Что такое образы природы

Образ природы в литературе

Во все времена актуальной темой для изображения являлся образ природы. И не важно это живопись, литература, музыка. В искусстве природа наделена человеческими качествами, она жива, она имеет свои чувства и характер. Ее также трактуют как первоначальное проявление всего живого на земле, именно поэтому она выступает перед нами лишь как чистая и невинная душа. Но иногда можно встретить и возмущенную природу, которая мстит людям за их злодеяния и издевательства над ней.

Достаточно часто мне приходится встречать образ природы в литературе. Ведь она почти всегда выступает основой, на которой происходят описанные события. Благодаря ей мы чувствуем то настроение и динамику развития изображаемого. Она помогает развивать и утверждать характеры изображаемых героев, формировать их мировоззрение.

В одном из главных памятников древнерусской литературы — «Слове о полку Игореве» — содержатся эпизоды, где четко показано единство человека и окружающего мира. Природа играет важную роль в человеческой жизни, выступает вестником неизбежных событий. Она пытается предупредить Игоря о предстоящей опасности: кровавый закат, зловещая гроза, странное поведение животных. Но мы не привыкли прислушиваться к ее речи.
А каким лирическим образом выступает природа в поэзии. Она полна ярких и интересных характеристик. Она пробуждает мир, дает надежду на хорошее будущее, отдает нам свой ​​свет и тепло.

Очень многие писатели изображают природу в своих произведениях. Они призывают людей к сохранению и бережному отношению к ней. Ведь общество должно понять, что сегодня над нами нависает экологическая опасность. Только мы имеем силу все изменить.

Источник

Природа в творчестве русских писателей

Многие поэты (А. А. Фет, А. С. Пушкин, С. Есенин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев и др.) и писатели (И. С. Тургенев, С. Аксаков, В. Бианки, К. Паустовский и др.) писали о величии русской природы.

Что такое образы природы. Смотреть фото Что такое образы природы. Смотреть картинку Что такое образы природы. Картинка про Что такое образы природы. Фото Что такое образы природы

Спрос человека на природные ресурсы растет, и вопрос заботы о природе особенно актуален, потому что экологически безграмотному человеку сопутствуют сверхмощные технологии, наносящие неправильный ущерб окружающей среде.

Для писателей природа – это не только источник жизни, но и добра и красоты. По их мнению, природа связана с истинным человечеством (что неотделимо от осознания собственной связи с природой). К сожалению или к счастью, остановить научно-технический прогресс нельзя, но важно думать о вечных ценностях человечества.

Человек и природа

В литературе встречаются различные формы природы. Это мифологические проявления его способностей, особенностей и эмоциональных суждений поэта (будь то отдельные крики или все монологи). И изображения животных, растений, их портреты. И, наконец, сами пейзажи — описание больших пространств.

Природа имеет огромное влияние на человека: дает ему силы, раскрывает его секреты, отвечает на многие вопросы. Творческих людей вдохновляют простые, но совершенные образы природы. Писатели и поэты рано или поздно обязательно обращаются к проблематике человека и природы, потому что чувствуют с ней связь.

Природа — неиссякаемая часть практически любой прозы.

Неудивительно, что многие писатели много внимания уделяют теме природы. Среди прозаиков — П. Байхов, М. Пришвин, Г. Скребицкий, И. Соколов-Микитов, Г. Троепольский, В. Астафьев, В. Белов, Ч. Айтматов, С. Залыгин, В. Распутин, В. Шукшин, В. Солоухин и другие.

Многие писатели и поэты писали о красоте своей Родины и уважении к матери-природе: А. Яшин, С. Евтушенко, Н. Заболоцкий, А. Т. Твардовский, Д. Кедрин, С. Есенин, В. Луговской, Н. Рубцов и другие поэты.

Природа была и должна быть учителем человека, а не противоположностью тому, что думают люди. Для нас ничто не может заменить живую, изменяющуюся природу, то есть проснуться по-новому, быть более осторожными, более заботливыми, чем раньше.

В результате, хотя мы окружены каменными стенами городов, мы являемся их частью. Если природа будет уничтожена, то нам точно будет плохо.

В последние два столетия в литературе неоднократно говорилось о человеке как о преобразователе и покорителе природы. В трагическом мире эта тема представлена в «Медном всаднике» А.С. Пушкин (Нева, одетая в гранит, восстает против воли самодержца Петербурга).

Образы природы в литературе 18–19 вв

Такая идея существует и встречается в литературе 18–19 вв. Вспомните «Сказку о спящей царевне и 7 богатырях» Пушкина, где Елисейский князь обращается к солнцу, луне и ветру в поисках невесты и отвечает ей. Или стихотворение Лермонтова «Тучки небесные», в котором характер поэта описан как говорящий с облаками.

Что такое образы природы. Смотреть фото Что такое образы природы. Смотреть картинку Что такое образы природы. Картинка про Что такое образы природы. Фото Что такое образы природы

Пейзажи до XVIII века в литературе встречаются редко. Это были исключения, а не «правила» воссоздания природы. Опираясь на природу, писатели по-прежнему подвержены стереотипам, клише и обществу, которые все еще характерны для определенного жанра, будь то путешествия, элегия или описательная поэзия.

В первые десятилетия XIX века характер пейзажа резко изменился. Основоположник создания образов природы в русской литературе является А.С. Пушкин. Картины природы всё больше перестают подчиняться определенным правилам: теперь каждый раз, когда они появляются, то это выглядит дерзко и неожиданно.

Каждый великий писатель XIX-XX веков. создает особый, специфический мир природы, преждевременно представленный в виде пейзажа.

В произведениях И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевский и Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, И. А. Бунина и А. А. Блока, М. М. Пришвин и Б. Л. Пастернак обладал природой, имеющей личное значение для авторов и их героев.

Мы говорим не об универсальной природе и явлениях природы, а о ее уникальных индивидуальных проявлениях: именно то, что мы видим, слышим, чувствуем здесь и сейчас — от тех, кто реагирует на умственное действие, данное природой и человеческим состоянием, или создает его.

В то же время природа часто оказывается в неизбежно меняющихся, неравных, разных ситуациях.

Образы природы в лирике 20 века

В литературе двадцатого века, особенно в лирической поэзии, субъективный взгляд на природу выходит за рамки объективности, так что точность конкретных ландшафтов и пространства исправляется или исчезает вовсе. И много стихов. Специфика квартального пейзажа словно разрешается в тумане и сумерках.

Каждый русский знает С. Есенина. Всю свою жизнь он поклонялся природе родной земли.

«Мои слова живут большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — главное в моей работе», — сказал Есенин.

Для Есенина все люди, животные и растения — природа, а человек её неотъемлемая часть, однако природа тоже наделяется человеческими качествами. Например, стихотворение «Зеленая причёска». Внутри образ похож на березку, и он похож на человека.

Что такое образы природы. Смотреть фото Что такое образы природы. Смотреть картинку Что такое образы природы. Картинка про Что такое образы природы. Фото Что такое образы природы

Еще один любимый многими русский писатель И. А. Бунин вошел в литературу как поэт. Он писал о гармонии природы. В его творчестве присутствует настоящий вкус к природе. Поэт хочет воссоединиться с ним.

Лучшее его поэтическое произведение — поэма «Листопад» занимает не только в русской, но и в мировой поэзии почетное место.

Изображения природы (как пейзажи, так и другие) имеют глубокую и совершенно уникальную содержательную ценность. Идея о добре и значении единства человека с его природой и их глубоких и неразрывных связей уходит в корни многогранной культуры человека. Эта тема воплотилась в различных художественных формах.

Мотив сада природа, возделанная и украшенная человеком — существует в литературе практически всех стран и периодов. Изображение сада в целом символизирует мир природы.

«Сад, — сказал Д.С. Лихачев, — всегда выражает определенную философию, представление о мире, отношение человека к природе, являющейся идеальным микромиром».

Картины природы в прозе 20 века

Писатели 20 столетия продолжили лучшие традиции своих предшественников. В своих работах они показывают, как человек может взаимодействовать с природой в смутные времена научно-технической революции.

Все писатели, как убедительные ценители истинной красоты, утверждают, что влияние человека на природу не должно быть для него разрушительным, ведь каждая встреча с природой — это встреча с красотой, очарование. Любить природу — значит не только наслаждаться ею, но и заботиться о ней.

Мир природы становится для писателя источником вдохновения и художественной мысли. Образы природы, иногда видимые, ощутимые, а затем трансформируемые образом автора, органично встраиваются в текст его произведений, играют ключевую роль во многих сюжетах, участвуют в описании рассказа.

Во второй половине 20 века человечество столкнулось с необходимостью пересмотреть сложившиеся отношения с природой. Романтизация противостояния человека и природы сменяется осознанием потребности в единстве и поиском пути единства.

Что такое образы природы. Смотреть фото Что такое образы природы. Смотреть картинку Что такое образы природы. Картинка про Что такое образы природы. Фото Что такое образы природы

В повседневной жизни человек не всегда осознает свое единство с миром природы. И только приближение к так называемым границам заставляет его по-новому взглянуть на мир, понять загадки человечества, понять смысл союза природы с единым целым и физически почувствовать себя частью великого.

Моральные, философские и экологические вопросы актуальны в литературе, особенно в «деревенской» прозе.

Работы, в которых «философия природы» в 60–70‑е годы стала доминирующей семантикой, сгруппированы в три основных направления: философия природы — мифология природы — поэтика.

Изучение «естественных» основ жизни в литературе, по мнению критиков, свидетельствовало о решении проблем органического развития общества и человека, а не о «рисовании на природе».

Тема природы часто затрагивается писателями в шестидесятых: В. Астафьев, В. Белова, С. Залыгина, Е. Носов, В. Чивилихина, В. Бочарников и др.

Понятие «натурфилософская поэзия и проза» прочно вошло в литературный уклад.

Определение «натурфилософской прозы» в связи с литературным процессом второй половины ХХ века было использовано одним из первых критиков Ф. Кузнецов в рецензии на «Царскую рыбу». В. Астафьева.

В русской прозе о деревне 60–70‑х годов читатель знакомится с крестьянином, унаследовавшим многовековую народную мораль (В. Распутин «Прощание с матерой»).

Обращаясь к основам человеческого существования, эта проза могла помочь задуматься о «вечных» вопросах: о жизни и смерти, о смысле людей, «кто это придумал, тот придумал». На страницах прозы образ деревенской природы, как и космоса, создавался как единое целое, объединенное глубокой древностью.

«Естественность» мировоззрения таких писателей, как В. Белов и В. Распутин выражен как главный образ в совпадении трагических событий с естественным периодом года: пробуждающейся (весна), цветущей (летом) и убывающей (осенью) природой. Человеческая жизнь написана в важнейших проявлениях этого периода.

Таким образом, натурфилософская проза второй половины ХХ века создает неповторимый образ многогранного человека, творящего свою природу. Это не только кажется ему близким, но и ощущается его частью – атомом.

Источник

Конспект урока: Образы природы в русской поэзии.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев. Образ лета. И.С. Никитин, Ф.И. Тютчев.

Цель: актуализировать знания о приёмах выразительности в лирических произведениях; формировать умения понимать образность, выразительность слова, анализировать поэтические произведения; закреплять умение выразительного чтения; раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; организовать работу над содержанием понятия «лирический герой».

Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно–познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно – следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно–познавательных задач.

Оборудование: презентация, аудиозапись романса С.В. Рахманинова на стихи Ф.И. Тютчева «Весенние воды», распечатки стихотворений.

І. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1.Вступительное слово с элементами беседы и постановка проблемного вопроса.

— Посмотрите на доску перед вами картины русской природы. Попробуйте описать детали, используя различные средства выразительности, отмечая отношение автора к изображаемому. Например, «грустные берёзки», «небо смотрится в ручей» и т.д., в зависимости от подобных иллюстраций. У вас на столах листы с напечатанными стихотворениями, посмотрите какое подходит больше к 1й картине, какое ко 2й и почему?

-Какие времена года изображены?

-Какого нет времени года на доске? (весна и лето)

-Мы рассмотрели картины, подобрали стихи к ним, кто же теперь сможет сформулировать тему и цель урока?

(Действительно, мы постараемся назвать русских поэтов 19в, их произведения о природе.)

-Мы заметили, что на нашей доске нет картин весны и лета, а есть ли они вообще, это мы выясним и сегодня.

ІІІ. Изучение нового материала.

Природа – неисчерпаемый источник вдохновения.

В лирических произведениях она одушевлена, наделена переживаниями, свойствами и чертами живого существа. Такое отношение к природе уходит своими корнями в далёкую древность. Человек воспринимал могучие силы стихий как нечто живое, способное чувствовать и потому не столько изображал природу, сколько беседовал с ней.

Представление о единстве человека и природы, отличающее славянский фольклор, переходит в русскую классическую поэзию XVIII-XX вв.

Сочувственное отношение к окружающей природе – высшей творческой силе нашего мира – позволяет поэтам создавать запоминающиеся образы в стихах. Красота родного пейзажа, красота человеческой души, красота отчей земли и труда на её нивах сливаются в русской поэзии в одно гармоническое целое.

Традиции пейзажной лирики были заложены А.С. Пушкиным. В стихотворениях «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Деревня», «Осень» поэт достиг удивительного сочетания возвышенности чувств и реалистической детали описываемого. Вслед за поэтом мы одухотворяем природу.

Стихи о природе – это трепетный рассказ о собственной душе. Поэты видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая сложные чувства, помогая нам понять, почему мир видится именно таким.

IV. Первичное осмысление и закрепление.

1. Работа со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

1.1. Выразительное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» подготовленным учеником.

1.2. Беседа по содержанию стихотворения.

— Какую картину вы представили, слушая стихотворение?

— Обращение к репродукции картины И. Шишкина «Рожь».

— Какие чувства лирического героя нашли отражение в стихотворении?

— Назовите слова, передающие его мироощущение. (Души моей тревога, морщины на челе, счастье я могу постигнуть, я вижу Бога)

В стихотворении передано состояние душевной тревоги, порождаемой неустроенностью мира. Поэт мучительно сомневается в возможности счастья, страдает от отсутствия гармонии в душе.

— Что в природе способно успокоить лирического героя, заставить его забыть души тревогу, разогнать морщины на челе? (Чувство умиротворения испытывает поэт, любуясь желтеющей нивой, шумом леса, малиновой сливой, душистой росой, приветливым ландышем, студёным ключом. Красота и гармония, царящие в природе, противопоставлены тревоге в душе человека).

Какое время года изображает поэт? (Образы стихотворения не составляют целостной и какой-то определённой картины природы, что нередко воспринимается как смешение разных сюжетов: желтеющая нива и малиновая слива – начало осени, ландыш – весна).

— Чем объединены эти природные образы стихотворения? (Природные образы стихотворения объединены глубоко пережитой мыслью о просветляющем действии природы).

— Как связаны природа и Бог в стихотворении? (Светлый пейзаж, воссозданный поэтом, вызывает восхищение гармонией и высшей благодатью).

— Какова художественная идея стихотворения? (Гармония в природе говорит о возможности гармонии в душе и мироздании. Однако минуты благодатного слияния с природой и целым миром редки, ощущение гармоничности существования быстро исчезает).

— обратимся к стихотворению Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», на стр. 279

2. Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

2.1. Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником. (Омельченко Ю.)

2.2. Беседа по содержанию стихотворения.

— Какое время года изображено в стихотворении Ф.И. Тютчева?

— Обращение к репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень» и иллюстрации И. Остроухова «Золотая осень»

— Совпадает ли настроение, переданное художником и поэтом? Почему поэт величает эту пору «дивной»? (Природа, готовясь ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительным. Особую радость доставляет погода – мягкая, поражающая волшебным спокойствием. Это настроение удалось передать и художнику, и поэту).

— Назовите словосочетания, воссоздающие художественные образы, объясните их значение. Какое настроение создаёт система художественных образов стихотворения?

«Паутины тонкий волос». Волосок легко рвётся. Пройдёт дивная пора, и холодный дождь смоет ниточки паутины с «праздной борозды».

«Простор везде». Окружающая природа навевает мысли о долгожданной свободе. Поле опустело, земля подарила людям щедрый урожай и теперь отдыхает.

— Объясните лексическое значение слов «лазурь», «лучезарный». (Мягкие лучи солнца освещают всё вокруг, подчёркивая и выявляя выразительность отдельных деталей. Хочется сполна насладиться его светом и теплом. Особую радость дарит вечер: ни ветерок, ни дождичек не омрачают великолепия окружающей природы. В палитре природы множество оттенков и полутонов. Вечер сияет разными красками).

— Какова художественная идея стихотворения? (Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Стихотворение создаёт яркое и отчётливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром).

3. Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенние воды».

3.1. Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником. (Константинова Э.)

3.2. Беседа по содержанию стихотворения.

— Обращение к картине А.К Саврасова «Весна». Дома вы искали материалы о картине и художнике, что вы можете сказать?

А.К. Саврасов создал немало произведений, поэтически раскрывающих своеобразие русской природы. К ним принадлежит и картина «Весна» (1883), где так тонко переданы неяркие краски совсем не эффектного пейзажа, но так бережно показаны характерные приметы времени и места, что чувствуешь хорошую и добрую душу художника. А.К. Саврасов первым в русской живописи раскрыл очарование привычных и незаметных в своей обыденности мотивов, обозначив новое лирическое направление в пейзаже.

Пейзажная лирика Саврасова по своему мироощущению близка творчеству многих русских поэтов – Некрасова, Тютчева, Фета.

— Специфическим предметом поэзии является изображение действия. Стихотворение Тютчева достигает сильного художественного эффекта именно потому, что оно исполнено внутреннего динамизма. Стихи его, как правило, представляют собой не картины, а сцены.

— Назовите глаголы, передающие состояние пробуждающейся природы. Какая картина возникает в вашем воображении? (Стихотворение воспринимается подвижным, всё в нём движется и живёт, в каждой детали чувствуется приближение весны).

— Найдите и прочитайте повторы, широко используемые поэтом. В чём их художественно-выразительная роль? Изменяется ли значение повторяющихся слов в контексте стихотворения? (Вся композиция строится на повторах. В стихотворении слово в стиховом контексте, повторяясь, всякий раз возникает в новой роли, отчасти с новым смыслом. Повторяясь и обновляясь, слова в стихотворении («весна», «идёт», «гласят») передают не только движение в природе, но и сильное движение поэтического чувства).

— Объясните значения слов «гласить», «гласитель».

— Описывая пробуждение талых вод, Тютчев употребляет слово торжественного стиля «гласят». Как вы думаете, почему? (В слове передано ощущение значимости происходящего. Вместе с весенним обновлением природы происходит обновление в душе человека, появляется надежда на счастье).

— Какова художественная идея стихотворения? (Стихотворение наполнено поэтическим чувством радости, возникающим от сознания бесконечности жизни).

3.3. Прослушивание романса С.В. Рахманинова на стихи Ф.И. Тютчева «Весенние воды».

Это стихотворение положено на музыку С.В. Рахманиновым.

4. Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь»

4.1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

4.2. Исследовательская работа в парах, заполнение правой части таблиц.

Для начала вспомним, что такое эпитет, олицетворение, метафора.

Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Прах летучий, гроза набежит,

Слова, очерчивающие пространство стихотворения

Небесная лазурь, дубрава,

4.3. Выявление художественной идеи стихотворения. ( Что уже последние летние дни и природа не хочет, чтобы наступила осень, но всё же сдаётся и летит первый жёлтый лист).

5. Работа над стихотворением И.С. Никитина стр. 276

5.1.Чтение стихотворения самостоятельное.

5.2. Выяснение смысла и основной темы.

5.3. Какое время года описывается и как вы это определили?

6. Работа над стихотворением А.Н. Плещеева «Весна» стр. 274

6.1. Слушание стихотворения.

6.2. К-е средства использует автор?

6.3.Какая картина, из предложенных на стр. 275, больше подходит к стихотворению?

V. Подведение итогов урока.

Мы рассмотрели несколько стихотворений и картин к ним, так ответьте на вопрос нашего урока. Что мы можем сказать о лете и о весне есть ли стихотворения об этих временах года и уступают ли они своей красотой стихотворения о других временах года?

— Какие чувства вызывает у человека общение с природой? (Общение с природой пробуждает в человеке стремление к высоким чувствам, к идеалу, любви к людям; вызывает состояние радости, внутренней просветлённости, ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром, ведёт к глубокому осознанию бесконечности жизни).

Мы рассмотрели не все стихотворения о природе, которые есть у нас в учебниках, поэтому вы дома самостоятельно ознакомьтесь с ними и выберите понравившееся домашнее задание.

1.Выучить наизусть одно из стихотворений русских поэтов о родной природе, с.133-140, часть 1.

2.Попробовать написать своё стихотворение о любом времени года.

-Оцените свою работу на уроке и своё настроение.

За что я могу себя похвалить?

За что я могу похвалить одноклассников?

Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

— Вы свою работу оценили, а теперь я её оценю.

Приложение для детей.

Слова, очерчивающие пространство стихотворения

За что я могу себя похвалить?

За что я могу похвалить одноклассников?

Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *