Что такое образование кратко в чем заключается приоритет образования
Ключевые термины
Каково значение термина «приоритетность образования»? Он взаимосвязан со следующими понятиями: функциональная грамотность, ключевые компетенции. Именно поэтому в обязательном минимуме, разработанном для каждой учебной дисциплины, отмечаются ключевые компетенции, которыми должны овладеть дети после завершения курса обучения.
Вам будет интересно: Что такое конспирология: понятие, теория заговора, метод воздействия, популярные книги и мнения специалистов
Теоретическая база
Так как школа является весьма консервативным социальным институтом, появляется необходимость периодических концептуальных и организационных изменений.
Что же подразумевает приоритетность образования? Это определение фигурирует в нормативных документах, к примеру, в «Концепции модернизации российского образования», которая рассчитана до 2020 года.
В качестве основной задачи школы выступает создание гармоничной системы универсальных навыков, умений, знаний.
ФГОС общего образования в РФ
Этот документ признает приоритетность образования как необходимость развития готовности школьников использовать навыки и умения, приобретенные ими в ходе образовательного процесса, в реальной жизни для решения определенных задач.
Кроме того, новые федеральные стандарты в виде базового достижения рассматривают освоение девятиклассниками уровня грамотности по естественнонаучному, культурному, математическому профилю, без которых невозможно комфортное существование в современном обществе.
Приоритетность образования требует выделения существенных материальных ресурсов. Кроме того, нужны существенные кадровые преобразования в российских школах.
Специфика ключевых компетенций
Признание приоритетности образования привело к выявлению результатов, которые должны быть направлены на изменение содержания образовательных программ. В их качестве выступают ключевые компетенции. Этот термин имеет сразу несколько значений: правомочность, способность, умение.
Термин «компетентность» необходим для определения уровня знаний и способностей человека, возможности принятия им определенных решений в предметной области, а потому используется в педагогике.
Например, успешность специалиста в профессиональной сфере деятельности характеризуется сформированностью у него следующих «ключевых компетентностей»:
Необходимо воспитание в подрастающем поколении активной гражданской позиции, умения и желания самообразовываться на протяжении всей жизни.
Современные тенденции в Российской Федерации
В нашей стране в качестве основных компетенций выделяют информационную, предполагающую умения и навыки переработки и критического анализа информации. Подобная ключевая компетенция является важной и актуальной, учитывая, какой поток информации «обрушивается» на современного школьника. Выпускник общеобразовательной школы РФ обязан владеть социально-коммуникативной компетенцией, которая предполагает соотнесение собственных возможностей и интересов с желаниями других людей, а также в умении решать практические жизненные проблемы.
В наши дни приоритетность образования является основной задачей функционирования учебных заведений. Она предполагает не приобретение школьниками конкретного числа знаний и умений в различных предметных областях, а формирование комплекса ключевых компетентностей, применяемых выпускниками на практике. Лишь в этом случае можно будет вести речь об успешной адаптации выпускников к реалиям социума.
Некоторые противоречия
Поскольку приоритетность образования является системой, то, помимо ключевых компетентностей, в ней есть и «предметные», связанные с химией, физикой, биологией, математикой. В российских школах их именуют универсальными умениями и навыками.
Так как главный акцент смещается на прикладные сферы деятельности, без должного внимания остается процесс приобретения научных знаний.
Подведем итоги
Далеко не вся информация, которую получают дети во время учебного процесса, потребуется им в повседневной жизни. Необходим длительный временной промежуток для того, чтобы обобщить, систематизировать, структурировать отдельные знания.
Учитель должен так формулировать и подбирать информацию в рамках своей предметной области, чтобы ребенок мог в полной мере разобраться в анализируемом вопросе, подобрать для себя оптимальный алгоритм действий в практических ситуациях.
Компетенции не должны стать единственной базой деятельности. Они являются умениями применять в социальных, бытовых, профессиональных ситуациях практико-ориентированные знания.
Приоритетность образования требует выделения материальных средств. Под данным термином подразумевается серьезная программа, направленная на помощь детям и подросткам в интеллектуальном развитии, успешной адаптации в социуме.
Ключевые термины
Значение термина «приоритетность образования» связано со следующими понятиями:
Именно ключевые компетенции заявлены в качестве обязательных результатов на данном этапе реформирования отечественной образовательной системы.
Теоретическая основа
Приоритетность образования требует выделения определенного психодидактического подхода. Школьное образование, которое предназначено для полной социализации нового поколения, гарантирует передачу опыта старших поколений посредством разных способов деятельности.
В чем заключается приоритетность образования в нашей стране? В первую очередь сюда можно отнести формирование личностных, интеллектуальных, нравственных, коммуникативных ресурсов каждого ребенка.
Специфика приоритетов образования в школьной системе
Школа, являясь довольно консервативным социальным институтом в силу своей универсальности, сталкивается периодически с необходимостью организационных и концептуальных изменений.
Проанализируем основные тенденции реформирования российского школьного образования в направлении интеллектуального воспитания и развития учащихся.
Приоритетность образования в России регулируется нормативными документами. Например, в «Концепции модернизации российского образования», рассчитанной на период до 2020 года, говорится о том, что задачей общеобразовательной школы является формирование целостной системы универсальных умений, навыков, знаний.
Приоритетность образования в современном мире связана с появлением у подрастающего поколения навыков самостоятельной деятельности, личной ответственности за самосовершенствование. Именно эти параметры считаются ключевыми компетенциями, которые характеризуют содержание современного образования.
ФГОС общего образования
Признание приоритетности образования отмечается в данном документе как необходимость формирования готовности учащихся применять умения и навыки, усвоенные ими в рамках общего образования, в практической жизни для решения конкретных задач.
Также ФГОС отмечают, что в качестве базового требования к содержанию российского основного общего образования выступает достижение девятиклассниками уровня функциональной грамотности по культурному, естественнонаучному, математическому направлению, что требуется в современном обществе.
Приоритетность образования требует выделения значительных средств, а также кадровых изменений в современной школе.
Ключевые компетенции
В качестве конечных образовательных результатов, на достижение которых направлено изменение содержания школьных программ, выступают ключевые компетенции. Рассмотрим данное понятие более подробно. Для начала проанализируем его происхождение. В переводе с английского языка данный термин имеет несколько смысловых значений:
Термин «компетентность» направлен на оценку способностей и знаний человека, его умение принимать конкретные решения в рамках какой-то предметной области, поэтому он подходит для педагогики. Впервые вопрос о разработке и утверждении «ключевых компетенций» был рассмотрен в рамках программы Совета Европы, состоявшейся в Берне в 1996 году. Под ними подразумевались те навыки, которые должен усвоить обучающийся для успешной социализации и востребованности.
К примеру, успешность в профессиональной деятельности, личной жизни предполагает наличие у выпускника школы следующих «ключевых компетентностей»:
Отметим, что приоритетность образования требует выделения значительных средств для налаживания связи между образованием и средствами массовой информации. Важно так воспитывать подрастающее поколение россиян, чтобы они были готовы к обучению на протяжении всей своей жизни.
Российское образование
В отечественной педагогике термин «ключевые компетенции» стал применяться для того, чтобы подчеркивать важность формирования универсальных умений, применять которые ребята могут в разнообразных видах деятельности. Например, они сами планируют деятельность, проявляя в обучении самостоятельность, принимая ответственные решения.
Среди ключевых компетентностей выделяют:
Современные тенденции в школьном образовании
Возникающие противоречия
Из-за смещения основного акцента на прикладные области образовательной деятельности, игнорируется следующее обстоятельство: применять успешно знания можно только в том случае, если они есть. Сложность состоит в том, что далеко не все знания, приобретаемые современными школьниками в рамках конкретных учебных дисциплин, могут быть использованы в повседневной жизни.
Требуются годы для того, чтобы индивидуальные знания были структурированы, обобщены, систематизированы. Фактические, процедурные, категориальные варианты знаний должны быть так сформулированы, чтобы подросток мог эффективно воздействовать на ситуацию. Использование знаний предполагает осознание сложившейся ситуации, готовность к принятию собственного решения, что возможно только при наличии определенного уровня интеллектуального развития школьников.
Компетенции нельзя рассматривать как единственную основу результативной деятельности. Они представляют собой умения использовать практико-ориентированные знания в социальных, бытовых, профессиональных видах деятельности. При анализе психологических механизмов полноценного индивидуального поведения, включая и решение нестандартных и новых проблем, разумнее вести речь о компетентности. Она является характеристикой интеллектуальных индивидуальных ресурсов, которая предполагает высокий уровень усвоения различных видов знаний, в том числе и в определенной предметной области.
Функциональная грамотность
Анализируя приоритетность образования, кратко остановимся на термине «функциональная грамотность». Он был введен ЮНЕСКО в 1957 году. Сначала под ним понимали сумму умений, включая письмо и чтение, используемых в рамках социального контекста.
Отличительные черты функциональной грамотности
Она направлена на решение различных бытовых проблем, проявляется в разных социальных обстоятельствах. Ее обладатели могут решать стереотипные, стандартные задачи, используя базовый уровень письма и чтения.
Она характеризует применение в повседневной жизни умений читать и писать для извлечения из текста информации, ее сжатия и переработки. В современном отечественном образовании этому термину придают более широкое смысловое значение:
Заключение
В качестве конечного результата обучения предполагается формирование функционально образованной личности, то есть человека, который может применять на протяжении своей жизни навыки, умения, знания, решая жизненные задачи в разных сферах деятельности, общения. Модернизация отечественного образования связана с переосмыслением приоритетов. К примеру, если в Советском Союзе акцент отводился заучиванию определенной информации, то в современной России воспитание и образование направлено на саморазвитие и самосовершенствование подрастающего поколения. Для каждого ребенка педагогом выстраивается собственная образовательная траектория, сроки прохождения по которой зависят от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Подобная концепция предполагает и инновации в облике педагога. Для этих целей был разработан профессиональный стандарт для учителей-предметников, на основе которого осуществляется градация педагогов, выявление талантливых и ярких наставников.
Учитель всех предметов
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
Что такое образование? В чём заключается приоритет образования?
Что такое образование? В чём заключается приоритет образования?
Ответ
Образование — процесс усвоения знаний, обучение, просвещение.
В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «формирования ума, характера и физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому». В контексте социального прогресса образование, помимо формата передачи социального культурного наследия, позволило человеку разорвать связь с Природой, в которой объём познания и длительность жизни взаимосвязаны.
Образование — это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации. Каждое новое поколение овладевает знаниями, опытом, накопленными предыдущими поколениями, вносит свой вклад в непрерывно пополняемую сокровищницу культуры.
В статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о признании принципа приоритетности образования в нашей стране. Термин «приоритет» словари характеризуют как «преобладающее значение». Приоритетность образования определяется прежде всего самой сущностью образования, его направленностью на воспитание самостоятельного, критически мыслящего гражданина, стремящегося к совершенствованию общества, в котором он живёт. В одном из документов Организации Объединённых Наций подчёркивается, что учащемуся «должно даваться образование», которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Для повышения качества образования, обеспечения единства его содержания на всём российском пространстве установлены государственные стандарты среднего и высшего образования, отражающие новейшие достижения науки.
Сфера образования
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие образования
Образование — инструмент для становления личности при помощи получения знаний, освоения навыков развития (познавательных и творческих) через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ). |
Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.
Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.
Совокупность образовательных стандартов и программ.
Органы управления образованием.
Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.
Основные пути получения:
Обучение в учебных заведениях.
Образование в семье.
Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.
Образование можно разделить на два уровня:
Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.
Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.
Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.
Классификация функций образования
Функция образования в обществе — это роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс относительно целого явления.
Функции общего образования:
воспитательная — воспитание нравственных качеств личности, передача культурно-исторического опыта и правил поведения;
образовательная — сам процесс обучения;
социализация — облегчение вхождения человека в социум и успешного пребывание в нем;
подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни;
приобщение к новым технологиям и другим культурам.
Функции образования с точки зрения государства:
Экономическая — образование формирует социально-профессиональную структуру общества, в которой люди могут осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Главная цель — покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики.
Социальная — образование социализирует личность, формирует социально значимые навыки. Образовательный процесс начинается в семье, а продолжается в школе и других учебных заведениях.
Культурная — образование помогает передать культурные ценности подрастающему поколению в целях воспитания, развития творческих способностей.
Контролирующая — образование осуществляет контроль за поведением, формирует этические и правовые нормы поведения.
Образование как социальный институт состоит из ряда учреждений, органов управления и обширной системы норм и правил. Посмотрим, как выглядит система образования в Российской Федерации.
Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!
Система образования в РФ
Система образования — это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, которые определяют ее функционирование. |
Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.
Структура российской системы образования:
Органы управления образованием;
Совокупность образовательных стандартов и программ;
Сеть образовательных учреждений:
дошкольное образование (ясли, детские сады),
начальное образование (начальная школа — с 1 по 4 класс),
основное общее (с 5 по 9 классы), среднее общее (с 10 по 11 класс) — средняя школа, гимназия, лицей,
среднее профессиональное (специальное) образование (профтехучилища, колледжи, лицеи, техникумы),
Принципы образовательной политики в РФ:
гуманистический характер образования;
приоритет общечеловеческих ценностей;
право личности на свободное развитие;
единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;
адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
светский характер образования в государственных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Таблица: уровни и ступени системы образования в РФ
Тенденции в развитии мирового образования
В рамках курса по обществознанию школьники должны знать направления образования в современном мире. Расскажем про некоторые из них.
Демократизация системы образования. Созданы условия для удовлетворения потребностей всех представителей общества. Образование доступно широким слоям населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
Рост продолжительности образования. Современному обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, из-за чего срок обучения может удлиняться.
Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции сотрудник должен уметь быстро переключаться на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
Гуманизация образования. Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
Гуманитаризация образования. Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, например, экономической теории, социологии, политологии, основ правовых знаний.
Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран.
Компьютеризация процесса образования. Использование современных технологий обучения.
Что такое образование? В чём заключается приоритет образования?
Обсуждение вопроса:
Образование — процесс усвоения знаний, обучение, просвещение.
В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «формирования ума, характера и физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому». В контексте социального прогресса образование, помимо формата передачи социального культурного наследия, позволило человеку разорвать связь с Природой, в которой объём познания и длительность жизни взаимосвязаны.
Образование — это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации. Каждое новое поколение овладевает знаниями, опытом, накопленными предыдущими поколениями, вносит свой вклад в непрерывно пополняемую сокровищницу культуры.
В статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о признании принципа приоритетности образования в нашей стране. Термин «приоритет» словари характеризуют как «преобладающее значение». Приоритетность образования определяется прежде всего самой сущностью образования, его направленностью на воспитание самостоятельного, критически мыслящего гражданина, стремящегося к совершенствованию общества, в котором он живёт. В одном из документов Организации Объединённых Наций подчёркивается, что учащемуся «должно даваться образование», которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Для повышения качества образования, обеспечения единства его содержания на всём российском пространстве установлены государственные стандарты среднего и высшего образования, отражающие новейшие достижения науки.