Что такое образовательная толерантность

Статья на тему «Понятие толерантности в педагогическом процессе»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Понятие толерантности в педагогическом процессе»

1 квалификационной категории

Понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Можно говорить о многозначности и разнообразии определений слова «толерантность» в разных культурах, на разных языках. Так, по-французски «tolrance» – это отношение, при котором другие люди могут думать или действовать иначе, ни как ты сам; по-английски «tolerate»  значит существовать, не вмешиваясь в чужие дела, признавать различия в религиозных воззрениях; по-китайски «kuanrong»  быть по отношению к другим великодушным»; по-русски «толерантность, терпимость»  способность терпеть что-то или кого-то. В каждом из этих определений делаются акценты на различие культур, исторического опыта и т. д.

По мнению О.В. Бессчетновой более полное определение, раскрывающее суть толерантности, приводит В.Н. Гуров: «Толерантность  моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей, выражающееся в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и т. д. без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я» [ 6, с. 42-43].

Одним из ярких представителей советской педагогики является В.А. Сухомлинский. В основе его взглядов лежат гуманистические идеи толерантности. Он считал, что на педагоге лежит огромная ответственность за формирование личности, поэтому чрезвычайно важно быть чутким, деликатным к развивающемуся человеку, терпимым к его недостаткам, что достигается посредством любви и трепетного отношения к подрастающему поколению.

Изучение толерантности в педагогическом процессе актуально в современных условиях. Модернизация сферы образования предъявляет требования к педагогам, используя умения и навыки строить свою профессиональную деятельность, учитывая особенности развития общества, следовать принципам толерантности на основе сотрудничества и диалога.

Рассмотрим, что понимается под педагогической толерантностью.

Фадеева Т.Ю. под педагогической толерантностью понимает «интегративное профессионально значимое качество личности специалиста сферы образования, в основе которого лежит система гуманистических ценностей, наличие у специалиста внутренней установки на принятие любого участника образовательного процесса, определенные способности и умения строить свое поведение на основе понимания, признания и принятия всех участников образовательного процесса во всем разнообразии их личностных и социальных различий [ 10, с. 84].

По мнению О.А. Чебыкиной педагогическая толерантность – устойчивость педагога к воздействию фрустрирующих факторов; профессиональное качество: уважение, эмпатия, умение прощать ошибки других людей; принятие индивидуальности партнера по взаимодействию [11].

Воспитание толерантности как качества личности ребенка, занимает важное место в системе образования. В педагогической теории Коломийченко Л.В. рассматривает толерантность в качестве одной из целей и направлений процесса воспитания и в качестве средства достижения поставленных образовательных и воспитательных задач, важной составляющей разносторонне развитой личности [7, с. 85].

Анализ изученного материала показал, что педагогическая толерантность как профессиональное качество педагога, оказывает важное влияние на эффективность педагогической деятельности и на взаимоотношения с детьми в воспитательно-образовательном процессе.

Только толерантный педагог может правильно понять, какие качества следует развивать у детей в старшем дошкольном возрасте, чем их увлечь и занять.

У ребенка к 6 годам расширяется игровое пространство для освоения новых видов деятельности: сфера отношений, увеличиваются количество контактов общения между детьми, усложняется роль в общих играх и делах.

1. позиция «равного партнера» восприятие педагогом ребенка с точки зрения его комфортного самочувствия;

2. позиция «создателя»  организация окружающей среды;

3. позиция «учителя»  организация и содержание образовательного процесса и т. д.

Каждая из позиций имеет самостоятельное значение для развития толерантного поведения ребенка и имеет свое место в педагогическом процессе.

Педагог должен определять состояние, в котором находится ребенок (настроение, манеру общения со сверстниками др.), учитывать побуждения его внутреннего мира, с тем, чтобы помочь ребенку чувствовать себя комфортно и уверенно. В коммуникативном пространстве также важно учитывать индивидуальность ребенка, поэтому педагогу необходимо обладать целостной информацией об условиях жизни и развития каждого ребенка.

Ориентация в особенностях и закономерностях развития детей дошкольного возраста, их актуальных и потенциальных возможностях, интересах и индивидуальности, позволяет воспитателю дошкольной группы оптимизировать взаимодействие с воспитанниками, лучше понять их, проявить внимание к их желаниям и трудностям, выстроить отношения сотрудничества и взаимопонимания.

Для успешного формирования доброжелательных отношений детей друг с другом, педагогу необходимо создать в группе такую среду, которая будет притягивать, а не отталкивать детей от участия в какой-либо деятельности.

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией развивающей предметно-пространственной среды. Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Предметно-пространственная среда стимулирует ребенка на отражение в жизнедеятельности своего (мужского, женского) образа.

В социолого-психологическом аспекте среда рассматривается как окружающее ребенка предметное и социальное пространство, как сфера его непосредственной активности и переживаний (Л.С. Выготский, В.А. Петровский, Л.М. Кларина и др.).

По мнению Ю.С. Котелянец, «образование, как полифункциональный инструмент целенаправленного регулирования социальных процессов, становится в современных условиях одним из наиболее эффективных средств формирования отношений и норм поведения. Педагогические условия должны обеспечивать успешность обучения и воспитания толерантности» [8, с. 156-160].

Продуктивность педагогического взаимодействия в существенной мере определяется тем, «насколько» и «что» знают друг о друге и как понимают его участники (взаимопознание и взаимопонимание). Ориентация в особенностях и закономерностях развития детей дошкольного возраста, их актуальных и потенциальных возможностях, интересах и индивидуальности позволяет воспитателю дошкольной группы оптимизировать взаимодействие с воспитанниками, лучше понять их, проявить внимание к их желаниям и трудностям, выстроить отношения сотрудничества и взаимопонимания.

Наиболее эффективно и продуктивно педагогическое взаимодействие воспитателя и ребенка осуществляется в условиях открытых, доверительных, доброжелательных и уважительных отношений, установленных между ними. Излишняя и не всегда оправданная требовательность, эмоциональное отчуждение взрослого по отношению к ребенку, нецелесообразное ограничение его свободы ведут к потере интереса воспитанника к взаимодействию с педагогом, появлению желания избежать контакта с ним.

Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом формирования толерантности как сознательного принятия ребенком поведения, убеждений и взглядов других людей, отличающихся от его собственных.

Можно выделить основные условия формирования толерантности в детском возрасте: опыт общения ребенка с взрослыми; опыт общения со сверстниками; индивидуальный опыт ребенка.

Роль взрослого в развитии личности ребенка в условиях детского сада заключается в следующем: обучение по определенной образовательной программе, органичным элементом которой является приобщение к общепринятым правилам и нормам поведения; конструктивная оценка его деятельности и поведения; формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых впоследствии ребенок будет оценивать себя сам; побуждение ребенка к анализу своих отношений, действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей с точки зрения их конструктивного восприятия (избегание осуждения, порицания и пр.).

Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на процесс формирования толерантности в детском возрасте. В совместной игре и общении со сверстниками в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком позиции «другого» как отличной от своей собственной.

Индивидуальный опыт ребенка, совокупный результат умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем его мире. Не вступая в непосредственный контакт с другими людьми, наблюдая исподволь за их поведением и действиями, узнавая их личностные качества и способности, дошкольник усваивает неписанные нормы и правила общежития, эталоны и критерии взаимоотношений, при этом познавая себя как «другого» человека – определяя непохожесть как внешнюю (облик, характерные черты, социальный статус и т. п.), так и внутреннюю (интересы, увлечения, способности, привычки и пр.).

Таким образом, задача формирования толерантности у детей не только актуальна, но и трудна, как и любая другая воспитательная задача.

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция долгосрочного развития до 2020г.

. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014г. – 368 с.

Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО (1995 г.)

Бессчетнова О.В. Толерантность как объект изучения гуманитарных наук // Сборник научных статей I Международной научно-практической конференции 1-2 декабря 2011 года. – С. 42-43.

Коломийченко Л.В., Конышева Е.А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации. Монография Пермь ПГГПУ, 2013. – 187 с.

Котелянец Ю.С. Характеристика толерантности как педагогического понятия / Ю.С. Котелянец // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 156-160.

Радионова О.Н Толерантность в профессии педагога / Сборник научных статей I Международной научно-практической конференции 1-2 декабря 2011 года. – 345 с.

