Что такое обратимая функция
Обратимые и обратные функции
Обратимой называется функция в которой произвольному значению функции соответствует единственное значение аргумента.
Примеры обратимых функций:
Исходная обратимая функция и функция, полученная из нее путем замены x на y и y на x, называются обратными.
Примеры обратных функций:
Однако, если рассматривать данную функцию только на множестве положительных чисел, она будет обратимой:
Графики функций будут симметричны относительно прямой y=x:
Функция y=arcsin(x)
Поскольку функция y=sin(x) является периодической, она не является обратимой.
Для построения функции, обратимой y=sin(x), необходимо взять один из полупериодов функции, обычно это отрезок [-π/2;π/2], на котором функция обратима.
График функции y=arcsin(x):
Например, чтобы найти arcsin(1), можно воспользоваться равенством 1=sin(y). Угол на отрезке [-π/2;π/2], синус которого равняется 1, будет равен 90° или π/2.
Функция y=arccos(x)
Поскольку функция y=cos(x) является периодической, она не является обратимой.
Для построения функции, обратимой y=cos(x), необходимо взять один из полупериодов функции, обычно это отрезок [0;π], на котором функция обратима.
График функции y=arccos(x):
Например, чтобы найти arccos(1), можно воспользоваться равенством 1=cos(y). Угол на отрезке [0;π], косинус которого равняется 1, будет равен 0.
Функция y=arctg(x)
Поскольку функция y=tg(x) является периодической, она не является обратимой.
Для построения функции, обратимой y=tg(x), необходимо рассматривать тангенсоиду на отрезке [-π/2;π/2], на котором функция обратима.
График функции y=arctg(x):
Функция y=arcctg(x)
Поскольку функция y=ctg(x) является периодической, она не является обратимой.
Для построения функции, обратимой y=ctg(x), необходимо рассматривать котангенсоиду на отрезке [0;π], на котором функция обратима.
График функции y=arcctg(x):
Если вам понравился сайт, будем благодарны за его популяризацию 🙂 Расскажите о нас друзьям на форуме, в блоге, сообществе. Это наша кнопочка:
Код кнопки:
Политика конфиденциальности Об авторе
«ОБРАТИМАЯ И ОБРАТНАЯ ФУНКЦИЯ»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ввести понятия обратимой и обратной функции;
провести доказательство теоремы о монотонности прямой и обратной функции;
выявить и обосновать геометрический смысл обратимости функции;
формировать умение находить обратную функцию для заданной.
1. Дана функция
а) Исследуйте функцию на монотонность, если х 2.
б) Найдите наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке [–1,5; 1,5].
2. Исследуйте функцию где х > 0, на ограниченность.
3. Исследуйте функцию на четность.
1. Дана функция
а) Исследуйте функцию на монотонность, если х 2.
б) Найдите наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке [–4,5; –3,1].
2. Исследуйте функцию где х
3. Исследуйте функцию на четность.
1. Дана функция
а) Исследуйте функцию на монотонность, если х –1.
б) Найдите наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке [–2; 0,4].
2. Исследуйте функцию где х
3. Исследуйте функцию на четность.
1. Дана функция
а) Исследуйте функцию на монотонность, если х 1.
б) Найдите наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке [0; 2,2].
2. Исследуйте функцию где х > 2, на ограниченность.
3. Исследуйте функцию на четность.
Решение некоторых вариантов проверочной работы.
В зависимости от уровня подготовки класса учитель вправе дать учащимся не всю работу, а выборочные задания. Варианты 1 и 2 несколько легче вариантов 3 и 4.
1. Обозначим
а) Пусть тогда
функция убывает на (– ; 2].
б) Так как функция убывает на (– ; 2], то
Ответ : а) убывает; б) у наиб. = 12,25; у наим. = 0,25.
2. где х > 0.
Функция ограничена сверху прямой у = 0, значит, функция
ограничена сверху прямой у = 1.
Ответ : ограничена сверху.
3. – симметрична относительно начала координат.
значит, функция нечетная.
1. а) Обозначим Графиком является парабола с вершиной в точке (–1; –1) и пересекающая ось 0 х в точках х = 0 и х = –2.
Если х –1, то функция возрастает.
б) На отрезке [–2; 0,4]
и
Ответ : а) возрастает; б) у наиб. = 0,96; у наим. = 0.
2. где х
Функция ограничена снизу прямой у = 0, значит, функция
ограничена снизу прямой у = 2.
Ответ : ограничена снизу.
3. – симметрична относительно начала координат.
Если х 0, то
Имеем: значит, функция ни четная, ни нечетная.
Ответ : ни четная, ни нечетная.
3. Объяснение нового материала.
1. Для введения понятия обратимой функции можно использовать либо подвижные модели, либо изображение обратимых и необратимых функций на прозрачной пленке, перевернув которую можно показать, как область определения и область значения функции «меняются местами» и в каком случае обеспечивается однозначность обратной функции.
2. Для первичного закрепления материала учащиеся выполняют следующее задание.
Среди функций, графики которых изображены на рисунке, укажите обратимые.
Подчеркиваем учащимся, что в теореме сформулирован признак обратимости функции (достаточное условие). В то же время монотонность не является необходимым условием обратимости.
4. Устанавливая геометрический смысл обратимости функции, учащиеся формулируют способ построения графика обратной функции с помощью преобразования осевой симметрии.
4. Формирование умений и навыков.
Упражнения, решаемые на этом уроке, направлены на аналитическое задание функции, обратной данной, а также на построение графика обратной функции с помощью осевой симметрии.
1. № 3.1 (а; б), № 3. 2 (а; б).
При выполнении этих упражнений следует предупредить формализм в аналитическом задании функции путем простого преобразования уравнения. Учащиеся должны обосновать существование обратной функции.
Ответ :
Функция убывает на всей области определения, значит, существует обратная функция, определенная и убывающая на
Ответ :
2. № 3.3 (а; б), № 3. 4 (а; б), № 3.5* (а; б).
Графиком является кубическая парабола, полученная из графика у = х 3 сдвигом вправо по оси 0 х на 2 единицы.
Ответ :
– Какая функция называется обратимой?
– Сформулируйте признак обратимости функции.
– Дайте определение обратной функции.
– Каков характер монотонности прямой и обратной функций?
– Как построить график обратной функции, используя график данной функции?
Домашнее задание: № 3.1 (в; г) – № 3.4 (в; г), № 3.5 * (в; г).