Что такое образовательный эффект
Истина должна быть пережита, а не преподана.
Герман Гессе
Сегодня, чтобы заявить миру о себе, владеть профессиональными навыками недостаточно — нужно обладать гибким мышлением (англ. soft skills): уметь креативно, «нешаблонно» подходить к решению жизненных ситуаций, обладать критическим мышлением, уметь эффективно коммуницировать (доносить свои идеи до любой аудитории, отстаивать собственное мнение), работать в команде. Современному человеку необходимо уметь всесторонне анализировать информацию и быстро принимать решения, просчитывать варианты решений и возможные риски, оценивать перспективность действий.
Информация обновляется ежедневно — нужно всегда быть в курсе, «нужно очень быстро бежать, чтобы оставаться на месте». Тенденция 21 века — курс на lifelong learning, «учёбу длиною в жизнь». Модель образования меняется: от формата «детский сад — школа — институт» к формату «непрерывное обучение в течение всей жизни». И мы с вами должны не просто учить, а учить учиться, давать ученикам не знания, которые завтра могут устареть, а инструменты, с помощью которых, эти знания можно получить.
Метод способствует развитию у обучающихся самостоятельного, независимого мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать и отстаивать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы, работать с информацией, представленной в различной форме. Методика способствует развитию различных практических навыков.
Педагогические эффекты современных образовательных технологий
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Педагогические эффекты современных образовательных технологий.
В рамках современного образовательного процесса необходимо четко уяснить момент о том, что окружающий нас мир претерпевает изменения во всех сферах жизни, тем более в образовании. С переходом на новые образовательные стандарты второго поколения крайне актуальным является освоение преподавателями современных образовательных технологий.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе данные технологии дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время. Именно поэтому, в школах преподавательский состав обязан применять широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Говоря о полноценном образовательном процессе, необходимо учитывать основные источники, прежде всего, нравственного воспитания школьников. Одним из источников нравственного опыта является учебная деятельность. Нравственное развитие школьников на занятиях осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией занятия: устные журналы, беседы, лекции, уроки вежливости, уроки хороших манер, анкетирование, диспуты, конференции, праздники вежливости и т.д.
Новая ступень образовательного процесса строится на формировании у учащихся универсальных учебных действий, а, следовательно, это предусматривает способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Что же касается применения игровых технологий на уроках, то в этом большое количество «плюсов». Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. С одной стороны, оно вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности, которую мы и обучаем в современной школе. При применении на уроках игровых технологий необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, не злоупотреблять данным методом обучения, потому как интерес к таким урокам пропадает, и игра может стать для учащихся в тягость.
В образовательном процессе особое место занимает контроль знаний и умений как внешний, так и внутренний. Какой же из них наиболее полно мотивирует учащихся к учебной деятельности. На мой взгляд, самоконтроль имеет наибольшее значение для каждого ученика, ведь объективно оценить себя очень сложно, прислушаться к критике одноклассников, если таковая имеется, тоже не просто. Такой вид деятельности на уроках позволяет показать ученику, что же необходимо изменить для полноценного понимания и усвоения учебного материала. На этапе рефлексии, так же необходимо озвучивать все то, что получилось и не получилось на уроке. Это стимулирует учащихся к глубокому изучению и повторению пройденного материала, поэтому более эффективен все же внутренний контроль и осознание самим учащимся того, что еще нужно изучить по пройденному материалу.
Что же касаемо кейс-методов в целом, то они представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая преподавателя. Считаю, что ограничений такие методы обучения не имеют, но информация, предлагающаяся учащимся для работы, должна быть правильно дозирована и с учетом возрастных особенностей учащихся.
Обновление современного образования в России носит глобальный характер, охватывает все его уровни и ступени, что диктуется новыми условиями и потребностями развития общества, нуждающегося в наличии эффективной и гибкой образовательной системы. На сегодняшний день существуют проблемы, создаваемые учителю открытым многоуровневым коммуникативным пространством современного образования. Для каждого преподавателя они свои и задача каждого педагога – отыскать правильные пути выхода из проблемы с учетом возрастных и психологических особенностей обучаемых им детей, с учетом изменений в современной системе образования. Именно поэтому изучение каждым педагогом многообразия современных образовательных технологий обязательно, так как успешность усвоения учебного материала сейчас – это успешная личность в будущем.
Преподаватель истории и обществознания ТПКУ
Информационно-аналитический журнал
Одним из основных вопросов, стоящих на повестке дня, является разработка критериев оценки эффективности учреждений среднего профессионального образования. В чем же эта эффективность выражается и измеряется? Будет ли это уровень доходов педагогов образовательных учреждений, инфраструктура колледжей и профессиональных лицеев, внедрение инновационных технологий в образовании.
Информативный и насыщенный «круглый стол» на тему «Инноватика в среднем профессиональном образовании» прошел в рамках 3-й Всероссийской научно-технической конференции «Инновационное развитие образования, науки и технологий», проводимой в Тульском государственном университете. Местом проведения «круглого стола» стал Технический колледж им. С.И. Мосина ТулГУ, на этой площадке встретились не только директора учреждений среднего профессионального образования из Тулы и районов области, но и гости из соседних регионов.
Коллеги, как выяснилось, наслышаны о деятельности колледжа, который входит в состав крупнейшего тульского вуза и объединяет на данный момент три структурных подразделения. Нередко мосинский колледж приводят в пример как учреждение, где внедряются новейшие образовательные технологии, сосредоточена солидная учебно-производственная инфраструктура. В перерыве между докладами участники «круглого стола» имели возможность ознакомиться с деятельностью учебного учреждения- экскурсию провел заместитель директора по учебно-производственной практике Владимир Васильевич Анпилогов.
Всего на тульской земле насчитывается 101 учреждение профессионального образования, включая начальные, средне-специальные и учреждения высшего профессионального образования.
Очерченного круга вопросов придерживались все выступающие на «круглом столе», согласившись, что названная проблематика является общей и наиболее глобальной для всех его участников. Для более продуктивной работы предстояло выработать общую позицию образовательного сообщества, которую затем следует транслировать на более высокий уровень.
Донести мнение с мест до высших уровней власти обещал прибывший для участия в научно-технической конференции президент союза директоров ссузов России Виктор Михайлович Демин. По его мнению, одним из основных вопросов, стоящих на повестке дня, является разработка критериев оценки эффективности учреждений среднего профессионального образования. В. Демин предложил собравшимся задуматься, в чем же эта эффективность выражается и измеряется. Будет ли это уровень доходов педагогов образовательных учреждений, инфраструктура колледжей и профессиональных лицеев, внедрение инновационных технологий в образовании.
В. Демин отметил, что в настоящее время приходится пересматривать ряд существовавших ранее стереотипов, основная часть которых касается новых экономических условий.
В режиме диалога президент союза директоров ссузов пообщался со своими коллегами, делая пометки по ключевым темам. Виктор Михайлович Демин отметил высокий уровень проводимой конференции и самобытность мнений ее участников: Бывая в регионах, знакомясь с деятельностью учреждений СПО, я с удовольствием отмечаю, что уровень мастерства педагогических коллективов у нас растет. Тула еще раз это подтвердила. Перед нами стоит задача придать динамику этому положительному процессу и укорить его!
Глава 1. Образовательные результаты и эффекты в разных педагогических системах
Задача определения образовательных результатов появилась тогда, когда в истории культуры стала осуществляться целенаправленная передача опыта от поколения к поколению. Эта проблема многоаспектна и конкретизируется, как минимум, через поиск образовательных результатов, причины их определения, способ определения и способ количественного выражения итога определения образовательных результатов. [1].
Идея образовательного результата происходит из видения педагогических задач, а точнее, образовательные результаты формулируются на языке педагогических задач. И педагогические задачи, и цели образования обусловлены скорее представлениями об обществе и человеке, нежели общественным заказом.
Долгое время педагогические задачи были связаны с когнитивной стороной обучения, поскольку основной задачей школы было создание «человека образованного». Однако мир меняется слишком быстро, и, с одной стороны, человек сталкивается с необходимостью ориентации в усложняющемся с каждой минутой информационном пространстве; с другой стороны, перед человечеством возникает все больше и больше проблем, решение которых требует вступления в конструктивный диалог представителей самых разнообразных областей знания и разны ценностных позиций. Это обусловило поиск нового типа образования, главным смыслом которого является способность конструировать свой внутренний мир на основе ориентации в мире культуры, ее ценностей, теорий, правил и, оставаясь неповторимым, сосуществовать с другими людьми, быть способным к совместному решению проблем самого разного плана. [1].
Определенный сдвиг в понимании образовательных результатов связан с введением в круг педагогических задач аффективных. Впервые это было систематически сделано Б.С.Блумом и его коллегами. Цели образования касались не только когнитивной области, но и аффективной. В аффективную область педагогических целей попадают такие цели как формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности. Рауле отмечает, что анализ аффективных результатов важен, поскольку именно они влияют на способность участвовать активно и заинтересованно в демократическом обществе. [3].
На сегодняшний день в педагогике под образовательными результатами принято понимать конечные цели обучения, непосредственно связанные с учебными предметами, а именно как успех в решении конкретных учебных задач, и являющиеся непосредственным следствием обучающих действий. Если рассматривать традиционную систему обучения, то основными образовательными результатами считаются знания, умения, навыки учащихся. Проблема проверки и оценки знаний многогранна и рассматривалась исследователями в самых различных аспектах. В нашей стране опубликовано большое количество работ, касающихся функций, методов, принципов проверки и оценки знаний, общих и частных вопросов оценки.
Относительно того, что считать образовательным эффектом в педагогике не существует четкого представления. [29]. Ориентировочно под образовательными эффектами понимаются непредметные, надпредметные способности, возникающие в результате целой системы педагогических воздействий. С определением эффектов обучения связан ряд определенных сложностей. П.Г.Щедровицкий отмечает, что, во-первых, направленность педагогических действий может не совпадать с ожидаемыми эффектами (результатами) обучения. Это говорит о том, что образовательные эффекты не могут быть запланированы и в этом смысле могут рассматриваться только как возможные: как предмет проектирования, программирования. Во-вторых, педагогические действия обладают отсроченностью проявления эффектов обучения, и закономерности проявления эффектов пока не ясны. [39].
Образовательный эффект проектной деятельности
Для тех, кто делает первые шаги в реализации проектной деятельности, расскажем о пользе, которую она приносит детям и педагогам.
Воздействие на детей
1. Проектная деятельность приводит к получению нового опыта и развитию компетентностей и тем самым способствует процессу непрерывного образования.
2. Дети понимают, что к ним серьезно относятся, усваивают демократический стиль общения и учатся сотрудничеству.
Учатся привносить свои идеи, определять собственные интересы, доводить работу над темой до конца и представлять аудитории результаты.
Могут работать в соответствии со своими интересами и выполнять посильные обязанности.
3. Дети интенсивнее занимаются проектом, если тема соответствует их интересам, а проект не превращается в программу. Если дети чувствуют свою независимость и компетентность, они высказывают большую заинтересованность, берут на себя больше ответственности.
4. Дети учатся благодаря активной деятельности и сотрудничеству в проектах и тем самым получают индивидуальный опыт и достигают больших успехов в обучении. Они учатся доверию, завоеванию признания, самостоятельности (автономии) и уважению, и могут делиться изученным и пережитым.
5. Дети, которые не принимают участия в реализации проектов, знакомятся с материалами на информационных стендах и видят во время презентаций и обсуждений проектов, чему научились их товарищи. Это пробуждает интерес и стимулирует к работе над новыми темами.
Воздействие на педагогов
1. Проекты препятствуют стагнации в педагогической деятельности, дают новый опыт и тем самым меняют педагогическую позицию.
2. Педагоги учитывают индивидуальные интересы и сильные стороны детей.
Вместе с воспитанниками они активно, но в соразмеренном темпе работают над темами, которые интересны детям.
Могут целенаправленно реагировать на различные индивидуальные потребности и вопросы детей.
Получают возможность развивать базовые компетентности детей в повседневной обстановке и с помощью игры.
Расширяют наблюдения за детьми, поскольку в ходе проекта возникают разнообразные ситуации и используются различные методы.
В ходе каждого проекта они сами чему-то учатся.
3. Проектная деятельность — это совместный, исследовательский, живой и глубокий образовательный процесс, не ограниченный во времени.
Обучающиеся сообщества, которые в ходе проектов постоянно совершенствуют совместный процесс обучения, — это признак инклюзивной педагогики!
Проектная деятельность может осуществляться в коллективе, но в соответствии с умениями и интересами каждого ребенка.