Фадеева Т.Ю. Педагогическая толерантность: содержание, структура, диагностика / Сборник научных статей I Международной научно-практической конференции 1-2 декабря 2011 года. – 84 с.

Источник

Педагогическая толерантность в современных психолого-педагогических исследованиях

Суть понятия толерантность

Слово «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно, в энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона 1909 года издания дается небольшая статья о существительном «толерантность» как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям. В словаре С. И. Ожегова аналогом слова толерантность является существительное терпимость, которое означает умение человека без вражды, миролюбиво относиться к чужому мнению, характеру. Из вышеизложенного можно констатировать, что слова «толерантность» и «терпимость» синонимичны [16, с. 452].

Другой проблемой определения понятия является анализ границ этого понятия, т. е. определение объема его содержания, той части действительности, отражением которой оно является. В. А. Тишков утверждает, что толерантность – это не вседозволенность и всепрощение, она заключает в себе и активное действие по отношению крайних форм интолерантности. Ряд исследователей, в частности Г. У. Солдатова, проблему границ толерантности связывают с вопросом границ между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием. Терпимость и безразличие – это взаимоисключающие понятия, так как терпимость означает активное признание иной позиции, иной точки зрения как оппонирующей. При этом индивид не согласен с иным, другим мнением, но признает его право на существование. Толерантность нельзя отождествлять с индеферентностью, сводить к необходимости преодоления чувства неприятия другого, так как эти обстоятельства упускают из поля зрения важные составляющие общения – чуткость и внимание к партнеру, проявление эмпатии, доброжелательность по отношению к окружающим [14, с. 308].

В психологии толерантность изучается сравнительно недавно. Понимание толерантности как уважения и признания равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказа от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения находит отражение в работах А. Г. Асмолова, и Г. У. Солдатовой. С точки зрения А. В. Петрицкого, А. В. Зимбули, Ю. А. Ищенко, В. М, Золотухина, С. Ю. Головина, Г. У. Солдатовой.

Противоположна позиция у А. А. Реана при рассмотрении взаимосвязи понятий «терпимость» и «толерантность». Он полагает, что понятие толерантности психофизиологическое и означает ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. По мнению А. А. Реана, понятие «терпимость» включает в себя толерантность и является более общим. Терпимость понимается как свойство личности, которое связано с отношением к различным мнениям, непредубежденностью в оценке людей и событий [15, с. 69].

По мнению А. В. Петровского и В. В. Юрчука, толерантность можно рассматривать как психологическую устойчивость при наличии фрустраторов или стрессоров, сформировавшуюся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию [3, с. 54].

Толерантность, по мнению Е. В. Магомедовой,необходимо рассматривать на 2 уровнях человеческого сознания: на рационально-логическом и эмоционально-чувственном. Чтобы быть терпимым к другому, понимать его, требуется не сколько знание того, что нужно поступать так, а не иначе, сколько необходимо прочувствовать это. С этой точки зрения толерантность – всегда личностно-прочувствованный поступок. Данное предположение подтверждается выводами о том, что толерантность на эмоционально-чувственном уровне связана с нравственностью. Кроме этого на эмоционально-чувственном уровне толерантность внеисторична, так как закреплена во многих культурно-исторических традициях народов. Истинная толерантность обеспечивается внутренней духовной свободой человека, которая может не всегда совпадать со свободой внешней [2, с. 91].

Отечественные исследователи подчеркивают ценностную природу толерантности и ее связь с нравственным развитием человека. С таких позиций толерантность рассматривает С. М. Шалютин, характеризуя ее как общечеловеческую ценность, «существующую от века и с необходимостью сохраняющуюся до конца времен». Среди них он выделяет элементарные ценности и надстраивающиеся над ними, к числу которых относятся в первую очередь терпимость, т. е. толерантность [1, с. 61].

Кроме этого существует бихевиоральный подход к определению толерантности, при котором толерантность рассматривается, прежде всего, как особое поведение человека. А также рассматривают проблему толерантности с точки зрения когнитивного подхода, когда толерантность в основе своей имеет знания и рациональные доводы. С экзистенциально-гуманистической точки зрения полноценная, зрелая толерантность – непременно осознанная, осмысленная и ответственная. Такая толерантность, по мнению С. Л. Братченко, не сводится к автоматизмам, к простым стереотипным действиям – это ценность и жизненная позиция, реализация которой в каждой конкретной ситуации имеет определенный смысл и требует от субъекта толерантности, поиска этого смысла и ответственного решения [10, с. 6].

Традиционно для описания сложных психологическихпроцессов и явлений используется триада компонентов: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный компонент толерантности понимается через признание сложности, многомерности и многообразия мира и несводимости этого многообразия к единообразию. Именно эти аспекты подчеркиваются в Декларации принципов толерантности, когда утверждается, что толерантность – это прежде всего «…правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Эмоциональный компонент толерантности отражает необходимость рассмотрения эмпатии как составляющей толерантных отношений. В качестве отдельной составляющей эмоционального компонента Г. Кристалл выделяет особый вид эмоциональной устойчивости – «аффективная толерантность», суть которой состоит в способности справляться с эмоциональным напряжением, терпимо относиться к болезненным переживаниям, тревоге без того, чтобы подавлять или искажать их. Другой аспект этого вида толерантности связан, по мнению С. Л. Братченко, с терпимым отношением к различным эмоциональным проявлениям других людей. Развитая аффективная толерантность позволяет человеку лучше осознавать как собственные эмоциональные процессы, так и переживания других людей, не раздражаясь и не приписывая им негативного смысла. Поведенческий компонент толерантности обычно привлекает к себе больше всего внимания исследователей, как при диагностике, так и при обучении. К поведенческой толерантности относится большое число конкретных умений и способностей, среди которых С. Л.Братченко выделяет:

– Способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной позиции как точки зрения;

– Готовность к толерантному отношению к высказываниям других, умение договариваться;

Толерантное поведение в напряженных и эксквизитных ситуациях [8, с. 55-58].

Исходя из положений экзистенционально-гуманистического подхода необходимо добавить личностный компонент. Основное содержание личностного измерения толерантности включает в себя, прежде всего, соответствующую ценностно-смысловую систему, в которой центральное место занимают ценности уважения человека как такового, ценности прав и свобод и равноправия людей, ценность ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком.

Виды толерантности

В психолого-педагогической литературе представлено большое количество различных классификаций. Например, А. А. Реан и Я. Л. Коломинский выделяют два вида терпимости,связанных с разными ее механизмами:

1) сенсуальную терпимость личности, обусловленную устойчивостью личности к воздействиям среды, связанную с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности;

2) диспозиционную терпимость личности, характеризующуюся предрасположенностью, готовностью личности к терпимой реакции на среду [9].

Л. В Баева предлагает различать по направленности следующие виды толерантности:

1. Межэтническая толерантность – уважительно – доброжелательное отношение к представителям другой этнической (расовой, национальной) традиции. Этот вид толерантности наиболее часто встречается в школьных программах формирования толерантности, а также этот вид наиболее подробно рассмотрен в отечественной и зарубежной литературе.

2. Межконфессиональная (религиозная) толерантность – признание верующим человеком другой религии как альтернативной, равноправной формы достижения спасения, уважение к религиозным ценностям и нормам чуждой конфессии. В настоящее время данный вид толерантности может формироваться в рамках уроков религии, которые постепенно внедряются в образование.

3. Гендерная толерантность – признание равенства полов, непредвзятое отношение к представителям другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим. В наше время в нашей стране мужчина и женщина имеют равные права, и дети должны знать об этом со школьных лет.

4. Сексуально-ориентированная толерантность – признание и непредвзятость по отношению к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации. Такая толерантность не рассматривается в школьных программах формирования толерантности.

5. Социально-групповая толерантность – нейтральное или дружественное отношение к представителям иных социальных групп (классов, сословий, страт, организаций, движений и др., взгляды которых не несут угрозы жизни, здоровью, свободе людей. Этот вид толерантности включен в школьные программы формирования толерантности, чтобы дети учились положительно относиться к людям из других социальных групп.

6. Толерантность экологическая – уважение к жизни во всех ее формах. Данный вид толерантности может воспитываться в рамках школы в виде формирования бережного отношения к природе.

7. Педагогическая толерантность выражается в непредвзятом отношении педагога к ученикам, признание за ними прав и свобод, несмотря на его заслуги. Этот вид толерантности стоит формировать у педагогов для того, чтоб они умели правильно обращаться с детьми, не взирая на своё положение. Это особый вид толерантности, который признается не всеми педагогами, не смотря на то, что современная гуманистическая парадигма предполагает принятие воспитанников с их особенностями и индивидуальными отличиями.

8. Физиологическая толерантность – терпимое отношение к больным, инвалидам, людям, имеющим физические или умственные недостатки. Данный вид проявляется во внедрении в систему российского образования инклюзивного образования, которое предполагает совместное обучение здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями.

9. Политическая толерантность – признание равных прав и возможностей деятелями различных партий и политических движений, уважение к политическому оппоненту, несмотря на различие во взглядах (политкорректность). Данный вид толерантности не рассматривается в школьных программах формирования толерантности, потому что пропаганда политических движений в образовательных учреждениях запрещена.

10. Дипломатическая толерантность – равно уважительное отношение к различным странам, международным организациям и объединениям, не угрожающим жизни, здоровью и свободе граждан. Такая толерантность в школьных программах формирования толерантности рассматривается в тесном сплетении с межэтнической толерантностью.

11. Научная толерантность – уважение к представителям различных научных школ, идеям, учениям и теориям научных оппонентов, а также к критике в свой адрес со стороны других ученых. Школьники редко занимаются научной деятельностью, поэтому этот вид толерантности не актуален для программ формирования толерантности в школе.

12. Административная толерантность – уважительное отношение к

подчиненным, младшим по званию и должности. Этот вид толерантности не затрагивается в программах формирования толерантности у школьников. [1]

Исходя из этой классификации, можно сделать вывод о том, что толерантность может быть различной в зависимости об объекта, на который она направлена.

Место педагогической толерантности в системе профессионально важных качеств

Необходимость в рассмотрении профессионально важных качеств учителя при исследовании толерантности связана с тем, что толерантность является одним из важнейших качеств учителя, обеспечивающих продуктивные взаимоотношения со всеми субъектами образовательного процесса. Толерантность как интегральное личностное качество зависит от многих индивидуально-психологических и личностных особенностей и влияет на характер проявления многих важных качеств учителя. Обсуждение места толерантности в системе профессионально важных качеств учителя позволит лучше понять психологическую сущность толерантности [2].

Продуктивность сложного многообразного взаимодействия в педагогическом процессе между учителем, учениками, администрацией, родителями во многом зависит от толерантности. Толерантность педагога проявляется в мотивационно-ценностном, когнитивном и эмоциональном компонентах его общения.

Учитель является главным управляющим, направляющим субъектом профессиональной педагогической деятельности в школе. Для характеристики учителя как профессионала, обладающего толерантностью, наиболее адекватным является высказывание Е. А.Климова о профессионализме: «Не следует сводить идею профессионализма только к представлению о великом уровне умелости профессионала. Профессионализм мы будем понимать как определенную системную организацию сознания психики человека…»

В системную организацию психики и сознания Е. А.Климов включает:

1. Свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности);

2. Коммуникативные, регулятивные, исполнительные и другие умения, навыки;

3. Информированность, знания, опыт, культуру профессионала;

4. Психодинамику (интенсивность движений, быстроту их смены) работника, психологические трудности, нагрузки в данной профессиональной области [5, с. 48].

Эти показатели системной организации психики и сознания определенным образом связаны с характеристикой толерантности как интегральным свойством личности учителя. Реализацию функций профессионала обеспечивают профессионально ориентированные качества, которые, по мнению Ю. П. Поваренкова, можно рассматривать как совокупность профессионально важных и профессионально значимых качеств[2].

Профессионально значимые качества определяются как качества, от которых зависит отношение человека к профессиональным функциям. К ним можно отнести любовь к детям, толерантное отношение и понимание детских шалостей, терпимое отношение к излишней подвижности младших школьников. При отсутствии этих качеств у профессионала не формируется профессиональная мотивация.

Профессионально важные качества определяют процесс и результат выполнения профессиональных функций. Это не просто индивидные или индивидуализированные качества человека. Они представляют собой интегральные системные образования (в числе которых и толерантность, влияющие на эффективность, результативность профессиональной деятельности индивида, социальной и профессиональной адаптации, на профессиональный рост [6, с. 23].

Фундаментом для формирования профессионально ориентированных качеств учителя являются его индивидуальные и личные свойства, психологические и физиологические особенности, морфологические, соматические, биохимические признаки и т. д. Среди профессионально ориентированных личностных качеств учителя важнейшим является толерантность [11, с. 56].

Профессионально важные качества, включающие в себя толерантность, формируются в процессе подготовки к профессиональной деятельности путем освоения содержания и условий ее реализации на практике в соответствии с социально-профессиональными нормами, установками, ценностями. Уровень психологической готовности учителя к профессиональной деятельности зависит от принятия им профессиональных задач в качестве личностно значимых, а также от способности его к толерантному взаимодействию с учащимися.

Толерантность учителя выражается в упорном труде по подготовке к продуктивной педагогической деятельности, которая определяется его личностными и профессиональными потребностями, мотивацией, установкой, направленностью на самореализацию в преподавательский деятельности [8].

При определении готовности учителя к эффективной педагогической деятельности и определении психологической сущности его толерантности можно руководствоваться конституирующими началами личности, такими как направленность, отношение, общение, иерархия мотивов и деятельности, значимость, установка, эмоциональная напряженность, активность, интроверсия-экстраверсия, врожденное чувство беспокойства-тревоги, борьба с фрустрацией, самооценка, самоактулизация.

Формирование информационной компетентности учителя обусловлено в определенной степени наличием у него толерантности, с одной стороны, для усвоения особенностей реализации и понимания сущности концепции компетентностного подхода, с другой стороны, толерантность нужна как качество терпимого восприятия свободы действий учащихся при выборе форм учебной деятельности, для терпеливого побуждения каждого ученика к самостоятельному поиску нужной информации, участию в решении учебных задач, самостоятельному принятию решения, рефлексированию результатов собственных действий.

Важнейшим показателем профессиональной компетентности учителя является его готовность к продуктивному, толерантному взаимодействию с учащимися в процессе учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности [12, с. 15].

В психологии выделяют общие и специальные способности. К общим способностям относятся, прежде всего, способности интеллектуальные, коммуникативные,академические: хорошая память, сообразительность и другие. К специальным способностям относят те, которые необходимы для успешности выполнения специальных видов деятельности [14].

Наличие интеллектуальных и академических способностей недостаточно для успешной педагогической деятельности. Для достижения успехов учителю нужны специальные профессионально-педагогические способности.

Среди специальных педагогических способностей есть и способность особого рода, которую нельзя однозначно отнести ни к деятельности учителя, ни к работе воспитателя, так как она одинаково необходима обоим. Это способность к педагогическому общению, которая относится к ядерной части структуры толерантности.

Моя мировоззренческая культурологическая и психолого-педагогическая философия «Человек, воспитывающий детей, должен любить их, тогда и он, и они будут счастливы». С. В. Образцов Очень давно и очень верно определено,.

Формирование речевых способностей дошкольников средствами применения современных педагогических технологий В настоящее время проблема развития речи становится особенно- актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является.

Общение педагогов с родителями как психолого-педагогическая проблема В современных условиях реформирования системы дошкольного образования формирование профессиональной компетентности педагогов в общении с.

Педагогическая толерантность Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье.

Психолого-педагогическая характеристика детей с У. О Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недоразвитием интеллекта. При олигофрении выделяют три степени умственного недоразвития:.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольника 1. Общие сведения о ребенке: а) ___; б) телосложение нормальное, пропорциональное; кожные покровы бледные; лицо выразительное;.

Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с задержкой психического развития Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с задержкой психического развития Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень часто родители.

Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями Последние несколько лет увеличивается рост сложных комплексных нарушений среди детей. Как правило, комплексное нарушение представляет собой.

Развивающая психолого-педагогическая программа для детей с ОВЗ Содержание Пояснительная записка Содержательный раздел Учебно-тематический план программы Содержание программы Организационный раздел Система.

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих интеллектуальное, нравственно-патриотическое, общекультурное развитие «Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих интеллектуальное, нравственно-патриотическое и общекультурное развитие личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *