Что такое общеинтеллектуальное направление

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

· формирование навыков научно-интеллектуального труда;

· развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

· формирование первоначального опыта практической деятельности;

· овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования.

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.

· формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

· становление активной жизненной позиции;

· воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

Основные задачи:

— формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

— использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

— развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

Основные задачи:

• формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

• формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование основы культуры межэтнического общения;

• формирование отношения к семье как к основе российского общества;

• воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.

По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защиты проектов.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Основные задачи:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

• укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

• формирование основ российской гражданской идентичности;

• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности использован план внеурочной деятельности.

План внеурочной деятельности предусматривает распределение обучающихся по возрасту, в зависимости от направления развития личности и реализуемых программ внеурочной деятельности.

План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.

План организации внеурочной деятельности МОО СОШ №1 с.Малая Пурга.

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Социальное

НаправлениеВиды деятельностиФорма реализации1 кл.2 кл.3 кл.4 кл.5 кл.6 кл.7 кл.8 кл.9 кл.
«Шапыкъёс»68
«Живое слово»34
«Юный математик»34
«Занимательная математика»34
Исследовательские проекты в рамках учебных дисциплин (научно-практические конференции)666666666
Предметные экскурсии222222222
Предметные олимпиады и конкурсы101010101010101010
Предметные недели666666666
«Юный актер»34
«Вокал»686868
Посещение музеев, выставок, театров444444444
Выставки222222222
Поездки по УР, России10101010101010108
Участие в праздничных концертах и фестивалях10101010101010108
Занятия в ДШИ
Занятия в ЦДТ
Занятия в «Пурга кизилиос»
«Волейбол»686868
«Юный футболист»06868
День здоровья666666666
Участие в соревнованиях121212121212121210
Занятия в спортивных секциях ДЮСШ
Школьная спартакиада101010101010101010
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»34
Классные часы333434343434343434
Встречи с ветеранами войны и труда, воинами-интернационалистами222222222
Вахта памяти022222222
Смотр песни и строя10101010101010106
Кружок «Учусь создавать проект»34
Экскурсии и классные часы профориентации-онной направленности (социальные)44444441010
Акции444444444
ДОД «Юность»101088
ДОД «Шундысиос»810101088
ДОО «Волонтер»1088
ДОО «УТРО РСМ»88
Совет актива учащихся школы444444444
Чистота рядом (уборка закрепленной территории)444444444
«Журналистика»343434
Итого:207278234218186152332340340

Недостающие часы компенсируются за счет посещения детьми учреждений дополнительного образования.

Таким образом, план внеурочной деятельности на 2016-2021 учебные годы создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о международном экологическом движении; о христианском мировоззрении и образе жизни; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения научного исследования; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе.

2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

В 5 классах за счет часов кружковой работы будет осуществляться введение «ОДНКНР»:

Основные направления деятельностиФормы организации внеурочной деятельностиКоличество часов в неделю5 клИсточник финансирования
Духовно-нравственноеКурс «ОДНКНР»15а,б,в,гМОО СОШ №1с.Малая Пурга
ИТОГО:1

Данный кружок обеспечивает формирование следующих УУД:

— готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,

взаимоотношения со сверстниками;

— достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

-личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную

деятельность и взаимодействие с ее участниками.

-формирование основ российской гражданской идентичности, понимания

особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства

гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей

многонационального российского общества;

— воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к

родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от

их возраста, национальности, вероисповедания;

— понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного

поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

— владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное

использование речевых средств для решения задач общения с учетом

особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать

собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою

точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и

жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией,

представленной в разном виде и разнообразной форме;

— овладение методами познания, логическими действиями и операциями

(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

— освоение способов решения проблем творческого и поискового

— умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной

задачей и культурой коллективного труда.

— осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о

российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей

деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

— расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование

умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Содержание тем «ОДНКНР»

Раздел 1. В мире культуры

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных

народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.

Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.

Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).

Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека

невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.

Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные

Дата добавления: 2019-08-30 ; просмотров: 4788 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Самой эффективной формой внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для старшеклассников является интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по литературе. Эпиграфом для данной игры мы всегда берём одно и то же высказывание Платона: «Ты узнаешь больше о человеке за час игры, чем за год разговоров», но задания каждый раз меняем, если даже участники другие. Предлагаю разработку одной из игр клуба знатоков литературы.

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности

Бурцева Альфия Зиннуровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №2 г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ

Я – учитель. Моя предначертанная миссия на Земле – обучение и воспитание учащихся. Хочется выполнить свою миссию достойно и достигнуть высоких результатов в выбранном поприще, а для этого надо находиться в постоянном творческом поиске, использовать инновационные педагогические технологии в урочное и внеурочное время, так как новое время требует от учителя эффективных подходов в процессе и обучения, и воспитания. Я хочу поделиться опытом работы с учащимися во внеурочное время.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС я понимаю образовательную деятельность, которая осуществляется в формах отличающихся от классно-урочной.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная деятельность реализуется по следующим направлениям:

Опыт работы по общеинтеллектуальному направлению реализуется в основном классными руководителями ещё в начальных классах в рамках ГПД (программа «Мир логики», факультативное занятие «Умники и умницы» и др.), работниками школьной и городской библиотек, ведутся занятия по программе «В мире книг».

Целью данного направления является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, логики мышления, привитие интереса к чтению, развитие читательского кругозора, а мероприятия проводятся через такие формы как познавательные беседы, олимпиады, общественный смотр знаний, интеллектуальные клубы, детские исследовательские проекты, школьные и внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, олимпиады, конкурсы и т.п.), экскурсии, круглые столы, диспуты, школьные научные общества, соревнования, проектная деятельность, клубные и волонтёрские мероприятия.

На лукоморском дубе,

Он показал нам смысл

Он научил нас верить в чудо,

Если даже будет худо.

Он будет вечным, будет жить!

Мы будем им гордиться,

Пока в России Пушкин длится! (Латфуллина Гульназ)

С учащимися мы создали сборники «Фабрика талантов», «Не смейте забывать учителей», «Отечества достойный сын», «Письма деду Морозу», «Что такое счастье?», «Спасибо деду за Победу!», «Книга о книге», «Моей матери тёплые руки», «Сказочная книга», копилка высказываний из сочинений «Весёлый русский». В этих сборниках помещены лучшие сочинения, стихи, рисунки и другие творческие работы учащихся. Вот некоторые смешные высказывания из письменных работ детей:

— И глаза смотрели на учителя и поднимали руки.

— У каждой части речи есть свои достатки и недостатки.

— Люди выбирают себе в друзья лучших из населения.

— Мама – многофункциональная, т. к. она умела петь, танцевать, рисовать, ходить на руках.

— Местоимения нужны, чтобы не повторяться как попугаи.

-Части речи бывают самостоятельные, служебные и несамостоятельные.

— Жизнь без глаголов – это было бы также нелепо, как лысый медведь в Арктике.

— Ведь у каждой части речи своя особенность, и не будь их, наш язык и наша речь умерли бы, не успев родиться.

— Если у человека нет совести, то она не проснётся.

Члены кружка с большим интересом создавали свои красочные открытки, тематические книжки-малышки с загадками, пословицами, поговорками о животных, птицах, растениях, деревьях, цветах, изготавливали наглядные пособия и раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавали их в дар учителям и ученикам.

Нравятся школьникам различные познавательные викторины, которые развивают внимание и память у учащихся. Например, интеллектуальная викторина по сказкам «Прочитай-ка, угадай-ка!». На экране проецируется предложение и выполняется задание: вспомни название сказки и найди слово в слове:

1.Алиса, Пьеро, Мальвина. (Дикое животное).

2.Братья, Элиза, крапива. (Кустарник).

3.Вишенка, Чиполлино,кум Тыква. (Часть дома).

4.Герда, Королева,Кай. ( Животное Африки).

5. Дуремар, Тортилла, Базилио. (Кондитерское изделие )

7.Заяц, колобок, медведь. (Часть лица).

8.Иванушка, копытце, Алёнушка. (Культурное полевое растение).

9.Крокодил, бабочка, пожар. (Бочка).

11. Муха-Цокотуха,комар,паук. (Домашнее животное).

13.Подружки, Снегурочка,костёр. (Осадки ).

14.Фрекен Бок, Малыш, Карлсон (Имя мальчика, которое употребляется в скороговорках).

15.Эльф, ласточка, Дюймовочка(Число).

Самой эффективной формой внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для старшеклассников является интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по литературе. Эпиграфом для данной игры мы всегда берём одно и то же высказывание Платона: «Ты узнаешь больше о человеке за час игры, чем за год разговоров», но задания каждый раз меняем, если даже участники другие. Предлагаю разработку одной из игр клуба знатоков литературы.

Тема занятия: Интеллектуальная игра по литературе «Что? Где? Когда?».

Цель и задачи: развивать познавательный интерес к литературе, умение грамотно, логично, образно и убедительно говорить; расширять общий кругозор и обогащать речь учащихся; воспитывать культуру речи, любовь к русской литературе, способность работы в команде, чувство коллективизма и сотрудничества, терпимость к различным точкам зрения, уважения к соперникам.

Описание: данная работа предназначена для учащихся 10-11 классов при проведении внеклассных мероприятий.

Правила игры: предварительно класс делится на игроков и болельщиков, победители награждаются книгами, лучший игрок награждается хрустальной совой также определяется лучший вопрос для награждения, вопросы могут подготовить сами старшеклассники, ответ на вопрос игроки должны дать через одну минуту, игроки могут взять помощь болельщиков, дополнительную минуту, дать досрочный ответ, для музыкальной паузы пригласить участника художественной самодеятельности школы, приглашаются гости, из присутствующих учителей выбирается жюри.

Оборудование: музыкальная заставка «Что наша жизнь-игра?», песочные часы, конверты с вопросами, «чёрный ящик», барабан, волчок, хрустальная сова.

Вступительное слово учителя: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проводим полюбившуюся всем интеллектуальную игру «Конкурс знатоков» по литературе. Итак, я объявляю начало конкурса. Надеюсь, что это будет одновременно конкурс эрудиции, находчивости, знаний и хорошего настроения, пусть сегодня на игре царит атмосфера уважения и дружелюбия, а не только дух соперничества. А победителем станет тот, кто лучше и быстрее сможет воспользоваться знаниями, полученными на уроках литературы. Я желаю Вам удачи, правильных и остроумных ответов, которые будет оценивать компетентное жюри в составе: (представление жюри).

В конкурсе участвуют команды (представление команд).

Прошу капитанов подойти для жеребьёвки, чтобы выяснить, кто первым начинает игру.

II раунд конкурс капитанов.

III раунд художественный.

VI раунд фольклорный.

VII раунд теоретический.

VIII раунд символический.

IX раунд биографический.

X раунд заключительный.

Общеинтеллектуальное направление базируется на организацию научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся.

Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов (по типу клуб «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.

Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должны затруднять педагога, так как её можно найти в самых разных предметных областях познания.

При обсуждении такой информации эффективны внутри-групповые дискуссии.

В качестве примера назовём несколько потенциально дискуссионных тем из разных областей познания: заседания кружка любителей литературы, организуемые для воспитанников ДОУ, могут стать фактором приобретения школьниками опыта социального действия.

В рамках работы клуба любителей книги или вечеров семейного чтения можно проводить социально ориентированные акции по сбору книг для библиотеки сельской школы, находящейся в глубинке.

В кружках по предметам школьники могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками младших классов.

Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Подобные темы могут быть темами исследовательских проектов школьников, а их результаты могли бы распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

Рекомендуются следующие формы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления:

Конкурсы, викторины, экскурсии, олимпиады, конференции

Работа кружка «Проектная деятельность», «Познаю мир», «Весёлый русский»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *