Что такое общественное движение в истории россии
6.8. Общественное движение
6.8. Общественное движение
После Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии в дворянской среде происходит переосмысление ценностей в системе отношений «государство и общество», «государство и личность».
Передовая общественная мысль России давала оценку национальным особенностям своей страны применительно к общечеловеческим идеалам. В образованной среде делаются попытки определить место России в мировом сообществе, соотнести ее политическое и экономическое развитие с общими закономерностями развития человечества. Выступление декабристов и их поражение породили у части дворянской молодежи чувство безнадежности и пессимизм. Отражением этих настроений явились «Философические письма» П. Я. Чаадаева, написанные в 1829–1831 гг.
В первом философическом письме, опубликованном в 1836 г. в журнале «Телескоп», Чаадаев рассуждал о своеобразии судьбы России и ее роли в мировой истории. Опираясь на идею об особом цивилизационном положении России, он высказывал мнение, что русская государственная жизнь должна строиться на обновленном «скристаллизированном» опыте западных народов. Негативную реакцию (особенно в официальных кругах) вызвал вывод Чаадаева о характере русской общественной жизни: «тусклое и мрачное существование, лишенное силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства. Мы живем одним настоящим… без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя… Мы ничего не дали миру… мы ничем не содействовали прогрессу человеческого разума». Спасение России, по убеждению Чаадаева, заключалось в ее полном приобщении к религиозным и культурным началам западного мира. (сам Чаадаев принял католицизм).
В передовых кругах московского дворянского общества письмо было расценено как манифест протеста против николаевской действительности.
Студенческие кружки 20–30-х гг.
В сложной обстановке политической реакции и ужесточения цензуры второй половины 1820-х гг. общественное движение развивалось в рамках многочисленных философских кружков, в основном в студенческой среде. Выходцы из дворян составляли в университетах не более трети обучающихся, и студенческие кружки были почвой для формирования не столько дворянской, сколько разночинной оппозиции весьма радикальных взглядов.
В 1827 г. в Московском университете полиция раскрыла кружок разночинцев братьев Критских. Участники кружка считали себя продолжателями дела декабристов, строили планы широкой антиправительственной пропаганды, осуждали крепостное право.
В 1831 г. началось следствие по делу Н. П. Сунгурова, бывшего воспитанника Московского университета, члена кружка «Общество друзей». Этот кружок, по мысли Сунгурова, должен был стать революционной организацией с программой захвата власти в Москве и борьбы за конституционный образ правления.
В Московском университете сложились кружок студента В. Г. Белинского, известный как «Литературное общество 11 нумера», а также небольшое студенческое общество, во главе которого стояли А. И. Герцен и Н. П. Огарев. В 1834 г. доносчик сообщил в полицию о пении членами этого кружка «пасквильных песен», что привело к аресту и ссылке Герцена и Огарева и установлению полицейского надзора за остальными. Наиболее заметными среди университетских обществ был кружок Н. В. Станкевича, действовавший в 1831–1837 гг. В разное время в кружке Станкевича состояли К. С. Аксаков, В. Г. Белинский, М. А. Бакунин, Т. Н. Грановский, Ю. Ф. Самарин, В. П. Боткин.
В кружках, как правило, не обсуждались острые политические вопросы, но в литературно-философских спорах формировалось мировоззрение нового поколения философов, публицистов и общественных деятелей.
В общественном движении второй четверти XIX в. уже ясно обозначились консервативное, либерально-оппозиционное и радикальное направления.
Правительство сознавало, что одними репрессивными мерами невозможно прекратить распространение передовых идей. «Якорем спасения», по мнению министра просвещения С. С. Уварова, должна была стать теория официальной народности.
Консервативно-охранительная политика официальных кругов велась в духе укрепления в народе религиозности, наивного монархизма и, по существу, национализма. Идеологи официальной народности пытались представить крепостное право как одно из основных условий существования самобытности России, ее «естественного» бытия. Патриархальная Россия противопоставлялась «мятежному» Западу.
Правительство поддерживало издание газеты Ф. В. Булгарина и Н. И. Греча «Северная пчела», которая пропагандировала подобные идеи. В духе официальной идеологии печатались произведения в журнале «Библиотека для чтения» О. И. Сенковского. Историческое обоснование принципов официальной народности было дано в трудах профессора русской истории М. П. Погодина (он издавал журнал «Москвитянин») и профессора филологии С. П. Шевырева (в статье «История русской словесности»).
Несмотря на мощную поддержку со стороны правительства, вопреки цензурным гонениям и угрозе репрессий в общество проникали прогрессивные идеи, формировалась отрицательная оценка николаевской самодержавно-крепостнической системы.
Западники и славянофилы
Либерально-оппозиционное течение русской общественной мысли 30–40-х гг. XIX в. было представлено прежде всего в лице славянофилов и западников.
Основоположниками славянофильства как идейного течения русской общественной мысли являлись А. С. Хомяков и И. В. Киреевский. Славянофилы положили начало изучению истории русского крестьянства, собиранию памятников русской народной культуры и языка. Центральное место в теории славянофильства занимал вопрос о самобытности пути развития России.
Николаевскую политическую систему, особенно рост бюрократии, славянофилы рассматривали как отрицательное последствие петровских преобразований. Они считали, что самобытный путь развития был прерван реформами Петра I, в результате которых страна пошла по чуждому для русского народа западному пути, а петровское и послепетровское законодательство оторвалось от народных традиций и обычаев. Признавая заслугу Петра в том, что он внедрял в российский быт достижения западноевропейской цивилизации в науке и технике, чем способствовал росту экономического могущества, они в то же время полагали, что можно было бы обойтись без опасной ломки коренных русских устоев и обычаев. Петровская европеизация, по мнению славянофилов, создала условия для революционных потрясений.
Противниками славянофилов в дискуссиях о пути развития России были западники – сторонники европейской модели либерализма. Московский кружок западников сложился в 1841–1842 гг. Среди его участников были историки Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев, правоведы М. Н. Катков, К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин, литераторы И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов. Взгляды западников разделяли также В. Г. Белинский, А. И. Герцен и Н. П. Огарев.
В противоположность славянофилам западники рассматривали реформы Петра I как начало обновления страны, доказывали историческую обусловленность петровской политики. Жесткая централизация власти в России и доминирующая роль государства, по их мнению, сложились в результате постоянной угрозы внешней опасности. Западники были сторонниками конституционной монархии, политических свобод, выступали за отмену крепостного права и свободу торгово-промышленного предпринимательства.
В середине 40-х гг. сложилась своеобразная обстановка: не имея возможности обсуждать общественные и политические вопросы в печати, передовая молодежь создавала крупные кружки и салоны.
Зимой 1845 г. начались знаменитые «пятницы» на квартире М. В. Буташевича-Петрашевского. Членами кружка было подготовлено издание «Карманного словаря иностранных слов», в котором раскрывался смысл многих демократических и социалистических понятий. В 1848–1849 гг., под влиянием революционных событий в Европе, часть радикально настроенных петрашевцев обсуждала возможность создания тайной революционной организации и вооруженного восстания для свержения самодержавия и ликвидации крепостного права. По доносу провокатора в апреле 1849 г. было арестовано около 30 членов кружка петрашевцев, а всего к следствию было привлечено 123 человека. 21 участник кружка был приговорен к смертной казни. Николай I не решился утвердить этот приговор. Руководителей кружка (в числе их был Ф. М. Достоевский) отправили на каторгу в Сибирь, остальных – в арестантские роты. После декабристов дело петрашевцев было самым значительным политическим процессом.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
«Общественное движение» в России XIX–XX веков
Кирилл Соловьев о понятии, масштабах и характере явления
COLTA.RU совместно с Российским научным фондом продолжает проект «Острова империи: люди и события».
27 января в Ростове-на-Дону состоялся научный семинар «Общественное движение в Российской империи: участники, структуры, идеи». Когда появляется общественное движение? Кто и как становится его лидером? Что делала власть в условиях развития общественной активности? Чем отличалось общественное движение на окраинах от событий в имперских столицах? Вот только некоторые вопросы, которые находились в центре развернувшейся дискуссии.
Мы начинаем публиковать краткие версии докладов участников семинара. Открывает этот «сериал» Кирилл Соловьев — доктор исторических наук, профессор Высшей школы экономики, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, автор книг «Политическая система Российской империи в 1881–1905 годах: проблема законотворчества» (М.: Политическая энциклопедия, 2018), «Самодержавие и конституция. Политическая повседневность в 1906–1917 годах » (М.: Новое литературное обозрение, 2019).
В научном обиходе историка много очевидностей, которые на деле таковыми не являются. Это относится и к понятию «общественное движение». О нем выходят работы — статьи и монографии. К настоящему моменту их горы. При этом за скобками остается простой вопрос: что понимается под общественным движением? Каковы его социальные параметры? Каково географическое распространение? Была ли взаимосвязь с массовым и национальным движением? На все эти вопросы не ответить, пока мы не определимся с тем, о чем идет речь. Надо дать дефиницию. Вполне показательно, что даже перевод понятия на любой европейский язык вызывает заметные трудности.
Термин «общественное движение», скорее всего, «всплыл» в работах историка и литературоведа Александра Пыпина (1833–1904). В своих ранних трудах он писал об «умственном движении», «образовательном движении», «европейском движении». Эти понятия возникали в его сочинениях в связи с «литературными мнениями» второй четверти XIX века, «обществом», которое он неизменно брал в кавычки. В конце концов «общество» и «движение» слились воедино — сложилось «общественное движение» как понятие в трудах Пыпина, а потом и многих других, кто воспринял это словосочетание как нечто должное. Вполне характерно, что его история логически и генетически связана с литературным процессом в России. Общественное движение составляли, в первую очередь, литераторы (в том числе публицисты, журналисты), обсуждавшие преимущественно «литературные проекты» (например, издание газеты или журнала). Собственно, вокруг такого периодического издания и выстраивалась вся инфраструктура неправительственной политики (чаще всего оппозиционной, но все же далеко не всегда). Газета в известном смысле и есть общественное движение, его материализация.
Разговор об общественном движении подразумевает ответ на вопрос: что есть общество? Можно ограничиться весьма привычным определением: образованное меньшинство… Однако очевидно, что далеко не все образованные (и даже очень образованные) лица в это общество входили. Можно обратиться к привычному понятию «интеллигенция». Правда, с этим словом возникает значительно больше трудностей. С ним связан целый ряд ассоциаций и даже эмоциональных переживаний. Оно скорее скрывает от исследователя явление, нежели объясняет его. В этом понятии слишком много «метафизического». Все же у общества начала XX века были вполне определенные социальные параметры. Можно о них спорить (что, впрочем, традиционно и делают историки). Предлагаемые цифры сильно разнятся. Одни (Борис Миронов) оценивают общество в России в начале XX века в 16% населения страны, другие (Лутц Хефнер) — в 3%, третьи (Исаак Розенталь) — в 1%. Все эти оценки довольно условны. В любом случае речь о меньшинстве населения страны.
По умолчанию подразумевается, что общественное движение — это форма активности как раз того малочисленного общества. Однако таких форм много: это общественные организации, меценатство, благотворительность, кооперативное движение, профессиональные союзы, корпоративные объединения… В большинстве случаев они не подразумевают политической деятельности, которая историка чаще всего и интересует. Правда, совсем недавно все же было дано определение общественного движения. Итак, «общественное движение — это сложносоставное исторически обусловленное явление, аккумулирующее в себе общественное интеллектуальное пространство, акторов, идеи, организации и практики, необходимые для реализации моделей как совершенствования существующих институтов и структур, так и их коренного переустройства в соответствии с вызовами времени» (В.В. Шелохаев, К.А. Соловьев. Общественное движение в России (методологические и историографические проблемы) // Россия XXI. 2018. № 4. С. 146). Проще говоря, общественное движение — это форма именно политической активности общества.
Тех, кто был вовлечен в нее, можно пересчитать. Среди немногочисленной общественности лишь ничтожная часть может быть отнесена к общественному движению. Даже в момент наивысшей его активности (1905–1906 гг.) участниками такого движения были доли процента населения страны. До 1905 года и после 1907-го о таких существенных показателях говорить не приходится. При самом расширительном толковании общественного движения речь должна идти о десятках тысяч человек на всю Россию. Характерны и особенности географического распространения общественного движения в стране. Оно захватывает, прежде всего, городское население: в первую очередь, столицы, затем губернские города и только уж затем уездные. Кроме того, общественное движение в России находилось в тесном взаимодействии с эмигрантскими группами, где также реализовывался ряд важных «литературных проектов» (например, издание нелегальных журналов и газет).
Много или мало представителей той или иной группы — это всегда оценочные суждения. Все зависит от точки отсчета. По крайней мере, масштабы общественного движения рубежа столетий сравнительно значимы по сравнению с тем, что было прежде. 1890-е годы оказываются для него переломными. Именно тогда процессы организации и дифференциации общественности приобретают особое ускорение. Формы ее деятельности стремительно эволюционируют от кружка к протопартии и от протопартии к партии. И все же она продолжает зиждиться на кружковой культуре, которая многое определяет в политическом облике всех объединений различных направлений.
Конечно, эти вопросы заслуживают особого внимания. И все же на первое место следует поставить другую проблему. Как все же скромное по своим масштабам общественное движение получило возможность транслировать свои взгляды и «вверх», и «вниз», воплощать слово в дело, прямо или косвенно влиять на правительственную политику и в итоге стать героем бесчисленных исторических сочинений, издаваемых до сего времени?
Общественное движение
Общественное движение в России в период правления Александра II
Реформы, которые проводились в России в 1860-70-х годах были достаточно ограниченными и противоречивыми, несмотря на всю их значимость для истории. Это оказало влияние на усиление идейно-политической борьбы и, как результат, привело к тому, что в общественном движении были сформированы три окончательных направления: революционное, либеральное и консервативное, которые представлены на рисунке 1.
Консерватизмом (франц. и лат. – сохранять) называли такое общественно идейно-политическое течение, которое отстаивало незыблемость и сохранность традиционных основ и устоев общества. Его приверженцы поддерживали самодержавие, которое, как они полагали, лежало в основе государства, а также говорили о необходимости свертывания реформ и проведения контрреформ, включая оставление права землевладения за помещиками. Среди консерваторов-идеологов были Д.А. Толстой, В.П. Мещерский, К.П. Победоносцев, М.Н. Катков и др.
Рисунок 1 – Схема общественного движения в период правления Александра II
В основе консерватизма лежали чиновно-бюрократический государственный аппарат, периодическая печать и церковь. Они же были и основной его сферой распространения. Консервативный традиционализм вплоть до 1917 года признавали в качестве официальной идеологии России.
Либерализм (лат. – свободный) – это общественно-политическое течение, которое возникло среди интеллигенции, выступавшей за то, чтобы ввести конституционные начала в политико-правовую систему, а также продолжить реформы и ввести демократические свободы. Либералы были против революции и говорили об эволюционном пути развития страны. Именно поэтому они были вполне готовы сотрудничать и идти на компромисс с самодержавием.
В основном они подавали на имя императора «всеподданнейшие адреса» – ходатайства с предложением программ возможных преобразований в работе земских учреждений и т.д. Идеологами данного направления были К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин и др.
Либеральное общественное движение было очень аморфным и у него отсутствовала какая-либо устойчивая организационная структура. Существовало множество серьезных разногласий между различными группами данного движения.
Основным печатным органом западнических либералов был важный журнал «Вестник Европы», руководил которым М.М. Стасюлевич. Его постоянными авторами были такие знаменитые писатели как Д.Н. Мамин-Сибиряк, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, а также историки С.М. Соловьев, В.И. Герье и др.
Славянофильские либералы печатались в журнале «Русская беседа», которым руководил А.И.Кошелев.
Идея об учреждении в России земского представительства при верховной власти была выдвинута И.И. Петрункевичем и С.А. Муромцевым, земскими либералами, в конце 1870-х. В большей степени это было связано с тем, что ключевые посты в конце царствования Александра II в исполнительной власти занял М.Т. Лорис-Меликов. В основе программы его деятельности лежала идея о сотрудничестве с либеральными общественными кругами, а также привлечение их к борьбе с революционным движением. Он сумел установить дружеские взаимоотношения с М.И. Семевским, который был историком и издателем журнала «Русская старина», А.Д. Градовским, профессором правоведения, М.Ф. Кони, известным юристом, К.Д. Кавелиным, либералом, и др.
28 января 1881 года, М.Т. Лорис-Меликов представил императору доклад, который историки и публицисты иногда называют «Конституцией Лорис-Меликова», не имя на то достаточных оснований. В основе данного доклада лежала идея об учреждении подготовительных комиссий, к участию в которых привлекались представители земских органов. В обязанности данных комиссий должно было входить обсуждение законопроектов и высказывание своего мнения о них до того, как их внесут в Государственный совет. Естественно, нельзя назвать данный проект конституцией, т.к. в нем полностью сохранялся принцип неограниченного самодержавия, и он не затрагивал кардинально политическую систему страны.
Император одобрил проект в основном, однако, в результате террористического акта, произошедшего 1 марта 1881 года, его убили народовольцы. Вслед за ним на престол вступил Александр III, который совместно с реакционным окружением, отверг предложение М.Т. Лорис-Меликова, который вскоре отправился в отставку.
Наиболее активную позицию в общественном движении занимали представители революционного направления, стремившиеся к коренному переустройству общества, в основном силовым путем. Идеологией данного движения была теория особого развития России, некапиталистического, путем общинного социализма. Основными идеологами были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Они подвергали критике капитализм и считали, что основной ячейкой будущего социалистического общества должна стать крестьянская община. Из этих теоретических воззрений выросло новое радикальное течение – народничество.
Народничество
Пути достижения нового справедливого общества сформулировали другие идеологи революционного народничества, которые заложили основы трех идейных течений (рисунок 2):
Рисунок 2 – Идейные течения народничества
На протяжении долгих лет, начиная со второй половины XIX и до начала XX века, эта теория утопического народнического социализма была основой большинства радикально-революционных течений и политических партий.
Также немаловажно и то, что в основе революционного радикализма лежали особенности социально-экономического и политического развития страны (самодержавная власть, ограниченность реформ, произвол полиции, отсутствие политических свобод, а также общинно-коллективистский уклад жизни большей части населения). Ввиду того, что в России не было гражданского общества, возникать там могли лишь только тайные организации.
Народническая идеология формировалась, начиная с 1861 года и вплоть до середины 1870-х годов. В это же время также создавались тайные революционные кружки.
Все это возникало в качестве результата неудовлетворенности крестьянской реформой 1861 года. Основные организации изображены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Основные народнические организации
Самой первой тайной организацией была «Земля и воля» (1861–1864), которую создали и взяли под руководство Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, Н.Н. Обручев, Н.А. Слепцов, Н.И. Утин и др. Они активно контактировали с редакцией газеты «Колокол» (А.И. Герцен и Н.И. Огарев), а также с комитетом русских офицеров на территории Польши. Ими были создан ряд местных организаций в Петербурге, Москве и Казане, а также они регулярно выпускали революционные прокламации. «Земля и воля» приняла решение о самороспуске в 1864 году.
Другие тайные организации начали создаваться с середины 1860-х. В 1863–1866 годах существовал кружок И.А. Худякова и Н.А. Ишутина. Его участник по имени Д. Каракозов совершил покушение на Александра II в апреле 1866 г. С.Г. Нечаев создал в 1869 году тайную организацию «Народная расправа», которая использовала провокационные методы в своей революционной деятельности. В результате это привело к убийству студента И. Иванова, который был заподозрен в предательстве.
Кружок «чайковцы», которым руководили Н.В. Чайковский, М.А. Натансон, С.Л. Перовская и др. был крупной народнической организацией. Его представители считали важным начать «хождения в народ».
Народники начали активно бороться с самодержавной властью в середине 1870-х годов. В 1874–1876 годах многие молодые разночинцы, взяв за основу теории народничества, организовали «хождение в народ», основной целью которого было просвещение и пропаганда революционных идей. Однако эта идея не увенчалась успехом – крестьяне не поняли этот благородный порыв.
В 1876 году образовали новую тайную организацию «Земля и воля», в программе которой было предусмотрено свержение самодержавной власти путем революции, передача всей земли крестьянам, а также введение мирского самоуправления. Организацией руководили Г.В. Плеханов, С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов и др. При участии данной организации перед Казанским собором в Петербурге в 1876 году провели первую в России политическую демонстрацию, где выступал Г.В. Плеханов. В 1877 году большинство участников «Земли и воли» решили предпринять второе «хождение в народ». Они вели пропаганду путем того, что селились в деревнях на длительный срок и работали там мастеровыми, врачами, учителями. Однако данная пропаганда не дала нужных результатов. Некоторые народники начали склоняться к террористической борьбе. В мае 1878 года В.И. Засулич совершила покушение на Ф.Ф. Трепова, петербургского градоначальника, а в августе того же года С.М. Кравчинским был убит шеф жандармов Н.В. Мезенцев.
Общественно-политические движения в России 19 века
19 век в России замечателен тем, что за сто лет общественная мысль прошла путь от полного понимания божественности и непогрешимости царской власти, до такого же полного понимания необходимости коренных перемен в государственном устройстве. От первых небольших групп заговорщиков, не совсем ясно представляющих себе цели и пути их достижения (декабристы), до создания массовых, хорошо организованных партий с конкретными задачами и планами по их достижению (РСДРП). Как это происходило?
Предпосылки
К началу 19 века основным раздражителем общественной мысли было крепостное право. Прогрессивно мыслящим людям того времени, начиная с самих помещиков и заканчивая членами царской семьи, становилось понятно, что крепостное право необходимо срочно отменять. Разумеется, основная масса помещиков никак не хотела менять существующее положение вещей. В России появилось новое общественно-политическое движение — это движение за отмену крепостного права.
Таким образом, стали появляться основы для организационного оформления консерватизма и либерализма. Либералы выступали за перемены, инициатором которых должна была стать власть. Консерваторы стремились сохранить существующее положение вещей. На фоне борьбы этих двух направлений у отдельной части общества стали появляться мысли о революционном переустройстве России.
Более активно общественно-политические движения в России стали проявляться после похода русской армии в Европу. Сравнение европейских реалий с жизнью на родине было явно не в пользу России. Первыми начали действовать революционно настроенные офицеры, вернувшиеся из Парижа.
Декабристы
Уже в 1816 году в Петербурге этими офицерами было образовано первое общественно-политическое движение. Это был «Союз спасения» из 30 человек. Они ясно видели цель (ликвидацию крепостничества и введение конституционной монархии) и совсем не представляли, как этого можно добиться. Следствием этого стал распад «Союза спасения» и создание в 1818 году нового «Союза благоденствия», в который входили уже 200 человек.
Но из-за разного взгляда на будущую судьбу самодержавия и этот союз просуществовал всего три года и в январе 1821 года самораспустился. Бывшие его члены в 1821—1822 годах организовали два общества: «Южное» в Малороссии и «Северное» в Петербурге. Именно их совместное выступление на Сенатской площади 14 декабря 1825 года впоследствии стало называться восстанием декабристов.
Поиск путей
Следующие 10 лет в России были отмечены жёсткой реакционностью режима Николая I, стремившегося подавить всякое инакомыслие. О создании каких-либо серьёзных движений и союзов не было речи. Всё оставалось на уровне кружков. Вокруг издателей журналов, столичных салонов, в университетах, среди офицеров и чиновников собирались группы единомышленников, обсуждавших общий больной для всех вопрос: «Что делать?». Но и кружки довольно жёстко преследовались, что привело к угасанию их деятельности уже в 1835 году.
Тем не менее за этот период достаточно чётко определились три основные общественно-политические движения по своему отношению к существующему в России режиму. Это консерваторы, либералы и революционеры. Либералы, в свою очередь, разделились на славянофилов и западников. Последние считали, что России необходимо догонять Европу в своём развитии. Славянофилы, наоборот, идеализировали Русь допетровскую и призывали вернуться к государственному устройству тех времён.
Отмена крепостного права
К 40-м годам надежды на реформы от власти стали гаснуть. Это вызвало активизацию революционно настроенных слоёв общества. В Россию из Европы стали проникать идеи социализма. Но последователи этих идей были арестованы, судимы и отправлены в ссылки и на каторгу. К середине 50-х годов никаких активных не только действий, но и просто разговоров о переустройстве России вести было некому. Самые активные общественные деятели жили в ссылке или отбывали каторгу. Кто успел — эмигрировал в Европу.
Но свою роль общественно-политические движения в России первой половины 19 века всё-таки сыграли. Вступивший на престол в 1856 году Александр II с первых дней заговорил о необходимости отмены крепостного права, предпринял конкретные шаги по его юридическому оформлению и в 1861 году подписал исторический Манифест.
Активизация революционеров
Однако половинчатость реформ, не оправдавших ожидания не только крестьян, но и российской общественности вообще, вызвала новый всплеск революционных настроений. В стране стали распространяться прокламации от разных авторов, носившие самый разнообразный характер: от умеренных обращений к власти и обществу о необходимости более глубоких реформ, до призывов к свержению монархии и революционной диктатуре.
Вторая половина 19 века в России отмечена образованием революционных организаций, имевших не только цель, но и разрабатывавших планы их реализации, пусть и не всегда реальные. Первой такой организацией стал в 1861 году союз «Земля и воля». Реализовать свои реформы организация планировала с помощью крестьянского восстания. Но когда стало понятно, что революции не будет, «Земля и воля» самоликвидировалась в начале 1864 года.
В 70—80-х годах получило развитие так называемое народничество. Представители зарождавшейся в России интеллигенции считали, что для ускорения перемен необходимо обратиться напрямую к народу. Но среди них тоже не было единства. Одни считали, что нужно ограничиться просвещением народа и разъяснением необходимости перемен и только потом говорить о революции. Другие призывали к ликвидации централизованного государства и анархической федерализации крестьянских общин как основы общественного устройства страны. Третьи планировали захват власти хорошо организованной партией посредством заговора. Но крестьяне не пошли за ними, и бунта не случилось.
Тогда в 1876 году народники создали первую по-настоящему крупную, хорошо законспирированную революционную организацию под названием «Земля и воля». Но и здесь внутренние разногласия привели к расколу. Сторонники терроризма организовали «Народную волю», а те, кто рассчитывал добиваться изменений с помощью пропаганды, собрались в «Чёрный передел». Но и эти общественно-политические движения ничего не достигли.
В 1881 году народовольцы убили Александра II. Однако ожидаемого ими революционного взрыва не случилось. Ни крестьяне, ни рабочие восстания не подняли. Более того, большая часть заговорщиков была арестована и казнена. А после покушения на Александра III в 1887 году «Народная воля» была окончательно разгромлена.
Самые активные
В эти годы началось проникновение в Россию идей марксизма. В 1883 году в Швейцарии была образована организация «Освобождение труда» под руководством Г. Плеханова, который обосновывал неспособность крестьянства к переменам посредством революции и возлагал надежду на рабочий класс. В основном общественно-политические движения 19 века к концу столетия в России находились под сильным влиянием идей Маркса. Велась пропаганда среди рабочих, они призывались к стачкам и забастовкам. В 1895 году В. Ленин и Ю. Мартов организовали «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», ставший основой для дальнейшего развития различных течений социал-демократического направления в России.
Либеральная оппозиция тем временем продолжала выступать за мирное проведение реформ «сверху», стараясь не допустить революционного решения проблем, стоящих перед российским обществом. Таким образом, активная роль общественно-политических движений марксистской направленности имела определяющее влияние на судьбу России в 20 веке.