Что такое образная система

Что такое образная система

Особенности художественного образа в литературе

Понятие и определение художественного образа

По мнению литературоведа Л. И. Тимофеева, художественный образ является конкретной и в то же время обобщённой картиной человеческой жизни. Это важная эстетическая категория, созданная при помощи воображения.

Какой-либо образ в художественном произведении – это преобразование действительности, становящееся возможным благодаря богатой авторской фантазии. Он вовсе не списан с натуры и не похож на реальное явление или предмет. Основной функцией становится отражение важных для писателя идей, переживаний. С его помощью авторский замысел воплощается в нетривиальную форму.

Художественный образ в литературе и искусстве на том или ином этапе человеческого развития имеет весомые отличия. Это происходит по нескольким причинам:

Писатели-романтики, напротив, считали, что литературный образ – символ бунтарства. Главный герой их произведений, как правило, отвергает общественные устои.

Писатели-модернисты были убеждены в том, что познание мира происходит с помощью иррациональных средств (например, интуиции, вдохновения). Именно таких взглядов они и придерживались при создании образов литературных героев.

Для писателей-реалистов характерно рациональное познание мира. Такие авторы пытаются обнаружить тесные причинно-следственные связи между предметами и явлениями. В центре повествования в реалистическом литературном творчестве находятся взаимоотношения личности с окружающим миром. Авторов-модернистов и романтиков волнует, прежде всего, внутренний мир их персонажей, субъективные переживания героев.

Определение понятия «художественный образ» предусматривает такие его свойства:

Особенности художественного образа в произведениях

Историческая личность в тексте литературного произведения нередко имеет авторскую характеристику. Например, образ Пугачёва в пушкинском романе «Капитанская дочка» является довольно противоречивым. В литературном творении он показан злодеем, вступившим на преступный путь насилия и готовым на безжалостную расправу с отказавшимися присягать самозванцу людьми. Несмотря на это, Емельян Пугачёв способен и на добрые поступки. Именно он приходит на помощь Гриневу в безвыходной ситуации. В романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин создает литературный образ сильной, жестокой, но в то же время романтической натуры.

Художественный образ – категория эстетики, которой может быть свойственно комическое или трагическое начало. Комическое (сатирическое) присуще многим героям М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя. Другая эстетическая функция (трагическое начало) была использована при создании образов Р. Раскольникова, Е. Базарова.

Система образов в стихотворениях

При прочтении стихотворения «Парус» перед читателем возникает образ мятежной человеческой души, полной возвышенных стремлений, но в то же время пребывающей в вечном поиске, подверженной мучительным противоречиям. В этом произведении М. Ю. Лермонтов использует образ-символ (так в литературоведении называют приём развёрнутой метафоры).

Художественный вымысел автора позволяет сравнить революцию со страшным судом. Красноармейцы отрицают общепринятые нравственные основы, совершенно не задумываясь о цене человеческой жизни.

Художественный образ подвержен влиянию времени: произведение прошлой эпохи нередко обретает новое прочтение. А характер созданных автором типичных героев обогащается новыми чертами. В этом плане художественный образ столь же неисчерпаем, как и сама жизнь.

Источник

образная система

Смотреть что такое «образная система» в других словарях:

Г-образная система наблюдений — Расположение сейсмоприёмников, при котором пункт взрыва вынесен по перпендикуляру на некоторое расстояние от конца расстановки [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN L … Справочник технического переводчика

Т-образная система наблюдений — Расстановка сейсмоприёмников с пунктом взрыва, вынесенным по перпендикуляру к линии наблюдений из центра расстановки [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN T spread … Справочник технического переводчика

система образов — множество художественных образов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и образующих целостное единство художественного произведения. Система образов играет важнейшую роль в воплощении темы и идеи произведения. Рубрика:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Память образная — – система памяти, следы которой воспрозводятся в виде образов представления (слуховых, зрительных и т.п.). * * * вид памяти, фиксирующий информацию в виде образов, в которых может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЗАКРЫТАЯ ОРОСИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — гидромелиоративная система, внутрихоз. оросит, сеть к рой состоит из трубопроводов. Оросит, сеть 3. о. с. составляют магистральные, распределит. и полевые трубопроводы. Схема оросительной сети закрытой оросительной системы: а Т образная… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

закрытая оросительная система — Схема оросительной сети закрытой оросительной системы: а — Т образная тупиковая; б — Ш образная тупиковая; в — П образная тупиковая; г — Т образная закольцованная; д — Ш образная закольцованная; 1 — водоисточник;… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

Художественно-образная речевая конкретизация — – это специфическое свойство именно худож. речи, отличающее ее от всех других разновидностей языкового общения. Проявляется оно в такой намеренно созданной по законам искусства организации языковых средств в речевой ткани худож. произведения,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Вторая сигнальная система — Вторая сигнальная система специальный тип высшей нервной деятельности человека, система «сигналов сигналов», идущих от общего (но не одинакового) с животными первой сигнальной системы ощущений, представлений, относящихся к окружающему … Википедия

Инжекторная система подачи топлива — Двигатель АШ 82 в музее в Праге Система впрыска топлива (англ. Fuel Injection System) система подачи топлива, устанавливаемая на современных бензи … Википедия

Шидфар, Бетси Яковлевна — Бетси Яковлевна Шидфар Бетси Яковлевна Шустер[1] Дата рождения: 27 февраля 1928(1928 02 27) Место рождения: Харьков … Википедия

Источник

Образная система художественного произведения

Отдельные образы, наполняющие пространство художественного текста, складываются в единую систему, которая является следствием словесного отражения действительности. Связь образов и степень их взаимодействия играет ключевую роль при анализе как художественного содержания так и его формы.

В различных художественных текстах система образов складывается неодинаково. Персонажи романов и рассказов вступают в сложные сюжетные и смысловые отношения. Наиболее часто такие отношения символизирует противопоставление одних образов другим. В связи со спецификой художественных произведений, основной темой которых является описание

Так, на основании принципа противопоставления построена система образов в детективе Майкла Коннели «The Black Ice». Главный герой романа, Гарри Босх, детектив полиции Лос-Анджелеса, ведет борьбу с мексиканской мафией, занимающейся распространением наркотиков. Главари преступной группировки, Зоринно и Мэрвин Дэнс, олицетворяют образ преступности как антисоциального явления в обществе, что выявляет, в частности, изобилие криминальной лексики в их узусе. Напротив, языковая личность детектива, основанная на использовании «правильной», нормированной лексики литературного языка, свидетельствует о полном соответствии его поведения социальным нормам.

К числу значимых приемов, участвующих в создании литературнохудожественного образа относятся онимы. Функционирующие в пространстве художественного текста имена составляют онимическую подсистему, которая отражает реалии существующей действительности. Среди многочисленных составляющих онимической подсистемы текста (топонимы, библионимы, зоонимы и т.д.) интерес представляют в первую очередь имена собственные, антропонимы. Приоритетное положение антропонимов среди всех иных разновидностей собственных имен объясняется антропоцентричностью

художественного текста и, соответственно, антропоцентричностью земного мира вообще [Рогалев 2007, с. 12-13].

Среди первой категории онимов необходимо выделить «говорящие» имена и фамилии. Писатели с особым вниманием относятся к подбору имен для главных действующих лиц, посредством которых выражается субъективное отношение автора непосредственно к персонажу или описываемой проблеме. Например, таковой является фамилия героя А. Кристи из цикла романов о сыщике Пуаро, капитана Hastings (Гастингса). Образованная от лексической основы существительного haste (спешка, неосмотрительность) она выражает именно эти качества капитана, которые и отличают его от своего друга. В романе Дж.Х. Чейза «Want to Stay Alive?» герой, вымогающий деньги путем шантажа у богатых горожан Парадайс-Сити, носит имя Poke (карман, кошелек).

