Что такое общественное мнение социология
Общественное мнение с позиции социологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общественное мнение: сущность понятия и этапы формирования
Общественное мнение – тип состояния общества. Общественное мнение может содержать в себе как явное, так и скрытое отношение индивида и широких социальных групп к процессам и явлениям, которые происходят в обществе и отражают действительность.
Субъект общественного мнения – это социальные общности и группы. Объектом общественного мнения могут быть события или явления, факты и социальные проявления, которые имеют негативную и позитивную окраску и вызывают определенную реакцию со стороны общества.
Общественное мнение формируется поэтапно:
Социологами выделяется несколько основных условий, которые затем определяют развитие общественного мнения, функционирование общественного мнения. Соблюдение этих условий обеспечивает устойчивость общественного мнения.
Первое условие – это значимость общественного мнения, поскольку оно должно быть злободневным, актуальным, должно отражать те темы и события, которые действительно интересны человеку и могут вызывать у него различные реакции.
Второе условие – общественное мнение должны иметь дискуссионный характер. Должны существовать дополнительные вопросы, которые будут обсуждаться в ходе формирования общественного мнения. Это могут быть вопросы, которые ранее уже были подняты, но по ним так и не пришли к общему выводу. Также это могут быть вопросы, которые вызывают у людей более острую реакцию, из-за которых они порой вступают в противоречия и даже конфликты. Но в этом и есть особенность общественного мнения – различные оценочные суждения, которые сосуществуют. Однако единство общественного мнения означает, что реакция действительно единая, она действительно вызвана как негативными, так и позитивными оценками, а значит в этой реакции отражается в мнении большинства.
Готовые работы на аналогичную тему
Третье условие – требуемый уровень компетентности. Он важен для формирования общественного мнения и его дальнейшего развития и функционирования. Важно, чтобы обсуждаемые проблемы были знакомы тем, кто их обсуждает, чтобы человек мог высказать не только свое субъективное, обывательское, но и экспертное мнение. Осведомленность в общественных вопросах позволяет грамотно разобрать их, предложить свои варианты по разрешению сложившейся ситуации и противоречия. Также общественность может сама принимать участие в принятии значимых решений.
Влияние общественного мнения на личность человека
Общественное мнение – это далеко не любое мнение. Им может стать только то мнение, которое будет соответствовать полному спектру критериев социальной значимости, критериям социальной компетентности. Это то мнение, которое может вызывать дискуссии и споры, а также способствует формированию новых социальных практик на основании уже имеющихся нескольких мнений.
Общественное мнение может характеризоваться некоторыми чертами, такими как масштабность, распространенность среди определенных социальных категорий. В основном общественное мнение распространяется среди тех, кому эта тема может быть полезна и интересна, кто имеет личную вовлеченность в обсуждаемые процессы. На основание высказываний общественное мнение может выражаться в конструктивных суждениях, в позитивных и негативных оценках, а по своей структуре общественное мнение может быть плюралистическим или монистическим. Общественное мнение способно манипулировать человеческим сознанием, и в этом выражается его основная роль в жизни человека. Это – один из способов повлиять на человека с целью изменить его поведение полностью или внести в его поведение некоторые изменения, которые в дальнейшем приведут к тому, что он будет воспринимать социальную реальность так, как это выгодно тем, кто занимается манипуляциями.
Общественное мнение задается непосредственно манипулятором. Оно влияет на подсознание человека, и делается это для того, чтобы удовлетворить потребности манипулятора. Важно уделить внимание тому, в какой форме выражается информация, а не тому, в чем состоит ее содержание. Например, СМИ принимают активное участие в формировании общественного мнения. Они наряду с социальными сетями быстро принимают новую информацию, обрабатывают ее, переносят данные из одного региона или даже участка планеты в другой, и требуется на это всего несколько секунд. В этом состоит сила информационных технологий, которой пользуются не всегда с благими намерениями. Общественное мнение может формироваться не только на основании какого-либо положительного события – те, кто хочет спровоцировать аудиторию на негативные эмоции и негативные оценки, всегда будут пользоваться этим и сеять сомнения. Особенно это касается периодов дестабилизации – смены власти, экономического кризиса в определенной стране или на международном уровне.
Что такое общественное мнение: кратко и простыми словами
Общественное мнение – это убеждения тех, кого не спрашивали. Такую шутку можно часто услышать, особенно в кругах молодежи. Об этом говорят в контексте обсуждения проблемы зависимости от чужого мнения. Давайте и мы изучим понятие общественного мнения, дадим определение, проанализируем структуру, функции, механизм формирования, найдем связь между ним и убеждениями отдельной личности.
Что такое общественное мнение
Начать стоит с определения понятия «общественность». Это группа лиц, оказавшихся в общей трудной ситуации. Ее участники осознают сложность, неопределенность ситуации, выражают общее отношение к ней. Оно отражается в поведении, поступках, реакциях каждого из участников группы.
До сих пор понятие «общественное мнение» не получило единого определения. Скажем так: это набор убеждений, суждений по какому-то вопросу, которые пропагандирует, принимает группа, большая часть общества. Это состояние массового сознания.
Для изучения общественного мнения социологи и психологи пользуются следующими методами исследования:
Сам феномен известен давно, но пристальному изучению подвергся в XX веке. Сначала изучением феномена занялась социология, а затем психология. Рассмотрим каждую из теорий подробнее.
В социологии
В социологии под этим понимают отношение большинства к событиям, которые происходят в обществе. Оно отражает общую позиции людей по какому-то вопросу, выражает их интересы. Общество состоит из групп, у каждой из них есть свое мнение. Оно и внутренне и общественное одновременно.
В психологии
В психологии его рассматривают как зеркало, отражающее состояния общества. Оно отражает реальность, показывает усредненное мнение людей по какому-то вопросу, усредненную систему ценностей, убеждений. Оно отражает среднестатистическую оценку действительности, диктует нормы поведения в конкретной ситуации.
Как средство манипуляции
Манипулируя убеждениями общества, можно управлять городами, странами. Подчинять себе людей и управлять их поведением.
Популярные методы манипулирования общественным мнением:
Признаки
Какое мнение можно считать общественным:
Свойства
К свойствам относится:
Если анализировать феномен как социальный институт, то можно назвать следующие свойства:
Сознание большинства содержит негативные или позитивные убеждения (по полярности), а также оценочные, аналитические, конструктивные суждения (по содержанию).
Структура
В структуру входит объект и субъект. Объект – какое-либо событие (процесс, факт, явление). При изучении объекта важно обращать внимание на то, правильно ли субъекты понимают проблему, и на то, что именно в объекте привлекло их внимание. Субъект – люди, которые выражают оценочные суждения относительно объекта. Субъект имеет свою структуру: классы, общности, слои, группы. Включаются те группы, для которых проблема имеет наибольшее значение.
Что еще входит в структуру:
Таким образом, в структуру общественного мнения входит эмоциональный, волевой и рациональный аспект.
Сущность и функции
Итак, в чем же суть общественного мнения:
Групповое убеждение может быть ложным, если субъекты руководствуются слухами и домыслами, а не реальными фактами.
Функции общественного мнения:
Как формируется общественное мнение
Формирование может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим подробнее механизм, этапы, факторы формирования.
Механизм формирования
Для того чтобы сформировалось общественное мнение, должны быть соблюдены конкретные условия:
Таким образом, общественным может быть только то мнение, которое соответствует всем трем критериям: значимость, дискуссионность, компетентность.
Этапы формирования
Общественное мнение формируется в три этапа:
Социологи выделяют еще четвертый этап – спад (интерес к проблеме снижается). Почему это происходит: проблема решена или ее нельзя решить, возникла более серьезная проблема.
Факторы, которые влияют
На формирование группового отношения влияют:
То есть общее отношение по какому-либо вопросу формируют СМИ, социальные институты и отдельные личности. Обычно психологи и социологи сводят источники к двум позициям: личное наблюдение за другими членами социума и СМИ. Уделим особое внимание влиянию СМИ на общественное мнение.
Общественное мнение и СМИ взаимосвязаны. Основное средство влияния СМИ – стереотипизация. При помощи определенных стереотипов поведения, мифов иллюзий они вызывают те эмоции, которые нужны, например, страх, радость, восторг. СМИ показывают людям такую картину мира, которая вызовет у них реакции, нужные правительству. Но в то же время каждый участник общества может влиять на СМИ, например, через интернет.
Общественное мнение и общественное сознание
Социум диктует, что осуждать, а что хвалить, что скрывать, а что поддерживать, как себя вести можно, а как лучше не стоит. Общественное мнение – это состояние общественного сознания. Отражает скрытое или явное отношение людей к каким-либо явлениям действительности. Если убеждения какого-то человека не совпадают с убеждениями большинства, то он предпочитает отмалчиваться. Эта закономерность наблюдается во всех сферах жизни. Таким образом, групповое отношение и сознание регулируют поведение отдельных людей.
Влияние общественного мнения на человека
Социум диктует человеку, как он должен себя вести, каких норм придерживаться. Общество учит человека нести ответственность за свои слова и поступки. Социум воспитывает и перевоспитывает, он формирует традиции, привычки, обычаи. Массовое сознание диктует общие для всех нормы жизни, ограничивая свободу и покушаясь на индивидуальность. Найти баланс между общественным и индивидуальным – одна из главных задач жизни любого человека.
Вы должны понять и принять себя, научиться анализировать и фильтровать информацию, каждый может интегрировать свои идеи в общество, если будет по-настоящему уверен в них и себе.
Зависимость от общественного мнения
Как быть собой и не думать, что скажут люди, но при этом поддерживать хорошие отношения с социумом? Зависимость от взглядов других связана со страхом критики и осуждения, которому общество может подвергнуть человека. Далеко не каждый может выступить против большинства. Однако это важно делать, потому что зависимость препятствует развитию, самореализации. Страх делает человека пассивным, лишает мечтаний и устремлений. Проблема в том, что человек не может жить вне социума, но и подчиняться ему во всем не лучший вариант. Что же остается?
Как перестать зависеть от общественного мнения
Прежде всего, нужно принять тот факт, что все люди зависят от других. Кто-то в меньшей степени (волевые, уверенные в себе люди), а кто-то в большей степени (неуверенные индивиды с комплексами и страхами), но исключений нет. Так что совсем избавиться от зависимости не получится. Так устроен человек, что нам нужно учитывать убеждения большинства, оглядываться на других людей, если мы хотим чего-то добиться в жизни.
Разнообразие взглядов обусловлено разным жизненным опытом людей, разными интересами, спецификой восприятия. Вы должны понять и принять себя, научиться анализировать и фильтровать информацию. Помните о том, что отношение большинства переменчиво. Мы уже сказали, от чего это зависит. При определенной доли уверенности в себе, арсенале фактов и аргументов вы сами можете сделать свои убеждения всенародными. Каждый может интегрировать свои идеи в общество, если будет по-настоящему уверен в них и себе.
Общественное мнение как социальный институт
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общественное мнение и этапы его формирования
Общественное мнение – это один из типов состояния массового сознания. Оно содержит в себе явное или скрытое отношение общества к событиям, явлениям и процессам, которые отражают действительность. Субъектом общественного мнения являются общности, а объектом – явления или события, социальные факты, которые могут иметь как позитивную, так и негативную окраску.
Общественное мнение формируется не единовременно, а в несколько этапов, а именно:
Социологи выделяют несколько условий, которые становятся предопределяющими в развитии общественного мнения и в его функционировании.
Первое условие – это общественная значимость мнения. Оно должно быть актуальным, должно отражать события и темы, которые волнуют абсолютное большинством. Это означает, что общественное мнение формируется в отношении тех вопросов, которые касаются экономических, политических и духовных интересов людей и могут нести важное практическое значение для широких категорий населения.
Второе условие – дискуссионность общественного мнения и тех вопросов, которые обсуждаются в ходе его формирования. То есть – дискуссионность предмета рассмотрения общественности. Это могут быть вопросы, которые толкуются весьма многозначительно и основываются на различных оценочных суждениях. Необходимый уровень компетентности – это третье условие развития и функционирования общественного мнения. Оно подразумевает понимание содержания обсуждаемых проблем, осведомленность общественности относительно вопросов, которые могут быть формирующими в мнении.
Готовые работы на аналогичную тему
Иными словами, общественным можно считать далеко не любое мнение. Им станет то мнение, которое соответствует критериям социальной значимости и компетентности, которое считается дискуссионным и может сформировать новые социокультурные практики на основе нескольких мнений. Общественное мнение может характеризоваться такими чертами, как масштабность (сфера охвата общественного мнения), распространенность среди тех людей, кому обсуждаемые вопросы могут быть интересны; направленность и поляризация, социальный ареал и устойчивость, интенсивность и скорость формирования общественного мнения.
Воздействие общественного мнения на личность
Главный механизм воздействия на личность, который реализуется благодаря общественному мнению – это манипулирование. Это способ влияния с целью изменения представлений и поведения индивида. В таком случае общественное мнение задается манипулятором, который воздействует на подсознание человека для удовлетворения собственных потребностей. Особое внимание уделяют форме информации, а не ее содержанию. Например, средства массовой информации активно принимает участие в становлении общественного мнения. Они формируют социальный образ, дают возможность передавать большие объемы информации на колоссальные по числу людей аудитории. Причем сегодня социальные сети и СМИ активно развиваются и могут очень оперативно обрабатывать информацию, переносить данные из одной части планеты в другие за считанные доли секунды, создавая все новые инфоповоды.
Еще один метод, которым пользуются специалисты в области общественного мнения и его формирования – это убеждение. Оно воздействует на сознание личности, обращаясь к собственному критическому суждению. Факты логически упорядочиваются, а субъект становится неотъемлемой частью формирования мнения. При этом убеждение в созданных установках может приобретать особую силу.
Распространение информации осуществляется в несколько приемов. Они позволяют убедить человека в том, что предоставляемые ему суждения и сведения полностью истинны, и у него нет причины в них сомневаться:
Также используют такие методы, как внушение и повторение. Внушение в отличие от убеждения – это аргументированное средство воздействия. На уровне аргументации оно более убедительное, поэтому им пользуются в основном на более высоких уровнях.
Связи с общественностью в органах власти
Лекционный материал по теме «Коммуникационное взаимодействие органов власти с населением»
1. Организация взаимодействия органов власти с населением
К основным функциональным задачам ПР в системе госуправления можно отнести:
1) участие в демократизации государственного управления
2) содействие становлению гражданского общества.
3) содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти.
4) налаживание прямых и обратных связей с гражданами.
Существует прямая зависимость между уровнем управления и особенностями служб ПР: в региональных и муниципальных органах власти широко реализуется коммуникативная функция и общение с гражданами постоянно и организованно. На федеральном уровне акцентируется взаимодействие с прессой, аналитическая и прогностическая деятельность. В целом деятельность государственного ПР обеспечивает согласование общесоциальных, корпоративных и частных интересов.
Возможности ПР могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений.
Существует целая группа причин, которые порождают недоверие граждан к органам власти. Прежде всего, это так называемые «технические» причины, когда государственные органы вследствие отсутствия структур и специалистом в сфере связей с общественность не умеют разъяснять гражданам цели и мотивы своей деятельности, не дают адекватного представления о ее характере и тех условиях, в которых они вынуждены работать и решать проблемы.
Следующие причины «культурно-исторического» типа, суть которых заключается в традиционно высокой степени политической и социальной активности российских граждан, предрасположенности нашего общества к патерналистским взглядам на власть.
«Организационные» причины связаны с недостаточностью квалифицированных и компетентных профессионалов, что вызвано переходом к новой модели организации общества и изменением характера работы с общественностью.
Причины «ресурсные» связаны с недостаточным финансированием госслужбы, отсутствием необходимой материальной и технической базы, ограниченностью располагаемых временных ресурсов и пр.
Эти проблемы могут решаться в следующих конкретных направлениях деятельности ПР в органах государственной власти:
Налаживание коммуникационных связей крайне важно в системе местного и муниципального управления. Отсутствие информации о состоянии дел в курируемых сотрудником (отделом, департаментом) отраслях или территориях и несовершенство их взаимодействия является одним их существенных недостатков управления.
Системность. Деятельность специалистов по связям с общественностью представляется собой систему успешно апробированных приемов, методов и процедур взаимодействия с общественностью.
Адекватность. Это соответствие структуры отдела по связям с общественностью, предмета и технологий его деятельности поставленным перед организацией целям и задачам.
Мобильность. Возможность структуры изменяться и корректировать направления работы в условиях появления новых факторов и обстоятельств.
Координация между отделом по связям с общественностью и другими подструктурами государственной организации может осуществляться следующим образом:
— четким определением и разделением функций, реализацией принципа «взаимной дополняемости», когда отдел по связям с общественностью не дублирует действия других органов, а качественно дополняет ее;
— согласование планирования и контроля с учетом перемещения между отделами, учебы и роста квалификации и профессионализма сотрудников, выработкой критериев их аттестации;·
—соблюдением правил «паритетного управления» и арбитражем в межкорпоративных спорах и координирующим влиянием на деятельность различных структур организации.
Социология общественного мнения
щественное мнение» возник в Англии в конце XVIII века и постепенно приобрел общенаучный характер.
В современной научной литературе (как отечественной, так и зарубежной) существует множество различных определений общественного мнения. Обобщая эти определения, (как это делает, например, Ю. Замошкин), можно выделить некоторые логические инварианты, которые так или иначе «схватывают» существенные признаки этого феномена.
Во-первых, следует иметь в виду, что общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся у отдельных индивидов, а лишь связанные с вопросом или ситуацией, в отношении которых данная совокупность индивидов выступает как общность.
Во-вторых, общественное мнение по конкретному вопросу и в конкретной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения по другому вопросу и в другой ситуации или даже по тому же конкретному вопросу, но в другой ситуации. Иными словами, не существует и не может существовать абстрактного и вне-исторического общественного мнения.
В-третьих, общественное мнение должно быть публично выражено, доведено до сведения общества или какой-либо общности людей, ибо в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных лиц (хотя этих лиц может быть и достаточно много).
В-четвертых, общественное мнение дает о себе знать тогда, когда оно высказывается по проблемам, интересующим конкретное общество или конкретную общность людей.
В-пятых, общественное мнение складывается только при условии доступа общественности к информации, касающейся конкретного вопроса или группы вопросов. Необходимо при этом иметь в виду, что общественное мнение может возникать на основе информации как отражающей реальное положение вещей, так и искажающей действительность.
В-шестых, общественное мнение, не являясь чем-то неизменным, должно обладать, тем не менее, достаточной интенсивностью, определенностью и сохраняться на
протяжении определенного отрезка времени, что и дает возможность фиксировать его в качестве общественного феномена.
На основании вышесказанного можно дать следующее определение общественному мнению: общественное мнение- специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках (как в вербальной, так и в невербальной форме) и характеризующее явное или скрытое отношениек актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом.
Общественное мнение, не совпадая ни с одним из видов и форм общественного сознания, представляет их своеобразный срез («состояние сознания»). Оно обеспечивает на практике обратную связь в системе управления, является действенным каналом непосредственной демократии, эффективным средством управления социальными процессами и социального контроля. Без всестороннего изучения и учета общественного мнения невозможно общественное самоуправление, развитие демократических форм организации власти. Развитие и учет общественного мнения помогает поднять на соответствующий уровень культуру управления, недостаток которой негативно сказывается на темпах и ходе перестройки.
Как и любая конкретно-социологическая дисциплина, социология общественного мнения имеет свои ключевые понятия и категории. К «им относятся:
мнений, столкновение интересов, их борьбу и изменение в сторону согласования или поляризации разных точек зрения.
Сформированное общественное мнение имеет ин-тегративный характер. Это не арифметическая сумма индивидуальных мнений, а концентрированное выражение коллективного разума, результат обмена мнениями между людьми, сплав, репрезентирующий мнение общества. Содержание сложившегося общественного мнения составляют лишь те оценки, которые разделяются большинством, даже если они не истинны. Соотношение ис-
тинного и ложного в общественном мнении всегда необходимо учитывать при определении его практической ценности. Социальная сущность общественного мнения проявляется в оценке субъектом того или иного процесса, события с точки зрения их соответствия интересам субъекта.
Социальные оценки являются ведущим, но не единственным элементом структуры общественного мнения. Они опираются на знания (эмпирические и теоретические), подкрепляются чувствами и эмоциями. Важное место в структуре общественного мнения принадлежит социальным установкам и волевым моментам. В целом общественное мнение представляет собой единство рациональных, эмоциональных и волевых аспектов.
Общественное мнение обладает качественно-количественными характеристиками. В зависимости от предпочтений субъекта оно может иметь позитивную или негативную направленность либо быть индифферентным. Складываясь по поводу конкретного социального вопроса, общественное мнение проявляет достаточную подвижность. Однако, будучи сформированным, оно в течение длительного периода может быть стабильным. Более того, общественное мнение, существующее в течение длительного периода, закрепляется в обычаях, нормах, традициях.
Общественное мнение имеет свои сферы распространения социального и регионального характера. Его социальная распространенность показывает, насколько широко укоренилось то или иное общественное мнение в индивидуальном, групповом или классовом сознании; региональная же сфера распространения свидетельствует о функционировании общественного мнения в рамках тех или иных административных единиц: района, области, штата или страны в целом.
Интенсивность общественного мнения указывает на характер напряженности, возникшей вокруг обсуждаемого вопроса, степень внимания членов общества к данной проблеме, выражает силу их убежденности в своей правоте, в значимости высказываемых суждений.
Наиболее широкой, комплексной характеристикой общественного мнения, выражающей целостное качест-
венное состояние этого феномена, выступает зрелость Зрелое общественное мнение отличается объективностью, высокой интенсивностью, компетентностью, социально значимой направленностью, значительной распространенностью.
Сложность и многообразие задач, стоящих на современном этапе перед исследователями общественного мнения, связано с необходимостью’ оперативного отклика ученых на запросы социальной практики в ходе перехода к рынку, обеспечения высокого научного качества получаемой информации, учета обратного влияния результатов исследований на формирование и функционирование общественного мнения, на расширение гласности.
Основой изучения общественного мнения является его методико-методологическая база, в частности, составление опросника. Институт Гэллапа еще в 40-е годы на основании опыта прогнозирования хода избирательных кампаний разработал так называемый пятимерный план, имевший целью совершенствование методики изучения общественного мнения.
Как известно, наиболее ответственным моментом в интервью является формулировка вопросов, задаваемых опрашиваемым. По словам Гэллапа, «ничто не является столь трудным и столь важным, как выбор и формули-
ровка вопросов». Не случайно именно эта часть методики опросов подвергалась наибольшей разработке в этом плане. Прежде всего были выявлены те недостатки, связанные с постановкой вопросов, которые имели место в недостаточно квалифицированных опросах.
1. Вопросы задаются людям, которые не имеют ни малейшего представления о предмете обсуждения.
2. Не делается различия между теми, кто выносит суждения «на ходу», и теми, кто, высказывая свое мнение, взвесил все «за» и «против».
3. Вопросы формулируются таким образом, что могут иметь различный смысл для различных людей.
5. Игнорируется факт, почему опрашиваемый придерживается того или иного мнения.
6. Не учитывается интенсивность выраженного мнения.
Пятимерный план, разработанный Гэллапом и применяемый, в частности, для выяснения отношений к актуальным проблемам, должен был свести до минимума перечисленные недостатки. Предусматривалось исследование пяти различных аспектов мнения: 1) представление, знание опрашиваемого о предмете; 2) его общие взгляды;
3) причины, почему он придерживается этих взглядов;
4) его специфические взгляды по специфическим аспектам проблемы; 5) интенсивность выраженного мнения. В пятимерном плане используется пять категорий вопросов: 1) фильтрующие; 2) открытые, или свободные; 3) причинные; 4) специфические; 5) выявляющие интенсивность мнений.
В рамках каждой категории задается любое количество вопросов в зависимости от проблемы и обстоятельств. Прежде всего интервьюер должен установить факт компетентности опрашиваемого, что достигается с помощью фильтрующих вопросов, ибо именно они помогают выяснить осведомленность опрашиваемого о конкретной проблеме. Эти вопросы могут быть чрезвычайно разнообразными, но наиболее распространенным среди
них является вопрос: «Слышали Вы (или читали) что-либо о таком-то предложении?». Если опрашиваемый не имеет представления о проблеме, он как бы выбраковывается из списка респондентов или же опрос ведется в нейтральных тонах, чтобы не повлиять на опрашиваемого. Если опрашиваемый отвечает неопределенно, т.е. говорит, что он что-то слышал или читал по опрашиваемой проблеме, то ему предлагается своими словами описать смысл того, что ему известно. Поскольку положительный ответ на поставленный вопрос также не всегда раскрывает степень осведомленности о предмете, могут быть заданы дополнительные вопросы (любое число), чтобы определить, насколько хорошо известна опрашиваемому суть проблемы. Иногда используется и такой прием: интервьюер просит изложить аргументы «за» и «против» в отношении конкретного предложения. Этот подход позволяет сразу же исключить «скороспелые» суждения и на первом этапе определить уровень знания опрашиваемого.
На следующем этапе задается открытый вопрос с целью определить взгляды человека, у которого берется интервью. Например, «Как, по вашему мнению; должна быть решена данная проблема?». Поскольку опрашиваемый не ограничен какими-либо альтернативными вариантами, ответы могут быть различными и самыми неожиданными. Интервьюер должен фиксировать их как можно точнее. Ответы на открытые вопросы поддаются интерпретации труднее, чем ответы на другие типы вопросов, и поэтому формы по проведению опросов, как правило, избегают их. Однако в пятимерном плане один или два вопроса этого типа обязательно присутствуют.
Специфические вопросы, в которых уже содержатся конкретные предложения о решении той или иной
Специфические вопросы представляют собой несколько вариантов предложений, изложенных в виде противоположных позиций. Недостатком такого типа вопросов является то, что бывает трудно подобрать альтернативные вариантьГ, которые охватывали бы весь диапазон мнений по данной проблеме и к тому же взаимно исключали друг друга. Кроме того, среди опрашиваемых наблюдается тенденция выбирать какой-либо из предложенных вариантов, даже если они не имеют представления о проблеме. При этом они почти всегда пытаются избегать крайних позиций. Применение фильтрующих вопросов позволяет более реалистично оценить категорию не имеющих мнения. Открытые вопросы в данной схеме дают возможность составить представление о том, действительно ли альтернативные варианты охватывают возможный спектр мнений по проблеме. Вместе с вопросами, выясняющими интенсивность суждений, они указывают на то, осознанно ли опрашиваемый избегает категорических ответов.
Среди всего многообразия видов опросов, которые проводятся в странах с развитой сетью социологических служб, можно выделить прежде всего открытые общенациональные и региональные опросы, результаты которых широко публикуются и, следовательно, становятся достоянием общественности, и закрытые, или конфиденциальные опросы, проводимые по заказу политических клиентов, а также различных ассоциаций промышленников, профсоюзов, частных лиц и различного рода организаций. Кроме того, различными научно-исследовательскими центрами в прикладных и академических целях проводятся экспериментальные опросы. Организации, занимающиеся обследованиями общественного мнения и затем публикующие их результаты в прессе, составляют небольшую часть по отношению ко всем организациям и фирмам, занимающимся опросами. По мнению М. Филда, с большим трудом можно насчитать десяток организаций такого рода, которые проводили бы исследования на по-
стоянной и регулярной основе. Ведущими организациями в этой группе является институт Дж. Гэллапа и фирма Л. Харриса. В последние годы довольно широкую популярность приобрел Д. Янкелович, основавший фирму «Янкелович, Скелли энд Уайт». Существует еще несколько менее известных организаций. Говоря о том, что Американский институт общественного мнения и подобные ему центры составляют только 5 % всех организаций, проводящих опросы, Дж. Гэллап подчеркивает, что 95 % падает на фирмы, занимающиеся опросами по заказу частных клиентов по всей стране. И если 5 % организаций все же придерживаются некоторых определенных правил в своей деятельности, что необходимо для поддержания престижа фирм, то не существует никакой возможности заставить остальные 95 % частных «поллсте-ров» следовать тем же нормам и правилам.
Избиратели почти ничего не знают о частных «пол-лстерах», услугами которых за солидное вознаграждение пользуются кандидаты.
Деятельность их носит закрытый характер. И в этом состоит основное отличие этих частных фирм от таких организаций, как институт Гэллапа и фирма Харриса, результаты опросов которых публикуются газетами по всей стране.
Несмотря на то, что лишь в последние десятилетия утвердилась практика закрытых опросов, эти опросы, тем не менее, превратились в неотъемлемый элемент каждой сколько-нибудь существенной избирательной кампании. Российский опыт проведения предвыборной кампании 1996 года подтвердил универсальную применимость этих опросов.
Закрытые опросы призваны помочь баллотирующимся кандидатам во многих отношениях. Во-первых, они способствуют их ознакомлению с «политической анатомией» электората, что дает возможность определить условия, при которых можно рассчитывать на большинство голосов; во-вторых, они позволяют установить, какого мнения о кандидате придерживаются избиратели; в-третьих, эти опросы дают возможность выявить, какие проблемы наиболее волнуют избирателей. В целом кон-