Что такое обращение в стихотворении
Обращение в стихотворной речи
Обращение в стихотворной речи
Актуальность. В трудах по синтаксису русского языка вопрос об обращении в стихотворной речи вообще не ставился. Пока что нет ни одного научного труда, который бы претендовал на полное, систематическое и последовательное описание этой стилистико-грамматической категории.
Между тем, такое описание имело бы большое значение во многих отношениях:
В общеграмматическом плане оно поможет выделить отдельные типы и функции обращений и таким образом установить границы этой категории;
В историко-стилистическом плане наблюдение над различными типами обращений дают возможность:
Установить, какие типы обращений характерны для стихотворной речи в различные периоды развития языка русской художественной литературы;
Выявить индивидуальные особенности в употреблении различных типов обращений в языке того или иного поэта и решить другие задачи.
Конечно, наша робота может и не дать полных ответов на все эти вопросы, но то, что мы попытаемся ответить на них, дать свою трактовку, может послужить основой для дальнейшей разработки этой темы.
Отсюда актуальность нашей работы очевидна.
Объект изучения – изучение функционирования грамматических средств в художественной литературе.
Предмет изучения – функционирование обращений в стихотворной речи.
Охарактеризовать обращение как синтаксическую категорию.
Определить семантико-стилистические особенности обращения, предпосылки для его употребления в поэтической речи.
Выяснить функции обращения в стихотворной речи.
Методологической основой работы является положение трудов ведущих языковедов: Л. В. Щербы, В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева, А.И. Ефимова и др.
В работе использованы следующие методы исследования: описательный, сопоставительный, в меньшей степени сравнительно-исторический, метод наблюдения над использованием обращений в художественной литературе вообще и в стихотворной речи в частности.
Теоретическая ценность работы определяется ее актуальностью. Результаты исследования важны для решения проблемы функционирования грамматических средств в художественной литературе.
Обращение – это грамматически не зависящее от предложения слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь, и характеризующееся звательной интонацией. В роли обращения обычно употребляется одушевленное имя существительное или субстантивированное имя в форме именительного падежа. Обращение может быть одиночным и распространенным, может быть выражено сочинительным рядом. Обращение может стоять в начале в середине и в конце. Отсутствие конструктивных связей с членами предложения, интонационная обособленность и непосредственное выражение контакта с адресатом речи – все это создает исключительные условия для употребления обращения в поэтической, в частности, стихотворной речи.
Изучив поэтическое наследие А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С. Есенина, В. Маяковского и стихотворения других поэтов, мы пришли к выводу, что функции обращений в поэтической речи можно классифицировать. Мы предлагаем такую классификацию:
Остановимся кратко на употреблении обращений в различных функциях в стихотворной речи.
1. Собственно-звательная функция связана с живой разговорной, диалогической речью. Поэтому в речи обращения в собственно-звательной функции обычно употребляются там, где воспроизводится диалог, где передается речевые контакты героев: в балладах, идиллиях, песнях, поэмах. Так у поэта –бытописателя Н.А. Некрасова, обращение в звательной функции составляют 60-65 % от общего количества обращений, в то врем, как у А.С. Пушкина их только около 20 %.
2. Фиктивно-звательная функция, в противоположность собственно-звательной, целиком лежит в области лирической поэзии. Именно для лирической поэзии характерно одушевление явлений природы в целях наиболее полного и яркого выражения связи поэта сними, чтобы представить с предельной наглядностью в ряде метафорических образов душевное состояние поэта.
В поэтической речи употребление обращений в фольклорно-звательной функции воспринимается, как определенный поэтический прием, особый троп, внутреннее содержание которого – олицетворение. Наиболее ярко эта функция проявилась в фольклоре. Обращение-синекдоха к сердцу, руке и т.д. играют очень важную роль:
Обращения-метафоры к солнцу, месяцу, рекам, полям, деревьям, птицам, животным создают лирический колорит и во многих случаях организуют композицию песни (зачин-обращение, обращения-повторы, параллелизм обращений и др.). Например:
Седина-ль моя сединушка,
Ты к чему рано появилася,
Ах, ты, молодость молодецкая!
Я не чаял тебя измыкати.
Ах, измыкал я свою молодость
Не в житье-бытье богачестве –
Во проклятом одиночестве.
(Песни, собранные В. Киреевским. Новая серия. Ч. 2. С.129).
Дальнейшее развитие этой функции обращений в языке художественной литературы идет по следующим путям:
Окончательный переход звательной функции в фиктивно-звательную, в определенный литературный прием.
Закрепление этого приема за стихотворной речью.
Расширение лексического состава обращений (сейчас возможно употребление любого существительного в этой функции).
Превращение ряда обращений в поэтические формы, несущие постоянный лирический заряд.
Количественное соотношение обращений в этой функции и в других функциях может служить одним из объективных признаков индивидуального поэтического языка того или иного поэта. Так, например, у А.В. Кольцова и С. Есенина соотношение количества обращений в этой функции достигает 60-80% от общего числа обращений.
3. Условно-звательная функция, как фиктивно-звательная, характеризует, прежде всего, стихотворную речь. Условность ее проявляется в том, что такие обращения служат не для привлечения внимания собеседника, непосредственно участвующего в речи, а для того, чтобы выразить отношение автора к образам, которые он сам создал или к лирическим адресатам.
Первая разновидность обычно характеризует стихотворные, эпические или лироэпические произведения, в которых есть образы, сталкивающиеся друг с другом, так что у писателя появляется необходимость выразить свое одобрение, сочувствие или порицание и т. д. Например, у А. Твардовского в «Василие Теркине»: «Теркин, Теркин, что с тобою…» Это своеобразный способ организации лирических отступлений. Но эта разновидность мало продуктивна.
Вторая разновидность намного продуктивнее именно в лирической поэзии. Сюда относятся:
Обращение к условным поэтическим героям, наделенным поэтом собственными именами. Такие обращения превратились в поэтически канон, стали приметой своеобразного условно-сентиментального стиля. Полной мерой отдал им дань молодой А. Пушкин, особенно в лицейский период:
И колыбель твою качали…
К этой же разновидности условно-звательной функции можно отнести употребление обращений в различных посланиях – жанре очень распространенном в поэзии первой половины ХІХ в.
Промежуточное положение между случаями 1.) и 3.) занимают обращения к мифологическим и историческим героям прошлого. Такие обращением характерны для од, стихотворений «на смерть», юбилейных стихов, философской лирики. В поэзии эта функция жива и продуктивна. Например, у С. Есенина:
Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший, как туман,
О, Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
К обращениям, употребленным в условно-звательной функции, примыкают ритуальные и культовые обращения: обращения в заклинаниях и заговорах, молитвах, плачах. В современной поэзии употребляются крайне редко и то не в своей прямой функции, а скорее как обращение группы лиц. Например, у В. Маяковского:
Если правда, что есть ты,
если звезд ковер тобою выткан,
судейскую цепь надень.
не замедлю ни на день.
хороший пример такого обращения находим у А. Пушкина в «Евгении Онегине». Здесь обращение в этой функции служат для:
1. Установления контакта с читателем – это дружеские, даже несколько иронически-фамильярные, но в то же время вполне корректные отношения:
…Где, может быть, гуляли вы
Или блистали, мой читатель … (1 гл.)
Здорова ль ваша вся родня? (5 гл.)
2. Ряд обращений в «Евгении Онегине» содержит попытку дифференцировать читателей на разных основаниях. Например:
Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель …(8 гл.)
3. А в случаях, когда поэт высказывает особенно сокровенные мысли и чувства, он прибегает к таким обращениям, как «друзья» и «братья», перенося таким образом в поэзию приемы эпистолярной лирики.
Обзор различных функций обращений в стихотворной речи показал, что функциональная дифференциация обращений прямо, хотя и не всегда последовательно связана:
— с типологической дифференциацией обращений;
с вопросом общей и исторической поэтики;
с построением эпического и лирического стихотворения произведения;
с их внутренней композицией.
Потебня А. Из записок по русской грамматике. Т. І-ІІ.- Харьков, 1888.
Песни, собранные В. Киреевским. Новая серия. Ч. 2. С.129.
Что такое поэтическое обращение?
Обращение — яркое выразительное средство в художественной речи. Обращением называется слово или сочетание слов, называющее адресата. Чаще всего в роли обращения выступают имена собственные, реже — клички животных или названия неодушевленных предметов. Обращение не является членом предложения, сохраняя свою обособленность. Оно сопровождается присущей ему звательной интонацией. Если в разговорной речи основная функция обращений — наименование адресата речи, то в поэтической обращения выполняют помимо этого стилистические функции: они часто являются носителями экспрессивно-оценочных значений. Поэтому они часто метафоричны; этим же объясняются особенности их синтаксиса.
