Что такое общественно полезная деятельность
«Что такое общественно-полезная деятельность?»
Данный материал рекомендован для проведения классного часа в начальной школе.
Просмотр содержимого документа
«»Что такое общественно-полезная деятельность?»»
Глазунова Валентина Михайловна,
учитель высшей квалификационной категории,
руководитель МО учителей начальных классов МБОУ «СОШ №1»
Тема: «Что такое общественно полезная деятельность?»
Тип занятия: «Открытие нового знания»
Цель: сформировать представление об общественно-полезной деятельности.
1. Познакомить учащихся с понятием «общественно полезная деятельность», ее признаками и направлениями.
2. Активизировать желание детей принимать участие в различных видах общественно-полезной деятельности.
Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.
3. Способствовать воспитанию положительного отношения к общественно-полезной деятельности, культуры общения, уважения и доброжелательного отношения к другим людям.
Основные понятия: общественно-полезная деятельность, добровольность, безвозмездность, польза.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая
Вид занятия: комбинированный
Используемые технологи: технология развития критического мышления, информационно – коммуникационные технологии, технология интеллект-карт, технология « Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся), здоровьесберегающая технология.
Предметные: усвоение понятий «общественно полезная деятельность», «польза», «добровольность», «безвозмездность».
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах; умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
В Госдуме предлагают законодательно закрепить понятие «общественно-полезная деятельность»
Законодательно закрепить понятие «общественно-полезная деятельность» предложила заместитель председателя Комитета по образованию и науке Любовь Духанина
На заседании Комитета, состоявшемся 9 ноября под председательством Вячеслава Никонова
«Разговор идет активно, — сообщила она. — Появляется все больше нюансов, которые нужно учесть. В итоге мы разделили тему трудового воспитания на несколько составляющих».
Одна из них связана с организацией детского самообслуживания. По словам Л.Духаниной, эта тема вызвала наиболее острое обсуждение. Летом к дискуссии подключился Президент, предложивший отделить творческий труд детей от тех видов работ, которые должны выполнять штатные сотрудники учебных заведений за определенную плату.
Другой вопрос, который обсуждает рабочая группа, касается законодательного определения общественно-полезного труда и трудовой деятельности в рамках практикоориентированного образования. «Третья ступень школы фактически профильная, и в рамках обучения возникают вопросы там, где есть классы сельскохозяйственной или IT-направленности. Вопрос актуален также для организаций среднего профобразования и базовых кафедр вузов», — пояснила Л.Духанина.
«И, наконец, собственно труд несовершеннолетних. Опрос старшеклассников показывает, что две трети хотели бы подрабатывать в качестве самозанятых, в том числе создавать собственные предприятия, в связи с чем есть потребность в регламентации такого труда», — сказала руководитель рабочей группы.
На данном этапе наиболее оптимальным и приемлемым решением, полагает Л.Духанина, было бы включение в закон понятия «общественно-полезная деятельность», под которой предложено понимать «добровольное и безвозмездное, с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей, выполнение работ, оказание услуг по содействию видам деятельности образовательной организации, предусмотренным ее уставом».
По словам Л.Духаниной, в случае принятия таких поправок общественно-полезная деятельность на территории Российской Федерации будет разрешена.
«Сегодня нет ни одного нормативного акта, который бы говорил, что такая деятельность возможна, — заметила депутат. — Пока любая деятельность, связанная с осуществлением человеком — взрослым или ребенком — трудовой функции, определяется только Трудовым кодексом, который предусматривает лишь один вид труда — наемный, то есть оплачиваемый. В результате трудовая деятельность обучающихся нередко вызывает вопросы и претензии со стороны проверяющих органов».
Окончательно сформулированные предложения по законодательному закреплению общественно-полезной деятельности Л.Духанина обещала вынести на рассмотрение Комитета в декабре 2017 года. «Посмотрим, насколько нам удастся облечь идею в конкретные формулировки и решить задачу для системы образования», — сказала она.
В настоящее время на рассмотрении в Комитете находятся две инициативы, в которых предлагается узаконить общественно-полезный труд. Один законопроект внесен членами Совета Федерации, второй — законодательным собранием Алтайского края.
В состав рабочей группы, которую возглавляет Л.Духанина, входят также первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин
Доклад на тему «Общественно-полезная деятельность»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цель : содействовать всестороннему развитию личности.
Его основными задачами: являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;
— воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
— ценностное и творческое отношение к учебному труду;
-элементарные представления о различных профессиях;
-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
— мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Организуется два вида общественно полезного труда: труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу, по школе, столовой и др. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др. В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
Главными направлениями трудовой деятельности школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные.
Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Волонтерская работа. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.
Главное в организации трудовой деятельности учащихся школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд в школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа. Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.
На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.
Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.
Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.
Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.
Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью). Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.
Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.
Виды общественно полезной деятельности по годам обучения
Протереть своевременно классную доску.
Протереть своевременно парты.
Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.
Прибрать на отдельных полках в шкафу.
Убрать после завтрака посуду, протереть столы.
Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.
Выполнить обязанности санитара, старосты.
То же, что в I классе, и дополнительно:
Дежурство в столовой.
Уборка комнаты после труда.
Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.
Помощь в изготовлении наглядных пособий.
То же, что во II классе, и дополнительно:
Уход за цветами в зале.
Организация классной библиотеки.
