Что такое образование в социологии

Мир психологии

психология для всех и каждого

Социология образования

Лихоманова Е.Е.

1. Образование как социокультурный феномен.

Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию. Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.

Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.

2. Предмет и объект социологии образования.

Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Социология представляет собой целостную систему социологических знаний, состоящую из 3 уровней:

На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные) социологические теории среднего уровня. Сюда относится и социология образования.

Объектом социологии образования является сфера образования как социальное явление; люди, их объединения и организации в системе образования, где происходит функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий, где в ходе таких занятий складываются определенные системы взаимоотношения людей. Таким образом, объектом изучения является образование с позиций его социальной природы.

3. Важнейшие концепции социологии образования.

Исследования затрагивают такие вопросы, как:

Исследование проблем структуры образования связано с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала.

Все исследования в социологии образования объединены по двум направлениям:

1) теоретико-концептуальное содержание:

2) технологическая последовательность познавательной деятельности:

4. Социологические методы изучения сферы образования.

Всякое социологическое исследование начинается с анализа документов:

Среди методов анализа документов выделяется два основных вида:

Традиционный основывается на анализе материала, логике текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Количественно-качественный анализ основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели с последующей ее обработкой.

Часто применяется метод наблюдения, т.е. сбор информации об объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий. Наблюдения бывают:

Метод наблюдения дает хороший результат в сочетании его с методом опроса.

Анкетирование в исследованиях процесса образования применяется для сбора информации о массовых социальных явлениях и позволяет получить значительный объем эмпирической информации в короткий срок и анонимно. К недостаткам этого метода относится невозможность проконтролировать ситуацию ответа на вопрос, его самостоятельность и полноту. Преодолеть эти недостатки помогает метод интервью, когда информация об исследуемом объекте получается в процессе личного общения с респондентом по специально составленному вопроснику.

Одним из современных видов метода интервью являются фокусированные интервью, носящие дискуссионный характер, что стимулирует расширение взгляда на предмет исследования.

Эффективность методов социологического исследования в значительной степени определяется уровнем профессионализма исследователей, а также комбинированным применением набора методов, наиболее соответствующих его целям и условиям проведения.

Образование является открытой социальной системой, оно связано с другими социальными системами. Процесс образования взаимодействует с другими социальными процессами и является одним из важнейших механизмов социализации человеки, продолжающимся всю его жизнь.

Используемая литература:

Источник

Социология образования

Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом и М. Вебером, которые рассматривали образование с точки зрения его социальных функций. Позднее концепцию образования как института социализации развил Т. Парсонс. Он рассматривал институт образования и составляющие его структурные элементы (вузы, школы, специальные учебные заведения и т.п.) в контексте их влияния на процессы социальной стратификации.

В России социология образования прошла сложный путь становления и развития. Это было связано с общими проблемами российской социологической науки и социологического образования, которые с момента своего возникновения испытали идеологические запреты и недоверие со стороны властей. Данное направление в российской социологии развивалось в основном силами ученых энтузиастов. Среди них исключительное место принадлежит М.М. Ковалевскому, его сподвижникам и последователям — Н.И. Карееву, Е.В. Де Роберти, П.А. Сорокину, Н.С. Тимашеву, К.М. Тахтареву и др. Возникнув первоначально за границей, в Париже, образовательные социологические центры позднее вошли в структуру крупных российских исследовательских учреждений социального профиля (Психоневрологический ин-т (1908), Социобиблиографический ин-т (1918), Социол. ин-т (1920) и др.). В 1920 году в Петроградском государственном университете открывается первая в России университетская кафедра социологии во главе с Сорокиным. Это был последний содержательный и организационный всплеск, после чего до начала 60-х годов 20 века преподавание социологии в вузах не производилось. С начала 1960-х годов вновь интенсивно развивается социологическая наука, в рамках которой закладываются основы современной социологии образования.

Социология образования изучает виды и формы деятельности различных образовательных учреждений, которые обеспечивают членов общества знаниями, фундаментальными представлениями и профессиональными навыками в соответствии с социально-экономическими и культурными нормами и ценностями, в условиях которых функционирует система образования.

Социология образования исследует механизм отношений общества и образования, выявляет роль образования в обществе, возникновение институтов образования, их функции, внутренние источники и резервы развития.

Предметом социологии образования является также совокупность иерархических межличностных связей учеников и педагогов, особенности профессионального труда преподавателей, условия, образ жизни и учеников, и преподавателей.

Значительное место в социологии образования отводится исследованию соотношения образования и воспитания. В этой связи социология образования опирается на три взаимосвязанные категории: социализация, образование, воспитание (И.В. Бестужев-Лада, В.Я. Нечаев, В.И. Добренькое). В социологии образования воспитание и образование рассматриваются как персонифицированные формы взаимодействия двух субъектов: ученика и педагога или воспитателя и воспитуемого. При этом происходит перманентный процесс социализации в рамках воспитательно-образовательной деятельности.

В теоретико-методологическом плане российская концепция социологии образования опирается на деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) и концепцию социальной детерминации (Э.В. Ильенков). Согласно этому социология образования акцентирует внимание на изучении обществ, практики как источнике социализации и методов обучения, рассматривает личность (субъект образования) как носителя процесса усвоения предметной деятельности.

В современной структуре социологии образования сложился ряд концептуальных подходов, которые отражают и уровень институлизации образования, и современное состояние социологической науки. Так, правомочно говорить о новосибирской школе (В.Н. Шубкин, Г.А. Чередниченко, Д.Л. Константиновский), где изучались проблемы выбора профессии, престижа труда, эффективности обучения в школе и вопросов профессиональной ориентации учащейся молодежи. Уральские ученые (Л.Н. Коган, Ф. Р. Филиппов, М. Н. Руткевич) изучали вопросы изменения социального состава школьников, учащихся профтехучилищ, особенности обучения в школах города и села. Значительный вклад в развитие социологии образования внесли ленинградские социологи (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова, В.В. Водзинская), которые исследовали систему среднего и высшего образования, проблемы политического сознания молодежи и ее «жизненных планов». Особое место в социологии образования принадлежит работам Бестужева-Лады, который предложил комплексную методику разработки социальных прогнозов и моделей образования и воспитания, рассчитанных на длительную перспективу.

Постепенно социология образования становится отраслью знания, которая охватывает проблемы профессиональной ориентации и мобильности, преемственности знаний для определения трудовых предпочтений молодого поколения: специфики его подготовки к городскому и сельскому труду; соц.-психол. стимулы обучения молодежи. Определенное место в этих исследованиях отводится изучению формирования социального облика молодежи, ее роли в воспроизводстве социальной структуры общества (Н.А. Аитов, О.И. Шкаратан, В.И. Чупров, Ю.А. Зубок и др.); проблемам содержания реформ в сфере высшего и послевузовского образования (А.А. Овсянников, Т.Э. Петрова, Л.Н. Москвичев, Ф.Э. Шереги); становления духовного облика молодежи (А.Л. Андреев, В.К. Сергеев, В.Н. Иванов).

Рассматривая традиционные школьные и вузовские, в т. ч. университетские, формы образования, социология образования выстраивает модели образовательных систем и дает их прогноз. В настоящее время социология образования углубленно исследует проблемы стандартизации образования; развития форм самостоятельного усвоения знаний; внедрения экспериментальных обучающих программ; инновационного и опережающего образования. Реформирование отечественной образовательной системы, вхождение России в «Болонский процесс» выдвигает ряд специфических задач перед социологией образования, к числу которых относится решение проблем сочетания европейских стандартов и отечественных традиций в образовательном процессе, массовости и доступности образования с необходимостью усвоения молодым поколением культурного наследия, развития активных форм творческой деятельности, гуманистического мышления.

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 466-468.

Филиппов Ф.Р. Соц-я образования. М., 1980; Вебер М. Избр. произв. М., 1990; Бергер П., Лукман Т. Соц. конструирование реальности: Трактат по соц-и знания. М., 1994; Дюркгейм Э. Соц-я образования. М., 1996; Парсонс Т. Система совр. об-в. М., 1997; Нечаев В.Я. Соц-я образования. М., 1998; Соц-я в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998; Зборовский Г.Е. Образование: от 20 к 21 в. Екатеринбург, 1999; Жуков В Н. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М., 2001; Валлерстайн И. Кон. знакомого мира. Соц-я 21 в. М., 2003; Гидденс Э. Устроение об-ва: Очерк теории структурации. М., 2003; Добренькое В.И., Нечаев В.Я. Об-во и образование. М., 2003.

Источник

Новое в блогах

Что такое образование с точки зрения социологии?

Данную дискуссию я решил предложить под впечатлением от сегодняшней видеовстречи, которая была посвящена теме педагогики.

(кому любопытно, можете взглянуть запись на YouTube)

Мне захотелось взглянуть на тему образования с точки зрения социологии.

То какой же социальный результат образования является живым, подлинным?

Не только развитие человека, не только раскрытие его внутренних склонностей. А именно получение права доступа к определённой социальной группе, и выполнение всех необходимых условий, которые социальная группа (а не учитель) выдвигает для желающих в неё вступить.

Любопытно, что этот процесс является абсолютно естественным и не подконтрольным воле образовательной системы. Так как существование социальных групп является естественным, так же как и внутреннее стремление социальных групп выставить определённые условия людям, которые претендуют на вступление в эту социальную группу.

Те требования и нормы, которые соц. группа выдвигает желающим в неё вступить, зависят только от традиций самой группы и её практических потребностей. И никак не могут быть внедрены по воле системы образования.

Если продолжить развивать понятие образования с позиций социологии, то можно прийти к некоторым любопытным выводам (предположениям).

Во-первых, если мои предположения верны, и люди учатся действительно для того, чтобы получить доступ в интересную им социальную группу, то наиболее жизнеспособная образовательная стратегия будет построена исходя из практических исследований в области социологии. То есть, исходя из изучения конкретных социальных групп и их реальных требований, которые предъявляются к новичкам в этих группах.

Во-вторых, доступ человека в одну социальную группу может быть не совместим с доступом в другие группы. То есть, образование открывает одни двери, но при этом закрывает некоторые другие. Идеал совершенно универсального образования является такой же абстракцией, как и стремление человека принадлежать сразу вообще ко всем социальным группам.

В-третьих, если образование не исходит из реальных требований конкретных социальных групп, а административным способом внедряет свои собственные требования, исходящие из педагогической теории, это приводит к созданию искусственной социальной группы, которая может быть вообще оторвана от реальных социальных процессов. И представители такой «фальшивой», искусственно поддерживаемой группы не будут иметь возможность осуществлять какую-либо продуктивную социальную роль. При этом вполне возможно сами не будут понимать, почему общество лишает их этой возможности.

Вот такая порция мыслей появилась.

А Вы задумываетесь об образовании с точки зрения социологии?

Источник

Понятие образования

1. Понятие образования

Образование – это социальный институт, связанный с формированием духовного облика людей путем передачи сложившейся в обществе системы знаний и ценностей, умений и навыков, необходимых в их жизнедеятельности. Образование, опираясь на культурные традиции и новации, открываемые наукой и практикой, пробуждает у индивида познавательно-практический интерес, желание и способность самостоятельно искать и находить ту информацию, которая нужна для решения конкретных жизненных проблем. Образование – это система образовательных учреждений – дошкольных, средних, средних профессиональных, высших, послевузовских, дополнительных и профессиональных. Образование может быть как государственным, так и общественным, частным и домашним, долгосрочным и краткосрочным, стационарным и дистанционным очным и заочным, с отрывом и без отрыва от производства.

Наряду с мировым опытом образование всегда содержит в национально-специфические черты, использует разные приемы и методики педагогической деятельности. В рамках той или образовательной традиции применяются различные педагогические системы.

Признаками института образования являются:

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

2. Внутренняя организация и структура системы образования

Третий момент, сближающий образование с формальной организацией, заключается в стандартизации учебного процесса: в каждом учебном заведении имеются типовые (обязательные) учебные планы по различным дисциплинам, процесс обучения разделен по семестрам и учебным годам, каждый учебный день имеет свой график занятий. Деятельности преподавателя в значительной мере присущи элементы административного руководства, так как он организует и направляет учебный процесс в группе. Наконец, в образовательных учреждениях, как в организациях формального типа, важную роль играют неформальные интимно-доверительные отношения (как среди преподавателей, так и среди учащихся), оказывающие заметное влияние на учебно-воспитательный процесс.

Формирование системы образования по принципам сложной формальной организации имеет ряд несомненных достоинств, среди которых следует отметить такие, как повышение эффективности ее функционирования за счет узкой специализации преподавателей и координации различных типов педагогической деятельности; дифференцированная и интегрированная система социальных позиций, четко определяющая объем полномочий и обязанностей администрации, преподавателей и учащихся и т.п. Другим позитивным моментом формальной организации образования является координация и взаимосвязь различных этажей управления, что позволяет весьма эффективно реализовать проводимую государством политику в области образования.

В то же время реальная практика деятельности школ и вузов свидетельствует о том, что им присущи свои уникальные черты, отличающие их от формальных организаций традиционного типа. Так, управление высшей школой предполагает наличие “академических свобод”, верховная “законодательная власть” здесь принадлежит ученому совету, который избирает ректора, присуждает ученые степени и звания, осуществляет процесс конкурсного отбора на преподавательские должности.

Источник

ОБРАЗОВАНИЕ

Смотреть что такое ОБРАЗОВАНИЕ в других словарях:

ОБРАЗОВАНИЕ

см. Системы образования и Начальное народное образование.

ОБРАЗОВАНИЕ

процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе О. происходит передача от поколения к поколению знания вс. смотреть

ОБРАЗОВАНИЕ

образование 1. ср. 1) а) Возникновение, формирование или создание чего-л. б) Основание, организация чего-л. 2) Характер, тип сложения чего-л. 3) То, что возникает, возникло в результате какого-л. процесса. 2. ср. 1) Процесс получения систематизированных знаний; обучение, просвещение. 2) а) Совокупность знаний, полученных в процессе, в результате обучения. б) Уровень, степень познаний; образованность. 3. ср. устар. Процесс действия по знач. глаг.: образовать (1*).

ОБРАЗОВАНИЕ

образование 1. с. (действие)formation образование слов — word formation образование пара — generation / production of steam 2. с. (просвещение)educatio. смотреть

ОБРАЗОВАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ, процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе О. происходит передача от поколения к поколению зн. смотреть

ОБРАЗОВАНИЕ

Образование — см. Системы образования и Начальное народное образование.

ОБРАЗОВАНИЕ

2.1.28 образование: Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достиже. смотреть

ОБРАЗОВАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

ОбразованиеВ доколумбовый период истории у народов, населявших территорию Латинской Америки (ацтеков, инков, майя и др.), имелась довольно развитая сис. смотреть

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *