Что такое общепризнанные принципы
ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Они являются нормами jus cogens, то есть нормами высшего порядка, и все другие нормы должны им соответствовать. Международнй суд ООН в решении по делу о делимитации морской границы в районе залива Мэн от 12 октября 1984 года отметил,что термины «принципы» и «нормы» по сути означают одно и то же.
Источниками Общепризнанных принципов и норм международного права являются международные обычаи и договоры. В Уставе ООН (статья 2) закреплены 7 основных принципов международного права. В дальнейшем они уточнялись и развивались Генеральной Ассамблеей ООН путём принятия резолюций, разработки и одобрения проектов международных договоров. Эти принципы закреплены в специально принятой Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о принципах международного права 1970: 1) принцип, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями ООН; 2) принцип, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость; 3) принцип, касающийся обязанности в соответствии с Уставом ООН не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства; 4) обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН; 5) принцип равноправия и самоопределения народов; 6) принцип суверенного равенства государств; 7) принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН.
При толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов. Все государства руководствуются этими принципами в своей международной деятельности и развивают свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения.
В общем международном праве существуют и другие принципы. Например, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года закрепляет 10 основных принципов, которые имеют первостепенную важность, должны неукоснительно применяться, и отношения с другими государствами должны осуществляться в духе этих принципов: 1) суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету. Государства уважают суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им; 2) неприменение силы или угрозы силой. Государства воздерживаются в их взаимных, как и вообще в их международных, отношениях от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом; 3) нерушимость границ. Все государства рассматривают как нерушимые границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы; 4) территориальная целостность государств. Государства уважают территориальную целостность каждого государства; 5) мирное урегулирование споров. Государства разрешают споры между собой мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость; 6) невмешательство во внутренние дела. Государства воздерживаются от любого вмешательства, прямого или косвенного, индивидуального или коллективного, во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства-участника; 7) уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; 8) равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой. Все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению своё политическое, экономическое, социальное и культурное развитие; 9) сотрудничество между государствами. Государства развивают своё сотрудничество друг с другом во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН; 10) добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Государства выполняют свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм и из соответствующих международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются.
В Российской Федерации Общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью её правовой системы (часть 4 статья 15 Конституции РФ).
Общепризнанные принципы международного права
Принципы общепризнанного характера конкретного права международной направленности – это специальные обобщенные нормы, которые служат для отражения характерных черт, а также для отражения основного содержание международного права и при этом обладающие высшей силой юридического порядка.
К тем или иным общественно признанным принципам международного права относятся такие принципы: неиспользование силы, а также угрозы силой, равноправия и самоопределения народов, неприкосновенности определенной территории государства, невмешательства в дела внутреннего характера государства, нерушимости, а также неприкосновенности границ, конкретного мирного способа для осуществления процесса по разрешению конфликтов, уважения человеческих прав, суверенного равенства государств, сотрудничества, добросовестного выполнения четких обязательств.
Основополагающие принципы права международной направленности – это тоже определенные нормы, но только те нормы, которые являются очень важными и обобщенными. Кроме этого, абсолютно каждый принцип на самом деле представляет собой специальный международно-правовой институт, то есть целую группу норм, свернутых в одну, именно из-за этого каждый принцип по большей части конкретизируется достаточно значительным числом норм – практически в любых частях, а также отраслях международного права.
Можно отметить такие черты, которые в свою очередь, являются присущими всем общепризнанным принципам международного права. Так принципы общепризнанного порядка:
В роли определенных основных документов, в которых в свою очередь закреплены принципы общепризнанной направленности международного права, выступает Устав ООН 1945 года, а также специальная Декларация о принципах права международного порядка, касающаяся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года (Декларация принципов международного права 1970 года), Заключительный документ специального Совещания по безопасности, и, что самое главное сотрудничеству в Европе 1975 года (Заключительный документ СБСЕ 1975 года).
На основе определенных общепризнанных принципов право международного характера из совокупности определенных разрозненных норм превратилось в конкретную упорядоченную и, что самое главное единую нормативную систему. Для того чтобы более точно понять всю суть системы, необходимо рассмотреть содержание каждого из общепризнанных принципов права международного порядка.
Принцип неприменения силы, а также угрозы силой
Стоит отметить, что до начала 20 века государства считали своим суверенным правом неограниченное право на военные действия. Устав ООН в свою очередь, запретил применение вооруженной силы и при этом поставил в один ряд угрозу силой и ее применение. Отсюда можно сделать вывод, что угроза силой будет противоправной в тех же ситуациях, когда противоправно и использование данной силы. В соответствии со второй статьей Устава ООН «все Члены ООН воздерживаются от определенной угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН». Устав ООН в свое время, осуществляет необходимые деяния для того чтобы предусмотреть возможность использования конкретной силы или угрозы, силой лишь в двух ситуациях (исключения из конкретного принципа свидетельствующего о неприменении силы и угрозы силой): по решению Совета Безопасности ООН в том случае, если происходит угроза миру, любому нарушению мира или документа агрессии (об этом говорится в 39, а также 42 и 53 статье Устава ООН); в порядке осуществления права на самооборону в ситуации вооруженного нападения, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет требующихся мер для поддержания международного мира и, что наиболее важно безопасности (об свидетельствует 51 статья Устава ООН). Право на самооборону появляется у государства только в ситуации вооруженного нападения на него иного государства.
К сожалению, в отношениях международной направленности известны определенные ситуации нарушения принципа неприменения силы и угрозы силой. Например, бомбардировки США в Югославии без санкции Совета Безопасности ООН в 1999 году, а также нападения в вооруженном порядке США и стран – союзников США на Ирак в 2003 году.
Принцип самоопределения народов
В соответствии с Декларацией о общепризнанных принципах международного права 1970 года принцип самоопределения вполне может быть реализован в таких формах: определенный статус автономии в четких рамках государства, которое существует (например, какая-либо Автономная Республика Аджария, которая в свою очередь входит в состав Грузии); создание государства собственного порядка (например, появление суверенного государства Республика Мальта на месте колонии Великобритании в 1964 году); выход из состава государства (например, выход Эритреи из состава Эфиопии в 1993 году, выход Южного Судана из состава Судана в 2011 год). При этом достаточно важно отметить, что право на самоопределение подразумевает под собой свободу выбора между данными возможностями.
Принцип территориальной неприкосновенности государств
Территория – является одним из самых важных элементов любого государства. Эго некая основа материальной направленности, среда, где проживает население, пространственный предел власти публичного характера государства. В соответствии с конкретной Декларацией принципов международного права 1970 года каждое государство «обязано воздерживаться от абсолютно любых деяний, которые в свою очередь, направлены на частичное или полное нарушение национального единства и целостности территориального порядка любого другого государства». Специальный заключительный документ СБСЕ 1975 года отметил и, конечно, закрепил принцип территориальной целостности, уже как определенный принцип самостоятельного характера. В соответствии с данным документом государства взяли на себя такие обязательства: уважать целостность территориальной направленности друг друга; воздерживаться от каких-либо деяний, не совместимых с Уставом ООН, против территориальной целостности, в частности от использования силы или угрозы силой; воздерживаться от превращения территории друг друга в объект какой-либо военной оккупации; не признавать абсолютно никакую оккупацию или другие приобретения такого рода законными. Принцип целостности территориального характера имплементирован в определенное национальное законодательство большинства государств.
Так, в соответствии с 4 статьей частью 3 Конституции Российской Федерации Россия «обеспечивает целостность и при этом неприкосновенность своей территории». В роли специального примера нарушения этого принципа можно привести захват Кувейта Ираком в 1991 году.
Принцип суверенного равенства государств
Стоит отметить, что суверенитетом могут обладать только государства. В соответствии с первым пунктом 2 статьи Устава ООН: «Организация в свое время основана на конкретном принципе равенства суверенной направленности всех ее Членов». Составляющими такого принципа суверенного равенства государств являются конкретные понятия «суверенитет», а также «равноправие».
Важно, что сам суверенитет осуществляется в конкретных рамках международного права, иначе он означал бы произвол. Разграничение сфер деяния суверенитета – одна из функций международного права. Если посмотреть с одной стороны, то право международной направленности обеспечивает суверенитет, а, если с другой, то препятствует злоупотреблению им. Именно из-за этого суверенное равенство государств является реальным только в рамках права международного характера.
Что касается равноправия, то оно в свое время означает, что абсолютно каждое государство является определенным субъектом права международной направленности. Все государства при фактическом неравенстве юридически равны.
В соответствии с Декларацией принципов права международного характера 1970 года и специальным Заключительным документом СБСЕ 1975 года вполне можно отметить такие элементы содержания принципа суверенного равенства государств. Также важно знать, что все государства юридически равны. Каждое государство в свое время использует права, которые присущи полному суверенитету; обязано уважать правовую субъектность иных государств, при выполнять полностью и, что самое главное добросовестно свои международные обязательства, и, конечно, жить в мире с иными государствами. Каждое государство обладает определенным правом самостоятельно проводить свою политику внешней направленности, принадлежать к конкретным международным организациям и при этом быть (не быть) участником специальных международных договоров. Также каждое государство обладает правом на нейтралитет.
Принцип, который не допускает какого-либо вмешательства во внутренние дела государства
В соответствии с пунктом 7 статьей 2 Устава ООН, ООН не имеет абсолютно никакого права «на вмешательство в дела, по существу, которые в свою очередь, входят в компетенцию любого государства». В соответствии со специальной Декларацией определенных принципов права международного характера 1970 года суть принципа невмешательства во внутренние дела государства кроется в следующем: государство (или же группа государств) не имеет права ни прямо, ни каким-либо другим образом, что означает косвенно вмешиваться во внутренние и внешние дела иного государства; вмешательство в любой форме является нарушением права международной направленности; формой вмешательства вполне может быть вооруженное, экономическое, политическое и различные другие формы, в свое время направленные против правосубъектности государства; запрещается абсолютно любая деятельность, которая направлена на какое-либо изменение строя государства путем насилия (например, через деятельность террористического или подрывного характера); запрещается вмешиваться во внутреннюю борьбу в ином государстве; государства имеют полное право без вмешательства выбирать свою политическую, а также экономическую, социальную и, конечно, культурную системы.
Принцип невмешательства в дела внутреннего порядка государства является одним из наиболее часто нарушаемых принципов. Использование каких-либо вооруженных сил – это вовсе крайняя форма вмешательства в дела внутреннего характера.
В качестве примера нарушения такого принципа вполне может служить вторжение в 1983 году на Гренаду войск США для того чтобы осуществить свержение левого правительства М. Бишопа или вторжение в Панаму войск США в 1989 году в декабре месяце для свержения президента Ф. Родригеса, а также генерала М. Норьеги. Указанные выше примеры использования вооруженной силы являются крайней и, что наиболее важно самой агрессивной формой вмешательства во внутренние дела любого государства.
Принцип неприкосновенности, а также нерушимости государственных границ
Важный и вполне очевидный факт, что каждое государство имеет свою собственную территорию, которая в свое время ограничена сухопутными, водными и, конечно, воздушными границами.
Иными словами, граница – это определенный пространственный предел деяния суверенитета государства над его сухопутной, водной, воздушной территорией и недрами.
Государственной границей является конкретная линия и проходящая по этой линии поверхность вертикального характера, устанавливающая специальные пределы территории государства (то есть пределы его суши, вод, недр и воздушного пространства). Режим границы государственного порядка определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них. Границы в свою очередь, устанавливаются на основе международного договора между путями государственного характера делимитации и демаркации границ.
Делимитация – это конкретное определение в том или ином договоре общего направления и положения границы. Государства, которые между собой о чем-то договариваются составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят данную линию на карту.
Что касается демаркации – то можно сказать, что это определенный процесс по проведению линии границы на местности.
Для демаркации обычно сооружаются специальные знаки пограничного характера, а также составляются определенные протоколы о демаркации, в которых в свою очередь отмечаются места установки пограничных знаков и, конечно, описывается линия границы в протоколах о демаркации.
Неприкосновенность границ – это специальная функция осуществляющая предохранение границ от любого посягательства извне.
Тут стоит отметить, что никто не должен покушаться на границу с какой-либо целью ее изменения; все граждане обязаны соблюдать конкретный порядок, который был установлен по пересечению границы; никто не может пересекать границу без соответствующего разрешения или правил; каждое государство в свою очередь имеет определенное право осуществлять контроль по пересечению его границы людьми, животными, а также различными транспортными средствами.
Нерушимость границ – это специальное состояние, которое является признанным, а также юридически закрепленным в стабильности существующих границ государств, выражающееся в признании границ, которые существуют в качестве юридически установленных в соответствии с правом международной направленности; отказе от каких-либо притязаний территориального порядка на данный момент и в будущем; отказе от абсолютно любых других посягательств на границы, включая угрозу силой или ее использование.
Принцип сотрудничества международного характера
В соответствии с конкретным Уставом ООН (пунктом 3 статьей 1) государства в свое время обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении определенных международных проблем экономического, а также социального, культурного и, конечно, гуманитарного характера».
Декларация специальных принципов права международного характера 1970 года конкретизировала содержание принципа сотрудничества, которое по большей части заключается в следующем. Сотрудничество международного порядка направлено на поддержание мира, а также безопасности; всеобщее уважение человеческих прав; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях; содействие экономическому росту во всем мире, особенно в тех странах, которые достаточно активно развиваются.
Принцип в процессе которого осуществляется разрешение споров международной направленности мирным путем
В соответствии с Уставом ООН (пунктом 3 статьей 2) государства «осуществляют необходимые действия по решению своих проблем, а именно международных споров мирными средствами для того чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность, а также справедливость». В качестве возможных средств урегулирования спора Устав ООН (статья 33) указывает такие средства: переговоры, посредничество, примирение, арбитраж, процесс разбирательства в судебном органе, какие-либо другие мирные средства по своему выбору.
Принцип защиты, а также уважения прав гражданина
В соответствии с Уставом ООН (статья 1) одной из самых главных целей ООН является «поощрение и, что наиболее важно развитие уважения к правам человека, и, конечно, основным свободам для всех, без различия пола, расы, языка и соответственно религии». В роли самостоятельного принципа уважения человеческих прав был сформулирован в специальном Заключительном документе СБСЕ 1975 года Содержание этого принципа кроется в следующем. Субъекты права международной направленности взяли на себя определенные обязательства:
В качестве примера по нарушению принципа уважения, а также защиты прав человека может выступать специальный процесс размещения военнопленных из Афганистана на военной базе США – Гуантанамо (Куба), где они в свое время находились без органа судебной власти и следствия, подвергались пыткам, в том числе по национальному и, конечно, религиозному признаку.
Принцип, который основывается на добросовестном исполнении определенных обязательств международного характера
В соответствии с пунктом 2 статьей 2 Устава ООН все члены ООН «добросовестно занимаются исполнением принятых на себя по настоящему Уставу обязательств». В соответствии с 26 статьей Венской конвенции свидетельствующей о праве договоров международного характера 1969 года «каждый договор, который действует обязателен для его участников и при этом обязан ими добросовестно выполняться».
Также стоит отметить, что можно определить содержание какого-либо конкретного принципа основанного на добросовестном выполнении обязательств где:
Понятие «общепризнанные принципы и нормы международного права» в целях применения для защиты прав человека в Российской Федерации
Часть 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит:
«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Норма, закрепленная в ч. 4 ст. 15 российской Конституции, выделяет две части международного права в целях применения в российской правовой системе. Это международные договоры Российской Федерации, которые имеют приоритет перед законами России, и общепризнанные принципы и нормы международного права, которым свойство приоритета в данной норме не придано.
Однако для защиты прав человека особое значение имеют именно «общепризнанные принципы и нормы», поскольку в ст. 17 Конституции Российской Федерации сказано, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».
Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.
Практика российских судов показывает, что они испытывают определенные трудности в применении общепризнанных принципов и норм международного права.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. N 1.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. N 12.
В качестве дополнительного разъяснения Верховный Суд указал на то, что «содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений».
Разница между общепризнанным принципом и общепризнанной нормой в приведенном толковании, данном Верховным Судом, состоит в том, что от принципа отклонение недопустимо, в то время как от нормы, очевидно, отклонение допускается. Данное разъяснение делает понятие общепризнанных принципов и норм несколько более ясным для потенциально применяющих их судов, однако вряд ли совершенно ясным, поскольку не сказано, что есть отклонение от принципа или от нормы.
Под общепризнанной нормой согласно Постановлению Верховного Суда следует понимать «правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного».
См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 6.
См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 6.
См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 11.
См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 3.
См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 10.
См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 6.
Неоднократно упоминаются общепризнанные принципы и нормы международного права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации.
В решении по делу о коллективных трудовых спорах Конституционный Суд рассматривал конституционность ст. 12 Закона СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Суть дела состояла в правомерности ограничения права на забастовку для работников гражданской авиации. Конституционный Суд сначала проанализировал Конституцию Российской Федерации и заключил, что при определенных условиях право на забастовку может быть ограничено. Далее Суд заявил: «Ограничение права на забастовку не противоречит и общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, запрет права на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства (ч. 2 ст. 8), а в отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограничения прав и свобод других (п. «с» ч. 1 ст. 8)». Таким образом, Конституционный Суд не рассматривал отдельно, что есть общепризнанные принципы и нормы, а его ссылка на Международный пакт должна, очевидно, служить указанием на то, что в этом документе зафиксированы общепризнанные принципы и нормы.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 мая 1995 г. по делу о проверке конституционности ст. 12 Закона СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации // Вестник Конституционного Суда. 1995. N 2/3. Ст. 45.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы // Вестник Конституционного Суда. 1996. N 16. Ст. 29.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности положений ч. 2 ст. 31 Закона СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 9. Ст. 1142.
Таким образом, Конституционный Суд применяет положения международного права для аргументации своего решения. Суд не утверждает о недействительности нормы закона на основании противоречия его нормам международного права, однако привлекает данные международного права для уточнения и конкретизации положения, зафиксированного в Конституции Российской Федерации, т.е. для толкования Конституции.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации не ссылается на общепризнанные принципы и нормы международного права, применяя только международные договоры.
Однако отметим, что Декларация, имеющая очень высокий моральный авторитет на международной арене, формально-юридически не является нормативным актом и может служить только свидетельством существования такой категории международного права, как общепризнанные принципы и нормы.
Суд установил, что в силу оговорки, сделанной Соединенными Штатами, он не мог применять для разбирательства договоры, в которых содержались нормы, в нарушении которых обвинялись США. Тогда Международный Суд решил определить, не содержатся ли в международном праве обычно-правовые нормы с тем же содержанием, которое имели договорные нормы. Никакой третьей категории норм международного права Суд не упоминал.
Суд установил, что существуют только нормы договорного и обычного права, причем обычно-правовая норма может существовать и применяться в своем обычно-правовом обличье и в тех случаях, когда она по содержанию совпадает с договорной нормой. Поскольку в задачу Суда входило определить правомерность действий США в одном определенном деле, то судей не занимала проблема общепризнанности; они уделяли внимание исключительно признанию той или иной нормы сторонами в данном споре.
Мнение Международного Суда о делении норм международного права на договорные и обычные очень важно. Из этого можно заключить, что отдельной категории общепризнанных норм не существует.
Поэтому обратимся к такому элементу данного понятия, как общепризнанность.
Талалаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права в Конституции Российской Федерации // Журнал международного права. 1994. N 4. С. 5.
Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России: Учебно-практическое пособие. М., 1997. С. 9.
Общепризнанные нормы в современном международном праве. Киев, 1984. С. 25.
Необходимость конкретного подхода можно подкрепить ссылками на Международный Суд. В уже упоминавшемся решении по делу Military and para-military activities in and against Nicaragua Суд скрупулезно устанавливал наличие обязательности нормы о запрещении применения силы для Никарагуа и США. При этом Суд основывался исключительно на признании данной нормы каждым государством и на совпадении признания, сделанного обоими государствами. При этом Международный Суд выделил две части из проблемы признания: признание содержания и выражение согласия на юридическую обязательность нормы, т.е. opinio juris. Суд заявил: «При установлении нормы обычного права недостаточно согласия сторон относительно содержания нормы; необходимо наличие opinio juris. Суд должен убедиться в том, что opinio juris подтверждается практикой». Но если имеет место наличие opinio juris государства в отношении какой-либо конкретной нормы, то нельзя считать эту норму обязательной для государства с точки зрения ее общепризнанности.
По методам образования эти положения могут быть как обычными, так и договорными. Если в результате повторяющегося поведения сложилась некая норма, не имеющая письменной формы, и в отношении данной нормы имеется opinio juris международного сообщества, то в такой норме будет содержаться обязательство, действительное для Российской Федерации.
Даниленко Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 1995. N 11. С. 123.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. проф. Л.А. Окунькова. М., 1996.
Хлестов О.Н. Международное право и Российская Федерация // Московский журнал международного права. 1994. N 4. С. 55.
Тиунов О.Н. Конституционный Суд Российской Федерации и международное право // Российский ежегодник международного права 1995. С. 181.
Зимненко Б.Л. Международное право и российское право: их соотношение // Московский журнал международного права. 2000. N 3. С. 167.