Что такое общественное сознание кратко обществознание 7 класс
Общественное сознание
Общественное сознание — в марксизме: отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону.
В советской философии особенно акцентировалась идея того, что общественное сознание «активно» отражает общественное бытие, т.е. преобразовывает его.
Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания. Выделяют различные формы общественного сознания.
Содержание
История термина
В современной российской философии формы общественного сознания нередко заменяются на духовные сферы [5]
Формы общественного сознания
Обычно называют шесть форм общественного сознания [6] :
Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определённого типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и другое.
Субъект общественного сознания
Социально-исторические общности людей могут выглядеть как субъекты, способные принимать решения. Например, государства принимают решения о начале или окончании войны, классы ведут борьбу, выбирают эффективные формы её осуществления. Хотя решения, в конечном итоге, принимаются ограниченным кругом лиц или даже отдельными людьми, но в развитой общественной структуре они связаны достаточно жёсткими регламентирующими их действия правилами — конституцией государства, законами, положениями и нормами, а также моралью. В то же время, на данном этапе развития общества, на общественное сознание оказывают большое влияние средства массовой информации, посредством которых можно существенно модифицировать общественное сознание. Большим вопросом, касающимся специфики общественного сознания в целом, является вопрос о том, как соотносятся субъективные свойства личности и общности, какие из своих субъективных свойств и каким образом (добровольно или вынужденно) личность передает органам, представляющим общность, имеющим право говорить от её имени. ‘
Уровни общественного сознания
Обществознание
Лучшие условия по продуктам Тинькофф по этой ссылке
Дарим 500 ₽ на баланс сим-карты и 1000 ₽ при сохранении номера
. 500 руб. на счет при заказе сим-карты по этой ссылке
Лучшие условия по продуктам
ТИНЬКОФФ по данной ссылке
План урока:
В отличие от животных люди способны осознавать, что с ними происходит и изменять текущую ситуацию. Люди понимают, что каждое их слово и действие будет иметь определенные последствия, поэтому человек способен сдерживать свои инстинкты, страсти, эмоции. Такой самоконтроль возможен благодаря наличию у людей сознания.
Что такое сознание
Сознание – это высший уровень психической деятельности, который позволяет человеку воспринимать окружающий мир и происходящие в нем события, осмысливать их и оценивать. Благодаря наличию сознания человек способен познавать не только окружающий мир, но и самого себя, оценивать собственные мысли, слова, поведение, внешний вид. Возможность увидеть себя со стороны, способность человека к самосозерцанию, предоставляют ему шанс измениться к лучшему, развиваться и самосовершенствоваться.
Благодаря развитию сознания личности у нее постепенно формируется научная картина мира, складывается собственная система ценностей, развивается способность к логическому мышлению, память. Сознание позволяет людям осуществить переход от пассивного проживания в этом мире к его преобразованию, таким образом, человек превращается в творца собственной реальности, постоянно воздействуя на окружающую его природу и общество.
Понять каким образом формируется сознание, можно понаблюдав за развитием психики ребенка. Так, например, в возрасте до 1-2 лет дети фактически не способны узнавать себя в зеркале, а уже после 3-4 лет они могут не только узнавать себя, но и могут оценивать свою внешность, поведение.
Без развития сознания индивид не сможет быть человеком в полном смысле этого слова, ведь сознание выполняет множество значимых функций:
Индивидуальное и общественное сознание
Коллективное, или как его еще называют общественное сознание, представляет собой совокупность всей мыслительной деятельности людей: их идеи, ценности, взгляды, убеждения, верования, традиции, интересы, нравы.Коллективное сознание существует как у небольших групп людей (например, кружков по интересам), так и у целых народов, наций, всех вместе взятых жителей планеты Земля.
Общественное сознание людей принято подразделять на научное, обыденное, политическое, экономическое, религиозное. Оно оказывает воздействие на каждого индивида, проживающего в данном обществе, и в тоже время, каждая отдельная личность вносит свой собственный вклад в развитие общественного сознания.
Самосознание
Осознание индивидом самого себя, своих мыслей, внешности, характера, поступков, личностных качеств, называют самосознанием. Способность к самосознанию отличает людей от животных, позволяет им оценивать свои личностные качества и на основе этих оценок менять свой характер и привычки.
Самосознание личности начинается с восприятия ребенком собственной внешности, некоторых физических данных и особенностей. Постепенно, в процессе самосознания, у индивида формируется целая система представлений о себе, своем внутреннем мире, собственном месте в социуме. Жизненный опыт, эмоциональные и душевные переживания накладывают свой отпечаток на каждую личность, проживающую в социуме. У каждого индивида собственный, неповторимый опыт жизни, поэтому в мире нет людей с одинаковым характером, системой ценностей, мировосприятием.
Так как развитие самосознания происходит в результате взаимодействия индивида с окружающими его людьми, его представления о себе во многом зависят от общественного мнения, независимо то того, объективное оно или нет.
Пример 2. Таня Михальчук считает себя очень талантливой и способной личностью, так как родители постоянно хвалят ее, восхищаются ее творческими и учебными достижениями. Учителя знают, что Таня обладает весьма средними способностями, но благодаря уверенности в своих силах и усердию, она достигает неплохих результатов в учебе.
Можно заметить, что в первом случае самооценка личности явно занижена, а во втором завышена. Разберемся, что такое самооценка, ведь она очень тесно связана с человеческим самосознанием.
Самооценка
Самооценка – это мнение личности о самой себе, ее оценка собственных качеств, достоинств и недостатков, которая основывается на сравнении себя с другими людьми.В отличие от самосознания, самооценка всегда предполагает оценивание, сравнение, сопоставление, наличие взгляда на себя со стороны. Самооценка человека является составной частью самосознания, однако самосознание может существовать в чистом виде, без самооценки.
Психологи выделяют три основных вида самооценки личности:
Сфера бессознательного: подсознание и его уровни
Психологи утверждают, что влияние подсознания на жизнь человека очень сильно, именно оно формирует все привычки, пристрастия, побуждает людей к совершению механических действий. Бизнесмены и политики хорошо знают о силе бессознательного и умело используют это в рекламе, кинематографе (25 кадр), всех популярных средствах массовой информации.
Попробуем разобраться на примере, каким образом и что именно может оказывать влияние на подсознание.
Пример.Петя из всех дезодорантов предпочитает использовать Axe-Эффект. Петя считает, что свой выбор он делает осознанно, потому что ему нравится запах этой марки дезодорантов больше других. В действительности, Петя множество раз видел по телевизору рекламу, в которой парни и мужчины использовавшие Axe-Эффект начинали привлекать повышенное внимание противоположного пола. Петя, конечно, уже давно забыл о просмотре данных рекламных роликов, но все впечатления, эмоции и представления сохранились в его подсознании.
Таким образом, многие предприниматели многократно увеличивают продажи своих товаров благодаря влиянию рекламы на подсознание их потенциальных клиентов.
Несмотря на то, что подсознание оказывает сильное влияние на человеческие действия, благодаря усилиям, самоконтролю, человек может научиться анализировать все свои мысли, приходящие из сферы бессознательного, с помощью сознания. Чем больше развито сознание, тем более осознанные поступки совершает индивид, тем больший контроль он обретает над собственной жизнью, своей судьбой.
Общественное сознание: понятие, основные элементы, формы
Приветствую Вас, друзья!
Развитие и само существование человека невозможны вне общества, а потому каждый в определенной мере зависим от мнения социума. Но где именно заканчивается граница индивидуального мышления, и начинается сфера мышления общественного? И можно ли сохранить собственные индивидуальные особенности, находясь при этом внутри социума? Попробуем разобраться в этих непростых, но интересных вопросах: узнаем, что такое общественное сознание, рассмотрим формы и уровни общественного сознания, разберем основные элементы общественного сознания. Начнём.
Что такое общественное сознание?
Общественное сознание — это собранная воедино масса идей, взглядов и оценочных суждений, характерных для конкретного социума в масштабе понимания им собственного бытия. Фундаментом этого феномена стало сознание отдельных индивидуумов. Однако общественное сознание не способно функционировать как простая совокупность множества сознаний членов конкретного социума (ведь каждый человек по-своему уникален, неповторим и отличен от других), оно является качественно новым образованием, синтезирующим в себе все взгляды, идеи и суждения, характерные для сознаний людей, живущих в определенном обществе.
Формирование общественного сознания происходило одновременно с формированием общественного бытия, а суть сознания заключена в осмыслении бытия социума с его одновременным творческим преобразованием. На начальных этапах становления социума общественное мышление находилось под значительным влиянием бытия, затем это воздействие стало опосредованным — через государственные, религиозные и юридические институты с обратным непосредственным воздействием уже сознания на бытие. Так общественное мышление поспособствовало перестройке бытия.
Описываемый феномен впитывает в себя всю духовную составляющую социума, фиксируемую в языке и иных формах культуры. Он состоит из множества сознаний отдельных личностей, но не способен отражать сознание конкретного индивидуума, при том, что не всякое индивидуальное сознание объективно может входить в общий массив сознания социума.
Формы общественного сознания
Для общественного сознания характерна достаточно сложная и объемная внутренняя структура, с перечнем различных уровней и форм. Формами общественного сознания называют разнообразные методы по освоению окружающей действительности, и в интеллектуальном, и в моральном аспекте (т.е. политическую деятельность, моральные и юридические нормы, науку, сферу искусства). Следовательно, к формам общественного мышления можно отнести:
Как видно из вышеизложенного, для форм общественного сознания характерно многообразие, сравнимое лишь с многообразием осмысливаемых человеком социальных процессов.
Уровни общественного сознания
В состав общественного сознания входят идеи, настроения, духовные ценности, знания, нормы и принципы, на которых выстраивается деятельность по самопознанию социумом самого себя. Как отдельный человек, так и общество нуждается в самопознании, необходимом для выстраивания гармоничных и бесконфликтных отношений внутри него. Схемы подобных общественных компромиссов вырабатываются на протяжении десятилетий и даже столетий, на них влияет как мифология и обыденные представления людей об окружающем мире, так и научно построенные философские теории и концепции. Отталкиваясь от глубины воспроизводимого в общественном мышлении общественного бытия, выделяют обыденный и теоретический уровни общественного сознания.
Обыденный уровень
Обыденный уровень состоит из знаний, представлений и оценок, сформированных людьми спонтанно, в процессе их повседневной жизнедеятельности и общения, этот уровень достаточно поверхностен и повседневен. Наиболее распространенной формой его выражения стало устное народное творчество, в особенности — различные поговорки и пословицы, которыми богат народный фольклор.
Еще одной очень распространенной формой выражения общественного мышления на обыденном уровне стала мифология. В мифах описывались все стороны человеческой жизни, и по своей сути любой миф представляет собой не разъяснение чего-либо, а повествование, своеобразный рассказ. Поскольку люди не могли объяснить многочисленные неурядицы, происходящие вокруг них с научной точки зрения, при объяснении текущих событий они ссылались либо на действие неподконтрольных им скрытых сил, либо на проявление судьбы.
Теоретический уровень
Теоретический уровень общественного сознания объединяет в себе широкий пласт собранных на протяжении истории человечества знаний о социуме и происходящих внутри него процессах. Первые попытки осмыслить и объяснить эти процессы с научной точки зрения можно встретить в работах древних философов и в ряде религиозных текстов. Следующим шагом в данном направлении стало появление в позапрошлом столетии социологии — науки, занимающейся изучением общества. В наши дни существует уже целая научная отрасль, названная обществознанием, в состав которой входит перечень дисциплин, достаточно полно и досконально изучающих самые различные стороны жизни и функционирования социума — в частности, политическую, экономическую, культурную, правовую, религиозную и иные сферы общественного бытия.
Еще одной разновидностью теоретического познания и осознания общества является идеология. Идеология рассматривает все происходящие внутри социума события с точки зрения определенных принципов и идей, выражающих ценности политического, классового или религиозного характера. Этот факт вызывает у многих людей определенную неприязнь к идеологии, которую нередко называют искаженным общественным сознанием.
Элементы общественного сознания
В зависимости от функций, возлагаемых на общественное мышление, а также от общих направлений его реализации, в нем выделяют несколько фундаментальных компонентов. К компонентам обыденного сознания следует отнести эмпирические познания и общественную психологию, на теоретическом уровне таковыми являются уже научные познания и идеология. Данные компоненты тесно взаимосвязаны между собой, они оказывают значительное влияние на жизнь человека и социума.
Под эмпирическими знаниями понимается совокупность знаний, умений и навыков, сформированных людьми на базе их личного опыта, а затем проверенных на практике. К такому типу знаний относят рецепты народной медицины, или, к примеру, предсказания погоды по определенным приметам и изменениям в окружающей среде. Подобные навыки и знания были многократно проверены нашими предками, искавшими им подтверждения в действительности, а потому нет смысла совсем списывать их со счетов.
Общественная психология входит в состав обыденного сознания, она отражает окружающую нас действительность, глядя на нее сквозь призму какой-либо социальной, религиозной или этнической группы, класса либо общественного союза. Основной функцией общественной психологии является как фиксирование, так и отражение потребностей определенных групп, входящих в состав социума, а также передача накопленного ими опыта следующим поколениям.
Идеология занимает ключевое место и в жизни отдельного индивидуума, и в жизни социума в целом. Задачей идеологии является теоретическое выражение и последующее обоснование идей и позиций, высказываемых различными общественными силами, дополнительно на нее возлагается еще и познавательная функция, что роднит ее с общественной психологией. Идеология призвана объединять членов общества, давать им ощущение общности, принадлежности к чему-то большему, нежели обычное человеческое бытие.
Связь между общественным и индивидуальным мышлением
Индивидуальное мышление конкретного человека отличает большая, нежели у общественного, степень яркости и многообразия, но в мировоззренческом плане оно является менее масштабным и объемным, поскольку отдельный индивидуум просто не в состоянии охватить всю духовную сферу жизнедеятельности социума.
Основой общественного мышления всегда выступало мышление индивидуальное, при этом каждый человек является носителем целой совокупности различных традиций и взглядов, как современных, так и уходящих корнями в глубины столетий. Соответственно, элементы общественное мышления постоянно проникают в сознание отдельного человека и трансформируются в нем уже в элементы собственного сознания данного индивидуума, формируя его собственное мышление. А значит, и индивидуальное сознание человека также всегда является продуктом общественного сознания.
Итоговый вывод прост: индивидуальное и общественное сознание тесно и неразрывно связаны, они не только постоянно влияют друг на друга, но и взаимно дополняют друг друга.
Заключение
Таким образом, общественное сознание является одной из важнейших составляющих жизнедеятельности любого человека. В нем находят свое отражение и специфические черты личности, и ее стремление к самореализации, и вклад, вносимый отдельным индивидуумом в развитие социума. На общественное мышление влияет целый ряд факторов, как отрицательного, так и положительного характера, что может иногда лишать его необходимой сбалансированности и устойчивости. Но общественное сознание отличает большая гибкость и способность к адаптации, эти качества позволяют ему тесно взаимодействовать с окружающим миром, параллельно создавая новые связи.
Что такое общественное сознание?
Общественное сознание представляет собой многогранный динамический процесс, поддерживаемый активностью индивидуальных сознаний. В общественном сознании содержатся устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, теории, пытающиеся обобщить особенности различных сторон общественной жизни. Когда говорят об общественном сознании в собственном смысле слова, имеют в виду, прежде всего то, чем сознание людей, объединенных в некоторые группы, отличается от сугубо индивидуального сознания человека, направленного, скажем, на решение его личных проблем, на организацию индивидуальной жизни. В этом смысле общественное сознание — это сознание, всегда направленное на решение общих проблем устройства общественной жизни в целом и на изучение таких свойств окружающего мира, которые имеют общее значение.
Благодаря наличию у людей общего сознания и закреплению в сознании устойчивых образов лишь таких идей, которые оказываются перспективными в практическом смысле, общество функционирует как целостный организм, то есть оно представляет не просто стихийно сложившиеся в процессе производства отношения, но содержит сознательно упорядочиваемые людьми связи.
Идеи, получающие закрепление в общественном сознании — это не просто отражение действительности, это еще и реорганизация действительности, практическое приспособление человека к миру. Такое приспособление осуществляется за счет того, что вырабатываются новые формы социальной связи, утверждаются новые социальные нормы и те идеи, которые оказываются необходимыми для их воспроизводства.
Конспект урока «Общественное сознание»
Люди, живя в обществе, создают общие для всех правила, нормы поведения, формируют ценности, общие для всех. Так складывается общественное сознание. Каковы его формы, и проявления, какую роль они играют? Что мы понимаем под сознанием? Что такое сознание? Об этом сегодня и пойдёт речь на уроке.
Содержимое разработки
Урок обществознания 11 класс (Боголюбов)
Тема: Общественное сознание
Задачи: расширить философскую подготовку учащихся на основе характеристики общественного сознания как совокупности проявлений духовной жизни общества; способствовать развитию познавательной активности учащихся через ознакомление их с разными подходами к изучаемому феномену общественного сознания.
Повторение домашнего задания: задания на стр.145
План изучения темы:
1.Сущность и особенности общественного сознания.
2. Структура общественного сознания.
3.Общественная психология и идеология.
4.Индивидуальное и общественное сознание.
Вводное слово учителя: Люди, живя в обществе, создают общие для всех правила, нормы поведения, формируют ценности, общие для всех. Так складывается общественное сознание. Каковы его формы, и проявления, какую роль они играют? Об этом сегодня и пойдёт речь на уроке.
1. Что мы понимаем под сознанием? Что такое сознание?
— Мозговой штурм: назовите ваши ассоциации со словом «сознание»
— Учитель предлагает учащимся назвать свои ассоциации, связанные с понятием «сознание». Все высказывания учащихся озвучиваются и учитель записывает их на доске.
— Обсуждение, аргументация групп, выработка общего мнения, подведение итогов
— Могут быть названы следующие ассоциации:
Ученики формулируют понятие «сознание». Учитель предлагает сравнить его с определением из словаря.
— Предлагаю два определения понятия «сознание»
Сознание – способность человека воспроизводить действительность в идеальных образах.
Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.
Определение записывается в тетрадь.
— В обществе сознание выступает как общественное сознание, как сфера духовной жизни, в которой осмысливаются, оформляются и реализуются интересы и представления различных социальных групп и общества в целом.
— Общественное сознание – совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определенной социальной общности или группы.
— Общий обзор точек зрения на сущность общественного сознания: работа с первым пунктом параграфа (стр.147-148). Составить краткие тезисы данного раздела.
— Особенности общественного сознания
1. Относительный характер:
а) возможно отставание общественного сознания от общественного бытия (пережитки прошлого, традиции)
б) идеи и взгляды могут опережать реальные условия (прогнозы, социальные мечты)
2. Преемственность: сохранение лучшего и полезного, что было в старом обществе (наука, мораль, традиции)
3. Воздействие общественного сознания на всю жизнь общества: проявляется через деятельность людей (действия могут быть прогрессивными и тормозящими)
2. Работа со вторым пунктом параграфа, заполнение таблицы (тест на стр.248-249):
Формы общественного сознания
— Уровни общественного сознания:
Общественная психология – психологический склад (социальный характер), психологическое состояние (апатия, стресс), психические явления (паника, слухи, мода)
Формируется в основном стихийно, но возможно и целенаправленное формирование
3.Структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровней, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве структурных элементов выделяются общественная психологию и идеология
Уровни общественного сознания: общественная психологию и идеология
Общественная психология идеология
Идеология — это система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон
Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.
чувственный уровень общественного сознания
Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп, формируется под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия.
Например, так как условия для каждой из больших социальных групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы, например, комплекс превосходства так называемых благородных сословий над простонародьем в Средние века, Новое время.
Идеология – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг другу, а также цели социальной деятельности. Представляет более высокий по сравнению с общественной психологией уровень общественного сознания – уровень теоретического отражения мира. Всегда носит общественный характер.
Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится общественная группа, то идеология выступает как продукт теоретической деятельности её идеологов.
4. Комментированное чтение текста (п.4, стр. 151-153). Беседа по вопр. 7, стр.155
Домашнее задание: параграф 13, задания на стр.155