Что такое образные средства в русском языке

Выразительные средства русского языка

Средства художественной выразительности употребляются в русском языке для создания ярких, запоминающихся образов, отчётливых картин, и не только в художественной литературе. Устная речь, насыщенная выразительными средствами, привлекает и удерживает внимание слушателей, точно передаёт мысли говорящего.

Средства художественной выразительности

Изобразительно-выразительные средства в зависимости от используемых элементов русского языка делятся на три типа:

Все три типа, использованные в комплексе, повышают читабельность, увлекательность текста, полнее раскрывают авторский замысел, делают литературные произведения многоплановыми. Проникнуть в эту многоплановость, не упустить значение мелких деталей способен читатель, знакомый с применением выразительных средств, умеющий их распознать и понять их значение. Для незнакомого с аллегорическим выражением мысли басни останутся забавными рассказиками из жизни животных. Не уловивший градации пройдёт мимо нарастания эмоции автора или персонажа. Понявший метафору в прямом значении усомнится в реальности описываемого.

Грамотный читатель, умеющий не только складывать буквы в слова, но и понимать возможности художественного использования получаемых слов, становится соавтором писателя в создании образов.

Фонетические средства

Термин фонетический происходит от греческого слова φωνή, что значит «звук». Речь идёт не о любом звуке – стук молотка, лай собаки или шуршание листьев в сферу интересов фонетики не входят, она занимается звуками человеческой речи. Соответственно и фонетические средства выразительности основаны на восприятии речевых звуков – фонем.

Основных фонетических выразительных средств выделяется три.

Дремлет ле с под с ка з ку с на. (С. Есенин)

Вариантом приёма считается употребление слов, начинающихся с одной и той же буквы – «скандинавская аллитерация», особо популярная в англоязычной литературе. Примером служат, в частности, персонажи «Гарри Поттера» Дж. Роулинг, у которых имя и фамилия начинаются с одной буквы (Северус Снейп, Гермиона Грейнджер и др.), или плакатики с социальной рекламой из «Конца главы» Дж. Голсуорси («Тотализатор – тщетная трата тысяч»).

Дыша духами и туманами, она садится у окна. (А. Блок)

И неп реры вно гром грем ел, и вет ры в де бр ях бушевали. (К. Рылеев)

Применение фонетических приёмов называется звукописью, поскольку с помощью подбора фонем в литературном произведении рисуется яркая, «озвученная» картина, стимулирующая работу воображение читателя.

Лексические средства выразительности

Тропы

Тропы основаны на переносном значении слов. Минимальное количество выделяемых разновидностей тропов – три: метафора, метонимия и синекдоха. Причём для литературоведов, считающих синекдоху частным случаем метонимии, перечень сжимается до двух позиций.

Список тропов, предлагаемый традиционным литературоведением, содержит приведённая ниже таблица с примерами.

Фигуры речи

Стилистические приёмы, основанные на слове, но не использующие его переносного значения, называются фигурами речи. К ним относятся.

В ряд фигур речи включают основанные не только на лексических единицах, но и на синтаксических, использующие не значение слова, а структуру предложения.

Изобразительные возможности лексики

Для достижения выразительности текста используются слова, относящиеся к различным лексическим группам.

ТерминЗначениеПримеры
СинонимыСлова со значениями или совпадающими, или имеющими оттеночные отличия.родник, ключ, источник
Контекстные синонимыСлова, получающие сходный смысл в рамках контекста, в котором использованы.В рассказе В. Бианки про медведя, дёргавшего щепку, торчащую из пня, и прислушивающегося к издаваемому вибрирующей щепкой звуку, наименование музыкант выступает в качестве контекстного синонима к слову медведь, поскольку именно зверь занимался «музыкальными упражнениями».
АнтонимыИмеющие противоположное значение, также имеют контекстную разновидность.горячий – холодный, лето – зима
ОмонимыПолностью совпадающие по написанию и произношению, но обладающие не связанными между собой значениямирозетка электрическая и розетка – блюдечко для варенья
ОмографыИмеют совпадение только в письменном варианте, а в произношении различны.а́тлас – атла́с
ПаронимыОднокоренные слова, имеющие разное значение, но выглядящие и звучащие сходноадресат – адресант

Также в изобразительные возможности лексики входят:

Экспрессивно-эмоциональная лексика

Употребление экспрессивно-эмоциональной лексики воздействует на слушателя или читателя, вызывая необходимые автору эмоции: сопереживание, отторжение, осуждение, восторг и др. Речевой этикет не одобряет экспрессивные выражения в избыточном количестве, но в качестве речевой характеристики литературного героя или способа воздействия на читателя они оправдывают себя. К экспрессивно-эмоциональной лексике относятся:

Синтаксические средства выразительности

Среди изобразительных возможностей средств синтаксиса отмечаются:

Выразительные средства морфологии

Использование в устной и письменной речи средств художественной выразительности делает высказывание не только ярче, но и точнее.

Источник

Языковые средства выразительности. Задание 26

Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.

Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).

ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…

Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.

Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)

ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.

Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)

НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»

Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)

Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?

Источник

Какие бывают средства выразительности в русском языке: примеры

Что такое образные средства в русском языке. Смотреть фото Что такое образные средства в русском языке. Смотреть картинку Что такое образные средства в русском языке. Картинка про Что такое образные средства в русском языке. Фото Что такое образные средства в русском языке

Наверное, вы не раз слышали, что русский язык – один из самых сложных. Почему? Всё дело в оформлении речи. Средства выразительности делают наши слова богаче, стихотворения – выразительнее, прозу – интереснее. Невозможно внятно передать мысли без использования особых лексических фигур, ведь речь будет звучать бедно и некрасиво.

Разберемся, какие бывают средства выразительности русского языка и где их найти.

Преимущества использования средств выразительности

Возможно, в школе вы плохо писали сочинения: текст «не шел», слова подбирались со скрипом, а закончить изложение внятной мыслью – вообще было нереально. Дело в том, что необходимые синтаксические средства закладываются в голову с прочтением книг. Однако только их недостаточно, чтобы писать интересно, красочно и легко. Необходимо развивать свой навык на практике.

Что такое образные средства в русском языке. Смотреть фото Что такое образные средства в русском языке. Смотреть картинку Что такое образные средства в русском языке. Картинка про Что такое образные средства в русском языке. Фото Что такое образные средства в русском языке

Просто сравните следующие две колонки. Слева – текст без средств выразительности или с их минимальным количеством. Справа – насыщенный выразительностью текст. Такие часто встречаются в литературе.

Возле дороги был дом. На подоконнике сидел голубь. Женщина прогнала кота с крыльца.Извилистая дорога проходила мимо дома, который будто только-только перенесли сюда из сказки: аккуратные ставни, чистые окна и нежная розовая крыша, напоминающая лепестки цветов весной. Непослушный голубь, качнув маленькой головой, приземлился на низенький подоконник, а толстый соседский кот-командир, разрушая идиллию, беспокойно мяукнул – какая-то женщина замахнулась на него мускулистой рукой, истомленной ежедневной работой.

Казалось бы, три банальных предложения, но как интересно их можно расписать! Выразительные средства языка помогают зрителю увидеть ту картину, которую вы пытаетесь описать. Использовать их – целое искусство, но его освоить несложно. Достаточно много читать и обращать внимание на интересные приемы, используемые автором.

Например, в абзаце текста справа использованы эпитеты, благодаря которым предмет мгновенно представляется ярко и необычно. Что читатель запомнит лучше – обычного кота или толстого кота-командира? Будьте уверены, что второй вариант наверняка будет больше по душе. Да и не возникнет таких конфузов, что в середине текста кот вдруг будет белым, а ведь читатель его уже давно серым представил!

Итак, синтаксические средства – особые приемы художественной выразительности, которые доказывают, обосновывают, рисуют информацию и задействуют воображение читателя или слушателя. Это крайне важно не только для письменной, но и для устной речи. Особенно если речь или текст составляется в художественном стиле. Однако и там, и там средства выразительности в русском языке должны быть в меру. Не перенасыщайте ими читателя или слушателя, иначе он быстро устанет пробираться сквозь такие «джунгли».

Синтаксические приемы

Синтаксические фигуры речи – обороты, используемые автором с целью лучше донести нужную информацию или общий смысл текста, иногда для придания отрывку эмоциональной окраски. Вот какие бывают синтаксические средства

Эти
образные средства
представители ряда научных школ относят к стилистическим. Причина замены термина кроется во влиянии, оказываемом выразительными средствами данной группы именно на стиль текста, хотя и посредством синтаксических конструкций.

Существующие выразительные средства

Таких специальных приемов очень много, и вряд ли вы знаете о них всё. Начнем с того, что все средства выразительности сразу использовать не нужно – это делает речь тяжелой. Нужно употреблять их в меру, но не скупиться. Тогда вы достигнете нужного эффекта.

Что такое образные средства в русском языке. Смотреть фото Что такое образные средства в русском языке. Смотреть картинку Что такое образные средства в русском языке. Картинка про Что такое образные средства в русском языке. Фото Что такое образные средства в русском языке

Традиционно они делятся на несколько групп:

Фонетические приемы

Среди фонетических приемов чаще всего встречаются два – аллитерация и ассонанс. Они отличаются только тем, что в первом случае повторяются согласные, во втором – гласные.

Этот прием очень удобно использовать в стихотворениях, когда слов мало, а передать атмосферу нужно. Да и поэзию чаще всего читают вслух, и ассонанс или аллитерация помогает «увидеть» картинку.

Предположим, что нам нужно описать болото. На болоте растут камыши, которые шуршат. Начало строчки готово – шуршат камыши. Мы уже можем услышать этот звук, но этого недостаточно для полной картины.

Слышишь, как будто бесшумно шуршат и шипят камыши? Теперь мы можем прочувствовать эту атмосферу. Этот прием зовется аллитерацией – повторяются согласные буквы.

Аналогично и с ассонансом, повторением гласных. С этим немного проще. Например: слышу грозу весеннюю, то замолкаю, то пою. Этим автор передает лирическое настроение и весеннюю грусть. Эффект достигается при помощи умелого употребления гласных. В объяснении, что такое ассонанс, поможет таблица.

Средство выразительностиОпределениеПример и объяснение
АлитерацияПовторение согласных букв, позволяющее добиться реалистичности сказанного.Слышишь, как будто бесшумно шуршат и шипят камыши? (Создается картина камышей, безлюдного болота).
АссонансПовторение гласных букв, позволяющее добиться реалистичности сказанного.Слышу грозу весеннюю, то замолкаю, то пою. (Передается меланхолическое настроение автора).

Лексические приемы (тропы)

Лексические приемы используются гораздо чаще других средств выразительности. Дело в том, что часто люди используют их неосознанно. Например, мы можем сказать, что наше сердце одиноко. Но сердце фактически не может быть одиноким, это всего лишь эпитет, средство выразительности. Однако такие выражения помогают подчеркнуть глубокий смысл сказанного.

К основным лексическим приемам относят следующие тропы:

Иногда мы употребляем эти лексические единицы неосознанно. Например, сравнение проскакивает в речи каждого – это средство выразительности прочно вошло в повседневную жизнь, поэтому использовать его нужно с умом.

Гипербола и литота – преувеличение и преуменьшение соответственно. Например, выражение «солнце вобрало в себя силу ста костров» – явная гипербола. А «тихонько, тише ручейка» – литота. Эти явления также прочно вошли в повседневную жизнь.

Метонимия и перифраз – интересные явления. Метонимия – это сокращение сказанного. Например, нет нужды говорить о книгах Чехова как «книги, которые написал Чехов». Можно употребить выражение «книги Чехова», и это будет метонимия.

А перифраз – это умышленная замена понятий синонимичными, чтобы избежать тавтологии в тексте.

Хотя при должном умении тавтология тоже может быть средством выразительности!

Также к лексическим средствам выразительности в речи относят:

Стилистические фигуры

Стилистические фигуры часто вмещают в себя особые грамматические конструкции. К наиболее часто используемым относятся:

Анафору и эпифору часто относят к фонетическим приемам, но это ошибочное суждение. Такие приемы художественной выразительности – чистая стилистика. Анафора – одинаковое начало нескольких строк, эпифора – одинаковые окончания. Чаще всего применяются в поэзии, иногда – в прозе, чтобы подчеркнуть драматизм и нарастающую тревожность, либо же чтобы усилить поэтичность момента.

Композиционный стык – умышленное «наращивание» конфликта. Слово используется в конце одного предложения и в начале следующего. Оно дало мне всё, слово. Слово помогло мне стать таким, какой я есть. Вот такой прием и зовется композиционным стыком.

Средство выразительностиОпределениеПример и объяснение
АнафораОдинаковое начало нескольких строк.Возьмемся за руки, братья. Возьмемся за руки и соединим наши сердца. Возьмемся за мечи, чтобы положить конец войне.
ЭпифораОдинаковое окончание нескольких строк.Стираю не так! Глажу не так! Все не так!
Композиционный стыкОдно предложение заканчивается на это слово, и на него же начинается второе предложение.Я не знал, что нужно делать. Делать для того, чтобы выжить в этой буре. (Применяется для демонстрации драматизма).
АнтитезаПротивопоставлениеЯ оживала с каждой секундой, но после этого умирала каждый вечер. (Применяется для демонстрации драматизма).
ОксюморонИспользование понятий, которые противоречат друг другу.Горячий лед, мирная война.
ПарадоксВыражение, не имеющее прямого смысла, но несущее эстетический смысл.Горячие руки мертвеца были живее всех прочих. Поторопись как можно медленнее.
ИнверсияУмышленная перестановка слов в предложении.Грустно мне было той ночью, боялся я всего на свете этом.
ПарцелляцияРазбивка слов на отдельные предложения.Он ждал. Опять. Сутулясь, плакал.
ЭллипсисУмышленный пропуск слова.Вперед, за дело! (пропущено слово «возьмемся»).
ГрадацияНаращивание экспрессии, употребление синонимов по степени нарастания.Его глаза, холодные, бесчувственные, мертвые, не выражали ничего. (Применяется для демонстрации драматизма).

Риторика: Практикум

К средствам художественной выразительности современные судебные ораторы относятся по-разному. Одни считают, что ораторская деятельность в суде не должна быть яркой, эмоциональной и что в связи с этим средства украшения речи использовать не нужно. Другие убеждены, что судебная речь, как и любая другая, может быть более действенной, если оратор использует риторические тропы и фигуры. Мы относим себя к последним и полагаем, что средства художественной выразительности, которые употребляли в своих речах судебные ораторы прошлого, должны быть детально изучены будущими юристами. Именно поэтому мы дадим определения основным риторическим художественным средствам и проиллюстрируем их примерами из известных судебных речей.

Изобразительные средства (тропы)

Троп — слово или оборот речи, употребленный в переносном значении для достижения большей выразительности.

Гипербола — образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.«И это, конечно, крайне опасно. И ведет к тому, что никто уже не чувствует себя в безопасности. Я хочу это подчеркнуть- никто не чувствует себя в безопасности! Потому что никто не может спрятаться за международным правом, как за каменной стеной…» («Мюнхенская речь В.В. Путина 10.02.2007»).

«Десятки лет сосал их силы управляющий, десятки лет с сатанинской хитростью опутывал их сетью условий, договоров, неустоек…» (Ф.Н.Плевако «Защитительная речь по делу люторических крестьян»).

Ирония — иносказательные слова, в которых различные явления жизни отождествляются не по смежности или сходству, а по их контрасту. Слово «ирония» применяется для обозначения насмешливого отношения к жизни. Называя нарочно, как бы притворно, маленькое большим, глупое умным, безобразное красивым, оратор может выразить своё пренебрежительное отношение.«Им казалось вдруг как-то неудобным и опасным оставить без розог Россию, которая так долго вела свою историю рядом с розгой, — Россию, которая, по их глубокому убеждению, сложилась в обширную державу и достигла своего величия едва ли не благодаря розгам» (А.П. Александров. «Защитительная речь по делу В. Засулич»).
Литота — троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.«Если руководители предприятия получили, как Вы слышали от потерпевшей, немалые суммы, то рядовым членам коллектива достались копейки» (Ю.А. Костанов. «Защитительная речь по делу о жертве финансовых пирамид»).
Метафора — это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.«При одном имени каждого из дел разом всплывают своеобразные, драгоценные своей жизненностью типы зла, поднятые ими из мутной воды современного общества» («Обвинительная речь товарища прокурора Н.В. Муравьева по делу «Червонных валетов»»).

«Люторические крестьяне попали в такой омут, где обыкновенные меры были бы ужасны и бесчеловечны…» (Ф.Н. Плевако. «Защитительная речь по делу люторических крестьян»).

Метонимия — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.«Это был поистине наглядный урок, который показал Пауэрсу и его хозяевам, что в Советской стране деньги и золото не могут спасти от возмездия любого шпиона…» (Генеральный прокурор СССР Р.А. Руденко. «Обвинительная речь по уголовному делу американского летчика-шпиона Френсиса Гарри Пауэрса»).
Олицетворение — такое изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить, говорить, чувствовать.«Розга царила везде: в школе, на мирском сходе, она была непременной принадлежностью на конюшне помещика, потом в казармах, в полицейском управлении…» (А.П. Александров. «Защитительная речь по делу В. Засулич»).
Перифраза (или перифраз) — оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.«Думаю, что все это, безусловно, верно. Агония, то есть рефлекторное дыхание, длилось не более часа» (С.А. Андреевский. «Защитительная речь по делу Наумова»).
Синекдоха — разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.«Вот она, звериная, человеконенавистническая мораль господина Даллеса и компании, ставящая ни во что в угоду доллару, этому «желтому дьяволу», жизнь человека» (Генеральный прокурор СССР Р.А. Руденко. «Обвинительная речь по уголовному делу американского летчика-шпиона Френсиса Гарри Пауэрса»).

«Но у мужика редок рубль и дорого ему достается» (Ф.Н. Плевако. «Защитительная речь по делу люторических крестьян»).

Сравнение — сопоставление двух явлений, с тем чтобы прояснить одно из них при помощи другого.«Так по ясному когда-то небу проносятся перед грозой облака, но кто угадает, из какого впервые сверкнет молния и загремит гром?…То было представление, искушение, идея, отчаянье, все, что хотите, но только не «намерение» и притом «заранее обдуманное»…» (П.Н. Обнинский. «Обвинительная речь по делу Качки»).
Эпитет — это слово (чаще всего прилагательное или причастие), определяющее предмет или действие и образно подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество«Судебная практика воочию подтверждает, что преступники-рецидивисты оказывают тлетворное влияние на неустойчивых молодых людей…» (В.И. Царев. «Обвинительная речь по делу братьев Кондраковых»).

2 группа Синтаксические изобразительные средства (фигуры)

Фигура — особая синтаксическая конструкция, придающая речи выразительность.

Анафора (единоначатие) — это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Данная разновидность лексического повтора позволяет привлечь внимание суда к важным моментам дела, подчеркнуть значимость какого-либо факта или уточнить мысль.«Верю я, глубоко верю, что сегодняшний день в летописях русского правосудия не будет днем, за который покраснеет общество…Верю я, что вы скажете сегодня: «Молчи, закон, настало время благодати» (Ф.Н. Плевако. «Защитительная речь по делу люторических крестьян»).

Антитеза — ярко выраженное противопоставление понятий или явлений. Антитеза противопоставляет разные объекты, часто является сильнейшим аргументирующим средством.«…потому для нас не столь важно, что за человек перед нами — герой труда или лентяй, романтичный однолюб или развратник, пьяница или трезвенник, праведник или грешник. Для нас важно, прежде всего, убивал ли он Пиголкину или нет» (Ю.А. Костанов. «Дело Пилипенко»).

«Не с ненавистью, а с любовью судите, если хотите правды» (Ф.Н. Плевако. «Защитительная речь по делу П. Качки»).

Градация — это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (восходящая градация) или уменьшающееся значение, благодаря чему соз­даётся нарастание или ослабление производимого ими впечатления.«Скажите: надо же было иметь и этому хорошему человеку что-либо такое, что бы составляло его личное счастье, его отдых, его утешение» (С.А. Андреевский. «Защитительная речь по делу Андреева»).
Инверсия — стилистическая фигура: нарушение общепринятого в данном языке порядка слов. Перестановка слов или частей фразы придает речи особую выразительность судебной речи.«Многие проходившие в тот день граждане видели двух незнакомых мужчин, которые бесцельно бродили по краю леса. Некоторым они показались подозрительными…, но мысли о нападении среди белого дня в довольно оживленном месте казалась маловероятной. Не думали об этом и молодожены Панфиловы….» (В.И. Царев. «Обвинительная речь по делу братьев Кондраковых»).
Параллелизм — это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.«Что ж молчит в вас, братья, злоба? Что ж любовь молчит?» (А.П. Александров. «Защитительная речь по делу В. Засулич»).
Парцелляция — экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.«Она почувствовала горе. Она узнала его» (Ф.Н. Плевако. «Защитительная речь по делу П. Качки»).
Риторический вопрос — это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.«Не спорю, Байрашевский виноват перед Качкой…, но разве за такую вину казнят смертью?» (П.Н. Обнинский. «Обвинительная речь по делу П. Качки»).

«…на беду попросили запеть ее любимую песню из Некрасова…Кто не знает могучих сил этого певца страданий? Кто не находил в его звучных аккордах отражения своего собственного горя, своих собственных невзгод?» (Ф.Н. Плевако. «Защитительная речь по делу П. Качки»).

Риторическое восклицание — это приём передачи кульминации чувств.«Но довольно! Надо много терпения, чтобы читать эти ростовщические фантазии, которым давал значение и силу судья, живущий в наше время и творящий суд по уставам 20 ноября. Стыдно за время, в которое живут и действуют подобные люди!» (Ф.Н. Плевако. «Защитительная речь по делу люторических крестьян»).
Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Она служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.«Господа судьи и господа сословные представители!» (Ф.Н. Плевако. «Защитительная речь по делу люторических крестьян»).
Умолчание — это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадываться о невысказанном.«Жизнь, правда, была у него мертвая, да мало ли что…Он и не требует многого…родных на свете нет…» (С.А. Андреевский. «Защитительная речь по делу Наумова»).
Эллипсис — это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. Использование эллипсиса (неполных предложений) придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность.«Он поехал в Москву, она, как ягненок за маткой, — за ним, не размышляя, не соображая» (Ф.Н. Плевако. «Защитительная речь по делу П. Качки»).
Эпифора — вынесение одних и тех же слов или словосочетаний в конце соседних стихов, или строф, или прозаических абзацев«На отдельных деталях и агрегатах «У-2» имелись обозначения, что они являются собственностью ВВС США. Все полеты на самолетах «У-2» проводились с баз военно-воздушных сил и под руководством офицеров ВВС США» (Генеральный прокурор СССР Р.А. Руденко. «Обвинительная речь по уголовному делу американского летчика-шпиона Френсиса Гарри Пауэрса»).

Особенности применения средств выразительности

Что такое образные средства в русском языке. Смотреть фото Что такое образные средства в русском языке. Смотреть картинку Что такое образные средства в русском языке. Картинка про Что такое образные средства в русском языке. Фото Что такое образные средства в русском языке

Не следует забывать, что в устной русской речи также используются жесты. Порой они бывают красноречивее обычных средств выразительности, но мастерство оратора – в умелом соединении этих фигур. Тогда роль получится живой, насыщенной и яркой.

Не старайтесь вставить в речь как можно больше стилистических или лексических фигур. Это не сделает слово богаче, но при этом появится ощущение, что вы «надели» на себя слишком много украшений, отчего стали неинтересны. Средства выразительности – как умело подобранный аксессуар. Его, бывает, даже и не заметишь сразу, настолько гармонично он переплетается в предложении с другими словами.

Употребление речевых средств выразительности

Языковые средства в русском языке широко применялись и продолжают применяться в литературных произведениях, будь то проза или поэзия.

Прекрасное владение стилистическими фигурами демонстрируют писатели золотого века. За счет мастерского использования средств выразительности их произведения красочны, образны, приятны для слуха. Не зря их считают национальным достоянием России.

Что такое образные средства в русском языке. Смотреть фото Что такое образные средства в русском языке. Смотреть картинку Что такое образные средства в русском языке. Картинка про Что такое образные средства в русском языке. Фото Что такое образные средства в русском языке

С языковыми средствами мы сталкиваемся не только в художественной литературе, но и в повседневной жизни. Практически каждый человек использует в своей речи сравнения, метафоры, эпитеты. Сами того не осознавая, мы делаем свой язык красивым и богатым.

Литературные приёмы и появление литературы

Что такое образные средства в русском языке. Смотреть фото Что такое образные средства в русском языке. Смотреть картинку Что такое образные средства в русском языке. Картинка про Что такое образные средства в русском языке. Фото Что такое образные средства в русском языке

Большинство художественных приёмов вообще берет своё начало из первобытных

Это же можно сказать и о литературных приёмах. И здесь разграничение тропов и фигур приобретает новый смысл.

Тропы имеют прямое отношение к древним магическим представлениям и обрядам. В первую очередь это наложение табу на

Считалось, что при обозначении медведя его прямым наименованием можно навлечь его на того, кто произносит это слово. Так появились

(медведь – «бурый», «морда», волк – «серый» и т. д.). Таковы эвфемизмы («пристойная» замена непристойному понятию) и дисфемизмы («непристойное» обозначение нейтрального понятия). Первое также связано с системой табу на некоторые понятия (например, обозначение половых органов), а прообразы второго употреблялись первоначально с целью избежать сглаза (согласно представлению древних) или чтобы этикетно принизить называемый объект (например, себя перед божеством или представителем более высокого сословия). С течением времени религиозные и социальные представления «развенчались» и подверглись своеобразной профанации (то есть снятию сакрального статуса), а тропы стали играть исключительно эстетическую роль.

Фигуры, по-видимому, имеют более «приземлённое» происхождение. Они могли служить целям запоминания сложных речевых формул:

До сих пор подобные приёмы используются в детской обучающей литературе, а также в рекламе. А наиболее важная их функция – риторическая: обратить повышенное внимание публики на содержание текста путём нарочитого «нарушения» строгих речевых норм. Таковы

”Прообразом художественной литературы в современном понимании слова были молитвы и заклинания, обрядовые песнопения, а также выступления античных ораторов”.

Прошло много столетий, «магические» формулы потеряли свою силу, однако на подсознательном и эмоциональном уровне они продолжают воздействовать на человека, используя наше внутреннее понимание гармонии и упорядоченности.

Видео: Изобразительно-выразительные средства в литературе

Объяснение и примеры

Выразительные средства, используемые автором литературного произведения, помогают создать яркие и разносторонние художественные образы.

Деталь. Символ. Подтекст

Создавая художественные образы, вовсе не обязательно оснащать их массой уточнений и подробностей. Иногда наибольшее значение в литературном произведении имеет деталь — скромный элемент, который легко упустить.

Пример

Герой рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой» остро переживает влюблённость и хочет поделиться своими переживаниями с приятелем. Приятель, вовсе не слушая, отвечает: «А осетрина-то была с душком!». Читатель ощущает огромное разочарование Гурова и тоску от разобщённости всего в мире. А создать это ощущение помогает одна маленькая деталь — выражение «осетрина с душком».
А иногда глубочайшее значение может вместиться в одно слово или словосочетание. Такое слово (словосочетание) называют символом.

Многие ошибаются, полагая, что символ и метафора — это одно и то же. Формальное сходство действительно есть: называется одно слово, а означает оно нечто другое. Но метафора проста, а символ глубок и неоднозначен. Выражаясь иносказательно, если метафора — это кролик, который прячется в шляпе, то символ — бесконечное множество спрятанных кроликов (некоторых читатель так и не найдёт).

Пример

Художественные детали и символы, таящиеся в литературном произведении, формируют подтекст — скрытый смысл литературного текста.

Психологизм. Народность. Историзм

Если явный психологизм предполагает освещение мыслей и чувств героя, то скрытый психологизм становится ясен только при анализе подтекста. Как правило, скрытый психологизм выражен в портрете, интерьере, пейзаже, детали.

Пример

Пейзаж как форма психологизма часто использовался И. А. Буниным. Описание природы в его прозе нередко служит раскрытию настроения или переживания героя.
А народность и историзм в литературе вообще нельзя вычленить и привязать к каким-то отдельным словам, фразам, элементам сюжета и пр. И народность, и историзм — это общее впечатление от эпохи или народа, которое мы выносим из литературного произведения.

Литературная критика

Как вы уже поняли, выявить при прочтении все смыслы литературного произведения очень сложно, а порой и невозможно. Профессионально этим занимаются литературные критики — люди с аналитическим умом и большим багажом прочитанных литературных текстов. Эти качества помогают критикам не только соотнести какое-то конкретное произведение с другими образчиками литературного искусства, но и сделать выводы о значении этих произведений.

Французский философ Ролан Барт в своём эссе «Смерть автора» предположил, что всякое литературное произведение нужно рассматривать не через призму автора, а отдельно от него, поэтому автор имеет не больше прав на трактовку своего текста, чем всякий читатель.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *