Что такое образы символы в литературе примеры

Символ и символизм в литературе

Понятие символа в литературе

Под символом понимаются слова имеющие помимо основного значения также переносное.

Символы активно использовались в стиле барокко. С их помощью представители этого направления завуалировали свои мысли.

Например, очень часто слово «утро» используется как начало новой жизни, нового пути.

Отличие символа от метафоры и аллегории

Символ отличается от метафоры и аллегории тем, что имеет гораздо больше различных значений.

Так, слово «весна» может означать: и время года, и первую любовь, и юность, и зарождение жизни.

В отличие от аллегории символ более эмоционален. Чтобы его понять, нужно «вжиться» в текст.

Особенность символов в литературе

Главная особенность символов — они зародились на заре человечества. Символы запечатлены в памяти человека на уровне подсознания. Вечные символы: «утро», «зима», «кровь».

Человек интуитивно понимает их значение.

Также восприятие символов связанно с начитанностью читателя. Чем более интеллектуально подкован читатель, тем больше символов он видит.

Примеры символов в названиях книг

Писатели активно применяют символы в названии произведений. «Мертвые души», «Нос» Н. В. Гоголя, «Живой труп», «Фальшивый купон» Л.Н. Толстого, «Горячий снег» Ю.В. Бондарева, «Обрыв» И.А. Гончарова.

Символизм в литературе

Как литературное направление зародилось в конце XIX начале XX века. Родиной символизма является Франция. Это направление боролось с роскошью и натурализмом окружающего мира.

Ж. Мореас в 1886 утверждал в «Манифесте символизма», что только с помощью символов можно постичь «тайны мира». Главной идеей была свобода личности, оторванность от пошлой действительности и идеалистическое понимание жизни.

Символизм в русской литературе

В России это течение зародилось в начале 1890-х годов. Движение делилось на две группы: старших и младших символистов

Старшие символисты

К старшим символистам(декадентам) относилась московская группа. Ее руководил В.Я. Брюсов. Старшие символисты вступали в явный конфликт с окружающим миром. Они говорили ему однозначно — «нет».

Реальная жизнь-всего лишь тень, иллюзия. А есть другой мир-мечты и творчества. В нем личность обретает свободу.

З.Н. Гиппиус считала, что он тем и прекрасен, что его «нет на свете».

Реальность страшим символистам представлялась как пошлая и бессмысленная. Они подмечали всю грязь и несовершенство мира.

Младшие символисты

После роста революционных настроений в 1901 году появились младшие символисты. Они были последователями философа В.С. Соловьева. Этот философ утверждал, что реальный мир зла и обмана должен погибнуть. Ему на смену придет мир Красоты. Эта Красота спасет мир и соединит в себе божественное и земное начало. Возникнет «царство божье на земле».

Младшие символисты ждут преображения мира, они полны оптимизма.

А.А. Блок в » Стихах о Прекрасной Даме» (1904) воспевает женственность, любовь, красоту.

А.Белый в «Золоте в лазури» прославляет людей мечты за их стремление к солнцу и счастью.

Младшие символисты активно используют символы. Согласно одному значению он связан с миром неба(духовная сущность). С другой стороны символ отражает «земное царство».

К наиболее ярким произведениям можно отнести поэму «Двенадцать» А.А.Блока. Цифра двенадцать в данном случае очень многообразна. Это и связь с двенадцатью апостолами, и цифра совершенства, и много других значений.

Символизм в западной литературе

Зарубежные авторы активно применяли и применяют символы в своих произведениях.

Символы в романе «Убить пересмешника» Харпер Ли

Аттикус говорит своим детям Джему и Скауту, что убивать птицу пересмешника — грех, потому что пересмешники никому не причиняют вреда.

Пересмешники в романе символизируют невинность и красоту, а убийство пересмешника — акт бессмысленной жестокости.

Символы в стихотворении «Ворон» Э. А. По

Огромная черная птица является символом глубокого чувства рассказчика о потере, сожалении, трауре и одиночестве.

Символы в повести «Скотный двор» Д. Оруэлла

Животные здесь выступают как представители человеческого общества. Писатель намекает на события в СССР. Он описывает историю перехода идей революции к тоталитарному обществу. Под Наполеоном писатель подразумевает Сталина.

Символы в Гарри Поттере Дж. К. Роулинг

Как мастер пера и продолжатель традиций английской литературы Роулинг активно использует символы. К наиболее популярным можно отнести:

Символы «Грозового перевала» Э. Бронте

«Грозовой перевал» символизирует дикую природу людей, вовлеченных в историю. Листва в лесу символизирует постоянно меняющуюся природу любви. Камни представляют собой боль, которая приходит от любви.

Символы «Повелитель мух» У.Голдинга

Уильям Голдинг активно использует в своем романе символы:

Источник

Средства выразительности в литературе: деталь, символ, подтекст

Определения

Объяснение и примеры

Выразительные средства, используемые автором литературного произведения, помогают создать яркие и разносторонние художественные образы.

Деталь. Символ. Подтекст

Создавая художественные образы, вовсе не обязательно оснащать их массой уточнений и подробностей. Иногда наибольшее значение в литературном произведении имеет деталь — скромный элемент, который легко упустить.

Пример

Герой рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой» остро переживает влюблённость и хочет поделиться своими переживаниями с приятелем. Приятель, вовсе не слушая, отвечает: «А осетрина-то была с душком!». Читатель ощущает огромное разочарование Гурова и тоску от разобщённости всего в мире. А создать это ощущение помогает одна маленькая деталь — выражение «осетрина с душком».

А иногда глубочайшее значение может вместиться в одно слово или словосочетание. Такое слово (словосочетание) называют символом.

Многие ошибаются, полагая, что символ и метафора — это одно и то же. Формальное сходство действительно есть: называется одно слово, а означает оно нечто другое. Но метафора проста, а символ глубок и неоднозначен. Выражаясь иносказательно, если метафора — это кролик, который прячется в шляпе, то символ — бесконечное множество спрятанных кроликов (некоторых читатель так и не найдёт).

Пример

В свете этого, а также вспомнив, что крест по-гречески назывался «ставрос», мы найдём множество скрытых значений в фамилии Ставрогина, главного героя романа Ф. М. Достоевского «Бесы», и убедимся, что эта фамилия выступает в романе символом.

Художественные детали и символы, таящиеся в литературном произведении, формируют подтекст — скрытый смысл литературного текста.

Психологизм. Народность. Историзм

Если явный психологизм предполагает освещение мыслей и чувств героя, то скрытый психологизм становится ясен только при анализе подтекста. Как правило, скрытый психологизм выражен в портрете, интерьере, пейзаже, детали.

Пример

Пейзаж как форма психологизма часто использовался И. А. Буниным. Описание природы в его прозе нередко служит раскрытию настроения или переживания героя.

А народность и историзм в литературе вообще нельзя вычленить и привязать к каким-то отдельным словам, фразам, элементам сюжета и пр. И народность, и историзм — это общее впечатление от эпохи или народа, которое мы выносим из литературного произведения.

Литературная критика

Как вы уже поняли, выявить при прочтении все смыслы литературного произведения очень сложно, а порой и невозможно. Профессионально этим занимаются литературные критики — люди с аналитическим умом и большим багажом прочитанных литературных текстов. Эти качества помогают критикам не только соотнести какое-то конкретное произведение с другими образчиками литературного искусства, но и сделать выводы о значении этих произведений.

Французский философ Ролан Барт в своём эссе «Смерть автора» предположил, что всякое литературное произведение нужно рассматривать не через призму автора, а отдельно от него, поэтому автор имеет не больше прав на трактовку своего текста, чем всякий читатель.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что такое психологизм литературного произведения?

Ответ. Изображение внутреннего мира человека — как путём передачи его мыслей и чувств, так и с помощью образов (портрета, пейзажа, интерьера), отражающих эти чувства.

Назовите фамилию известного литературного критика XIX в., получившего прозвище «неистовый Виссарион».

Ответ. Виссарион Григорьевич Белинский.

В пьесе А. П. Чехова «Чайка» Треплев говорит «Тригорин выработал себе приёмы, ему легко. У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса — вот и лунная ночь готова». Как можно назвать художественный приём, который применяет Тригорин?

Ответ. Художественная деталь. Горлышко бутылки блестит, если на него падает лунный свет, мельничное колесо отбрасывает тень также под воздействием лунного света. Двух деталей читателю достаточно, чтобы перед ним предстал пейзаж лунной ночи.

Источник

Ещё раз о работе с символами в литературе

В продолжение темы о символах, начатой здесь: Власть малого в литературном произведении, поговорим подробнее об их видах и правильном использовании.

Самое простое понимание символа: это предмет, который можно увидеть, «разбросанный» писателем по сюжету.

Что это?

Символ — то, что появляется каждый раз на этапах повествования (обычно 5-7 раз в зависимости от объёмов произведения).

Каждый раз он выглядит немножечко по-новому, что указывает на развитие характера героев. Либо остаётся прежним, но меняется отношение героев к этому предмету.

Что такое образы символы в литературе примеры. Смотреть фото Что такое образы символы в литературе примеры. Смотреть картинку Что такое образы символы в литературе примеры. Картинка про Что такое образы символы в литературе примеры. Фото Что такое образы символы в литературе примеры

Как работает?

Символы работают следующим образом:

1. Есть какое-то чувство, которое необходимо вызвать у читателя.
2. Автор придумывает некий символ, вызывающий это чувство.
3. Затем транслирует его в тексте.
4. После чего тот видоизменяется спустя какое-то время.
5. При повторном появлении его воздействие усиливается (при условии, что символ правильно подобран и правильно работает).

На уровне идеи/замысла символ может отражать какие-то сюжетные ходы, главную тему, общую структуру повествования, или может всё это совмещать.

Предметы-символы в литературе видоизменяются физически по ходу развития действия в большинстве сюжетов.

Очень часто символизм кроется в самом названии произведения («Алая буква», «Вишнёвый сад»). Это может быть не только предмет, но и сюжетный ход, поступок героя («Прощай оружие» — тема здесь дезертирство).

Нужна система!

Когда автор создаёт систему символов, которую собирается вплетать в повествование, в первую очередь он придумывает фразу, объединяющую все главные символы.

Система здесь нужна потому, что персонажей, отражающих взгляд на главную тему минимум четверо, включая главного героя, — то есть, действует система персонажей.

Соответственно, начинать создание символической системы нужно с главной темы. Затем рассматривается вселенная, являющаяся визуальным образом главной темы.

И только после этого можно приступать к системе символов, принимающих форму явлений, физических тел, поступков.

Например, в библейской истории о пророке Моисее — это пылающий и не сгорающий куст, скрижаль с заповедями, эпидемия среди народа.

Символ для героя/персонажа

Символы произрастают из темы и созданного мира произведения, как из некоего зерна.

Например, для фэнтези — это жезл волшебника, магические животные, амулеты; для драмы о музыкантах — музыкальные инструменты; для семейной драмы — фотография или фотоальбом, любимая картина героя, и так далее.

Определившись с системой — что именно может использоваться, необходимо связать героя и конкретный символический предмет. Потому что это отличный способ подчеркнуть характер ГГ.

Таким образом, автор раскрывает некий аспект личности героя. Эмоция, которую испытывает читатель при первом знакомстве с символом и при последующем наблюдении за его изменением, ассоциируется в дальнейшем с самим героем.

Как сделать правильный выбор — алгоритм?

Необходимо вернуться к системе персонажей, каждый из которых личность в социуме (определяется через взаимодействие с людьми).

Что такое образы символы в литературе примеры. Смотреть фото Что такое образы символы в литературе примеры. Смотреть картинку Что такое образы символы в литературе примеры. Картинка про Что такое образы символы в литературе примеры. Фото Что такое образы символы в литературе примеры

Выбирая символический предмет для одного персонажа, нужно подумать о том, какие символы могут быть у других участников этой истории.

Алгоритм следующий:
1. Рассмотреть всю систему персонажей в целом.
2. Определить, можно ли ввести в повествование два противоположных символа, олицетворяющих одного героя? Ведь именно противоречивость делает персонажей интересными для читателей.
3. Затем по мере действия несколько раз повторить символ в ассоциации с персонажем.
4. А каждый последующий раз немного изменять символ при его появлении в повествовании.

Кроме того, сам герой может нести символическое значение, как например, граф Дракула — олицетворение жестокости и кровожадности. Через персонажи-символы легко делать сравнение их характеров и взглядов на главную тему произведения.

Бывают отсылки к мифам (богам), сравнения героев с животными (отражающими какие-то человеческие черты характера), ассоциации с машинами (характерно для фантастики: злой терминатор, например, но чаще человек-машина становится самым человечным из всех персонажей).

Это всё типичные метафоры, шаблоны, хорошо известные многим. Но можно подходить к метафорам нешаблонно.

Например, наделить сильного физически и в принципе хорошего человека каким-то физическим изъяном, а затем показать его потерянность (у Хемингуэя есть символ — мужчина, потерявший мужскую силу, который сильно задевает читателя в эмоциональном плане).

Имена-символы

Имена наиболее часто используются в символическом значении.

Техника здесь следующая: качества персонажа или смыслы, касающиеся его, отражаются через имя (яркие примеры видим в «Мёртвых душах»).

В этой технике не используются имена известных людей! Это будет выглядеть слишком нарочито. Также часто персонажей связывают с именами героев из мифов. Это тоже выглядит шаблонно.

Решить проблему с выбором имени для героя можно, используя имена лиц, известных самому автору. То есть, людей, вызывающих у него определённые эмоции и ассоциации с какими-то приятными или неприятными чертами характера. Но такая ассоциация, конечно, понятна только самому писателю.

Чтобы образ был доступен и понятен всем читателям, лучше поработать над звучанием имен и фамилий. Например, Добронравов — человек с добрым нравом, Шепелявкин — отсылка к дефекту речи и неуверенности.

Неприятное впечатление может произвести обилие шипящих и свистящих звуков, уменьшительно-ласкательное обращение, несоответствие напыщенно и красиво звучащих имён реальным характерам (противопоставление низменности и величия).

Символизм в развитии характера

Герой проходит этапы своего развития, при этом символическая деталь (предмет, действие и даже фраза) показывает, как это происходит.

В «Крёстном отце» Вито Корлеоне произносит в одной из первых сцен фразу про ответную услугу, прямо отсылающую читателей к «Фаусту» — это символ дьявола. Затем Майкл Корлеоне на крестинах племянника отрицается сатаны в момент, когда его подручные физически уничтожают мафиозных боссов-конкурентов. А в конце книги жена Майкла, Кей, ставит в церкви свечу за спасение души мужа. Все 3 символа — отсылка к дьявольской природе преступного мира, к тому, что Майкл его воплощение.

Символизм и главная тема

Символ может отражаться и в главной теме (пример «Алая буква»). На нём строится всё противопоставление. Через него раскрываются характеры персонажей.

При этом сам сюжет может быть очень простым! Секрет успеха здесь кроется в эмоциональном воздействии на читателя.

Символические поступки

Любой поступок персонажа — это часть логической цепочки, образующей сюжет.

Если увязывать поступки героев с символами, можно дать отсылку к мифологии, библейским сюжетам — таким образом автор обогащает смысл поступка. Через него показывается главная тема или характер. Но при этом автору нужно быть очень осмотрительным, чтобы не исказить смыслы первоисточника — посыл должен быть понятен широкому кругу читателей.

Использование в разных жанрах

Что такое образы символы в литературе примеры. Смотреть фото Что такое образы символы в литературе примеры. Смотреть картинку Что такое образы символы в литературе примеры. Картинка про Что такое образы символы в литературе примеры. Фото Что такое образы символы в литературе примеры

Системы символов, берущие начало в мифах:
1. Путешествие — жизненный путь.
2. Лабиринт — потеря пути к познанию.
3. Сад — гармония в отношениях с людьми и в душе, единение с природой.
4. Древо — дерево жизни.
5. Животные: конь, птица, змея — этапы на пути к свету или во мрак.
6. Лестница — ступени к прозрению.
7. Подземелье — неизведанные области человеческой души, обитель мёртвых.
8. Вещи-помощники: плащ, меч, лук, щит — предметы, помогающие герою совершить правильный поступок.

Все они прекрасно работают на начитанного читателя, хорошо знакомого с мифологическими образами.

Это так называемый интертекст (соотношение двух текстов: старого и нового) — особое построение литературного повествования, характерное для модернизма и постмодернизма. Когда знающему человеку не нужно ничего дополнительно объяснять. Достаточно просто показать символ. Он сам поймёт, с каким мифом тот соотносится и какое значение имеет. А несведущий человек просто не заметит отсылок к мифологии.

Символизм характерен для литературы ужасов, где всегда есть некое зло — порождение нечисти, противостоящее главному герою. Это отсылка к дьяволу, тёмной стороне личности человека.

В вестернах раскрывается противостояние людей. Те, кто едет покорять дикую природу, символизируют Моисея, стремящегося к земле обетованной. А уже живущие на новой земле противостоят друг другу за идею, как строить новый мир (идёт война запада и юга). Символические образы вестерна: фигура всадника (рыцарская культура), бляха (признак власти), шляпа (белая или чёрная у плохих парней), револьвер или кольт (признак справедливости).

Источник

Образ-символ

Что такое образы символы в литературе примеры. Смотреть фото Что такое образы символы в литературе примеры. Смотреть картинку Что такое образы символы в литературе примеры. Картинка про Что такое образы символы в литературе примеры. Фото Что такое образы символы в литературе примеры

Образ-символ в литературе

Образ-символ – самостоятельный художественный образ, воплощающий какую-либо идею.
Теория литературы дает такое определение символу: это художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями. Символ говорит о том, что существует некий другой смысл, который не совпадет с самим образом, не тождественен ему.

Слово «символ» происходит от греческого «symbolon», что обозначает «условный язык, знак, опознавательная примета». В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое вещи (пластины, палки, глиняной чаши, монеты, медальона и т.д.), соединив которые их обладатели или потомки могли узнать друг друга. Символ – это тоже нечто, разделенное на две части: первая часть – это созданный автором образ, вторая – его обозначение, содержание, толкование, тайный смысл.

Образ-символ – неисчерпаем и многозначен. Поэт-символист Вячеслав Иванов утверждал: «Символ тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении». У него может быть множество толкований. Так, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» образ паруса символизирует мятущуюся душу лирического героя, находящего спасение в бегстве из чуждого его мира. При этом парус можно рассматривать и как символ освобождения из мучительного плена обыденного мира. Образ дороги в романе «Герой нашего времени» символизирует жизненный путь героя, который так же, как и бесконечная дорога, не имеет конца, финиша, ведь Печорин так и не может найти себе пристанище и обрести счастье. В то же время дорога, по которой странствует герой, становится символом поиска истины.

Отличие символа от тропа (метафоры и аллегории)

Символ, подобно метафоре и аллегории, образует переносные значения на основе связи между предметами и явлениями. Но в то же время символ резко отличается от метафоры и аллегории, потому что имеет не одно, а, как уже говорилось выше, безграничное количество значений. Например, «весна» может символизировать (обозначать) начало жизненного пути, время года, наступление нового этапа в жизни, пробуждение любви и других возвышенных чувств героя.

Символ отличает от метафоры и то, что метафору обычно связывают с конкретным предметом (например «сноп волос твоих овсяных», «алый сок ягоды на коже» у Есенина), а символ стремиться обозначить, отразить вечное и ускользающее, часто нематериальное, невещественное (например, пламя свечи на окне в метельную ночь в романе Пастернака «Доктор Живаго» символизирует надежду на счастье, воцарение мира, душевное тепло и человечность которые удается сохранить в нечеловеческих условиях военных времен).

Метафора создает или дополняет образную картину мира, скрашивает действительность, углубляет понимание реальности, а символ уходит за ее пределы, стремясь постичь «высшую» реальность. Так, Прекрасна Дама в лирике Блока – не только возлюбленная, но и Душа Мира, Вечная женственность. То есть трактовка символа Прекрасной Дамы не ограничивается образом идиллической возлюбленной лирического героя Блока. А незнакомка Блока – это символ несбывшихся надежд на тожество Вечной Женственности, образ мечты, подменяющей реальность. То есть символ по смысловом нагрузке гораздо глубже метафоры.

Что может быть образом-символом

Каждый элемент художественной системы может быть образом-символом – метафора, сравнение, пейзажа, художественная деталь, заголовок и даже литературный герой. Например, такие библейские персонажи, как Каин и Иуда, стали символом предательства. Символично название пьесы Островского «Гроза» стала символом отчаяния и очищения. Название пьесы «Вишневый сад» Чехова – символизирует память предков, красоту, это чувство родины, это культура: «вся Россия – наш сад!», который был обречен на уничтожение в начале XXвека.

Одни и те же символы могут использоваться разными авторами: например, буран (его разновидность – сильная метель) символизирует разгул разрушительных, преступных сил и появляется в «Капитанской дочке» Пушкина, а затем в «Двенадцати» Блока, «Белой гвардии» Булгакова, «Докторе Живаго» Пастернака. Или образ пути, странствия по бездорожью, а вместе с ним повозки, брички, запряженной лихими конями,. Вспомним путешествие Петра Гринева в «Капитанской дочке», птицу-тройку из «Мертвы душ» Гоголя, уже упомянутую бричку Печорина – образ дороги всегда имеет философски-символическую перспективу: жизненный путь, поиск истины и счастья.

Существуют индивидуальные образы-символы, которые писатель наделяет особым смыслом: например, ласточка у Мандельштама – проводник между миром живых и почивших, символ быстротечности, бренности человеческой жизни; черный человек у Есенина становится отражением трагического мироощущения поэта, его душевного смятения.

Образы-символы и символисты

Символизм – литературное течение конца ХIХ – начала ХХ века, было сосредоточено на выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. Символисты считали, что цель искусства – не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь этого они собирались именно с помощью символа. Символ в трактовке символистов – это выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинна суть вещей. Символисты разработали новый поэтический язык, не называющий прямо предмет, а намекающий на его содержание с помощью иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.

Образ-символ рассматривался символистами как более действенное, чем художественный образ, орудие, помогающее «прорваться» сквозь покров повседневности (низшей жизни) к высшей реальности.

От реалистического образа символ отличатся тем, что передает не объективную суть явления, а собственное, индивидуальное представление поэта о мире. Кроме того, символ, как его понимали русские символисты – это не иносказание, а прежде всего некий образ, требующий от читателя ответной творческой работы. Символ как бы соединяет автора и читателя – в этом и заключается переворот, произведенный символизмом в искусстве.

Образ символ у символистов принципиально многозначен и содержит в себе перспективу безграничного развертывания смысла. Эту его черту неоднократно подчеркивали сами символисты. Федор Сологуб говорил: «Символ – окно в бесконечность».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *