) II вариант — морфологический разбор страдательного причастия.

Рекомендации учителю: обратите внимание учеников на то, что обособленные члены предложения выделяются интонацией, чем подчёркивается их особое значение среди других второстепенных членов как средства усиления выразительности речи. Интонация обособления выражается ударением, паузами, убыстрением темпа.

В случае затруднения при выполнении морфологического разбора причастий учащиеся пользуются планом разбора на с. 196 учебника. При объяснении выражения «проснувшимся Везувием» можно обратиться к материалам энциклопедического справочника: Везувий — действующий вулкан в Италии высотой 1277 м. Вулкан — коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от времени извергается огонь, лава, пепел.

3. В упр. 36 ученики записывают предложения, обозначая графически причастные и деепричастные обороты, расставляют запятые, соблюдая условия обособления определений и обстоятельств, объясняют, какие из причастных оборотов не являются обособленными, подбирают из текста:

а) причастия, соответствующие схеме: Что такое обособление русский язык 9 класс. Смотреть фото Что такое обособление русский язык 9 класс. Смотреть картинку Что такое обособление русский язык 9 класс. Картинка про Что такое обособление русский язык 9 класс. Фото Что такое обособление русский язык 9 класс;

б) деепричастие, соответствующее схеме: Что такое обособление русский язык 9 класс. Смотреть фото Что такое обособление русский язык 9 класс. Смотреть картинку Что такое обособление русский язык 9 класс. Картинка про Что такое обособление русский язык 9 класс. Фото Что такое обособление русский язык 9 класс.

IV. Контроль за пониманием темы.

Первая группа учащихся (слабоуспевающая) списывает текст (он размножен в количестве, соответствующем числу слабоуспевающих в классе), вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, графически обозначая выбор орфограммы, выделяя запятыми и обозначая графически обособленные члены предложения.

Т е к с т для первой группы.

Вторая группа учащихся (сильная) выполняет задание творческого характера: написать текст, используя в качестве зачина предложение Прогуливаясь в парке, можно любоваться очаровательными кронами деревьев, вырисовывающимися на фоне осеннего неба.

В готовом тексте следует обозначить графически обособленные члены предложения.

1. Укажите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).

а) Утомлённый долгой речью я закрыл глаза и заснул.

б) Он нетерпеливо теребил снятую с правой руки перчатку.

в) Струйки дыма вились в ночном воздухе полном влаги и свежести моря.

г) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем.

2. Найдите предложение, в котором не надо обособлять приложение (знаки препинания не расставлены).

а) Инженер по образованию Алексей Иванович увлекался садоводством.

б) Бунина большинство знает как прозаика.

в) Вот она северная ночь нарядная затянутая серебристой дымкой.

г) Наши любимицы берёзки стайками росли на опушке леса.

3. Какое из данных обстоятельств в предложении не будет обособляться?

а) смотрел не сводя глаз

б) слезает рукой опершись на седло

в) взвилась рассекая потёмки

г) мчится погоняя свои салазки

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) упр. 35 на с. 20 (для слабоуспевающих учащихся);

б) подготовить связный рассказ на тему «Предложения с обособленными членами» (для всех);

в) написать сочинение по заданию в упр. 37 на с. 21 (для более подготовленных учащихся).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *