Что такое образы загадок
Общее понятие «Загадки». Виды загадок
Гаяна Фарсаданян
Общее понятие «Загадки». Виды загадок
Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки.Важно подумать над вопросами : кто? какой? на что похож? что делает?
Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.
Загадка – это один из видов фольклорного жанра, который подразумевает поэтическое иносказательное воспроизведение явления или предмета.
Виды загадок с примерами
1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Из куста повылезло,
По рукам покатилось,
2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.
Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?
Ответ: (Да, если трактористы – женщины).
Какое слово всегда звучит неверно?
4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:
Типичная математическая загадка «Поезда»:
Два товарных поезда, оба длинной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/ч. Сколько секунд пройдет после того, как встретились машинисты, до того как встретятся кондукторы последних вагонов?
Ответ: (В момент встречи машинистов расстояние между кондукторами будет 500 м. т. к. каждый поезд идет со скоростью 45+45=90 км/ч, или 25 м/с.искомое время равно 500:25=20 секунд.
Простая математическая задача на счет:
Из города вышел гонец, который идет каждый день по 12 верст. Вдогонку ему послали гонца, который разгоняется медленно, но верно. В первый день проходит версту, во второй – две, в третий – три, и т. д. Когда второй гонец нагонит первого?
5. Сюжетные загадки.
Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.
Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”.Пример данетки:
Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.
6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.
Простейшая логическая загадка:
Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?
Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).
Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой.
7. Юмористические (“дурацкие”) загадки
обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.
Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?
Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!
8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.
Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!
9. Шарады, анаграммы, ребусы
Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.
«Понятие «Педагогика сотрудничества» В условиях современных тенденций к гуманизации и широкой демократизации образования, становления в связи с этим нового педагогического мышления.
Картотека игр на понятие величины в подготовительной группе Подготовительная к школе группа «Новогодние елочки» Цель: закреплять умение пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.
Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.
Консультация «Понятие «нравственное воспитание» в современном образовании» Нравственное воспитание – это процесс приобщения детей к моральным ценностям общества. Подрастая, ребенок постепенно знакомится с принятыми.
Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи 1.1 Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи Расстройство процессов становления произношения у детей с различными речевыми дефектами.
Фотоотчет «Общее родительское собрание» 28 марта 2019 года в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №8 «Белоснежка» проведено общее родительское.
Общее родительское собрание «Не играй с огнем» В МДОУ д/с №1 «Родничок» п. Горный состоялось общее родительское собрание на тему: «Не играй с огнем». Так как противопожарная безопасность-одна.
Понятие и типы связной речи дошкольников В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности,.
Художественные особенности загадок
Загадка – это своеобразный диалог: один загадывает, другой отгадывает. Многие загадки в первой части не содержат прямого вопроса: в них дается замысловатое описание предмета, по которому надо отгадать, о чем идет речь. При этом первая часть обязательно предполагает ответ.
Например: Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).
Иногда загадки построены в виде прямого вопроса: Что видно только ночью? (звезды); Что за тварь людей питает, в церкви освещает? (пчела).
В большинстве загадок описание признаков предмета, который надо отгадать,
Меня бьют, колотят, ворочают, режут – Я все терплю и всем добром плачу (земля).
Встречаются загадки, построенные на диалоге:
– Это черная? – Нет, красная. – А почему белая? – Потому, что зеленая (красная смородина).
Нередки загадки, в которых отгадываемый предмет описан путем отрицания:
Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь (репа).
Встречаются загадки, в которых описание изложено в услов-, ной форме:
Кабы я встала – До неба достала, Кабы руки
В загадках использованы разнообразные средства и приемы художественной выразительности. Среди них прежде всего следует назвать метафору. М. А. Рыбникова отметила, что в загадках метафора черпает свой материал из круга хозяйственных впечатлений. Руки – овечки, куделя – стог:
Пять овечек стог подъедают, Пять овечек прочь отбегают. Игла – свинка, золотая щетинка, соха – корова, все поле рогами перепорола.
Среди метафорических образов животных преобладают домашние, а среди них – корова, бык и конь (кобыла, жеребец). Они используются очень многообразно, во всех “слагаемых”: рога, хвост, грива, копыта, молоко, ржание, рев, бег и т. д. Дикие животные – медведь, волк, лиса, заяц – обслуживают незначительное число загадок. Обильны птичьи метафоры, и в них также чаще всего встречаются домашние птицы: курица, петух, гусь.
Тетерев, галка, орел, сокол фигурируют значительно реже.
Метонимии в загадках встречаются реже метафор. Загадка называет материал, из которого сделан предмет:
Используются в загадках, хотя и не очень часто, разнообразные сравнения:
Бел как снег, В чести у всех (сахар).
В некоторых загадках для сравнения использованы образы Священного писания и старославянская лексика:
Взят от земли, яко же Адам; Ввержен в пещь огненную, яко три отрока; Взят от пещи и возложен на колесницу, яко Илия; Везен бысть на торжище, яко же Иосиф; Ставлен на лобное место и биен по главе, яко же Иисус; Возопи велиим гласом, и на глас его приде некая жена, яко же Мария Магдалина, И, купивши его за медницу, принесе домой; Но расплакался по своей матери, умре, И доныне его кости лежат не погребены (горшок,).
Встречаются в загадках и антитезы. Например:
Матушкой-весной в платьице цветном. Матушкой-зимой в саване одном (поле).
Некоторые загадки построены путем изменения названия отгадки, при этом начальные звуки сохраняются, а конец слова сильно изменен:
Стоит пендра. На пендре лежит дендра И говорит кондре: “Не лазай на пендру. Там не одна кандра – И ундра есть” (печь, дед, кот, каша и утка).
Из приведенных примеров видно, что загадки часто рифмованы. В двустрочных загадках строки могут рифмоваться. В многострочных рифмовка разнообразна.
Часто в загадках встречаются эпитеты, аллитерации и звукоподражания (см., например, в Хрестоматии варианты загадки о бруске для заточки косы). Каждая загадка – это отдельное художественное произведение со своими поэтическими особенностями.
Related posts:
Литература. 6 класс
Конспект урока
Загадки как малый жанр фольклора
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Загадка – жанр устного народного творчества: иносказательное описание предмета или явления, которое нужно разгадать.
Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.
Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Переносный смысл – это употребление слов в таком значении, которое нельзя воспринимать буквально.
Фольклор – устное народное творчество, народная мудрость.
1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64
2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М.: Паритет, 2007, стр. 320
3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 288
4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996, стр. 254
2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2002, стр. 400
3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. – М.: Вербум – М., 2004, стр. 238
4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. – М.: Просвещение, 2016, стр. 239
5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Загадка – это малый фольклорный жанр.
Давайте вспомним, что такое фольклор?
В переводе с английского это слово обозначает народную мудрость.
В фольклоре, как виде литературного жанра, отражается всё устное народное творчество, что создавалось веками, из поколения в поколение.
Мы помним с вами, что есть жанры поучительные, хранящие народную мудрость: пословицы, поговорки, притчи, сказки.
А есть развлекательно-познавательные жанры: загадки, частушки, скороговорки.
Частушки – это развлекающие, часто шуточные песенки.
Скороговорки – это фразы, произнося которые нужно потрудиться, выговаривая буквы. Так мы тренируем наш речевой аппарат.
А что же полезного в загадках?
Загадка – это иносказательное описание предмета или явления, которое нужно разгадать.
А чтобы разгадать, нужно хорошенько подумать, проанализировать, разобраться. Загадка – это отличная тренировка для мозга.
А какие же загадки бывают?
Загадки можно разделить на несколько видов: загадки-складки, загадки-шутки, загадки-сравнения, загадки-описания.
Загадки-складки – четверостишие, в котором пропущено слово, которое должно попасть в рифму.
И в клубок свернулась…
Правильно – кошка. Это слово прекрасно рифмуется в загадку.
Загадки-шутки – загадки с подвохом, заставляющие улыбнуться.
У бабушки жили: внук Петя, кот Васька, козёл Борька и кошка с котятами. Сколько внуков жили у бабушки?
Внук только один – мальчик Петя. Все остальные перечисленные персонажи – не люди, и не могут быть внуками бабушки.
Загадки-сравнения – используется иносказание, перенос смысла с одного понятия на другое через схожие признаки и через отрицание их.
Сидит девица в темнице, а коса на улице
Это – морковь. В темнице – в земле в грядке, а коса – это ботва корнеплода.
Загадки-описания описывают предмет, его признаки или действия, но сам предмет не называется.
Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда.
Я под землёй построил дом,
Все кладовые полны в нём.
Загадки-сравнения в основном построены на метафоре.
Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с другими на основании общего признака.
Скатерть бела – весь свет одела.
Как вы догадались – это снег.
Золотое решето чёрных домиков полно.
И это подсолнух. Не правда ли, очень образно?
Эпитеты – образные, яркие и красивые определения (прилагательные) при существительных.
В загадках часто встречаются «постоянные эпитеты» – то есть устойчивые словосочетания, встречающиеся в разных текстах и жанрах фольклора.
Самые частые постоянные эпитеты в загадках:
Например, красна девица, а сердце каменное.
Нередок в загадках такой приём, как аллитерация (повтор одних и тех же согласных в предложении) и звукоподражание (изображение в художественном тексте различных звуков природы, звуков, издаваемых животными, человеком):
Суну, посуну, делаю посуду;
Высуну – поколочу и всю вызолочу (ковка).
Гипербола (чрезмерное преувеличение размеров предметов) также используются в загадках:
Пастух рогатый (Небо, звезды и месяц).
Что касается сравнений, тут могут быть и прямое и отрицательное, то есть когда предмет сравнивается от обратного, через отрицание.
Бел как снег, в чести у всех (сахар).
Красна, да не девка,
Зелена, да не дубрава (морковь).
В одной загадке могут использоваться разные выразительные средства.
Загадки, по большому счету, это форма диалога, где один из собеседников загадывает, а другой отгадывает. При этом, все загадки на содержат вопроса, они описательные.
А про что у нас бывают загадки?
Да загадать можно все, что угодно.
Но чаще всего люди придумывали загадки про то, что видели вокруг себя: животные, предметы, явления природы, растения, времена года и многое другое.
Загадки придумывались не только в стародавние времена.
Загадки сочиняются и теперь. Их придумывали и известные детские писатели, такие как С. Маршак, С. Михалков, К. Чуковский. Зачем? Ровно с той же целью, чтобы маленькие читатели с помощью небольших заданий могли развивать мышление и воображение.
Теоретический материал для углублённого изучения
Загадки нужны для того, чтобы передать новым поколениям жизненный опыт предыдущих. С помощью загадок детям объясняют в игровой форме законы окружающего мира, развивают мышление и воображение.
Загадки создавались во все времена. Различные загадки существуют и в фольклоре других народов. Но каждая загадка отражает культуру именно своего народа. Поэтому можно говорить, что загадка, как часть фольклора – это отражение культуры, национального характера и географических особенностей региона, в котором она родилась.
Загадки – жанр свойственный не только русскому фольклору. Существует древнегреческий миф об Эдипе и Сфинксе.
В окрестностях города Фивы поселилось страшное чудовище с женской головой, змеиным хвостом и железной чешуёй. Долго наводило ужас оно на жителей города. И тем, кому нужно был пройти по дороге, где жил Сфинкс, он загадывал загадку: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером – на трёх?»
Тех, кто не мог отгадать, Сфинкс убивал.
Но однажды перед Сфинксом оказался царь Эдип. Подумав некоторое время, Эдип дал ответ: «Это человек! Когда он маленький – ползает, когда взрослый – ходит, а когда становится стариком – опирается на тросточку».
Загадка была разгадана. А Сфинкс уничтожен, и город спасён.
Страна загадок, или языковые и художественные особенности загадок (урок-исследование по русскому языку)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Шептицкая Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Стан-Бехтемирская СОШ» Бийского района Алтайского края
«Страна загадок» (языковые и художественные особенности загадок).
Урок-исследование (5-6 класс)
Деятельностная: формировать исследовательские умения
Содержательная: исследовать загадки как формы образной речи, познакомить учащихся с художественными особенностями загадок
Развивающая: формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение, делать выводы; формировать коммуникативную компетенцию.
Воспитывающая: воспитывать умение работать в коллективе, помочь осознать значимость общей работы для получения результата, учить бережному и внимательному отношению к родному языку, ф ормирование нравственных ценностей через национальные традиции.
Оборудование: компьютер, проектор, слайды
Загадка мала, как искорка, но в ней все признаки настоящего огня.
-Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие по Стране загадок. Этот урок особенный, вы сегодня не просто ученики, вы – исследователи, которым предстоит внимательно всмотреться в загадки. А эпиграфом к нашему уроку будут такие слова: (слайд №1)
-И в этом мы с вами сегодня обязательно убедимся.
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
-Попробуйте объяснить. (Ответы детей: «Загадка – это задача, которую надо решить. Предмет загадки не назван, но даются его признаки, по которым надо найти отгадку. Это замысловатое описание, которое надо расшифровать».)
— Загадка – краткое, требующее отгадки поэтическое произведение о явлениях природы и предметах, которые окружают человека.
-Это один из древнейших фольклорных жанров, часто встречающийся в мифах и сказках. Очень часто их героям приходится отгадывать загадки, чтобы добиться чего-то или даже спасти свою жизнь.
— Как вы думаете, какими качествами надо обладать, чтобы суметь отгадать загадку? (Надо быть сообразительным, наблюдательным, иметь богатую фантазию). Попробуем отгадать загадки, которые спрятаны на этих картинках. Кто же это? Вроде знакомые, но не очень понятные. А как только отгадаем, так все свой обычный вид примет. (слайд №3)
Белый по белому написал белым,
Рыжая пройдет – белого найдет (заяц и лиса)
(слайд №4) Сидит на макушке, завязаны ушки (шапка)
(слайд №5) На соломинке дом, сто ребяток в нем. (колосок)
Шесть ног без копыт (жук)
(слайд №7 )- Гладит все, чего касается,
А дотронешься – кусается (утюг)
(слайд №8) Черный Ивашка,
Там заметку кладет. (Карандаш)
— Мы попробуем разобраться, как же устроены загадки – эти поэтические миниатюры, при помощи каких выразительных средств? А какие средства выразительности вы знаете, например, что такое тропы? (это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении). Метафора, сравнение, эпитет. Какую роль они играют в поэтической речи? (помогают создать более яркий, выразительный, «живой» образ)
-Как вы понимаете, что такое сравнение? (Сопоставление похожих предметов или явлений. Один из простых тропов, который либо просто указывает на сходство, либо выражается посредством союзов как, точно, словно, будто.). Приведите примеры: на что похожи снежинки? Листок в луже? Бант на голове у девочки?
— Хорошо. А теперь отгадайте такую загадку:
Четверо художников, столько же картин:
Белой краской выкрасил все подряд один,
У второго – синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи,
На картине третьего красок и не счесть:
Красная, зеленая, голубая есть,
А четвертый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды,
Всюду груши, яблоки зреют по лесам,
Кто же те художники, догадайся сам!
— О каких художниках идет речь? Правильно!
— Почему зима, весна, лето, осень названы художниками? Эта загадка построена на скрытом сравнении. Мы должны сами догадаться, о чем идет речь. В поэзии часто используется такие сравнения, их называют метафорами. Это самое удивительное и самое распространенное изобразительно-выразительное средство языка.
— А какие приемы создания звуковых образов вы знаете? Аллитерация, ассонанс, звукоподражание. Например: скажи потише – шесть мышат, и сразу мыши зашуршат.
— Пора приступать к работе.
— Любое исследование начинается с проблемы. Как вы понимаете это слово? Правильно, это то, чего мы пока не знаем, но в чем обязательно разберемся. Что мы хотим узнать? Мы попробуем разобраться, как же устроены загадки, на чем основываются. А для этого нам нужно сформулировать гипотезу – предположение о результате работы, которое нужно либо доказать, либо опровергнуть. Есть идеи? Я немного помогу вам. Возможно, используются различные тропы: эпитеты, сравнения, метафоры, а также звуковые средства художественной выразительности. Затем – следующий этап: ваша исследовательская работа в группах. Вы попытаетесь самостоятельно найти ответы на главные вопросы нашего урока. И последний этап исследования – решение проблемы, поставленной в начале урока.
— Для решения этой проблемы мы разделимся на четыре группы, каждая из которых сейчас получит задание. Первая группа анализирует звуковой состав загадок. Вторая группа рассматривает рифму и ритмический рисунок. Третья и четвертая работают над изобразительно-выразительными средствами как приемами создания образа. Материал для исследования – всеми любимые загадки. Группы работают 10 минут. Затем представитель от каждой группы знакомит нас с результатами своей работы. Итак, в путь!
— Звучит музыка, группы работают.
1 – мы рассматривали такие загадки: … в них повторяются согласные звуки С, Ж, Р, это явление называется аллитерацией. Мы считаем, что сочетание таких звуков неслучайно – с помощью этих звуков мы можем легче найти ответ: услышать и увидеть происходящее.
2 – у нас были такие загадки: … мы заметили, что в них созвучные окончания строк, например:… такое явление называется рифмой. Простучав последнюю загадку, обнаружили, что в ней равномерно чередуются ударные и безударные слоги, то есть присутствует ритм. Все вместе делает загадку интересной, запоминающейся, выразительной.
3 – мы анализировали такие загадки:…
— Вернемся к проблеме, которую мы поставили в начале урока. Как же устроены загадки? Решили мы эту проблему? (наше исследование показало, что для создания образа используются такие выразительные средства языка как метафора, сравнение, звукопись, а также рифма и ритм.)
— А для чего, ребята, делаются открытия? А для чего нам нужны новые знания? Правильно, чтобы применить их в нужной ситуации. Давайте попробуем это сделать. На экране – загадки. Нужно определить, какие приемы создания образа в них используются.
Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг.
Конь стальной, овса не просит, а пашет и косит
Поднялись ворота, всему миру красота.
Как шарик пушистый, белею в поле чистом,
А дунул ветерок – остался стебелек
Что ты узнал(а) на уроке нового?
Где могут пригодиться эти знания?
Было над чем подумать на уроке?
На уроке ты работал(а) добросовестно?
На все возникшие вопросы ты получил(а) ответы?
— Ребята, дома вы попробуете применить знания, полученные в ходе нашего с вами исследования. Обязательное задание – определить приемы создания образа в предложенных «космических» загадках. (2011 год объявлен Годом космоса) Дополнительное, которое позволит вам повысить оценку, – проиллюстрировать одну из этих загадок. И самое интересное, самое творческое задание – сочинить свою загадку, пользуясь новыми знаниями.
Волчок, волчок,
Покажи другой бочок,
Другой бок не покажу,
Я привязанный хожу.
( Луна)
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Большая Медведица)
В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит.
(Солнце)
У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.
(Месяц)
Вопросы для группы № 1
Отгадайте загадки, проанализируйте особенности их звукового состава:
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
На семьдесят дорог,
Никто его не подберет.
Случайно ли подобраны эти звуки? Если нет, то с какой целью?
Что позволяют увидеть и услышать?
Как называется этот прием?
Вопросы для группы № 2
Отгадайте загадки, ответьте на вопросы
Принялась она за дело,
Завизжала и запела,
Что интересного вы заметили в звучании этих загадок?
Найдите слова с созвучными окончаниями. Как называется это явление?
Насколько важны для загадки такие слова? Можно ли сказать, что рифма придает изобразительность и благозвучие загадкам, помогает их запомнить?
Выполните ритмический рисунок последней загадки (разбейте на слоги, обозначьте ударные и безударные слоги). К какому выводу вы пришли? Обобщите полученные результаты.
Вопросы для группы № 3
Отгадайте «космические» загадки, ответьте на вопросы:
Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
Эта межзвездная
Вечная странница
В небе ночном
Только–только представится
И улетает
Надолго потом,
Нам на прощанье
Мерцая хвостом.
Найдите слова, употребленные в переносном значении на основе сходства предметов. Выберите их из загадок. Что с чем сравнивается? На основании каких признаков?
Как называется этот троп?
Какие образы помогает представить? Можно ли сказать, что он открывает необычное в самых обычных вещах?
Вопросы для группы № 4
Отгадайте загадки и ответьте на вопросы.
Я как песчинка мал,
Как пух лежу я на полях,
Как алмаз блещу при солнечных лучах.
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос,
Пригласит чайку напиться.
Что с чем сравнивается в этих загадках? Выберите сравнения из загадок.
Какие свойства, признаки позволяют сравнивать разные предметы?
Что придает сравнение речи?
Помогает ли сравнение отгадать загадку? Каким образом?
Мы рассматривали такие загадки: __________________________________
В них повторяются согласные звуки_________________________________
Это явление называется ___________________________________________
Мы считаем, что сочетание этих звуков не случайно, а для того, чтобы _______________________________________________________________
С помощью повтора мы можем легче найти ответ на загадку.
У нас были такие загадки: _________________________________________
Мы обратили внимание, что в них созвучные окончания строк, например:
Такое явление называется _________________________________________
Выполнив ритмический рисунок последней загадки, обнаружили, __________________________то есть присутствует ____________________________________________________
Все вместе делает загадку интересной запоминающейся, выразительной.
Мы анализировали такие загадки: __________________________________
В них есть слова, которые употреблены в переносном значении на основе сходства предметов, например: ___________, ___________, ______________.
__________ похоже на ____________ таким признаком:
__________ на ___________________
а______________ на _____________
Этот троп называется __________________________________________
Она помогает представить определенные образы, увидеть в обычных вещах необычное, а значит, легче отгадать загадку.
Мы отгадывали такие загадки: ____________________________________
В первой загадке ______________ сравнивается с _____________________
второй ______________ с ____________________
В третьей ______________ с _____________________
Сравнивать разные предметы позволяют похожие свойства, признаки, качества, например: _____________________________________________
Этот прием позволяет представить предметы, сравнить их, а значит, отгадать загадку. Сравнение делает язык загадки ________________________________________________________________