Что такое обращаемость в медицине
Обращаемость
Смотреть что такое «Обращаемость» в других словарях:
Обращаемость — (negotiability) Способность документа переходить из рук в руки и таким образом давать его владельцу возможность получать какие то выгоды. Юридическая собственность на эту выгоду переходит путем формальной передачи, или индоссамента, документа.… … Финансовый словарь
Обращаемость — (negotiability) Способность документа, дающего его владельцу право получать какие то выгоды, переходить из рук в руки, в результате чего юридическая собственность на эту выгоду переходит путем формальной передачи или индоссамента документа. Для… … Словарь бизнес-терминов
ОБРАЩАЕМОСТЬ — ОБРАЩАЕМОСТЬ, обращаемости, мн. нет, жен. (спец.). Нахождение чего нибудь в обращении, способность к обращению (см. обращение в 3 знач.). Средняя обращаемость книг в библиотеке. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
обращаемость — обратимость, оборачиваемость Словарь русских синонимов. обращаемость сущ., кол во синонимов: 3 • оборачиваемость (2) • … Словарь синонимов
обращаемость — Способность документа переходить из рук в руки и таким образом давать его владельцу возможность получать какие то выгоды. Юридическая собственность на эту выгоду переходит путем формальной передачи, или индоссамента, документа. Для того чтобы… … Справочник технического переводчика
обращаемость — 1) характеристика интенсивности обращений населения за медицинской помощью в лечебно профилактические учреждения; 2) (син. показатель первичной обращаемости) статистический показатель, используемый для изучения заболеваемости, представляющий… … Большой медицинский словарь
Обращаемость — I ж. отвлеч. сущ. по прил. обращаемый I II ж. отвлеч. сущ. по прил. обращаемый II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
обращаемость — обращаемость, обращаемости, обращаемости, обращаемостей, обращаемости, обращаемостям, обращаемость, обращаемости, обращаемостью, обращаемостями, обращаемости, обращаемостях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
обращаемость — обращ аемость, и … Русский орфографический словарь
ОБРАЩАЕМОСТЬ — способность финансовых инструментов переходить из рук в руки в результате купли продажи … Большой бухгалтерский словарь
ОБРАЩАЕМОСТЬ — способность финансовых инструментов переходить из рук в руки в результате купли продажи … Большой экономический словарь
обращаемость
Смотреть что такое «обращаемость» в других словарях:
Обращаемость — (negotiability) Способность документа переходить из рук в руки и таким образом давать его владельцу возможность получать какие то выгоды. Юридическая собственность на эту выгоду переходит путем формальной передачи, или индоссамента, документа.… … Финансовый словарь
Обращаемость — (negotiability) Способность документа, дающего его владельцу право получать какие то выгоды, переходить из рук в руки, в результате чего юридическая собственность на эту выгоду переходит путем формальной передачи или индоссамента документа. Для… … Словарь бизнес-терминов
ОБРАЩАЕМОСТЬ — ОБРАЩАЕМОСТЬ, обращаемости, мн. нет, жен. (спец.). Нахождение чего нибудь в обращении, способность к обращению (см. обращение в 3 знач.). Средняя обращаемость книг в библиотеке. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
обращаемость — обратимость, оборачиваемость Словарь русских синонимов. обращаемость сущ., кол во синонимов: 3 • оборачиваемость (2) • … Словарь синонимов
обращаемость — Способность документа переходить из рук в руки и таким образом давать его владельцу возможность получать какие то выгоды. Юридическая собственность на эту выгоду переходит путем формальной передачи, или индоссамента, документа. Для того чтобы… … Справочник технического переводчика
Обращаемость — I ж. отвлеч. сущ. по прил. обращаемый I II ж. отвлеч. сущ. по прил. обращаемый II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
обращаемость — обращаемость, обращаемости, обращаемости, обращаемостей, обращаемости, обращаемостям, обращаемость, обращаемости, обращаемостью, обращаемостями, обращаемости, обращаемостях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
обращаемость — обращ аемость, и … Русский орфографический словарь
ОБРАЩАЕМОСТЬ — способность финансовых инструментов переходить из рук в руки в результате купли продажи … Большой бухгалтерский словарь
ОБРАЩАЕМОСТЬ — способность финансовых инструментов переходить из рук в руки в результате купли продажи … Большой экономический словарь
ОБРАЩАЕМОСТЬ
Смотреть что такое ОБРАЩАЕМОСТЬ в других словарях:
ОБРАЩАЕМОСТЬ
обращаемость ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: обращаемый.
ОБРАЩАЕМОСТЬ
ОБРАЩАЕМОСТЬ
ОБРАЩАЕМОСТЬ (negotiability) Способность документа переходить из рук в руки и таким образом давать его владельцу возможность получать какие-то выгод. смотреть
ОБРАЩАЕМОСТЬ
(negotiability) Способность документа, дающего его владельцу право получать какие-то выгоды, переходить из рук в руки, в результате чего юридическая со. смотреть
ОБРАЩАЕМОСТЬ
ОБРАЩАЕМОСТЬ
1) Орфографическая запись слова: обращаемость2) Ударение в слове: обращ`аемость3) Деление слова на слоги (перенос слова): обращаемость4) Фонетическая т. смотреть
ОБРАЩАЕМОСТЬ
ОБРАЩАЕМОСТЬ
сущ.; фин (способность акции, векселя и т.п. к обращению) negotiability* * *negotiabilityСинонимы: оборачиваемость, обратимость, превращаемость
ОБРАЩАЕМОСТЬ
сущ.; фин (способность акции, векселя и т.п. к обращению) negotiability* * *negotiabilityСинонимы: оборачиваемость, обратимость, превращаемость
ОБРАЩАЕМОСТЬ
обращаемость — 1) характеристика интенсивности обращений населения за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения; 2) (син. показатель первичной обращаемости) — статистический показатель, используемый для изучения заболеваемости, представляющий собой количество первичных обращений по поводу заболеваний на 1000 человек населения в течение календарного года.
ОБРАЩАЕМОСТЬ
ОБРАЩАЕМОСТЬ
ОБРАЩАЕМОСТЬ
Ударение в слове: обращ`аемостьУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: обращ`аемость
ОБРАЩАЕМОСТЬ
сущ. жен. рода, только ед. ч.мед., с.-х.обертаність
ОБРАЩАЕМОСТЬ
способность финансовых инструментов переходить из рук в руки в результате купли-продажи.Синонимы: оборачиваемость, обратимость, превращаемость
ОБРАЩАЕМОСТЬ
способность финансовых инструментов переходить из рук в руки в результате купли-продажи.Синонимы: оборачиваемость, обратимость, превращаемость
ОБРАЩАЕМОСТЬ
обраща’емость, обраща’емости, обраща’емости, обраща’емостей, обраща’емости, обраща’емостям, обраща’емость, обраща’емости, обраща’емостью, обраща’емостями, обраща’емости, обраща’емостях. смотреть
ОБРАЩАЕМОСТЬ
ОБРАЩАЕМОСТЬ обращаемости, мн. нет, ж. (спец.). Нахождение чего-н. в обращении, способность к обращению (см. обращение в 3 знач.). Средняя обращаемость книг в библиотеке.
ОБРАЩАЕМОСТЬ
ОБРАЩАЕМОСТЬ
ОБРАЩАЕМОСТЬ
ОБРАЩАЕМОСТЬ
ж. жүгүртүлүш, өтүш, өтүп туруш; высокая обращаемость книг в библиотеке китепканада китептердин колдон-колго абдан көп өтүп турушу.
ОБРАЩАЕМОСТЬ
〔名词〕 周转率Синонимы: оборачиваемость, обратимость, превращаемость
ОБРАЩАЕМОСТЬ
— способность финансовых инструментов переходить из рук в руки в результате купли-продажи.
ОБРАЩАЕМОСТЬ
ж. appealability— обращаемость за медицинской помощью
ОБРАЩАЕМОСТЬ
обращаемость дар муомила будан(и), дар гардиш будан(и), дар ҷараён будан(и)
ОБРАЩАЕМОСТЬ
обертаність, повертаність; уживаність (-ности). Срв. Оборот.
ОБРАЩАЕМОСТЬ
(денежных знаков) Umlauffähigkeit, Zirkulationsfähigkeit
Изучение обращаемости населения за амбулаторной помощью
Изучение заболеваемости населения по данным обращаемости за медицинской помощью. План и программа исследования. Разработка группировки и шифрование данных. Расчет показателей частоты и среднего возраста больных. Оценки Международной федерации диабета.
Рубрика | Медицина |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 19.01.2017 |
Размер файла | 283,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ГБОУ ВПО «ПЕРВЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П.ПАВЛОВА
Факультет высшего сестринского образования
Кафедра сестринского дела
ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЩАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЗА АМБУЛАТОРНОЙ ПОМОЩЬЮ
Выполнила студентка 40 группы
Борисевич Елена Егоровна
Анализ информации о здоровье населения России в настоящее время свидетельствует о его катастрофическом состоянии. Угрожающие темпы роста смертности привели к резкому сокращению средней продолжительности предстоящей жизни.
Рост уровня заболеваемости и смертности регистрируется по большинству социально значимых болезней, что обусловлено последствиями социально-экономической нестабильности в стране. Здоровье населения напрямую зависит от уровня цивилизации, социально-экономического развития страны, правовой культуры и ответственности граждан за личное здоровье. Общественное здоровье, являясь реальным результатом социально-экономического развития, выступает в то же время и естественным условием его дальнейшего развития.
Заболеваемость представляет собой сложную систему взаимосвязанных понятий и показателей. Она показывает уровень, частоту распространения всех болезней вместе взятых и каждой в отдельности среди населения в целом и его отдельных возрастных, половых, социальных, профессиональных и других групп.
Данные о частоте возникновения и структуре заболеваемости, а также распространенности болезней имеют большое значение для:
обоснования управленческих решений как на федеральном, так и на муниципальных уровнях управления системой здравоохранения
комплексной оценки состояния здоровья населения
организации и проведения социально-гигиенического мониторинга заболеваний
оценки деятельности ЛПУ (анализ объемов, качества и эффективности), в т.ч. экономической
разработки территориальных программ обязательного медицинского страхования и государственных гарантий медицинской помощи, формировании муниципальных заказов на медицинскую помощь
расчета страховых взносов и платежей за отдельные группы населения, распределения финансовых средств среди участников системы ОМС
планирования и прогнозирования развития сети учреждений здравоохранения
подготовки и правильной расстановки кадров
рациональной организации различных видов медико-социальной помощи
проведения профилактических и оздоровительных мероприятий
оценки качества работы медицинского персонала, учреждении, системы здравоохранения в целом.
Изучение заболеваемости проводится в той же последовательности и по тем же этапам, что и любое статистическое исследование: составление плана и программы, сбор материала, его обработка и анализ.
Методы изучения заболеваемости населения
На основе сплошного метода изучения здоровья всех обратившихся в медицинские учреждения с болезнями и проблемами здоровья.
По данным выборочных исследований отдельных групп и популяций
В зависимости от конкретных задач исследования заболеваемость могут изучать согласно утвержденных правил Государственного Комитета статистики:
по обращаемости населения в лечебно-профилактические учреждения
Изучение заболеваемости, основанной на учете обращений за медицинской помощью возможно путем сплошного учета обращений заболевших в лечебно-профилактические учреждения и путем специального учета отдельных заболеваний в порядке так называемой текущей регистрации. При таком учете обращений за медицинской помощью наиболее полно учитываются острые инфекционные заболевания, неэпидемические заболевания и заболевания с временной утратой трудоспособности.
При этом случай заболевания может быть зарегистрирован как в амбулаторно-поликлиническом учреждении, так и в стационаре. Таким образом, на практике зачастую имеет место двойная регистрация одного и того же заболевания.
Или другая ситуация, когда больной может сам обратиться в стационар или быть доставлен туда «скорой помощью» из дома, с улицы без предварительного посещения амбулаторно-поликлинического учреждения. Для обеспечения преемственности между стационаром и поликлиникой на руки больному выдается «Выписка из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного» (ф. 027/у), на основе которой в поликлинике после выписки больного из стационара должен быть заполнен «Талон амбулаторного пациента» и таким образом зарегистрировано заболевание. Однако на практике это требование редко выполняется, и госпитальные диагнозы далеко не всегда попадают в разработку заболеваемости.
Таким образом, изучение госпитализированной заболеваемости дает более углубленную информацию о диагностике, частоте отдельных, наиболее тяжелых заболеваний, совпадении или расхождении клинических и патолого-анатомических диагнозов, о качестве и преемственности лечения больных, частоте осложнений, длительности и исходах лечения, характере и объеме оказанной медицинской помощи. При этом следует различать показатель частоты госпитализации и показатель госпитализированной заболеваемости.
Другой проблемой является терминологическое разночтение основных понятий, относящихся к заболеваемости, в связи с чем целесообразно в исследовательской и практической деятельности руководствоваться основными понятиями заболеваемости населения.
Однако использование данных о заболеваемости только по обращаемости наряду с перечисленными встречает еще целый ряд трудностей:
субъективное отношение больного к своему заболеванию (население, имеющеe те или иные отклонения в состоянии здоровья, в течение года не обращаются за медицинской помощью);
разный уровень организации медицинской помощи на данной территории (обеспеченность врачами, специализация медицинской помощи, квалификация врачей, величина радиуса врачебного обслуживания и доступности помощи, различный уровень профилактической работы)
Кроме того, на обращаемость влияют санитарная культура населения, доступность медицинской помощи, квалификация врачей, «мода» на диагнозы и многие другие факторы.
Поэтому для того, чтобы установить распространенность заболеваний, приближенную к «истинному» (исчерпанному) уровню, специально проводят медицинские осмотры или используют данные проводимых целевых, предварительных или периодических осмотров.
по данным профилактических медицинских осмотров и массовых освидетельствований населения
Изучение заболеваемости по данным профилактических медицинских осмотров и массовых освидетельствований населения с целью выявления заболеваний дает наиболее полную информацию обо всех имеющихся на момент осмотра хронических заболеваниях и патологических состояниях (туберкулезная интоксикация, пороки сердца, гельминтозы, снижение функции органов зрения, слуха и т.п.), а также о субклинических формах, начальных стадиях заболевания, по поводу которых пациент еще не обращался к врачу.
по данным о причинах смерти
При изучении заболеваемости населения по данным о причинах смерти используется информация о заболеваниях, которые привели к гибели, но не явились причиной обращений в лечебно-профилактические учреждения при жизни больного. Эту информацию получают при разработке сведений о причинах смерти. население медицинский помощь диабет
Однако для всестороннего суждения о состоянии здоровья населения вышеперечисленные источники изучения заболеваемости необходимо использовать в совокупности, что позволит провести комплексную оценку и даст полную характеристику, которую можно использовать для изучения заболеваемости. Такая характеристика будет называться истинной (исчерпанной) заболеваемостью, включающей в себя:
— заболеваемость по обращаемости
-заболеваемость по данным медицинских осмотров
— заболеваемость по данным о причинах смерти, которые ранее не были зарегистрированы в организациях здравоохранения.
Не исключается и оценка заболеваемости по данным социологических опросов о состоянии здоровья.
Развившийся в течение последнего десятилетия в стране социально-экономический кризис привел к значительным сдвигам в состоянии здоровья населения, а также в состоянии организации и управления здравоохранением, в результате чего информативность общепринятых показателей, используемых обычно для расчета сил и средств здравоохранения, необходимых для удовлетворения имеющейся потребности населения в медицинских услугах, претерпела определенные изменения. Это проистекает из того обстоятельства, что в условиях возникновения и распространения реальной, а не скрытой, как прежде, незанятости населения состояние здоровья стало фактором профотбора и профпригодности. Последнее приводит к тому, что экономически активное население с целью поддержания перед работодателем определенного профессионального имиджа резко ограничило обращаемость за медицинской помощью. В результате остающаяся вне поля зрения медицинских работников часть патологии продолжает развиваться по своим законам, что в итоге выливается в процессы появление хронических болезней, множественности, комплексности патологии, инвалидизации и преждевременной смертности. Вышеупомянутое снижение обращаемости населения за медицинской помощью выразилось, например, в снижении обращаемости в амбулаторно-поликлинические учреждения с 11,1 на 1 жителя в 1985 г. до 9,0 уже к 1992 г. и с последующей стабилизацией на уровне 9,1 в 1994—1998 гг. и 9,3 в 1999 г. Аналогичная ситуация имеет место и со стационарной помощью, значения показателя использования которой населением (число госпитализированных на 100 человек населения) столь же поступательно снизились с 24,4 в предкризисном 1985 г. до 22,8 в 1990 г., 21,2 в 1995 г. и 20,9 в 1999 г.
Таким образом на основании проведенного обзора имеющихся публикаций можно сделать некоторые предварительные выводы.
Исходя из системы целей Правительства Российской Федерации и функций, исполняемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, одной из главнейших целей определено как «Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия».
Для обоснования управленческих решений как на федеральном, так и на муниципальных уровнях, разработки территориальных программ обязательного медицинского страхования и государственных гарантий медицинской помощи, формировании муниципальных заказов на медицинскую помощь и других целей
данные о частоте возникновения и структуре заболеваемости, а также распространенности болезней имеют большое значение.
Изучение заболеваемости проводится в той же последовательности и по тем же этапам, что и любое статистическое исследование: составление плана и программы, сбор материала, его обработка и анализ.
Изучение заболеваемости, основанной на учете обращений за медицинской помощью имеет свои трудности и недостатки. В связи с этим, помимо этого метода исследования применять и другие.
План и программа исследования
Что такое обращаемость в медицине
Понятие пациент-ориентированного подхода появилось достаточно недавно. Безусловно, данный подход произрастает из недр клиент-ориентированного подхода, только с той разницей, что в данном случае клиентом (конечным потребителем) является пациент (клиент медицинской организации), а услуга является медицинской. Это вносит в формирование подхода существенные особенности. Приравнивать клиент-ориентированный подход к пациент-ориентированному, конечно, нельзя, хотя стоит заметить, что принципы формирования их, безусловно, едины. Формируя услугу и выводя ее на рынок, необходимо понимать, что ключевым будет конгруэнтность покупательской (потребительской) способности и предлагаемой модели услуг [1]. Продукт (услуга) должен прежде всего соответствовать ожиданиям потребителя. Необходимо выстраивать гибкую систему взаимодействия (работы) с клиентами и своевременно менять условия предоставления услуг в случае изменения потребностей и желаний конечного потребителя. Создание комфортных эмоционально-психологических условий и соучастие в поиске решений для клиента – это базовые принципы наряду со стремлением постоянно совершенствоваться и изменяться к лучшему в отношении производства продукта (услуги) [2]. Особенности пациент-ориентированного подхода заключаются в том, что на основе клиент-ориентированности необходимо создать инновационный подход к планированию, проведению, оценке и контролю медицинской помощи, которая базируется на партнерских и взаимовыгодных принципах сотрудничества между пациентом и его ближайшим окружением (семья) с медицинской организацией в лице административного, врачебного, сестринского и обеспечивающего персонала [3; 4].
Принципы пациент-ориентированного подхода
1. Первый принцип пациент-ориентированности заключается в уважении потребительских ценностей, потребностей и предпочтений. Рассматривая принцип «уважительного отношения к пациенту», можно говорить, что данный аспект отражается в обеспечении прав граждан в сфере оказания медицинской помощи. Помимо этого, ставится во главу угла приоритет интересов пациента.
2. Второй принцип – целостность, логичность и преемственность лечебно-диагностического процесса. Надо понимать, что пациенты в данном аспекте являются уязвимым звеном. Болезнь, которая снижает качество жизни пациента, окрашивает в негативные краски психоэмоциональный фон настроения. Пациент, видя согласованность действий со стороны медицинских работников, вселяет в себя надежду на скорейшее выздоровление.
3. Третий принцип – информированность пациента обо всех деталях лечебно-диагностического процесса, о ходе медико-социальной реабилитации и т.д. Этот принцип достаточно широкий и охватывает много аспектов. Так, пациент по желанию должен иметь доступ к информации о своем заболевании, о клиническом состоянии, о вариантах лечения, а также о методах профилактики.
4. Четвертый принцип – создание комфортных условий пребывания пациента в процессе оказания ему медицинской помощи на всех этапах: в амбулаторно-поликлиническом учреждении, в стационаре, в отделениях реабилитации и т.д.
5. Пятый принцип – обеспечение эмоциональной поддержки в отношении пациента. В реализации данного принципа медицинский работник должен учитывать такие факторы, как обеспокоенность пациента по поводу своего состояния, а также исхода заболевания. Надо учитывать, что пациенты могут испытывать тревогу из-за возможных последствий болезни (инвалидизация, финансовая несостоятельность, потеря работы, проблемы в семье).
6. Шестой принцип – создание условий общения пациента с его ближайшим окружением. Следует уделять внимание уровню субъективного комфорта пациента, по возможности обеспечивать всестороннюю поддержку, не ограничивать его в общении с родственниками, коллегами, друзьями.
7. Седьмой принцип – обеспечение непрерывности лечебного процесса, а также оправдание ожиданий в части его видоизменения со временем. Для обеспечения этого принципа прежде всего надо доносить подробную информацию о лекарственных препаратах, ограничениях, диетах в доступной для пациента форме.
8. Восьмой принцип является базовым и формирующим все предыдущие принципы. Он заключается в надлежащем обеспечении доступности медицинской помощи для потенциального пациента. Это физическая доступность к медицинской организации, наличие общественного транспорта, возможность беспрепятственной записи на прием к врачу, возможность выбора врача, методики лечения.
Внедрение пациент-ориентированного подхода
Один из первых шагов во внедрении пациент-ориентированного подхода при оказании медицинской помощи населению – это необходимость знать мнение пациентов о качестве и доступности оказываемых им медицинских услуг [8]. Самый простой способ – это опрос пациентов «на выходе». Прежде всего, необходимо поменять модель взаимодействия в структуре взаимодействия с пациентом как конечным и ключевым потребителем медицинской услуги [9; 10]. Необходимо задавать вопрос «Что бы Вы хотели улучшить в работе медицинской организации?», а не «Что случилось у Вас при посещении медицинской организации?». При этом надо понимать, что отслеживание настроений и ожиданий пациентов ложится не на плечи медицинских работников (врачебный и/или средний медицинский персонал), а на обеспечивающий персонал по данному направлению. Медицинский персонал обеспечивает основной поток ценностей организации, и пациент-ориентированность в их отношении лежит в области этики и деонтологии медицинской деятельности, степени эмпатии и т.д. [11].
Можно говорить о трёхуровневой системе (структуре) пациент-ориентированного здравоохранения. На микроуровне ключевым является модель взаимоотношений «врач – пациент», на среднем уровне – «медицинская организация – пациент», на макроуровне – «национальная система здравоохранения – пациент». При этом в сбалансированной системе здравоохранения основой в этой структуре является модель «врач – пациент». Она является «материнской платформой» (базовым неделимым элементом) для формирования модели «медицинская организация – пациент». В свою очередь, модель «медицинская организация – пациент» является базовым элементом для модели макроуровня [12]. В несбалансированной системе здравоохранения одна из моделей может преобладать на фоне деградации других моделей. Так, например, при гипертрофии модели «врач – пациент», которая преобладает в кризисные ситуации (при разрушении национальной системы здравоохранения), формируется частный децентрализованный сектор медицинских организаций. При увеличении роли государства и централизации системы здравоохранения, бюрократизации и формализации лечебно-диагностического процесса происходит деградация модели «врач – пациент». При этом при увеличении доли государства в формировании национальной системы здравоохранения, при отсутствии эффективных инструментов управления (процессно-ориентированный подход в управлении медицинской организацией, внедрение бережливых технологий на рабочих местах) и контроля (независимые профессиональные союзы, ассоциации и т.д.), происходит монополизация рынка медицинских слуг и уничтожение конкурентных взаимоотношений [13]. Отсутствие конкуренции на рынке медицинских услуг пагубно сказывается как для медицинских работников, так в итоге и для пациентов. Для медицинского персонала в данной ситуации ключевым критерием профессиональной состоятельности становится не уровень и широта компетенций, а лояльность к работодателю. Для пациентов – это прежде всего падение качества медицинских услуг [14; 15].
Внедрению пациент-ориентированного подхода в оказании медицинских услуг могут препятствовать ряд факторов. Прежде всего, это система профессиональной организации труда медицинских работников. Здесь одним из ключевых факторов является негибкая система оплаты труда. В настоящее время, несмотря на введение эффективных критериев оценки труда сотрудников, утвержденная система, по сути, не учитывает качества оказываемых медицинских услуг (за исключением формальных критериев). Привязка количества обслуживаемых пациентов к оценке качества оказанных услуг и уровню оплаты труда является не эффективной в долгосрочной перспективе [16]. Такой подход может привести в формальной оценке труда медицинских работников без корреляции с показателями здоровья обслуживаемого населения. Зачастую врач может стремиться (если речь идет о корреляции между уровнем оплаты труда и количеством пациентов) к увеличению базы пациентов. Тем самым сокращается время, затрачиваемое на каждого пациента в отдельности. Такой подход неминуемо приведет к падению качества медицинских услуг, профессиональному выгоранию и деградации модели «врач – пациент» [17].
Одним из примеров привязки уровня оплаты врача к количеству пациентов могут служить данные социологического опроса медицинских сотрудников, проведённого Ernst&Young Russia в 20 тыс. медицинских организациях государственного и частного сектора в 2015 г. Так, более 45 % организаций сообщили о том, что уровень оплаты труда сотрудников зависит напрямую от выполнения плана по количеству пациентов. В этих организациях введена прогрессивная шкала заработной платы в зависимости от суммы выручки организации. В то же время 55 % опрошенных заявили, что их цель – это эффективное лечение пациентов, и считают привязку размера зарплаты к прибыли организации пагубной. По мнению А.З. Столпнера, привязка заработной платы врача к выручке может повлиять на необоснованные с медицинской точки зрения назначения (лечебно-диагностические процедуры и т.д.). По его мнению, практика доплаты за дополнительные назначения врачу широко распространена в настоящее время в столичных медицинских организациях. Он настаивает на том, что упор на качество лечения заставляет пациента возвращаться именно в эту клинику и приводить туда своих родственников и знакомых, тем самым повышая уровень доверия к медицинской организации. Стоит заметить, что в данном подходе главная цель – это повышение уровня доверия к бренду (brand loyalty) [14].
По мнению James Alan Robinson, профессора University of Chicago, одного из ведущих специалистов в области политики и менеджмента в сфере здравоохранения, все три существующие модели оплаты труда в системе здравоохранения (оплата за отдельно взятые услуги, подушевое финансирование, фиксированные ставки оплаты труда) не являются совершенными. Он заявляет, что «оплата за услуги поощряет оказание нецелесообразных услуг, мошенническое накручивание посещений и процедур и бесконечное перенаправление пациентов от одного специалиста к другому», «подушевая оплата поощряет отказ в предоставлении нужных услуг, отказ от хронических больных и сужение объема работы при отбрасывании пациентов, требующих много времени», «окладная система подрывает продуктивность, поощряет отдых на рабочем месте и насаждает бюрократическую ментальность, в которой любая процедура – еще чья-то проблема» [18; 19].
Комплаентность и лояльность пациентов
Ключевой базовый принцип пациент-ориентированного подхода – это повышение комплаентности (patient compliance) и лояльности пациентов (patient loyalty). В данном аспекте стоит различать эти два понятия, хотя с лингвистической точки зрения они, безусловно, являются синонимичными. Разделение этих понятий при формировании пациент-ориентированного подхода необходимо ввиду различной функциональной значимости (нагрузки) этих определений. Приверженность к следованию назначенного лечения (adherence to therapy), а также выполнению требований врача по соблюдению лечебно-охранительного режима отражает личное отношение в системе «врач – пациент». Но этот фактор определяется уровнем доверия пациента к компетенции врача, его уровню профессиональной подготовки (квалификации). По мнению I.E. Leppik, категория «приверженности» включает в себя несколько компонентов: поведенческий компонент (пациента), его нацеленность на результат, а также степень возможности (условий) выполнения назначений. На практике уровень «приверженности» обычно измеряется правильностью или неправильностью выполнения медикаментозных назначений (следование назначенным дозам, соблюдение временного интервала и т.д.). Если пациент принимает лекарственное средство в дозе, составляющей 80–120 % от назначения, то уровень «приверженности» можно расценивать как высокий. Помимо прямых оценок «приверженности», существуют и косвенные (непрямые) методы определения уровня данного показателя. К ним можно отнести количество использованных/оставшихся таблеток, анкетирование, проверку записей (дневников) пациентов и т.д. [20].
Что касается «лояльности» пациента, то целесообразнее ее рассматривать в модели «медицинская организация – пациент». Данный показатель отражает как степень доверия пациента к конкретной медицинской организации (к юридическому лицу, к учреждению), так и к системе оказания медицинской помощи в целом. Например, доверие к частной или государственной системе здравоохранения или к системе «платной» или «бесплатной» медицины. Так, согласно данным агентства BusinesStat, в 2019 г. более 27,0 % жителей Москвы и Московской области обращались за услугами частных медицинских организаций. Высокий показатель ( %) обращаемости в коммерческие клиники на фоне развитой сети государственных учреждений здравоохранения говорит прежде всего о степени доверия респондентов. Ключевыми причинами явились в 35,2 % случаев – высокая профессиональная составляющая врачей, по мнению респондентов, в 34,5 % – высокая результативность назначенных схем и процедур. При этом 56,4 % опрошенных шли на прием к конкретному врачу (фактор приверженности модели «врач – пациент»). На фактор приверженности в модели «медицинская организация – пациент», по мнению 21,4 % респондентов, повлиял хороший уровень организации медицинской помощи (оперативность, полнота охвата и т.д.). Помимо медицинских организаций, в круг субъектов мотивационной модели «медицинская организация – пациент» может быть включена и страховая компания. Но этот аспект играет роль исключительно в частном секторе. Что касается государственного сектора здравоохранения, согласно опросу, доверие к врачу (42,4 %) значительно ниже, чем доверие к медицинской организации (76,9 %) в целом (или к системе государственного здравоохранения). Это обусловлено главным образом тем, что наряду с признанием низкой квалификации врачей в госсекторе, респондентами осознается «всеобщий» охват государственных гарантий в системе ОМС и возможность «получить» дорогостоящие методы лечения и обследования при наличии показаний. Омрачает эту картину, по мнению 79,9 % респондентов, высокий уровень «бюрократизации» государственной система оказания медицинской помощи. В то же время в частном секторе доверие к врачу значительно выше, чем к коммерческой организации в целом. Это обусловлено тем, что большинство опрошенных (65,5 %) считают, что руководство таких организаций ставит цель получения прибыли на порядок выше, чем оказание качественной медицинской помощи [16].
При формировании пациент-ориентированного управления в медицинской организации необходимо руководствоваться в принятии решений прежде всего интересами пациента (клиента). Главной целью является повышение уровня доверия пациента к врачу и к медицинской организации в целом. Взаимодействие в данной системе осуществляется на взаимовыгодных условиях и партнёрских отношениях, что должно отражаться на планировании и реализации медицинских услуг населению. Для оценки деятельности медицинской организации и системы здравоохранения в целом необходимо учитывать мнение граждан о системе контроля качества медицинских услуг и результативности/эффективности менеджмента [20; 21]. Учредитель медицинской организации должен регулярно инициировать проведение независимого опроса прикрепленных пациентов, что должно стать основой для планирования объема и вида медицинских услуг. Внедрение пациент-ориентированного подхода при надлежащей имплементации ведет, прежде всего, к повышению обращаемости населения, приверженности к лечению, что, в свою очередь, отразится на показателях выявляемости заболеваний, длительности ремиссий, снижения уровня заболеваемости, а также на более широком охвате населения профилактическими мероприятиями [22].