Что такое общество детям
Презентация по окружающему миру «Что такое общество?»
Презентация по окружающему миру 3 класс А. А. Плешаков. На тему «Что такое общество?»
Содержимое разработки
Что такое общество?
Подумай, что такое общество.
«Общество» – от слова «общий» (совместный, коллективный).
Общество – это совокупность людей, которые объединены исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности .
Человек живёт среди людей, в обществе. Будучи частью природы, он одновременно является частью общества. Когда хотят сказать обо всех людях нашей планеты, то обычно говорят «человеческое общество» или «человечество».
Общественная жизнь началась с появления человека на Земле. Общество существует около 40 тыс. лет. Оно возникло, когда древние люди начали объединяться и действовать сообща.
Как ты думаешь, в связи с чем они это делали?
чтобы защищаться от врагов,
решать общие проблемы,
Формы объединения людей
Семья – важная часть общества.
Семья объединяет самых близких друг другу людей. Они живут под одной крышей, ведут совместное хозяйство, заботятся друг о друге.
Частью общества является и народ.
Народ – это население государства, жители страны.
Работа по учебнику.
На Земле насчитывается
Каждый человек живёт в какой-нибудь стране.
Страна – это территория, которая имеет
определенные границы (например, Россия,
Общество – это люди, которые
живут вместе в одной стране
(например, российское общество).
Государство – органы власти, которые
управляют обществом: президент,
парламент, суды, полиция, правительство
Любое государство имеет…
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» с воспитанниками 5–6 лет
надя пашкова
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» с воспитанниками 5–6 лет
Тема:» Белорусские рушники»
Цель: Формирование представления о предметах декоративно-прикладного исскуства и культуры – рушниках.
1. Формировать представления детей о истории возникновения рушников в Беларуси.
2. Познакомить с назначением рушников, с элементами орнамента, значением символов.
3. Воспитывать познавательный интерес к истории, культуре и традициям белорусского народа.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации, рушники, пяльцы с вышивкой, демонстрационные карточки с изображением символов, слайды и мультимедиа.
Начало занятия
1. Вступительная беседа
Задачи: организовать детей, заинтересовать и мотивировать на предстоящую деятельность.
Воспитательвыходит к детям с караваем хлеба на рушнике и со словами:
— Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем,
Он на блюде большом,
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь отведать, просим!
А я хочу вам рассказать историю про рушники. Согласны? Тогда слушайте внимательно.
Ход занятия
1. Рассказ воспитателя о истории возникновения рушников.
(с использованием презентации)
Задачи: Познакомить с историей возникновения рушников.
В.— И люди умели делать все необходимые предметы своими руками: и одежду, и посуду, и мебель. (слайд №4)
2. Ручной труд. Изготовление бахромы на льняной ткани.
Задачи: обеспечить условия для самостоятельного изготовления салфетки с бахромой. Развивать моторику.
В. – Что у меня? (салфетки из ткани)
В. – А вот так делается бахрома.
(Воспитатель показывает как вытягивать ниточки по краю льняной ткани и дети самостоятельно работают со своими отрезами ткани)
Подвижная игра «Удар по веревочке»
Задачи: Обеспечить отдых. Развивать ловкость и внимание.
Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой.
Цель водящего – осалить, т. е. несильно ударить (осалить) по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше.
4. Рассказ воспитателя о назначении рушников.
Задачи: Познакомить с назначением рушников и их значением в жизни людей в прошлом.
В. – Поиграли! Присаживайтесь. Когда-то в семье белорусов было несколько рушников, с ними были связаны разные традиции.
В. – А что такое традиции? (предположения детей)
В. – А традиции, это правила жизни, которые бабушка рассказывает и передаёт внучке, отец – сыну, мать – своим детям. Как что-то делать, зачем это делать. Например маленьких девочек учили ткать на кроснах, помогать вышивать, готовить еду. А мальчиков – растить урожай, выполнять мужскую работу. Рушники стелили на стол как скатерти. Завязывались как пояса. Служили украшением иконы и назывались «набожники». (слайд №8)
рухомая гульня «ЧЫЙ КРУГ, КАЛЯ СНАПА ХУТЧЭЙ ЗБЯРЭЦЦА».
задачы: развіваць каардынацыю рухаў, слухавую увагу.
