Что такое образный ряд стихотворения
3. Некоторые механизмы формирования образного ряда в современной
Помимо рассмотренного в предыдущей статье различия поэзии и прозы в плане формы, существует ещё одно немаловажное различие, связанное с используемой системой образов, образным рядом. Образы подразделяются (хотя деление такое субъективно) на образы поэтические и образы непоэтические. Так, в зависимости от “поэтичности” образов, стихотворение может быть названо прозаическим произведением, а повесть – поэмой.
Задавались ли вы когда-нибудь вопросом: а что, собственно, такое поэтический образ и как он формируется? Если да, то, возможно, приходили к такой или подобной трактовке: поэтический образ – это словесное выражение необыденного (прошу не путать с необычным) восприятия окружающего мира. Вообще говоря, определение это выглядит довольно размытым. Можно с уверенностью констатировать поэтичность или непоэтичность того или иного образа; можно с уверенностью сказать, что образ без синонима “поэтический” превращает стихотворение в произведение прозаическое; почти всегда можно указать на окказиональность (случайность), местный характер образа, условность его применимости в повседневном общении, но определение самого поэтического образа представляется задачей весьма сложной. Разобраться в сущности “поэтичности” образа помогает знание механизмов его формирования…
ОТСТУПЛЕНИЕ СО ССЫЛКОЙ
Как известно, одно из качеств мышления человека – ассоциативность. Любой человек мыслит, ассоциируя, соединяя слова (образы) в словосочетания (образный ряд) путём перебора ассоциаций (априори я полагаю, что любое стихотворение состоит из ряда образов – образного ряда, хотя есть большое число случаев стихотворения-образа (как единичного образа в стихотворении, так и конструкции второго уровня: образа над образным рядом) – понятие образного ряда представляется мне удобным для изложения идеи данной статьи).
Вроде бы ничего особенного не выяснилось: ассоциативность мышления относится не только к поэзии – о механизме формирования образного ряда пока ничего нового сказать нельзя. Однако в ассоциативном мышлении можно выделить несколько способов формирования образного ряда и, таким образом, определить некую поэтическую составляющую…
Позволю себе отступление: термины, применяемые далее, условны; я не претендую ни на первенство их применения, ни на удачность выбора, ни на детальность классификации. Имхо, господа и дамы: спорьте на здоровье. Ещё одно: я даю лишь небольшое количество примеров, достаточное для уяснения того или иного положения, полагая, что каждый автор самостоятельно выделит моменты приложения интересующего его приёма.
МЕХАНИЗМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПОЭТИКИ
Суггестивный механизм, вне всякого сомнения, сделал поэзию много более “поэтичной” (необыденной, недоказуемой…). Однако мир не стоит на месте: были введены в использование и другие механизмы формирования образного ряда (сложные, в противоположность вышеизложенным – простым). На сегодня я выделяю следующие: диссоциативный, девиативный, дупликативный и диссипативный. Деление это условно и субъективно, имхо.
ДИССИПАТИВНЫЙ (от “диссипация” – рассеяние) механизм. Механизм Бродского. Создание поэтического образа достигается за счёт рассеяния читательского внимания: перескока с одной мысли на другую, неоконченных мыслей и т.д. и т.п. Собственно образ создаётся на местах перескока за счёт инерции ассоциативного мышления.
ОТСТУПЛЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Итак, поэтический образ формируется определёнными механизмами, имеющими в своей основе ассоциативное мышление. Степень “поэтичности” образа определяется в конечном итоге возможностями самого механизма и умением поэта. Не стоит думать, что, выделив и освоив механизмы формирования образного ряда, поэт развивает свой дар. Увы, он развивает только умение; дар же определяет, насколько полно поэт может использовать своё знание о механизмах формирования образного ряда.
Образность и точность поэтической речи
статья перенесена сюда с сайта стихи.ру
1. ЧТО ТАКОЕ ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА. ПРЕДМЕТ И МАТЕРИАЛ
» Крутила Вьюга фуэте без счёта…
Богаченко Татьяна
ВЬЮГА есть БАЛЕРИНА, признак – «крутить фуэте»
самое распространенное сравнение – с человеком: НЕЧТО есть ЧЕЛОВЕК. Такая метафора называется олицетворением или персонификацией»
3. ЧИТАТЕЛЬСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Обратимся опять к психологии. И сделаем мы это исключительно для обоснования позиций читательского восприятия.
Помните, мы говорили о процессе оглядывания и ощупывания предметов на первом году становления человеческого сознания. Зрительные образы предметов с тех самых пор сочетаются с их пространственной топологией.
«Клин журавлей на фоне облаков. »
— можете ли Вы мысленно удлинить свою руку и провести пальцами между клином журавлей и облаками? Да, это возможно.
«И блещут облака, скользя в небесной сфере. »
— чувствуете? нет зазора между облаками и сферой, не просунуть туда пальцы.
«Голосило, а потом простыло
и застывшим голосом висит.»
— из контекста понятно, что речь идёт о младенце. Но Вы можете представить зрительно, как может нечто «висеть голосом»?
КОНСТАНТНОСТЬ восприятия означает одинаковость восприятия в разных условиях освещения, пространственного расположения и ориентации. Стул и вверх ножками воспринимается как стул. Если мы его видим, и сразу во всех деталях. А как бы поэтическом тексте упомянуть о стульях так, чтобы по их положению было бы ясно, что кафе уже закрыто?
В отношении поэтического текста константность восприятия может нарушаться при смене личных местоимений обращения (замена Я на ТЫ, МЫ на ВЫ), замены авторской речи на прямую, перескоки во временах года (действие из осени неожиданно возвращается в лето) и проч. В одном из стихотворений истопник, распахивая дверь и выходя на улицу, в следующей строфе неожиданно оказывается стоящим лицом к печи. Возникает коллизия одновременного присутствия в зрительной картине двух человек.
«Из-под клюва сирени мальками –
он идёт и четыре гвоздя
то ли крыльями, то ли руками
открывают у страха глаза»
К тому, что было сказано выше подыщем свежий пример
Перед грозой
Светлана Платицина http://www.stihi.ru/2013/01/28/8916
«А перед грозой тишина в разноцветии клумб
тревожно качает листы, как колодец гулка.
И первые капли вот-вот побегут по стеклу
дорожками спущенных петель на серых чулках.».
4. ТОЧНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Перед грозой
Светлана Платицина http://www.stihi.ru/2013/01/28/8916
А перед грозой тишина в разноцветии клумб
тревожно качает листы, как колодец гулка.
И первые капли вот-вот побегут по стеклу
дорожками спущенных петель на серых чулках.
Дождь мышью сторожкою в клейкой листве зашуршит.
Запахнет медово до тихой истомы в груди
от белых цветков вдоль забора притихших крушин,
в которых чуть слышно, как шмель недовольно гудит.
И враз по ручью пробежит мелким бисером зыбь!
И ливень стеною ударит в бревенчатый дом.
И шмель торопливо заищет приют от грозы
под низким карнизом, где ласточки свили гнездо.
Март-апрель, а по углам зима,
но сырая, пахнущая дерном.
Талый снег спускается с холма
в осветленном воздухе просторном.
Неуместны больше стоны,
Сила лета велика;
Тянут ветви липы, клены
В легкий шелест ветерка.
Сочной зелени сиянье
Под лазурный небосвод —
Отрицанием страданья
Жив сейчас лесной народ.
Образность и точность поэтической речи
«Смыслы играют в прятки –
Прячутся между строк» http://www.stihi.ru/2014/06/18/2710
Лилия Силина
1. ЧТО ТАКОЕ ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА. ПРЕДМЕТ И МАТЕРИАЛ
» Крутила Вьюга фуэте без счёта…
Богаченко Татьяна
ВЬЮГА есть БАЛЕРИНА, признак – «крутить фуэте»
самое распространенное сравнение – с человеком: НЕЧТО есть ЧЕЛОВЕК. Такая метафора называется олицетворением или персонификацией»
3. ЧИТАТЕЛЬСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Обратимся опять к психологии. И сделаем мы это исключительно для обоснования позиций читательского восприятия.
Помните, мы говорили о процессе оглядывания и ощупывания предметов на первом году становления человеческого сознания. Зрительные образы предметов с тех самых пор сочетаются с их пространственной топологией.
«Клин журавлей на фоне облаков. »
— можете ли Вы мысленно удлинить свою руку и провести пальцами между клином журавлей и облаками? Да, это возможно.
«И блещут облака, скользя в небесной сфере. »
— чувствуете? нет зазора между облаками и сферой, не просунуть туда пальцы.
«Голосило, а потом простыло
и застывшим голосом висит.»
— из контекста понятно, что речь идёт о младенце. Но Вы можете представить зрительно, как может нечто «висеть голосом»?
«Из-под клюва сирени мальками –
он идёт и четыре гвоздя
то ли крыльями, то ли руками
открывают у страха глаза»
К тому, что было сказано выше подыщем свежий пример
Перед грозой
Светлана Платицина http://www.stihi.ru/2013/01/28/8916
«А перед грозой тишина в разноцветии клумб
тревожно качает листы, как колодец гулка.
И первые капли вот-вот побегут по стеклу
дорожками спущенных петель на серых чулках.».
4. ТОЧНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ
А перед грозой тишина в разноцветии клумб
тревожно качает листы, как колодец гулка.
И первые капли вот-вот побегут по стеклу
дорожками спущенных петель на серых чулках.
Дождь мышью сторожкою в клейкой листве зашуршит.
Запахнет медово до тихой истомы в груди
от белых цветков вдоль забора притихших крушин,
в которых чуть слышно, как шмель недовольно гудит.
И враз по ручью пробежит мелким бисером зыбь!
И ливень стеною ударит в бревенчатый дом.
И шмель торопливо заищет приют от грозы
под низким карнизом, где ласточки свили гнездо.
Март-апрель, а по углам зима,
но сырая, пахнущая дерном.
Талый снег спускается с холма
в осветленном воздухе просторном.
Неуместны больше стоны,
Сила лета велика;
Тянут ветви липы, клены
В легкий шелест ветерка.
Сочной зелени сиянье
Под лазурный небосвод —
Отрицанием страданья
Жив сейчас лесной народ.
Доклад «Анализ лирического стихотворения в 5-7 классах». Презентация.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Доклад.docx
преподаватель русского языка и литературы
АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
(методические рекомендации и теоретический материал)
Анализ – это логический метод, с помощью которого мы расчленяем предметы или явления, выделяя в них (для дальнейших рассуждений) отдельные части и свойства.
Анализ лирического художественного произведения – это такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению его, то есть к проникновению в мысль и чувство, выраженные художником.
( Полтавец Елена Юрьевна, доцент, Московский Городской педагогический университет ),
Не следует забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения можно искать и в «ключевых словах» его, с помощью которых и выражается переживание лирического героя. Значит, анализ художественного произведения предполагает чтение, выделение «ключевых слов» и «фраз», составление плана, подборку цитат и т.д.
Цель этой работы должна быть определена заранее. Например, вы обращаете внимание на эпитеты (метафоры, сравнения. ) стихотворения. Для чего? Чтобы понять, каковы их роль в художественном тексте, каковы их особенности у данного автора, о каких чертах его дарования они говорят.
Однако глубоко и полно понять значение каждой выделенной в процессе анализа части и на этой основе сделать правильные умозаключения нельзя, если не уметь видеть эти части вместе, в единстве, в целом. Этой цели служит синтез – мысленное объединение существенных свойств однородных предметов и явлений.
И тезис (суждение, мысль), и его доказательства (аргументы) и логические действия (рассуждения), и анализ, и синтез – всё это как бы «строительный материал», «кирпичики», из которых разными способами строится «здание» научного поиска. Сравнение логических категорий со строительным материалом не случайно: важно не только и не столько количество суждений – тезисов, аргументов или логических действий, сколько последовательность, убедительность, простота и яркость мыслей и чувств.
СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Автор, название (истолковать), время написания, история создания, место в творчестве, кому посвящено, как приняли стихотворение (отзывы о нем).
Тема и идея стихотворения
Эмоциональная окраска чувств.
Композиция, сюжет (если есть).
Образный ряд стихотворения.
Черты лирического героя.
Языковой поуровневый анализ:
а) поэтическая фонетика (аллитерация, звукопись, ассонанс);
б) поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы);
в) использование явлений морфологии и синтаксиса.
Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.
Прокомментируем данную схему.
II . Структура образов и развитие конфликта.
Даже в пейзажной лирике, в которой преобладают картины природы, следует искать передачу эмоционального состояния личности (ассоциативный образ). («Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес» (ощущение тоски, беспокойства), стая туч («хищное» движение (стая волков), массивность, отсутствие лёгкости, высоты, давящая темнота, ощущение потерянности и т.д.)
3. Композиция, сюжет (если есть).
Те или иные факты, события, обстоятельства, действия, воспоминания и впечатления, упоминаемые в тексте стихотворения, как правило перемежаются мыслями и эмоциями, что даёт ощущение динамики и движения. Смена и последовательность этих компонентов составляет композицию (построение) лирического произведения. Хотя в каждом конкретном случае композиция неповторима и своеобразна, но можно наметить некоторые общие тенденции.
Практически любое стихотворение «делимо» на две части (как правило, неравных): «эмпирическую» (повествующую) и «обобщающую, в которой содержится тот всеобъемлющий, общечеловеческий, философский смысл, ради которого и написано стихотворение.
Обобщающая часть в стихотворении «На холмах Грузии» :
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
В ней звучит гимн человеку вообще, это гуманистический, жизнеутверждающий аккорд всего стихотворения. Всё остальное – эмпирическая часть. Стихотворение может строиться в другой последовательности: сначала обобщающая часть, потом эмпирическая.
С точки зрения композиции стихотворения можно разделить (условно) на 3 типа :
Собственно изобразительные или повествовательные
События, факты, обстоятельства, действия, воспоминания, впечатления перемежаются мыслями и эмоциями (А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье» (последовательность более или менее логически организована;
«Прошай, немытая Россиия» (последовательность не совсем логична, разорвана, тем не менее она есть.)
Чередование фактов, впечатлений и эмоциональных реакций.
(М.Ю.Лермонтов «Парус» – в нем 2 строчки каждого четверостишия как бы изобразительны, а следующие две – выразительны).
Часто внутреннее состояние обнаруживается в конце стихотворения: Снежная равнина, белая луна //
И березы в белом плачут по лесам.
Умер? Уж не я ли сам?
В стихотворениях такого рода представлены лишь чередования фактов и явлений, эмоционально-мыслительное начало в них не выражено, но оно подразумевается
(А.А.Фет «Это утро, радость эта», Ф.Т.Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится»
Сюжет в лирических произведениях чаще всего отсутствует. Он имеет место в стихотворениях событийных, эпических (чаще всего у Н.А.Некрасова, иногда его лирику называют прозаизированной).
Обратите внимание, как развивается основной образ. Выделите главные, с точки зрения развития образа, слова, строфы, строки.
Проследите, какими средствами создаётся образ, есть ли портретные зарисовки, каковы мысли и чувства автора, помогающие раскрыть образ.
Если в стихотворении несколько образов, проследите как, в какой последовательности они сменяются, как соотносятся с жизнью человека, его чувствами (прямо или косвенно).
Образ лирического героя – это образ личности, которой принадлежат мысли и переживания в лирическом произведении (обычно это или сам автор или близкий к личности автора). Его характер раскрывается в раздумьях, эмоциях (В стихотворении «Памяти Добролюбова» лирический герой сам Н.А.Некрасов. Он через восхищение жизнью своего друга и соратника сумел передать мироощущение и умонастроение демократической интеллигенции своего времени).
III . Жанровое своеобразие стихотворения.
К лирическим жанрам относятся ода, элегия, эпиграмма, послание, гимн и многие другие.
Ода – торжественное стихотворение, прославляющее какое-либо событие, значительное явление общественной жизни, выдающуюся личность и т.п.
Элегия – стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем, исполненное чувством сожаления и уныния.
Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение, адресованное определенному конкретному или же обобщенному лицу, событию, явлению и т.п.
Послание – стихотворение, обращенное к какому-либо конкретному лицу или группе лиц.
Гимн – хвалебная песнь в честь богов, героев, победителей, какого-либо знаменательного события и т.п., построенная как обращение или воззвание к восхваляемому объекту.
Стансы – небольшое лирическое стихотворение, состоящее из четверостиший с законченной мыслью в каждом из них, объединенных между собой одной темой. Стансы предполагают раздумья поэта.
Мадригал – стихотворение шутливого или любовного характера, в котором дается преувеличенно лестная характеристика лица, к которому обращается поэт.
IV . Основные особенности поэтического языка.
Тропы – это образные обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении. Переносные значения слов образуются на основе сопоставления двух явлений и живут в тексте как явление литературное; в словарях они не зафиксированы.
Образные слова и выражения привлекают к себе внимание читателя, заставляют его задуматься, увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять его смысл.
Эпитет – образное определение. Эпитет определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит своё значение, свои признаки: серебряные коньки, шёлковые кудри. Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя.
Эпитетом может быть всякое определяющее слово: существительное: «Бродяга – ветер», прилагательное: « деревянные часы»; наречие или деепричастие: «ты ж а д н о глядишь», «самолёты несутся с в е р к а я ». Эпитет можно переделать в сравнение. Эпитеты служат для обрисовки, пояснения, характеристики какого-либо свойства или признака предмета. Они зажигают слово новыми красками, придают ему нужные оттенки и, проникнутые чувством автора, формируют отношения читателя к изображаемому.
Сравнение – это такие образные определения предмета, понятия или явления с помощью сопоставления одного с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается ( этим оно отличается от метафоры, где присутствует только второй элемент ).
Анчар, как грозный часовой,
Стоит один во всей вселенной (А.С.Пушкин )
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Возможны и бессоюзные сравнения:
Заутра казнь, привычный пир народу.
Существуют развернутые сравнения, предполагающие детальное сопоставление по ряду признаков или соотнесение какого-либо явления с группой явлений.
Я помню чудное мгновение:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Помогая увидеть предмет с новой, иногда неожиданной стороны, сравнение обогащает, углубляет наши впечатления.
Метафора – это скрытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент простого сравнения (то, с чем сравнивают). То, что сравнивается, лишь подразумевается.
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка (месяц).
Ярким солнцем в лесу пламенеет костер.
Метафора придаёт речи исключительную выразительность. Метафора как бы в сжатом, свёрнутом виде заключает в себе целую картину и потому позволяет поэту исключительно экономно, наглядно обрисовать предметы и явления и выражать свои мысли и переживания.
Распевая, вползает пчела.
Вознеслась ты под свод голубой
Метафора представляет собой нерасчленённое сравнение, в котором легко усматриваются оба члена:
Со снопом волос своих овсяных
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
Помимо словесной метафоры, имеют место метафорические образы, или развёрнутые метафоры :
Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен,
Осуждён я на каторге чувств
В литературе XX века распространение получает развёрнутая метафора: литературный образ охватывает несколько фраз или всё произведение, превращаясь в самостоятельную картину. Например, в стихотворении Н.Гумилева «Заблудившийся трамвай» заглавная метафора разворачивается в целый сюжет: фантасмагорическое путешествие по ночному Петербургу.
Аллегория – иносказание. Условное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного явления. Под изображёнными в аллегории животными, людьми, предметами всегда имеются в виду другие лица, вещи, события, факты.
Правосудие – женщина с завязанными глазами и весами в руках.
Аллегория надежды – якорь.
Аллегория мира во всём мире – белый голубь.
Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где хитрость иносказательно изображается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.
Аллегория лежит в основе многих загадок, пословиц, а также притч :
В отличие от символа аллегория однозначна, она выражает строго определённый предмет или явление.
Перифраз – замена однословного названия предмета описательным выражением. (Перифраз строится по тому же принципу, что и загадка: перечисляются существенные «опознавательные» признаки неназываемого предмета).
Вместо того чтобы сказать, что Онегин поселился в комнате дяди, А.С.Пушкин пишет:
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
И лишь светящаяся груша
О тень сломала копья драки,
На ветке лож с цветами плюша
Повисли тягостные фраки.
На языке буквальных соответствий приведённый отрывок означает примерно следующее: погасли лампочки, театр заполнился публикой.
Перифраз (второе значение) – использование писателем формы известного литературного произведения (часто в ироническом плане).
В этой жизни умирать не ново,
В этой жизни помереть не трудно –
Сделать жизнь значительно трудней.
Это один из постоянных приёмов изображения в сказках, баснях, фантастических произведениях.
Олицетворение как художественный приём представляет собой оборот речи, в котором свойства человека переносятся на явления природы, предметы и отвлечённые понятия. Олицетворение является особым видом метафоры.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.
Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе:
« Кому сказать мне, с кем мне поделиться //
Той грустной радостью, что я остался жив». (С.Есенин).
На оксюмороне построены названия некоторых произведений литературы – «Живые мощи» (И.Тургенев), «Живой труп» (Л.Толстой), «Оптимистическая трагедия» (В.Вишневский).
Оксюморон создаёт новое понятие или представление: «сухое вино», «честный вор», «свободные рабы».
Порой влюбляется он страстно
И дар божественных видений.
Ирония – скрытая насмешка.
Употребление слова в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьёзным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке.
« Отколе, умная, бредёшь, ты, голова?» – обращается Лиса к Ослу, считая его в действительности глупым.
Или в басне «Стрекоза и Муравей» :
иронически говорит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение безделием.
Ирония может быть добродушной, грустной, злой, едкой, гневной.
Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления (« В сто сорок солнц закат пылал! » (В.Маяковский). « Редкая птица долетит до середины Днепра » (Н.В.Гоголь).
« Любовь мою, как апостол во время оно,
По тысяче тысяч дорог разнесу »
Образное выражение, состоящее в противоположность гиперболе в преуменьшении величины, силы, значения изображаемого явления, к которому прибегает писатель в целях усиления выразительности речи.
Например, в народной сказке: мальчик с пальчик, избушка на курьих ножках, у Н.А.Некрасова в «Песне Еремушке» :
Ниже тоненькой былиночки
Метонимия – замена в художественной речи названия предмета, понятия, явления другим названием, связанным с ним внешними отношениями (по смежности). Например, в нашем представлении неразрывно связаны автор и написанная им книга, пища и посуда, в которой её подают, характерная одежда и человек, в неё одетый, действие и орудие этого действия:
Потому, что здесь порой
Все флаги в гости будут к нам –
« Я три тарелки съел ! » (три тарелки ухи)
И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Метонимия отличается от метафоры тем, что метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов «как бы», вроде», «подобно»; с метонимией этого сделать нельзя.
Синекдоха – один из тропов, состоящий в замене наименования жизненного явления названием его части вместо целого (Москва – вместо Россия), единственное число вместо множественного (человек вместо люди).
Чтобы у ног вы увидали
Мундир, и шпоры, и усы!
Символ – многозначный предметный образ, которым связываются между собой различные аспекты изображаемой художником действительности.
Символический образ проясняется в процессе свободно возникающих ассоциаций. Являясь условным обозначением, символ во многом сходен с аллегорией, но он отличается от неё большей степенью обобщения, не поддающегося однозначному толкованию. В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» человеческая душа, обуреваемая страстями, находит соответствие с бурлящей морской стихией; личность ассоциируется с образом одинокого паруса, раздираемого ветром и несущегося по воле волн. Подобные символические соответствия можно обнаружить и в таких стихотворениях, как «Анчар» А.С.Пушкина, «Фонтан» Ф.И.Тютчева, «Стихи о Прекрасной Даме» А.А.Блока, «Песня о Буревестнике» А.М.Горького и многих других.
Фигуры речи
Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств. Выражается обычно антонимами :
Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
Ты богат, я очень беден:
Столкновение контрастных представлений, сочетания противоположных по смыслу понятий позволяет лучше выделить значения слов, усилить образность и яркость художественной речи. Иногда по принципу антитезы строятся и большие прозаические произведения «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.И.Достоевского и другие.
Градация – расположение близких по значению слов в порядке повышения или понижения их смысловой или эмоциональной значимости.
Когда волнуется желтеющая нива,
Исполнились мои желания, Творец
Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,
Параллелизм – сопоставление двух явлений путем параллельного их изображения. Такое сопоставление подчёркивает сходство или различие явлений, придаёт речи особую выразительность.
Чаще всего в фольклоре сопоставляется образ природы и образ человека.
Ах, кабы на цветы не морозы,
И зимой бы цветы расцветали;
Ох, как бы на меня не кручина,
В литературе этот приём имеет самое разнообразное применение, причём наряду со словесно-образным параллелизмом может быть и композиционный, когда развиваются параллельные сюжетные линии.
В синем небе звёзды блещут,
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ли во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
У ночи много звёзд прелестных,
Анафора – повторение начального слова, словосочетания или двух самостоятельных отрезков речи.
Стонет он по полям, по дорогам,
Когда умирают кони – дышат,
Когда умирают травы – сохнут,
Когда умирают солнца – они гаснут,
Задача анафоры выделить слово, задержать на нём внимание читателей. Своеобразный вид «разливной» анафоры применил К.Симонов в стихотворении военных лет «Жди меня». Ассиметрично расположенные эти анафорические повторы «жди. » производят сильнейшее действие. На 36 строк слово «жди» повторяется 11 раз.
Эпифора – выразительное повторение слов или выражений в конце отрезка речи:
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
Инверсия – своеобразная расстановка слов в предложении, нарушающая порядок, установленный правилами.
При инверсии сказуемое предшествует подлежащему, определение ставится после существительного, обстоятельства и дополнения – перед сказуемым.
(ср.: Убегающая цепь курганов зеленеет).
Лишь музы девственную душу
(ср.Боги тревожат девственную душу музы в пророческих снах)
(ср. Всё это стало ужасно злить меня день за днём)
Инверсия помогает автору резко изменить интонацию, разрушить обыденный, традиционный вид фразы, что придаёт последней большую выразительность.
Умолчание – оборот речи, в котором мысль остаётся не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном.
Но мне ли, мне ль, любимцу государя.
Риторический вопрос – это обращённый к читателю или слушателю (реальному или же воображаемому) вопрос, не требующий ответа.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Риторические восклицание – такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие:
Какое лето, что за лето!
Риторическое обращение – это такая стилистическая фигура, которая, являясь по форме обращением, носит условный характер, придавая художественной речи авторскую интонацию: торжественность, восторженность, сердечность, доверительность, иронию и т.п.
Дух бродяжий! Ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Асиндетон (бессоюзие) – одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, который состоит в пропуске между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придаёт речи стремительность, выразительность, передаёт убыстрённую интонацию. Благодаря асиндетону речь приобретает большую сжатость, компактность.
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон.
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
В себя ли заглянем – там прошлого нет и следа:
При помощи полисиндетона подчёркивается целеустремленность и единство перечисляемого. Большую выразительность приобретают строки, где рядом с многосоюзием применяется противоположное ему бессоюзие:
Был тиф, и лёд, и голод, и блокада.
Всё кончилось: патроны, уголь, хлеб.
Безумный город превратился в склеп,
2. Языковой поуровневый анализ :
а) поэтическая фонетика;
Аллитерация – повторение в стихах или реже – в прозе одинаковых созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи. Аллитерация подчёркивает звучание отдельных слов, выделяя их и придавая им особенно выразительное значение.
Возможности аллитерации не ограничиваются звукоподражанием (Били копыта, пели будто // Гриб. Граб. Гроб. Груб), связывая между собой разные по значению, но сходно звучащие слова, аллитерация тем самым устанавливает между ними нетрадиционные смысловые связи.
Я вижу молнии из мглы
Возможна такая фраза: стихотворение Бальмонта «Влага» сплошь аллитерировано на «л».
1) повтор гласных звуков, чаще всего ударных, н-р : «Скала и плащ // скала, и плащ, и шляпа» (Б.Пастернак)
Ассонанс обеспечивает стиху напевность звучания.
2) неточная рифма, в которой совпадают ударные гласные и не совпадают согласные.
С тех пор стал над недрами парка сдвигаться
Суровый, листву леденивший октябрь.
Зарями ковался конец навигации,
Тряслися, дребезжали рамы:
Теперь не то, и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
б) поэтическая лексика:
Особо важная роль в передаче лирического переживания принадлежит художественной речи. Она складывается из слов в их прямом значении и слов в переносном значении (см. тропы).
Слова, употребляемые в прямом значении, бывают нейтральными (ребёнок, дом, глаза, пальцы) и эмоционально окрашенными (дитя, жилище, очи, персты). Эмоциональная окраска достигается разными способами:
— привлечением славянизмов, т.е. фразеологизмов и отдельных элементов в составе слова старославянского происхождения.
Красуйся, град Петров, и стой
Непоколебимо, как Россия
Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Ты хладно жмешь к моим губам
Теперь за мной, читатель мой,
В столицу севера больную
— употреблением диалектизмов, иначе говоря, языковых особенностей, характерных для местных наречий (« Дожжок теперь для зеленей – первое дело »; « Кинулась она бечь » – И.А.Бунин);
— включением устаревших слов, т.е. слов, вышедших из активного употребления, существующих в пассивном запасе и большей частью понятных носителю языка:
— историзмы – слова, вышедшие из употребления в связи с утратой обозначавшихся ими понятий ( Шарманщик аккомпанировал. девушке, лет пятнадцати, одетой как барышн я, в кринолин е, в мантильке , в перчатках (Ф.М.Достоевский);
— архаизмы – слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимами.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Кроме того, в стихотворениях могут встретиться заимствования, просторечные слова и выражения, жаргонизмы, аргожизмы и др. (правда, крайне редко).
При анализе лексики следует обратить особое внимание на наличие синонимов (они различаются оттенками значений, помогают поэту более выразительно изложить мысль), антонимов (служат для выражения контраста), наличие фразеологических оборотов (способствуют образности выражения мысли).
Нужно внимательно посмотреть, есть ли чужие голоса в стихотворении. Ощущаются ли какие-либо строки, строфы, слова как ассоциации с каким-либо произведением, автором? Откуда эти слова, образы? Как относится к чужому слову автор – спорит, соглашается, развивает, иронизирует, поворачивает с новой стороны, подводит итог? Если в стихотворении есть что-либо требующее специального комментария, то нужно объяснить.
в) использование явлений морфологии и синтаксиса.
Очень важно проследить за функционированием в стихотворении различных частей речи, их связь с развитием поэтической мысли: существительные, вернее их преобладание, способны отобразить калейдоскопичность изображаемого, глаголы передают движения, нарастание его, обратить внимание на оценочные прилагательные, прилагательные, передающие цвет и т.д.
Пристальное внимание к синтаксической стороне текста позволяет увидеть роль синтаксиса в организации лексического материала, в формировании интонации и настроения, почувствовать текст как целое и проследить некоторую систему синтаксических средств, развивающуюся, изменяющуюся от начала к концу текста и тоже непосредственно связанную с развитием поэтической мысли.
— назывные позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние;
— определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, непринуждённым, так как всё внимание сосредотачивается на действии;
— неопределённо-личные предложения подчеркивают неопределённость действующего лица, здесь важно само действие;
— обобщённо-личные предложения – удобная форма передачи собственных наблюдений, воспоминаний, переживаний, при которых автор смотрит на себя как бы со стороны;
— безличные предложения – это лаконичная форма обозначения состояния природы или окружающей среды. С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Они делают повествования боле лиричным. С помощью безличных предложений действию можно придать оттенок стихийности. Безличные предложения, в которых сказуемые выражены независимым инфинитивом, имеют значения волеизъявления или возможности осуществить действие.
Двусоставные предложения (уравновешенная структура : всякому действию соответствует исполнитель). Двусоставные предложения способны передать ровное, без страстных порывов, эмоциональное состояние и созерцательное настроение, в целом элегическое.
Сложносочинённые предложения выражают присущие им значения: последовательности, одновременности, чередования, противопоставления. Сложноподчинённые выражают разнообразные смысловые отношения: условные, временные, причинно – следственные и другие.
В поэтическом тексте важно обратить внимание на характеристику предложений по цели высказывания, по интонации, на наличие прямой речи и диалог. Отметить, кому принадлежит прямая речь, каков характер диалога – с реальным лицом или воображаемым собеседником.
IV . Ритм, стихотворный размер, рифма.
Ритм – это чередование каких-либо элементов через одинаковые промежутки времени.
Силлабо–тоническая система основана на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов.
Единицей ритма в стихотворной речи является стих, т.е. отдельная стихотворная строка, которая в свою очередь делится на стопы.
Стопа – это группа слогов, включающая один ударный и один или несколько безударных слогов, с постоянным местом ударения.
Хорей (ударный нечетный слог: 1, 3, 5, 7 и т.д.)
Мчатся тучи, вьются тучи
(Хорей придаёт стиху строгость, торжественность, чёткость).
Ямб (ударные четные слоги: 2, 4, 6, 8 и т.д.)
Онегин, добрый мой приятель
(ямбу присущи разговорные, повествовательные интонации).
(Формальное отличие ямба и хорея заключается в следующем: в слове «ямб» ударение падает на 1-ый слог, а в размере – на 2-ой; в слове «хорей» ударение падает на 2-ой, а в размере – на 1-ый).
Двусложные размеры допускают возможность пропуска в некоторых стопах или, наоборот, появление ударения там, где его не должно быть.
Богат и славен Кочубей
(Ритм чуть замедляется, а к концу восстанавливается).
Мне мил мой стыд, он право мне даёт
(Эти строки произносятся с усилием).
(Самое важное в строке либо вынесено в конец и подчёркнуто рифмой, либо выделено пиррихием, спондеем).
Пиррихий и спондей позволяют создавать различные варианты сочетания ударных и безударных слогов, усиливая выразительность и образуя ритмическое и звуковое разнообразие поэтических произведений.
Стихотворная строка может содержать от двух до восьми стоп.
Трёхсложные размеры стиха
Дактиль (палец) – с ударением на первом слоге, ударные 1, 4, 7, как в словах Анна Ахматова
(Ритм тревожный, волнующийся, но в то же время однообразный, мерный, похожий на шум прибоя).
Амфибрахий – с ударением на втором слоге, ударные 2, 5, 8, как в словах Марина Цветаева.
Густая крапива шумит под окном
(Ритм гибкий, пластичный, близкий к разговорной речи).
Анапест – с ударением на 3-ем слоге, ударные 3, 6, 9, как в словах
Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть.
Ритм передает оттенки взволнованной, откровенной речи, он гибкий, пластичный, стихи становятся близки в разговорной речи.
Мороженое из сирени! Мороженое из сирени
Иногда количество стоп в строках и их расположение в стихах произвольно. Такой стих называется вольным. Использование вольного стиха позволяет автору добиваться резкой смены интонаций и сочетать в пределах одного произведения различные ритмические рисунки.(А.С.Грибоедов «Горе от
Рифма – созвучное повторение концов стихотворных строк.
1) в зависимости от расположения ударения ( мужские с ударением на последнем слоге (туман – обман, плен – тлен); женские – с ударением на предпоследнем слоге (царство – коварство, голодный – бесплодный); дактилические – с ударением на третьем от конца слоге (садовника – шиповника). (Мужская рифма придаёт стиху энергичное, резкое звучание; чем дальше ударение от конца стихотворной строки, тем мягче звучание стиха)
простая (рифмуются отдельные слова: снега – луга, природа – года );
составная (между собой рифмуются группы слов или одно слово с несколькими ( на грани я – играние, душа моя – та самая ).
точная (в ней совпадают все звуки: трудную – чудную, наизусть – грусть );
неточная (приблизительная), когда совпадают лишь отдельные звуки ( нерукотворный – непокорный, мрамор – замер ).
4) по положению в строфе
б перекрёстная а б опоясывающая
(на примере отрывка из «Евгения Онегина»: «Мой дядя самых честных правил. и т.д.»)
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей,
Ты живо; ты дышишь, смятенной любовью,
Строфа – группа стихотворных строк, объединённых в ритмическое целое по содержанию, способу рифмовки и интонации. В зависимости от количества строк и вида используемой рифмовки различают следующие разновидности строф: двустишие, трёхстишие (терцет), четверостишие (катрен), пятистишие, шестистишие (секстина), семистишие,, восьмистишие.
Онегинская строфа состоит из четырнадцати строк (3 четверостишия и одно двустишие). В первом четверостишии используется перекрёстная, во втором – смежная, а в третьем – кольцевая рифмовка.
Сонет – стихотворение из четырнадцати строк. Общая схема рифмовки сонета ( а б б а \ а б б а \ в в д \ в д в или а б а б \ а б а б \ в в г \
Суровый Дант не презирал сонета;
В нём жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
И в наши дни пленяет он поэта :
Вордсворт его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.
Под сенью гор Тавриды отдалённой
Певец Литвы в размер его стеснённый
Свои мечты мгновенно заключал.
У нас ещё его не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы.
VI . Личное восприятие стихотворения.
Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.
Произведение искусства не поддаётся скальпелю анатома. Рассечённое на части, оно превращается в безжизненную и бесцветную ткань. Для того чтобы понять, «что внутри», как выражаются дети, нет никакой необходимости нарушать цельность художественного произведения. Надо только поглубже вглядеться в него, не давая воли рукам. Чем пристальнее будет ваш взгляд, тем вернее уловите вы и смысл, и поэтическую прелесть стихов.
Главное – уловить живую авторскую мысль, настроение стихотворения и осторожно, бережно, чтобы не разрушить впечатление, постараться передать всё это в сочинении.
Это та схема анализа стихотворения, к которой мы должны привести детей в 9 классе. Это сложно, если не разбить её на этапы, каждый из которых будет преодолеваться в каждом последующем классе, с 5-го по 11-ый.
Работа проводится путем постепенного усложнения.
В 5 классе анализ лирического стихотворения сводится в основном к вопросам, отвечая на которые дети определяют тему (мотив), идею (основную мысль) стихотворения, способы рифмовки, основные тропы, использованные автором, говорят о впечатлении, произведенном на них, уроках, извлеченных из него и т.д. Вот, например, некоторые из таких вопросов и заданий: о чем это стихотворение?; какова его основная мысль?; докажите, что оно принадлежит к лирическому литературному роду; на какие слова в нем следует обратить внимание?; найдите в стихотворении эпитеты, сравнения и т.д.Ответы на них – это 3-4 предложения, короткие высказывания на заданную тему. Иногда, в 3-4 четвертях, не раньше можно проводить и письменные опросы, предлагая учащимся 1-2 вопроса из схемы анализа. Объем высказывания – полстраницы.
Тропы в 5 классе целесообразнее изучать на отдельных уроках, а не попутно с анализом стихотворения. Очень удачна здесь игровая форма. Изобразительные средства трудно усваиваются детьми, поэтому такие уроки должны быть в системе, основанной на постепенном усложнении материала. Так, например, к теме «Метафора» можно и нужно обращаться каждый год, с 5 по 9 классы, и каждый год она будет поворачиваться новой, ещё не известной детям гранью.
В 6 классе анализ стихотворения – это уже связное высказывание по плану, и к нему детей нужно готовить опять-таки поэтапно, от простого к сложному. Здесь нужно дать детям возможность самостоятельно составить высказывание на данную тему, используя опорные фразы, клише. Это небольшое высказывание, сначала устное. Только сформулировав устно то, что надо сказать, ребенок сможет впоследствии справиться и с письменной работой, сочинением – анализом лирического стихотворения. А этот вид письменной работы относится к самым сложным в силу перегруженности его литературоведческими терминами, под которыми должно быть знание изобразительно-выразительных средств, способов рифмовки, стихотворных размеров, а усвоить их очень сложно для детей.
Данная схема анализа должна помочь шестиклассникам в составлении самостоятельного устного высказывания, содержащего анализ лирического стихотворения.
СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