Шефство над учащимися I класса.
Забота о больных товарищах.
То же, что в III классе, и дополнительно:
Уход за цветами в школе.
Шефство в I и II классах.
Мытье полов, дверей и панелей в классе.
Участие в санитарной комиссии по школе.
Работа в составе совета дружины.
То же, что в IV классе, и дополнительно:
Шефство в I, II и III классах.
Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).
Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.
Украшение школы к праздникам.
Помощь слабым ученикам.
То же, что в V классе, и дополнительно:
Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).
Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.
Помощь в уборке школы.
Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.
Мытье панелей в школе.
Уборка снега около двора.
То же, что в VI классе, и дополнительно:
Посадка деревьев и цветов на своих участках.
Починка парт, столов, стульев.
Организация уголка по подготовке к экзаменам.
Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.
Шефство над пенсионерами.
Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.
Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания, собирают утильсырье и пр.
Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.
Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.
«Что такое общественно-полезная деятельность?»
Данный материал рекомендован для проведения классного часа в начальной школе.
Просмотр содержимого документа
«»Что такое общественно-полезная деятельность?»»
Глазунова Валентина Михайловна,
учитель высшей квалификационной категории,
руководитель МО учителей начальных классов МБОУ «СОШ №1»
Тема: «Что такое общественно полезная деятельность?»
Тип занятия: «Открытие нового знания»
Цель: сформировать представление об общественно-полезной деятельности.
1. Познакомить учащихся с понятием «общественно полезная деятельность», ее признаками и направлениями.
2. Активизировать желание детей принимать участие в различных видах общественно-полезной деятельности.
Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.
3. Способствовать воспитанию положительного отношения к общественно-полезной деятельности, культуры общения, уважения и доброжелательного отношения к другим людям.
Основные понятия: общественно-полезная деятельность, добровольность, безвозмездность, польза.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая
Вид занятия: комбинированный
Используемые технологи: технология развития критического мышления, информационно – коммуникационные технологии, технология интеллект-карт, технология « Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся), здоровьесберегающая технология.
Предметные: усвоение понятий «общественно полезная деятельность», «польза», «добровольность», «безвозмездность».
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах; умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Общественно-полезная деятельность как ценность
Проявить социальную активность, социальную позицию учащийся, как и любой другой человек, может в общественно-полезной деятельности.
В рамках этой деятельности подростки овладевают способностью к социальному взаимодействию в зависимости от различных задач личности и требований социума, учатся ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в социуме. Причем важность этих способностей и навыков на конкретном возрастном этапе велика, так как, действуя в социуме, школьники не просто адаптируются к его условиям и усваивают предлагаемые обществом социальные роли и правила, но и учатся создавать нечто новое, преобразуя себя и окружающий мир. Подростку крайне важно получить со стороны других людей признание своих способностей, добиться доверия. Необходимо помочь подростку в поиске таких видов деятельности, которые имеют общественно-полезное значение и получают положительную оценку на разных социальных уровнях.
Таким образом, общественно-полезная деятельность позволяет оценить жизнь и деятельность личности с точки зрения общественных интересов, поскольку социальная значимость человека определяется тем, насколько его деятельность способствует благу общества. Когда подросток размышляет о смысле жизни, то он думает одновременно и о направлении общественного развития, и о конкретной цели собственной жизни. Для него важно «не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности» [11], определить, в какого рода деятельности в наибольшей степени раскроются его индивидуальные способности.
Ценностная ориентация на общественно-полезную деятельность имеет особое значение в связи с формированием у школьников деятельно-практического отношения к миру, которое основывается на потребности испытать собственные возможности для воздействия на окружающий мир, т.е. быть субъектом, чувствовать себя активным, деятельным, что предусматривает:
— приобщение к социально-выработанным формам активности;
— овладение способами позитивного преобразования окружающего мира;
— овладение целеполаганием, планированием, прогнозированием, оценкой своих действий и их результатов (последствий).
Опыт социального взаимодействия и участие в общественно-полезной деятельности формируют у подростков социальную компетентность, совершенствуют их способность ориентироваться в изменяющемся социуме и успешно решать проблемы социального взаимодействия.
Формирование у школьников ценности общественно-полезной деятельности будет свидетельствовать об их готовности к социальной активности как форме проявления личностной сущности и приобщения себя к социуму, стремления к социальному взаимодействию, о желании войти в круг широких общественных отношений, об осознании себя общественно значимым субъектом. Ценностное восприятие общественно-полезной деятельности означает сознательное отношение к другим людям, стремление найти свое место в социуме и играть в нем определенную роль, готовность к социальному функционированию в обществе.
Исходным педагогическим моментом в данном случае является необходимость развития у учащихся качеств, которые помогут им реализовать себя: самостоятельности и инициативности, уверенности в себе, способности к рефлексии, социальной мобильности, способности к сотрудничеству. Ценность же общественно-полезной деятельности будет свидетельствовать о способности подростков к социокультурному самоопределению, являющемуся стержневым свойством личности, свидетельствующим о готовности включиться в личностно мотивированную общественную деятельность.
Психолого-педагогическими условиями формирования ценности общественно-полезной деятельности следует считать условия, которые обеспечивают реализацию познавательных побуждений учащихся, развитие у них потребности в активных действиях, стимулируют проявление их активности в социальном взаимодействии, способствуют созданию мотивации к овладению новыми формами и средствами деятельности.