Cтавяцца некалькі перавязаных рушнiкамi «снапоў», вакол іх становяцца дзеці- каманды, узяўшыся за рукі. Пад беларускую народную мелодыю ўсе разбягаюцца і выконваюць розныя танцавальныя рухі. Па заканчэнні мелодыі трэба хуценька сабрацца ля свайго «снапа». Пераможцам з’яўляецца тая каманда, якая выканае заданне першай.
6. Рассказ воспитателя о символах.
Задачи: Познакомить с орнаментом рушников их значением в жизни людей в прошлом.
В. В нашем уголке изо будет вот такой альбом с разными символами и вы можете рассмотреть их ещё раз, можете попробовать их нарисовать.
Как и зачем говорить с ребенком об общественной жизни? (Спойлер: помогут мультфильмы!)
Как рассказать ребенку о жизни общества без занудства
Родителям часто кажется, будто детям еще рано знать все об окружающем мире: ну разве пятилетке объяснишь, как работают банки, зачем папа взял ипотеку или что такое бабушкина пенсия? Но на самом деле знакомить детей с жизнью общества и страны не менее важно, чем показать все виды птиц и полевых цветов: это такая же часть полноценного развития. Рассказываем, зачем еще нужны «уроки обществознания» и как провести их для малышей и школьников без нудных лекций и сложных терминов.
Зачем ребенку знать об обществе и стране?
Дети с ранних лет отчетливо понимают разницу между «моим» и «чужим». Они видят, что существуют правила поведения в семье, детском саду — а потом и в школе — по сути, это и есть знакомство с обществом. Если начать знакомить со «взрослыми» понятиями еще до школы, это поможет ребенку:
Ребенку, который ничего не знает о форме государственного устройства своей страны, налогах, социальных службах и других важных вещах, будет сложнее встроиться в общество. Он рискует вырасти тем самым Незнайкой на Луне, который не понимает, откуда и почему берутся фертинги и сантики и какие возможности и ограничения есть в его стране.
Неужели об этом можно говорить с малышами?
Конечно, есть вещи, которые не стоит обсуждать в раннем возрасте. Но дошкольникам в рамках семейного «обществоведения» можно рассказать о волонтерах поисковых отрядов, некоммерческих организациях по защите природы, субботниках в парках. Малышам полезны и разговоры на более сложные темы, например о расизме — в этом уверены эксперты британской компании EqualiTeach. Клинический психолог Юлия Ларионова считает, что даже глобальные изменения в жизни страны важно объяснить ребенку:
Информация от взрослых, какие именно события произошли на уровне семьи, города, страны и мира, — очень важна, это уменьшает напряжение детей. Ребенок хочет понимать, что происходит, а если не может, то выключается: заболевает или «выдает» буйное поведение и нежелание учиться. Это характерно для старших дошкольников и младших школьников, такое поведение возникает у детей, которые не справляются с самостоятельным проживанием эмоций и новых ситуаций. Они нуждаются в новых словах, понятиях и героях. И новые слова берутся от того, кто знает больше и может действовать шире, — от взрослого. А примером может стать книжный или мультяшный персонаж.
Предстоящая перепись поможет рассказать об участии в жизни страны
В апреле 2021 года в России пройдет перепись населения — чем не повод начать разговор об обществе с ребенком? Объяснить ребенку, что это такое и почему участие каждого важно для нашего будущего, поможет мультсериал «Приключения Випина». Птичка Випин, которую специальное жюри сделало талисманом Всероссийской переписи населения, готовится провести перепись на своем родном дереве. Уже вышли пять серий, в которых остроумно и интересно рассказывается о первой в российской истории цифровой переписи населения.
Простая яркая графика, понятный короткий сюжет — за две минуты одной серии ребенок узнает:
Забавный Випин учится делить пирог (как правильно — по красоте, уму, потребностям или справедливости?), в лицах показывает возможные диалоги при встрече переписчика с жителями города — строгой учительницей, глуховатой бабушкой, веселым подростком и футбольным болельщиком.
Научиться жизни в обществе можно у сказочных персонажей
Еще в XX в литературе и мультфильмах для детей было много положительных, активных героев. Мальчиш-Кибальчиш, герои Носова, Чуковского, Маршака, Михалкова и Барто — все они были неравнодушными жителями своего города и страны (пускай иногда и фантастической). Дядя Степа служил примером того, как должен себя вести настоящий милиционер и спортсмен, Незнайка вместе со своими друзьями меняли общество на Луне, а Чиполлино — в огородном государстве. Кот Леопольд учит мышей делать добрые дела и «жить дружно» — так можно рассказать ребенку о волонтерах и важных принципах, которые должны быть в основе общества.
В зарубежной мультипликации об общественной жизни тоже рассказывали. В мультфильмах Диснея дядя Скрудж учит не только копить деньги, но и уважать законы страны. Питер Пэн отлично понимает, в чем разница между реальным миром и Страной Нетинебудет, и действует по ее правилам.
И в современных мультфильмах принято говорить не только о приключениях и любви, но и о гражданской позиции: в «Короле Льве» Симба борется за власть с завистливым и жестоким дядей и возвращает прайду процветание. А Эльза из «Холодного сердца» делает все для блага своего народа и готова пожертвовать своей жизнью, чтобы сохранить мир. Думаете, для ребенка это только интересный сюжет? На самом деле даже второстепенные персонажи таких мультфильмов:
Окружающий мир. 3 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 3 класс
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Государство, общество, народ, человечество, гражданин, семья, территория, границы, столица, государственный язык, государственный флаг, государственный герб, государственный гимн, глава государства, законы, экономика, образование, наука, культура.
Государство – страна с определённой формой политической организации.
Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все установленные законами обязанности.
Общество – совокупность людей, объединённых общими для них конкретно-историческими условиями жизни.
Народ – население той или иной страны.
Человечество – люди, человеческий род.
Семья – группа семей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе.
Глава государства – человек, который возглавляет страну, руководит государством.
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня на уроке мы будем говорить о людях, населяющих нашу планету, об общечеловеческих качествах, присущим всем людям Земли, необходимости проявления дружбы, доброты, милосердия и уважения к любому народу; о патриотизме и любви к своей Родине.
Мы уже знаем, что человек – часть живой природы, потому что он дышит, растёт, питается, развивается. Человеку для жизни нужны воздух, вода, солнце. А ещё человеку нужно общество. Будучи частью природы, он одновременно является и частью общества. В этом заключается удивительная особенность человека, его место в мире. Общественная жизнь началась с появления человека на Земле. Оно возникло, когда древние люди начали объединяться и действовать сообща.
Очень много примеров, когда ребёнок, отбившись от человеческого общества, превращался в того зверёныша, среди которых он вырос. Например, герой мультипликационного фильма «Маугли» – черноволосый мальчик, рос и воспитывался в джунглях среди волков и стал совершенно своим в мире животных, соблюдал их законы, а в кругу людей, куда он попал во взрослой жизни, ему было очень сложно понять законы общества.
Как вы понимаете, что такое общество?
Какую часть общества называют страной, народом?
Какую часть общества можно назвать семьей?
Общество – это совокупность людей, объединённых исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности.
Народ – это население той или иной страны, которое объединено языком, национальными традициями, фольклором. Народ – часть общества.
Самая маленькая часть общества – это семья.
Семья объединяет самых близких (родных) друг другу людей.
Человеческое общество можно назвать одной огромной семьей. Человек живет среди людей, в обществе. Народ, к которому ты принадлежишь, – часть общества.
Как вы думаете, сколько сейчас на земле народов?
Частью общества является и народ, к которому ты принадлежишь. На Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов. Среди них русские, англичане, украинцы, немцы и многие другие. В одной только России более 100 народов.
У каждого народа свой язык, свои национальные костюмы, свои сказки, песни, танцы; представители многих народов различаются цветом кожи, чертами лица.
Мы с вами уже хорошо знаем, что люди разных национальностей могут жить и в одном государстве. Большинство стран мира – многонациональные. Поэтому бразильцы могут жить не только в Бразилии, а французы – не только во Франции.
Люди живут в разных странах, принадлежат к различным народам. Почему же всех людей Земли считают единым человеческим обществом?
Каждый человек живёт в какой-нибудь стране. Вам, ребята, уже знакома политическая карта мира. На ней изображены страны и государства. Всего на Земле около 200 государств. Любое государство имеет свою территорию, государственные границы, столицу, государственный язык, иногда их даже несколько. В нашей стране государственный язык – русский.
На карте мира можно определить территорию каждого государства. А в каждом государстве выделен особым пунсоном только один город – это столица этого государства – главный город страны. Столица нашей Родины – город Москва.
Президент США – Дональд Трамп. Резиденция Дональда Трампа – Белый дом в Вашингтоне.
В Великобритании глава государства – королева Елизавета II. Резиденция королевы – Букингемский дворец в Лондоне.
Главой государства ещё могут быть монархи: император, князь, султан, папа Римский, Великий герцог.
Символами государства являются Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Все эти символы есть и у России. В любой стране действуют определённые законы, работает экономика, образование, наука, культура. Всё это различные стороны жизни общества. Каждый человек является гражданином какого-либо государства. Мы с вами – граждане России. В современном мире все государства взаимосвязаны. Каждое из них – часть человеческого общества.
Разбор типового тренировочного задания:
Совместное хозяйство, Национальный костюм, Государственные границы, Государственный язык, Забота друг о друге, Национальные танцы, Жизнь под одной крышей, Национальные песни, Государственные символы
Тема урока: «Что такое общество»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Что такое общество
систематизировать основное содержание понятий «общество», «природа», «культура», «общественные отношения» как в широком, так и узком смысле;
формирование значимости научных знаний и методов познания действительности, готовности руководствоваться ими в анализе и оценке общественных явлений; необходимых моральных ориентиров; экологической культуры;
формирование умения получать, обобщать, систематизировать информацию из разнообразных источников; умения применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера; умения формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, задавать вопросы и отвечать на них
1.Что такое общество
2.Общество как совместная жизнедеятельность людей
3. Общественные отношения
7. Работа с документом ( стр. 14 – 15), ответы на вопросы на стр. 15
Тип урока: изучение нового материала
ППЗ: Сколько смыслов у слова «общество»? Можно ли отделить общество от природы? Бывают ли «некультурные общества»?
2.Изучение нового материала
1). Что такое общество? Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.
Общество в узком смысле слова
А).Совокупность людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности ( например, спортивное общество «Динамо»);
Б). Определенный этап исторического развития человечества ( например, феодальное общество, капиталистическое общество).
В).Определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа, страны.
Г) Это круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения ( например, общество нумизматов,, дворянское общество).
Д) Это отдельное конкретное общество, страна, государство, регион ( современное российское общество, французское общество).
Е) Человечество в целом.
Общество в широком смысле слова
А).Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя:
Что лежит в основе жизни общества?
А). Приоритет материального:
Материальное производство играет огромную роль в жизни людей. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой, человек должен есть, пить, иметь одежду и жилье, т.е. удовлетворять свои инстинкты.
Б). Приоритет духовного:
1.Прежде чем что-либо создавать, человек обдумывает, строит модель в сознании ( что, где, как, для чего).
2.При исчезновении материального объекта в сознании остается его мысленный образ.
Вывод: Важные исторические перемены происходили под воздействием духовного и экономических факторов ( вместе). М. Вебер ( нем. социолог)
2.Общество как совместная жизнедеятельность людей
Общество – это совокупность индивидов, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Первоосновой взаимодействия людей является деятельность
Вопрос к уч-ся: Чем отличается деятельность людей от поведения других живых существ?
Найдите ответ в учебнике на стр. 7 – 9
Заполним таблицу « Основные отличия человека от животного
Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ
Не способно изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств труда, использует то, что имеется в окружающей среде
Изменяет и преобразует природу
Приспосабливается к природе
Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, нравственности и красоты, духовным потребностям
Изменяет окружающий мир по потребностям своего вида, ориентируясь на удовлетворение физических потребностей
Развивается по двум программам: биологической ( инстинкты) и социально-культурной
Существование направляется только инстинктами, действия изначально запрограммированы
Потребности постоянно изменяются и растут
Потребности практически не изменяются
В основе деятельности человека не биологическая программа поведения, а сознательно поставленная цель
Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования
Деятельность людей обеспечивается их взаимодействием, в процессе которого рождаются различные формы их объединения
Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни
Человек обладает мышлением и членораздельной речью
3. Общественные отношения
— Общественные отношения – это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами ( или внутри них).
— Это тот воздух, который мы не видим, но которым мы дышим, благодаря которому живем человеческой, а не животной жизнью.
— Это разнообразные связи между социальными группами, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
— Это многообразные связи, формирующиеся между людьми в различных сферах их жизнедеятельности.
— Общество представляет собой своеобразный «коллектив коллективов». Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.
— Это относительно устойчивые, во многом безличные ( формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей. При этом имеются в виду отношения не только между индивидами, но и между социальными группами, которые складываются в обществе.
В узком смысле – опосредованные связи между людьми.
Характерные черты общественных отношений
— Относительно устойчивые связи
— Безличные ( формальные ) связи
— Затрагивающие важные стороны жизни.
Общественные отношения подразделяются на:
— Материальные отношения ( возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него):
1) Производственные отношения ( отношения собственности, формы распределения произведенного продукта, его обмена и потребления)
3)Отношения по детопроизводству
4) Отношения между историческими общностями людей ( род, племя, народность, нация)
5) Брачно-семейные отношения между людьми
6) Отношения между личностью и обществом
— Духовные ( идеальные) отношения ( формируются, предварительно «проходя через сознание людей, определяются из духовными ценностями):
Д). Виды общественных отношений:
1) На уровне социальных общностей:
— классовые, национальные, групповые, семейные.
2).На уровне взаимодействия между людьми в группе:
Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: кто-то интересуется, когда будет нужная ему остановка, кто-то просит уступить ему место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям
4. Общество и природа
Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.
— это весь окружающий нас мир в бесконечном разнообразии его форм и проявлений ( в этом значении – синоним понятия «Вселенная»).
Б). Природа в узком смысле слова: – весь материальный мир, за исключением общества, т.е. совокупность естественных условий существования человеческого общества;
— это природно-географическая среда.
Взаимосвязь общества и природы
Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.
Общество Действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели
Природа Действуют слепые, бессознательные силы.
Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.
Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях:
1). Как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа;
2). Оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.
На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.
Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но и природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т.д.
Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.
5. Взаимосвязь общества и природы
Природа – совершенный космос, противоположный хаосу.
Принцип – жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое.
Природа – результат творения Бога, нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает Божественным началом – душой.
Принцип – возвышение над природой. Отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению – человеческому телу – как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Поскольку природа – результат Божественного творения _ считалось, что человек, наделенный искрой Божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога
Природа – источник радости, наслаждения. Принцип- единение человека и природы. Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека.
Природа – объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумным человеком.
Принцип – господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой.
Необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур;
Природа – уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека.
Принцип – партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы.
Отличия общества от природы
— имеет законы исторического развития;
— занимается созидательной деятельностью;
— преобразует мир, в том числе и природу.
— имеет собственные законы;
— постоянный и непрерывный эволюционный процесс;
— естественная среда окружения человека;
— влияет на формирование культуры, традиций, обычаев;
— может замедлять или ускорять развитие стран и народов;
6. Общество и культура. «Вторая природа»
Вся жизнь общества основана на целесообразной и разнообразной деятельности людей, продуктом которой являются материальные блага и культурные ценности, т.е. культура.
Человек был, есть и, вероятно, останется созидателем существующего мира, творцом нового, творцом культуры. По мнению философа З. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных.
Культура характеризуется историчностью и многообразием.
Народы, населявшие нашу планету в прошлом и живущие сегодня, отличались и отличаются друг от друга прежде всего самобытной культурой. Своеобразие проявляется в языковых различиях, в традициях и обрядах, семейном укладе и отношении к детям, манере общения и предпочтениях в еде и во многом другом. Понять отдельные элементы культуры общества можно только в рамках всей его культуры.
Вместе с тем исследователи, изучавшие культуры различных народов, пришли к выводу, что всем культурам присущи общие черты или формы. Их назвали культурными универсалиями:
— наличие языка с определенным грамматическим строем;
— институт брака и семьи;
— во всех культурах есть нормы, связанные с заботой о детях;
— почти у всех народов существует запрет на инцест ( сексуальные отношения с близкими родственниками).
Но даже эти немногочисленные универсалии по своему преломляются в культуре разных обществ. Так большинство из них отвергает многоженство, в то время как в ряде мусульманских стран это узаконенная норма.
Важнейшие составляющие элементы культуры
— понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира;
— взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности;
— ценности – общепринятые убеждения относительно целей. К которым человек должен стремиться;
— правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры
7.Науки, которые изучают общество и человека в нем
Культурология Юриспруденция ( правоведение) Эстетика Этнология Экономика ( экономическая теория) Политология История Философия
Работа с документом ( стр. 14-15)
Вопросы и задания к документ:
1). Почему совокупность изолированных друг от друга индивидов обществом не является?
2). Почему П.А. Сорокин считает, что предметом изучения социальных наук являются психические взаимодействия?
3). Объясните характер описанных в параграфе социальных взаимодействий, используя текст П.А. Сорокина.
Задания на стр. 15 – 16.
Домашнее задание: п. 1, вопросы для самопроверки.
1. П. 1; ответить письменно на вопрос 3, стр. 16
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.