Для произведений художественной литературы — особенно поэтических — характерны распространенные обращения, например: Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете? (С. Есенин) В некоторых случаях пространное обращение в поэтической речи становится содержанием предложения: Солдатский сын, что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно, ты памятью героя и отца не отлучен от радостей земных. (А. Твардовский)
В поэтической речи обращения могут выстраиваться в однородный ряд: Пойте, люди, города и реки, пойте, горы, степи и моря! (А. Сурков) Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая. (М. Исаковский) О город! О ветер! О снежные бури! О бездна разорванной в клочья лазури! Я здесь! Я невинен/ Я с вами! Я с вами! (А. Блок)
Обращения к другим лицам создают непринужденность, интимность, лиризм:
Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!
Обращение. Примеры предложений с обращениями
Обращение обозначает лицо или предмет, к которому относится речь говорящего. Оно не является членом предложения и выделяется знаками препинания.
Узнаем, что такое обращение в русском языке, каким оно бывает, как выделяется знаками препинания. Приведем примеры предложений с обращениями.
Что такое обращение
О лес! Как ты прекрасен золотой осенью!
Обращение выражается обычно существительным в форме именительного падежа или словом другой части речи в значении существительного. Оно произносится с особой, звательной интонацией.
Обращение не связано ни с одним членом предложения способом согласования, управления или примыкания и не соединяется сочинительной связью с помощью союзов и перечислительной интонации. По этой причине обращение не является членом предложения.
Как выделяется обращение?
Так как обращение не является полноправным членом предложения, оно отделяется знаками препинания. Если обращение произносится без восклицательной интонации, оно выделяется запятой в начале или конце предложения и запятыми, если находится в середине предложения:
Каждый труд благослови, удача (С. Есенин). […, O].
Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. При этом первое слово пишется с прописной буквы, например:
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (М. Лермонтов)
Природа-мать! К тебе иду с своей глубокою тоскою (А. Майков).
Как хорошо ты, о море ночное! (Ф. Тютчев)
Засветись, о день счастливый! Разгони густой туман (А. Майков).
Тебе, Казбек, о страж Востока, принес я, странник, свой поклон (М. Лермонтов).
Распространенные и нераспространённые обращения
Как следует из определения, обращение может быть выражено одним или несколькими словами, то есть оно бывает нераспространённым и распространённым, например:
Забудь, товарищ мой любезный, раздор смешной и бесполезный (А.С. Пушкин).
Если части распространенного обращения разделены другими членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми:
Личные местоимения «ты», «вы», как правило, являются подлежащими в предложении, но могут входить в состав распространенного обращения. Сравним:
Примеры предложений с обращениями
Видеоурок:
Обращение в русском языке. Примеры и виды обращений
Обращение называет, кому адресована речь. Это слово или словосочетание обозначает, к которому обращается автор. Обращение может относиться и к одушевленному лицу, и к неодушевленному предмету.
А мы вас, профессор, давно ищем.
Спи, моя радость, усни.
Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!
Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. (А.С. Пушкин)
Русь, куда ж несешься ты? (Н.В. Гоголь)
Покажите мне Москву, москвичи! (А. Розенбаум)
Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною.
Ю. Визбор
Какими бывают обращения
Скажи, дедушка, ты давно приехал?
Чем вам помочь, любезный?
Провожающие, выйдите из вагона!
Обращениями могут служить собственные имена людей, клички животных, названия по степени родства, профессии, занятию, званию, национальности, возрасту и т.п.
Вас к телефону, Иван Иванович.
Света! Пошли в кино.
Так точно, товарищ генерал!
Эй, мужики, как пройти на улицу Ленина?
Смилуйся, государыня рыбка. (А.С. Пушкин)
За мной, читатель! (М.А. Булгаков)
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
А.С. Пушкин
Краткие и распространенные обращения
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной. (А.С. Пушкин)
Ребята! Не Москва ль за нами? (М.Ю.Лермонтов)
Товарищ, винтовку держи, не трусь! (А.А. Блок)
Каждый труд благослови, удача. (С.А. Есенин)
Примеры распространенных обращений
Бесценный друг, что такое сердце человеческое? (И. Гете)
Забудь, товарищ мой любезный, раздор смешной и бесполезный (А.С. Пушкин)
Как я любил, Кавказ мой величавый, твоих сынов воинственные нравы. (М.Ю. Лермонтов).
Люблю я грусть твоих просторов, мой милый край, святая Русь. (Ф. Сологуб)
Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс. (В. В. Маяковский)
А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер. (В. Лебедев-Кумач)
Несколько обращений могут идти подряд:
Поезжайте, душенька, Илья Ильич! (И.А. Гончаров).
Знаки препинания при обращениях. Как выделяется обращение
Обращение отделяется знаками препинания. Если его произносят без восклицательной интонации, то обращение выделяется запятой в начале или конце предложения или запятыми, если стоит в середине предложения.
Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. При этом первое слово пишется с прописной буквы.
Если перед обращением стоит междометие «о», «ах», «а» и тому подобные, они не отделяются запятой от обращения.
О родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благославляя. (В.А. Жуковский)
Как хорошо ты, о море ночное! (Ф.И. Тютчев)
Не являются обращениями и не разделяются запятыми междометные выражения боже упаси, господи прости, слава тебе господи и т.п.
Если части распространенного обращения разделены другими членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми:
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.А. Крылов).
В официальных письмах обращения принято записывать на отдельной строке. После обращения в таком случае ставится восклицательный знак.
Уважаемый Иван Иванович! (Слово «уважаемый» входит в состав обращения и запятой не отделяется).
Личные местоимения ты и вы чаще всего в предложении являются подлежащими, а не обращениями.
Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель. (А. С. Пушкин)
Иногда, впрочем, они могут быть обращениями или входить в состав обращений.
Здравствуй, князь ты мой прекрасный! (А.С. Пушкин).
Урок по русскому языку «Поэтическое обращение» (8 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
И ЕГО РОЛЬ В ТЕКСТЕ
Цели урока: дать понятие поэтического обращения, показать его отличие от обращения; определить роль поэтического обращения в тексте как изобразительно-выразительного средства.
1. Найдите обращение в предложенных стихотворных строках. Выпишите их.
1) – Скажи-ка, дядя, ведь недаром,
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана! (М.Ю.Лермонтов «Бородино»)
2) И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!» (М.Ю.Лермонтов «Бородино»)
3) Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз. (А.С.Пушкин «19 октября»)
2. Вспомните, что такое обращение. С какой интонацией оно произносится?
(Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение произносится с особой звательной интонацией.)
Это означает, что тот, к кому обращаются с речью, может услышать, понять сказанное и дать ответ. Следовательно, обращение называет лицо одушевленное.
3. Что же такое поэтическое обращение?
Мы уже увидели, что в стихотворной, поэтической речи может использоваться обычное обращение. Значит дело не в том, какой перед нами текст, прозаический или стихотворный. Давайте попробуем разобраться,
в чем отличительные особенности поэтического обращения.
Прочитайте отрывки из текстов русских народных песен. Определите, к каким силам обращается человек. Выпишите обращения.
1) Подуй, подуй, мать погодушка низовенькая,
Раздуй, раздуй, мать погодушка, калину в саду..
(«Подуй, подуй, мать погодушка низовенькая..»)
2) Соловеюшка премилый,
Сядь поближе ты, голубь, к дружку;
Ты скажи-ка дружку моему…
3) Ты лети-ка, мой соловьюшко,
На родимую сторонушку,
Скажи батюшке низкий поклон…
(«Из-за лесу, лесу темнаго…»)
4) Не шуми, мати зеленая дубровушка,
Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати,
Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос идти
Перед грозного судью, самого царя.
(«Не шуми, мати зеленая дубровушка»)
Ах ты, рощица, ты моя зеленая!
Чем же ты, рощица, изукрашена?
Изукрашенная разным ягодам,
Я калиною да со малиною,
Черной ягодой смородиной…
(«Ах ты, рощица, ты моя зеленая…»)
Выписанные вами обращения называются поэтическими.
В чем отличие поэтических обращений от обращений, выписанных из стихотворений Пушкина и Лермонтова (пункт первый)? (Поэтическое обращение называет предмет или явление, которые не смогут воспринять речь человека, им адресованную.)
Таким образом, поэтическое обращение – это обращение чаще всего к неодушевленному лицу.
В чем же смысл употребления поэтических обращений в народных лирических песнях?
(Природная стихия живет по своим законам, неподвластным человеческому разуму. Она может защитить, дать кров, а может и погубить человека. Древние люди поклонялись природным силам, искали у них защиты и покровительства. Поэтому обожествление, одухотворение сил природы для древнего человека вполне естественно.)
Продолжите этот ряд самостоятельно. Символом чего является соловей?
В чем причина обращения к погоде?
Какую еще особенность поэтических обращений в народных лирических песнях мы можем заметить? С какими суффиксами использованы существительные в качестве обращений?
Что такое поэтическое обращение? Вывод записывается в тетрадь.
Какие особенности поэтического обращения можно отметить в народных лирических песнях?
4. Роль поэтических обращений в художественном произведении.
1) Прочитайте отрывок из VII главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Вставая с первыми лучами,
Теперь она в поля спешит
И, умиленными очами
«Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;
Прости, небесная краса,
Прости, веселая природа;
Меняю тихий, милый свет
На шум блистательных сует…
Прости ж и ты, моя свобода!
Куда, зачем стремлюся я?
Что мне сулит судьба моя?»
Найдите поэтические обращения и выпишите их.
К чему обращается Татьяна Ларина, героиня романа «Евгений Онегин»? (К силам природы.)
Сопоставьте поэтические обращения Татьяны Лариной с теми, что вы выписали из народных песен. Объясните, почему А.С.Пушкин сказал о своей героине, барышне, воспитанной на французских романах: «Татьяна, русская душою…»
Возвращаясь к теме урока, давайте сформулируем, какова же роль поэтического обращения в тексте.
(Поэтическое обращении в тексте используется как изобразительно-выразительное средство, помогающее охарактеризовать героя произведения.)
Но помимо этого поэтическое обращение дает возможность высказать автору свое отношение к героине и свое настроение.
Обратите внимание на то, что поэтические обращения Татьяны Лариной все же отличаются от поэтических обращений в народных лирических песнях. В чем это отличие? Оно в отсутствии уменьшительно-ласкательных суффиксов и использовании в качестве обращений более широких понятий.
С чем ассоциируются в речи героини А.С.Пушкина «мирные долины», вершины гор, леса, «веселая природа»? (Со свободой, «тихим, милым светом».) А чему эти образы противостоят? («Шуму блистательных сует».)
Вряд ли барышня, выросшая в деревенской тиши, достоверно представляет себе светскую жизнь. Жизнь светского общества ей будет казаться загадочной, непонятной, может быть, романтичной, но суетливой и пустой. Поэтому здесь скорее звучит голос самого автора.
Это его тревога, его беспокойство за судьбу «милой Татьяны», которая должна отправиться в Москву на ярмарку невест, переданы в предыдущей строфе:
На суд взыскательному свету
Представить ясные черты
И запоздалые наряды,
И запоздалый склад речей;
Московских франтов и Цирцей
Привлечь насмешливые взгляды.
О страх! нет, лучше и верней
В глуши лесов остаться ей.
Какую цель преследует автор, используя в тексте поэтическое обращение?
(Использование поэтического обращения позволяет автору высказать свое отношение к изображаемому – модальная функция)
5. Продолжите предложение и запишите его в тетрадь.
Поэтическое обращение используется в тексте как изобразительно-выразительное средство, помогающее……………………………………….
6. Прочитайте отрывки из стихотворений С.А.Есенина. Выпишите примеры с поэтическими обращениями; расставьте недостающие знаки препинания.
1) Ты жива еще моя старушка? 5) Но люблю тебя родина кроткая!
Жив и я. Привет тебе, привет! А за что – разгадать не могу.
Пусть струится над твоей избушкой Весела твоя радость короткая
Тот вечерний несказанный свет. С громкой песней весной на лугу.
2) Ах поля мои борозды милые
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.
Хочешь, сам я тебе подпою О моя терпеливая мать!
Про лукавые девичьи очи, Я пойду за дорожным курганом
Про веселую юность мою. Дорогого гостя встречать.
4) Я снова здесь, в семье родной
Мой край задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Задание: объясните роль поэтических обращений в стихотворениях С.А.Есенина.