Криминальная кличка, являясь частью преступной субкультуры, позволяет выявить философию и идеологию, а также отношение профессионального преступника к себе и к окружающему его обществу. Кличка, как особое имя, идентифицирует преступника, являясь его приметой. Несмотря на это,

маргиналы используют ее, при этом данная черта характерна для известных правонарушителей [Грачёв,

http://www.sfpgu.ru/Russkiy_yazyk_i_problemy_filologicheskogo_obrazovaniya/prob lemi/Grachev_M.A.pdf]. Так, каждый член крупной криминальной группировки Firm из лондонского East-End имеет свою собственную кличку, заменяющую ему настоящее имя и фамилию. Прозвище они получили благодаря своим физическим данным (Bulldog, Boxer), психологическим особенностям личности (Dodgy), внешности (Pretty Boy, Mr.Bullion, Goldtooth) или специфике преступной деятельности (Breaker). Постепенно клички этих и других криминальных элементов входят не только в историю полицейских регистрационных бумаг, но и в многочисленные документальные книги, рассказывающие о преступном мире, и в произведения детективной литературы.

Кличка в отличие от обычного имени дается человеку не при рождении, а гораздо позже, как бы «в награду» за какие-либо совершенные действия и поступки. Кличка способна не только заменять фамилию и имя героя произведения, но и фиксировать его статус в обществе. Изменение имени приводит также и к изменению репутации, поэтому наделенный кличкой персонаж предстает как бы в новом свете, становится другим человеком.

Функции, изначально выполняемые кличками в преступной среде, в полной мере находят отражение и в произведениях художественной литературы. Так, одной из основных является функция наименования, называния. Кличка, как заменитель имени, является своеобразным знаком-выделителем, передающим разнообразные оттенки значений. В рамках номинативной функции необходимо отметить две противоположные тенденции. Одной из них является персонализация, как средство наделения героев благозвучными именами, чаще с положительной коннотацией: Shuffling Ben, Buck, Slim. Герои, носящие подобные клички, удачливые и успешные в криминальной среде люди, получившие свои имена как отражение особенностей свойств их личности.

Номинативная функция также используется в художественном тексте для отражения статуса личности в криминальной иерархии. При этом даже в пределах одного произведения можно обнаружить стратификационное деление героев от самых низших слоев вплоть до вершины иерархии: Listener, Sister, Neiman-Marcus, Angel, Big Flora, Ma.

Клички также способны выражать разнообразные эмоциональные состояния, чувства, суждения и представления человека об окружающем мире, т.е. выполняют экспрессивную функцию. Важными компонентами данной функции являются оценочность, образность и интенсивность. Для многих писателей свойственно именование «от противного», являющееся распространенным способом кодирования информации о носителе имени [Кудинова 2011, с.

Авторы часто прибегают к принципу противоположности для ироничного подчеркивания психического или физического состояния персонажа. Например, в произведении С. Кинга «The Green Mile» молодого преступника высокого роста и крепкого телосложения зовут Billy The Kid, а один из персонажей книги Дж. Х. Чейза «The Big Knockover» за свою худобу получает кличку Fat Boy.

Необходимо также отметить, что криминальные клички способны обозначать особенности поведения Bull, Wild Bill, Whisper; физические особенности и в частности внешность: Deaf man, Dreadlocks, Stickman, Needles; национальную принадлежность персонажа: Jew, Paddy The Mex, Huan, The Finn,

производное от Papadopoulos.

Некоторые авторы считают необходимым давать краткие пояснения криминальных кличек свои героев. Прибегая к такому описательному методу, они тем самым помогают читателю понять, благодаря каким своим качествам или вследствие каких действий герой получил свое прозвище, когда смысл клички не ясен из контекста произведения.

Например, Стивен Кинг в романе «The Green Mile» дает следующий комментарий клички своего персонажа: «. silent Indian named Normaden (like all Indians in The Shank, he was called Chief)» [King,

http://www.knigger.org/king/novels/the_green_mile/lang/en/]. В данном примере автор указывает на то, что криминальная кличка была дана герою как отражение его национальной принадлежности. Есть также писатели, которые используют криминальную кличку только как маркер принадлежности героя к преступному сообществу. Так, в произведении «No Orchids for Miss Blandish», Дж. Х. Чейз не дает пояснений клички персонажа: «If Slim’s coming in on this, I’m keeping out» [Chase, http://www.jchase.ru/englishbooks/No_Orchids_for_Miss_Blandish.pdf]. В этом случае предполагается, что смысл клички понятен читателю без каких либо пояснений.

Следует отметить, что онимы в художественных произведениях заключают в себе не только авторские ассоциации, которые «являются одним из путей наполнения собственного имени в художественном тексте смысловой нагрузкой» [Рогалев 2007: 19], но и обширную экстралингвистическую

В мире героев художественного произведения онимы способствуют отражению авторской идеи, а также соответствуют жанру, сюжету, описываемой эпохе. Поэтому с уверенностью можно утверждать о том, что онимы участвуют в создании и поддержании «иллюзии реальности вымышленного мира повествования» [Васильева 2005, c. 138].

Источник

Образная система в повести В. Л. Кондратьева Знаме

Образная система в повести В.Л. Кондратьева «Знаменательная дата» (с пропусками части текста, выделенными многоточием; с полной версией критического анализа можно ознакомиться по индивидуальному запросу)

Творчество советского писателя Вячеслава Николаевича Кондратьева второй половины 20-го столетия является важнейшей вехой развития отечественной литературы, посвященной теме великой отечественной войны с фашистской Германией.
Повести и рассказы Кондратьева ………. возникли именно на том направлении нашей литературы о войне, которое можно назвать народной правдой, так как были описаны автором через призму обычных солдат или младшего офицерского состава, о чувстве ответственности гражданина перед Родиной, о высоте его нравственной требовательности к самому себе и вместе с тем о жестокой правде этой войны, о «потерянном поколении» прошедших через нее, потерявших там своих близких и родных, о войне, которая искалечила их души, оставив глубокий след на всю оставшуюся жизнь.
Актуальность исследования образной системы в рассказе «Знаментальная дата» обусловлена высоким художественным мастерством писателя, которое представлено не только в крупных по размеру произведениях (повестях), но и так называемой малой прозе, где в рамках 15-страничного рассказа показана жизнь и судьба 4-х фронтовиков.
Целью исследования является описание системы персонажей рассказа, через образы которых раскрывается идейное содержание произведения.
Объект исследования: персонажи рассказа «Знаментальная дата» В.Л. Кондратьева
Предмет исследования: система построения персонажей в рассказе и их взаимодействие.
Задачи исследования:
– раскрыть основные этапы творческой литературной жизни автора и места в нем рассказа «Знаменательная дата»;
– провести анализ персонажей трех уровней: 1) главных; 2) второстепенных; 3) эпизодических.
Научная значимость работы определяется результатами оценки образной системы рассказа (персонажей трех уровней посредством анализа имени, психологического портрета, речи (авторской и героев)).
…………….
1 Образ главного героя и способы его создания
Главного героя рассказа зовут Дмитрий Иванович. По имени-отчеству он представлен в рассказе дважды и то только в самом начале рассказа, и оба раза – в мысленном обращении главного героя к самому себе: «Так вот, значит, какой у тебя сегодня день, Дмитрий Иванович, вернулся он опять мыслями к четвертому апреля, вот какая дата знаменательная. »; «Эх, Дмитрий Иванович, сказал он себе, сам не знаешь, что тебе надобно, что душа твоя просит?».
Во всех остальных моментах главный герой – просто Дима. Объяснение такому простому обращению к своему герою автор дает в самом начале произведения – в ходе диалога Димы с архитектором Владимиром Михайловичем.
– Будем знакомы,– протянул тот руку, – Владимир Михайлович, архитектор.
– Дима, – представился он, пожимая протянутую руку.
– До каких пор в мальчиках ходить будем? – засмеялся архитектор. – За пятьдесят, наверное?
– Да. Но я по-простому, по-рабочему.
Это авторское «по-простому» прослеживается во всех произведениях, даже где речь идет не о простых солдатах – рядовых, а о младшем офицерском составе, к которому и принадлежал в годы войны сам В.Л. Кондратьев. Стоит вспомнить, например, героя повести «Отпуск по ранению» – лейтенанта Володьку и др.
Обращение к герою как к Диме (с учетом всех падежных форм) встречается в рассказе множество раз: 1) «Сдружились они, потому что Дима себя тоже москвичом считал, хотя был из Коломны, но это почти Москва, сто верст всего»; 2) «а Дима и перезабыл, в каких дивизиях бывал»; 3) «что Дима по сравнению с ними мужик совсем непьющий» и т.д. – всего 138 раз в тексте рассказа.
Такое обращение к главному герою подчеркивает его близость к народу, его исконное родство с ним. Да и по профессии он в мирной жизни обычный токарь, каких десятки тысяч, и который мало чем отличается от других рядовых людей современной ему России (Советского Союза): «Ну вот, взять меня, например, токарь я сейчас, скажу, не хвастаясь, неплохой, но, предположим, уйду со своего завода, и ничего от этого не случится, ничего не изменится».
Имя «Дмитрий» по словарю русских личных имен Н.А. Петровского (https://azbyka.ru/deti/slovar-russkih-lichnyh-imen-petrovskij) с производным от него «Дима» и другими вариантами образовано от греч. Demetrios (притяж. прил. к Demeter) – относящийся к Деметре. В античной мифологии: Деметра – богиня плодородия и земледелия.]. То есть даже в самом имени главного героя рассказа «Знаменательная дата» В.Л. Кондратьева прослеживается его связь с землей, с простым народом, являющимся исконной ее частью, ее хозяином и одновременно ее детищем…. «людей, – по словам, сказанным автором, показывающим мысли Димы в конце рассказа», – вроде бы на вид совсем обыкновенных, …а они же спасли Россию». Отчество «Иванович» роднит этот образ с народом. Подробнее об имени Иван говорится при анализе второстепенного персонажа рассказа Ивана Ивановича Иванова.
Здесь можно провести параллель с произведением другого автора – В.П. Некрасова с его «знаменательной датой» «9 Мая» – днем победы. Главного героя рассказа В. Некрасова (Вадима Карташова) на всем протяжении повествования автор называет просто по фамилии, тем самым подчеркивая его близость к народу, и лишь в диалоге с моряками он предстает как «Вадим Николаевич» – по имени отчеству, чтобы подчеркнуть уважение молодых моряков к заслугам героя и его личности в целом. А само имя «Вадим», переводимого с персидского как «ветер» (святой покровитель – мученик Вадим персидский) выступает как символ перемен, победы. В то же время имеется и прямая аналогия с ветром, так как герой «занесен» далеко от своей родины в немецкий город.
Большое значение для описания персонажа обычно имеет портрет героя.
Однако как такого портрета в рассказах (в отличие от более крупных по размеру произведений) можно не встретить. Нет как такового и описания героя в «Знаменательной дате» В.Л. Кондратьева. Характеристика героя представлена через авторскую речь, изобилующую стилистически сниженной лексикой (просторечия, жаргонизмы, разговорная лексика и т.п.)
«Помахав несколько минут гантелями», «когда приуставал на работе от какого-нибудь срочного задания, позволял себе в субботу четвертинку купить для разрядочки».
«Третью папиросу Дима запалил…. подумал он, звякну мастеру. Выложил двадцать три рублика и с сандалетами на лето…. свежего пивка.. больше коньячок».
Весьма характерно для изображения главного героя употребление автором уменьшительной и уменьшительно-ласкательной лексики:
И косточек, наверное, не осталось от его однополчан, погибших в том бою. пожевать мундштучок.
До каждой рытвинки на том поле перед Прохоровкой.
И сейчас, конечно, мог он встать в очередь и купить маленькую, принести домой, приготовить закусончик
а чтоб не пахло, пососет валидольчику.
Приостановился Дима: может, выпить портвейнчику стакан?
налейте стаканчик, заказать графинчик, в центре с дружком, в подвальчике.
Причем использование такой сниженной лексики с обилием уменьшительно-ласкательных слов характерно больше всего при описании автором отношения главного героя к употреблению алкоголя…как к некоему любимому делу, отдохновению души.
Хотя при этом отмечается и попытка показать, что несмотря на это алкогольное пристрастие, герой все же не является законченным алкоголиком: «…что Дима по сравнению с ними мужик совсем непьющий, чем она («жена» – комментарий автора курсовой работы) и гордилась перед подругами». Но все описание в рассказе строится именно на поиске «что, где и с кем выпить»…а впоследствии – и самого процесса потребления алкоголя.
Психологический потрет главного героя также дополняется характеристикой его времяпрепровождения, наиболее типичного как для него самого, так и для большинства современных ему семей, что называется «из народа»: «Но жизнь, что ни говори, все же однообразная идет – работа, дом, телевизор. В кино, конечно, они ходят, но не так часто картины хорошие».
Связь с народом, близость к нему подчеркивается автором и незамысловатой характеристикой главного героя как обычного русского мужика, при этом, несмотря на все свое мужское начало, сохранившего в себе определенные принципы, ценящего семейные ценности: «С женщинами другими он теперь не крутил и Лидухе своей не изменял, но раньше был грех… но тут Нинка его родилась, и порвал он с той: теперь семья у него полная, с дитем, хватит баловаться».
Далее остановимся на характеристике речи главного персонажа рассказа В.Л. Кондратьева «Знаменательная дата».
Его «мысленные» обращения к жене и дочери – простецкие, народные… к дочери: «Нинуха», «Нинка», к жене: «Лидуха» («хозяйственная у него баба!») также подчеркивают его связь с народом, характеризуют его самого как простого мужика из народной среды. Особенность рассказа заключается еще и в практическом единении (слиянии) образа автора-рассказчика с образом главного героя Димы. Поэтому употребление низкой лексики, разговорной речи, уменьшительно-ласкательных слов характерно и при описании мыслительного процесса главного героя.
«Всё это случаи единичные, дуриком получались. Об него, махину, снаряды семидесятишестимиллиметровые, как орехи, отскакивали».
«Или насчет жратвы. ».
«Потому и охота с настоящим фронтовиком-пехотинцем поговорить»
«не махнуть ли в центр».
«Выпил, крякнул, а что толку? Разговора с этими не выйдет – история это для них».
И непонятно, то ли это слова автора, характеризующие героя, то ли это мысли и оценка самого себя непосредственно самим героем.
Сама же прямая речь, показанная в диалогах Димы с другими персонажами, – вполне нормативна, лексически выдержана, грамотна. Более того, главный герой предельно корректен даже в разговоре с солдатом (рядовым) Ивановым, с которым Дима почувствовал свое родство как с человеком из народа, с обычным солдатом.
Показательно отношение главного героя к личности Сталина, выпить за которого он не захотел, что привело даже к некоторой напряженности в разговоре с подполковником и чуть было не свело все общение на нет (если бы не подошел к их столику солдат Иванов с редким именем Иван Иванович – сослуживец подпоковника).
«Да и верно, разве из памяти ушло, с чьим именем в атаки ходили. Что было, то было. От этого не уйдешь. Но, с другой стороны, чего поминать? И если по правде, то, конечно, призабылось многое. Может, оно и к лучшему?»
– Разве без него войну выиграли бы? (подполковник)
Дима чуть было не поддакнул,….но потом озлился сразу на себя за такую податливость и ответил почти твердо:
– Думаю, выиграли бы. Жуков был, Рокоссовский. Да мало ли маршалов. ».
Такое отношению к вождю главного героя было отражением того глубинного источника, духовной основой тех общественных перемен, которые условно маркировались ХХ съездом КПСС или «разоблачением культа личности Сталина» и долгое время считались свалившимися откуда-то с неба или в лучшем случае следствием «волюнтаризма» Хрущёва, была на самом деле происходившая в войну, особенно в первый её период, когда в руках у немцев оказалась почти вся европейская часть страны – они дошли до Москвы, Ленинграда, Волги, Кавказа, – стихийная, ещё не сформулированная десталинизация, нашедшее свое отражение в образе истинно народного фронтовика Димы.
В рассказе «Знаменательная дата» главному герою Дмитрию Ивановичу спустя тридцать пять лет помнится «первый бой – как вчера! До мелочей помнится. До каждой рытвинки на том поле перед Прохоровкой», где он тащил на себе «раненного семью пулями сержанта, уже не надеясь, что живого», а «пули кругом – фюить, фюить. ». Не только «товарищей по оружию», «рытвинки» израненной земли и звуки боя помнятся фронтовикам: «Иной раз даже запахи войны чуешь», – признаётся Дмитрий Иванович. Но вспоминается и высокое чувство своей востребованности, своей незаменимости, о котором он говорит с особенным волнением: «Нет меня на левом фланге с ручником – что будет? А то, что прорвётся фриц в этом месте. Там я – задержу гада! На войне я был до необходимости необходим». Позднее с этим чувством многим пришлось расстаться: государственная машина смотрела на победителей как на «винтики», необходимые для её бесперебойной работы, благородная задача «сбережения народа» не была в ней запрограммирована. Потому и для героев Кондратьева «война не завершается Победой» (Б.Слуцкий), они «до сих пор войной живут, словно и нет мирной жизни», в надежде хоть иногда «с ребятами-фронтовиками отвести душу».
Мастерство Кондратьева-реалиста позволяет сделать убедительным внутренний монолог Димы, впервые задумавшегося над тем, как нелегко даётся командиру право распоряжаться чужими жизнями: «Тогда, в войну, заботы начальства Диму мало трогали, своих хватало. И если по правде, то нередко своих командиров они матерком припечатывали». Теперь перед ним открывается незнакомая прежде страница войны.
Разговор, как и хотелось Диме, в начале невесёлого апрельского дня, получается «задушевный», «разговор фронтовой, чтоб до слезы пробирал». Есть от чего слезе пробиться: у каждого из собеседников (за столиком их собралось четверо) – своя война, «у каждого своя боль, своя рана живая, временем не залеченная» и свои «знаменательные даты». Однако есть дата, объединяющая всех персонажей: «День Победы не забыть никогда». Этот праздник волнует их тем, что «только удивляться можно, как это они пережили, выдержали, совершили. ».
Таким образом, главным героем рассказа «Знаменательная дата» В.Л. Кондратьева является бывший фронтовик Дмитрий Иванович, в 138 случаях из 140 называемый в тексте произведения просто «Дима». Это типичный представитель русского народа, в настоящее мирное время имеющий жену, дочь, работающий токарем на заводе, любящий в меру (по праздникам, ну и иногда по выходным) немного выпить, в свое время до рождения дочери в меру погуливающий (как значительная часть мужского пола), но с появлением полноценной семьи остался верен принципам и нормам общественной морали. При этом, несмотря на то, что он единственный в рассказе фронтовик, который отграничивает себя от своих собеседников по критерию благоустроенности своей жизни, но и в его душе осталась навсегда война, которую не вытравишь из нее каленым железом. Война, унесшая из жизни героев самое ценное, сделавшая их (бывших вояк) «потерянным поколением» (этот эпитет к поколению своих героев применяет сам В.Л. Кондратьев вслед за немецким писателем Э.М. Ремарком). У двух героев (подполковника и «либерти» отнявшая любимых ими женщин, а солдату Ивану оставившая только «железяки» и две радости в жизни – выпить и как-то угодить (пожалеть) когда-то в годы войны отнесшегося к нему по-человечески тогда еще майора Петра Севастьяновича. Но это так называемое «потерянное поколение» в свое время сумела выжить в нечеловеческих условиях, защитить свою родину и будущее на своей земле.

2 Второстепенные персонажи и их роль в произведении

3 Эпизодические персонажи и их значение

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *