Что такое общая и специальная физическая подготовка
Что такое общая и специальная физическая подготовка
Лекция 7. Общая физическая (ОФП) и специальная подготовка в системе физического воспитания
Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде спорта.
Физическая подготовка разделяется на общую (ОФП) и специальную (СФП). ОФП направлена на общее развитие и укрепление организма спортсмена, повышение функциональных возможностей всех органов и систем организма, а также развитие двигательной мускулатуры и улучшение координационной способности, выносливости и т. д. ОФП помогает также в воспитании волевых качеств, поскольку выполнение многих упражнений связано с преодолением различного рода трудностей. Необходимо отметить, что в ОФП заложена идея всестороннего физического развития. Поэтому качества, развиваемые посредством ОФП, называются общими, поскольку они выражают способности организма спортсмена, его психические качества выполнять любую работу более успешно. Отсюда – общая выносливость, общая сила, общая психологическая подготовленность и т. д.
ОФП и спортивная специализация. Общая физическая подготовка и спортивная специализация тесно взаимосвязаны между собой. Если на начальном этапе подготовки спортсмена используется большое количество общеразвивающих упражнений для повышения функциональных возможностей организма, то с ростом мастерства объем общеразвивающих упражнений уменьшается, но увеличивается количество упражнений, тесно связанных со спортивной специализацией. Для хорошо подготовленных спортсменов ОФП в значительной мере специфична и должна строиться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, и особенностей избранного вида спорта.
Специальная физическая подготовка (СФП) это – процесс воспитания физических качеств, соответствующий требованиям избранного вида спорта и обеспечивающий подготовленность и эффективность выполнения тренировочного процесса. Задачи, решаемые СФП, должны быть направлены на совершенствование координации в функциональной деятельности организма спортсмена, закрепление и экономизацию техники движений.
Под технической подготовкой следует понимать степень усвоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины, и направленной на достижение высоких результатов. Основной задачей технической подготовки спортсмена является обучение его основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование форм спортивной техники.
Спортивно-техническая подготовленность спортсмена должна соответствовать следующим требованиям:
1.Результативность техники обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.
2.Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатом, соответствием уровню физической, технической, психической подготовленности.
3.Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимо от условий, функционального состояния спортсмена.
Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами (индивидуальной, групповой и командной).
Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической, психологической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления.
Психологическая подготовка помогает создавать такое психологическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность, страх перед возможным поражением, перевозбуждением и т. д.).
Принято выделять общую психическую подготовку и психологическую подготовку к конкретному соревнованию. Общая подготовка решается двумя путями:
1.Обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний.
2.Обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности в условиях соревновательной борьбы посредством словеснообразных и натуральных моделей.
Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию. Содержание психической подготовки, ее построение определяются спецификой вида спорта.
Интенсивность физических нагрузок. Мышечная деятельность вызывает в организме изменения функциональных систем. Чтобы определить степень этих изменений в организме при физических нагрузках используют показатели интенсивности, которые характеризуют реакцию организма на выполненную работу. К таким показателям относятся: частота дыхания, минутный объем потребления кислорода, максимальное потребление кислорода, частота сердечных сокращений (ЧСС) и т. д. Наиболее простым и информативным является (ЧСС). Индивидуальные зоны интенсивности нагрузок определяются с ориентацией именно на ЧСС.
Различают четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС: 0, I, II, III. В основе разделения нагрузок по зонам лежат физиологические и биохимические изменения в организме при нагрузках разной интенсивности.
1.Нулевая зона характеризуется аэробным процессом энергетических превращений при частоте сердечных сокращений до 130 ударов в минуту для лиц студенческого возраста. При такой интенсивности нагрузки кислородный долг не возникает, поэтому тренировочный эффект может наблюдаться лишь у слабо подготовленных занимающихся. Нулевая зона интенсивности может быть использована в целях разминки для подготовки организма для более интенсивных нагрузок.
2.Для первой тренировочной зоны интенсивности характерна ЧСС от 130 до 150 удар/мин. Эта зона интенсивности типична для начинающих спортсменов, так как прирост достижений и потребление кислорода (с аэробным процессом его обмена в организме) происходит у них, начиная с ЧСС, равным 130 уд / мин. Эта зона интенсивности называется порогом готовности.
3.При второй тренировочной зоне ЧСС достигает до 150-180 уд/мин и характеризуется подключением анаэробных механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. Обычно (ПАНО) порог анаэробного обмена наступает при ЧСС 150 уд/мин. У слабо подготовленных спортсменов ПАНО может наступать при ЧСС 130-140 уд/мин, а у хорошо тренированных при ЧСС 160-1500 уд/мин.
4.В третьей тренировочной зоне при ЧСС 180 уд/мин и более совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. В этом случае ЧСС не является объективным показателем дозирования нагрузок, но приобретают значения биохимические показатели крови и ее состав, в частности накопление молочной кислоты. При ЧСС 180 уд/мин уменьшается время отдыха сердечной мышцы, что приводит к падению сократительной силы.
К работе большой мощности организм приспосабливается в ходе тренировочной работы. Но самых больших значений максимальный кислородный долг достигает только в условиях соревнований. Поэтому чтобы достичь высокого уровня интенсивности тренировочных нагрузок, используют методы напряженных ситуаций соревновательного характера.
Характеристика функциональных состояний, связанных с мышечной деятельностью. Предстартовое состояние. До начало мышечной деятельности в организме спортсмена происходят заметные сдвиги в функциях отдельных органов и систем. В основном они зависят от того, насколько трудна предстоящая мышечная работа, а также от масштаба и ответственности предстоящих соревнований. Комплекс изменений физиологических и психологических функций, возникающих до начала выступления спортсмена в соревнованиях, называется предстартовым состоянием.
Предстартовые изменения функционального состояния спортсмена следует рассматривать как биологически целесообразную приспособительную реакцию организма, в ходе которой происходит мобилизация двигательных и вегетативных функций организма для выполнения предстоящей работы. Эти изменения характеризуются повышением возбудимости ЦНС, созданием двигательной доминанты, характерного для данного вида мышечной деятельности. Повышение возбудимости дыхательного и сосудодвигательного центров приводит к увеличению легочной вентиляции, усилению сердечной деятельности и изменению состава крови.
Чрезмерное стартовое возбуждение может перерасти в свою противоположность – стартовую апатию. В этом случае начинают преобладать процессы охранительного торможения.
Разминка. Высокая функциональная готовность спортсмена к предстоящей мышечной работе достигается разминкой. Разминка имеет важное значение и в регуляции предстартового состояния. Разминка состоит из общей и специальной частей. Первая способствует созданию оптимальной возбудимости ЦНС и двигательного аппарата, повышению обмена веществ и температуры тела, деятельности органов кровообращения и дыхания. Вторая часть направлена на повышение работоспособности тех звеньев двигательного аппарата, которые будут участвовать в предстоящей деятельности.
Общая часть разминки может быть почти одинаковой во всех видах спорта; специальная тесно связана со специализацией спортсмена.
Под влиянием разминки повышается активность ферментов и скорость протекания биохимических реакций в мышцах, возбудимость и лабильность мышц. Физиологические сдвиги, вызванные разминкой, не исчезают сразу после ее прекращения. Они оставляют следы, которые обеспечивают улучшение работоспособности при последующей деятельности.
Таким образом, благоприятное воздействие разминки заключается не только в возникновении кратковременных физиологических сдвигов, но и в сохранении относительно длительных следовых явлений, обеспечивающих повышение работоспособности.
Оптимальные величины длительности разминки и длительности интервалов между ее окончанием и началом работы определяются видом спортивной деятельности. В среднем разминка должна продолжаться 10-30 мин. и должна вызывать утомление. Необходимо, чтобы уже при разминке началось потоотделение, свидетельствующее о готовности теплорегуляционных механизмов к мышечной деятельности.
Врабатывание. Постепенное повышение работоспособности организма при мышечной работе называется врабатыванием. Оно обусловлено усилением деятельности физиологических систем, принимающих участие в работе.
Врабатывание следует рассматривать как адаптацию организма к более высокому уровню деятельности. Известно, что работоспособность спортсмена при выполнении физических упражнений нарастает постепенно.
Различные системы организма настраиваются на рабочий уровень не одновременно. Двигательный аппарат, обладающий относительно высокой возбудимостью и лабильностью настраивается быстрее вегетативных систем. Однако и для повышения работоспособности скелетных мышц требуется время. Например, скорость бега на 100 м на 1-й секунде составляет в среднем 55% от максимальной, на 2-й – 76% и лишь на 5-6 сек. достигает максимума. Наблюдения за лучшими бегунами-спринтерами показали, что наивысшей скорости при беге на 100 м они достигают лишь на 35-40-м дистанции. Такое относительно медленное повышение скорости бега обусловлено биохимическими особенностями движения на старте и постепенным врабатыванием двигательного аппарата.
Значительно позже двигательных функций достигает необходимого уровня работа отдельных внутренних органов. При этом повышение различных вегетативных показателей происходит не одновременно. Сердечный ритм учащается уже на первых секундах работы. В большинстве случаев к концу 1-мин работы этот показатель достигает своего максимума. В одних случаях увеличение ЧСС происходит плавно, в других скачкообразно. Иногда при этом возникают экстрасистолы, называемые «экстрасистолами включения». Укорочение сердечных циклов в начале работы обычно сочетается с уравниванием их длительности. В некоторых случаях при врабатывании происходит усиление синусовой аритмии, что объясняется «поиском» оптимального для данных условий ритма.
Увеличение систолического объема крови при врабатывании происходит одновременно с учащением сердечного ритма. Уже с первым сокращением сердца при работе желудочки выбрасывают крови больше, чем в условиях покоя. Артериальное давление начинает повышаться в самом начале работы. Систолическое давление при этом изменяется волнообразно, что обусловлено некоторым несоответствием между увеличением объема циркулирующей крови и расширением периферических сосудов.
Врабатывание дыхательных функций происходит в течение нескольких минут. Поэтому в начальном периоде работы потребность организма в кислороде не удовлетворяется, в связи с чем образуется кислородный долг.
При спортивной деятельности период врабатывания может иметь разную длительность. Это зависит от характера выполняемой работы, степени тренированности спортсмена, его индивидуальных особенностей и функционального состояния в день работы.
Устойчивое состояние возникает после окончания врабатывания, наблюдается при работе, продолжающейся не менее 4-6 мин. Потребление кислорода при этом стабилизируется. Деятельность других органов и систем также устанавливается на относительно постоянном уровне.
Различают истинное и кажущееся устойчивое состояние. Первое возникает при работе умеренной мощности, второе при работе большой мощности.
Истинное устойчивое состояние характеризуется высокой согласованностью функций двигательных и вегетативных систем. Для поддержания устойчивого состояния при длительной работе необходима мобилизация всех систем организма. Минутный объем крови, легочная вентиляция и потребление кислорода достигают величин, необходимых для данной работы, и удерживаются на этом уровне.
При кажущемся устойчивом состоянии деятельность дыхательного аппарата и сердца приближается к уровню, необходимому для обеспечения выполняемой работы. Однако, несмотря на это, кислородная потребность полностью не удовлетворяется, и в каждый момент работы образуется и постепенно нарастает кислородный долг. Необходимость усилить доставку кислорода к тканям резко повышает требования к органам кровообращения. Частота ЧСС и минутный объем крови при кажущемся устойчивом состоянии близки к предельным величинам. Кислородная недостаточность ведет к усилению анаэробных процессов. В результате в мышцах, а затем и в крови нарастает концентрация молочной кислоты и происходят значительные сдвиги рН в кислую сторону. При кажущемся устойчивом состоянии внутренние органы работают в режиме близком к пределу, но не могут полностью обеспечить кислородную потребность. О наличии устойчивого состояния в этих случаях говорят лишь потому, что потребление кислорода, постепенно нарастая в периоде врабатывания, достигает определенного уровня, который сохраняется в течение относительно длительного времени (до 20-30 мин.).
«Мертвая точка» и «второе дыхание» характерны для работы циклического характера большой и умеренной мощности. При «мертвой точке» резко учащается дыхание, увеличиваются легочная вентиляция, поглощение кислорода и выведение углекислоты. ЧСС при этом резко увеличена, кровяное давление повышено.
При выходе из «мертвой точки» поглощение кислорода понижается, а легочная же вентиляция еще некоторое время остается повышенной, что объясняется необходимостью освободить организм от накопившейся углекислоты. При «втором дыхании» постепенно происходит относительное восстановление кислотно-щелочного равновесия. При «мертвой точке» начинается потоотделение, усиливающееся при «втором дыхании». Это свидетельствует о «настройке» теплорегуляционных механизмов на необходимый уровень, что играет большую роль в поддержании работоспособности.
Время возникновения, продолжительность и степень проявления «мертвой точки» зависит от многих факторов. Главное из них – степень тренированности спортсмена и мощности выполняемой работы. У более тренированных может и не быть «мертвой точки» или она наступает позднее и протекает легче, чем у нетренированных. Разминка ослабляет проявление «мертвой точки» и способствует более быстрому возникновению «второго дыхания». Преодоление «мертвой точки» требует значительного волевого напряжения. В процессе тренировочных занятий спортсмен должен быть приучен к неприятным ощущениям, появляющимся при кислородной недостаточности и накоплению в организме недоокисленных веществ (молочная кислота и др.).
Наступлению «второго дыхания» способствует произвольное увеличение легочной вентиляции. Особенно эффективны при этом глубокие выдохи, усиливающие выведение углекислоты из организма, благодаря чему восстанавливается кислотно-щелочное равновесие. Преодоление «мертвой точки» может быть ускорено снижением мощности работы. Но это нельзя рекомендовать в условиях соревнований. Нецелесообразно снижать мощность работы при возникновении «мертвой точки» и на тренировочных занятиях. В процессе тренировки адаптация человека к напряженной мышечной деятельности происходит лишь при значительном изменении внутренней среды организма.
Утомление. При мышечной деятельности может возникать утомление, характеризующееся комплексом изменений в состояниях различных функций организма. Степень выраженности этих изменений, в том числе чувство усталости, тем больше, чем интенсивнее и продолжительнее была проделанная работа.
Утомлением называется особое состояние, возникающее как следствие работы и проявляющееся в ухудшении двигательных и вегетативных функций и их координации, понижении работоспособности и появлении чувства усталости. Это состояние имеет временный характер и исчезает через некоторое время после прекращения работы, т.е. во время отдыха.
Внешние проявления мышечного утомления разнообразны. Они зависят от характера выполняемых физических упражнений, особенностей внешней среды и личных индивидуальных особенностей спортсмена. К внешним проявлениям утомления, часто встречающимся в спорте, относятся: нарушение координации движений, падение производительности работы, одышка, чрезмерная потливость, покраснение кожных покровов и др.
Несмотря на то, что утомление приводит к временному снижению работоспособности, оно имеет важное биологическое значение, являясь сигналом о частичном истощении ресурсов.
Общая и специальная физическая подготовка
Принято различать общую и специальную физическую подготовку. Это известное положение теории спортивной тренировки.
Общая физическая подготовка (ОФП) призвана прежде всего укреплять здоровье, обеспечивать целенаправленное развитие опорно–двигательного аппарата, других жизненно важных функций и физических качеств. При этом предполагается использование любых средств, не обязательно гимнастических упражнений, но (и это существенно) в соответствии с особенностями ациклических упражнений гимнастики.
При такой ориентации общей физической подготовки небезразличен выбор средств для развития силы и гибкости, быстроты и прыгучести, ловкости и выносливости. Если используются упражнения не специфичные для гимнастики, необходимо, чтобы они имели сходство с упражнениями на снарядах по динамике работы мышц. Для развития координационных способностей (ловкости) полезны акробатические прыжки и прыжки на батуте, подвижные игры, эстафеты. В развитии силы используют общеразвивающие упражнения с амортизаторами, на гимнастической стенке, с гантелями или штангой. Развитие быстроты осуществляют с помощью бега на короткие дистанции (30, 60, 100 м), прыжков в длину.
Учитывая ациклический характер гимнастических упражнений, переменный режим мышечной активности (напряжения, расслабления), своеобразие меняющегося ритма и ритмических акцентов при развитии выносливости предпочтительны такие средства как прыжки со скакалкой, кроссовый бег (вместо «гладкого»), бег на лыжах, игры – баскетбол, футбол.
Наряду с развитием традиционных физических качеств с помощью ОФП успешно развивают функциональные возможности, то есть важные для гимнастики общедвигательные способности, опирающиеся прежде всего на сенсомоторные и психомоторные возможности – умение балансировать на ограниченной или подвижной опоре, сохранять устойчивость вестибулярного аппарата и координацию движений в условиях вращений, правильно воспринимать темп и ритм, ориентироваться в пространстве (самоконтроль). Без должного развития функциональных возможностей трудно овладеть заданиями, которые и составляют суть спортивного направления в гимнастике.
Специальная физическая подготовка (СФП) преследует цель – развитие физических качеств до такого уровня, который обеспечит успешное выполнение конкретных соревновательных упражнений программы многоборья.
Средства СФП, как правило, сходны с основными упражнениями на снарядах по структуре движений и по характеру нервно–мышечных напряжений (режим напряжений и расслаблений мускулатуры, темпо–ритмовые особенности мышечной деятельности и т.п.).
Лишь при соблюдении таких условий при развитии специальных физических качеств на основе совершенствования внутренней (динамической) структуры устанавливается желаемая количественная и качественная взаимосвязь со структурой технических действий («сопряжение» по В.М.Дьячкову).
Так, для развития специальных физических качеств широко используются специальные подготовительные упражнения: для развития гибкости – упражнения на ковре, у гимнастической стенки; для развития ловкости – разнообразные соединения прыжковой акробатики; для развития силовых качеств – упражнения на стоялках (мини–модель параллельных брусьев), на низких кольцах. Примерами удачного использования технических средств при развитии силы плечевого пояса служит биомеханический стимулятор В.Т. Назарова, прыгучести – тренажер – «качели».
При высоком уровне СФП основным средством ее дальнейшего совершенствования являются те конкретные упражнения на снарядах, с которыми гимнаст выступает на соревнованиях. Планирование и реализация средств ФП в рамках годичного учебно–тренировочного цикла строится прежде всего в соответствии с уровнем спортивной квалификации занимающихся. Чем ниже квалификация, тем больше удельный все ОФП. С ростом мастерства соотношение средств постепенно меняется в сторону превалирования СФП.
Круглогодичное применение средств ОФП и СФП, правильное дозирование нагрузки с учетом объема и интенсивности проделанной работы, индивидуализации подготовки – все это способствует неуклонному повышению работоспособности, росту мастерства и спортивных достижений.
В рамках отдельного учебно–тренировочного занятия упражнения СФП обычно включаются в заключительную часть, после того, как оказываются решены главные задачи технической подготовки. В ряде случаев например, когда предстоит выработать тонкие силовые дифференцировки (межмышечная координация) при освоении трудных статических поз, такой традиционный подход оказывается малоэффективен. Это объясняется, что развитие способности к проявлению мышечного усилия (статического или динамического) осуществляется на той же основе, что и формирование любого двигательного навыка.
На фоне утомления в конце урока натруженные работой мышцы, забитые продуктами метаболического обмена, невосприимчивы, недостаточно лабильны. В таких случаях лучше упражняться на свежие силы (например, в начале занятия – в специальной разминке). Большой эффект дает дробление доз воздействия (объемов упражнений СФП), рассредоточение их на протяжении занятий. Принцип «понемногу, но чаще» более физиологичен, т.к. благоприятствует протеканию окислительно–восстановительных процессов нервно–регуляторной деятельности.
Общая и специальная физическая подготовка
Содержание
Общая и специальная физическая подготовка [ править | править код ]
Сейчас затруднительно назвать автора, который первым разделил тренировочные упражнения на общие и специальные. Книга Котова (1916) содержала такую дифференциацию; давно увидевшие свет учебники для спортивных вузов по лыжному спорту и плаванию (Бергман, 1938; Шувалов, 1940) также включали соответствующие определения средств специальной и общей подготовки. Недавние источники информации по традиционной теории тренировки предлагают критерии, по которым упражнения можно распределить на категории специальных или общих. Таким образом, дифференциацию упражнений можно осуществить по «степени существенного сходства или различия используемых упражнений и целевой соревновательной активности» (Матвеев, 2010). Цитируемый источник предлагает схему классификации, представленную в собственной интерпретации автора этой книги (табл. 1).
Таблица 1. Классификация физических упражнений по их отношению к специальной и/или общей физической подготовке (по Матвееву, 2010; модификации автора)
1. Специальные упражнения
Упражнения, полностью соответствующие существенным характеристикам соревновательной деятельности
Эта группа включает упражнения, идентичные или очень схожие с целевым по схеме движений, проявлению двигательных и функциональных способностей
2. Специально-подготовительные упражнения Упражнения, требующие проявления специфических по виду спорта двигательных и/или функциональных способностей, но имеющие некоторые отличия в схеме движений и/или некоторых двигательных компонентах
В эту группу входят упражнения с изменённой структурой движений, такие как упражнения с дополнительным сопротивлением, облегчением скоростного режима за счёт помощи извне, упрощённым координационным рисунком и т.д.
3. Общие упражнения
Упражнения, которые стимулируют развитие соответствующих двигательных способностей и функций при отсутствии сходства двигательной схемы этого и целевого упражнения
Эта группа включает все упражнения, которые, как правило, называются общеподготовительными
Представленная выше классификация даёт достаточную свободу в отнесении имеющихся упражнений к определённой категории по их сходству с целевой схемой движения. Любопытно, что эта классификация предлагает дополнительную, промежуточную группу упражнений, называемых «специально-подготовительными», которые Матвеев характеризовал как «смешанные». Автор отметил, что эти упражнения могут быть квалифицированы в некоторых ситуациях как специальные, а в других случаях как общие. С теоретической точки зрения, такая двойственность несёт некоторые трудности для аналитиков, однако с практической позиции эти опасения кажутся излишними, и распределение упражнений по категориям специальной и/или общей подготовки, как правило, не связано с серьёзными трудностями. Профессиональная компетентность и здравый смысл тренеров позволяют им избежать противоречий и излишних сомнений.
Специализированные принципы спортивной тренировки [ править | править код ]
Таблица 2. Специализированные принципы спортивной подготовки и их характеристики (по Матвееву, 1972; в более позднем описании Zheliazkov, 1986)
Направленность к высшим достижениям
Этот принцип предполагает абсолютный приоритет достижения высокого спортивного результата как главной цели спортивной подготовки
Непрерывность тренировочного процесса
Это означает, что долгосрочная спортивная подготовка не должна прерываться
Постепенность и целенаправленность тренировочных нагрузок
Существует настоятельная необходимость целесообразных отклонений от уровня нагрузки после воздействия различных факторов, т.е. волнообразного изменения нагрузки
Единство общей и специальной подготовки
Этот принцип связан с достижением гармоничного развития двигательных способностей и особенностями переноса тренированности во время общей и специальной подготовки
Цикличность тренировочного процесса
Этот принцип обусловлен циклической природой сезонных климатических изменений, биологической адаптации, календаря соревнований и т.д.
Важно отметить, что в начале 1970-х годов эти принципы отражали реалии спорта. Теперь они представляются очевидными и довольно тривиальными. Первый принцип предполагал ориентацию тренировки на максимальные достижения; любые формы физической подготовки для поддержания общего уровня здоровья и приятного отдыха были просто проигнорированы. Такое отношение было весьма типичным вследствие идеологических детерминант, господствовавших в то время в социалистических странах. Принцип непрерывности был актуален, когда спортсмены теряли мотивацию в течение длительных периодов монотонного тренировочного процесса задолго до серьёзного соревнования. То есть, любые перерывы в тренировках априори квалифицировались как серьёзные нарушения дисциплины. Аналогичным образом принцип постепенности и целенаправленности тренировочных нагрузок усиливал ответственность тренеров за разумное планирование и необходимость избегать каких-либо вредных последствий чрезмерных нагрузок. А именно, принцип волнообразности тренировочных нагрузок принимался для краткосрочного и среднесрочного планирования в качестве инструмента для предотвращения перенапряжения и перетренированности во время длительных периодов тяжёлых тренировок, характерных для традиционной подготовки. Принцип единства общей и специальной подготовки в настоящее время кажется довольно тривиальным, но семь десятилетий назад разнообразные представления тренеров о сути тренировки были смесью как полной неосведомлённости о правилах общей подготовки, так и преувеличенной оценки её роли. Наконец, циклический характер тренировочного процесса казался очевидным в отношении недельных программ, однако такая циклическая структура стала очень важной при планировании мезо- и макроциклов.
Оптимальная комплексная батарея тестирования ОФП и СФП [ править | править код ]
Цель данной статьи заключается в оказании помощи специалистам в создании максимально информативной и при этом экономичной программы тестирования. Каждый тренер может выбрать наиболее понравившиеся и отвечающие сложившимся условиям методики.
Проведённый Занковцом В.Э. и Поповым В.П. анализ всех перечисленных на страницах данной книги тестов, позволил создать оптимальную, с точки зрения авторов, программу контроля уровня развития основных физических способностей.
Рекомендуемая программа тестирования ОФП
1. Удержание равновесия
на балансировочной доске
2. Челночный бег 4х9 метров
1. Отражает способность к поддержанию равновесия;
2. Отражает способность к быстрой смене направлений движений
Полидинамометрические исследования силы 21 группы мышц показали, что данный тест наиболее точно отражает суммарный силовой потенциал спортсмена (Попов В.П., 1976)
Использование тайминговой системы позволяет одновременно измерять стартовую скорость (0-5метров), а также дистанционную (20-30 метров) скорость
5. Прыжок в длину с места
Использование специальной формулы позволяет высчитывать мощность, не прибегая к дополнительному оборудованию
Аэробная (общая) выносливость
6. Бег 3 км при ЧСС 160 уд/мин
Дистанция 3 км используется в игровых видах спорта при оценке аэробных возможностей. Исследования показывают, что в среднем ПАНО находится в районе ЧСС 150-160 уд/мин. Бег на заданном пульсе позволяет исключить фактор мотивации, снизить нагрузку, объективно сравнивать спортсменов между собой, а также стандартизировать оценки
7. Челночный бег 4×50 метров
Тест сопровождается высокими значениями кислородного долга и лактата;
Позволяет оценить способность поддерживать максимальную мощность работы на более коротких отрезках, нежели стандартные тесты типа бег на коньках 5×54 метров — в хоккее крайне редко встречаются смены, где нужно бегать на максимуме своих возможностей все 45 секунд
Идея заключается в выборе одного, наиболее информативного и показательного теста для каждой способности. Исключением является лишь координация. Для каждого компонента координационных способностей необходим отдельный тест. Идти таким путём тоже неперспективно — тогда придётся тестировать одну только координацию целую неделю. Поэтому Занковец В.Э. и Попов В.П., исходя из специфики хоккея, выделили два наиболее важных компонента:
А) Способность к быстрой смене направлений движений. Как известно, хоккей — это одна из самых скоростных игр, и от того, насколько быстро игрок может реагировать на изменение ситуации и в соответствии с этим менять направление своего движения, зависит очень многое. В этой категории тестов наилучшим вариантом, по мнению авторов, является стандартный тест челночный бег 4×9 метров.
Рекомендуемая программа тестирования СФП
1. Бег на коньках 27,5 метров лицом вперёд
Отражает быстроту в целостных движениях при беге лицом вперёд и мощность анаэробно-алактатного механизма энергообеспечения
2. Бег на коньках 27,5 метров спиной вперёд
Отражает быстроту в целостных движениях при беге спиной вперёд и мощность анаэробно-алактатного механизма энергообеспечения
3. «Слаломный» бег 27,5 метров
Отражает способность к быстрой смене направлений движений, а также быстроту в целостных движениях
4. «Слаломный» бег 27,5 метров с шайбой
Отражает способность к быстрой смене направлений движений, технику владения клюшкой и шайбы, а также быстроту в целостных движениях
5. Переход с бега на коньках лицом вперёд на бег спиной вперёд влево
Отражает способность к быстрой смене направлений движений, технику владения приёмом перехода с бега на коньках лицом вперёд на бег спиной вперёд влево, а также быстроту в целостных движениях
6. Переход с бега на коньках лицом вперёд на бег спиной вперёд вправо
Отражает способность к быстрой смене направлений движений, технику владения приёмом перехода с бега на коньках лицом вперёд на бег спиной вперёд вправо, а также быстроту в целостных движениях
7. Бег на коньках скрестным шагом влево лицом вперёд
Отражает технику владения приёмом бег на коньках скрестным шагом влево лицом вперёд, а также быстроту в целостных движениях
8. Бег на коньках скрестным шагом вправо лицом вперёд
Отражает технику владения приёмом бег на коньках скрестным шагом вправо лицом вперёд, а также быстроту в целостных движениях
9. Бег на коньках скрестным шагом влево спиной вперёд
Отражает технику владения приёмом бег на коньках скрестным шагом влево спиной вперёд, а также быстроту в целостных движениях
10. Бег на коньках скрестным шагом вправо спиной вперёд
Отражает технику владения приёмом бег на коньках скрестным шагом вправо спиной вперёд, а также быстроту в целостных движениях
11. Челночный бег на коньках 5×54 метров
Время выполнения теста равняется продолжительности одной среднестатистической смены в хоккее;
Сопровождается высокими значениями кислородного долга и лактата; Наилучшим образом оценивает специальную анаэробно-гликолитическую (скоростную) выносливость
Преимуществом данной программы тестирования СФП является то, что она позволяет оценить скоростные способности, специальную выносливость, а также технику выполнения всех основных элементов катания хоккеиста.
Анализ данных [ править | править код ]
Не смотря на то, что многое зависит от информативности применяемых в ходе контроля методик, самое важное в тестировании — это анализ данных. Именно в данной области, по мнению автора, лежит нераскрытый потенциал современного хоккея и командных видов спорта в целом. Потратив некоторое время на проведение тестирования и на анализ его результатов, тренер получит огромную выгоду. К примеру, приведём здесь отчёт одной из команд чемпионата Республики Беларусь по хоккею, которая внедрила данный подход:
Тестирование СФП (лёд) и ОФП (земля) 15.12.2015;
Составлен план подготовки команды на земле в период с 15.12.2015 по 10.02.2016;
На основании анализа результатов тестирования 15.12.2016 произведена индивидуализация тренировочных нагрузок;
Повторное тестирование СФП (лёд) и ОФП (земля) 10.02.2016.